«Так сказано чтобы те, кто насмехается над вами за вашу веру и упование на небесную награду, которую они видеть не могут, видели ваши добрые дела и были постыжены тем, очевидное благо чего отрицать не могут» (св. Беда). 17–18). Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, " Слова добрые дела нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово злые. Прибавляет: если угодно воле Божией, показывая, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения славы нашей, или даже для спасения других. Посему полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши. А поскольку Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу Своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи» (блж. Феофилакт). 19). Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, «Обожженная душа (Христова) нисходит во ад, – с той целью, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для сидящих под землей во тьме и сени смертной воссиял свет (ср. Ис.9:2 ), чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, пленным отпущение и слепым прозрение и для уверовавших соделался причиной вечного спасения, для тех же, кои не уверовали, – обличением неверия, – таким же образом благовествовал и находившимся во аде: – да всяко колено поклонится Ему небесных и земных, и преисподних ( Флп.2:10 ). Таким образом, освободив тех, кои от века были связаны, Он снова возвратился из среды мертвых, проложив и нам путь к воскресению» (прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры , 3:29). «Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие? Он говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих " » (блж. Феофилакт). «Спаситель наш только раз, по уверению слова Божия, сходил во ад со Креста, в день (Великой Субботы). Будем ли воображать, что Он для нас снова сойдет туда уже не со Креста, а с престола славы Своея? Нет, Он явится всем уже тогда, как предстанет пред Ним на Суд весь род человеческий, в конце мира; явится уже не для проповеди, а для произнесения суда последнего. Будем же соделовать спасение свое на земли; пользуясь теми средствами, кои предоставлены нам в слове Божием и таинствах Святой Церкви» (свт. Иннокентий Херсонский . Слово в день Великой Субботы).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы ( " Вынос Плащаницы " ) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - " гроб " , украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения " Свете тихий " читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги " пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и " Аллилуйи " заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6). После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем после " Отче наш " , во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. " Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы). В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый " Плач Пресвятыя Богородицы " (см. в нашем издании). О Великой субботе

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

Однако добыча оказывается не по нутру преисподней: смерть не имеет власти над Тем, Кто Сам есть Вечная Жизнь. Ад принужден вместе со Христом изрыгнуть из своей утробы души праведных. Подробному воспоминанию событий Распятия и Крестной Смерти Спасителя в Церкви посвящены богослужения Страстной Пятницы. Это – кульминация дней Великого поста и Страстной седмицы, переход к ожиданию Великой Субботы и следующей за ней Пасхальной Воскресной ночи. Сами ученики в то время еще не вполне понимали все значение пришествия Спасителя на землю. Это понимание должно было раскрыться в них постепенно, при помощи Святого Духа; теперь же, и по воскресении Христовом, они ожидали от Спасителя, что Он возвратит Израилю величие и свободу. – Господи, – спросили они, – не в сие ли время Ты восстановишь царство Израилю? Господь отвечал им: – Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец представил Себе; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии даже до последнего края земли ( Деян. 1, 6–8 ). Затем Он благословил их и вознесся на небо. Долго изумленные ученики следили за Ним, пока светлое облако не скрыло Его от очей их; вдруг предстали им два Ангела и сказали: Галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас па небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Тогда ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью. Причиной их радости было, конечно, милостивое обещание Господа быть всегда с ними и послать им всесильного Утешителя. Первые известия о распространении Церкви Христовой сообщены святым евангелистом Лукой в Книге Деяний апостолов. Великое благодеяние Божие, что для изучения первого времени мы имеем боговдохновенные Писания, не допускающие и тени сомнения в их достоверности: Деяния Апостольские и Послания Апостольские. Обыкновенно начало гражданского быта народов скрывается во мраке неизвестности; первые известия о них смутны и недостоверны. Это обстоятельство не представляет великой важности в гражданской истории; но не так в истории церковной: в ней начало – самое важное, ибо этому началу, положенному ее Божественным Основателем, должна она оставаться верной в постепенном своем развитии.

http://azbyka.ru/deti/aleksandra-bahmete...

