Новый год — когда хочется улыбнуться навстречу каждому Новый год – это праздник, который объединяет всех, и, повторяю, без какого бы то ни было текста или подтекста, это праздник, когда каждому из нас хочется улыбнуться навстречу каждому, и даже недоброжелатели, даже враги в это день пытаются улыбнуться друг другу, и во многих случаях это получается. 31 декабря, 2012 Новый год – это праздник, который объединяет всех, и, повторяю, без какого бы то ни было текста или подтекста, это праздник, когда каждому из нас хочется улыбнуться навстречу каждому, и даже недоброжелатели, даже враги в это день пытаются улыбнуться друг другу, и во многих случаях это получается. Какой духовный опыт может дать христианину новогодняя ночь? Размышляет священник Георгий Чистяков. Мне бы сегодня хотелось с вами поговорить на тему о приближающемся Новом Годе . О празднике, по поводу которого сегодня очень много спорят. Не так давно, в прошлый четверг, на Епархиальном собрании Святейшему Патриарху был задан вопрос, вопрос, в котором отчасти содержался уже ответ: можно ли совершать Новогодний молебен 31 декабря перед гражданским Новым годом. Вы знаете, такой вопрос никогда ни у кого прежде не возникал, потому что во всех храмах Москвы уже не первое десятилетие вечером 31 декабря всегда совершается Новогодний молебен. Всегда прихожане, кто может, собираются, совершается вечерня, после этого молебен с Акафистом чтимой иконе, святому храма, чтимому в данном храме святому. Так или иначе, это обычай, которому православные христиане Москвы следуют уже не первое десятилетие и который все както очень ценят и любят. Святейший Патриарх сказал: «Сегодня какое число? 21 декабря? Мы по какому календарю живем, по новому? Почему же не совершать этот молебен?» И, тем не менее, я постоянно слышу и по радио, и в газетах это обнаруживаю, и от людей слышу, что встречать Новый год грех, что Новый год – это языческий праздник… Что касается Нового года, то у разных народов и в разных религиях есть десятки разных вариантов Нового года. В конце сентября празднуют Новый год иудеи, в феврале – начале марта вьетнамцы, китайцы, японцы. Есть мусульманский Новый год, есть Новый год нашей византийской церкви – это 14 сентября по новому стилю, начало индикта. Я думаю, что у каждой традиции местной есть наверняка, если подумать, какойто свой собственный Новый год.

http://pravmir.ru/novyj-god-kogda-xochet...

Старый Новый год должен получить статус «исторической памятной даты». У Старого Нового года и в целом у старого календаря есть неоспоримые исторические заслуги. Именно по этому календарю Россия жила несколько веков, одержала великие Победы, по этому календарю Россия стала Империей, величайшей страной в мире. Старый календарь – это часть нашей истории, культуры и памяти, как принято говорить сейчас, - часть нашего культурного кода. Нужно на самом высоком уровне заявить, что Старый календарь — это наше национальное достояние, и поэтому Старому Новому году необходимо присвоить особый статус «исторической памятной даты» и официально установить празднование Старого Нового года – 14 января (1 января по ст.ст.) под названием «Русский Новый год». Кстати, т. н. «старый стиль» до революции официально назывался «Русский календарь». Именно под таким названием издавались в России все календари. Новый год без Рождества не является Новым, а лишь формой числопоклонничества. Возникает законный вопрос, в чем собственно смысл т.н. гражданского Нового года? Что празднует страна? Принято считать, что это светский праздник. Однако замечу, Новый год как обновление времени не может быть по своей природе светским. Время в руках Божиих, Его достояние. Во времени осуществляется Промысл Божий, и по этой причине время – сугубо религиозное понятие. В Церкви время освящается и осмысливается как реализация плана Божьего спасения. В данном случае Новый год в первый день января связан исключительно с событием Рождения Христа. В этом есть своя ясная логика: Христос рождается и, как сказано в Священном Писании, «творит все новое», в том числе и время. Рождение Христа начинает новую эру, являясь причиной обновления времени. Новый год, стало быть, является следствием Рождества Христова, одним из его даров. Таким образом, Новый год в христианстве – это религиозный праздник. По-настоящему он наполняется смыслом только в связи с Рождеством Христовым. Только в свете Рождения Христа мы можем объяснить, почему Новый год становится новым. Если мы отказываемся от причинно-следственной связи Рождества и Нового года, тогда возникает неразрешимый вопрос: в чем смысл Нового года, почему его надо праздновать и почему именно в этот день? Еще раз повторю: без Рождения Христа Новый год теряет свой смысл и становится просто произвольно выбранной датой, когда празднуется просто перемена числа. Праздник становится языческим числопоклонничеством. Праздновать Новый год до Рождества Христова – это антихристианство.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/13/na...

