А.П. Кадлубовский 2. Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский К числу памятников древнерусской агиографии, отличающихся легендарным характером, принадлежит повесть о мученике Меркурии Смоленском. Она рассказывает о нападении татар на Смоленск, о защите города св. Меркурием, о мученической кончине и погребении последнего, сообщая и краткие сведения о предшествующей его жизни. Настоящего жития этого святого нет; кроме повести сведения о нем находятся и в службе ему. Разоряя русские города, Батый подходил и к Смоленску. Жители в горе и смятении молятся Богу. Богоматерь, сжалившись над городом, оказываетъ ему чудесную помощь: Она является во храме некоему пономарю и призывает через него живущего в Смоленске блогочестивого воина Меркурия; последнему Она повелевает идти на татар и поразить их; ему же самому Она обещает мученический венец и небесное царство. Меркурий исполняет веление; разбитые и устрашенные враги бегут; Меркурию же отсекает голову – по одной версии легенды ангел, по другой же (на которой основана и служба) сын убитого им исполина, бывшаго во вражеском войске: сын мстит ему за отца. Меркурий сам, неся свою голову в руках, приходит в город; его хоронят в церкви; одна редакция повести добавляет, что его оружие повешено над его гробом и служит чудесным ограждением Смоленска против врагов. Повесть о Меркурии была высоко оценена Ф. И. Буслаевым , посвятившим ей одну из своих замечательных статей: „Смоленская легенда о св. Меркурии и Ростовская о Петре царевиче Ордынском» 72 , и поставившим ее на одно из наиболее видных мест в древнерусской литературе, как в силу присутствия в ней многих поэтических черт, так и в виду ясно выраженного в ней развитого национального самосознания. Изучая судьбу легенды, Буслаев обратил внимание и на повесть и на службу Меркурию и определил редакции легенды и их последовательность. Древнейшей редакцией он признал текст повести, сохранившийся в рукописи 1665 года Московской Синодальной Библиотеки, 908, принадлежавшей некоему Жюлеву 73 ; данную редакцию Буслаев называет народной, так как она отличается „существенно большей свободой фантазии» и близостью к народным преданиям, а также меньшей литературной обработкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Меркурия Память 24 ноября Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан 7681 , созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии 7682 следующий указ: – Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать. Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары 7683 ; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении 7684 , под начальством трибуна 7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Ноябрь 24 Меркурий Киево-Печерский, в Дальних Пещерах почивающий Прп. Меркурий Киево-Печерский подвизался в Дальних пещерах в XIV в., был строгим постником. О жизни сего преподобного известно только, что он был соединен союзом неразлучной братской любви с прп. Паисием. Они, живя в единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в одной келлии и по смерти были положены в одном гробе, о чем упоминается в 3-й песни канона преподобным Дальних пещер. 24 ноября/7 декабря память преподобного совершается ради его тезоименитства святому великомученику Меркурию, 28 августа/10 сентября – вместе с Собором Дальних пещер и во 2-ю Неделю Великого поста – с Собором всех преподобных Киево-Печерских. Меркурий Смоленский, святой мученик Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Величайшее бедствие постигло Русскую землю в начале XIII века – нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, грабили и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведены в неволю. Шел 1239 год. Прибыв в древний русский город Смоленск, Меркурий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее. В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поединок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смоленского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