12 . Он прекрасно украшал свою жизнь свершением монашеских дел в великих аскетических подвигах и многих (благих) поступках. Ибо он молился двенадцать раз в день, кладя 24 поклона каждый раз. Ночью же он вообще не спал, пока не взойдет заря. После этого он ненадолго засыпал ради тела, чтобы не ослабеть. Много раз не ел он от субботы до субботы. Он проводил сорокадневный пост и Пасху святую не вкушая хлеба, но его пищей были овощи и размоченное зерно, так что его тело весьма иссохло. И плач был сладок для него подобно меду, так что его глаза запали вглубь подобно отверстиям чаш и потемнели из-за обильных слез, которые постоянно текли из его глаз подобно воде. И Бог был с ним во все его дни. 13 . Пребывая в своем монастыре, он видел множество грехов, совершаемых во всем мире. О приходящих к нему – он знал их помыслы и все, что они делают, и молился за них всех, чтобы они спаслись и обрели милосердие на судилище Христа. 14 . Случилось в один из дней, что пришел один человек к моему отцу пророку апе Шенуте, причисленный к селению Псенхоут 145 в области города Псой. Этот (человек) пришел в великой печали, стеная, и послал к моему отцу апе Шенуте, говоря: «Я хочу получить благословение от тебя, о мой отец святой, может быть, милосердие Бога снизойдет на меня вместе с твоими святыми молитвами, и Бог отпустит мне грехи, потому что они весьма многочисленны». И сообщили пророку святому апе Шенуте все, что сказал человек. Мой отец сказал тому, кто говорил с ним: «Ступай, скажи человеку, который пришел: „Если ты послушаешь меня в том, что я скажу тебе, то увидишь меня, если же не послушаешь, то не увидишь моего лица“». И сказал человек: «Я послушаю тебя, мой господин отец, во всех делах, которые ты прикажешь мне». Святой же апа Шенуте сказал: «Введите его ко мне». 15 . Когда он вошел к моему отцу, он повергся и поклонился ему. Сказал мой отец апа Шенуте ему: «Скажи твой грех перед всеми, чтобы ты пошел в место, в которое ты пойдешь». Сказал человек ему: «Случилось со мной однажды, что, когда я сидел у гумна моего селения, некий человек прошел мимо меня, причем кошель (был) на его шее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

