Святая молитва ко святому освобождает из плена . Девицы христианские, бывши у варваров в плену, по приказанию царя вышивали образ св. мученика Димитрия, и с молитвами к нему в слезах – заснули над иконою; ночью св. Димитрий перенес их на родину. Св. великомучен. Пераскева Дух Святой сообщает особенную красоту Когда шла св. великомученица Параскева на судилище, Дух Святой осенил ее, и было лицо ее светло к удивлению всех. День пятницы древние чтили постом, молитвами и милостынями Родители мои, говорила св. великомученица игемону, день шестой, в память страданий Христовых, почитали постом, молитвами и милостынями». Крест и орудия Христовы укрепляют в страданиях Когда св. великомученица Параскева была замучена и брошена в темницу; в полночь явился ей ангел Господень, крестообразно по персям препоясанный, держа в руках крест, терновый венец, копие, трость и губу. Показывая это, он стал утешать ее и объяснять значение тех орудий и уврачевал ее. Преп. Авраамий затворник Приближающиеся к Богу побеждают диавола, а удаляющиеся от Него побеждаются Диавол, когда вкушал пищу преп. Авраамий, хотел опрокинуть его сосуд, но преподобный поставил свечу на стол и стал петь псалом: «блаженны непорочнии ходящии в путь» – до конца. Потом святый сказал диаволу: «нет, ты никого из боящихся Бога не соблазнишь; только соблазнишь отступивших от Бога, – ибо в них нет Бога; а от боящихся Бога одна молитва со слезами гонит тебя, как ветер – прах». Мясо и вино вкушал монах ради спасения ближнего Племянница преп. Авраамия, подвизавшаяся при нем вне келии, по имени Мария, была соблазнена и вдалась в распутство; преп. Авраамий, в виде воина, пришел в распутный двор, где была Мария, ел мясо и вино; потом обличил ее жизнь распутную, и привел к покаянию. 31. Св. муч. Епимах Любовь к Богу всему доброму научает Св. муч. Епимах говорил: «любовь к Богу была ему учительницею, поучая его добродетельному житию: ибо кто, как не любовь Божия, говорит мученик, может научить человека благотворению? Она апостолов побудила оставить все и идти за Христом; она святых побудила жить в пустыне, в нищете и из татей и разбойников творила мучеников». Капля крови мучеников отверзла очи

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5) Крест серебряный, чеканной работы, позолоченый, с частицами св. мощей и различными святынями: частица персти гроба Господня, часть жезла Господня (?) часть камени гроба Господня и мощи: Ап. Иакова Алфеова, м. Гурия, м. Варсонофия, м. Германа Казанских чудотворцев, м. Иоанна Милостивого, м. муч. Дмитрия, м. муч. Никиты, м. муч. Пантелеимона, м. муч. Каллиника. На кресте надпись внизу: «1702 года, июля в 8 день построен крест святый с мощами в церковь Пресвятыя Богородицы Казанския девич монастырь, церковною казною, в граде Казани, серебряный, позлащен». 6) Крест серебряный, позолоченый с финифтовыми изображенями Господа Саваофа, Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Богослова и Адамовой головы. Весом этот крест с деревом 1 фун. 68 золот. На главе Спасителя серебряный, вызолоченный венец, вокруг коего обниз из 9 крупных жемчужин, 7 изумрудов и одной венисы. Вокруг верхней части креста обниз из 17 изумрудов и 17 крупных жемчужин около поперечной перекладины и вниз до Адамовой головы обниз в один ряд из среднего жемчугу. В кресте находятся мощи святых и различные святыни: мощи Евфимия Вел., Иоанна списателя Лествицы, Александра Свирского , часть пещеры и гроба. Кирилла Новоезерского, древо масличное, мощи – ап. Петра и Павла, преп. Сергия Радонежского, свят. Николая, Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, муч. Феодора Тирона, Ап. Иакова, брата Божия. Великомучен. Феодора Стратилата, Князя Даниила, Александра преподобно – мученика, Феодосия, муч. Меркурия, муч. Пантелеимона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, св. уч. Минодоры, часть ризы Господни, часть гроба Господня; части гробов Макария Калязинского, Князя Михаила Черниговского, часть мантий Александра Свирского и препод. Ефрема Новоторжского. Внизу у рукоятки креста надпись: «Сей крест построен изждивением Конторы новокрещенских дел секретаря Ивана Нивитина сына Никитникова, марта 23-го 1747 года». 1753 г. 7) Крест под чернью: вверху Господь Саваоф; по краям Божия Матерь и Иоанн Богослов; внизу Адамова глава и орудия страданий. На обороте слова: мощи святителей: Василия Великого , Иоанна Милостивого, священномученика Харалампия, мощи великомучеников Евстафия Плакиды, Ионна Войнственника; мощи святителей: Гурия, Варсонофия и Германа. Мощи великомучеников Георгия и Димитрия, мощи великомученика и целебника Пантелеимона и мученика Авксентия. Внизу: «В поминовение сей крест Николая Петровича Татищева 69 ). Весу в нем 1 ф. 90 золот. (1770) года декабря 5 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