   еп. Арсений. Николай мефонский епископ XII в./Христианское чтение. СПб.: 1882. 7—8. С. 161—175; 9—10. С. 495—515; 1883. 1—2. С. 11—26; 3—4. С. 308—357    св. Григорий Богослов. Слово 45/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 675—676    св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 3. Гл. 27. С. 293    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Гл. 1. С. 21    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 2. С. 22—23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 2. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23—24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 38. Гл. 3. С. 319    св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к евреям/Творения: В 12 т. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 70    св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к евреям/Творения: В 12 т. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 71 7. О греховных наклонностях    Митр. Антоний в своем Катихизисе говорит: «Зная вперед, что каждый человек возымеет Адамово своеволие, Господь попускает, что мы наследуем Адамову немощную природу, болезненную, смертную, обладающую греховными склонностями, в борьбе с которыми, а еще более — поддаваясь им, мы сознаем свое ничтожество и смиряемся». Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, хотя они и не согрешили, что они «наделены падшей греховной природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама». Таким образом, по учению митр. Антония, выходит, что Бог облагает и наделяет человеческую природу греховными наклонностями. Но не так учат об этом Святые отцы и учители Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Недавно состоялся у меня разговор с девочкой Машей. – Я Новый год люблю больше, чем Рождество, – сказала Маша, ребёнок светский и невоцерковленный. – На Новый год наряжают ёлку, и дарят подарки, и каникулы на Новый год, и все ходят в гости. А Рождество – это просто праздник. Я не стала объяснять Маше, что все эти атрибуты украдены у Рождества. Я сказала: – А я больше люблю Рождество, потому что Рождество – это день рождения Бога. – А Новый год что? – спросила Маша. – Новый год – это просто смена календаря. И Маша, любительница спорить и опровергать даже очевидные вещи, не нашлась с ответом. Она задумалась, а потом начала задавать мне вопросы про Бога – но это уже другая история. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1148 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Л. 9 января 2023, 14:33 Абсолютно ненужное противопоставление.Зачем это,не понимаю.Чтобы кому то более православным себя показать чем остальные?И так всем на этом сайте понятно что Рождество,в духовном плане,более высокий праздник,Новый Год просто добрый и хороший светский праздник,и не надо одно поносить,чтоб другое возвысить,не по христиански это разделение вносить.Богу Божье,кесарю кесарево. Виктория 7 января 2023, 18:09 Олег О., Конечно, новый виток истории наступает с Рождением на Земле Господа Иисуса Христа, люди вновь обретают возможность Рая и символично, что Новый год и Рождество Христово рядом в календаре. Украшенная ель как символ возвращения Древа жизни, мандарины, подарки, наряды, свечи, колокольчики - это и связано с празднованием Рождества Христова, а катание с горок, встречи с друзьями, родными - со Святками! Рождественские Богослужения длинные, но ведь главные и очень красивые, праздничные, и дни Святок от Рождества до Крещения Господня наполнены радостью, благочестивым зимним весельем, песнями, добрыми фильмами. Всё совмещается, и дни перед Рождеством - уже подготовка к Новым событиям истории! Александр 7 января 2023, 10:40 А я люблю с детства Новый год. И главным чудом для меня было то, что вот, дожил ещё до одного года. В детстве это особенно важно, когда у тебя врождённые 5 пороков сердца и ты можешь вскоре умереть. Слава Богу, моей сестре, увезшей меня в Киев, и академику Н.М.Амосову, в 1980 году меня вылечили. При этом, я и крещён не был, Святое Крещение принял лишь в 20 лет, после чтения книг Ф.М.Достоевского. Так что — чего препираться-то, что лучше Новый год или Рождество? У каждого — свой опыт. Мы все люди разные и именно поэтому необходимо понимать и любить друг друга. Всех с праздниками: с Новым Годом и Рождеством!

