Мои первые воспоминания о Богслужениях относятся к 1948 году, когда я впервые побывал на ночной службе. В нашем храме в то время служил иеромонах Серафим Суторихин. Отец Серафим был особый батюшка, каких теперь мало. Он совершал службу не формально, а с большим духовным подъемом, его голубые глаза сияли, они были полны слез. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в Немже утверждается. Канон Пасхи, Песнь 3 Пасха Христова … с детства такой любимый, Светлый, радостный, самый большой Праздник, названный в каноне “праздников праздник и торжество торжеств”. Подготовка к нему начиналась Великим Постом . С начала Поста забывали все развлечения, музыкальные инструменты, на которых бабушки иногда играли в свободное время. Теперь они по вечерам пели Великопостные тропари “Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…” и другие песнопения, готовились к предстоящим службам. Во второй половине Великого Поста начиналась уборка в доме. Белили стены, печь, стирали занавески, мыли окна, приводили в порядок комнаты и кухню. Уборка производилась в сенях и на улице. Заключительная подготовка к Празднику Пасхи начиналась в Великую Субботу после Литургии. Бабушки, возвратясь из храма, разделывали тесто, делали большой пирог с рыбой или повидлом, маленькие пирожки, слойки, топили русскую печь, где это все выпекалось. Куличи делали редко, поскольку это трудоемкий процесс, нужны различные специи, которые не всегда были в доме. В первые послевоенные годы не было хорошей муки, использовали муку грубого помола из пшеницы, выращенной на своем огороде, выпечка из нее получалась серой. Пасху не делали из-за недостатка времени, готовили творог со сметаной и изюмом. Для окрашивания яиц использовали чугунок или другую подходящую емкость, в которую ложили яйца, луковую шелуху, заливали воду и ставили на ночь в остывающую русскую печь. К утру яйца были сварены и покрашены. Цвет их не всегда был ровным, могли быть пятна от прилипавшей шелухи. К 8 – 9 часам вечера все заканчивалось, и бабушки шли в храм.