На вопрос мученицы к диаволу: «кто ты?» – он отвечал «я диавол – один из первейших князей тьмы, послан от отца сатаны искусить и прельстить тебя, ибо я великую получил казнь от тебя и молитв твоих, от целомудрия девического и от мужественного твоего терпения; – я тот, который некогда Еве в раю пагубно советовал преступить заповедь Божию; я научил Каина убить брата своего Авеля; я научил Навуходоносора поставить идола золотого на поле Деире; я тот, который прельстил иудеев покланяться идолам; я Ироду внушил избиение детей, Иуде – предание Учителя и самого себя удавление; я подвинул евреев камнями побить Стефана, я побудил Нерона распять Петра и мечем обезглавить Павла. 22. Св. великомуч. Анастасия Соблазны и угрозы чрезвычайные против мученицы Языческий жрец Ульпиан, желая отвратить мученицу Анастасию от Христа, старался с одной стороны предложить ей богатства мipa, а с другой запугать орудиями мученическими. «Здесь каменья драгоценные, говорил соблазнитель, а там мечи обоюдоострые; здесь золотые и хрустальные одры, многоценными покрывалами убранные, а там одры железные, разжженные и раскаленные огнем; там ожерелья, серьги, привески золотые и жемчужные, а здесь оковы, цепи и узы железные; там зеркала светлые, гребни и все женские принадлежности, а здесь железные гребни, на растерзание тела приготовленные и рожны железные. С одной стороны драгоценные уборы и платья, с другой черепья, власяные рубища, которыми трут раны». Таким образом, против всего прекрасного он положил ужасное, против веселого – скорбное, против мягкого – жесткое, чтобы или прельстить первыми, или устрашить последними невесту Христову. Явление после смерти Когда св. великомучен. Анастасия была морима тридцать дней голодом в темнице, ее часто посещала одна благочестивая женщина по имени Феодотия. Св. Анастасия однажды спросила ее: «как она к ней будет приходить после смерти?» Феодотия отвечала, что душам мучеников Господь особенную даровал благодать, так чтобы они, по отшествии от земли, приходили к кому захотят и беседовали с ними и утешали их. Феодотия явилась на корабле, на котором хотели утопить св. Анастасию и парусами управляла к берегу. 23. Пред. Нифонт, епископ Кипрский

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Тихо, величаво шествовал Государь, опираясь на посох индейского дерева, в обыкновенном выходном платье, в сопровождении высших сановников, из которых только бояре, окольничие, думные и ближние люди обыкновенно входили с Государем в церковь ; прочие же чины оставались на погосте и становились по сторонам царского пути между Успенским и Архангельским соборами по чину т. е. младшие ниже старших. После обыкновенной парадной встречи и возложения на себя царского сана (большого царского наряда) в приделе св. великомучен. Димитрия, Государь, при пении многолетия, молился св. иконам, принимал у патриарха благословение и становился на свое место; после сего прекращался звон. Государь слушал литургию, совершавшуюся обыкновенно патриаш. чином. Во время пения причастна, звон Успенского колокола давал знать о приближении времени крестного хода, который обыкновенно открывался после заамвонной молитвы. (Иногда крестный ход совершался и пред литургией. Др. Рос. Вивл. X 156–183). «Патриарх выходит из алтаря со властями и поклоняется царю. Царь от святителя прия благословения и станет на обычном месте близь патриарха; а власти приходят по два, поклоняются царю, таж патриарху; тож ключарь ходит на иордань и кропит св. водою государево место и патриарше и путь... Архидиакон же, приемля благословение святителя, начинает молебен и по октению исходят на воду». Патриарх, в преднесении чудотворных икон, хоругвей и крестов, по чину великих ходов, выходит западными дверьми, царь южными; патриарх, проходя мимо царя, осенял его животворящим крестом, а духовные власти – творили ему по два поклона. Торжественное шествие, по выходе из храма, открывали 600 стрельцов, одетых в лучшее цветное платье, с богатым блестящим оружием; спереди и сзади их шли по два пятидесятника с обоюдностальными топорами на древках черного дерева, украшенных серебряными кистями. За стрельцами следовал самый крестный ход, замыкавшийся шествием