В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад Великая Суббота Песнопения Великой Субботы Великая Суббота — это последний день перед Пасхой . Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад . В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения. По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть .  Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения (+аудио) После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Великая Суббота — это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-posle...

Скачать epub pdf – Литургия Великой Субботы закончилась, а до ночи еще далеко. И в храме читаются Деяния апостолов. Почему так, откуда пошла эта традиция? – В первые века христианства после субботней – как правило, крещальной – Литургии люди оставались в храме ждать пасхального богослужения. В это время предлагалась пища для подкрепления сил – хлеб и вино, благословленные в конце Литургии Великой Субботы – и чтение книги Деяний святых апостолов. Деяния – книга победительная, радостная, несмотря на то, что в ней есть и скорбные, и страшные страницы. Она говорит о событиях, произошедших вскоре после Воскресения; о первых годах жизни апостольской общины, воодушевленной Воскресением, встречами со Спасителем, восставшим из гроба, и Его Вознесением к Отцу (см.: Деян. 1, 9–11 ). Первые победы, одержанные учениками в деле евангельского благовестия,– прямое следствие Воскресения. – Мы читаем расписание богослужений на информационной доске храма и видим такое малознакомое нам слово: полунощница. В обычных приходских – не монастырских – храмах ее служат только раз в году. Что это за богослужение? – В данном случае традиция служить полунощницу связана с тем, что на ней второй раз читается канон Великой Субботы, который первый раз читался на утрене – таким образом, она служит переходом от Субботы к Воскресенью. Напомним, что в этом каноне отражены все три темы Великой Субботы: тема субботнего покоя (Христос во гробе), погребения Христа и сошествия Его во ад. Канон Великой Субботы является составным произведением, плодом творчества сразу трех песнописцев: преподобного Космы Маюмского, инокини Кассии («Волною морскою скрывшего древле…»), епископа Идрунтского Марка. В конце Канона при пении катавасии «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…» Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престоле, где она будет находиться сорок дней до отдания Пасхи. Таким образом, мы завершаем воспоминание о погребении Спасителя и переключаемся на события, связанные с Воскресением. – И вот, время подошло к полуночи. В храме возникает долгожданная, радостная суета и толчея. Из алтаря выносятся хоругви, прихожане разворачиваются лицом к выходу, спешно зажигают свечи. И начинается главный в году крестный ход…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Читая службы Великой Субботы Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. 13 апреля, 2012 Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Приснопамятный Иосиф уготованный себе гроб оставляет Учителю и Господу. И мы вместе с благообразным старцем-учеником проследуем от камня помазания до святой Кувуклии — с этих пор святейшего места во вселенной. Будем петь достойное погребальное Удостоившему нас совершить великое священнодействие — предать земле Тело Создателя. Начинаем утреню и вновь слышим — теперь уже во второй части шестопсалмия — Христово свидетельство: Живот Мой аду приближися… положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней… посадил Мя есть в темных, яко мертвыя века . По мирной ектении слышим уже предвещающее победу Того, “в Ком мы все Бог Господь, и явися нам… Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества . И поются похвалы с 118-м псалмом. Совершенно ясно, что слова псалма по преимуществу относятся ко Христу, Единому неложно могущему сказать: “Раб Твой есмь Аз”. Похвальные же песни — о всём пережитом Господом, а с Ним и Матерью Божией, Иосифом, возлюбленным Иоанном. Оставим слушающих собственным духовным слухом внимать благоговейному плачу Церкви, переходящему к концу похвал в тихую пока, но уже несомненную радость победы. И вот оно, долгожданное свидетельство воскресения: Ангельский собор удивися . И далее канон Великой Субботы — Волною морскою , — водворяющий священный покой в предвидении немеркнущей славы Распятого, Умершего и Воскресшего: Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен . Последний гимн канона — полное торжество Христовой победы: Да радуется тварь… враг бо пленися ад… Адама со Евою избавляю… и в третий день воскресну .

