Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «NOSTRA AETATE» [Лат. «В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям. История составления Первоначальная схема под рабочим названием «Decretum de iudaeis» (Декрет об иудеях), ставшая потом гл. 4 «N. a.», была разработана накануне Собора по личной инициативе папы Римского Иоанна XXIII усилиями основанного им в 1960 г. секретариата по содействию христ. единству во главе с кард. Августином Беа при активном участии евр. историка иудаизма и общественного деятеля из Швейцарии Э. Л. Эрлиха и австр. прелата евр. происхождения Й. М. Эстеррайхера (подробно см.: Recker. 2007. S. 167-169, 243-254, 386-399). Целью папы и его единомышленников являлось провозглашение документа, направленного против любых проявлений антисемитизма в католич. богословии, церковной жизни и культуре, отражающего отношение католицизма к иудейскому народу в исторических условиях после пережитого нацистского геноцида, к тайне его избрания в домостроительстве спасения Божия. Однако ввиду последовавшей крайне негативной реакции на это намерение араб. стран, находившихся в конфликте с Израилем, многостороннего внешнеполитического давления и внутреннего сопротивления епископов Ближневосточного региона (см. ст. Восточные католические Церкви ), опасавшихся последствий для своей паствы, его принятие было временно отложено. На 2-й соборной сессии в 1963 г. схема снова обсуждалась, но уже в качестве составной части или приложения к декрету об экуменизме «Unitatis redintegratio» и в контексте вопроса о свободе вероисповедания. В сообщении кард. А. Беа Собору особо подчеркивалась необходимость избежать поводов для искажающих замысел политических интерпретаций ( Bormanns. 2010. S. 33). В известной степени их предотвращению способствовали встречи папы Римского Павла VI с представителями Иордании и Израиля, состоявшиеся в рамках его паломничества на Святую землю в янв. 1964 г., и его энциклика «Ecclesiam suam» (6 авг. 1964), в к-рой понтифик обратился к теме диалога с верующими др. религий, в особенности монотеистических, призвав католиков уважать и признавать их духовные и моральные ценности (bona spiritualia et moralia) и стремиться к сотрудничеству в различных сферах на основе общих социально-культурных идеалов (AAS. 1964. Vol. 56. P. 654-655).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЮНГ [Нем. Küng] Ганс (19.03.1928, Зурзе, кантон Люцерн, Швейцария), католич. пресв., богослов, религиевед. Род. в семье торговца. Школьное образование получил в Зурзе и Люцерне. В 1948-1955 гг. изучал философию и богословие в папском Григорианском университете в Риме. В 1954 г. был рукоположен во пресвитера. В студенческие годы К. проявлял интерес к проблемам атеизма и экуменизма, углубленно изучал философское наследие Ж. П. Сартра и сотериологию К. Барта . Прослушал краткие учебные курсы в Амстердаме, Берлине, Лондоне и Мадриде (1955-1957), затем К. продолжил образование в Сорбонне и в Католическом институте в Париже , где под научным руководством Л. Ж. Буйе защитил докторскую диссертацию по протестант. учению об оправдании (на примере богословия Барта). Ее итоговым выводом стало утверждение о принципиальном совпадении католического и протестантского взглядов на этот вопрос, о возможности достижения доктринального согласия. Первая публикация диссертационной работы (Rechtfertigung. 1957) сопровождалась одобрительным письмом Барта. Позиция К. привлекла внимание цензоров Конгрегации Sanctum Officium: его работу сочли отклоняющейся от католич. вероучения и на К. было заведено досье. В 1957-1959 гг. К. проходил пастырскую практику в одной из приходских церквей Люцерна. После годичного пребывания в качестве научного сотрудника католич. богословского фак-та Вестфальского ун-та (Мюнстер) К., не проходя хабилитации, получил в 1960 г. должность профессора основного богословия в Тюбингенском ун-те; в 1963-1980 гг. он преподавал там на кафедре догматики и экуменического богословия, одновременно являясь директором Ин-та экуменических исследований при Тюбингенском ун-те. В качестве приглашенного профессора работал в Нью-Йорке (1968) и Базеле (1969). После того как в 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII объявил о подготовке к созыву Ватиканского II Собора К. выступил с многочисленными публикациями, содержавшими не только призывы к реформам, но и отражавшими конкретное видение решений внутрикатолич. и экуменических задач (Konzil und Wiedervereinigung. 1960; Strukturen der Kirche. 1962). Во время работы Собора К. был назначен офиц. экспертным советником (peritus) по богословским вопросам; оказал значительное влияние на обсуждение некоторых центральных тем (особая роль Свящ. Писания в Церкви, понимание Евхаристии, национальный язык богослужения и др.).

