великомученика Никиты, св. Епифания епископа Кипрского, св. мученика Иоанна воина, Апостола Иакова брата Божия, св. Гурия и Варсонофия Казанских, св. великомученика Феодора Ти­рона, Апостола Анания, Риза св. Ионы архиеп. Новгородского, св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, четырехдесяти мучеников иже во Севастии, св. мученика Пантелеймона, св. Николая архиеп. Мирликийского, св. великомуч. Варвары, великимучен. Георгия, св. благоверного князя Михаила Черниговского, преподобного Алексия человека Божия, преподобного Евфимия Суздальского, Стефана еписк. Пермского, св. Климента папы Римск., св. мученика Меркурия, св. мученика Прокопия, младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме, св. архидиакона Сте­фана, св. Иакова Боровичского, св. мученика Христофора, св. муч. Иакова Персиянина, св. мученика Феогния и Кизических мучеников, Антипатра, Феостиха, Артемия, Феодота, Магна, Фавмасия, Филимона, Руфа, преподобного Моисея Мурина. Святыня эта была привезена еще в 1805 году из Нов­города архимандритом Моисеем и встречена за городом у Кречева всем духовенством и горожанами. За ковчегом стоит образ с изображением святых, мощи коих хра­нятся в нем. Рядом с сенью на аналой за стеклом хранятся еще примечательные кресты. Один из них — напрестольный, длиною 6 вершков, серебряный позлащенный. Прежде в нем были св. мощи. По лицевой стороне его обычные изображения Рас­пятия с предстоящими, двумя архангелами и Николаем Чудотворцем. На обороте — 15 изображений разных святых, мощи коих, очевидно, и хранились в прежнее время в кресте. А внизу на ручке написано: «и бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображения Спаса Господа Нашего Иисуса Христа индикт; лета 7100 (1592 г.) месяца мая». Тут же лежит другой небольшой крест с ушком вверху, а в нем и по сие время хранятся св. мощи 2). Тут же лежат еще три древние креста без надписаний. В одном из них хранятся мощи печерских подвижников... 2) Св. ап. Андрея Первозванного, ап. и ев. Марка, ап.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Цена ковчега 15000 руб. ассигн. Принят в ризницу из комнат Государя Императора Павла I. 145. Четырехугольный золотой ковчег с частицей древа Животворящего Креста Господня, украшенный бриллиантами и яхонтами, и эмалевым белым мальтийским крестом. Цена ковчега 6740 руб. ассигн. Святыня эта перенесена с острова Мальты в город Гатчину, а оттуда в придворный собор в 1799 году. 146. В четырехугольном продолговатом золотом ковчеге хранится десная рука святого Иоанна Предтечи·, ковчег украшен бриллиантами и яхонтами и увенчан белым эмалевым мальтийским крестом. Цена его 14600 руб. ассигн. Принесенная с острова Мальты в дар Императору Павлу I, сия святыня по повелению сего государя положена в придворном соборе в 1799 году. 147. В деревянном четырехугольном продолговатом ковчеге, обитым алым сафьяном, хранится левая рука святой великомученицы Марины, запястье которой оправлено позолоченным серебром с красным камнем. (Передан в 1763 году) 148. Ковчег деревянный, обитый серебром с грузинской надписью имен святых, коих мощи в нем хранятся. (Передан в 1763 году ) 149. Ковчег серебряный с надписью святых, коих мощи в нем находятся. 150. Ковчег золотой со следующей надписью: «В сем ковчеге Великого Сергия чудотворца часть мантии, да преподобного Никона часть риз. Построил сей ковчег боярин оружейничий Богдан зовомый Иов Хитрово и благословил дщерь свою Ирину в лето 7184–1676. 151 Ковчег серебрян. с двумя частями мощей. 152 Ковчег серебрян. с частью гроба Сергия Радонежского. 153 Ковчег серебрян. с частью мощей святого великомуч. Меркурия. 154 Ковчег серебрян. с частью мощей младенца, от Ирода избиенного. 155. Ковчег деревянный с мощами разных угодников Киево-Печерских. Все эти святыни переданы в собор в 1763 году. 156. Ковчег серебряный вызолоченный с частью мощей святой великомученицы Варвары и других святых; также часть древа креста Господня и ризы Богоматери. На обороте крышки написано: «устроен в 1724 году». 157. Ковчег серебряный вызолоченный с частью мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. 158. Ковчег серебряный вызолоченный с частями мощей святой благоверной княжны Ефросинии Суздальской и преподобного Андроника Московского чудотворца. На оборотной стороне надпись: «обретены святые мощи преподобной княжны Ефросинии Суздальской лета 7208–(1700 г. сентября 18 дня.) 160. Ковчег серебряный вызолоченный с частями древа Креста Господня, ризы Господней, и мощей разных святых, имена которых надписаны на задней доске. 