Среди архиереев, возглавлявших входившие в этот период в состав Унгро-Влахийской митрополии епархии, наиболее известны свт. Каллиник Черникский , еп. Рымникский (1850-1868), старец из мон-ря Черника , продолжатель традиций прп. Паисия (Величковского) , инициатор создания храмов, благотворительных учреждений и типографии; видный богослов Дионисий (Романо) , еп. Бузэуский (1863-1873 с перерывом), автор церковных учебных пособий, один из основателей б-ки Румынской академии; выдающийся молдав. церковный деятель Неофит (Скрибан) , еп. Арджешский (1862-1865, 1868-1873). В Добрудже, вошедшей в состав Румынии в 1878 г., большинство населения составляли мусульмане (турки, татары); христиане были представлены румынами (ок. 20% населения, менее 50 тыс. чел.), болгарами, тюркоязычными гагаузами, компактно проживавшими потомками переселенцев из Российской империи (старообрядцами, в т. ч. казаками-некрасовцами). Потомки переселившихся за Дунай запорожских казаков, составлявшие в этом крае отдельную диаспору, к тому времени в основном были репатриированы в Российскую империю либо ассимилировались. Нижнедунайская епархия, окормлявшая эти территории, имела на момент вхождения в РумПЦ 117 православных храмов и 3 мон-ря (2 русских и румынский). В кон. XIX - нач. XX в. здесь развернулось активное церковное строительство. В 1925 г., с провозглашением Патриаршества РумПЦ, Унгро-Влахийскую митрополию возглавили патриархи, первым патриархом - митрополитом Унгро-Влахийским стал Мирон (Кристя; до 1939). В 1990 г. Унгро-Влахийская митрополия получила совр. название. Архиепископии Бухарестская архиепископия с кафедрой в Бухаресте была образована в древности. В 1668 г. кафедра Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата была перенесена в Бухарест, после чего предстоятели Валашской Церкви стали носить титул «архиепископ и митрополит града Бухарестского и всей Унгро-Влахии». Согласно синодальному постановлению, в 1872 г. в РумПЦ были введены должности викарных архиереев; в Бухарестской архиепископии они носили титулы «Плоештский», «Яломицкий», «Илфовский» и «Праховский».

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Туберозов Александр Владимирович; 23.08.1875, Рукинский погост Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1923, Псков), еп. Псковский и Порховский. Род. в семье дьячка. Окончил Кирилловское ДУ, затем Новгородскую ДС (1895). 30 июля 1895 г. определен помощником сщмч. Варсонофия (Лебедева) - миссионера по Крестецкому, Валдайскому и Демянскому уездам Новгородской епархии. 23 сент. 1896 г. зачислен учителем Духовской церковно-приходской школы в Новгороде. 29 авг. 1897 г. пострижен в монашество, 1 сент. назначен надзирателем в Новгородскую ДС, 21 сент. 1897 г. рукоположен во иерея. С 1 сент. 1898 г. преподаватель и надзиратель в Алтайском миссионерском уч-ще в г. Бийске (Томской епархии). В 1900 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1904 г. со степенью канд. богословия. С 1-го курса осуществлял проповедническую деятельность в рамках Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРРНП). И. И. Труснов, слушатель и почитатель Г., подарил ему как постоянное место для проповеди каменный дом с земельным участком в с. Александровском, за Невской заставой. Оборудованный в доме в нояб. 1903 г. зал для бесед по инициативе Г. был перестроен под церковь ОРРНП (освящена во имя прп. Серафима Саровского 19 марта 1906); при храме устроены читальня и детский приют. С 29 сент. 1905 г. Г. преподаватель гомилетики и литургики в СПбДС, со 2 мая 1906 г. соборный иеромонах. Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 28 июля 1909 г. он определен настоятелем Печерского Вознесенского мон-ря Нижегородской епархии с возведением в сан архимандрита. 24-26 сент. участвовал в праздновании 100-летия СПбДС. 27 сент. 1909 г. хиротонисан С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) и др. архиереями в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Организовал при обители школу-столовую для беднейших и убогих детей; заботился о пополнении б-ки местной тюрьмы. Состоял председателем Нижегородского епархиального училищного совета при Братстве св. кн. Георгия, совета братства Св. Креста, строительного комитета по реставрации Макариевского мон-ря. Ежегодно на Пасху в доме братства св. кн. Георгия раздавал подарки нуждающимся семьям, а к Рождеству - Евангелия детям дошкольного возраста. Многократно совершал поездки по епархии, обозревая храмы и школы; в каждом храме обращался к собравшимся с проповедью.

