На протяжении всей Истории стоят зримые вехи, начиная с радуги, как знака свыше, что завет Бога с людьми непреложен. Престолы и святилища предизображают Храм – место Боговселения – и охраняют от всякой абстрактности в богопочитании. Ветхозаветные пророки преисполнены страхом перед чисто духовной областью, они сознают, что между небом и землей – трагическое, невыносимое расстояние, и у Исаии вырывается крик иудейской души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» ( Ис.64:1 ). В этом призыве – потребность в пространственном измерении, в нем ожидание и жажда Воплощения: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Слову свойственно «доказывать», образу – «показывать». Вся долгая история Ветхого Завета – это борьба против идолов, против ложных образов и ожидание Образа истинного. В конце времен Бог открывает Свое человеческое лицо, Слово становится предметом созерцания: Блаженны очи, видящие то, что вы видите ( Лк.10:23 ). Иисус исцелял глухих, открывал очи слепым. Невидимое проявляется в видимом: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Отныне образ становится существенной частью христианства наравне со словом. На самом высшем уровне Слово предлагает Себя как божественная трапеза: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). В день же Пятидесятницы все охвачено огненными языками. Не выражает ли Крест молчания Великой Субботы? Лишь его изображение дает возможность действительно внять этому молчанию, как бы увидеть его. Важно заметить, что Символ веры – это именно «символ», он не излагает вероучение, но тайны веры исповедуются в нем через начертание истории спасения. Он прекрасно поддается иконографическому изображению, и иконы церковных праздников говорят нам об этом в явленных образах. Посредством видимого к нам нисходит Невидимое, принимая нас в свое Присутствие. Литургия – наглядное выражение Библии, Слово, явленное в литургическом действии. Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Рукописание, которое было против нас, Он… пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Наконец настало для апостолов исполнение обещанного им Господом в прощальной беседе: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше ( Ин.16:22 ). Во время повествования еммаусских путников святому собранию о явлении Учителя, когда двери были заперты из опасения от Иудеев ( Ин.20:19 ), Сам Иисус стал посреди них ( Лк.24:36 ). Этим явлением в самый день воскресения, Господь, по мысли святого Иоанна Златоуста , «положил основание святому дню Господнему в замену ветхозаветной субботы, которой настал конец». Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: Мир вам! (см.: Лк.24:36 ; Ин.20:19 ). Христос Спаситель пред страданиями, прощаясь с учениками, преподал им Свой мир (см.: Ин.14:27 ), но состояние апостолов в настоящую минуту нуждалось в подтверждении этого дара: скорбь об утрате Учителя, сознание одиночества и беспомощности среди возбужденных удивительными слухами иудеев страшно обременяли душу учеников, и одна только любовь к Распятому, пробудившаяся ранее веры в Его воскресение, могла собрать воедино расточенных овец пораженного Пастыря. Явление Воскресшего Учителя, прошедшего притом чрез запертые двери, несмотря на дарование мира, возбудило сначала в учениках испуг и смущение, – они подумали, что видят духа ( Лк.24:37 ). Поэтому Господь постепенно убеждает их в великой истине воскресения. – Что смущаетесь, – спросил, ободряя их, Сердцеведец, – и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги ( Лк.24:38–40 ). Апостолы невыразимо обрадовались, и эта радость их была тем сильнее, чем глубже и мрачнее была их печаль; явление Победителя смерти для них служило залогом победы Господа над всем, что враждебно Ему и Его последователям; ученики даже боялись поверить своей радости, и такое состояние их было вполне естественно: «Апостолы, – изъясняет святой Иоанн Златоуст , – увидели воскресшим Перворожденного из мертвых, а такие величайшие чудеса, обыкновенно, сначала поражают, пока со временем не утвердятся в душах верующих». Желая окончательно рассеять всякую тень сомнений в душах учеников, Господь спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наступил праздник Пасхи, в Иерусалиме все успокоилось. Только враги Иисуса Христа не знали покоя. Они пришли к Пилату и сказали: «господин, мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, говорил, что Он на третий день воскреснет. Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики ночью не украли тела Иисуса и не сказали, что Он воскрес из мертвых». Пилат сказал им: «Возьмите стражу, идите и охраняйте, как знаете». Они пошли, приставили у гроба стражу и приложили к камню печать. Погребение Иисуса Христа Православная Церковь воспоминает на Богослужении Великой субботы. В конце утреннего Богослужения после пения «Слава в вышних Богу», священнослужители торжественно обносят Плащаницу вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Перед Плащаницей несут крест и хоругви. Верую в Господа Иисуса Христа, распятого же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. § 40. Воскресение Христово (Мф. 28:1–15; Мк. 16:1–14; Лк. 24:1–48; Ин. 20:1–31) Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Стража стояла у гроба и охраняла его. