Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Крылов [Крыло]; † до 21.12.1630), мон., книгохранитель б-ки Троице-Сергиева мон-ря, участник исправления церковных книг под руководством архим. прп. Дионисия (Зобниновского) ; возможно, знал греч. язык. Согласно записи Арсения Глухого в предисловии к Каноннику, А. не только сам исправлял книги, но и в качестве библиотекаря подбирал необходимые рукописи и давал справщикам советы. На Московском соборе 1618 г. он и др. книжники, участвовавшие в исправлении, были обвинены в ереси и осуждены. В 1619 г. осужденные были оправданы приехавшим в Москву Патриархом Иерусалимским Феофаном IV и вернувшимся из польск. плена Патриархом Московским Филаретом (Романовым) , а их исправления признаны правильными. В 1620-1628 гг. А. служил справщиком московского Печатного двора , когда исправлялись книги Канонник, Минеи общие и месячные, Псалтирь, Требник, Триодь Цветная. Время смерти А. определяется вкладной записью, сделанной 21 дек. 1630 г. Лит.: Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1848. Кн. 8. С. 1-26; Исправление богослужебных книг при Патриархе Филарете//ПС. 1862. Ч. 2. 6. С. 375, 378-379, 381-384; Ч. 3. 7. С. 38-86; Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 188-191, 196, 205, 255, 258; Каган М. Д. Антоний Крылов (Крыло)//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 87-89; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 37, 46. Б. Н. М. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иезуиты ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии

