Хлебы не сожигались, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев.2.2 , azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев.24:9 . Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, – известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный. Лев.24:10 .  И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; Лев.24:11 .  хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова]; Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. Лев.24:13 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и Лев.24:23 . Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2.12 ), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab ( Лев.24:11 ) в смысле parasch – ясно произнес, LXX: πονομσας, – согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal – проклинать), ср. Лев.24:14, 15, 16 . Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. «Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Аллилуйя» есть возглас радости. Однако в литургии этот возглас означает не какую-то преходящую земную радость, а то благодатное состояние, которое возникло у всего тварного мира после воскресения Христа и восхождения Его на небеса. Св. ап. Иоанн Богослов, описывая в своих видениях окончательнуюпобеду Агнца в борьбе «с великой любодейцей», постоянно повторяет слово «Аллилуйя» как выражение того, что «воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19, 6). «Аллилуйя» звучит на небе «как бы шум вод многих и как бы голос громов сильных» (19, 6), оно звучит как голос «многочисленного народа» (19, 1). «Аллилуйя» восклицают и «двадцать четыре старца и четыре животных», которые «пали и поклонились Богу, сидящему на престоле» (19, 4). Весь тварный мир поет «Аллилуйя», ибо победа Христа перенесла его в преображенное состояние, свободное от всякого зла. Правда, пока мы живем на земле, зло угрожает нам и часто нас настигает. Однако это нечто совсем другое, нежели то, что было в жизни до Христа. Своим воскресением Христос преодолел смерть – это величайшее из всех зол зло и поэтому жизнь после Христа уже не есть жалоба, но в существе своем – радость. Теперь, когда мы умираем, мы уже знаем, что умираем для того, чтобы воскреснуть и войти в благодатное состояние, выражением которого и является это небесное «Аллилуйя» Апокалипсиса.       Поэтому в своей литургии Восточная Церковь никогда не перестает петь Аллилуйя. Ведь литургия есть не что иное, как символическое выражение этого благодатного состояния, как празднование превечной победы Христа. Поэтому и «Аллилуйя», как возглас радости, вызванный этой победой, должно звучать постоянно: и в день Крестовоздвижения, и в Великую Пятницу, ибо крест и смерть после Христа окутаны уже не печалью, но радостью. Когда Восточная Церковь поет «Аллилуйя» в день смерти Христа, она возможно наиболее впечатляюще показывает, насколько тесно она связывет смерть с воскресением и наскольно сильно она переживает Крест в свете превечной его славы. Католическая Церковь не поет Аллилуйя от старой Масленицы (septuagesima) до ночи Великой Субботы: в то время, когда мы особенно часто вспоминаем страдание и смерть Христа, вроде бы и не годится петь гимн радости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предизображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной Седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу — Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка — прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы воспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрене и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг — вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц (Иов 42, 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и, в конце концов, избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние — говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии; впервые оно возникло в некоей «сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями — «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы — одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них — предизображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение — прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4). Чтения из 3й и 4й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (4 Цар. 4).

http://pravoslavie.ru/75251.html

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предызображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу – Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка – прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы вспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрени и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг – вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов т тысяча ослиц (Иов. 42: 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и в конце концов избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние – говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии ; впервые оно возникло в некоей «Сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями – «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы – одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них – предызображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение – прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16: 4). Чтения из 3-й и 4-й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (см.: 3Цар. 17 ), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (см.: 4Цар. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.   Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное. Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Христос (1Кор. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию. Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

http://pravoslavie.ru/30115.html

И каждый человек предстанет пред судом Господним. Обнажатся не только грехи наши, но даже мысли и помыслы. Суд людской, каким бы справедливым он с первого взгляда ни казался, все-таки не может быть полностью правдивым, так как судьи руководствуются своими личными, несовершенными человеческими мнениями и рассуждениями. Абсолютно справедливым является только Господь наш Иисус Христос, Который по воле Отчей будет судить землю. В день Великой Субботы Господь утешает всех верных последователей Своих благодатным обетованием о том, что за скорбью последует радость, воскресение Христово отворит двери в Царство Небесное. Во славе великой придет Господь наш Иисус Христос судить живых и мертвых. И результатом этого Божиего суда станет вечная жизнь или вечная мука. Каждый получит то, что заслужил. Когда это будет? – спрашивали Господа ученики Его ( Мф.24:3 ). И мы с вами, братья и сестры, наверняка не раз уже задавали себе этот вопрос. Но Сам Спаситель отвечает на него в Святом Евангелии вполне определенно:… о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Таким образом, сроки второго пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа являются величайшей тайной для людей. Почему Бог так устроил? Лишь потому, что человеку по природе его свойственно грешить и оправдываться в своих грехах, оттягивать время покаяния. Но если неизвестен час судного ответа, то имеющий в душе своей страх Божий постарается соблюдать себя в чистоте и непорочности, готовясь встретить Господа в любой момент. Вот к этому, братья и сестры, следует постоянно стремиться, думая о каждом прожитом дне как о последнем. К этому призывает всех верных последователей Своих Сам Христос Спаситель: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте… ( Мф.24:42 ; Лк.17:26–27, 30 ; Мф.25:13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

