Поистине ослепли наши вожди церковные, относя к временам апокалиптическим завещание апостола Павла, сказанное в отношение к временам нормальным (Рим.13:1—7). Уже теперь исполняется слово апостола о том, что некогда Господь пошлёт людям «действо лести во еже веровати им лжи» (2 Сол.2:11) и всякой неправде погибающих. В своём удивительном указе от 8 21 октября 1927 года митр.Сергий обнаружил совершенное незнакомство с тем, что слово Божие различает ясно врагов личных (Мф. 5:44), церковных (Мф.18:17; 1 Ин.2:19; 1 Тим.1:19—20; Тит.3и много др.) и врагов Божиих (Псалмы 67, 82, 36; Лк.19:14—27; Мф.12:32 и др.). Если бы митр.Сергий и его соработники и единомышленники молились по указанию Церкви Христовой, то они не подписали бы столь срамного указа, так как в помяннике о разных врагах молятся по разному. О врагах личных, христианин молится так: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящие и обидящие мя и пакости ми творящие и не остави их погибнути мене ради, грешнаго». За врагов церковных Церковь молится так: «Отступившие от православной веры и погибельными ересьми ослепленные светом Твоего познания просвети и святой Твоей Апостольской Церкви причти». А за врагов Божиих Церковь молится так: «Мерзкое и богохульное агарянское (можно заменить другим словом) царство вскоре испровержи...» Сергиевская церковь по данному вопросу совершенно игнорировала церковныя предания и практику вселенской Церкви, которая никогда не молилась о благополучии и процветании богохульных гонителей и мучителей, истребляющих христианскую веру, а, наоборот, возносила молитвы о просвещении их светом евангельскаго учения, или в случае неисправности и крайней ожесточенности, просила об истреблении врагов Христианства. О святом Василии Великом в житии его читаем следующее: «Василий, угодник Божий, боролся за веру Христову, когда царь Юлиан Отступник, богохульник и великий гонитель христиан, похвалявшийся истребить христианскую веру во вселенной, отправился воевать против персов. Святитель Василий молился тогда в церкви перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия, в виде воина с копьём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3796...

Самое историческое событие, героем которого явился Меркурий, вызывает недоумения. Если мы обратимся к другим историческим источникам, и прежде всего к летописям, то не найдем в них известий не только о подвиге Меркурия, но и о самом пападении татар на Смоленск в указываемое повестью время. Между тем летописи содержат обстоятельное повествование о Батыевом нашествии и перечисляют все города, пострадавшие от него, и в Северо-Восточной, и Юго-Западной Руси, и даже в Угорской земле. Странным представляется молчание летописи о нападении татар на один из главных городов тогдашней Руси, да и вообще отсутствие письменных свидетельств о событии, идущих из более раннего времени, тем более, что дело по повести окончилось поражением врагов, и стало быть сохранение рассказа об этом событии было даже в интересах народного самолюбия. Позднейшие своды, как Царственный Летописец, Воскресенская, Никоновская летописи, также не включили в свой состав интересующих нас известий. Лишь в одном из них, в Русском Временнике, есть рассказ о событии, сообщаемом нашею повестью. Здесь, после повествования о взятии татарами Киева, Владимира (Галицкого), Кременца, Галича, находим особое заглавие: „О граде Смоленске», под которым говорится о приходе Батыя с войском и исполином к Смоленску 78 и о намерении его напасть на город ночью; затем следует новое заглавие: „Явление Пресвятыя Богородицы и о святом Меркурии», под которым содержится длинный рассказ о подвиге и кончине Меркурия. Но рассказ этот оказывается второй редакцией нашей повести, уже в готовом виде включенной в свод; тексты совпадают буквально, представляя лишь самые незначительные различия; так, во Временнике находим подробность, что Меркурий ехал верхом, чего нет в тексте соответствующей редакции повести; некоторые подробности иначе размещены 79 . По-видимому, повесть о Меркурии служила единственным источником, говорившим о нашествии Батыя на Смоленск. Да и сама она была первоначально не особенно распространена, если ее не включили в свой состав обширные московские летописные своды, а также хронографы, собравшие много исторических повествований 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— А