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

22. Светлое Христово Воскресение. ПАСХА. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского. Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (службу зри 27 ноября) . Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинаться после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4-го нощи», т. е. по-нашему – около 10-ти часов вечера (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4-е «зри»). Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш...». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (3), и псалом 50-й. Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волною морскою...». Ирмосы по дважды, тропари на 12, и катавасия – тот же ирмос (по каждой песни). Канон, по традиции, читает один из священнослужителей перед Плащаницей. Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стихами песней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 651). По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бездну заключивый...», и икос, глас тот же: «Содержай вся...». В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «...востану бо и прославлюся...») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Разделы портала «Азбука веры» О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы). Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост (πονηστζεσθαι) около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь. Τς το σωτηρου πθους μρας, ν νηστε, κα προσευχ, κα κατανξει καρδας πιτελοντας, χρ τος πιστος περ μσας τς περ τ μγα σββατον νυκτς ρας πονηστζεσθαι, τν θεων Εαγγελιστν Ματθαου κα Λουκ, το μν, δι το, ψ σαββτων ματος· το δ, δι το ρθρου βαθος, τν βραδτητα τς νυκτς πογραφντων. Толкования Зонара . Это правило требует, чтобы верные проводили дни страдания Господа нашего Иисуса Христа в посте и сокрушении; но в сокрушении сердечном, то есть, чтобы сокрушение не было притворное, проявляющееся только снаружи, но касалось и самого сердца. А около середины субботней ночи, на рассвете дня Воскресения, правило предписывает прекращать пост, то есть, вкушать пищу, так как уже было воскресение. Ибо, по словам правила, евангелист Матфей словами: в вечер субботний ( Мф.28:1 ), а Лука словами: зело рано ( Лк.24:1 ) изображают нам глубокую ночь, то есть, указывают, передают. И ныне, говорят, живущие в Иерусалиме не вкушают пищи ни в пятницу, ни в субботу. И Дионисий Александрийский , быв спрошен относительно сего, отвечал то же самое пространнее. Аристен . В великую субботу около середины ночи должно прекращать пост. Матфей говорит, что Господь воскрес в вечер субботний ( Мф.28:1 ); а Лука: зело рано ( Лк.24:1 ). Итак, в великую субботу должно поститься до полуночи и с этого времени, кто желает, принимать пищу, потому что из этих слов евангелистов видно, что Господь восстал около средних часов ночи. Вальсамон . И в Апостольских правилах и в соборных узаконено не поститься в субботу, или в воскресный день, кроме единой и единственной субботы, то есть великой ; ибо в эту нам повелено поститься.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» Плащаница – 1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа . См.  Туринская Плащаница. 2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица ) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы , на которой снова уносится в алтарь . 3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери . По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы , или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери. Плащаница-воздух на литургии (до XV в.) Святая Плащаница, с которой связаны трогательные и глубочайшие обряды Великой Пятницы и Великой Субботы, исторически связана с воздухом (большим покровцом), который употребляется на литургии. В древнем Константинополе была практика служения литургии с использованием нескольких чаш и для покрытия требовались воздухи больших размеров. Как правило, воздухом покрывали Святые Дары после Великого входа и в это время читали тропарь «Благообразный Иосиф…»; при символическом толковании литургии великий вход интерпретируется как шествие Христа на страдания, а воздух – как погребальная пелена, плащаница, которой было обвито Его Пречистое тело. В связи с этим и на воздухах того времени было принято изображать положение тела Христа во гроб. В XIII–XIV вв. воздух стали употреблять в конце утрени Великой Субботы, когда совершали вход с Евангелием; им оборачивали Евангелие, а также после положения Евангелия на престол была практика накрывать Евангелие воздухом. Использование Плащаницы в монастырях и соборах на утрене Великой Субботы (XVI–XVII вв.) Постепенно практика служения на нескольких чашах исчезает и размер воздуха на литургии сокращается; в это время происходит разделение между обычным литургийным воздухом и аналогичным предметом большего размера, используемым в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/plaschanitsa

Как изменить нашу жизнь в Великий пост — беседа епископа Пантелеимона (Шатова) Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем 14 марта, 2016 Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в одной из своих бесед в Марфо-Мариинской обители с Друзьями милосердия рассказал об особенностях великопостных богослужений, о череде великопостных праздников, о смысле и значении Великого поста. Сегодня мы вновь публикуем важный разговор о посте. Зачем установлен Великий пост Мы начнем нашу беседу с главы из «Душеполезных поучений» Аввы Дорофея – «О святой четырядесятнице». В этом поучении Авва Дорофей объясняет зачем установлен Великий пост: В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу. Мы все знаем сколько в году дней, и десятая часть – это 36,5 дней. И мы знаем, что пост длится 48 дней. Но вычитая субботы и воскресенья, которые не относятся к Великому посту, мы получим как раз 36,5 дней поста: Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года. Великий пост – это наша десятина Богу, наше служение Богу и ближним. В эти дни нужно сменить некий приоритет, который есть в нашем сознании, изменить наше сердце. Великий пост установлен для того, чтобы мы видели наши грехи, чтобы мы могли по-настоящему покаяться в грехах.

http://pravmir.ru/kak-izmenit-zhizn-v-po...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ф.М. Авдуловский Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме В Избранное Оглавление Текст в pdf Вместо предисловия Путешествующие в Иерусалим (паломники) с древних времен и до ныне единогласно утверждают, что в Великую Субботу является святый Огонь на Гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тысячи богомольцев, ежегодно стекающихся со всех стран мира, из всех народов и всех исповеданий христианских, и многих, даже не христианских; спешат, с древних времен и до сих пор, в Иерусалиме, для поклонения Гробу Господню, именно ко дню Великой Субботы. В этот день, по свидетельству всех путешественников, ежегодно совершается издревле (искони) и до ныне явление невещественного Огня на Гробе Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Сына Божия в 8 часов, по нашему в 2 ч. по полудни. Еще в Пятницу Турки, во владении которых находится Иерусалим в Храме Гроба Господня, гасят везде огни в храме, (а в древности даже и во всем Иерусалиме, даже и у Турок), и двери Гроба Господня запирают и запечатывают турецкою печатью, а Митрополит в самый день схождения Огня, подвергается публичному обыску всенародно, через турецких начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников и в присутствии христиан, всех исповеданий неверных, переоблаченный обысканный публично входит в вертеп Гроба Господня (в кувуклию), с которой Турки снимают в это время печать. Древнейшие сведения о святом Огне, по удостоверению Архимандрита Леонида (печатавшего свои записки в Душеполезном Чтении 1863 г. 3, и 4, под именем Инока Паломника), восходят к глубокой древности. Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности – ссылаются на писания Отцев Церкви: Григория Нисскаго и Иоанна Дамаскина , которые, как известно, сами были в Иерусалиме. Первый из них во втором слове о воскресении – пишет: “Сия видев” Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб свет,  так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутреняя чувственно и душевно”. – Второй же, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом Гробе. Так на пример: “Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся”) 1 .

http://azbyka.ru/svyatyj-ogon-ishodyashh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010