Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни 28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. Накануне праздника Владыка совершил всенощное бдение с чином выноса плащаницы Божией Матери. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Перед причастием игумен Филарет (Тамбовский) огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием . По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы совершаем последний великий праздник церковного года, ибо, как вы, наверное, знаете, церковный год, как и учебный, начинается в сентябре, а заканчивается в августе. Первым великим праздником церковного года оказывается Рождество Пресвятой Богородицы, а последним – Ее Успение. И в течение всего литургического года перед духовным взором христианина проходит жизнь Божией Матери – от Ее рождения и до блаженного успения. В первые века христианства еще не было богородичных праздников: ни Рождества, ни Введения во храм, ни Успения Пресвятой Богородицы. Древние христиане поминали мучеников, а центром церковной жизни становились места христианских погребений. В каждом городе были свои мученики, их мощи, местные празднования их памяти. Но праздников в честь Богородицы еще не было, хотя с самого начала существования Церкви христиане почитали Матерь Божию.

http://mospat.ru/ru/news/45425/

Проповедь Предстоятеля Русской Церкви за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры 28 мая 2009 г. 16:30 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В заключение богослужения Патриарх обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , иерархам, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня. Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса и вспомнили, конечно, о том, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в этой гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения Его в Божественную славу. И, наверное, Евангельская история была бы ущербной, если бы не было этого видения Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд Евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо. Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/659322.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Русь Московская в поисках государственной идеи Стены и башни Кремля, белокаменные соборы, торжественное облачение русских царей и бояр, крестные ходы того времени — всё это ключевые образы Руси. Не идеализируем ли мы её, когда говорим о православной державе? Какие уроки можем мы извлечь из событий, предшествовавших венчанию на царство первого Романова — царя Михаила Фёдоровича? 11 июня, 2013 Стены и башни Кремля, белокаменные соборы, торжественное облачение русских царей и бояр, крестные ходы того времени — всё это ключевые образы Руси. Не идеализируем ли мы её, когда говорим о православной державе? Какие уроки можем мы извлечь из событий, предшествовавших венчанию на царство первого Романова — царя Михаила Фёдоровича? Что мы отмечаем 12 июня? Никто толком и не объяснит! На американский манер в народе эту дату нередко называют «днём независимости» — и самим при этом стыдно. Разве наша страна, после преодоления ордынского ига, впадала в зависимость? Впрочем, официальное название праздника звучит пристойнее: День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации или попросту День России. Поводом к празднику стала одна из аппаратных, парламентских интриг, которых немало было в 1988 — 92-м. В начале девяностых многим казалось, что эта дата может превратиться в «день рождения страны» — психологически важный праздник. По аналогии с американским Днём независимости и советским «Великим Октябрём». Ради июньского праздника идеологи ельцинской поры пожертвовали даже таким сильным козырем, как 19 августа. Но они явно прогадали. Праздник этот так и не стал всенародным, да и на правительственном уровне его отмечали и отмечают как-то стыдливо, почти не вспоминая о смысле и реальных перипетиях этого дня. 12 июня 1990 года депутаты, проголосовав за суверенитет РСФСР, сами себе устроили овацию. Кинохроника сохранила их счастливые, даже горделивые лица: они ощущали себя причастными к истории. Точные последствия этого голосования мало кто предвидел. Хотя спектакль вышел противоречивый.

http://pravmir.ru/rus-moskovskaya-v-pois...

Святейший Патриарх Кирилл: Без преобразования человеческого сердца не может быть и общественного благополучия Сегодня некоторые говорят: наше уважение к Церкви, наше понимание Церкви зависит от того, какую политическую позицию Церковь занимает. Одни говорят: если Церковь с нами, то мы будет ее всячески прославлять, мы будем говорить о ней хорошо в прессе и на телевидении, мы будем превозносить ее лидеров, мы будем говорить о ее мудрости. 29 апреля, 2013 Сегодня некоторые говорят: наше уважение к Церкви, наше понимание Церкви зависит от того, какую политическую позицию Церковь занимает. Одни говорят: если Церковь с нами, то мы будет ее всячески прославлять, мы будем говорить о ней хорошо в прессе и на телевидении, мы будем превозносить ее лидеров, мы будем говорить о ее мудрости. 28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Величество, царь Болгарский Симеон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим. Это воскресенье, последнее перед Святой Пасхой, мы празднуем особенно торжественно, потому что вспоминаем событие, имеющее очень большое значение для понимания всей той миссии, которую Господь совершил ради спасения рода человеческого. Это событие помогает нам понять и смысл того служения, которое Церковь, как продолжательница служения Спасителя, несет роду человеческому. Когда Господь входил в Иерусалим на молодом осле, Его встречали восторженные жители, которые кричали Ему «осанна!» В переводе с еврейского на русский это слово означает «помощь», «спасение» — значит, они верили, что от Иисуса, Спасителя, воскресившего Лазаря из мертвых, исходит спасение, помощь. А евангелист Лука, который писал Евангелие на греческом языке, вместо «осанна» употребил другое слово — «докса», что в переводе на русский означает «слава». Таким образом, жители Иерусалима и паломники, пришедшие на праздник иудейской Пасхи в свою столицу — в священный город Иерусалим, встречали Того, Кто воскресил четверодневного, пребывавшего в гробу Лазаря, словами «помощь», «спасение», «слава». Они встречали Его как царя, они провозглашали Ему: «Осанна Сыну Давидову, царю Израилеву!»