если вдруг какой-то издатель не пожелает ограничиться набором и корректурой, будет ли у него возможность более активного сотрудничества с рабочей группой? — Безусловно. Мы готовы рассмотреть предложения о сотрудничестве с тем или иным издательством в рамках конкретных проектов. Если кто-то, например, планирует издать серию акафистов или объемный сборник акафистов — тогда мы можем объединить наши усилия, ресурсы и совместно подготовить такое издание. На выходе издатель получает востребованную продукцию и статус партнера Издательского Совета, а копилка рабочей группы пополняется выверенными и одобренными акафистами. Собственно, такое сотрудничество уже налажено с издательством храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы. — Какие акафисты уже одобрены рабочей группой? — Хочу сразу подчеркнуть: наша группа фактически лишь готовит предложения Священному Синоду — мы не имеем прерогативы одобрять тексты самостоятельно. На ближайшее заседание Синода мы планируем подать следующие акафисты: Честному Кресту, Богородице в честь иконы «Всецарица», апостолу Фоме, великомученику Меркурию, преподобным Герасиму Иорданскому, Никодиму Святогорцу и Симеону Новому Богослову, святителям Григорию Паламе и Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и священномученику Петру Черевковскому. Надеюсь, что к этому списку добавится акафист Богородице в честь иконы «Неупиваемая Чаша» и, возможно, еще один-два текста. Беседовала Н. Тихомирова Издательский Совет /Патриархия.ru за темою У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською У проходить виставка-форум Слова» У нагородили Х сезону конкурсу з ключовими словами Видавнича Рада   ihmepb " ю Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии В.Р. Легойда: План влади — братства на ворожнечу Митрополит Крутицький та Коломенський Павел: Бачити образ Божий у кожному О.В. Щипков: Книга без моральних проблем в Церковна Як це робиться Акопян про книгу «Вступ до та Митрополит Волоколамський На недостатньо уваги Головний упор — на Москву Володимир «Наша — не вчення, не а саме життя».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2065898...

Главная святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист. Дата основания: 1867. Адрес: 49006, г. Днепропетровск, ул. Чичерина,171 Телефоны: 8 (0562) 34-24-33 , 8 (056)770-35-14 Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор Свято-Троицкий кафедральный собор заложен в 1837 г. на месте деревянной Свято-Духовской церкви 1791 г. Строился храм на средства купцов Федора Дупленко и Андрея Кирпичникова и имел боковые престолы: правый – Казанской иконы Божией Матери, левый – св. ап. Андрея Первозванного. В 1860-х гг. к храму пристроена колокольня. После закрытия Спасо-Преображенского собора, Свято-Троицкий стал кафедральным. В 1934 г. его также закрыли и превратили в склад. В 1941 г. храм вновь стал действующим, в статусе кафедрального. В 1943 г. его настоятель протоиерей Владимир Капустинский был расстрелян во дворе и похоронен у стен собора. Часть росписей храма выполнена художником Иваном Ижакевичем при реконструкции на стыке XIX-XX вв. Другая часть создана в 1950-х гг. на месте утраченных композиций. Рядом с собором, в новом здании, с 2006 г. размещается Епархиальное управление. Адрес: г. Днепропетровск, Красная площадь, 7 Телефоны: (+38 056) 744-76-46 , 375-32-59 Спасо-Преображенский кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор Официальная церемония закладки основания Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра состоялась 9 (22) мая 1787 года во время путешествия Екатерины II на юг империи. Одной из главных реликвий собора является Крест-мощевик, преподнесенный, по благочестивой легенде, в дар соборному храму императрицей Екатериной II и князем Г. Потемкиным. Внутри святыни находятся мощи святых: первоверховных апостолов Петра и Павла, первомученицы Феклы, священномученика Игнатия Богоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, мученицы Евфимии Всехвальной, святителя Митрофана, епископа Воронежского, мученика Меркурия, преподобного мученика Акакия. 21 декабря 2008 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил самый большой в епархии колокол для Спасо-Преображенского кафедрального собора, который дополнил окончательно всю гармонию колокольного звона соборной звонницы. Вес могучего гиганта — шесть тонн.