http://pravenc.ru/text/2462389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТАНИЯ [Лат. Litania, от греч. λιτανεα - прошение], в католич. богослужении молитва (или небольшое чинопоследование), состоящая из обращений к Иисусу Христу, Пресв. Деве и святым, чередующихся с молитвенными прошениями (часто покаянного характера). Л. также называются процессии, к-рые сопровождаются подобными молениями, и неск. особых дней в течение года церковного , когда эти процессии совершались в обязательном порядке (до реформ II Ватиканского Собора). В правосл. традиции Л. соответствуют некоторые типы ектении , лития , молебен . Отдельные виды Л. по своему происхождению связаны с жанром акафиста . Preces К Л. в широком смысле слова относят все многократно повторяющиеся краткие молитвы и молитвы с рефренами (респонсориями) (preces, deprecationes), прежде всего Kyrie (напр., в «Уставе Бенедикта»: «supplicatio litaniae, id est Kyrie eleison» (Reg. Ben. IX 10)). Такие молитвы известны во всех зап. литургических традициях, начиная по крайней мере с V в. В рим. обряде существовали диаконские ектении с рефреном «Kyrie eleison» и молитвы верных (Orationes sollemnes) (с начальным возгласом: «Dicamus omnes»). Вероятно, при папе Геласии I в состав мессы после чтения Евангелия была включена новая редакция Л.- т. н. Deprecatio Gelasii с рефренами: «Domine exaudi et miserere» и «Praesta, Domine, praesta». При свт. Григории Великом это моление было заменено пением «Kyrie» ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 26) (см. подробнее в ст. Kyrie). Существование preces, возглашаемых диаконом, в галликанской традиции подразумевается в 3-м прав. II Вазионского Собора (529), к-рое дополняет их пением «Kyrie eleison» по рим. образцу (CCSL. 148A. P. 79). Такого же типа молитва в амвросианском обряде возглашалась в период Великого поста в начале мессы (инципит «Divinae pacis», рефрен «Domine miserere»). Подробнее о молитвах верных и preces см.: Clerck. 1977. К особому типу относятся рифмованные preces с рефренами, исполнявшиеся во время Великого поста в испано-мосарабской традиции, к-рые ближе к жанру Improperia или секвенции (изд.: Meyer W. Die Preces der mozarabischen Liturgie. B., 1914). Процессии

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_560.html 08 ноября 2002 Морис Боррманс Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами Дух Декларации Nostra Aetate Источник:  " Новая Европа " , 2002 28 октября 1965 г. отцами II Ватиканского собора была подписана и папой Павлом VI обнародована декларация Nostra Aetate – один из самых громких документов Собора, посвященный отношениям Церкви с нехристианскими религиями. С тех пор эта декларация является " хартией " межрелигиозного диалога для Католической Церкви и " основополагающим текстом " для Секретариата по делам нехристиан, созданного Павлом VI на Пятидесятницу 1964 г. и переименованного позднее в Папский совет по межрелигиозному диалогу. Разработку этого текста сопровождали многочисленные дебаты, в ходе которых уточнялось его догматическое и пастырское содержание. Это было особенно необходимо постольку, поскольку декларация комментирует важное место конституции Lumen Gentium, где речь идет о Церкви: " Спасительный Промысл объемлет тех, кто признает Творца, и среди них, в первую очередь, мусульман, которые, считая себя исповедующими веру Авраама, с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день " (16) 1 . В Декларации Nostra Aetate прежде всего идет речь о религиозном человеке и встающих перед ним фундаментальных вопросах. Ибо " люди ожидают от различных религий ответа на сокровенные тайны человеческого бытия, которые сегодня, как и вчера, глубоко тревожат сердца людей: что такое человек, каковы смысл и цель нашей жизни, чтó добро и чтó грех, откуда страдание и какова цель его, где путь к истинному счастью, что такое смерть, суд и воздаяние после смерти, наконец, чтó представляет собою последняя и неизреченная тайна, окружающая наше бытие, откуда мы пришли и куда стремимся? " (1). Далее Декларация последовательно рассматривает ответы, предлагаемые традиционными религиями индуизма и буддизма (2), затем мусульманской религией (3) и иудаизмом (4), в заключение призывая ко " всеобщему братству, исключающему всякую дискриминацию " (5) 2 .