А.П. Кадлубовский 3. Св. Великомученик Никита и св. Никита столпник Переяславский В житии преподобного Никиты, столпника переяславского, и в народном его почитании, я позволяю себе усматривать еще один случай влияния сказаний о святом греческом на сказания о соименном ему русском подвижнике. Правда, это влияние в данном случае выражено гораздо слабее, чем в рассмотренных выше (особенно же в повести о Меркурии Смоленском). Именно, я полагаю, что некоторые подробности жития преподобного Никиты и некоторые представления о нем и о его роли, как помощника и молитвенника за людей к Богу, – развились не без влияния образа великомученика Никиты, его культа и легенд о нем. Великомученик Никита (память его празднуется 15 сентября) является одним из наиболее популярных святых, съ которым связаны различные сказания и поверья; о его жизни и мучении рассказывает один из известных апокрифов, „Никитино мучение» 164 , как называет его наш индекс; народный культ великомученика развит в значительной степени. Он чтится, как помощник в различных житейских невзгодах и нуждах, но главным образом – как защитник от дьявола, от темных сил и бесовских козней. Роль демоноборца дает ему еще при жизни упомянутый апокриф. Дьявол увещевает мучителей сильнее мучить святого, но устрашился и исчез с криком: „ о горе мне ... ко ти мя хощеть ... никита«. Затем он является мученику въ темнице в виде ангела, убеждая его поклониться кумирам; святой по указанию арх. Михаила схватывает его, повергает на землю и, наступив ногой ему на шею, бьет его своими оковами 165 . Очевидно в силу уже установившегося такого представления о Никите, как победоносном демоноборце, арх. Михаилу при явлении его мученику, еще до упомянутых явлений дьявола, вложены в уста слова: „радуйся, мучениче христовъ Никито, ... смущение бесом и съблазнъ демономъ» 166 . Апокриф, усвоив такое представление, в свою очередь, без сомнения, содействовал его распространению. Первоначальное возникновение данного представления объясняется в значительной степени самым именем мученика. Если в церкви всегда существовало представление вообще мученика мужественным воителем, победителем своих мучителей, а вместе с ними и их советников, бесов 167 , то тем более для великомученика Никиты оно укреплялось его именем; значение его имени подчеркнуто и в самой церковной службе ему, где он называется „победы тезоименитым» 168 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четвёртая церковь Во имя всех Святых тщанием Курского Архимандрита Гедеона Антонскаго, по благословению Преосвященных Луки Конашевича и Иоасафа Миткевича Епископов Белградских, прошлых 1756 и 1759 годов одним точию фундаментом зачат каменным зданием на северной Монастыря стороне на огродном месте и за отрешением Монастырских вотчинных крестьян и за неимением кошту казенного, строение тоя церкви и по ныне застояло. Ризница А) Церковные Священнослужебные сосуды 1) Потир серебренный новый чеканки высокой пестрозолочен Московской работы с просечною серебреною каркабою, на ней вместо финифтовых 8 штучек с чеканкою позлащенною под чернь. Весу в нем 3 Фунта 55 золотников. 2) Потир серебреный старинной работы простой с чеканью, на нем вверху простая просечная каркаба, пестрозолочен. Весу 1 фунт 57 ½ золотников. 3) Потир серебреной работы тоже старинный простой с чеканью пестрозолочен. На седесе потира того надписано: “Сей сосуд Курского Знаменского Монастыря сделан на деньги казенные в лето 7178 (1670) в марте месяце при Архимандрите Никодиме”. Весу в нем 1 фунт 53 золотника. 4) Потир серебреной гладкий самой простой старинной Московской работы с гридорованными штучками, пестрозолоченый. Весу 1 фунт 1 ½ золотника. 5) Потир серебреный новый маленький Московской работы простой с гридированными штучками. Весу 66 ½ золотников. К сим сосудам пять же дискосов сребропозлащенных, пять звездиц и пять лжиц, из них одна большая, весом в 11 золотников, два копья стальных. Ковчежец напрестольный серебреной для хранения Агнца, местами чеканной, Московской работы, весом два фунта 43 золотника. Б) Кресты напрестольные 1) Крест серебреной большой с искусною высокою чеканью; на нем распятие Христово и четыре изображения накладные финифтяные. Весу в нем два Фунта полтретья золотника. 