И сказал Он мне: сын человеческий! Кости сии – весь дом Израилев. Вот они говорят: „иссохли кости наши, и погибла надежда наша: мы оторваны от корня“. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь...» (37:1–13). Во время Великой субботы во всех синагогах мира читают текст этого знаменитого и удивительного видения. Могут ли ожить выветренные и иссохшие кости, лишённые плоти? По законам природы это невозможно, а потому пророк не даёт прямого ответа, но говорит: «Боже! Ты знаешь это». В этих словах заключается почти христианская вера во всемогущество Бога, непрекословное преклонение перед Ним. Казалось бы, рассеянный по всей великой Вавилонской империи, народ Израиля находится теперь в таком обречённом и безнадёжном состоянии, что собрать его с человеческой точки зрения просто невозможно. Но ему суждено будет воскреснуть и образовать из себя живой и здоровый народ. Таким образом, Иезекииль открывает своему народу картину будущего – грядущего возрождения и благополучия. В условиях изгнания это имело, конечно, особую актуальность. Предсказанное возрождение, казалось бы, уже «мёртвого» еврейского народа делает Иезекииля не только пророком VI века до Р.Х., но и нашего времени. История Израиля – это длинный путь возвращения евреев со всего света на свою историческую родину. На могиле основателя современного Израиля – Теодора Герцля (1860–1904) благодарные потомки написали слова пророка Иезекииля: «Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву». Пророчества Иезекииля заканчиваются видением нового храма с подробным его описанием, нового Иерусалима и нового раздела обетованной земли. Не ограничиваясь этим, пророк рисует картину возрождения иудейской государственности, нового Израиля; он рассказывает, каким будет восстановленный храм, каково будет содержание законов, регулирующих новую жизнь, исполненную служения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Как будто одним только древним евреям Господь Иисус Христос предрек, что камня на камне не останется от Храма и что, если друг друга угрызаем и снедаем, то как бы мы не были истреблены друг другом. Если будем продолжать исповедовать чужие грехи, то рискуем остаться без Причастия. А как часто вместо покаяния мы впадаем в ропот и осуждение жизни наших отцов и дедов. Да, в их времена рухнуло Православное царство, но они его восстановили в прежних границах и сделали сильнейшей державой мира. Современная Россия существует в границах XVII века, но многие все равно чем-то гордятся перед советскими людьми. Протоиерей Николай Булгаков указывает и на главную причину этого ослепления: «В нашей истории, как и во всей науке, во всем образовании, была тотальная атеистическая цензура, полная идеологическая блокада - она продолжается во многом и до сего дня. Но непреложны слова Спасителя: «Несть тайно, еже не явлено будет, ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет» (Лк. 8, 17). В Российской истории всё было не так, как мы привыкли думать, как нас учили. Нет, выше, разумнее, красивее. Ведь и в 1917 году главными были не революции, а явление Державной иконы Божией Матери». И огонь ХХ века для избранников Божиих, а вместе с ними и для всего народа, стал в итоге Благодатным и ласкающим Огнем Великой Субботы. Но на пути к этому Благодатному Огню, как в долгом паломничестве, пришлось многое с верой и смирением претерпеть. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7). Приводим названия некоторых докладов. Часть I. ХХ век. Очищение огнем 1917 – 2017. О некоторых мифах и уроках 1. Россия на пути к революции 2. 1917 – 2017. О некоторых мифах и уроках «Да исправится молитва моя…» Сталин и Церковь «Потрясенный Вужгурт» и преодоление смуты. К 400-летию п. Игра Очищение огнем. Об отношении к Великой Отечественной войне «Штрафбат» Чернобыль: экспериментальная диверсия «Олимпийский» хоккей Слово и слова Седьмые Крупинские чтения

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/24/pa...

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Еще памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни 5 . Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании апостольского чтения по пении «Воскресни, Боже, суди земли» переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаем из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…» Причащаемся священной Снеди Тела Преломленного и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди… Примечания: 1  Эти слова из письма детям заключенной в тюрьме исповедницы Хионии Архангельской (см. книгу игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских, том 5). 2 В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: «Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как ее грехи. Прощает Тот, Кто острие вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдает грешнику, а взамен берет его страдания. Вот что значит текст пророка: «наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 )». 3 Пророческий дар, не отошедший от Ветхозаветной Церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:43 ). По этим словам (!) и совершится воскресение Христово.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

На вопрос о том, каким образом Христос мог одновременно быть в сердце земли, в раю с разбойником и на небесах вместе со Своим Отцом, преподобный Иоанн Дамаскин отвечает, что, хотя Христос умер как человек и Его душа была отделена от тела, Божество осталось неотделенным от того и другого, и единая Ипостась Бога Слова не разделилась. Ибо, «хотя в отношении к месту душа была отделена от тела, в отношении к Ипостаси она была соединена с ним через В православных богослужебных текстах неоднократно говорится, что ни во время страданий, ни во время смерти Христа и сошествия во ад Его Божество не разлучалось с Его человечеством: «Божество Христа оставалось единым и неразлучным с Отцом и Духом как в аду, так в гробу и в «В гробу плотью, в аду душой как Бог, в раю с разбойником и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, все наполняя, Богослужение Великой Пятницы, когда Церковь вспоминает распятие и смерть Христа, сосредоточено на духовном созерцании Божественной славы, которая была явлена в страданиях Бога воплотившегося. Об этой «крестной славе» говорит преподобный Андрей Критский : «Слава Христа есть Крест; он был целью, определенной Им прежде веков… Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти Своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного Богослужение Великой Субботы, когда вспоминается пребывание Христа во гробе и сошествие во ад, пронизано ожиданием Воскресения и переживанием победы Бога над смертью и адом. «Смерть Бога» открывает путь к воскресению, а гроб Спасителя становится «живоносным гробом» — источником жизни для всего искупленного Христом человечества. Догмат о Воскресении Иисуса Христа является краеугольным камнем христианской веры. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор 15:14 ). О том, что Христос воскрес, единодушно свидетельствуют все Евангелия ( Мф 28 ; Мк 16 ; Лк 24 ; Ин 20–21 ). Свидетельство о Воскресении Христа было главным в проповеди апостолов. В день Пятидесятницы апостол Петр обратил к собравшимся в Иерусалиме слова: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян 2:22–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010