В какой же день Господь соделал наше спасение?   Апостол Петр говорит, что Бог «по великой милости Своей возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр 1:3), а воскрес Христос в первый день недели (Мр. 16:9), то есть, по — нашему, в Воскресенье. Первый день был началом творения мира, и этот день стал началом новой жизни благодатной. Почему же адвентисты седьмого дня не празднуют Воскресенья, как празднуют его все христиане со времен свв. Апостолов?   Они говорят, что в св. Писании нет на это прямого повеления? Что отвечать адвентистам на это их суждение?   Нужно говорить им, что в св. Писании нет повеления праздновать и св. Пасху и Рождество Христово. Однако никто из христиан не станет отказываться от празднования этих священных дней. Подобно этим великим праздникам, всегда праздновалось у христиан и Воскресенье вместо субботы. Об этом говорит нам св. Предание христианское и история Церкви Христовой. На каком же основании адвентисты празднуют субботу вместо Воскресенья?   Они говорят, что суббота праздновалась с самого сотворения мира и должна праздноваться, доколе не закончится существование мира. Правда ли, что суббота праздновалась с самого сотворения мира, когда «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2, 3)?   Из этого приводимого сектантами текста вовсе не видно, чтобы Господь приказал человеку праздновать субботу. И, действительно, празднование субботы началось через 3840 лет после сотворения мира, только за 1668 лет до Рождества Христова. По какому поводу начали люди праздновать субботу?   Израильтяне были в Египетском рабстве, и Господь чудесно избавил их от неволи, вывел из Египта и повел в землю Ханаанскую. Бог чудесно провел их через Чермное (Красное) море и по пути, в пустыни, дал израильтянам чудесный хлеб — манну небесную, которая каждодневно падала на землю и ее собирали в количестве, нужном для дневного пропитания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Галилейская Вифсаида, которая, подобно Капернауму, лежала на берегу, может быть еще открыта, если её развалины не погибли и её имя не утратилось. Вифсаида, на восточном берегу Иордана, где были явлены некоторые из чудес Иисуса Христа, имела, как было известно до настоящего времени, обширные развалины при Ель-Телле, но теперь одни только палатки составляют главнейшие жилища для тех, которые пасут стада вокруг него. На западных берегах озера Тивериадского в земле галилейской не существует более городов, в которых Иисус Христос являл великие чудеса, и которые, все-таки, не раскаялись. А единственная деревня, которая еще сохранила обитателя, хотя она и не избегла проклятия, которым последнее слово Ветхого Завета поразило землю, если она не будет слушать Посланника Господа, это деревня Магдала, давшая свое имя великой грешнице, которая покаялась от всей души и возлюбила Спасителя, и которая, облив Его ноги своими слезами и отерев их волосами головы своей передала это имя многим приютам по всему миру; между тем как Хоразин, Вифсаида и Капернаум, который возносился до неба в своей гордости, давно уже превратились в совершенные развалины и пришли в забвение. Иисус творил в них великие дела и Его могучее слово доселе тяготеет над ними. Они слышали его, хотя и не хотели принимать с верой те слова милости, которые произносили Его уста, ни обращать внимания на укоризны Его за нераскаянность. Но они собственные свои свидетели в словах, произнесенных Им против них: «горе вам»; и они доказывают, что Его слова, хотя бы на них и не обращали внимания, не проходят всуе. 3) Опустошение земли Израильской «И будет земля ваша пуста, и города ваши разрушены. Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои» 265 . Единственная ссылка на закон Моисеев, относительно субботнего года, сделает полный смысл этого предсказания совершенно вразумительным и ясным. «А в седьмой год да будет суббота покоя земли; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Как было отмечено выше, “цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа” (Преп. Серафим Саровский ), а достигается эта цель постоянным одухотворением жизни человека, чему и полагается основание в таинстве миропомазания. При помазании разных частей тела, священник каждый раз произносит: “Печать дара Духа Святого”. Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен действительно навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий” ( 1Кор. 6,19–20 ). Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший есть христианская любовь. Разумеется, через таинство миропомазания в душу христианина всевается Божественная любовь и, вместе с нею, “радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” ( Гал. 5,22–23 ) и множество других плодов Духа Утешителя. О многих из них Церковь просит в молитве, с которой начинается таинство миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступившего к таинству возможность причащения Тела и Крови Господа. В древности новокрещенные и миропомазанные приступали к святому Причащению на литургии Великия Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания святым миром. Оба чтения относятся одинаково к обоим совершенным таинствам. Апостол: Рим. 6,3–11 ; Евангелие: Матф. 28,16–20 . Таинство кончается троекратным хождением священника, восприемников и новокрещенного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует вечную силу совершенного таинства. В современной практике к таинству миропомазания присоединяются, совершавшиеся прежде только через 8 дней, омовение (от мира) новокрещенного и пострижение его волос. Первый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь с напоминанием того великого, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Правда, в евангелии от Марка нет рассказа об исцелении слуги сотника, нет, следовательно, и повода ни к упоминанию о великой вере этого язычника, превосходящей веру Израиля, ни к произнесению пророчества о том, что люди, пришедшие от запада и востока, имеют заменить израильтян в Царствии Божием ( Мф.8:5–12 ); известная притча о виноградарях не сопровождается ясным изречением Спасителя о призвании иного народа вместо Израиля ( Мф.21:43 ср. Мк.12:1–10 ; нет этого изречения и у Лк.20:9–17 ): но отсутствие в евангелии мест, которые (с первого, по крайней мере, взгляда) кажутся несогласными с всемирным назначением христианства и поэтому могли смущать верующих из язычников ( Мф.10:5, 15:24 ), заставляет признать в евангелии от Марка более ясное выражение идеи о христианстве как всемирной религии. Первое из указанных мест в евангелии от Марка опущено (6:8–11, – точно так же и у Лк.9:1–5, 10:1–16 ), последнее заменено точным и ясным определением истинного смысла его. ( Мк.7:27 . «Дай прежде насытиться детям». Ср. Деян.3:26 «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам (израильтянам) первым послал Его благославить вас». Ап. Петр. Д. 13:46. «Вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слово Божию». Ап. Павел и Варнава). Замечательно также ясное и полное изречение Христа о значении субботы (2:27–28. Слова 27 ст.: «суббота для человека, а не человек для Субботы» в параллельных местах Мф.12:8 и Лк.6:5 опущены) 1088 . Еще полнее раскрывается идея о всемирном назначении христианства в евангелии от Луки, несмотря на то, что в нем нет мест, параллельных с Мф.24:14 , Мк.13:10 и Мф.26:13 , Мк.14:9 . Можно сказать, первое и последнее слово этого евангелия – провозвещение этой идеи. Возвещая пастырям о рождении Спасителя, ангел возвещает «великую радость, которая будет всем людям» (2:10). Симеон называет Младенца «светом к просвещению язычников» (2:32). В первой проповеди Своей в назаретской синагоге Христос уже поставляет на вид иудеям тот факт, что и ветхозаветные пророки совершали великие чудеса не для израильтян, а для язычников (4:25–27). Последнее слово Христа к ученикам было повеление – проповедовать во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (24:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Смотри, человек, на благодать Христову к тебе: еще на земле пресмыкаешься, на небе же имеешь наследие. Потому сердце твое да будет там, где имение твое. Это покой праведных, нечестивые же не войдут в него, как и Господь говорит: Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мои. (Пс. 94,11). Не познавшие путей Господних недостойны того. Кто, напротив, совершал добрый подвиг и служение, тому говорится: Возвратись в покой твой. Хорошо уходить от покоя мирского, успокаиваться в небесном. Это тот покой, к которому спешил пророк, говоря: Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54,7). Этот покой святому Давиду был известен, поэтому он желал обратиться к нему душой. Это покой субботы великой, благодаря которому святые, прилепившись к Богу и внимая премудрым судьбам Его, выше чувственного мира. Это покой субботы, которым отдохнул Бог от всех дел мира. Теперь Феодосий, освободившись от попечений века сего, радуется, возводя дух свой к этому вечному покою: радуется, ибо Господь восхитил душу его от смерти, которую часто в бедственной этой жизни претерпевал, будучи обуреваем волнами грехов: радуется, что освободил глаза его от слез: ушли болезнь, печаль и стоны. И отрет Бог, пишется, всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21,4). А если не будет смерти, то не будет чувствовать и ударов падения, но угодит Богу в стране живых. Не так там, как здесь, где человек облечен смертным телом, подверженным падению и греху. Потому эта страна есть страна живых, где находится душа, сотворенная по образу и по подобию Божию. И потому плоть возвращается в землю, душа же, которой говорится: Возвратись, душа моя, в покой твой, спешит к высшему покою. В тот покой спешил войти Феодосий, спешил в тот город Иерусалим, о котором сказано: И цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21,24.) Слава, принимаемая там, есть слава истинная и царство блаженное, которого желал апостол, говоря: то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (Кор. 5,8-9.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010