http://pravenc.ru/rubrics/130529.html

Богородице (что указывает на время написания Акафиста до сер. VI в.). Кондак состоит из 18 икосов и проимия (нач.: «λδβλθυοτεΟτι οκ στιν ς σ λεμων») с рефреном «Χαρε, νμφη νμφευτε» (Радуйся, Невеста неневестная) (SC. 110. P. 20-41). В рукописях сохранились 2 цикла особых праздничных тропарей на блаженнах для Б. 1-й цикл из 6 тропарей выписан в Минее IX-X вв. Sinait. gr. 607 (глас 4-й, ирмос: λδβλθυοτεΟτε ν τ πθει (Когда в страсти), нач.: Ατ πρλαμπρος (Сие пресветлое)); 2-й - в Минеях Sinait. gr. 608, Х в., и 609, XII в. (глас 4-й, ирмос: Δι ξλου Αδμ (    ), нач.: Τν Ναζαρτ Γαβριλ (В Назарет Гавриил)) ( Никифорова А. Праздничные блаженны из греч. Миней XI-XII вв. б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае//Богословский сб. М., 2002. Вып. 10. С. 158). В южноиталийской греч. литургической традиции общая заамвонная молитва на литургии в день Б. могла заменяться праздничными; известны 3 такие молитвы: «Κριε θες παντοκρτωρ, εδοκσας τν μονογενν σου υν σαρκωθναι» (Господи Боже, Вседержитель, Единородному Твоему Сыну изволивший воплотиться...) (Crypt. Γ. β. VII, Х в.; Vat. gr. 1979, XII-XIII вв.; Vat. gr. 2032 и 2052, XVI в.), «Δσποτα κριε συνναρχος τ πατρ, κα συναδιος τ παναγ πνεματι, ποιητς ορανο κα γς» (Владыко Господи Боже мой, собезначальный Отцу и совечный Всесвятому Духу, Творец неба и земли...) (Vat. gr. 1554, XII в.), «Δχου παρ μν κεσαν ελικριν, παμπθητε κα πανμνητε παναγα δσποινα θεοτκε παρθνε» (Приими от нас моление искреннее, всеми любимая и всепетая, всесвятая Богородице Дево...) (Corsini. 41. E. 29 и 31, XVI в.) ( Jacob A . Nouveaux documents italo-grecs pour servir à l " histoire du texte des prières de l " ambon//Bull. de l " Inst. historique Belge de Rome. Brux.; R., 1967. Fasc. 38. P. 116-144). Песнопения праздника Б. входят также в последование субботы Акафиста, что говорит о тесной исторической связи двух празднований. Лит.: Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588; Хойнацкий А.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Лит.: Авраамий, иером. Краткое ист. описание ставропигиального Воскресенскаго, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1852; Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1870; он же. Ист. описание ставропигиального Воскресенскаго, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1876; Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки: С прил. снимков со всех пергаменных рукописей и некоторых, писанных на бумаге. М., 1875; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891; Щусев А. В. Проект восстановления г. Истры. М., 1946; Любимова Н. С. Истринская фасадная керамика XVII в.: АКД. М., 1950; Бугаева Т. В. и др. Новые исслед. строительной истории Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 28-34; они же. Работы И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Архит. наследство. М., 1988. Вып. 35. С. 28-33; Михайлова Н. М. Н. С. Зертис-Каменский - неизвестный художник сер. XVIII в., создатель живописного убранства Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском мон-ре//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 263-272; Тепфер Л. Э. Новые данные о керамическом декоре Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1993. Вып. 5. Ч. 2. С. 177-195; он же. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря на кон. XVII в.//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. [Вып. 1]. С. 119-132; Баранова С. И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Там же. С. 133-139; Горячева М. Ю. Отходная пустынь патр. Никона: Мат-лы исслед.//Там же. С. 23-36; Гришин В. П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря//Там же. С. 163-170; он же. Реставрация архит. ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря в кон.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Amst., 19762. Vol. 1. P. 167; см. также: Snelders. 2012). Мартирий в мон-ре Мар-Бехнам. Разрушен в 2015 г. Мартирий в мон-ре Мар-Бехнам. Разрушен в 2015 г. Самое раннее упоминание о Мар-Бехнаме связано с кончиной жившего в мон-ре каллиграфа и художника Касруна из Эдессы (1139) ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 330-332). В XII-XIII вв. Мар-Бехнам был подчинен более крупной обители Мар-Маттай. В XIII в. Якут и Закария аль-Казвини упоминали мон-рь как место паломничества, известное благодаря исцелениям одержимых. Среди паломников были мусульмане и йезиды, которые отождествляли мч. Бехнама с мифическим персонажем аль-Хидром (см.: Wolper. 2015). В 1295 г. мон-рь был разорен воинами ильхана Байду; по жалобе мон. Якуба ильхан вернул награбленное и выплатил монахам компенсацию. В XV-XVI вв. в Мар-Бехнаме жили некоторые яковитские мафрианы; один из них, Диоскор Бехнам II (1415-1417), был похоронен в монастырской усыпальнице. В XVI-XVIII вв. в мон-ре размещалась епископская кафедра (см.: Fiey J.-M. Les diocèses du «Maphrianat» syrien, 629-1860//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 373-374). В одной из надписей упоминается о восстановлении мон-ря в 1660 г. Впосл. обитель пришла в упадок: в XVIII в. там обычно жили 2-4 монаха, в 1790 г. запустевший мон-рь заняли сиро-католики, но уже в 1798 г. их изгнали яковиты. Хотя в 1839 г. Мар-Бехнам окончательно перешел в распоряжение сиро-католиков, мон-рь фактически не действовал ( Badger. 1852. P. 95). Возрождение монашеской жизни и восстановление монастырских зданий начались лишь в кон. XIX в. При настоятеле Эфраиме Абдале (1936-1966) и его преемниках Мар-Бехнам стал одним из важнейших духовных центров ирак. христиан; Абдаль составил подробную историю мон-ря (изд. в 1951; см. также: Fiey. 1965. P. 565-609). С 2014 по 2016 г. Мар-Бехнам находился под контролем боевиков ИГ, к-рые сильно повредили средневек. рельефы в монастырской церкви и взорвали купол мартирия мч. Бехнама. Более 400 рукописей из монастырской б-ки были спрятаны монахами и после освобождения от боевиков вывезены из мон-ря. Интерьер мартирия мон-ря Мар-Бехнам