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Святитель во время войны написал ряд патриотических, антифашистских статей-проповедей, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии». Вообще святитель своих проповедях выступал поборником христианского гуманизма (в отличие от многих современных «ревнителей», святитель не видел в этом термине ничего зазорного). Тем интереснее его точка зрения относительно смертной казни для нацистских военных преступников. Этой теме он посвятил две статьи, опубликованные в журнале Московской патриархии. Одна из статей,  «Праведный суд народа» , была опубликована  в том же журнале в феврале 1944 года, спустя два месяца после того, как прошел  Харьковский судебный процесс над немецкими военными преступниками (а за полгода до этого – Процесс над пособниками немецких оккупантов в Краснодаре). Оба процесса упоминаются в статье. В своей статье святитель Лука ставит вопрос о допустимости (и даже необходимости) казни нацистских преступников с точки зрения христианской морали. Вот характерные отрывки из статьи: «Неслыханные злодеяния захватчиков-фашистов не могут ни в коем случае оставаться безнаказанными... Совесть народа не терпит и в своей среде нарушений  нравственных требований, имеющих всеобщее значение, и настоятельно требует смерти злодеев... А казнь обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов будет великим праздником для попранного нравственного чувства всей той части человечества, в которой живет закон правды, а не закон насилия… И Церковь Христова, высшая носительница закона правды, не останется в стороне от этого праздника, ибо это будет победа над силами зла, возмутившими все человечество, наказание антихристов, поправших закон братства и любви; и вместе с тем это будет праздник освобождения немецкого народа от власти правительства, поставившего своей целью уничтожение совести в своем народе. Это ли не великий праздник для Церкви!… Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой “любите врагов ваших”? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим! »

http://ruskline.ru/opp/2022/06/08/svyati...

