Г.С. Битбунов Благовещение Пресвятой Богородицы Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия В соответствии с евангельским повествованием ( Лк. 1:26–38 ) в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи, к Пресвятой Деве Марии в город Назарет от Бога был послан архангел Гавриил с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Мария смутилась от ангельского приветствия и стала размышлять о его значении. Гавриил же продолжил: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Дева в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею целомудренного образа жизни: Как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной нивой, на которой возрос благословенный плод – Богочеловек Иисус Христос , Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в праздник Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века Таинства явление». День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, проходит ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим чудом Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого. Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Иисуса к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава третья. Чинопоследования водоосвящений 1. Чинопоследование великого богоявленского водоосвящения 346 Чин великого богоявленского водоосвящения, заключая в своем составе некоторые священнодействия и молитвословия, ставящие его выше простого обряда, и придающие ему, как бы, некий сакраментальный характер, быть может, по тому самому, пользовался особым уважением наших предков. Обставленные особою торжественностью крестные ходы на воду в день самого праздника Богоявления, а также чувство глубокого уважения к св. богоявленской воде, переходившее иногда, как увидим ниже, даже границы благоразумия, вполне оправдывают высказанное положение. В зависимости от этого и стоит та бдительность, с которой русский народ старого времени следил за всеми, даже малейшими изменениями в составе этого чина, известно, какое волнение вызвало в старой Москве одно лишь удаление из рассматриваемого чина слова «и огнем», удаление, стоившее стольких страданий злополучным справщикам того времени 347 . Большие волнения вызвало, также, распоряжение Никона не совершать чина великого водоосвящения в самый день праздника Богоявления. Это распоряжение патриарха было также причтено к числу выставлявшихся против него обвинений, а самый вопрос о том, следует ли выходить с крестным ходом на Иордань в самый праздник Крещения и вторично освящать здесь воду великим освящением, – был предметом соборных рассуждений. В зависимости от такого отношения к чину богоявленского водоосвящения стоят, быть может, еще и те (правда незначительные) особенности этого чина по нашим старым требникам, которые не могут быть объяснены из практики церкви греческой. В XVI и первой половине XVII в. Чин великого водоосвящения ежегодно совершался в русской церкви двукратно: накануне праздника Богоявления, и на самый праздник, когда он соединялся с торжественным выходом на Иордань. Накануне праздника Богоявления, великое водоосвящение совершалось, как и теперь, или на литургии, перед пением «Буди имя Господне«, или в конце вечерни (если навечерие Богоявления приходилось в субботу или неделю). Для совершения чинопоследования, священнослужители исходили из алтаря при пении тех же, что и ныне, тропарей, и направлялись «ко крестильнице» 348 . По некоторым памятникам, во время пения последнего тропаря «Прямо гласу вопиющего в пустыни», священник должен был осенять приготовленную к освящению воду возженными свечами 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь Источник Архиепископ Филарет Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым» Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим. Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать. Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба. Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Крещенский сочельник Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать " иордань " (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). 18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

http://zavet.ru/a/rss_1011337568.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Руси для Белорусской церкви более не праздник? Тревожные тенденции в Минской митрополии РПЦ 03.12.2021 913 Время на чтение 8 минут Источник: ФСК Фото: ФСК Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях». Что ж, вполне в духе последних устремлений коллег из соседней УПЦ (МП), которая теперь ведёт свою « хронологию истории » не с 1990 года (когда данная структура РПЦ была учреждена для удовлетворения амбиций Филарета Денисенко, «пролетевшего» мимо московского патриаршества), а чуть ли не от Аскольда и Дира. Так и для Минской митрополии празднования Дня Крещения Руси уже как бы недостаточно. И в сознании верных Русской церкви в Белоруссии должно отложиться, что как бы крещена отдельно была Россия, а отдельно «Беларусь», которая, следует полагать, тогда уже существовала… Помнится, как радовались православные, когда в грозовом для Белоруссии августе 2020 года вместо склонного к экуменизму и автокефалии митрополита Павла на Минскую кафедру был поставлен ревнитель веры Вениамин . Знатоки называли его тогда «белорусским Онуфрием». И, действительно, вслед за предстоятелем УПЦ (МП), благословившим сепаратистское направление