http://pravenc.ru/text/162098.html

Долгое время в К. Н. м. сохранялись жалованные грамоты, а также значительное число монастырских документов. В 1847 г. в ризнице находилось «собрание грамот монастырских, списанных в одну книгу» ( Шевырёв. 1850. С. 87). Часть документов была вывезена из мон-ря в 1913 г. Тогда же по приказу Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) мн. книги из монастырской б-ки были перевезены в б-ку Новгородского церковно-археологического об-ва. К 2014 г. часть монастырских документов (акты, приходные и расходные хлебные книги и др. документы) находится в Новгородском музее-заповеднике, в Отделе письменных источников. В 1919 г. член Археографической комиссии М. Г. Курдюмов вывез из обители 2 сборника, состоящие из описей имущества и приходных и расходных денежных книг; к 2014 г. они хранятся в архиве СПбИИ РАН в коллекции Археографической комиссии (Колл. 115). Сборник приходных и расходных книг 1623-1624 гг. находится в собрании П. Я. Дашкова в рукописном отделе Ин-та русской лит-ры РАН. Вкладная книга XVII-XVIII вв. и синодики хранятся в собрании Череповецкого музея-заповедника. Часть документов, в основном акты, находится в Москве, в фонде Кириллова Новоезерского мон-ря (Ф. 1606) и в фонде Государственной коллегии экономии (Ф. 281) РГАДА, одна из описей имущества - в Отделе письменных источников Гос. исторического музея. Библиотека Согласно 1-й сохранившейся монастырской описи 1581 г., в К. Н. м. числилось 72 рукописные книги. Печатные книги впервые упоминаются в описи 1614 г. К 1662 г. б-ка обители и приписных церквей насчитывала 119 томов (в т. ч. 66 печатных), к 1864 г.- 400 томов. В 1880 г. А. Е. Викторов обнаружил в мон-ре 84 рукописи. В 1913 г. 149 томов 94 названий из К. Н. м. было передано в б-ку Новгородского церковно-археологического об-ва ( Богословский. 1865. С. 279; Карбасова. 1997. С. 27-32). К 1919 г. в б-ке хранилось большое собрание богослужебных книг старомосковской печати, насчитывавшее 558 томов, к-рое, согласно отчету Курдюмова, было полно и многообразно представлено. В б-ке хранилось много «редкостных экземпляров», был «большой отдел книг, печатавшихся гражданским шрифтом с начала XVIII века» ( Смирнова. 1999. С. 83). К 2014 г. большая часть собрания хранится в Новгородском и Череповецком краеведческих музеях, отдельные рукописи - в РНБ, Вологодском музее, РГБ и РГАДА. Самыми известными монастырскими рукописями являются Псалтирь прп. Кирилла Новоезерского нач. XVI в., упомянутая в Поморских ответах братьев Денисовых (ЧерМО. 361/373. Кн. 9-64), пергаменная Псалтирь XV в. с 4 миниатюрами (РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. 327), Лествица (1400-1410, Новгород; Гос. объединенный историко-архитектурный и худож. музей-заповедник. КП 30056-74).

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Вадковский Александр Васильевич; 3.08.1846, с. Царёвка (Гремячка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 2.11.1912, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Род. в многодетной семье свящ. Василия Иовлевича Вадковского. В 1848-1858 гг. семья проживала в с. Матчерка Моршанского у. Однажды приход свящ. Василия посетил свт. Феофан (Говоров) . Святителю были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. В детстве А. Вадковский дружил со своим ровесником и земляком Василием (буд. митр. Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский) ), отличался от замкнутого и застенчивого друга живостью характера и веселым нравом. В 1856-1860 гг. учился в Тамбовском ДУ, с осени 1860 г.- в Тамбовской ДС. В 1866 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1870 г. со степенью канд. богословия за соч. «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) 14 апр. 1871 г. получил степень магистра богословия. На кафедре гомилетики и теории словесности в это время преподавал проф. И. Я. Порфирьев , определивший научную специализацию А. В. Вадковского, 1 мая 1871 г. назначенного доцентом по кафедре церковного проповедничества. Помимо преподавания Вадковский с 1875 г. работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого мон-ря , переданных КазДА. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике» , в 1874 г. стал его редактором. В 1872 г. вступил в брак, но в 1879 г. овдовел, через 3 года умерли от дифтерита двое его детей. 4 марта 1883 г. архиеп. Казанским Палладием (Раевым) А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем в память о глубоко почитаемом им архиеп. Казанском Антонии (Амфитеатрове) . 6 марта 1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14 нояб. того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря ; продолжал преподавательскую и научную деятельность в КазДА. 12 дек. 1883 г. советом академии А. был избран и позднее утвержден Синодом в звании экстраординарного профессора, с 12 дек. 1884 г. инспектор КазДА, о к-рой заботился на протяжении всей жизни. Восстановил обычай чтения молитв до и после академических лекций, пожертвовал крупную сумму для приобретения отдельного участка на городском кладбище для погребения студентов КазДА. В 1891 г. переслал в дар академии 287 книг, в 1899 г. пожертвовал 5 тыс. р. для учреждения стипендии. А. являлся секретарем и докладчиком на Соборе архиереев Волго-Вятского края (1885), а также составителем проекта «Пастырского послания епископов к православным их паствам».