161. Медный с частью ризы, неизвестно чьей. 162. Серебряный; в нижней части надпись: «Кровь Господня». 163. Серебряный с частью мощей святого Иоанна Предтечи. 164. Серебряный с челюстью без надписи. Кругом ковчега греческая подпись гласит: «Сие Святое Божественное произведение учинено трудами и издержками меня, смиренного раба Божия Иоанна, 1741 год».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Внутренний интерьер церкви раскрывает вертикальность композиции и пятиглавость сооружения с помощью перекрытий с заломами, больших арок, отсутствию хоров и горизонтальных структур. Новый резной из дерева иконостас освящен Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата Филаретом 7 декабря 2016 года. Это пятый иконостас во времена существования церкви. Изготовлен в стиле украинского барокко, имеет три яруса и украшен колоннами, окутанными виноградной лозой, а также гербами известных казацких родов Черниговщины. По преданию, такие гербы украшали и первичный иконостас храма XVIII века. Иконостас имеет 12 м в ширину и 12 м в высоту, его венчает 2-метровый центральный крест. В иконостасе помещены 40 икон, которые писали мастера в Луцке. Среди них иконы Покрова Пресвятой Богородицы, святой великомученицы Екатерины, последнего кошевого Запорожской Сечи, святого праведного Петра Калнышевского Многострадального, святых черниговского князя Михаила и его боярина Федора, преподобного Меркурия Брегинского и ряд других. Иконостас изготавливали в течение года в Ровно 50 местных резчиков по дереву под руководством художника Виталия Бугринца, который за свою жизнь создал уже около 270 иконостасов, а в Чернигове - второй. За образец мастера использовали барочный иконостас XVIII века из собора Рождества Богородицы в Козельце. http://oldchernihiv.com/katerininska-tserkva/; http://orthodox.com.ua/?go=Pages&in=view&id=449 Эта церковь по праву считается одной из главных культовых достопримечательностей Чернигова, ведь находится она в историческом центре города, рядом с Черниговским детинцем. Церковь была возведена в память о героях штурма Азова в 1696 г. и освящена в 1715 г. в честь Святой Екатерины. Сначала можно решить, что это очередная маленькая церквушка, но, приглядевшись внимательнее, и обратив внимание на высоту главного входа в церковь, убеждаешься, что это не так. Основными изменениями в первоначальном облике Екатерининской церкви является пристройка притвора в 1837 г. и возведение кирпичной колокольни в 1908 г. Верхняя часть куполов сгорела во время Великой Отечественной войны, но позже была полностью восстановлена. Во время реставрации 1941-1955 г.г. был полностью демонтирован притвор XIX в. и колокольня начала XX в. Очередная реставрация проводилась с 1975 по 1980 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=01654

Годом ранее с Игуменом Кириллом послано сто двадцать рублей в лавру Св. Саввы и в Архангельский сто шестьдесят рублей, да приезжавшим старцам роздано по рукам тридцать один рубль. Келарю Дамаскину и Игумену дано по тридцати рублей милостыни, в прибавку и в дорогу пятьдесят восемь рублей. С Трифоном Коробейниковым и с Михайлою Огарковым заздравной милостыни послано в 1593 году в лавру Саввы Освященного и в его Иерусалимское подворье, Архангельский монастырь, пятьсот золотых, а в 1597 году строителю сего подворья Никодиму дано в Москве милостыни пятнадцать рублей и трем его старцам по семи рублей. В 1599 году Царь Борис Феодорович пожаловал келарю Дамаскину семь образов окладных, пятьдесят рублей деньгами, два сорока соболей, два сорока куниц и две тысячи белок, а его священнику и двум старцам по пятнадцати и по десяти рублей и по сороку куниц; по Государе же Феодоре Иоанновиче в лавру Св. Саввы и во все монастыри Государевой большой милостыни не послано. (Связка 1 год 7111. 2) В Августе 1603 года воеводы Черниговские известили Царя Бориса Феодоровича, что прибыли из Иерусалима Греческие старцы, Архимандрит Феофан (будущей Патриарх) и с ним келарь Иоаким и два диакона, от живоносного гроба и Патриарха Софрония, бить челом о милостыни, и привезли с собою, в благословение Государю, от Св. гроба камень мраморный белый, который высек из живоносного гроба старый Патриарх Герман, и подписал на том камне царские имена, блаженной памяти Царя Иоанна Васильевича всея Руси и Феодора Иоанновича, и царское имя Бориса Феодоровича, а нынешний Патриарх Софроний подписал свое имя. Архимандрит привез еще с собою Божиего милосердия, образ Св. Анны из монастыря Пречистой, обложенный серебром, и мощи Св. Апостола Варнавы , и Св. Великомученика Пантелеимона, и Св. мученицы равноапостольной Феклы, мученика Меркурия, священномученика Анфима, мученика Прокопия, миро, богоявленской воды Иорданской, свечи и масло от живоносного гроба, Моисеево черное древо, да грамоту от Патриарха Софрония. Уже год как выехал Архимандрит из Иерусалима и ехал чрез Царьград, Волошскую и Литовскую земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И ныне, праздника. