Вознесение Господне: «Аз есмь с Вами» В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. 23 мая, 2012 В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. О святителе Луке (Войно-Ясенецком): Святитель-хирург, епископ — лауреат Сталинской премии Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника. Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы». Что это значит: «Еже о нас исполнив смотрение?» Это значит в русском переводе вот что. Когда Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным – когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами. Он соединил нас с ангелами Своими. Он дал нам возможность быть причастниками небесной жизни. Было немало людей, которые на земле уже стали ангелами во плоти. Вы знаете, что великого Иоанна Предтечу Священное Писание называет ангелом. Было много людей, для которых настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле стали ангелами во плоти. Разве не таковы были все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти, разве не таковы были множество отцов – величайших пустынников, как Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, как наш величайший преподобный Серафим Саровский, наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские?

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-az...

Дорогой мой Друг! Лет десять назад у нас в России, в Эривани, было открыто в армянском переводе утраченное в греческом оригинале сочинение святителя Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди ». Мы с этим сочинением познакомились по немецкому переводу, с которого сделан и русский перевод. В этом сочинении меня особенно поразили еще лет семь тому назад вот какие слова: «Иные не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что через это должно осуществиться совершенство нашего человечества. И такие должны быть причислены к маловерам» (гл. 99). Знаешь ли, Друг, чем кажутся мне слова святого отца? Они кажутся мне упреком нашей современности. В маловерии упрекает святой отец нашу современность. Недаром раздались эти слова в начале XX столетия! Люди все больше и больше забывают домостроительство воплощения, не веруют в него, без него обойтись желают, Сына Божия воплотившегося в своих верованиях подменяют великим человеком, великим учителем, Иисусом из Назарета. Но не об этих людях хочу я, мой Друг, побеседовать с Тобою в этом письме, когда уже запели в храме: «Христос раждается...» Не к этим чуждым Христовой Церкви людям обращается взор мой в настоящем случае. Я смотрю на церковное общество, на церковных людей. Могут ли они с полным сознанием внимать словам церковной песни: «Христос с небес – срящите!» Мои взоры обращаются к нашему школьному богословию, и – увы! – я ясно вижу, что не учит оно людей встречать праздник Рождества Христова в полноте богословского созерцания. Упрек святителя Иринея Лионского в маловерии в значительной мере относится и к нашему школьному богословию; оно недостаточно значения придает домостроительству воплощения и вовсе не учит, что именно через это домостроительство должно осуществиться совершенство нашего человечества. Центр нашего спасения в нашем школьном богословии перенесен из Вифлеема на Голгофу. Это перенесение у нас, в русском богословии, случилось сравнительно недавно, около двухсот лет тому назад, когда через католическую Польшу и Киев пришло в Москву латинское направление богословия и когда разные отцы схоластики получили больший авторитет, нежели древние отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Епископ Игнатий освятил Великим чином храм священномученика Игнатия Богоносца в Выборге февраля 2016 11 февраля храм отмечает свой престольный праздник, а правящий архиерей - день тезоименитства. В торжествах приняли участие представители мусульманской общины, которые обратились к владыке Игнатию со словами поздравления. Храм был полон молящихся - прихожан и гостей прихода, приехавших поздравить владыку Игнатия с днем тезоименитства и освящением храма. За богослужением молились строители и жертвователи, руководители предприятий, помогавшим в строительстве храма; представители администрации Выборгского района и органов власти Ленинградской области. Правящему архиерею сослужили все благочинные округов епархии: секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Выборгского округа протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу, благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков, благочинный Токсовского округа протоиерей Лев Нерода, наместник Рождество-Богородичного Коневского монастыря, игумен Александр (Арва), сонм клириков Выборгской епархии и иных епархий Русской Православной Церкви. При освящении храма Преосвященнейший Игнатий возглавил крестный ход с мощами святого преподобномученика Фомы Зографского. За Божественной литургией во диакона рукоположен регент хора Коневского Рождество-Богородичного монастыря, Андрей Гребенюк . Наперсным крестом после освящения храма за труды, понесенные по его возведению, был награжден священник Игнатиевского храма, о. Дионисий Панушкин. В своем слове по окончании Божественной литургии владыка Игнатий, поздравив всех выборжцев и гостей города с освящением нового храма, рассказал о значении подвига своего небесного покровителя: " Сегодня Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия, епископа Антиохии, то есть великой древней Сирии, где, увы, сегодня звучат взрывы и льется человеческая кровь. Несмотря ни на что, имя священномученика Игнатия почитается доныне во всей полноте Церкви Христовой. Он жил в те времени, когда люди еще совсем недавно слышали слова Спасителя. Они кажутся нам благословенными, потому, наверное, что нет ничего радостнее живой вести о Христе.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербург должен быть великим православным городом В День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Северной столице прошел стотысячный Крестный ход по Невскому проспекту 14.09.2015 858 Время на чтение 4 минуты В субботу, 12 сентября, в Санкт-Петербурге отметили День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщил «Русской народной линии» сайт Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова с клиром и других священнослужителей. После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход . В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Заксобрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, православные братства и верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, число крестоходцев составило 100 тыс. человек. В полдень из Свято-Троицкого собора лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси. Торжества продолжились на площади перед лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы. По словам правящего архиерея, великий князь соединял в себе качества истинного христианина - беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству - благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества, и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одним из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», - сказал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/14/sa...

Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский Каждый день за каждым богослужением Церковь молится о своем Патриархе, называя его Великим Господином и отцом. Святейший Патриарх Алексий, как никто другой, соответствовал этому древнему титулованию. Он действительно был Великим Господином великой Русской Церкви и отцом для всех нас: от архиереев до мирян. Не случайно так часто звучат сегодня слова: «Мы осиротели». В них — неподдельное сердечное чувство потери, потому что все, кому довелось пообщаться с Патриархом хоть немного или просто присутствовать на его службах, стать свидетелем его предстоятельской молитвы за всех нас, ощущали полноту его отеческой любви. Это чувство невыразимо словами и его ни с чем невозможно спутать. Эта полнота любви — несомненно, дар Божий за ту глубоко сокровенную внутреннюю, молитвенную жизнь Патриарха, которую он проводил, несмотря на свою открытость, необходимую «публичность» порученного ему служения, обилие административных и хозяйственных забот. Молодые священнослужители и архиереи, и я в том числе, всегда удивлялись, как мог этот немощный, даже смертельно больной человек все эти годы нести свое служение так, как он это делал, столь часто совершать богослужения? А когда его спрашивали, не тяжело ли ему служить, он всегда с улыбкой отвечал, что только на службах и отдыхает. Он совершал Литургию и накануне своей кончины, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он жил молитвой, жил Церковью, жил своим служением. Господь судил ему прожить удивительную жизнь, по-настоящему счастливую, потому что на время его патриаршества пришлось небывалое в истории возрождение церковной и духовной жизни в России. И мы все многим ему обязаны — и те, кто понимает это сегодня, и те, кто пока не осознал происшедшего. Большое видится на расстоянии, и чем больше будет проходить времени со дня кончины Святейшего, тем яснее мы будем видеть величие этого человека, тем больше благодарности испытывать к Богу за то, что Господь даровал нам такого Патриарха, и тем более глубокую человеческую скорбь ощущать оттого, что мы его лишились.