http://pravenc.ru/text/115944.html

Церковь Лазаря 1461 г. и новгородская архитектура времени архиеп. Евфимия II и Ионы//Новгородские древности. М., 1993. С. 38-61. (Архив архитектуры; 4); Петров Д. А. Памятники XV-XVI вв. в Николо-Вяжищском мон-ре//Архитектура и строительство России. М., 1992. 3. С. 22-23; он же. Малоизвестный памятник новгородской архитектуры кон. XV в.//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 394-397; он же. Новые сведения об одном забытом памятнике новгородской архитектуры кон. XV в.- ц. Иоанна Богослова в Велебицах на Шелони//Новгородские древности. М., 1993. С. 247-263. (Архив архитектуры; 4); он же. Архиеп. Иона Отенский как ктитор новгородского церк. строительства//RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 114-137; он же. Строительство в Савво-Вишерском мон-ре и архиеп. Иона//Новгородские древности. М., 2000. Вып. 5. С. 113-120. (Архив архитектуры; 11); Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 139-141; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 92-93, 97; Турова Е. А. К вопросу о деревянных конструкциях в каменных постройках Новгорода XV-XVI в.//Памятники истории, культуры и природы Европ. России. Н. Новг., 1994. С. 117-118; она же. Никольская трапезная Отенского мон-ря (к истории погибшего памятника)//Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. «Погибшие святыни». СПб., 1996. Ч. 2. С. 91-97; Гордиенко Э. А., Петрова Л. И. Опись вотчинам новгородского архиерея и церк. утвари 1763 г.: Публ. и коммент.//НИС. 1995. Вып. 5(15). С. 203-295; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 351-378; Соленикова Е. В. Закладные кресты в архитектуре Северо-Запада России. СПб., 1996. С. 7, 17; она же. Новгородская архитектура времени Евфимия II и Ионы//Староладожский сб. СПб.; Ст. Ладога, 1998. С. 115-125; Жервэ Н. Н. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 284-290; она же. Утраченные святыни Новгородской земли: Ионо-Отенский монастырь//Петербургские чт.- " 97: Мат-лы энциклопедической б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1997. С.

http://pravenc.ru/text/578254.html

XI в.); роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды; роспись ц. Панагии Форвиотиссы в Асину, Кипр (1105/06) - в 1-м регистре в нише диаконника; предположительно (атрибуция И. Я. Качаловой) в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме рядом с 3 святителями Григориями - Чудотворцем, Акрагантским и неизвестным). В сложившуюся в XII в. композицию «Служба св. отцов» включался и образ Г.: напр., росписи в церквах Пантелеимона в Нерези (1164), св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (в обоих случаях святитель облачен в полиставрий). Г. неоднократно изображен на миниатюрах «Гомилий» своего современника свт. Григория Богослова: вместе с братом свт. Василием Великим и свт. Григорием Богословом (Parisin. gr. 510. Fol. 71v, 880-886 гг.) - в рост, фронтально, с Евангелием в руках, каждый под архитектурной аркой-киворием, Г. слева; в коленопреклоненном молении вместе со свт. Григорием Богословом (Parisin. Coislin. 239. Fol. 158v, XI в.); беседующим со свт. Григорием Богословом (Dionys. 61. Fol. 113r, XI в.) и др. В рукописном сб. Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие» Г. представлен на выходной миниатюре в композиции ктиторского характера: в сборнике Ватиканской б-ки (Vat. gr. 666. Fol. 1v - 2r, XII в.) - имп. Алексей I Комнин принимает свиток, Г. вместе с др. святителями и 2 преподобными изображен в легком 3/4-ном повороте влево, в крещатой ризе, со свитком в руке; в сборнике из мон-ря Ватопед на Афоне (ГИМ. Влад. 224/Син. греч. 387. Л. 5 об., 1-я пол. XII в.) - вместе с др. святителями и 2 преподобными в легком 3/4-ном повороте влево, в фелони и омофоре, со свитком в руке. Единоличные изображения Г. помещались в минейных циклах на январь (под 10 янв.; за исключением минологиев, где под этим днем памяти - образ прп. Маркиана): в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 305. 976-1025 гг.); в Минеи на январь из Гроттаферратского мон-ря (Cryptoferat.