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника, единожды, и Екатерины, единожды. Слава, мученика. И ныне, праздника. По 1-м стихословии седален святыя, глас 8. Подобен: Премудрости и Слова: Кровей твоих струями, мученице Христова,/потоки благочестия выну содеваеши прехвальная,/одождением же благодатным словесныя нивы напаяющи,/благодатию в них прозябаеши класы 205 веры./Темже преславно и по смерти явилася еси,/точащи живот мучения ради,/страстоносице прехвальная Екатерино, моли Христа Бога/согрешений оставление даровати/празднующим любовию святую память твою. Слава, и ныне, праздника, глас 1. Подобен:Камени запечатану: Восхвалите, девы, матери, празднуйте,/людие, славословите,/священницы, благословите Пречистую Матерь Божию:/плотию бо младенствующи, прежде во храм принесеся,/яко храм Божий святейший./Темже праздник духовный совершающе, воспоим Ю,/яко Предстательницу рода человеческаго. По 2-м стихословии седален святыя, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Пришедшую ко Христу волею и украсившую добродетельми сердце,/Боголепно воспоем всемудрую Екатерину, верных множества,/та бо посрами мучительскую дерзость,/просиявши, яко солнце, посреди беззаконник,/и по кончине явися земным утверждение Божественное, вкупе и держава. Слава, и ныне, праздника, глас 1. Подобен:Камени запечатану: Святая святых Богородице сущи,/достойно приведеся жити во святая,/яко одушевлен Господень кивот/и Святаго Духа истинно вместилище Божественное, Дево Мати:/темже вселися в Тя, иже Отцу Единородный и Святому Духу соестественный,/Твой Сын неискусомужно, обоготворив все человечество. По полиелеи седален святыя, глас 8. Подобен: Премудрости и Слова: Премудрость воистинну с Небесе,/усты Михаила Архангела приемши, мученице всехвальная Екатерино,/в страданиих непобедима, мудрость внешнюю витиям посрамила еси,/мудростию же Божественною прелесть поплевала еси./Темже, видяй подвиги твоя, Зиждитель предста, укрепляя тя:/гряди,– глаголя,– взыди,/сокровища бо ти готова./Тому убо молися, согрешений оставление даровати,/празднующим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из статьи Н.Фролова Погост Нередичи или, как его еще называли, Николо-Нередичский погост, находился в 42-х верстах от Коврова вниз по течению Клязьмы, на правом берегу этой реки. История погоста начинается с очень давних времен. В XIII-XV столетиях вся округа Нередичского погоста входила в состав Стародубского княжества, а по распаду его попала в вотчину князей Кривоборских, старшей ветви Стародубской княжеской династии. Князь Федор Иванович Кривоборский стал и устроителем церкви в Нередичах. Об этом свидетельствует придел Никольского храма в честь великомученика Федора Тирона. Именно этот святой, память которого отмечается 17 февраля, являлся покровителем князя Кривоборского. В XVIII столетии в погосте существовали две деревянные церкви – Никольская и Ильинская. Погост Нередичи находился в полутора верстах к востоку от большой проезжей дороги из Вязников на Холуй. Деревянные храмы в погосте Нередичи простояли до начала XIX века. После пожара, который уничтожил обе церкви, в Нередичах на средства прихожан и доброхотных жертвователей началось возведение каменного храма. Строительство велось в течение 10 лет, и было завершено к 1821 году. Особое усердие в устройстве храма проявил церковный староста крестьянин деревни Юдиха Иван Мартьянов. Новопостроенный каменный пятикупольный храм во имя святителя Николая чудотворца имел один придел пророка Илии. Особых древних предметов в новой церкви никаких не осталось, так как все уничтожил еще огонь в старых деревянных храмах, включая древние акты по истории погоста и церковные летописи. Исключение составили лишь древний оловянный ковчег и серебряный наперсный крест, вызолоченный по краям и украшенный жемчугом, с частицами мощей многих святых: Меркурия, Иакова Пермского, архидиакона Стефана и Севастиана, Анны пророчицы, освященного Губа, Спиридона чудотворца, Лаврентия, мученика Федора Стратилата и Марии Египетской. Одновременно с каменной церковью на погосте была устроена такая же колокольня, а позднее и ограда. В 1834 году вместо тесовой кровли храм стараниями прихожан был покрыт железом. Последние же строительные работы в Нередичах были произведены в 1915 году, когда усердием шуйского купца Владимира Михайловича Павлова в церкви возобновили стенную роспись, а на средства крестьянки деревни Юдиха Марфы Ивановны Ульяновой произвели ремонт трапезного храма. В таком виде Никольская церковь стояла вплоть до разрушения в начале 1930-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=33464