http://religare.ru/2_560_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI к епископам всего мира для представления " MOTU PROPRIO " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе 1970 года, 07.07.2007 09 июля 2007 С огромным доверием и надеждой я вручаю в ваши пастырские руки текст нового Апостольского Послания " Motu Proprio data " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе, осуществленной в 1970 году. Этот документ является результатом долгих размышлений, множества консультаций и молитвы. Появившиеся без достаточной информации сообщения и оценки вызвали немало замешательства. Реакции на замысел, содержание которого было еще в реальности неизвестно, сильно отличались между собой, от радостного принятия до жесткой оппозиции. Этому документу большей частью противостояли два опасения, которые мне хотелось бы рассмотреть в этом письме более подробно. Во-первых, есть страх, что здесь наносится ущерб авторитету II Ватиканского Собора и что одно из его важнейших решений – о литургической реформе – ставится под сомнение. Этот страх необоснован. В связи с этим следует прежде всего сказать, что Миссал, опубликованный Павлом VI и затем дважды переизданный Иоанном Павлом II, естественно, является и остается обычной формой – ординарной формой – Евхаристической Литургии. Последнее издание Missale Romanum, предшествовавшее Собору, которое было опубликовано по указанию Иоанна XXIII в 1962 году и применявшееся во время Собора, может быть, напротив, использоваться в качестве экстраординарной формы литургического богослужения. Неправильно говорить об этих двух версиях Римского Миссала как о " двух Обрядах " . Речь идет о двух видах одного и того же Обряда. Что касается использования Миссала 1962 года в качестве экстраординарной формы Литургии Мессы, мне хотелось бы обратить внимание на факт, что этот Миссал никогда юридически не отменялся, и, следовательно, он всегда оставался разрешенным. В момент введения нового Миссала не показалось необходимым издать специальные нормы для возможного использования предыдущего Миссала.

http://religare.ru/2_44212.html

Разделы портала «Азбука веры» Энн МакЛеллан Лардас " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Энн МакЛеллан Лардас родилась в Бостоне, окончила Уэллсли Колледж со специализацией по английскому и русскому языку, живет в Хьюстоне, шт. Техас, работает преподавателем и журналистом. Этот материал предназначался для одного зарубежного русскоязычного журнала, но редакция, ознакомившись поближе с содержанием, тотчас потеряла к нему всякий интерес. Уверены, однако, что читатели оценят его по достоинству. Вопрос: Расскажите нам о Вашем прошлом, о том, что сформировало Вас, Ваши взгляды и суждения. Энн М.Л.: МакЛеллан моя девичья фамилия. Я выросла в Бостоне, в семье выходцев из Шотландии и Ирландии с давними и прочными католическими традициями: среди наших родственников были и священники, и монахи. Две вещи, однако, послужили причиной больших перемен в жизни нашей семьи как раз во время моего детства. Одной из них была расовая вражда, охватившая Бостон в 60х гг.; другой была реформа римской церкви после Второго Ватиканского Собора. В моей памяти к сожалению, не сохранилась «дореформенная» латинская месса; но я хорошо помню крутую волну нововведений, вдруг захлестнувшую наш сонный приход: возбужденных проповедников, монахинь в мини-юбках, разухабистые песни под гитару вместо органной музыки и григорианского распева. Сознаюсь, поначалу новизна привлекала меня, но даже я почувствовала неладное во время «выездной мессы» на пляже, где в роли Святых Даров фигурировали пицца и пиво… (сразу после чего грянула такая гроза, какой я не видывала ни прежде, ни потом, пока не попала в Техас). Вопрос: Трудно себе представить, чтобы Второй Ватиканский Собор мог санкционировать подобное мероприятие не грозу, конечно, но все прочее. Энн М.Л.: Не могу судить с определенностью, кто и под каким соусом проводил все это в жизнь. Ясно одно: Второй Ватиканский Собор, созванный чтобы «приблизить Католическую Церковь к духу нашего времени», со своей задачей справился превосходно. И сегодня, через 30 лет, подводя итоги достигнутому, многие католики видят единственный выход в немедленном отказе от взятого тогда курса. А есть и такие, кто вовсе отвергают решения Собора как незаконные. Я хотела бы поговорить об этом подробнее, когда в нашем «Разговоре по существу» кто-нибудь будет представлять римскую церковь.

http://azbyka.ru/way/jenn-maklellan-lard...