2) Крест небольшой серебреной чеканный, с рукоятием восточного хрусталя шлифованным, вызлощенный; в воскомастике положены частицы мощей, о которых изображено на том же кресте, а именно: Святаго Апостола Андрея Первозванного; Лазаря Четверодневного; Архидиакона Стефана; Игнатия Богоносца ; Антипы Чудотворца; Георгия Победоносца; Великомученика Климента Агкирскаго; Антония Великого , Евфимия Великого; великомученика Меркурия; Священномученика Ермолая; Великомученика Прокопия; Священномученика Акепсимы; Пимена Великого ; Мученика Сергия; Великомучеников: Феодора Тирона и Феодора Стратилата; Ефрема Сирина ; Михаила Малейна; Мученика Ореста; Мученика Адриана; Первомученицы Феклы; Великомученицы Варвары; Великомученицы Марины; Феодосии девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Январь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 января Явление Богоматери св. Василию Великому Св. Василий Великий, славный учитель вселенской церкви, скончавшийся в 379-м году, был однажды свидетелем дивного и в то же время страшного чуда от иконы Богоматери и великомученика Меркурия. Это чудо произошло при следующих обстоятельствах. Во время жизни святителя римской империей управлял нечестивый император Юлиан Отступник. Язычество, господствовавшее прежде во всей римской империи, в начале IV-ro века, во время славного царствования императора св. Константина Великого, было побеждено христианством, но не уничтожено окончательно. В продолжение трех веков языческий мир относился с страшной ненавистью к нарождавшейся и быстро увеличивавшейся Христовой церкви; в продолжение трех веков он собирал все свои силы и направлял их к тому, чтобы уничтожить юное, но все возрастающее и крепнущее христианское общество. Сколько раз языческий мир по своей слепоте воздвигал на христиан ужасные гонения! Сколько раз он обагрял столицу своей языческой культуры кровью ни в чем не повинных последователей Христа! Нет никакой возможности пересказать все ужасы и зверства, сопровождавшие гонения, а тем более невозможно указать даже приблизительно количество пострадавших в империи за веру Христову, так как кровь святых мучеников лилась всюду. Но вот это ужасное и тяжелое для христиан время миновало. Вместе с победами Константина Великого над своими врагами и с его воцарением было утверждено законным путем и право христиан открыто исповедывать свою веру во Христа. Казалось, что церковь Христова утвердилась непоколебимо и время гонений отошло в область прошлого... Но в действительности язычество только притаилось и ждало удобного момента. Оно готовилось дать христианству еще одно, последнее и, может быть, самое ужасное, сражение на жизнь и смерть. Ждать пришлось недолго.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

В Ростовской епархии состоялся социальный марафон «Спешите делать добро» 28 сентября 2022 г. 11:54 22 сентября 2022 года в рамках выставки «Дон православный» по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялся социальный марафон «Спешите делать добро». Организаторы мероприятия — отдел по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии и православная служба помощи «Милосердие-на-Дону». Марафон открыл руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Евгений Осяк. Мероприятие включало в себя три встречи, первая из которых была посвящена сестринскому служению и больничному добровольчеству. Своим опытом поделились представители православных сестричеств Ростовской епархии. О жизни сестер самого молодого сестричества епархии в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. Батайска рассказала старшая сестра София Михайлова: «Мы всегда приглашаем наших подопечных на причастие, стараемся, чтобы люди воцерковлялись, участвовали в церковной жизни. Сестры дежурят в церковном пункте временного размещения беженцев в Иверском монастыре, помогают инвалидам, одиноким старикам, многодетным семьям и тем людям, которые воспитывают детей с инвалидностью». Директор региональной благотворительной общественной организации «Дела милосердия» Татьяна Истомина рассказала об организации кормления малоимущих. Проект «Дела милосердия» реализуется приходом святителя Луки Крымского г. Азова уже более двух лет. Идея родилась во время пандемии, когда сестры милосердия начали разносить горячие обеды тем, кто не может выйти из дома. «Когда ходили по адресам, то увидели, как много людей нуждаются в помощи. Поэтому решили продолжить. К нам стали присоединяться прихожане, потом их родственники. Сработало сарафанное радио. Многие были не против выделить час времени, чтобы по пути на работу завезти еду одиноким пожилым людям, — отметила Татьяна Истомина. — На средства Фонда президентских грантов была приобретена мобильная кухня для приготовления обеда с печкой и другим оборудованием. За время существования проекта было приготовлено более полусотни тысяч обедов. Также сестры ухаживают за тяжелыми пациентами в больницах: страдающими онкологией, перенесшими сложные операции».