http://azbyka.ru/palomnik/Днепр

По благословению Владыки Иринея, благодаря вдохновению, энергии настоятеля протоиерея Ярослава Денеки, жертвователям храма Преображенский собор вновь становится подлинной жемчужиной нашего края. Описание [ править править код ] Сооружен собор в классическом стиле и имеет Т-образную конфигурацию. Его передняя часть расширена для создания в ней двух пределов с алтарями: левого — в честь великомученицы Екатерины и правого — святителя Николая Чудотворца. Над средней предалтарной частью возвышается барабан и купол диаметром более 8 метров, который опирается на четыре прямоугольных паруса свода. Стены барабана имеют 16 продолговатых окон, между которыми изображены восемь библейских пророков, а немного ниже, на сводах — образы евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Входную паперть собора венчает двухъярусная амперная колокольня со шпилем, оточенным около его основания восемью медными позолоченными вазами — творениями иеродьякона Антония. Кроме главного (западного) входа, в собор находится еще два: северный и южный. Все они украшены шестиколонными, ионического ордера, портиками. На втором ярусе колокольни Преображенского собора находился колокол весом 385 пудов (6,16 т), отлитый в Москве на заводе Николая Самгина. В 30-х годах XX столетия все колокола сняли. Святыни [ править править код ] Крест-мощевик, по преданию, был преподнесен в дар соборному храму императрицей Екатериной II и князем Г. Потемкиным. В кресте находятся частицы мощей первоверховных апостолов Петра и Павла, первомученицы Феклы, священномученика Игнатия Богоносца , великомученика и целителя Пантелеимона, мученицы Ефимии Всехвальной, святителя Митрофана, епископа Воронежского, мученика Меркурия, преподобномученика Акакия. Крест-мощевик У креста совершаются молебны о здравии. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Местонахождение [ править править код ] Адрес: Украина, Днепропетровск, пл. Октябрьская, 1 Телефоны : 744-88-19; 8 (056)744-88-19 Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Мчч. Флор и Лавр. Новгород. 1460-е – 1470-е гг. У воинов-мучеников, кстати, на иконах и в росписях могут изображаться кольчуга, щит, меч, копье, но почти никогда нет головного убора. Как особый пример, есть икона, где у великомученика Димитрия изображен отброшенный назад шлем. Интересно, что великомученик Меркурий почти всегда изображается с воинским головным убором – так сложилась его иконография. Вмч. Димтрий. XVI в. Вмч. Меркурий. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. – Вы затронули вопрос изображения в раннехристианском искусстве мучеников знатного происхождения. А как в дальнейшем в иконографии уделялось внимание сословному происхождению? – Мученики принадлежали к разным сословиям, и, конечно же, это отражается в иконографии. Среди них есть и простые люди, и князья… И в более позднее время богатая одежда указывает на знатный социальный статус мученика. Так Церковь подчеркивала, что, несмотря на особенное положение в обществе, святой всем пренебрег, чтобы послужить Христу. Ради Христа он не только пожертвовал своим богатством, но и жизнью. Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников. К примеру, святые из Персии всегда показываются в особенных одеждах. Так, по-особенному изображаются святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, ветхозаветные три отрока в пещи, великомученик Иаков Персиянин. Так Церковь стремится напомнить о месте подвига святых. Мчч. Косма и Дамиан Аравийские. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. Свиток и крест – Расскажите про изображение святых мучениц. – Они обычно изображаются в одежде вроде туники и мафория Богородицы, порой подчеркивается и знатное происхождение святых жен. Так, великомученицу Екатерину мы всегда видим в богатых одеждах с короной на голове. Но по богатым красивым одеяниям не всегда можно судить о сословном происхождение. Мученица прославлена в Царствии Небесном, как она жила на земле может и не быть отражено на иконе. В базилике Равенны VI века мы видим шествие мучениц, которое уже упоминалось. Все мученицы в одинаковых прекрасных одеждах, хотя при жизни все они были очень разного положения в обществе. Этот момент как раз больше характерен для западной части христианского церковного искусства.