Современный диалог между католичеством и православием неизбежно базируется на фактах христианской истории — истории церковного единства между так называемым Востоком и Западом в течение первого тысячелетия и начавшегося в XI веке постепенного отчуждения и схизмы. Те, кто действительно озабочен вопросом христианского единства, стремятся реконструировать главные богословские и экклезиологические установки, благодаря которым было возможно церковное общение и общность исповедания в течение первой половины христианской истории, в тот период, когда, по слонам Иоанна-Павла II, «церковь дышала обоими легкими». Конечно, в наше время, особенно в XX веке, категории Востока и Запада исторически и культурно устарели: резкое деление на Восток и Запад становится чем-то искусственным, если учесть положение Америки, Африки и Азии, давным-давно свершившееся крушение Византии и фактически всемирное усвоение научной методологии исследований, созданной в Западной Европе XIX столетия. Новые обстоятельства дают нам все необходимое для лучшего понимания общей нашей истории первого тысячелетия, а также — природы последовавшего затем трагического отчуждения. Ферраро-Флорентийский собор был, без сомнения, самой значительной попыткой позднего средневековья изменить курс истории и восстановить единство веры и церковное общение между Востоком и Западом, имевшими тогда, как уже сказано, гораздо более четкие границы. Созыв собора и его решения создают впечатление воссоединения обеих половин христианства. Наши знания о соборе теперь гораздо полнее, чем во времена нескончаемых споров его критиков и сторонников, тянувшихся в прошлом веками. Теперь нам не только доступны все относящиеся к делу документы, опубликованные в удивительно полном ватиканском издании, но положено начало более масштабному подходу к истории собора. Одна из основных заслуг Дж. Гилла (J.Gill), в частности, состоит в том, что он поместил Флорентийский собор в его западный контекст, как завершение борьбы папства с соборностью и победу того, что Гилл называет «традиционным порядком церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3287...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан Церковные нарративы и секулярная идеология Александр Щипков   11:30 21.08.2023 568 Время на чтение 8 минут Источник: Патриархия.ru Статья политического философа, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипкова. Аннотация: Статья представляет собой критический комментарий к некоторым положениям церковного либерал-православия. В основе авторской позиции лежит критика идей секуляризации Церкви (новой Реформации) в духе Второго Ватиканского Собора. Автор считает губительными попытки подчинить церковную проповедь секулярной повестке, имеющей в сегодняшней культуре привилегированный, гегемонный статус и настаивает на ошибочности призывов к православным следовать по пути католической модернизации. В статье отвергается как открытая модернистская концепция догоняющего развития в ее религиозном воплощении, так и тенденция ретромодернизма, связанная с «новой теологией» — в частности, с «богословием истоков» и «богословием возвращения». Автор статьи характеризует модернизацию Римско-Католической Церкви как девиацию католической миссии и декатехизацию и считает необходимым восстановить подлинную семантику понятия «модернистский кризис». Он также утверждает, что в целом формат обсуждения церковного «модернистского кризиса» устарел и сегодня куда более актуальна тема кризиса секуляризма и секулярного модернизма — именно этот кризис и станет приоритетным предметом анализа в ближайшее время.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/21/nuzhno...

  БОГОСЛОВИЕ Архиепископ Марсель Лефевр Протоиерей Александр Шаргунов   Вступительная статья к книге:  архиеп. Марсель Лефевр. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб.: Издательство " Владимир Даль " , 2007   Траектория жизни Марселя Лефевра (1905-1991) проходит по великолепно восходящей линии. В 42 года этот священник-миссионер был назначен епископом Сенегала, а год спустя - апостольским посланником во франкоязычной Африке (эквивалент нунция). В 1962 году он избирается наместником конгрегации Святого Духа, насчитывающей более 5000 членов. Папа Иоанн XXIII назначает его ассистентом престола понтифика и членом центральной предсоборной Комиссии. Однако в октябре 1968 года он принимает решение оставить должность генерального начальника, а 1 ноября 1970 года в Эконе (Швейцария) основывает братство священников св. Пия X. Так он постепенно становится мировой знаменитостью вследствие приверженности к «латинской мессе», противостояния некоторым нововведениям Второго Ватиканского Собора (1962-1965), и расхождениям с папой Павлом VI. После санкций Ватикана против его Братства и его самого, - «запрещенная месса», которую он служит в Лилле в августе 1976 года перед 10 000 верующих в присутствии 400 журналистов. Его популярность еще более возрастает, когда в 1988 году он рукополагает четырех епископов в Эконе перед телекамерами со всего света, невзирая на запреты папы Иоанна-Павла II. В чем сила этого исключительного прелата, которого часто называют «одиноким рыцарем» в Церкви, который утверждал, что никогда не действует по своим личным соображениям? В чем секрет этого человека, сына участника Сопротивления, умершего в депортации, доктора философии и богословия, офицера Легиона чести, общением с которым дорожили самые великие люди? «Чем больше мы знакомимся с его удивительной биографией, тем больше раскрывается нам тайна этого необычного человека, который был исключительно уверен в себе только потому, и только тогда, когда он был уверен в Боге» - пишет один из ревностных его сторонников и биографов.

http://moral.ru/lefevr.html

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010