http://pravoslavie.ru/150186.html

Екатерина Харламова 5 января 2015, 11:06 Спаси Господи за статью! Актуально и познавательно. Светлана 18 января 2014, 22:58 Прочла комментарии...Как-то удивительно сложно... Новый год праздновали и дед с бабушкой (дед закончил 4 класса церковно-приходской школы, но читал все газеты компартии). Новый год празднуют родители (ну, понятно, поколение комсомольцев-коммунистов, атеистов, Спаси Господи, мама крещеная), Новый год празднует моя семья - все крещеные, я в Церковь хожу постоянно, верю, принимаю Святое Причастие. Все на самом деле очень просто - к Новому году убираюсь в доме, заканчиваем с мужем все серьезные дела, постничаю, дети готовятся, и все с мыслью о том, чтобы новый год встретить " без хвостов " , как говорится. А главное, подготовить дом и семью к празднованию Светлого Рождества и Крещения Христова заранее, чтобы все было без мирской суеты. геннадий 30 декабря 2013, 18:16 Трудно людям в последние времена,давайте понимать и любить друг друга,и прощать..ведь не все спасуться и это страшно vladimir 28 декабря 2012, 08:06 Праздновать Новый год в Пост-дело лично каждого. Но Вы забыли о главном предназначении Поста-духовно очищать себя. Что толку от физического поста если Вы ругаетесь,материтись,обижаете других и обижаетесь сами,завидуете,гневаетесь и т.д Лариса 9 января 2012, 22:44 Александру. А Вы считаете все православные Рождество без бутылочки встречают, если гости соберутся. Я тоже так раньше считала по-наивности, а теперь знаю некоторые православные компании, где все праздники, если не на пост приходятся, празднуют с бутылочкой. Не упиваются, конечно, но спиртное есть, и дети это видят. Лариса 9 января 2012, 22:38 Если бы вся семья была глубоко воцерковленнае, то, конечно, какой новый год посреди поста. А когда наполовину, можно и новый год справить потихоньку, не упиваясь, не буйствуя, постной пищей, кто поститься. Страшного греха в этом не вижу. Елизавета 9 января 2012, 00:26 Ну а почему бы не отпраздновать новый год, это всё-таки некий рубеж в жизни каждого. А что касается пьянок, так это уж у кого как, новый год ни при чём. Тогда и дни рождения надо запретить. А лишний раз подарить друг другу тепло и радость - это здорово, особенно детям

http://pravoslavie.ru/50722.html

Новый год в православной семье: с чистого листа Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество. 31 августа, 2016 Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество. Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков. Новый год в православной семье Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year. И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре. Пост, церковный календарь и Старый Новый год Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Введение во храм Пресвятой Богородицы, престольные праздники, именины. Сам факт поста не означает, что эти даты будут перенесены на святки.

http://pravmir.ru/novyiy-god-v-pravoslav...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество» Диакон Владимир Василик о праздновании гражданского новолетия 04.01.2013 1671 Время на чтение 3 минуты 1 января, по устоявшейся с советских времен традиции, вся страна отмечала Новый год. Так сложилось, что после перехода России на григорианский календарь, праздник этот, всегда следовавший за Рождеством Христовым и отмечавшийся намного скромнее, теперь предшествует рождественским дням и отмечается как на государственном, так и на общественном уровне более широко, нежели Рождество. Как сообщает «Интерфакс», в связи с этим протодиакон Андрей Кураев даже выступил с инициативой… объединить Новый год и Рождество Христово в один праздник. «Я надеюсь, что со временем у нашей Церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно – объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества», – заявил он 2 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы ». Любая другая дата празднования Рождества, по его мнению, «порождает вопрос, на который у нас не находится ответов». «Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, т.е. наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично», – пояснил свою позицию о.Кураев. «Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря – она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, – лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница – неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно», – считает он. Мы попросили известного богослова, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика рассказать о том, как православный христианин должен относиться к празднованию «гражданского» Нового года . Отношение к Новому году может быть самое разное. Я, например, встречал в интернете такое: «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество». Понятно, что для нас еще идет Рождественский пост, что наш старый Новый год, наступит 1/14 января, когда мы празднуем память святителя Василия Великого.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/04/no...