http://pravoslavie.ru/159636.html

Она позвала келейницу. Та спала как раз около прохода в её покои. По заспанному виду вошедшей она поняла, что сон её никто не нарушал, хотя этот приезд, как ей казалось, был весьма шумным. Попросила зажечь свет. Стала рассматривать бумаги. Всё было по-прежнему. Она их прекрасно знала, так как смотрела до этого много раз. Но вот в конце ей попался незнакомый лист. Она увидела, что это распоряжение об отмене захвата их земли. На бумаге были соблюдены номера всех приказов. В конце текста стояла подпись: «Президент Мубарак». Игуменья спешно позвала благочинную, подняла всех сестёр на благодарственную молитву и дала распоряжение срочно навести в монастыре порядок, так как утром ожидается приезд правительственной делегации. Всю ночь монахини готовили монастырь к приезду гостей. Утром сообщили, что его хочет посетить Президент Арабской республики Египет. Монастырь великомученика Меркурия. Современный вид      Игуменья сама водила гостя. Показывала ему храмы, сад, подвела и к статуе Великомученика, стоявшей посреди деревьев. Члены правительства стояли поодаль и не могли расслышать, о чём так долго говорили игуменья и Президент, глядя на фигуру Двухсабельника. Через некоторое время игуменья заболела и попала в больницу. Её очень почитали за высоту жизни. Многие приходили проведать ее. После смерти её стали почитать ещё больше. В монастыре на месте её погребения построили большую часовню, а над могилой воздвигли мраморное надгробье. По-видимому, эту игуменью в будущем копты канонизируют. Почитателей у неё очень много. Ещё будучи в больнице, она принимала каждый день большое количество посетителей, очень утомлялась. Однажды сказали, что её пришёл навестить министр обороны. Она была удивлена и даже взволнована. Пришедший генерал с порога начал говорить: «Мать, мы с вами никогда не встречались. Но я пришёл вас поблагодарить, так как благодаря вам я сохранил свой пост несколько лет назад. Вы, наверное, помните то дело насчёт вашего участка в Александрии. Извините меня: это я хотел забрать его у вас под дом отдыха офицеров. Президент мне всё высказал, но оговорился, что наказывать меня на этот раз не будет, так как вы его об этом очень просили…».

http://pravoslavie.ru/75712.html

Доблестный воин Христов, совлекшись, по Апостольскому слову, ветхого человека с деяниями его и облекшись чрез крещение в нового, созданного по Богу 7687 , с дерзновением отвечал: – Почесть твоя пусть будет с тобою, ибо я победил врагов не с помощью ваших немощных богов, но – силою Христа Бога моего; (однако) возьми от меня то, что ты дал мне, ибо наг я вышел из чрева матери моей, наг и отойду 7688 . Сказав это, он снял воинский пояс и начальническую одежду и бросил к ногам царя с громким восклицанием: – Я – христианин! слышите все, что – я христианин. Тогда Декий пришел в ужас и, в молчании смотря на святого, удивлялся его смелому слову и делу, дивился еще и красоте тела его, ибо святой был высок ростом, румян лицом, и в самом взоре его светилось мужество. Потом он повелел заключить его в темницу, говоря: – Этот человек не оценил своей чести, но когда он испытает бесчестие и огорчение, думаю, что обратится к благочестивой мысли. Святой, когда отвели его в темницу, славил и благодарил Бога. Ночью ему снова явился Ангел Господень, говоря: – Будь мужествен, Меркурий, и не бойся; веруй в Господа, Которого ты исповедал, и Он избавит тебя от всякой печали. Меркурий был весьма укреплен этим Ангельским явлением. Поутру на другой день царь Декий сидел на судилище, и когда Меркурий предстал пред ним, сказал ему: – Чрез свое безумие ты заслужил такую честь 7689 , что стоишь, как осужденный, на суде. Святой отвечал: – Поистине мне приличествует такая честь 7690 ради моего Господа. Ты взял то, что вскоре погибает 7691 , я же получу то, что пребывает во век 7692 . Царь сказал: – Поведай нам, какого ты рода и отечества. Святой отвечал: – О роде моем и отечестве, если хочешь узнать, я скажу тебе. Отца моего звали Гордианом, по происхождению он скифянин 7693 и был воином в полку Мартенсов; отечество же мое, к которому я с ревностью иду, есть горний Иерусалим – город Царя Небесного 7694 . Царь сказал: – Почему ты не повинуешься нашей воле, почему не исполняешь заповеди, данной нами для всех? почему не хочешь поклониться богам, чтобы получить свой прежний сан! или хочешь умереть в