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Луп Ферьерский восхищался б-кой Эйнгарда, созданной еще до того, как тот стал аббатом мон-ря Зелигенштадт. Графы Вильгельм и Ротхарий, основавшие аббатства Желлон и Шарру соответственно, передали в библиотечные собрания свои книжные коллекции. Личными экземплярами Евангелий, гомилиариев, антифонариев, Псалтирей, сборниками проповедей, агиографическими сочинениями, пенитенциалиями, постановлениями церковных синодов часто владели и простые клирики. Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп. Карла Великого (Евангелие Годескалька). 781–783 гг. (Paris. Nouv. acq. lat. 1203. Fol. 4) Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп. Карла Великого (Евангелие Годескалька). 781–783 гг. (Paris. Nouv. acq. lat. 1203. Fol. 4) Одним из главных способов пополнения книжных собраний было получение в дар. Вручение книги (как правило, Библии) королю монахами той или иной обители стало в IX в. частым сюжетом каролингской книжной миниатюры. Правители в свою очередь нередко жаловали аббатствам дорогие и роскошно украшенные кодексы, выделяли мон-рям материальную помощь для поддержания рукописных фондов в надлежащем состоянии. Аббаты мон-ря Сен-Вандрий-де-Фонтенель передали в собрание обители десятки рукописей. Так же поступали аббаты и монахи Санкт-Галлена, Боббио и Санкт-Эммерама. Архиеп. Гинкмар Реймсский даровал кафедральной б-ке Реймса свое книжное собрание; хореп. Мадальвин завещал книги еп-ству Пассау, диакон Ландон - мон-рю Санта-Мария-ди-Альбането, а некий пресв. Вальгарий - мон-рю Сизуэн. Большое значение имел обмен рукописями между скрипториями при различных церквах и мон-рях. Нередко собрания пополнялись личными фондами монахов и ученых. В составе б-ки мон-ря Райхенау хранились десятки томов, переписанных для собственных нужд мон. Регинбертом. Луп Ферьерский переписал множество рукописей для себя и своих учеников. В случае опасности коллекции крупных мон-рей нередко укрывали в др. обителях. Так, монахи Санкт-Галлена временно передали свои книги в Райхенау, а братия мон-ря Сен-Ва в Аррасе перевезла книжное собрание в Бове. Обычно книги хранились в т. н. армариях - сундуках или шкафах, запиравшихся на замок; для обширных книжных собраний нередко отводились целые комнаты. Не все манускрипты находились в одном месте: книги, используемые в богослужении, как правило, держали отдельно - в церкви, вместе с литургическими одеяниями и утварью. Учебные книги почти не выносились из монастырских или соборных школ. Рост потребности в книжной продукции способствовал формированию практики передачи книг во временное пользование частным лицам - клирикам и мирянам. Эта практика была характерна прежде всего для церковных б-к и зафиксирована в книжных инвентарях. Монастырские собрания, напротив, оставались в целом закрытыми; некоторые книги иногда могли на время выдаваться епископам, пресвитерам или настоятелям других обителей, и лишь в исключительных случаях заимствовать книгу из монастырской б-ки могли миряне.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Ист.: ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 586-589; Б-ка Соловецкого мон-ря в XVI в./Подгот.: М. В. Кукушкина//АЕ за 1970 г. М., 1971. С. 370; Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона (Саввы)//КЦДР, XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 280-281; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 1. С. 114, 116, 149, 153, 200; Т. 2: Тексты. С. 45, 50, 147-149, 183, 199-201, 342; Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 38, 203-206, 210-211, 290-292; БЛДР. Т. 13. С. 148-152, 756-773 [Жития Зосимы и Савватия Соловецких; коммент. О. В. Панченко]. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-клас. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 64, 288; Лилов А. И. Б-ка Соловецкого мон-ря//ПС. 1859. Янв. С. 33-34; Ключевский. Древнерусские жития. С. 202-203, 459-460; Яхонтов И. А. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 14-23; Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1885. Ч. 2. С. 368, 379-380, 466; 1898. Ч. 3. Отд. 1. С. 143; Розов Н. Н. Соловецкая б-ка и ее основатель игум. Досифей//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 294-304; он же. Когда появился в России книжный знак?//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 88-91; он же. Соловецкая б-ка//Архитектурно-худож. памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 312-316; он же. Книга в России в XV в. Л., 1981. С. 120-122; Бегунов Ю. К. Книгописная деятельность игум. Досифея//Die Welt der Slaven. Köln; W., 1972. Jg. 17. N 2. S. 255-264; он же. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973 (по указ.); Щапов Я. Н. К истории рус. книжного знака кон. XV-XVII вв.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 87-90; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977 (по указ.); Дмитриева Р. П. Досифей//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 198-201 [Библиогр.]; она же. Житие Зосимы и Савватия Соловецких//Там же. С. 264-267 [Библиогр.]; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 114-118, 148, 156, 172; Бобров А. Г. Соловецкие «четьи» сборники кон. XV в.//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XV-XVII вв.: Тез. докл. науч. конф. Соловки, 2005. С. 14-16; Понырко Н. В. «Герван» или «Герман»?: (Об одной рукописи, принадлежавшей соловецкому игум. Досифею)//Там же. С. 8-11.