http://patriarchia.ru/db/text/5963345.ht...

Добрые вести Православия: вторая половина февраля 2007 года Церковь св. Николая в Гаване Новости второй половины месяца открывает нам несколько ярких примеров жизни Православия: строятся храмы, открываются православные центры, Церковь помогает инвалидам, больным детям и беднякам, заботится о духовном просвещении своих чад, находящихся на чужбине.   В Екатеринбурге открылся православный студенческий киноклуб “Огни большого города” По инициативе Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии в уральской столице открылся студенческий киноклуб, в котором молодые уральцы будут смотреть и обсуждать фильмы российских и зарубежных режиссеров. Собрания будут проходить дважды в месяц. Двери киноклуба открыты для всех. Сюда будут приглашать студентов екатеринбургских вузов и колледжей. Будут показываться “честные, искренние, выдержанные в определенных рамках культуры” произведения киноискусства .   В храме великомученицы Екатерины состоялась раздача гуманитарной помощи В первую пятницу Великого поста бездомные и нуждающиеся дети на московском подворье Американской Православной Церкви получили гуманитарную помощь, собранную в городах США Нью-Йорке и Нью-Джерси и от Международного женского клуба г. Москвы. Координатор прихода по раздаче гуманитарной помощи Намеруд Негаш собрал нуждающиеся семьи и пригласил их в храм для получения помощи, состоявшей из теплых вещей – свитеров, шапок, перчаток и обуви. Особую радость участвовавшим в раздаче помощи доставило крещение в Православие трех детей, которое совершил клирик храма, иерей Даниил Луговой .   В российской школе при посольстве РФ на Кубе началось преподавание “Основ православной культуры” Участие детей в факультативных занятиях по ОПК началось после того, как сами родители проявили эту инициативу. “Желание пройти курс по истории православного и католического вероисповедания проявили более 30 детей разных возрастных групп”, – сказал отец Меркурий. На Кубе насчитывается до 5 тыс. православных, проживающих в Гаване и в других крупных городах острова. В их число входят россияне, временно находящиеся на территории этой страны, а также выходцы из республик бывшего СССР.

http://pravoslavie.ru/5004.html

Камышево. Церковь Георгия Победоносца. Храм во имя Великомученика Георгия Победоносца Сортировка: Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь, каменная, двухпрестольная. Правый придел во имя прор. Илии, заложен в 1821 г. и освящен 26 ноября 1831 г. Главный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, освящен в 1841 г. С 1926 г. до закрытия сергиевской ориентации. Закрыта в 1938 г. Возвращена в 1995 г. Восстанавливается. Камышевское село (5 благочиние) расположено по обоим берегам реки Исети и правому берегу речки Ключик, в местности с сосновым лесом, благоприятной для здоровья, в 60 в. от Екатеринбурга в юго-западном направлении. Название села произошло от того, что местность по р. Ключику в прежнее время изобиловала камышами. Село, под именем слободы, основано в 1686 г. слободчиком Григорием Сысоевым. Время и обстоятельства образования прихода в с. Камышевском не определяются точными летописными сведениями. В настоящее время приход Камышевский состоит из села и 5 деревень: Златогоровой, Бутырок, Головыриной, Черноусовой и Ключи. Прихожан числится 2 т. душ м. п.; все они православные, по сословию – крестьяне. Только не многие из прихожан работают на соседних фабриках Екатеринбургских купцов Ушкова и Жирякова и на мельницах купцов Перкушина и Меркурьевой, большинство же их предано хлебопашеству, несмотря на то, что мало черноземной земли, а больше глинистой и песчаной. О первом приходском храме в селе Камышевском известно, что в 