в украинской церковной историографии, предстоятель БПЦ (МП) также приступает к разрыву общественного сознания православных русских. Пока ещё под внешне благими поводами, почти незаметно. Впервые топоним «Белая Русь» встречается в анналах под 1413 годом в переписке между чешским королём и великим магистром Тевтонского и Ливонского орденов. Но для них Белая Русь является синонимом… Великой Руси! То есть всей северо-восточной Руси. «Князем Белой Руси» подписывался Великий князь Московский Иоанн III в письмах, которые он слал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году (к землям нынешней Белоруссии это не могло иметь никакого отношения, поскольку они находились тогда в составе Великого княжества Литовского). Венецианский издатель и хроникёр Александр Гваньинус ещё в 1570-х годах свидетельствовал , что жители Русского царства именуют своё государство также и Белой Русью.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/03/krewen...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Метафизическое измерение геополитики» На Патриаршем подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках состоялся международный экспертный круглый стол 20.04.2017 718 Время на чтение 5 минут Во вторник светлой седмицы, 18 апреля 2017 года на Патриаршем подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках состоялся международный экспертный круглый стол на тему – «Метафизическое измерение геополитики», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Инициаторами проведения мероприятия выступили такие известные общественные организации и СМИ, как Ассоциация Православных Экспертов, Союз Православных Граждан, Общероссийское общественное движение «Народный Собор», Изборский клуб Молдовы, Отдел по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, Фонд поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», Международная Ассоциация «Христианство и Ислам», Информационное агентство «ПолитНавигатор». В своем приветственном слове к участникам круглого стола, настоятель Патриаршего Подворья игумен Иоанн (Ермаков) сердечно поздравил всех с великим праздником Пасхи Христовой: «Христос Воскресе, дорогие мои! Сегодня поистине праздников праздников и торжество из торжеств, сегодня Христос сокрушил державу смерти и упразднил ад. Благодаря Искупительной Жертве Христовой, каждый из нас, добровольно принявший ее спасительные дары, имеет реальную возможность стать новым человеком, человеком живущим " не под законом, но под благодатью " (Римлянам 6 глава 16 стих). Мы христиане знаем об этом, а окружающий нас мир, не соединенный со Христом Спасителем подобием смерти Его, и подобием воскресения – по-прежнему остается в неведении и рабстве у греха. Вот именно поэтому любые геополитические выкладки добровольных служителей уже побежденного властителя ада, не учитывают фактор прямого вмешательства Бога в ход мировой истории. Мы христиане на своем личном опыте знаем, что метафизика в истории – это вовсе не исключение из правила, а наличествующая закономерность. Еще раз – Христос Воскресе!».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/20/me...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Небольшая горстка православных Перми идёт к месту Царской Голгофы» Впечатления от Крестного хода в память о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове 17.06.2022 3759 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Знакомство с новым для тебя городом – это всегда волнение и радость. Готовиться к поездке в Пермь я стала загодя. Неведомая сила подсказывала, что там 12 июня 2022 года надо обязательно быть. Священник переживал, что едем на Троицу, могут быть большие искушения перед таким Праздником. На этот раз совпали: Праздник Троицы и день убийства Великого Князя Михаила Александровича Романова – младшего брата Царя Николая Второго. В Нижнем Новгороде, где я живу, накануне были тёплые дни, и мы даже не ожидали, что Пермь встретит нас таким холодом: + 12 градусов по Цельсию и постоянный дождь. Он моросил с самого утра 12 июня. После Божественной Литургии в Свято-Троицком Стефановом монастыре начался Покаянный Крестный ход к часовне святого благоверного князя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича), на место предполагаемого убийства Великого князя. Крестоходцев собралось немного. Под звон колоколов из храма вынесли иконы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, посещавшей эти места, и Великого князя Михаила Александровича Романова. Великий князь Михаил был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в ноябре 1981 года в Нью-Йорке Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом. И организаторы Крестного хода дерзнули взять на Крестный ход этот образ. Небольшие бумажные иконы Великого князя можно было купить в церковной лавке. На лицах православных была радость. Всё же Праздник Великий – Троица! Многие захватили с собой зонтики, которые пришлись как нельзя кстати. Дождь моросил, не переставая, а при подходе к часовне стал ещё более усиливаться. Местность на нашем пути была гористая. Идти было тяжеловато. Трудно было дышать. Сердцебиение всё более усиливалось. У меня было ощущение, что идёшь на Голгофу. А ведь это, действительно, наша Русская Голгофа, причём первая. Потому что расстрел Великого князя Михаила положил начало политическим убийствам Дома Романовых. Михаил Александрович был первым в списке. И он был в тот момент не просто Великим князем, а Последним Некоронованным Императором Михаилом Вторым. Государь Николай Второй передал Ему Свою власть, и Он Его от неё не освобождал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/17/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сарафаны на стендах вместо единства Нынче Родину в окопах защищают в основном православные 29.10.2023 654 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский Вестник К великим праздникам принято готовиться заблаговременно. В ближайшем будущем нам предстоит отметить установленный на государственном уровне День народного единства. Русская история помнит, какой ценой досталось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, воюющих за колонизацию России. 