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых. Воины в страхе разбежались. Потом они пошли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники дали им денег и убедили говорить, что ученики, пришедши ночью, украли тело Иисуса Христа, когда они спали. Верую в Господа Иисуса Христа, воскресшего в третий день по Писанием. (Как было предсказано в священных книгах Ветхого Завета). Праздник Воскресения Иисуса Христа из мертвых есть самый радостный и торжественный из всех праздников. Богослужение в этот праздник отличается особенной торжественностью. Во всю Пасхальную неделю царские двери бывают открыты в знак того, что Иисус Христос Своим воскресением открыл верующим вход в Царство Небесное, и совершается целодневный звон в колокола в знак духовной радости и торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. И поем канон Великой субботы: творение преп. Космы Маиумского, Марка, епископа Идрунтского и инокини Кассии; ирмосы поем дважды, а тропари на 12. В конце каждой песни оба хора вместе поют ирмос. Глас 6. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя–тирана/сокрыли под землею/дети Им спасенных;/но мы, как юные девы,/Господу воспоем:/ибо славно Он прославился. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Господи Боже мой!/Отходное песнопение/и надгробную песнь воспою Тебе,/погребением Своим входы жизни мне отворившему/и смертию смерть и ад умертвившему. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. В высоте – на престоле/и внизу – во гробе/надмирные и подземные существа/созерцая Тебя, Спаситель мой,/сотрясались при умерщвлении Твоем:/ибо превыше разума Ты явился мертвым,/жизни Первоначальник. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Дабы Своею славою/все наполнить,/Ты нисшел в глубочайшие места земли;/ибо не скрылось от Тебя/естество мое, то, что у Адама,/и, погребенный, Ты обновляешь/меня, истлевшего, Человеколюбец. Катавасия: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя–тирана/сокрыли под землею/дети Им спасенных;/но мы, как юные девы,/Господу воспоем:/ибо славно Он прославился. Песнь 3 Ирмос: Тебя, на водах/повесившего всю землю без опоры,/творение увидев висящим на лобном месте,/великим ужасом охваченное, восклицало:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Образы погребения Твоего/Ты показал во множестве видений;/а ныне тайны Свои, Владыка,/Ты богочеловечески явил и находившимся во аде, восклицавшим:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ты распростер длани/и соединил прежде разделенное;/а облечением, Спаситель,/в полотно и гроб/Ты освободил и скованных цепями, восклицавших:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи!» Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. В гробнице и за печатями/Ты, Невместимый, был удержан добровольно;/и, действительно, силу Свою/Ты божественно явил делами воспевающим:/«Нет святого, кроме Тебя, Господи, Человеколюбец!».

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Некий муж, царский нотарий, , что: однажды в пятницу я пришел в храм Пресвятой Богородицы в Халкопратии, чтобы побывать на бдении, совершавшемся там. И на рассвете субботы, когда я стоял в святом храме, молился и пел псалмы, вдруг вижу какого-то бедняка, прилежно, со слезами молящегося и часто преклоняющего колени. И пока я дивился такому его сокрушению, при пении петухов он вышел из Божиего храма. Вышел и я, и последовал за ним. И когда он подошел к вратам храма святого Иоанна Богослова, в так называемом Диппии, он трижды преклонил колена и помолился, и запертые врата сами отворились, и он вошел в храм. И пока я оставался стоять снаружи, спрятавшись, молился и дивился этому знамению, он, помолившись, вышел, и тотчас двери этого святого храма снова сами собой затворились, а он пошел к нижнему портику Великой Церкви. Я снова последовал за ним, и он вошел в одну из бедных комнаток, где живут нищие, что побираются в портиках, и закрыл дверь. Я же, пометив комнату, вернулся, и, будучи занят в субботу и воскресенье, не пошел искать этого человека. А в понедельник, придя, я нашел знак, который оставил на его двери, и увидев женщину, сидевшую там, спросил ее: «Где человек, что живет здесь?» Она же сказала: «Ты говоришь о моем муже, господин мой?» Я же говорю ей: «Я говорю о человеке, живущем здесь. Не знаю, муж он твой или нет». И женщина: «Другого здесь нет, только я и муж мой, он башмачник и ушел продать свой товар на торг. А что ты ищешь его, господин мой?» А я, воспользовавшись тем, что она мне сказала, говорю: «Хочу заказать ему обувь». Она говорит: «Если повелишь, подожди его, пока он не вернется, и что повелишь, то он и сделает». Я, достав тримисий, дал ей, сказав: «Пойди купи, что нужно, чтобы нам здесь пообедать». Она же говорит: «В этом зловонии, господин мой, и в этом бедном жилище ты желаешь пообедать?» И я сказал: «Это ничего. Ибо мой дом далеко и я не могу туда пойти и снова вернуться». Она ушла, купила, что было велено, и принесла. Пришел ее муж и, увидев меня, поклонился и спросил: «Чего ты хочешь, господин мой?» И я сказал:  " Я пришел заказать у тебя обувь для моей семьи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необходимо время, чтобы очистить ветхозаветную Церковь от ее беззаконий. Только разрушив старое, Бог будет созидать новое. Наступят дни, когда будет дано прощение и св. земля расцветет, словно сад Едемский (36,35). 