В 361 году управление римской империей перешло в руки Юлиана Отступника. Язычество воспрянуло, так как Юлиан, вопреки своим предшественникам по императорскому престолу, склонился на сторону языческого мира и вместе с тем отрекся от христианства, за что и был прозван «Отступником». Этот император, желая восстановить умиравшее и разлагавшееся язычество, прибег к испытанным уже средствам грубого насилия и воздвиг жестокое гонение на христиан. Случилось так, что император принужден был вступить в борьбу с персидским народом. Отправляясь в поход на персов, он произносил страшные угрозы по отношению к христианам и говорил, что по возвращении истребит во всей своей империи всех исповедующих имя Христово. Но Юлиану не суждено было осуществить свои ужасные замыслы: Матерь Божия, Заступница христиан, не допустила этого и избавила церковь от нечестивого и лютого врага. В то время, когда император Юлиан Отступник со своими войсками был в походе, святитель Василий Великий однажды совершал молитву пред иконою Пресвятой Богородицы, на которой находилось также изображение и св. великомученика Меркурия в виде воина с копьем в руках. В своей пламенной молитве святитель просил Богоматерь оказать помощь страждущей церкви Христовой и избавить верующих в Ее Сына, Иисуса, от предстоящей опасности полного их истребления язычествующим императором. Во время молитвы св. Василий был поражен следующим обстоятельством: изображенный на иконе Богоматери лик св. великомученика Меркурия вдруг стал невидим, но потом показался опять, и — о чудо! — копье его было обагрено кровью... Впоследствии оказалось, что Юлиан Отступник в это самое время вступил в битву с персами и неожиданно был поражен в грудь копьем неизвестного воина, который тотчас же стал невидим. Смертельно раненный, Юлиан лежал на земле и даже в эти последние минуты не забыл христиан, которых желал истребить: ввергая кровь от раны к небу, он произнес последнюю свою хулу: «Ты победил, Галилеянин!» — и тотчас же умер. Поистине, дивную картину для благоговейного взора представляют подобные чудесные явления, совершавшиеся по молитвам людей пред иконами Пресвятой Богородицы и неопровержимо доказывающие, что Сама небесная Заступница дарует верным избавление от всяких бед и напастей!

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

На полпути между морем и монастырем стоит высокая и величественная башня, построенная в XVI веке на деньги упомянутого молдовского господаря Рареша. Вся жизнь монастыря, всякое движение в нем, совершается под надзором и покровительством первоверховных апостолов Петра и Павла. Им посвящен центральный храм, кафоликон, где в день их празднества, 29 июня, совершается великое торжество. А на устах монахов-каракалитов то и дело непроизвольно возникают слова песнопений, обращенные к двум святым покровителям: «Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, благоразумия криле...». Весь храм покрыт изнутри великолепными фресками XVIII века. Большой ценностью считается икона кисти Константина Палеокапаса, изображающая в строгой византийской манере апостолов Петра и Павла, обнимающих друг друга. Выдающимся произведением является и икона Двенадцати апостолов, созданная знаменитым иконописцем иеромонахом Дионисием. В тяжелых обстоятельствах, при особой нужде приходят монахи и к иконе Богородицы «Скоропослушница», обладающей благодатью чудотворения. «Всяк бо, притекший к Тебе с верою, не отыде от лика Твоего тощ и не услышан...». Царские врата кафоликона, которые изготовлены мастером Феофаном в 1562 году, также считаются произведением, обладающим особой художественной ценностью. В библиотеке монастыря помимо новейших изданий можно найти и древние кодексы, написанные как на бумаге, так и на пергамене, причем достойны внимания и их количество, и их ценность. Здесь хранятся и мощи святых, «честнейшие многоценных камней и славнейшие превыше злата», из числа которых, например, стоит упомянуть главу апостола Варфоломея, главу святого Иоанна Златоуста , часть мощей великомученика Меркурия. Особо почитаются мощи преподобного новомученика Гедеона, духовного воспитанника монастыря. Кроме того, здесь хранится в серебряном футляре частица Честного Креста Господня, а также шлем и меч великомученика Меркурия. В этой атмосфере, где так сильно ощущается присутствие стольких святых, в окружении их икон, реликвий, воспоминаний, не может не получить развития жизнь в своем стремлении к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О, святая Екатерино, дево и мученице, истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя, мудростию твоею пятдесят ветий победила еси и, напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувше вся козни адскаго мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прославляем во вся веки. Аминь. великомученику Меркурию Кесарийскому Тропарь великомученику Меркурию Кесарийскому, глас 4 Мученик Твой, Господи, Меркурий,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак великомученику Меркурию Кесарийскому, глас 4 Во бранех непобедимаго воина/и в бедах непостыдна заступника,/песньми Меркурия ублажим, славяще,//празднующия бо память его весело от бед избавляет и скорбей. Молитва великомученику Меркурию Кесарийскому О, великомучениче святый и доблий воине Христов Меркурие, страданием, кровию и смертию своею верность Христу и Церкви Его свидетельствовавый и сего ради венец жизни от Него приявый! Ныне в хвалебных песнех тебе прославляюще, смиренно к тебе припадаем и усердно молим: предстатель буди пред Богом о душах наших неусыпный, умоли Владыку Господа, да сохранит Святую Церковь Свою и всех чад ея в союзе любве и единомыслии, да утвердится мир и безмятежие в людех, во Отечестве нашем живущих, да познают вси, яко Христос есть Путь, Истина и Жизнь, и да приидут к Нему вси труждающиися и обремененнии, и упокоит их. О великий угодниче Божий! Крепкое стояние в вере нашей даруй нам, благодатную помощь нам низпосли, да мирное, тихое и богоугодное житие поживем в веце сем и достойне с тобою в день оный восхвалим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. мученику Меркурию Смоленскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

