СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичей пуст. М., 1872; Д. Л. Воспоминания о старце Оптиной пуст. иеросхим. Макарии//ДомБ. 1862. Вып. 12. С. 263-273; Вып. 13. 31 марта. С. 288-294; Иосиф (Литовкин), прп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. [Н.] Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Покровский В. Старец Макарий Оптинский как учитель нравственности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-14 (отд. паг.); Кн. 2. С. 30-48; 1904. Т. 4. С. 3-72; Матвеев П. Гоголь в Оптиной пуст.//РС. 1903. Т. 113. Февр. С. 301-304; Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пуст.//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Андроник (Трубачёв), игум. Афанасий (Захаров), схим.//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 714; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Старцы Площанской пуст. М., 2002; Евстафий (Солнцев), иером. Эпистолярное наследие прп. Макария, старца Оптинского: Дис. Серг. П., 2003. Ркп.; Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин), иером.//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 82-84; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Святой отец для последних времен//«Молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу»: Сб. писем прп. Макария (Иванова). М., 2006. С. 5-22; она же. Оптина пуст. и Вознесенский Великолукский мон-рь//АиО. 2011. 2(61). С. 111-130; она же.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Иона (Василевский), митр. Карталинский и Кахетинский. Литография А. Бурунова по рис. Г. Гессе. XIX в. (ГПБИ) В 1802 г. умерли супруга, обе дочери и один из сыновей Василевского. Еп. Феофилакт стремился подбодрить и утешить его, нагружал поручениями, священник всецело отдался работе. В 1803 г. архиеп. Феофилакт возвел его в сан протоиерея, в 1805 г. пожаловал скуфьей. В июне 1807 г. в С.-Петербурге еп. Феофилактом он был пострижен в монашество с именем Иона, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен законоучителем С.-Петербургского коммерческого уч-ща. В 1808 г. награжден наперсным крестом с бриллиантами из Кабинета имп. Марии Феодоровны, покровительницы училища. В том же году И. вернулся в родной город: он был назначен ректором Калужской ДС со званием профессора богословия. Одновременно занимал место настоятеля Свято-Троицкого Лютикова мон-ря в Перемышле (с 24 февр.), был членом консистории, в отсутствие архиеп. Феофилакта управлял делами епархии. При нем были выстроены семинарский теплый собор и архиерейские покои, в ДС открыто казенное общежитие для неимущих семинаристов. В 1810 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужений, в 1811 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , инспектором и экономом СПбДА. Уехав из Калуги, И. никогда не оставлял попечения о родном городе. Так, на его средства (2 тыс. р. серебром) в 1846 г. был вызолочен древний иконостас Троицкого собора Лютикового монастыря, в 1848 г. местные иконы Спасителя и Св. Троицы украшены сребропозлащенными ризами с драгоценными камнями. Помимо денег И. пожертвовал в обитель сребропозлащенные сосуды, богатую ризницу, книги для б-ки, в т. ч. Евангелие, «обложенное сребротравчатою персидскою материею в лист, верхняя дска котораго с финифтяным изображением Воскресения Христова и евангелисты в серебре». По ходатайству И. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала из Киево-Печерской лавры в Лютиков монастырь чтимые списки Киево-Печерской иконы Божией Матери и образ Благовещения в сребропозлащенных ризах (23 фунта и 85 золотников и 23 фунта и 8 золотников) (подробнее см.: Леонид (Кавелин). 1862. С. 140-142). Заботился И. и о других калужских монастырях: в течение жизни он пожертвовал 6 муж. обителям и одной женской 14 тыс. р. Иконы, ризы, сосуды, книги и др. пожертвования получали от И. калужские церкви Никитская, Николо-Казинская, Пятницкая, Васильевская, Воскресенская. Казанскому храму Калуги И. передал 17 тыс. р. В 1840 г. в связи с голодом в Калужской губернии И. выслал в калужское попечительство о бедных духовного сословия 3 тыс. р., а также пожертвования неимущим (ЖПодв. 1908. С. 292-294).