1829 г. он был уже ветхим, зданием деревянный, устроенный средствами прихожан, однопрестольный во имя св. Великомуч. Георгия Победоносца, обнесенный высокою деревянною стеною – оградою с 4 башнями – (3 по углам и 1 над воротами с северной стороны), - а вне ограды окопанный глубоким рвом, который ныне заравнивается, - этот храм представлял собою вид крепости, где для защиты от врагов имелись даже и пушки, сохранившияся до настоящаго времени вблизи церковной ограды. В 1834 г. этот храм был продан в Темновское село. Ныне существующий храм – второй, каменный, тоже во имя св. Великом. Георгия Победоносца, холодный, с теплым приделом во имя пророка Б. Илии. О средствах, времени постройки и освящения главнаго храма сведений нет; придел же заложен в 1821 г., по благословению Иустина, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, и освящен в 1831 г. (26 Ноября) благочинным свящ. И. Безсоновым, по благословению Пр. Аркадия, Епископа Пермскаго и Екатеринб. Иконостас в приделе принесен из перваго деревяннаго храма. В 1861 и 1862 г.г. к настоящему храму была пристроена новая паперть и колокольня с западной стороны храма на средства церкви и пожертвования прихожан и других лиц, а прежняя паперть с упразднением в оной кладовой и сторожевской соединена посредством трех арок с храмом, для кладовой же и сторожевской сделан пристрой с северо-западной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=11117

Св. Василий Великий , славный учитель вселенской церкви, скончавшийся в 379м году, был однажды свидетелем дивного и в то же время страшного чуда от иконы Богоматери и великомученика Меркурия. Это чудо произошло при следующих обстоятельствах. Во время жизни святителя римской империей управлял нечестивый император Юлиан Отступник. Язычество, господствовавшее прежде во всей римской империи, в начале IV-ro века, во время славного царствования императора св. Константина Великого , было побеждено христианством, но не уничтожено окончательно. В продолжение трех веков языческий мир относился со страшной ненавистью к нарождавшейся и быстро увеличивавшейся Христовой церкви; в продолжение трех веков он собирал все свои силы и направлял их к тому, чтобы уничтожить юное, но все возрастающее и крепнущее христианское общество. Сколько раз языческий мир по своей слепоте воздвигал на христиан ужасные гонения! Сколько раз он обагрял столицу своей языческой культуры кровью ни в чем не повинных последователей Христа! Нет никакой возможности пересказать все ужасы и зверства, сопровождавшие гонения, а тем более невозможно указать даже приблизительно количество пострадавших в империи за веру Христову, так как кровь святых мучеников лилась всюду. Но вот это ужасное и тяжелое для христиан время миновало. Вместе с победами Константина Великого над своими врагами и с его воцарением было утверждено законным путем и право христиан открыто исповедовать свою веру во Христа. Казалось, что церковь Христова утвердилась непоколебимо и время гонений отошло в область прошлого… Но в действительности язычество только притаилось и ждало удобного момента. Оно готовилось дать христианству еще одно, последнее и, может быть, самое ужасное, сражение на жизнь и смерть. Ждать пришлось недолго. В 361 году управление римской империей перешло в руки Юлиана Отступника. Язычество воспрянуло, так как Юлиан, вопреки своим предшественникам по императорскому престолу, склонился на сторону языческого мира и вместе с тем отрекся от христианства, за что и был прозван «Отступником». Этот император, желая восстановить умиравшее и разлагавшееся язычество, прибег к испытанным уже средствам грубого насилия и воздвиг жестокое гонение на христиан.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010