Лики и лица: Елена Маркова , ландшафтный архитектор, ныне инженер и студентка Московского строительного университета, прихожанка храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве/Фото Сергея Тетерина//Фома. - – август 2007. – С.76. – (рубрика « Лики и лица »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.77-92. (На заставке: Успенский кафедральный собор города Смоленска – фото Б. Кремера/образ святого мученика Меркурия – иллюстрация Константина Цевменко) Смоленск: защита веры: Смоленская область – только факты //Фома. - – август 2007. – С.79,80-81. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Смоленская область. Карта /Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – август 2007. – С.79. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Виктор Маслов, губернатор Смоленской области . Барьер на пути бездуховности //Фома. - – август 2007. – С.80. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Хранить и защищать //Фома. - – август 2007. – С.82-83. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Силой или словом? Смоляне отвечают на вопрос: - Нужно ли защищать свою веру, и если да, то как?//Фома. - – август 2007. – С.84-85. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Свою точку зрения высказали: Епископ Вяземский Игнатий , викарий Смоленской епархии. Защищать, но не в угоду политике . – С.84; Виктория Кирпанева , врач-стоматолог. В гармонии с Богом. – С.84; Константин Цевменко , иконописец. Постигать себя сложнее, чем стрелять по врагам . – С.85; Глеб Полянский , курсант Военной Академии Войсковой противовоздушной обороны имени маршала Василевского. Слов не всегда достаточно . – С.85. Бойцы невидимого фронта . Защита веры в «современном формате»/Автор – Алексей Соколов ; Фото Дениса Маханько//Фома. - – август 2007. – С.86-92. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.93-122. Настоящее прошлое: Ты не видишь звезд? К 80-летию писателя Юрия Казакова /Автор – Дмитрий Урушев , историк, член Союза журналистов России; Фото А. Фирсова, Н. Савиной//Фома. - – август 2007. – С.95-98. – (рубрика « Настоящее прошлое »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

Молился же свят. Василий о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христианской веры Юлиану, возвратится живым с персидской войны. И вот он увидел, что образ св. Меркурия, стоявшаго вблизи Пресвятой Богородицы, изменился и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, св.великомученик снова показался, но с окровавленным копием. В это самое время Юлиан Отступник был поражён в сражении великомучеником Меркурием, посланным Пречистой Девой Богородицей погубить врага Божия Юлиана». Не стану перечислять многочисленных примеров из жизни палестинских, сирийских, египетских и азийских подвижников, молящих Бога об истреблении нераскаянных врагов Божиих. А христианские мученики никогда не молились о благоденствии и благополучии врагов Божиих — гонителей святой христианской веры, а молились лишь о просвещении их светом христианской истины, либо об истреблении нечестивых, если не покаются. Самый дух боговдохновенной Псалтири протестует против богомерзкого сергиевскаго указа за 549 от 8 21 октября 1927 года. А прочитай ка 67 псалом... Неужели ты не почувствуешь сергиевскаго блудомыслия? Сергиевская церковь, подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнуснейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину. По всему видно, что мне уже не суждено Богом возвратится в недра господствующей сергиевской церкви. Теперь пока три господствующих церкви: обновленческая, григорианская ВВЦ и сергиевская. Скоро, вероятно, будет и четвёртая группировка. Знай, что и к четвёртой ориентации я принадлежать не буду, если и она станет на путь «легализации», потому что легализация Церкви Христовой или Царства Божия в современных условиях представляет собой чистейший абсурд, безсмыслицу, и говорить о легализации Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о тёмном свете, горячем льде и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3796...