http://pravenc.ru/text/578300.html

X. По отдельным предметам. Монастыри: [Иннокентий (Просвирнин), архим. ] Афон и Русская Церковь: Библиогр./Сост. свящ. А. Просвирнин//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; он же. Указатель публикаций, посвященных Троице-Сергиевой лавре//Троице-Сергиева лавра: Альбом. М., 1985; Никитин В. А. Иверский монастырь и грузинская письменность: (К 1000-летию Иверского мон-ря). Библиогр.: С. 115-118 (64 названия)//БТ. 1982. Сб. 23. С. 94-118; Тарасов К. К. Троице-Сергиева Лавра в воспоминаниях современников//Лит. обозрение. 1993. 5. С. 80-86. Агиография: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Lpz., 1970r. История раскола и сектантства: Пругавин А. С. Раскол-сектантство… Вып. 1: Библиография старообрядчества и его разветвлений. М., 1887; Сахаров Ф. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. 1. Тамбов, 1887; Вып. 2-3. СПб., 1892-1900; «По древлему благочестию…»: Старообряд. изд. в фондах Гос. публ. ист. б-ки (XVII-XXI вв.): [Библиогр. указ.]/Сост. А. В. Знатнов. М., 2001. Специальная Б. б. л. Раздорский А. И. Справочные издания епархий РПЦ, 1861-1915: Сводный кат. и указ. содерж./РНБ. СПб., 2002. Библиография 2-й степени Сведения о справочных изданиях, включающих сведения о рус. духовной лит-ре, содержатся в кн.: Кауфман И. М. Русские биографические и биобиблиографические словари: [Аннот. библиогр.]. М., 19552; Сокурова М. В. Общие библиографии книг гражданской печати, 1708-1955: Аннот. указ./ГПБ. Л., 19562; Андреева Н. Ф. , Машкова М. В. Русская периодическая печать: (Общие и отраслевые библиогр. указ., 1703-1975): Аннот. указ./ГПБ. М., 1977; Справочники по истории дореволюционной России: Библиогр. указ./Под ред. П. А. Зайончковского. М., 19782; Русское Православие: Справ. и библиогр. изд.: Аннот. указ./РГБ; Сост. Э. А. Восканян, И. В. Малахова. М., 1992, 19972; Степанов В. К. Материалы к указателю русской духовной литературы, 1801-1992. М., 1994 [Библиография указателей]; Библиография рус. библиографии: Указ. библиогр. пособий/РНБ; Сост. Г. В. Михеева. СПб., 2000. Ч. 1: 1917-1921 гг. Библиография в электронном виде

http://pravenc.ru/text/149151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЕВСКИЙ Григорий Петрович (31.07.1866, с. Глинка Гжатского у. Смоленской губ.- 14.02.1948, Москва), археограф, библиограф, историк Церкви. Из семьи священника. Окончил Вяземское ДУ, в 1886 г.- Смоленскую ДС. Как лучший студент курса был направлен в СПбДА на казенный счет. Однокурсниками Г. по академии были иером. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и С. Д. Городцов (впосл. Новосибирский митр. Варфоломей ), с к-рыми и в дальнейшем его связывала тесная дружба. Окончил СПбДА в 1890 г. со степенью канд. богословия (канд. соч. «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы»). Под влиянием педагога С. А. Рачинского решил посвятить себя научной, лит. и просветительской деятельности. Г. П. Георгиевский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Г. П. Георгиевский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С сент. 1890 г. Г. служил дежурным чиновником при читальном зале б-ки Московского публичного и Румянцевского музеев (МПРМ), работал вместе с философом Н. Ф. Фёдоровым , в 1892 г. стал помощником хранителя Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПРМ. В 1894-1896 гг. Г. одновременно преподавал в Москве в приходской школе ц. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и в монастырской школе Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, муж. мон-ря . В 1898-1903 гг. помимо Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг работал в Отд-нии доисторических, христ. и рус. древностей. В 1903 г. Г. был назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг, а также членом ученого совета музея. Благодаря его активной деятельности в отд-ние поступило немало ценных собраний старопечатных и рукописных памятников, в т. ч. рукописей писателей Нового времени. В 1916 г. Г. обнаружил в Уфимской губ. и привез в МПРМ уникальную коллекцию нотных богослужебных рукописных книг прот. Д. Разумовского . В 1915 г. благодаря усилиям Г. рукописное наследие Л. Н. Толстого было сосредоточено в специальном хранилище Отд-ния («Толстовская комната»).