20 2010 р. 16:30 Епископ Зарайский Меркурий: На протяжении веков Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни, но и центром духовного просвещения [Ihmepb " ю] В октябре 2009 года принято решение о возобновлении монашеской жизни в столичном Высоко-Петровском монастыре. О том, какие задачи предполагается решить в процессе восстановления обители, рассказывает в интервью журналу «Русский инок» епископ Зарайский Меркурий, наместник Высоко-Петровского монастыря, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 24 грудня 2009 р. 18:00 Ученый секретарь МДА протоиерей Павел Великанов: «Святейший Патриарх готов принять любые вызовы времени» [Ihmepb " ю] В беседе с корр. портала «Татьянин день» секретарь Ученого совета Московской духовной академии, главный редактор интернет-портала Богослов.ру протоиерей Павел Великанов прокомментировал итоги Епархиального собрания 23 декабря 2009 года, в частности, в сфере духовного образования. 24 грудня 2009 р. 17:30 Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов: «Епархиальное собрание — возможность непосредственного общения с Предстоятелем» [Ihmepb " ю] 23 декабря духовенство города Москвы встретилось со своим правящим архиереем — Святейшим Патриархом — на Епархиальном собрании. В беседе с корр. портала «Татьянин день» А. Соповой протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, рассказал о своих впечатлениях и выделил наиболее актуальные темы, обсуждавшиеся на собрании. 2 вересня 2008 р. 15:00 Руководитель издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский): «Богословская книга не может быть бестселлером» [Ihmepb " ю] О научных проектах издательства Сретенского монастыря, проблемах подготовки научных публикаций и распространения собственно богословской литературы корреспонденту портала «Богослов.ru» рассказал руководитель издательства иеромонах Симеон (Томачинский). 5 березня 2008 р. 15:11 Интервью Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра газете «Православная Москва» [Ihmepb " ю] В среду 20 февраля митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр посетил московское Представительство Американской Православной Церкви — храм святой великомученицы Екатерины на Всполье.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/18...

