– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)? – Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость. – Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7). – Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство. – Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице? – Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!» со стихом, заканчивающим прокимен: «Блажен, егоже избрал, и приял еси Господи!», и после этого – чтение Евангелия, которое, по крайней мере теоретически, заканчивает церковную часть погребения. О прощании с усопшим и процессии к могиле я буду говорить в следующей лекции, в контексте второго, гимнографического слоя православного погребения, переносящего нас в другое измерение «литургии смерти», туда, где мы молимся за усопших. Однако в церкви, во время этой остановки в середине погребения, перед тем, как нести гроб на кладбище, последние слова, которые мы слышим, – это слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин 5:24–25 ). Это тот «слой» погребения, который я называю «слоем Великой Субботы». Лекция III. Молитвы за усопших Второй «слой» погребения (гимнография) До сих пор мы говорили почти исключительно о погребении, которое по самой своей природе уникально и неповторимо тем, что, при нормальных обстоятельствах, подразумевает присутствие тела усопшего. Теперь же мы обратимся к другому аспекту православной «литургии смерти», а именно к поминовению усопших, молитве за них, что, как мы знаем, занимает важное место в нашей литургической традиции и в литургической жизни Церкви. Скажу вам сразу: для изучающего православное богослужение эта конкретная область представляет не только большие трудности (главным образом из-за почти полного отсутствия серьезных исследований), но и большую опасность. С одной стороны, «поминовение усопших» – молитва за усопших – безусловно, является неотъемлемой частью церковной традиции, но с другой – именно здесь (более чем в какой-либо другой литургической области) смысл традиции чрезвычайно легко искажается и извращается, и любая попытка (а именно этим мы сейчас и занимаемся!) очистить истинную традицию от извращений легко может привести к громкому скандалу. (Никогда не покушайтесь на поминовение усопших! Вы рискуете если и не жизнью, то, по крайней мере, жалованьем!)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Апостол Иоанн Богослов приводит в Откровении слова Спасителя: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1: 17–18 ). Христос имеет ключи ада и смерти, поскольку Его сошествие во ад стало уязвлением ада, сокрушением его врат и запоров, освобождением душ праведников, ожидавших Его пришествия. Свт. Иоанн Златоуст в огласительном слове на Пасху, которое ежегодно читается в пасхальную ночь, говорит о великой ошибке диавола, который добивался смерти Христа и, не зная тайны Боговоплощения, принял в свое царство Невместимого: «Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад ! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвергся» 462 . Одной из икон праздника Пасхи стала икона «Воскресения Христово», изображающая исход Христа из ада, сломанные врата ада и изведение из него душ ветхозаветных праведников (эта икона нередко ошибочно называется «Сошествие во ад», но подпись иконы и само изображение указывают именно на Воскресение). Сошествие Христа во ад празднуется нами потому, что за ним последовало Воскресение. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян. 2: 24 ). 