http://pravenc.ru/text/180327.html

В мон-ре Б. находились скрипторий и коллекции древних рукописей, самые ранние из них относятся к поздней античности и раннему средневековью. Напр., палимпсест из Ватиканской б-ки (Vat. lat. 5757), в к-ром под текстом комментария на псалмы блж. Августина А. Ратти (буд. папой Пием XI ) была обнаружена значительная часть трактата Цицерона «О государстве». Нек-рые из древнейших рукописей попали в Б. уже в VII в. либо непосредственно из Ирландии и Британии, либо через мон-рь Люксёй , как, напр., Антифонарий из мон-ря Бангор. Мн. манускрипты были привезены в VIII-IX вв. из Франкского королевства и Испании, однако большинство было создано в скриптории мон-ря Б. Этот скрипторий, расцвет к-рого приходится на VIII-IX вв., по всей видимости, был организован аббатом св. Атталой. По характеру письма рукописи из Б. различны, имеются кодексы, написанные унциалом, полуунциалом, местным курсивом, а также орнаментальным ирл. письмом. Согласно каталогу монастырской б-ки, составленному в X в., в Б. насчитывалось более 700 кодексов, содержащих библейские (напр., фрагменты рукописей гот. перевода НЗ Вульфилы (см.: Beeson Ch. The Palimpsests of Bobbio//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. T. 6. P. 162-184; Hout M. , van den. Gothic Palimpsests of Bobbio//Scriptorium. 1952. Т. 6. P. 91-93)), патристические и литургические (напр., т. н. Туринские фрагменты ирл. антифонария (Taurin. F. IV. 1; VII в.)) тексты, а также произведения античных классиков (ок. 100 рукописей). Общий упадок мон-ря привел к сокращению монастырской б-ки, согласно каталогу 1461 г., здесь хранилось всего 243 рукописи. С кон. XV в. на б-ку Б. обратили внимание гуманисты, к-рые начали вывозить из Б. рукописи, в основном произведения античных авторов. В 1606 г. часть была перевезена кард. Федерико Борромео в Милан и вошла в состав б-ки Амброзиана , в 1618 г. др. часть - папой Павлом V в Ватиканскую б-ку в Рим. Ж. Мабильон , посетивший Б. в 1686 г., увез с собой в Париж неск. рукописей, в т. ч. и знаменитый Миссал, впосл. они попали в Национальную б-ку Франции в Париже. В 1722 г. в Б. насчитывалось всего 160 манускриптов. В 1801 г. б-ка Б. была опечатана, нек-рые рукописи перевезены в Турин (в монастырский архив), а часть распродана с аукциона, впосл. 69 рукописей было выкуплено А. Пейроном. Ок. трети манускриптов, хранившихся в Турине, погибло в 1904 г. во время пожара. В наст. время большинство манускриптов из Б. находится в б-ках Милана, Ватикана, Турина, нек-рое количество - в Париже, Неаполе и Вене, отдельные единицы - в Эскориале (Испания) и Вольфенбюттеле (Германия). Церковное искусство и архитектура

http://pravenc.ru/text/149407.html

Митрофан (Хатуз). Оклад С. Ф. Верховцева (мон-рь Кэлдэрушани, Румыния) Основой фонда Н. м. стали рукописи и книги, привезенные насельниками Нямецкого мон-ря. Сначала для б-ки было отведено небольшое помещение в келейном корпусе. 10 авг. 1879 г. от лица братии было составлено ходатайство в Синод о разрешении строительства в Н. м. отдельного здания для б-ки, открытие корпуса состоялось в 1885 г. Фонд б-ки пополнялся за счет многочисленных пожертвований: в 1893 г. архим. Андроник начал заносить имена жертвователей и перечень их даров в синодик. В 1884 г. он составил 1-й каталог б-ки, к-рый пополнял до конца жизни (сохр. записи до 1891). Спустя 20 лет после основания Н. м. б-ка насчитывала 146 рукописных книг на церковнославянском и румынском языках и 2272 печатные книги на различных языках. Инвентарные книги б-ки составлялись также в 1929, 1934-1938, 1960-1962, 1965-1970, 1992 гг. В 1938 г. в б-ке находилось 2408 печатных книг. После закрытия бессарабских мон-рей Куркь, Хырбовэц, Хынку и Кэприана часть книг из их б-к монахи принесли с собой в Н. м. После закрытия Н. м. часть фонда была утрачена, сохранившиеся книги были переданы в Центральный гос. архив Молдавской ССР и составили отдельный Фонд б-ки Новонямецкого мон-ря (Р 2119). На тот момент в фонде было 1348 печатных книг, из к-рых 1199 были из б-ки Н. м., остальные - из б-к других мон-рей. Согласно последней описи (1992), в фонде находилось 1430 книг. Список Новонямецкой иконы Божией Матери (Новонямецкий мон-рь) Список Новонямецкой иконы Божией Матери (Новонямецкий мон-рь) Наиболее ценная часть б-ки Н. м.- рукописное собрание, содержащее экземпляры XIV-XIX вв. (2 рукописи XIV в.; 2 - кон. XIV - нач. XV в.; 5 - XV в.; 2 - кон. XV - нач. XVI в.; 4 - XVI в.; одна - XVII в.; 24 - XVIII в.; 103 - XIX в.) и хранящееся ныне в различных собраниях. Среди них - «Повесть о Варлааме и Иоасафе», представляющая собой один из древнейших списков 2-го среднеболг. перевода с греч. оригинала (НАРМ. Ф. Новонямецкого монастыря. 1.2, 60-70-е гг.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010