мучениях? – отвечай скорее, потому что ты для этого призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Меркурий сказал: – Я пришел (сюда) для того, чтобы победить тебя и твоего отца диавола, виновника всякого зла, и получить венец победы от Подвигоположника 7695 Иисуса Христа, моего Господа. Исполняй надо мною без отлагательства то, что замышляешь, ибо у меня есть броня и щит, которым преодолею все измышляемые тобою против меня мучения. Тогда царь, разгневавшись, сказал: – Так как ты говоришь, что имеешь броню и щит веры, то повелеваю повесить тебя нагим, растянув между четырьмя столбами. Когда это было сделано, мучитель сказал: – Где (у тебя) ныне орудия для борьбы твоей? Святой же Меркурий, воззрев на небо, сказал: – Господи Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему! Царь повелел, принеся острые ножи и мечи, резать тело святого, а на земле под ним развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу опаляемый огнем, он жестоко страдал. Когда стали делать это, из тела его кровь потекла ручьями, так что даже огонь погас от крови, а святой всё терпел доблестно. После сего Декий повелел отвязать его, – чтобы он не умер (слишком) скоро, – и крепко запереть в некотором помещении. Слуги, взяв его, понесли, ибо он не мог сам идти, будучи еле жив, и бросили его в тюрьме, думая, что он тотчас умрет. И святой лежал как мертвый, только чуть дыша, по причине жестоких ран. С наступлением ночи, Ангел Господень пришел к нему и сказал: – Мир тебе, добрый страдалец! – и исцелил его от ран. Святой, ощутив в себе силу, встал здоровым и благодарил Бога, посетившего его чрез Своего Ангела. Поутру царь снова повелел представить к нему Меркурия. Воины, пойдя за ним, нашли его здоровым и, взяв, повели его к царю. Царь, увидев, что он здоров и ходит без нужной помощи, сказал: – Тот, которого вчера унесли от нас мертвым, ныне ходит сам, – как будто бы не имел на себе никакой раны, – и повелел воинам осмотреть раны его. Осмотрев тело мученика, они сказали царю: – Клянемся целостью твоей державы, – у Меркурия всё тело невредимо, без всякого порока, как будто бы никогда никакое мучение не прикасалось к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уроженец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника († 1587 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал (в 1540 г.) преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжме. Вслед затем удалился он за 60 верст от Коряжмы и, при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. Е блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г.; мощи его почивают под спудом в одном из трех храмов упраздненной (1791 г) обители 402 . 394 О св. Меркурие: а) похвала и канон; о последнем в ркп. «написал повелением блаж. епископа того же Смоленска кир Варсонофия» (1509 г.); б) церковная повесть, писанная позже похвалы, как видно по языку; в) народная повесть в Цветнике 1656 г. Похвала помещена и в Русск. временнике. Здесь сказано: «бе Меркурий родом Римлянин, верою благочестив Греческого закона, от рода славна». Слово: «Римлянин» в памятн. древн. означает уроженца Запада, подведомого Римск. папе. 397 О том, что св. Меркурий отправился к Татарскому стану на коне, говорится только в народной повести; но самое расстояние Долгомостья от города показывает, что иначе в одну и ту же ночь св. Меркурий не успел бы пеший явиться в стан. 398 Русский времен. 1, 114–116. Минея Макария и Димитрия на 24 нояб. у Толстого 1. 171: «нояб. 24 повесть о св. муч. Меркурие, како свободи град в л. 6746. По ркп. святцам св. Меркурий преставился в л. 6747 нояб. в 24 д.» В следован. псалт. кончина отнесена к 1247 г. Но тогда Татары не тревожили ни одного угла России; напротив в 1238 г. разорили они Тверь и были в 100 верстах от Новгорода. Так по всем летописям. 399 Сведен. о монас. и церкв. ст. 550. М. 1852 г. Никитина ист. гор. Смоленска стр. 69. М. 1847 г. 401 Ист. иер. 3, 65. Матер. стат. стр. 32. Спб. 1841 г. В слов. свят., Спб. 1784 г. сказано: «святыя мощи обретаются в Киеве». По ркп. святц. в опис. святых Киева читаем: «св. великомученик Меркурий Смолевский, иже во гробе приплы». Это – ошибка: приплыл в Киев св. Мерисурий, еписк. Смол. (см. сент. 21. д.). В ркп. 16 в. «намять св. Меркурия, иже есть гроб его в Смоленске граде нашем, и бывших от него чудес». Толстого 2. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010