  Василий (Кривошеин), архиеп. Неистовый ревнитель: Прп. Симеон Новый Бого­ слов как игумен и духовный наставник //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1957. 25.   Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: (История текста «Огласительных слов»)//  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. – Париж, 1961.   Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально–политической действительности своего времени//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 242 – 250.   Василий (Кривошеин), архиеп. Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова//Альфа и Омега. – М., 2002. – 4 (34).   Вениамин (Милов), епископ. Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни//Журнал Московской патриархии.  – 1979. – 11; 1980. – 3, 4.   Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .     Иванов С.А. Симеон Новый Богослов как юродивый. Резюме//Знаки Балкан. – М.: Радикс, 1994. – Ч. II.   Иларион (Алфеев), епископ. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции// Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.   Иларион (Алфеев), иером. Пре подобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание/П ер. с англ.//Альфа и Омега. –  М., 1996. 2/3(9/10).   Иларион (Алфеев), иером. Пре­ подобный Симеон Новый Богослов и православное бого­ служение/Пер. с англ. //Церковь и время. –  М., 1998. 1(4).   Иларион (Алфеев), иеромонах. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции//Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.). – М., 2002.   Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования)

http://bogoslov.ru/person/3089571

Остановимся на термине Новый Завет. Впервые термин Новый Завет встречается в устах Самого Господа на Тайной Вечери, когда Он говорит об установлениях, которые Он делает на пасхальной трапезе, что это есть установление Нового Завета. Поскольку Евангелие, по-видимому, написано несколько позднее Посланий ап. Павла, то обратимся к описанию Тайной Вечери по ап. Павлу: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 23-25). Можно привести и другое место: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3, 4-6). Таким образом, в понимании ап. Павла Новый Завет, термин, который изрек Иисус Христос на Тайной Вечери, имеет как бы несколько юридический оттенок. Можно его описать, этот оттенок, приблизительно так, что Новый Завет есть понимание ап. Павла, а вслед за ним и Церкви, как новый порядок бытия, причем новый эсхатологический порядок, т. е. порядок конечный, потому что с приходом Господа исполнилась полнота времен. Смысл мировой истории окончен, обетованный Мессия явился миру. И это порядок бытия, возникший в результате нового союза, нового завета, нового декрета между Богом и человеком. Этим союзом или этим декретом Бог заменил Свой старый союз. Новый Завет продолжает спасение человека. Идея будущего эсхатологического порядка, т. е. Нового Завета, исполнения времен восходит к книге пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Симеон Новый Богослов, прп. Слово 42//Указ. соч. Ч. 1. С. 495. К этой составляющей процесса спасения только и может относиться идея аллегории, некоего метафорического «подражания» действиям Господа нашими духовно-аскетическими трудами. Дальше, т. е. в следующей составляющей, уже начинается мистическая реальность. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 29: 5//Указ. соч. Ч. 1. С. 365. Можно было бы ещё сказать — наше преображение по Его образу и подобию, так что Новый Адам делается новым уже не только по отношению к первому Адаму, как его Обновление и Исправление, но и по отношению к нам, как наш новый Родоначальник. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 42//Указ. соч. Ч. 1. С. 495. См. также: Слово 29: 5. С. 365–366. Ср.: «...пр. Симеон говорит о внутренних и личных следствиях Воскресения, с их высшим моментом — полным видением Воскресшего Христа во Святом Духе. Эта благодать воскресения дана уже теперь, в настоящей жизни» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 273). Ср.: «А немощи эти эти непотребные стремления плотских похотей, эти пристрастия к земным и мирским вещам, богатству и славе суетной, никакая душа не может уврачевать в себе и стать здравою ни сама собою, ни с помощию другого какого человека. Только Господом нашим Иисусом Христом они могут быть уврачёваны, как написано: Той недуги наша прият и болезни понесе (Мф. 8, 17)» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 12: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 175). Симеон Новый Богослов, прп. Слово 29: 5//Указ. соч. Ч. 1. С. 366–367. Ср. гносеологический принцип: «ни познания не бывает без видения, ни видения без чувства, то есть прежде видит кто какую вещь и, видя её, познает, а потом и чувствует. Это говорю в отношении к духовному...» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 42: 1//Указ. соч. Ч. 1. С. 496). См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 59: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 796. Митр. Иларион также считает, что для прп. Симеона «видение света являлось главной целью всех аскетических подвигов и добродетелей» ( Иларион (Алфеев), митр. Указ. соч. С. 331).

http://bogoslov.ru/article/6172876

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010