http://pravenc.ru/text/166529.html

И. положил начало формированию б-ки Саровской обители. Его полемические сочинения против раскольников свидетельствуют об основательном знании богословия. Сохранились автографы И.: он сделал рукописные вставки в старопечатный Лимонарь (К., 1628) патриарха Иерусалимского Софрония I , переписав повести из патериков (РГАДА. Ф. 357. 117. Л. 185-193). Жития древних пустынножителей и их опыт борьбы с искушениями - основная тема выписок И. Среди них особенно поучительна повесть о старце, откусившем свой язык. Старец, подвизавшийся мн. годы в пустыне, пришел в город, чтобы посетить епископа, и по дороге был «умолен» неким христианином благословить его дом. Во время трапезы, устроенной гостеприимными хозяевами и сопровождавшейся оживленными разговорами, старцем овладели блудные помыслы, и он, дабы побороть искушение, откусив себе язык, стремительно покинул дом. Оставшийся на полу язык продолжал говорить и умолял вернуть его старцу. Озадаченный хозяин дома отнес язык епископу, и тот повелел найти старца в пустыне. После долгих поисков горожанин нашел подвижника в пещере, язык чудесным образом прирос к своему месту. На следующий день старец мирно скончался, и христианин совершил погребение подвижника. История, рассказанная в патерике, многозначна по содержанию, сохранившиеся автографы И. свидетельствуют о круге его чтения и духовных переживаниях. Первые годы Саровская пуст. была приписана к арзамасскому Введенскому мон-рю. В нояб. 1708 г. саровская братия и 23 вкладчика подали челобитную поставить И. строителем пустыни. 5 февр. 1709 г. митр. Стефан (Яворский) утвердил И. настоятелем самостоятельного Саровского мон-ря, к-рому в том же году была отведена земля, основу владений составил вклад стольника кн. Д. И. Кугушева. В янв. 1711 г. в Москве И. был представлен сестрам царя Петра I - царевнам Марии Алексеевне и Феодосии Алексеевне, благодаря их заступничеству он получил разрешение на освящение в Саровском мон-ре пещерной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В янв.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Д. продолжал заниматься книгописанием после сведения с кафедры, находясь в Иосифо-Волоколамском мон-ре, этим временем датируется, вероятно, часть рукописей, упоминаемых в описях б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. В составе вклада Д. в мон-рь в описи 1545 г. упоминается 7 книг: «Святое Евангелие тетр в десть, да другое тетро ж в полдесть, Богослов в десть, Никонское послание в десть, да книгу Главник в десть же, в затылке, да две Псалтыри с следованием, в полдесть» (КЦДР. С. 24, 30, 43, 45, 61; одна из этих Псалтирей - РГБ. Волок. 149). А. А. Турилов Изд.: АЮБДР. 1857. Т. 1. Стб. 724-727; Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 194-204; 1526 г. июня 1. Грамота Д. всесвятскому игум. Даниилу//ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Смесь. С. 11-12; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сборника XVI в.//ЛЗАК. 1909. Вып. 21. С. 36-38, 45-106, 113-114 2, 6-31, 33) (отд. отт.: СПб., 1909); ПЛДР. Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 520-533, 749-750 (То же//БЛДР. СПб., 2001. Т. 9. С. 346-371); Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М., 1987. С. 235-247, 269-279; Амвросий (Орнатский), еп. Уставы российских монастыреначальников. М., 2001. С. 158-167. Ист.: АИ. Т. 1. 293. С. 534-537; Прение Даниила, митр. Московского и всея Руси, со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. 7. Отд. 2. С. 15; ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 8; Т. 13; Т. 21. Ч. 2; Т. 29; Т. 34; Т. 43 (по указ.); Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 146, 170. (РИБ. Т. 32); Послания Иосифа Волоцкого/Изд. подгот.: А. А. Зимин и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971; Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979; Сатира XI-XVII вв. М., 1987. С. 268-272; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. Лит.: Беляев И. Д. Даниил, митр. Московский//ИОРЯС.