Теперь следует задать главный и важный вопрос: почему мы сегодня приходим в Божий храм? С точки зрения современного человека, который стремится к комфорту, провести стоя в помещении два с лишним часа — совсем не то, чего бы ему хотелось. Но даже в переполненном храме мы стоим по два или три часа, ибо здесь мы соприкасаемся и умом, и сердцем с иной реальностью, с иной силой, которая не безразлично взирает на нас откуда-то с небес, а непосредственно пребывает с нами. До этой силы мы дотягиваемся своими словами, внутренним взором, своим сердцем и чувствуем Божественное присутствие в нашей жизни. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, и это самое сильное доказательство того, что Он существует. Никакие философские рассуждения о том, есть Бог или нет, нам не интересны, ибо умом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие. В храме мы учимся многому. Мы слушаем слово Божие и пытаемся понять великие слова, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня, в день памяти святой великомученицы Екатерины, а также великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского и других, в том числе нескольких священников, убитых в 1930-е годы в Советском Союзе, за богослужением читалось особое Евангелие и особое апостольское послание о великом смысле и значении мученичества. Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μρτυς означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги, или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля, ибо человек своей смертью, даже насильственной, ни о чем не свидетельствует. И только насильственная смерть, свидетельствующая о самом важном, получила название «мученичество».

http://pravoslavie.ru/99309.html

В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме. В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь остались следы половой краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Богомладенцем осеняют своими крылами Серафим и два Херувима. Внизу по обеим сторонам Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат и великомученик Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…» На Оршу икона, пребывавшая сначала на екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза. СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ОРШИНСКОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ Весной 1997 года келья, в которой стояла икона, наполнилась дивным благоуханием. На Рождество 1998 г. на службе икона сияла чудным светом, что заметили многие прихожане. В июне 1998 г. перед иконой служили молебен о здравии молодой женщины, ждущей ребенка. На медицинском обследовании выяснили, что младенец идет ножками, что означало гибель ребенка и опасность для здоровья матери. После молебна с акафистом младенец чудесным образом развернулся и роды прошли благополучно. В 1998 году рабе Божией Н. врачи также предвещали трудные роды и смертельный исход или для матери, или для младенца. После молебна роды прошли благополучно.

http://pravicon.com/info-4014

Однако вскоре вновь стала усиливаться арианская ересь, осужденная на  I Вселенском Соборе в 325 году, и сам император Констанций, сын Константина Великого, был приверженцем ариан. Оба святителя вернулись в мир исполнять свой долг: св. Василий возвратился в Кесарию, и примирился с епископом Евсевием, который, умирая у него на руках, благословил святителя быть своим преемником. И в 370 году св. Василий был избран  на кафедру в Кесарии. Все годы своего служения он был истовым защитником вероучения Православной Церкви, одним из создателей церковной догматики, Литургии и учения о Святой Троице. Все свои личные средства святитель отдавал на нужды бедняков – строил богадельни, больницы, основал два монастыря. В святой жизни он получил Божественный дар предвидения. Однажды во время правления нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося восстановить в Римской империи язычество и открывшего новые гонения на христиан, св. Василий молился перед иконой Пресвятой Богородицы и образом св. великомученика Меркурия. И было ему чудесное видение: образ великомученика на  иконе внезапно исчез, а когда появился вновь, то копье св. воина было в крови. Как потом стало известно, в это время Юлина Отступника действительно убили ударом копья.    Был у св. Василия и чудесный дар исцелять больных и страждущих, приводить неверующих к вере и вымаливать у Бога прощение отчаявшихся грешников, совершивших очень тяжкие, страшные грехи, но искренне раскаявшихся в своих злых делах. Такую помощь он оказывал и после земной кончины. Как-то одна женщина принесла ему запечатанный список своих грехов. Ночью святитель горячо молился Богу о ее спасении, и наутро в списке чудесно оказался записанным только один грех. Святитель отправил каявшуюся к преподобному Ефрему Сирину, но тот вновь отпустил ее к св. Василию, молвив, что только он может вымолить у Бога прощение для нее. Однако по пути домой женщина встретила похоронную процессию:  хоронили св. Василия.  Она в рыданиях опустилась на землю и бросила свой свиток на гроб святителя. Один священник поднял свиток и, развернув его, увидел чистый лист бумаги, на котором не было написано ни одного слова. Последний  грех раскаявшейся женщины был прощен по посмертной молитве святителя.