http://pravmir.ru/pasxa-v-bystrice/

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Карта и ближайшие объекты Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Н.К. Маккавейский Речь, читанная 28 октября 1909 г. в торжественном собрании Академии, посвящённом двухсотлетней памяти (со дня блаженной кончины) св. Димитрия, митрополита Ростовского. «Сан священства от Господа на земли учинен есть не ради упокоения и прохлады, но да множайшия труды Святитель подъемлет выну, о всех спасения пекийся» Св. Димитрий Ростовский , соч. т. III. М. 1835, стр. 340. На сером будничном фоне человеческой жизни, с её мелкими низменными интересами, среди обычной суеты и пошлости, подобно ярким звёздам сияют отдельные высокие личности. Своею жизнью – её укладом, характером и результатами – они ярко свидетельствуют о высоте человеческого призвания, о богатстве и красоте человеческой природы, о её мощных силах и неисчерпаемых дарованиях. Вот почему мне кажется, что момент, переживаемый нами сейчас, должен быть назван не иначе, как великим светлым праздником. Это великий праздник торжества лучших сторон человеческой души, светлый праздник победы их над тёмным царством пошлости и зла. Ровно двести лет назад, в этот день (28 октября) ранним утром три раздельных удара соборного колокола в Ростове прозвучали над городом печальною вестью о кончине его великого святителя – митрополита Димитрия. Его нашли коленопреклонённого, «в молитве дух свой Богу предавшего» 1 . Так умер великий святой подвижник. Он желал, «да час смертный не в праздности застанет» его 2 , и этого не случилось: он и почил в труде, среди подвига молитвы, в последней земной беседе с Отцом Небесным. Да и могло ли быть иначе, если душа его всю жизнь влеклась туда, к миру горнему, а жизнь эта была один неустанный труд, один непрерывный подвиг! Я не беру на себя задачи следить за всеми фактами этой замечательной жизни, от начала и до конца её. Скажу только, что пред многим здесь мы невольно останавливаемся, в изумлении пред высотою понесённых трудов и в благоговейном, умилении пред святою чистотой их. Это раннее, ещё юношеское стремление к жизни духовной, созерцательной, – эти самостоятельные, в тиши монастырской кельи, ревностные занятия самообразованием, это не знавшее усталости упоение высоким литературным трудом и особенно трудом над житиями святых, когда душа писавшего их, вся захваченная предносившимися образами, переживала их с такою силою, что созерцала их и в недолгие часы сна, – и вместе с тем, чередуясь с этим самоуглублением и одиночеством, частое выступление пред людьми с проповедным словом, хлопотливое заведывание монастырями, в должности настоятеля их, в различных местах и, наконец, полное высокой ревности и неустанного труда архипастырское служение в Ростове – о чём говорит такая жизнь? Пред нами ясный облик души великой, богато одарённой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О духовном и земном аспектах праздника Пятидесятницы, о том, что каждому из нас обязательно надо сделать и вспомнить в этот день, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . В двух словах может заключаться вся сущность нашего спасения: Христос воскресе! Мы дожили с вами, дорогие друзья, до великого торжества Соборной Апостольской Святой Православной Церкви – праздника новозаветной Пятидесятницы . Новый Завет явил себя в воскресении Христа Искупителя, Его восстании из гроба, и Пятидесятница есть день пятидесятый от пасхальной ночи. Этот пятидесятый день именуется днем Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. У нас в России праздник Святой Троицы – новозаветной Пятидесятницы – обыкновенно приходится на раннее лето, когда солнце уже сияет во всю силу, листва, робко-робко пробивавшаяся по весне, набирает сок, радует глаз зеленью. Воздух напоен ароматами цветов, повсюду разлита та благость, вследствие которой поэты и песенники, всем известные, составляли слова, всем известные: «Это русское раздолье, это Родина моя». Праздник Святой Троицы согревает сердце, просвещает ум. И его ждали с великим нетерпением после Пасхи и наши патриархальные крестьяне, и мещане, и дворяне – все сословия общества, потому что день Троицы предполагал упразднение от земных трудов, от суеты. Народ одевался в белые праздничные одежды и спешил, начиная со всенощной, в Божии храмы, чтобы хорошенько очистить совесть в исповеди, приобщиться, если Бог даст, Святых Животворящих Христовых Таин. Затем по Божественной Литургии на Великой вечерне опуститься на колени. Это совершенно необычное зрелище, согласитесь, когда храм устлан либо душистым сеном, либо только что скошенной травкой, там и сям виднеются розы, ромашки, васильки, смотря по вкусу украшавших Божий храм, и народ, преклонив колена, затаив дыхание, как один человек с благоговением и трепетом слушает молитвы, которые воссылаются от лица всей полноты церковной устами священника к Триипостасному Божеству. К Богу, Который нас видит и слышит, любит и являет Себя нам в Отце безвидном, вечном, всесвятом, в посланном Им в мир Единородном Сыне Боге во плоти, Который восходит плотию на крест, восстает из мертвых… Который, взойдя в обители Отца, низводит нам Духа Святого, часто изображаемого в виде голубя – таким, как созерцал Духа Святого Иоанн Креститель. Склонены плечи, головы, но широко раскрыты бессмертные человеческие души, алчущие и жаждущие росы Святого Духа, Который и снисходит в Божественной Литургии праздника Троицы, Который осеняет молящихся на вечерней неизреченными выдыханиями, легким веянием ветра тихого, едва слышного. Благодать Святого Духа проявляет себя в чистых, смиренных, кротких, исполненных братолюбия душах православных христиан.

http://pravoslavie.ru/94294.html

Пасха 02.05.2023 14:52:12 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00 С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов? Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди. Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Патриаршее слово в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Ростова-на-Дону 14 октября 2009 г. 01:27 В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил праздничную утреню в кафедральном соборе Ростова-на-Дону. После богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Владыка архиепископ Пантелеимон, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! С глубокой радостью прибыл я на юг России, в главный город русского Юга Ростов-на-Дону с тем, чтобы помолиться вместе с вами. Несколько дней тому назад я имел возможность посетить Ростов Великий в связи с 300-летием блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Два города России имеют одинаковое название, и оба они связаны с именем святителя Димитрия. Ростов Великий играл важную роль в истории Средневековой Руси. Ростов-на-Дону имеет очень важное значение для современной жизни России. Мое пребывание в Ростовской епархии совпало с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в связи явлением чуда Богоматери. В древнем Константинополе жители обратились к Царице Небесной в самый страшный момент своей жизни, когда враг стоял у стен города, и мало было надежды на спасение. Горячая молитва горожан во Влахернском храме, и не только в нем одном, к Царице Небесной отобразилась великим чудом. Враг отошел от стен города, не причинив никакого ущерба. Это событие запечатлено в празднике Покрова. Покров, омофор Царицы Небесной есть символ защиты, покровительства Божией Матери над теми, кто с верой обращается к Ней в молитве. Все Церковные праздники имеют назидательное значение. Вспоминая молитвенный подвиг жителей древнего Константинополя, зная, как силой Богоматери пришло избавление, точно зная, что это не миф или легенда, а исторический факт, мы воспринимаем этот исторический факт как великое доказательство присутствия Царицы Небесной в нашей жизни. На Руси Божия Матерь всегда почиталась особо. Земля наша воспринималась древними русичами, да и в более позднее время, как Удел Пречистой Богоматери. Удивительно, что в самом Константинополе праздник Покрова сегодня не празднуется так ярко и так торжественно, как на Руси. Русские люди пропустили через свое сердце и сознание то, что некогда случилось в Византии, ощутили тот исторический пример, насколько близка Царица Небесная каждому из них.

http://patriarchia.ru/db/text/813897.htm...