5.2. Воскресение Христово Утром первого дня недели (день после субботы) римская стража, возможно, охраняла уже пустую пещеру, когда случилось сильное землетрясение, и ангел Господень отвалил камень от двери гроба. Вид ангела, который «был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф. 28: 3 ), испугал стражу, так что они даже не могли пошевелиться. Придя в себя, воины поспешили в Иерусалим к членам Синедриона, которые подкупом заставили стражу молчать об увиденном и рассказывать, что ученики Христа украли Его Тело, когда воины спали ( Мф. 28: 11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Бог - любовь и добро, бесконечное сияние любви и добра. Однако же, пока мы находимся в бренном теле, полное сияние Божества для нас нестерпимо. Всякий знает, что от солнца, сияющего на небе, исходит к нам свет и тепло, что от него зависит жизнь всей природы. Однако же мы не можем прямо смотреть на солнце, а тем более приблизиться к нему. Когда Иисус Христос открывал хоть малую часть Своей Божественной Славы, то люди не выносили и лишались чувств. Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный, - воскликнул Петр после чудесного лова рыбы (Лк. 5, 8). А когда Спаситель показал, во время Преображения на горе ученикам славу Свою, " яко же можаху " , т.е. сколько они могли вынести, то ученики упали замертво и были без чувств до тех пор, пока не кончилось сияние славы Его, и Он, подойдя к ним в Своем смиренном виде и коснувшись их, не сказал: встаньте и не бойтесь (Мф. 17, 1-7). Так потрясающе действовало на людей явление Божественной славы Христа, и так успокоительно действовало кроткое и тихое сияние Его смиренного человеческого образа, как успокоительно действует на нас тихое мерцание лампады во мраке ночном. Оно, это кроткое сияние человеческого образа Христа, успокоило учеников на море, когда они испугались Его, ходящего по водам, как призрака: ободритесь, это - Я, не боитесь (14, 27). В другой раз эти же самые слова " это - Я " , произнесенные в Гефсиманском саду уже с Божественным величием, сделали то, что враги Христа, пришедшие взять Его, идоша вспять и падоша на земли (Ин. 18, 5-6). Если ангелы, херувимы и серафимы лица свои закрывают пред Божественною славою Христа, как об этом поется в церковной песни Великой Субботы ( " Да молчит всякая плоть человеча " ), то могли ли бы обыкновенные люди выносить, если бы Иисус Христос не утаивал своего Божества и не скрывал Своей Божественной славы?! Поэтому, жалея и щадя слабых людей, Христос Спаситель, явившись на земле, скрыл Свою славу за завесу Своей человеческой плоти и умерил сияние этой славы до степени " тихого света " , за что и прославляем Его мы ежедневно, на вечернем богослужении: " Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго!..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Ин.4:12) Что делать: — Посетить выставку-пристройство приютских животных «Домой!» 11 или 12 марта и забрать к себе кошку или собаку. Организатор: Международный благотворительный фонд помощи животным Трогательные, немного робкие, но ласковые животные больше всего на свете хотят стать домашними! И они сделали для этого все, что было в их силах — выжили на улице, не умерли от болезней и травм, не озлобились от жестокости человека. А волонтеры им в этом немного помогли. Все участники выставки здоровы, привиты, стерилизованы. Отдаются бесплатно, но по договору! Поэтому при себе необходимо иметь паспорт. Адрес: ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер, д 18   . ..любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12) Что делать: — Стать координатором акции на приходе или распространителем книги «Азы православного христианства» в Великую Субботу 15 апреля 2017 года . Организаторы: 15 апреля 2017 года в день Великой субботы в седьмой раз пройдет благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть».  В этом году издательство «Никея» подготовило для бесплатного распространения книгу «Азы православного христианства» .  В ней собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих. Акция проводится на территории храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Ежегодно часть тиража книг направляется для передачи в тюрьмы, больницы и распространяется среди военнослужащих. Как принять участие: необходимо заполнить заявку и направить ее по электронной почте  pashvest@yandex.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/10-del-lyubvi-velikogo...

Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

Божественная Литургия продолжается в сиянии победного разрушения смерти Христом. Следующая песнь заменяет «Херувимскую»: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (т. е. в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрылатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя. Вместо песни Богородице «Достойно есть…» поётся 9-я песнь канона Утрени «Не рыдай Мене, Мати…». Причастным стихом в Великую субботу служит строка из 77-го псалма: Восста яко спя (т. е. как бы от сна воспрянул) Господь, и воскресе спасали нас. Божественная Литургия завершается причащением Тому, Кто в человеческом теле лежит мёртвым, и в то же самое время восседает на Престоле по правую руку Отца; Тому, Кто будучи Творцом жизни мира, уничтожает смерть Своей животворящей смертью. Его гроб, который по-прежнему стоит в центре храма, называется в Литургии «источником нашего воскресения». Первоначально, Литургия Великой субботы была пасхальной крещальной Литургией, но и теперь она остаётся для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. ( Рим.6:8–9 ) Христос лежит мёртвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остаётся, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьёт начало Дня Господа нашего и придёт эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом: Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. ( Мк.16:6 ) Воскресение Христово (Пасха) Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит её в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остаётся сорок дней, до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Будем же бодрствовать на страже своей души и держать ее открытой для всякого обличения. Чтобы незыблемо стоял в ней краеугольный камень спасения, Господь Иисус Христос. А будет в наших душах, – будет и в наших храмах, и в нашей Церкви, и на всей нашей земле. Пятница. О воскресении мертвых Мф.22:23–33 2Кор.1:12–20 Господь Иисус Христос часто говорил о грядущем воскресении мертвых и о жизни будущего века. Апостолы тоже напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучении с телом продолжает существовать. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов многострадальный говорил: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мертвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило по слову Господню! Этот отрывок читается на утрени Великой субботы ( Иез.37 ). Но была секта саддукеев, отрицавшая возможность вечной жизни. Они учили, что нет ни «воскресения, ни Ангела, ни духа» ( Деян.23:8 ). Видя же, что Иисус проповедует и то, и другое, и третье, решили задать мудреный вопрос, который, как они были уверены, поставит Его в тупик: «Учитель», – начали они. – «Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, и даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи братьев будет она женою? ибо все имели ее». Действительно, мудреная ситуация, и разрешить ее невозможно, если по воскресении все будет как и в этой жизни. «Мудрые» саддукейские головы не могли даже помыслить, что возможно нечто иное. Господь, не отвечая на их вопрос, сразу сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Да и не только Писание учит о воскресении, но и простой здравый смысл говорит, что сила Божия не могла исчерпать себя в творении мира. Неужели создать из ничего легче, чем потом воскресить? И неужели Бог столь премудро создал человека лишь для того, чтобы снова обратить в ничто?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В других рукописях: «Начальнику жизни» ( ). Аллюзия на Лк. 21:12: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги () и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое . Логика мар Иакова довольно проста: если никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Мф. 11:27), а евреи, противящиеся Евангелию и изгоняющие Христовых учеников из синагог, не познали ни Отца, ни Сына (ср.: Ин. 16:3), то противление Господу Иисусу Христу как Сыну Божию и Мессии и есть прелюбодеяние, ведь уклонение Израиля от истинного богопочитания устами пророка Иезекииля прямо называется Богом супружеской изменой (см.: Иез. 16:15). Понятие занимает особое место в ряду образов и символов, через которые мар Иаков выражает своё учение о Церкви. Нередко оно используется автором наряду с синонимичным (Церковь язычников), как это можно увидеть в одном из гимнов мар Иакова:  — «Возлюбленная Тобою Церковь язычников, Дочь дня» (цит. по: Elkhoury, Armando Badih. Types and Symbols of the Church in the Writings of Jacob of Sarug. P. 300). Впрочем, стоит отметить, что является важной экклезиологической метафорой не только в трудах мар Иакова, но у многих других сирийских писателей. Противопоставление Ветхозаветной и Новозаветной Церквей как дочерей тьмы и света мы находим, в частности, в наследии человека, творениями которого вдохновлялся мар Иаков, — прп. Ефрема Сирина. Преподобный Ефрем в том же ключе называет ветхозаветную синагогу в лице Израиля и Иерусалима «нечистыми, дочерями мрака ( ), дела которых возлюбили тьму» (De Crucifixione I. 8, перевод автора). . Глагол буквально означает «перемещать», «переводить кого-то куда-либо», что в сочетании со словом , с одной стороны, подразумевает обращение язычников и временное ожесточение в Израиле (см.: Рим. 11:25). Христос обращает язычников к истинному богопознанию, и те, кто прежде были на «левой» стороне, переходят на «правую», образуя собой новую Невесту Христову — Новозаветную Церковь. С другой стороны, посредством формулировки мар Иаков подчеркивает «эсхатологичность» Христовой Церкви, о чём нами уже было сказано выше.

http://bogoslov.ru/article/6172491

В Евангелии от Луки как обетование смеха в будущем, так и осуждение его ныне обусловлены внутренним состоянием человека. Почему он смеется? Из-за чего плачет? Как отмечал апостол Павел, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10). Но если не всякая нынешняя скорбь спасительна, быть может, и не всякое веселье предосудительно, пусть даже оно совершается ныне? Во всяком случае, в той же проповеди Спасителя, приведенной евангелистом Лукой, говорится о том, как реагировать верующим, когда их бесчестят за Сына Человеческого: возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь. Синодальный перевод облагораживает новозаветное койне: повеление ‘возвеселитесь’ ( skir­t»­sate) буквально переводится как «запрыгайте» 5 . Церковнославянский перевод ближе к оригиналу по смыслу: “возрадуйтеся в той день и взыграйте”. Так всегда ли осторожность в чем-либо предполагает полный отказ? Все же смех — дар; как и все качества человеческой природы, он дан от Бога. Более того, как представляется, в некоторых случаях можно говорить о том, что к нему прибегают авторы и Ветхого Завета. Ветхий Завет: горький сарказм и мягкий юмор Коль скоро антропоморфизмы приложимы к Богу 6 , то не только гнев, но и иные человеческие чувства могут передавать отношение Творца к созданному Им миру. И уже в Ветхом Завете это участие Бога в судьбах мира могло быть выражено по-разному. Горький сарказм обличений пророка Исаии сменяет мягкий юмор книги пророка Ионы. Трудно удержаться от улыбки, слушая в канун Пасхи чтение о том, как Бог вразумлял пророка Иону (четвертая паремия вечерни Великой Субботы). Как известно, Иона предвещал жителям языческого города Ниневии гибель. Ниневитяне покаялись, и Господь помиловал город. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

http://pravmir.ru/smeh-tyikva-proroka/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010