патриарха, которому предшествовали митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, соборные протопопы и приходские священники и диаконы; во главе крестного хода несли московские святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Другое дело, если укажут ему на крест Христов. Да, страдание распятия – самое страшное страдание и как же переносит его Иисус Христос? Молча, ни словом, ни движением не обнаруживая какой-либо нетерпеливости. После того нам ли, грешным рабам Его, быть нетерпеливыми в своей болезни? Господь терпит муки за наши грехи: а наша болезнь – не плод ли грехов наших? Он страдает для того, чтобы в свое время «преобразить тело смирения нашего» и облечь его в славное бессмертие ( Флп. 3, 21 ). Пусть же гниет грешное тело наше: нам дано будет тело лучшее, тонкое, светлое, облеченное красотою небесною, лишь бы мы очистились здесь от грехов покаянием. «Верно слово, говорит нам с полною уверенностию апостол Божий, верно слово: если с Ним умерли, то с Ним и оживем. Ежели терпим, то будем и царствовать с Ним» ( 2Тим. 2, 11–12 ). Болезнь телесная, переносимая в виду креста Христова, очищает тело от порчей, внесенных в организм грехом, очищает душу от движений самолюбия и молитвою низводит в нас крепость небесную. г) Тяжела потеря близких сердцу, отнимаемых у нас смертию. Потеря супруга или супруги, потеря детей милых, потеря отца или матери, сестры или брата невольно исторгает горькие слезы. Не утешают в этой потере ни богатства, ни чести, а еще более увеличивают горечь ея, выставляя бессилие всего земного. Где помощь этой скорби? Безотрадна скорбь язычника на гробе близких сердцу его: – он теряет их навсегда. При кресте Спасителя скорбь о смерти растворяется сладкою надеждою на жизнь бессмертную. «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор. 15, 20 ). Жив начальник наш, наша глава, с Ним живы и все подчиненные Его, все члены тела Его. Не скорбите об умерших, говорит нам апостол: если мы знаем, что «Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Сол. 4, 13–14 ); мы соединены на веки с теми, которых смерть разлучила с нами на время. Грех ввел в мир смерть. Христос, удовлетворивший за грех правде и ниспославший дух жизни, ввел в мир жизнь. – Не все мы умеем пользоваться здесь жизнию Христовою; то же могло быть и с отшедшими от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

на ю.–з. от Екатеринбурга, при берегах р. Полевой и заводского пруда. Селение со всех сторон окружено горами, покрытыми хвойным лесом. К приходу принадлежит выселок Гумешевский (3 в.) Климат местности здоровый. Почва каменистая и глинистая. В незапамятные времена на месте нынешнего Полевского з. жил загадочный народ – чудь, который занимался добыванием меди и серебра; об этом свидетельствуют найденные при разработке Гумешевского рудника остатки старинных шахт и сохранившиеся в них вещи: кожаные сумы, шитые жилами, лосиные рукавицы и пр. Первое русское селение возникло в этой местности в 1719 г., когда по распоряжению думного дьяка А.А. Виниуса началась разработка Полевского медного рудника. Селение однако существовало недолго: 8 июня вышеозначенного года на него напали башкиры; жителей разогнали, строение выжгли. В 1723 г., по приказанию Де-Геннина, снова начали разработку Полевского и Гумешевского рудников, а 5 июня 1724 г. приступили к постройке Полевского медеплавильного (теперь железоделательного) завода. В 1759 г. завод этот был передан казною во владение А.Ф. Турчанинову. Прихожане все, в числе 7 134 об. п. (3 552 м., 3 582 ж.), – православные, по сословию – бывшие мастеровые Сысертских заводов. Главное занятие – работы на заводе и рудниках, старание на золотых приисках, перевозка железа, руды, дров, угля и пр. Первая деревянная церковь во имя ап. Петра и Павла была, заложена в Полевском заводе 29 июня 1730 г., по благословению Антония, Митрополита Тобол. и Сиб.; освящена в 1731 г., по благословению того же Митрополита. Вместо этой «обветшалой» церкви 6 июля 1786 г. заложена ныне существующая Петро-Павловская каменная, с приделами: в честь великомучен. Екатерины (северн.) и св. Александра Невского (южн.). Освящение совершено 11, 12 и 13 сентября 1793 г. Благословенные грамоты на «обложение» и Освящение подписаны Варлаамом, Епископом Тобол. и Сиб. В иконостасе церкви четыре местных иконы, по отзыву знатока иконописи, Преосвященного Анатолия, «весьма высокой работы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отсюда характер его проповедей более