http://pravoslavie.ru/37167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Молебен перед иконой «Отрада и Утешение» на Московском подворье Валаамского монастыря об избавлении от уз архимандрита Ефрема, «в темницу всажденнаго», состоится 3 февраля в 10:15. Молебен пред иконою «Отрада и Утешение» на Московском подворье Валаамского монастыря об избавлении от уз архимандрита Ефрема , «в темницу всажденнаго», состоится 3 февраля в 10:15. Адрес: ул. 2-я Тверская-Ямская, 52., ст.м.: «Белорусская» В этот день — двойной праздник для монахов Ватопеда, а после принесения Пояса Пресвятой Богородицы — и для православных людей в России. Празднование сугубо почитаемой в обители иконы Царицы Небесной Парамифия «Отрада и Утешение» и памяти преподобного Максима Грека — ватопедского монаха, высокоученого греческого богослова и русского святого. Освобождение старца Ефрема Во времена византийских императоров Пречистая Дева Богородица предупредила иноков обители о грозящей им в этот день опасности подвергнуться нападению пиратов, если они откроют ворота монастыря. И несмотря на то, что Божественный Сын прикрыл Ее уста Своею десницею: «Не призирай, Мать, на грешную паству сию, пусть пройдет через меч пиратов, умножились ибо беззакония их», Царица Небесная, отведя Его руку, повторила предупреждение. Обитель была спасена. А на иконе застыли до наших времен эти движения двух честнейших десниц — Богоматери и Богомладенца. Ватопедский же инок, прославленный в России, неслучайно стал покровителем фонда «Общество друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон имени преподобного Максима Грека». Его судьба Промыслом Божиим связала с Россией не просто Святую гору, но родную ему обитель. Блестяще образованный ученый и признанный богослов, постриженный в Ватопеде в 1504 году, по рекомендации Византийского предстоятеля был приглашен в Москву Великим князем Московским Василием III для перевода с греческого книг его матери Софии Палеолог. Усердно трудился афонский монах над переводами толкований на Псалтирь, книгу Деяний Апостолов, нескольких Богослужебных книг. Однако некоторые ошибки, допущенные из-за незнания русского языка, а, главное, смелые обличения недопустимых для христиан поступков (Великим князем ли, архиереем ли совершенных) привели к тому, что инок Максим впал в жестокую опалу. Более тридцати лет он провел в заточении, но, не переставая трудиться, оставил русскому богословию богатейшее наследие… Архимандрит Ефрем в Санкт-Петербурге. Фото Станислава Марченко

http://pravmir.ru/moleben-ob-osvobozhden...

ПРЕДДВЕРИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Самый великий и радостный день в жизни Св. Христовой Церкви это – «праздников праздник и торжество торжеств» – день Светлого Воскресения Христова. Это – день славной победы нашего Божественного Искупителя над злейшим врагом нашего спасения – диаволом и его порождениями, веками угнетавшими падшее человечество – грехом, проклятием и смертью. Ввиду исключительной важности и несравненного значения этого дня, ни один день в году не празднуется у нас так радостно и так торжественно, как день Светлого Воскресения Христова – день Св. Пасхи. Желая оттенить особенно-великое значение этого дня св. Церковь еще задолго подготовляет нас к нему продолжительным так называемым Великим постом. Великим он называется, как по своей большой продолжительности, так и по своей чрезвычайной строгости. Начинается он еще за семь недель до Пасхи и состоит из св. Четыредесятницы и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы. Великий Пост назначается Церковью, как преимущественное время  покаяния.  Для того, чтобы празднование св. Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою совесть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние – труды говения, исповедь своих грехов и причащение св. Христовых Таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого Поста. Итак, Великий пост, чрез очищение наших душ в трудах покаяния подготовляет нас к достодолжному празднованию светлого Воскресения Христова. Но и к самому покаянию нужно подготовляться. Должная покаянная настроенность не всем и не всегда сразу и лето дается.  Нужно расположить душу к покаянному настроению заранее. Учитывая это, св. Церковь , еще задолго до наступления Великого Поста, начинает мало-помалу подготовлять нас к покаянному подвигу. Едва только успеют отойти торжественные дни праздников Рождества Христова и Богоявления, как уже раздается в храмах (в неделю по Просвещении) призыв Самого Господа Иисуса Христа, вышедшего на Свое общественное служение человеческому роду после крещения:  «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»   ( Матф. 4, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 118. Великопостный календарь Четыредесятница и Минея Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В поисках ответа на вопрос о том, как мы должны проводить время великого Поста, первоначально обратимся к выяснению общего содержания великопостного богослужения, которому у нас, как правило, мало уделяется внимания. Особенным вниманием пользуется Великий канон св. Андрея Критского . Некоторое внимание может еще уделяться отдельным наиболее известным и более употребительным великопостным молитвословиям, типа молитвы преп. Ефрема Сирина или кондака “Душе моя, восстании, что спиши”. А вот что касается содержания великопостного богослужения в целом, то здесь по понятным причинам дело ограничивается темами одних лишь воскресных дней, когда отмечаются некоторые исторические события и выдающиеся личности Православной Церкви. И в результате, как с амвонов и телеэкранов, так и со страниц различных книг мы слушаем и читаем мало между собой различающиеся объяснения о глубокой идейной связи указанных памятей и событий с Великим постом! Например, в 1ю Неделю Поста, когда отмечается «Торжество Православия», можно услышать глубокомысленные рассуждения о торжестве человеческого духа над грехом, действие которого мы при помощи поста начинаем успешно ограничивать. Во 2ю, 4ю и 5ю Недели, нас вдохновляют примерами жизни святых Григория Паламы , Иоанна Лествичника , Марии Египетской, призывая к покаянию, молитве и восхождению на высоты духа. А в 3ю, когда выносится Крест (как знамение победы над грехом), мы слышим слова ободрения, обращаемые к тем, кто ослабевает от подвига пощения! Все это, конечно, звучит красиво и для многих давно и прочно ассоциируется с Великим постом, но на самом деле представляет собой одни лишь домыслы, не имеющие прямого отношения к темам Четыредесятницы. Так же как не имеют прямого отношения к теме Христова Воскресения недельные праздники, совершающиеся в период его попраздства — «о расслабленном», «самаряныне» и «слепом». Если помните, об этом у нас был разговор на 24 занятии, посвященном праздникам Цветной Триоди.

http://azbyka.ru/video/118-velikopostnyj...

Разделы портала «Азбука веры» Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы рассказывают священник Феодор Людоговский и поэт Ольга Седакова. Молитва прп. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Греческий текст: Κριε και Δσποτα τς ζως μου, πνεμα ργας, περιεργας, φιλαρχας και ργολογας μ μοι δς Πνεμα δ σωφροσνης, ταπεινοφροσνης, πομονς και γπης χρισα μοι τ σ δολ Να, Κριε βασιλε, δρησα μοι τ ρν τ μ πτασματα και μ κατακρνειν τν δελφν μου τι ελογητς ε ες τος ανας τν ανων. Αμν. Молитва с великим метанием. Почему великопостную молитву Ефрема Сирина начинают читать в разгар масленицы? священник Феодор Людоговский – Молитва преподобного Ефрема Сирина († ок. 379 г.; память 28 января/10 февраля) читается, как обычно говорят, Великим постом. Это верно, но здесь нужно сделать две поправки. Во-первых, эта молитва должна возглашаться не только во время Великого поста, но и, согласно Уставу, в некоторые дни прочих многодневных постов – а именно в те дни, когда в начале утрени (после шестопсалмия и великой ектении) поется Аллилуия (а не Бог Господь , как это бывает, к примеру, на всенощном бдении под воскресенье). Во-вторых, первый раз молитва прп. Ефрема читается еще до наступления Великого поста, в среду и пятницу сырной седмицы. К этой седмице, на которой мы уже не едим мяса, зато каждый день можем угощаться молочными продуктами и яйцами, приурочен русский языческий праздник – масленица. Языческий дух масленицы за века изрядно повыветрился, однако и «воцерковить» его тоже не удалось. Судите сами: в то время как мы дружно поедаем блины и устраиваем разнообразные забавы, в храме в среду и пятницу совершаются постовые, по форме и по содержанию, службы.

http://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010