«На воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» Церковь прославляет в лике святых воинов: полководцев, офицеров, солдат Церковь прославляет в лике святых воинов: полководцев, офицеров, солдат, и среди них великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата. В сонме русских святых присутствуют князья-полководцы: равноапостольный Владимир, Андрей Боголюбский, Мстислав Храбрый, Меркурий Смоленский, Всеволод-Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. В наше время был канонизован военачальник имперской эпохи – адмирал Феодор Ушаков, выигравший все морские баталии, в которых участвовал как флотоводец, и при этом был человеком самого искреннего благочестия и подлинного христианского смирения. Христианское учение о войне и мире резюмировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где, в частности, говорится: «Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (ср. Откр. 16, 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией... Церковь…не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости…. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних». В новое время были выработаны общепризнанные нормы международного военного права, от которых радикально отличаются изобретенные западным сообществом «правила», согласно коим оправданы любые средства для защиты интересов так называемого «свободного мира»: атомные бомбардировки, применение напалма, убийство миллионов мирных жителей, как это было в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане, разрушение государств, чему подверглись в недавнее время Югославия и Ливия.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/07/specop...

Погребение св. Ефрема Сирина в Ивере. Обретение св. главы Иоанна Предтечи там же. Географическая икона «Путь Богоматери Иверской на Афон», там же. Страдания св. великомученика Георгия в Карее (два рисунка). Икона Иисус Христос Всевидец в Карее. Копии с диптихов Рисунок с Кутлумушского диптиха. Деисус на этом же диптихе. VI. По части стенной и мозаической живописи Прощание св. апостола Павла с ефесскими пресвитерами В притворе Иверского соборного храма Арий и его сподвижники на 1-м вселенском соборе Сила Вышнего. Витии многовещанные Из живописного акафиста Богоматери там же Аристотель Солон Плутарх В паперти Иверского параклиса вратарницы В притворе Хиландарского собора «Премудрость созда себе дом» Святой мученик Прокопий Святой Иаков Перс Святой Говдели В соборном храме Варлаамского монастыря в Метеорах Св. Феодор Св. Георгий Св. Мина В соборном храме Преображенского монастыря в Метеорах Игрок на органе В притворе Кутлумушского собора Портрет Панселина В стене одной Афонской кельи Рисунок с мозаики В Солунском храме святого Георгия Всего 18 рисунков VII. По части книжной живописи Св. евангелист Марк Из евангелия 562 г. в Ивере Его же поясное изображение Из того же евангелия Из жития Иоасафа, индийского царевича, ΧI века Св. Иоанн Богослов Из евангелия 1168 года в. Кутлумуше Протоспафарь с супругой пред Иисусом Из того же евангелия Исцеление расслабленного у овчей купели Распятие Иисуса Христа Сошествие во ад Снятие со креста Воскресение Явление мироносицам Исцеление кровоточивой Из греческого рукописного евангелия XIII века в Ивере Два перспективных рисунка Из евангелия XIII века в Пантократоре Св. евангелист Лука Из рукописи 1302 года в Руссике Рисунок Из нотного обихода еп. Арсения 1700 г. Моление о чаше Из русской рукописи 1740 года в Руссике Преподобный Варсонофий Горница и письменный прибор евангелиста Марка Молитва мытаря и фарисея, миниатюра Из книги Иова в Ватопеде (шесть рисунков) Св. Меркурий Св. Екатерина Из Минеи в Дохиаре 5 рисунков Из псалтири в Пантократоре

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010