http://pravenc.ru/text/171216.html

Наряду с епархиальными архиереями имеются титулярные митрополиты и епископы на покое. Ок. 300 приходских священников обслуживают более 400 приходов. Действуют мон-ри св. Саввы Освященного в Александрии (320), свт. Николая в Каире (Х в.) и вмч. Георгия в Ст. Каире (530). Учреждения и организации Патриархата Помимо Патриарших канцелярий в Александрии и Каире при Патриархате действуют различные учреждения и выпускаются периодические издания: Πνταινος (Пантен, с 1908), научно-богословский ж. Εκκλησιαστικς Θρος (Церковный маяк, с 1908) с ежегодным приложением-календарем (с 1910); церковно-исторический сб. Ανλεκτα (Избранное, с 1952). Кроме того, греч. община Египта издает газ. Θς (Свет, с 1896). Проповедь Слова Божия помимо архиереев и священников ведут специально назначенные проповедники, действует Православный духовный Патриарший центр (ΟΠΠΚ), в распоряжении Патриарха находятся различные синодальные Комиссии: финансовая, юридическая, каноническая, ревизионная, техническая, по общественным связям Патриархии, по печати, по периодике, по миссионерской деятельности, по межправосл. и межхрист. вопросам (последняя занимается проблемами диалога с др. христ. конфессиями и исламом). Основной источник доходов АПЦ - недвижимость в Каире и Александрии, а также поступления от мон-ря вмч. Георгия в Каире, от регистрации актов гражданского состояния, от пожертвований. Нек-рые храмовые здания сдаются в аренду Коптской Церкви. Патриаршая б-ка, наследница древней Александрийской б-ки, в 1952 г. торжественно отметила свое 1000-летие (по датировке древнейшей рукописи из ее собрания). В 997-1928 гг. б-ка находилась в Каире. Среди хранившихся в ней манускриптов наиболее известен «Александрийский кодекс» Библии (ныне в Британской б-ке). В наст. время в Патриаршей б-ке имеется более 500 греч. рукописей, Патриаршие архивы (с XVI в.), ок. 2000 томов старинных книг (на англ., франц., лат., нем. и араб. языках), а также десятки тысяч изданий, в основном богословского содержания. АПЦ имеет 2 подворья в Афинах: храм святых Афанасия, Николая и Фотия в Кипсели и мон-рь св.

http://pravenc.ru/text/82070.html

деспот Иоанн Углеша, серб. кор. Стефан V Урош и его супруга Анна. Бывш. Фессалоникийский митр. Макарий († 1546) завещал мон-рю свою личную б-ку, из к-рой теперь в В. осталось 12 рукописей, по 1 рукописи хранится в скиту св. Димитрия и в Москве (ГИМ. Греч. 485). Симеон (Синесиос) Эланикос (XVII в.), писатель и писец, оставил после себя 7 книг. Наибольшее собрание из 28 книг передал мон-рю бывш. Тивериадский и затем Адрианопольский митр. Григорий, к-рый жил в В. в 1829-1860 гг. Значительное число рукописей происходит из подворий В. в Валахии и Молдавии (напр., дар господаря Василия Лупу). В б-ке мон-ря хранится 9 слав. рукописей XIV-XVII вв. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Рукописное собрание В. понесло серьезные утраты во время пожаров и грабежей, ряд манускриптов был увезен коллекционерами и любителями древностей и в наст. время находится в архивах и б-ках разных стран. В 1491 г. Иоанн Ласкарис вывез неск. рукописей во Флоренцию для Лоренцо Медичи. В 1543 г. Николай Софиан по заказу Д. Уртадо де Мендосы, посла Карла V в Венеции, не только переписал «Географию» Птолемея (Cod. 655), но и увез с собой ряд рукописей (неизвестно, какие и сколько). Афанасий Ритор , купивший на Афоне более сотни рукописных книг для кард. Мазарини (1647/48), оставил нетронутым собрание ватопедской б-ки. Но в 1654 г. Арсений (Суханов) приобрел в В. 64 рукописи, из к-рых в наст. время 59 находятся в Москве (ГИМ), 2 - в С.-Петербурге (БАН), 2 - в Дрездене и 1 - в Кракове. Среди них наиболее ценными являются написанное унциалом Евангелие IX/Х в. (Греч. 9), «Аскетика» свт. Василия Великого 880 г. (Греч. 117), Слова свт. Григория Богослова 2-й пол. Х в. (Греч. 147), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста кон. Х в. (Греч. 164), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 992 г. (Греч. 185), Творения прп. Максима Исповедника сер. Х в. (Греч. 200), Иерусалимский Типикон 1297 г. (Греч. 272), «Физика» Аристотеля сер. XV в., написанная К-польским Патриархом Геннадием Схоларием для В. (Греч. 448), «Этика» Плутарха кон. XII - нач. XIII в. (Греч. 502) и др.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010