3. Тайна возрождения (гл. 37). Многие люди не хотели верить в Обетование. Катастрофа 587 года казалась непоправимой. Храма нет, св. земля отнята, народ рассеян, держава язычников стоит нерушимо. Никакие земные расчеты не могли оправдать надежд на будущее. Ответом для маловерных было видение Иезекииля. Пророку предстало поле, усеянное человеческими останками — давно высохшими костями: И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии… (37,3-4) «Изречь пророчество» означало возвестить волю Сущего. И по Его велению Иезекииль говорит костям, что они оденутся вновь плотью и дух вновь будет вложен в них. Едва прозвучали эти слова, как раздался шум и кости сами собой стали сближаться и соединяться. По слову Божию пророк призвал «дух на этих убитых», и они ожили и встали на ноги. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь. (37,11,12,14) Итак, непосредственный смысл видения имеет истолкование в самом Писании. Некоторые отцы Церкви (напр., бл. Иероним) ограничивались этим пониманием. Но другие усмотрели здесь и нечто большее: прообраз возрождающего действия Божия в Церкви и всеобщего воскресения. И действительно, вся история новозаветной Церкви ознаменована чудесными деяниями Духа Господня, Который воздвигал ее после дней испытания. Кроме того, видение показывает, что Бог силен оживить истлевшее, ибо Он — Владыка жизни. Восстановление Общины изображено как новое творение (ср. Быт 2,7). С обновленным народом Своим Бог заключит Завет вечный и поставит над ним «одного Царя» — Мессию. Пророчество это, которое читается за богослужением Великой Субботы, предвосхищает слово Христово о едином стаде и едином Пастыре (Ин 10,16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Но знаем мы лишь о том, что Мария Магдалина и, как говорит евангелист, «другая Мария», придя утром после субботы, то есть по-нашему в воскресение, нашли гробницу пустой. Но они увидели ангела, который и возвестил им радостную весть о том, что Христос воскрес. Они с великой радостью поспешили сообщить апостолам о том, что поведал им ангел. Но дальше мы узнаем, что радость о воскресшем Христе была далеко не у всех. Я вам хочу напомнить вот какой эпизод. Когда тело Спасителя было погребено, то первосвященники и фарисеи пришли к Пилату со следующей просьбой, я зачитаю вам сейчас этот текст: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». Но вот наступило воскресенье, и стражники находят гробницу пустой. И что же происходит далее? Обратимся опять к евангельскому тексту: И они, «собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня». Вот такая нескладная выдумка первосвященников и старейшин разрушает себя внутренними противоречиями. Действительно, если принять эту версию, то получится смесь явных несуразностей. Римские воины были приставлены ко гробу Христа с единственной целью: уберечь мертвое тело от похищения. Получается так, что эти стражи, все, как один, заснули; заснули так крепко, что не заметили кражи тела. Не заметив кражи тела, они, тем не менее, заметили кто именно украл его, продолжая при этом крепко спать. За преступную халатность при исполнении своих воинских обязанностей проспавших кражу тела не только не наказали, но и успокоили и даже наградили их деньгами. При этом им посоветовали сознаться в своей оплошности, как будто это и так не стало бы известно. Нелепость выдумки очевидна.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Одна из самых известных библейских историй — притча о мытаре и фарисее. Именно она открывает период подготовки к Великому посту. Какие уроки мы можем вынести из нее? Кто такие современные мытари и фарисеи? Что такое настоящее смирение и как его достичь? Как стать искренним перед собой, принять свое несовершенство и открыться перед Богом? Как молиться, чтобы быть услышанным? Беседуем с протоиереем Владимиром Хулапом, доктором теологии, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, клириком храма Феодоровской иконы Божией Матери (С.-Петербург), катехизатором, преподавателем. Ведет эфир журналист Ольга Лебединская. Дорогие друзья, мы ведем свою деятельность на добровольные пожертвования. Если вы хотите нас поддержать, перевести любую сумму можно здесь . Группа Вконтакте Facebook группа Гордыня и смирение. Протоиерей Владимир Хулап о современном прочтении истории фарисея и мытаря Мытарь и фарисей: протоиерей Владимир Хулап о посте, молитве и милости Притча о мытаре и фарисее читается в храмах за три недели до начала Великого поста . Почему именно она открывает период подготовки и является камертоном ко всему последующему периоду, вплоть до Великой субботы? Кто здесь «плохой», а кто «хороший»? Объясняет протоиерей Владимир Хулап — доктор теологии, проректор СПбДА, клирик Феодоровского собора С.-Петербурга. Всем все понятно: кто «хороший», кто «плохой» Два человека приходит в Иерусалимский храм для того, чтобы помолиться: фарисей и мытарь. Фарисей читает традиционную молитву благодарения той эпохи, однако в ней он возносит хвалу Богу за то, что он «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк 18:11–12). Мытарь же стоит вдали, не приближаясь к центру храма. Не имеет сил и дерзновения поднять глаза вверх, на небо — «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» (Лк 18:13). Он только бьет себя в грудь, говоря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк 18:13). Был в древности такой красивый жест покаяния. Христос завершает притчу словами: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).