4 ноября 1612 года русским воинством победа была одержана. Какими силами? Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было поддержано населением практически всей России. На освобождение Москвы одновременно с Нижегородским ополчением «…бойцы шли из земли Рязанской и Северской с Ляпуновым, из Муромской – с князем Литвином-Мосальским и из Низовой – с князем Репниным, из Суздальской – с Артемием Измайловым, из Вологодской земли и поморских городов – с Нащокиным, князьями Пронским и Козловским, из Галицкой земли – с Мансуровым, из Ярославской и Костромской – с Волынским и князем Волконским, с юга казацкие рати тушинских бояр князя Дмитрия Трубецкого и Заруцкого…» (Соловьев С.М. Соч. В 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. – М. : Голос, 1993. Т. 1– 2). Не объединились бы полки из городов и весей – не одержали бы победу над захватившим Москву врагом! В память об этом единении народа для защиты Отечества от иноверцев установлен праздник. Это, по сути, военный праздник. В газете «Дзержинские ведомости» от 13 октября 2023 года опубликована информация «Подготовка к празднованию Дня народного единства началась в Дзержинске». В программе ни слова о воинстве, о защитниках Отечества. А вот о чем. «Дзержинские национальные центры представят свои костюмы и предметы, которые отражают национальную культуру татар, евреев, армян, таджиков, азербайджанцев, узбеков и русских. (Не забыли все же русских в русском городе. – Е.В.) Главная цель при проведении такого мероприятия – сохранить традиции добрососедства между представителями разных национальностей…» И далее: «…принято решение накануне праздника возобновить проект “Дзержинск – город трех религий”. Все горожане и гости Дзержинска смогут с экскурсией побывать в Соборе в честь Воскресения Христова, Соборной мечети и синагоге». Это, чтобы в православном городе было единство христианской веры, веры распинателей Богочеловека Иисуса Христа и ислама, основанного в VI веке иудеями, чтобы произвести уменьшение численности христиан третьей религией.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/29/sarafa...

Закрыть О годовщине Дня российской государственности Цель празднования 21 сентября – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию 09.08.2023 561 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Российское государство зародилось более 1000 лет назад благодаря объединению множества племен и народов. Согласно летописи, славянские племена вели междоусобную войну. В 862 году состоялось добровольное соглашение о сотрудничестве между славянскими и угро-финскими племенами, что явилось основанием для формирования российского государства. В 1862 году Император Александр II выступил инициатором празднования этого дня. Тогда российской государственности исполнилось 1000 лет. Примечательно также, что День Державы празднуется в День Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. Кроме этого, это день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.). 21 сентября 2023 года отмечается 1161-летие зарождения российской государственности. Решение возродить торжества было принято 3 марта 2011 г. Указом Президента РФ 267. Дата праздника приурочена к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгородском Кремле в 1862 г. В этот день также учрежден День воинской славы Федеральным законом 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Кстати, 21 сентября также ежегодно отмечается Международный день мира. Сам праздник учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году на основании резолюции A/RES/36/67, а нынешняя дата закреплена специальной резолюцией A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 г. Международный день мира 2021 отметят 21 сентября, дата не меняется из года в год. Этот праздник призывает всех людей объединить свои усилия с целью противостоять насилию и агрессии. Актуально сейчас звучит призыв Президента России В.В. Путина о переговорах с Киевом. Владимир Путин: «Всё, что необходимо сделать Киеву, – это сесть за стол переговоров». Цель празднования 21 сентября мероприятия – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/09/o_...

Лазарева Суббота в 2016 году — 23 апреля Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. 26 марта, 2009 Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. Лазарева Суббота в 2016 году – 23 апреля Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом . Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем «Входом Господним в Иерусалим». Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы. Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010