Патриаршее служение в Благовещенском соборе Кремля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2012 г. Царство, которому не будет конца 7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Лазареву субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который в этом году совпадает с другим очень важным днем церковного календаря — с Лазаревой субботой, когда воспоминается самое великое чудо, совершенное Спасителем, — воскрешение Лазаря, человека, который четверо суток был мертв. Благовещение по-гречески — Εαγγελισμς, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один — Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божиего и Сына Человеческого. Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца» (см. Лк. 1:31-35). Вот эти поражающие сознание слова «Царству Его не будет конца» и являются второй частью — не по значению, а чисто синтаксически — единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

http://e-vestnik.ru/docs/tsarstvo_kotoro...

Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омо- фором».  (Из акафиста Покрову Пресв. Богородицы). Приближается великий и радостный, столь утешительный для каждого верующего сердца, праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1-го октября по нашему православному календарю (14-го октября по новому стилю). «Великим» этот праздник стал только у нас в России. Почему? Да потому, что ни одна страна в мире не ощущала над собой так явственно Покрова Божией Матери, как наша Россия, хотя еще раньше и древняя Византия считала Божию Матерь своей покровительницей, что нашло себе отражение во многих, употребляющихся у нас доныне церковных чтениях и песнопениях. «Дом Пресвятыя Богородицы»  – так дерзала именовать себя наша Родина – Святая Русь. И это наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни нашего народа были так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая не раз спасала его от гибели, что Россия наша действительно была как бы домом Ее, в коем Она постоянно обитала, защищая его от нападений врагов. – «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы» – таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского при возвращении его домой после блистательной победы над ливонскими рыцарями. – «Православные люди! похотим помочь Московскому Государству – не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую Землю, за «Дом Пресвятыя Богородицы!» – так взывал Косьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества. Невозможно исчислить все отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери русским людям, и всему русскому народу в целом. Но стыдно не знать нам хотя бы о самых главных и поразительных случаях. Таковы, например, спасение России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 году, по слезным всенародным молитвам русских людей перед великой исторической святыней русского народа – чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, а также – избавление России от ужасов Смутного Времени в 1612 году по молитвам перед другой великой святыней – чудотворной иконой Божией Матери Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Праздник Успения Настало время светлого торжества, для первопрестольного Киева, в день предпразднства Успения Пречистой Девы, Которая искони утвердила дом Свой на горах Киевских. Ее честному собору, по Рождестве Бога Спаса, праздновала древнейшая Десятинная церковь , а в Святой Софии венчается самое Рождество Пречистой Матери; наконец, в лавре Печерской с великою радостию духовною чествуется день Ее Успения, ибо сохранившая девство в рождестве, и в успении не оставила мира, молитвами своими спасая от смерти души наши. «Люди, предиграйте, – воспевает Церковь , – руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе все веселием: Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно, Юже песньми присно, яко Богородицу, славим». Но в тот же день и другое воспоминание церковное, близкое сердцу лавры: перенесение честных мощей Преподобного отца ее Феодосия Печерского , и ему поет собранная им паства: «Наследник отцев быв, Преподобне, тех же последовал еси житию, учению, нраву в воздержании, молитве же и предстоянии; теми, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие». Митрополит, неутомимый на молитву, совершив накануне Божественную литургию в Дальних пещерах, где были обретены нетленные мощи Святого Феодосия, как бы следуя духовно за их перенесением, опять священнодействовал в том храме, куда внес их некогда с великим торжеством собор епископов Русских. Утешительно было слышать над самою ракою Преподобного молебный глас к нему о заступлении собранного им стада и Церкви, которая прежде всех своих праведников его первого причла к лику Святых. Вечером того же дня другое, более торжественное служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов напоминавшая глубокую утренню Великой Субботы. «О дивное чудо! – восклицает изумленная Церковь , духовно созерцая с ликами Ангельскими, како Дева восходит от земли на небо. – Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гевсимание, Богородичен святый доме, возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010