http://predanie.ru/book/221405-mytar-i-f...

Окаянный жидовин, видя, что черноризец был причиной пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся привести в свое зловерие - задумал месть ему. Приближался день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над Самим Господом нашим Иисусом Христом, как написано в Евангелии. И как в древности распяли Христа - так и этот праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его и благодарил за то Бога. Без питья и пищи Евстратий продолжал жить уже 15-й день. Жидовин и прочие друзья его поносили распятого и говорили ему: " Вкуси ныне, безумный, законной пасхи, чтоб остаться живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: " ...проклят всякий, повешенный на дереве " (Втор. 21:23). Преподобный отвечал: " Великой благодати сподобил меня днесь Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его креста. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: " Ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо " Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1 Кор. 5:7), Который разорил наложенное за преступление закона на древо проклятие и ввел в благословение жизни Древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: " Жизнь твоя будет висеть пред тобою " (Втор. 28:66). О празднике же Пасхи говорит Давид: " Сей день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся " . Но ты, распявший меня, и все твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнет вас отмщение за кровь мою и кровь других купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование - и приблизилось время убиения начальника вашего беззакония " . Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И была видна тогда огненная колесница и огненные кони, и они несли на небо душу ликующего победоносного мученика, и был слышен голос, говоривший греческими словами: " Вот доблестный гражданин небесного града! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Она анализировала состав материи, находя в ней то атомы, то ограниченное число элементов, лежащих в основе всего, исследовала человеческие аффекты и человеческую мысль, устанавливая логические законы мышления и правила выразительной речи, приемы воздействия на эмоции. Она улавливала во всем связь причин и следствий. Мир был для нее великой системой, в которой единое выражало себя во многом. Новозаветная каноническая литература рассматривает пророчества как уже сбывшиеся. Евангельский рассказ о рождении, младенчестве и жизни Христа построен как цепь событий, подтверждающих библейские обетования. Так, по поводу появления младенца на свет в Вифлееме делается замечание «ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных...» ( Мих 5:2 ) 492 . И первая христианская проповедь, насколько мы можем судить по «Деяниям», состояла в провозглашении того, что Мессия уже пришел, что настали ожидаемые времена и исполнилось все то, о чем предуказано в Библии (см., например, Деян 2:22–36 ). Объявить эсхатологические чаяния сбывшимися можно было лишь существенно изменив распространенный в иудействе взгляд на них. Ни о какой победе над Римом, государственной независимости Иудеи или физическом наказании грешников и торжестве праведников не могла идти речь в I в. по Р. X. И в противовес всем националистическим надеждам евангельский Мессия заявляет: Царство Мое не от мира сего ( Ин 18:36 ). При отказе от притязаний на государственную власть теряло свое значение все то, что обосабливало иудеев от других народов, прежде всего их ритуальные обряды. Евангельское учение резко контрастирует с обычным толкованием книжников и фарисеев. Неоднократно оправдывается нарушение Субботы, а запрет общаться с иноверцами объявляется недейственным 493 . Вместе с тем остается в силе генетическая связь с Ветхим Заветом. Мессия приходит ради исполнения библейских обетований, и приходит «не нарушить закон, но исполнить». Он не раз ссылается на заповеди Моисеева закона и освящает их Своим авторитетом (например, Лк 10:26–28 ). Вместе с тем Он как бы переводит понятие иудейского закона с «житейского» на «психологический» уровень; так, Он не объявляет ведомую на казнь прелюбодейку невиновной и не упраздняет карающего ее закона, но обращается к ее преследователям со словами кто из вас без греха, первый брось в нее камень ( Ин 8:4–11 ). И Свое учение Он, подобно Моисею, формулирует в виде заповедей, но, в отличие от него, в интуитивно-эмоциональных, а не в вещественно-практических предписаниях. Если в книге Второзакония написано: Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его ( Втор 5:21 ), то в Евангелии мы читаем: Блаженны кроткие... Блаженны алчущие и жаждущие правды... ( Мф 5:5–6 ) и Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин 13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010