поучительный, чем правообличительный. Впрочем, и при избрании тем отвлеченных, в своих проповедях он старается быть как можно яснее, выражается просто и для пояснения своих мыслей, прибегает к примерам, взятым из круга вещей, знакомого слушателя. Поэтому в проповедях Конисского мы не найдем никаких признаков ораторского величия и роскоши; напротив, он поражает нас противоположными качествами. Как человек практический, он старается прежде всего говорить дело; предлагает слушателям то, что необходимо знать им для своего спасения и притом так, чтобы оно было доступно им. Для народа простого, необразованного, каковым была белорусская паства, безъискуственная речь была полезнее, чем блестящее красноречие; это сознавал белорусский архипастырь и потому воздерживался от красноречия, когда говорил пред простыми слушателями, несмотря на то, что был и даровитым оратором, как то доказывают его речи, сказанные Екатерине II и польскому королю Станиславу. Отсюда отличительные черты проповедей Конисского составляют: рассудочность, популярность и слабое развитие художественного элемента. Все поучения свои он предлагал в форме слова и почти каждое из них состоит из заглавного текста, приступа, предложения, исследования и заключения. Тексты не всегда заимствуются из дневных чтений Евангелия и апостола, но всегда имеют близкое отношение к обстоятельствам слушателей. Напр., слово в день великомучен. Георгия, сказанное в сельской церкви из текста: се удалихся бегая и водворихся в пустыни, о пороках, заимстовованных поселянами от жителей городов. Тема всегда высказывается прямо в начале проповеди. Исследование не отличается ни особенною глубиною мысли, ни тонкостию анализа, ни искусством, ни силою доказательств. Проповедник довольствуется рассмотрением главных сторон предмета, доказывает свои мысли большею частию текстами св. Писания, которых у него очень много, и свидетельствами отцов церкви, и редко прибегает к доказательствам от разума. Так он поступает не только при изложении положительных истин.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Как от Руссика, так и от скита Ксенофского, монастырь Ксеноф находится на расстоянии часового ходу, от Дохиара полчаса, а от Кареи – три часа. Главный храм посвящен имени св. великомуч. Георгия Победоносца. Мощи святых здесь: правая рука св. великомученицы Марины; часть св. великомуч. Георгия; св. Модеста, св. Иакова Персянина, священномуч. Харалампия; часть перста св. великомучен. Пантелеимона; часть перста св. мученицы Параскевы; часть св. бессребреников Космы и Дамиана; крови, св. Димитрия Солунского в одежде; правая нога св. великомуч. Феодора Тирона; глава св. муч. Трифона и многие другие части св. мощей. В соборном храме есть, две чудотворные иконы: Божией матери и св. великомученика Георгия. Малые храмы 1) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) св. 1оанна Богослова: 3) св. 12-ти Апостолов: 4) св. Первомученика Стефана; 5) Успения Божией матери; 6) св. Евфимии; 7) св. бессребреников Космы и Дамиана; 8) св. Лазаря четверодневного. В соборе замечателен мраморный иконостас. В древней соборной церкви есть две иконы замечательной мозаической работы: святого великомученика и Победоносца Георгия и св. Димитрия Солунского. Ксеноф основан неизвестно каком-то Ксенофонтом. Он был Болгарским монастырём; наш путешественник Барский, в первое свое странствие по святому Афону, слышал в Ксенофе богослужение на славянском языке. Ксенофский скит, принадлежащий ксенофскому монастырю В стороне от пути, ведущего из Руссика в Ксеноф, остается направо скит Ксенофский. До него около часу ходу. Соборный храм скита посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь части св. мощей: верхняя часть главы св. Амвросия Медиоланского; части: св. Марины, св. Иулиании, св. великомуч. Феодора Тирона; кровь св. великомуч. Димитрия Солунского; части: св. Модеста, св. Киприана, св. бессребреника Космы, преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных, и других. Есть также часть животворящего древа Креста Господня. Скит этот, известный по древним актам под названием Кацари принадлежал прежде Руссику (в монастыре есть на это акты); но когда монастырь Ксеноф усилился, а между тем Руссик был в самых стеснительных обстоятельствах, то по воле Турецкого правительства, скит взят у Руссика под ведение Ксенофа. В 1766 году скит возобновлен духовником оного Сильвестром со старцами. 3. Дохиар (идиоритм, т. е. штатный)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010