Скачать epub pdf ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Тропарь (глас 4) Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Кондак (глас 6) Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение. Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина . Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин , упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо ( Деян. 1, 1–12 ; Мк. 16, 9–20 ; Лк. 24, 36–53 ). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное 587 человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество» 588 . Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово , обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ АНТИПАСХИ Явление Господа Святому Апостолу Фоме Сегодня Воскресения, в продолжение целой Пасхальной седмицы Воскресший Господь не являлся более Своим ученикам. Через восемь дней после Пасхи ученики опять собрались вместе, и Фома был с ними. Двери, как и в тот вечер, опять были заперты. Вдруг явился среди них Иисус Христос и сказал им: Мир вам! – и, обратившись к Фоме, отвечая на требования его сомневающегося сердца, сказал ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (см.: Ин. 20, 27 ). Тогда чудесное явление Господа и Его чудесное слово, показывающее Его всеведение, победило сомнение ученика; он не осмеливался уже влагать персты в язвы гвоздиные и влагать рук в ребра Воскресшего Спасителя. Пристыженный в своем неверии, он в молитвенном благоговении признает: Господь мой и Бог мой! Теперь он верует от всего сердца, потому что видел Господа и испытал на себе силу Его Воскресения. Господь, принимая исповедание Своего ученика, говорит, однако, ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 ). Этим Он указал нам, не видевшим Его, на слово, которое возвестили о Нем Его апостолы. Антипасха Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в Церкви Ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха и праздник Кущей. Последний из праздничных дней был особенно торжествен, назывался великим (см.: Ин. 7, 37 ) и как бы заменял собой сам праздник. По этому примеру и от переизбытка духовной радости о Воскресшем Спасителе, и в Церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество как бы в замену самой Пасхи, отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо или против Пасхи. Притом день этот, служа заключением Светлой, служит вместе началом другой – новой Недели после Пасхи – царицы праздников; им начинается круг Недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в Церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи Неделей новой, т. е. первой – днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святителя Григория Богослова , напоминает тот первый день мира, который следовал по торжественном окончании творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Св. Троицы Благодать Св. Духа есть самое драгоценное для нас благо. Будем дорожить этим сокровищем, избегая всякого греха Ныне св. Церковь празднует сошествие благодати Св. Духа на апостолов. С этого момента начала существовать на земле св. Церковь , ибо благодать есть ее основа. Если бы сошествия благодати Св. Духа не было, то не было бы на земле св. Церкви Христовой. Тогда не было бы и таинств, через которые Церковь преподает верующим сию благодать. Тогда спасение от греха, проклятия и смерти не могло бы совершаться в нашей жизни; мы не могли бы соединяться со Христом, ибо этим спасающим и соединяющим нас с Богом средством является благодать Св. Духа, и мы были бы обречены на вечные мучения. Вот почему ап. Павел сказал: «Благодатию бо есте спасени чрез веру» ( Еф. 2:8 ). Если бы на апостолов не сошла благодать Св. Духа, тогда не воссияло бы в сердцах верующих людей Царство Божие с его святостью и райским блаженством, ибо благодать является основою и Царства Божиего. Недаром тот же ап. Павел сказал: «Царство Божие... правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Иначе сказать, св. апостол в этих своих словах говорит, что Царство Божие есть благодать Св. Духа в ее дивных проявлениях праведности, мира и радости. И как же может быть иначе, когда сам Господь приточно уподоблял Царство Божие многоценному бисеру ( Мф. 13,46–47 ), сокровищу, сокровенному в поле ( Мф. 1 " 3:44), и талантам ( Мф. 15,14– 30 ). Под Царством Божиим, как свидетельствуют св. отцы Церкви, разумел именно эту возрождающую благодать Св. Духа, которая сошла на апостолов в 50-й день, а затем стала сообщаться верующим через таинства Церкви. Отсюда понятно, почему св. Симеон Новый Богослов учит, что возрождающая благодать Св. Духа есть Царство Божие, есть Царство Небесное. Ясно, что сия благодать является самым великим, самым драгоценным для нас благом. Она была венцом и целью всего Божественного домостроительства в деле нашего спасения. Ради дарования нам сей благодати Господь пролил Свою кровь на кресте. Поэтому-то Он и сказал Своим ученикам: «Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: ащели же иду, послю Его к вам» ( Ин. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на Богоявление Господне. О просвещающем действии благодати Святого Духа 93 Приветствую вас, возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником св. Богоявления, или Крещения Господня. С самых древних времен сей праздник называется еще и праздником Просвещения, так как накануне его оглашенные просвещались таинством св. крещения. Но так этот праздник называется еще и по той причине, что во время таинства миропомазания, совершаемого при крещении, даруется людям благодать Божественного Духа, которая является для них источником истинного просвещения. Об этом говорит и содержание богослужения настоящего праздника 2] и, в особенности, его тропарь и кондак. Эти церковные песнопения выражают всегда сущность празднуемого Церковью события. Остановим свое внимание, мои возлюбленные о Господе чада, прежде всего на заключительных словах праздничного тропаря: «и мир просвещей, слава Тебе». Спрашивается, каким образом Господь просветил мир? – Он просветил его сначала благодатным словом Своего евангельского благовестия. Евангелист Лука, передавая о проповеди Иисуса Христа в назаретской синагоге, замечает, что слушатели дивились словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк. 4:22 ). Эти благодатные слова Христа глубоко и неотразимо действовали на сердца людей, хотя и не одинаково. Книжники и фарисеи, как одержимые диавольскою гордостию и злобою, приходили от проповеди Спасителя в бешенство и готовы были тут же убить Его. Но люди, не зараженные фарисейскою гордостью и злобою, испытывали от слов Господа спасительное действие. Слуги, посланные фарисеями схватить Иисуса, говорили им, что они не могли исполнить сего, ибо никогда человек не говорил так, как этот человек ( Ин. 7:46 ). Конечно, особенное благодатное действие имели слова Христа на Апостолов. Под влиянием Его божественной проповеди, они оставили своих родных и близких, отреклись от всех благ мира и навеки отдали себя Христу. Через их благовестие Господь просветил весь мир, ибо к ним относились слова Писания: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс. 18:5 ; Рим. 10:18 ). А после Апостолов Господь просвещал и просвещает мир через св. отцов и учителей Церкви. Их учение и благодатные словеса так же глубоко и неотразимо действуют на сердца людей, являясь драгоценнейшим достоянием всего мира. И теперь нет ни одного места на земном шаре, куда бы благодатный свет Божественного Писания и святоотеческого учения не проник своими просветительными лучами. И если сей божественный свет не воспринимается, как должно, всеми людьми, и множество из них еще коснеет во тьме еврейства, язычества и инославия, то в этом виноваты сами люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010