http://pravoslavie.ru/84.html

После второй мировой войны монастырь пришел в запустение и в 1946 г. был заселен женской монашеской общиной во главе с игум. Христонимфой (Карцоной). После этого началось восстановление монастыря, в 1957 г. над главным входом был сооружен парекклисион Всех святых, а в 1962 г. в купольной постройке вост. корпуса - парекклисион Успения Пресв. Богородицы. Благоустроены монастырские подворья с церквами Вознесения Господня (1952) и вмч. Димитрия Солунского. В 1967 г. Л. приобрел еще одно подворье - обитель свт. Николая Чудотворца «Карьяс» (с 1994 муж. мон-рь). В 1955-1965 гг. в Л. действовала ткацкая школа для девочек. Согласно «Кодике» игум. Иосифа (Кораллиса) (после 1851), собор был расписан в 1649 г. Однако граффито с датой «4 ноября 1611 года» указывает на то, что фрески были выполнены в нач. XVII в. Возможно, художниками были Димитрий Какавас и его ученики или Димитрий Мосхос с братом Георгием. Деревянный резной иконостас включает неск. образов высокого художественного качества, к-рые имеют точные даты: «Христос Вседержитель на троне с символами евангелистов», «Вознесение Господне», «Страстная» икона Божией Матери, «Св. Иоанн Предтеча со сценами жития» (все 1639 г.), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и вмц. Екатериной» (1641). На проскинитарии помещена икона «Преображение Господне» XVI в. В «Истории монастыря Лукус» (1833) игум. Констанций (Кораллис) пишет, что в 1826 г. сгорели многие хранившиеся в мон-ре редкие рукописи. Визант. реликвии также были утрачены. В мощевике, подаренном имп. Елизаветой Петровной, содержатся частица Честного Креста, камни от Голгофы, Гроба Господня, колонны бичевания и гробницы Божией Матери, частицы мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Меркурия, св. Параскевы и мц. Агафии. Другой ковчежец включает частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Нектария Эгинского, прп. Ксении и др. святых. В наст. время в Л. подвизается 9 монахинь, игумения - Нектария (Либераки) (Δπτυχα. 2016. Σ. 720). Они занимаются ковроткачеством, вышивкой, иконописанием, изготовлением ладана и свечей, огородничеством.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ( " на каменное дело " ). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь. Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма. В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века. Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения " Кирилла Иванова сына Уланова " . На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-haчaлa XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов.

http://sobory.ru/article/?object=00238

В 1701 году в селе был построен деревянный храм, а в 1760-70 годах вместо деревянного храма была построена каменная церковь, освященная во имя Рождества Христова с приделами Святого Пророка Ильи и Чудотворца Николая. Пятиглавый храм с четырехъярусной колокольней - оригинальный памятник барокко. В храме находилось Евангелие, отпечатанное в Москве в 1685 году. Во второй половине XVIII века в храме служили священники Савва Меркурьев и Никита Васильев, умерший 2 февраля 1780 года в возрасте 44 лет, и похороненный у стен храма (СЕВ, 1884, 21). После кончины священника Никиты Васильева в храме его сменил священник Афанасий Дьяконов. Баскаковский приход в 1780 году составлял 474 двора. Позже, в 1830-1840-х годах, настоятелем сельского храма был священник Василий Крапухин. Там же служил и священник Евграф Морозов. Сохранился документ, датированный 1780 годом, к которому диакон Василий Данилов руку приложил. В этом документе перечислены все деревни Баскаковского прихода с указанием количества дворов в каждой из них. Вот некоторые из тех деревень екатерининских времен, сохранившиеся до наших дней: Ширяиха - 9 дворов, Дубровка - 12 дворов, Брылево - 22 двора, Плоская - 14 дворов. Для того, чтобы узнать приблизительную численность населения этих деревень достаточно количество дворов увеличить в 7 раз - среднюю численность крестьянской семьи Сычевского уезда. Всего же Баскаковский приход насчитывал 474 двора и около 3300 прихожан (ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.5, 1780). Священник Стефан Николавич Чистяков, являясь настоятелем баскаковского храма в 1860-х годах, занимал должность и уездного благочинного. В конце XIX начале XX веков в Баскаковском храме служил священник Иоанн Дьяконов, возведенный в сан протоиерея. Храм в селе Баскаково сохранился до наших дней. Сохранилось и внутреннее убранство с ярусным иконостасом и иконами XIX-XX веков. В четырех километрах от села Баскаково есть святой колодец, над которым был образ великомученицы Параскевы. В былые времена, ежегодно в девятую пятницу после Пасхи к колодцу шествовал крестный ход, собирая множество прихожан

http://sobory.ru/article/?object=03501

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010