http://pravenc.ru/text/162163.html

По свидетельству Ф. Эмилиана, П. владел значительной б-кой (свыше 500 томов), включавшей в т. ч. творения св. отцов Церкви, Вселенских Соборов, полемические и проч. богословские сочинения, к-рыми его снабдили Свящ. конгрегация Propaganda Fide и великий герц. Тосканский Козимо III Медичи ( Матвеева. 1998. С. 13). Часть книг из б-ки П. после его смерти оказалась в собрании митр. Стефана (Яворского). В матрикулярной записи в графе «Post discessum» содержится информация о том, что П. был «отравлен схизматиками» (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41 rv.- 42). Никаких фактов, подтверждающих эти сведения, нет. Однако несомненно, что у П. были недоброжелатели, поскольку ревнители чистоты Православия и возможные конкуренты из числа выпускников академии вряд ли положительно восприняли его назначение на пост ректора. Был похоронен в трапезной собора в честь Нерукотворного образа Спасителя московского Заиконоспасского мон-ря. Богословское наследие Богословское наследие П. невелико. Самым известным произведением стало упомянутое выше «Исповедание веры», в к-ром П. изложил свое кредо, описал причины отступления от Православия и перечислил погрешности католич. учения. При этом характерно то, что он не приводит опровержений католич. догматов, отличающихся от правосл. доктрины. При изложении П. избрал простую схему: перечислил ереси и вероучительные отступления Римско-католической Церкви, решив, по-видимому, что московские начетчики не отважатся просить доказательств, чтобы не показать своего невежества. По мнению Шмурло, за этим умолчанием П. скрывалось нечто большее. П. принадлежат неизданная похвала царю Петру I (1700) и перевод «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (по мнению А. И. Соболевского, 1701; 37 глав 1-й книги хранятся в рукописном собр. Ярославского гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - 174. Л. 170-262). По предположению архиеп. Филарета (Гумилевского) , П. являлся автором соч. «Описание Рима». С. К. Смирнов атрибутировал П. 10 поучений «на праздники господские и богородичные» (1701-1702; рукоп. собр. ЯИАМЗ. 174).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КААФ («Книги, нарицаемые Кааф»), название нескольких памятников древнерусской книжности, непосредственно не связанных между собой, происходит от названия буквы древнеевр. алфавита «кааф» или «коф». I. Разновидность Палеи Толковой (см.: Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи: Книга «Кааф»//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 4. С. 845-905; Он же. Из области древнерус. лит-ры: 4. Редакции Толковой Палеи//ЖМНП. Н. с. 1906. 2. Отд. 2. С. 185-246). II. Сборник толкований преимущественно на книги ВЗ и НЗ, древнейший известный список к-рого (ГИМ. Музейск. 4034) был сделан в 1414 - нач. 1415 г. (закончен 1 янв.) в Кашине священником ц. Рождества Христова Иоанном при участии др. писцов ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. Кат. 25). По набору толкуемых текстов, куда помимо извлечений из библейских книг входят фрагменты Толковой Палеи и «Прибавления» к ней (включая заимствования из пространного Жития Константина-Кирилла Философа), фрагменты Беседы трех святителей, Слов свт. Григория Богослова, ряд апокрифических текстов и др., кашинский К. обнаруживает близкое сходство с пергаменным Изборником XIII в. , а также (в меньшей степени) с 4-й частью укр. Мелецкого сб. кон. XVI в. (см.: Федер У. Р. Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. 3. С. 158-159, 163-164), но заметно отличается расположением текстов и превосходит родственные рукописи по объему. Вопрос о том, является ли К. в своей основе расширенной редакцией Изборника XIII в. или же отражает более древний архетип (сокращенный в пергаменном списке XIII в.), нуждается в специальном исследовании. В существующем виде К. сложился не ранее 2-й четв.- сер. XIV в., поскольку он содержит поучение митр. Феогноста (1328-1353), известное лишь в данном списке (изд.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 18. Поучение митр. всея Руси Феогноста//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 118-126). Включение текста в сборник объясняется тем, что он представляет по преимуществу компиляцию из текстов толкового характера. Судя по книгохранительским пометам и номерам, соответствующим монастырским описям 1641, 1701 и 1723 гг. (ср.: Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1985. Т. 1. Вып. 2. С. 210-213), кашинская рукопись К. достаточно рано (не позднее сер. XVI в.) попала в б-ку Троице-Сергиева мон-ря, откуда была изъята (вероятнее всего, похищена старообрядцами) между 1723 и 1729 гг. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением "

http://pravenc.ru/text/1319732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Николай Иванович (21.04.1839, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1903, С.-Петербург), богослов, церковный историк. Род. в семье священника. Окончил С.-Петербургскую ДС (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия (часть магист. дис. «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола» опубл. в ж. «Православное обозрение» в 1865 и отдельным оттиском в 1866). Был назначен бакалавром по гомилетике в МДА, но отказался от назначения, надеясь получить место в СПбДА. С 18 сент. 1863 г. преподаватель словесности в С.-Петербургской ДС, с 1864 г. одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской жен. гимназиях С.-Петербурга. Изучив методы преподавания словесности в светских учебных заведениях, составил подробную программу семинарского курса теории и истории словесности с объяснительной запиской (опубл. в ж. «Христианское чтение» в 1870, программа с изменениями была издана от имени С. С. Лебедева как руководство для семинарий). Сохранились литографированные издания лекций Б., прочитанных в семинарии,- «Очерки русской словесности и литературы» (1867), «Словесность» (1867?),- к-рые использовались как пособия учителями семинарии. В 1869 г. Б. стал доцентом СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике, в 1871 г. назначен экстраординарным профессором, в 1887 г.- ординарным профессором. С 1874 г. являлся членом учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода, был редактором 2, 6, 8-го томов ОДДС (1878-1891). В 1877 г. работал в комиссии по описанию рукописей б-к Кириллова Белозерского мон-ря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской б-ки. В 1884 г. участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских программ, в 1885 г. выпустил брошюру «О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу». В 1889 г. получил чин действительного статского советника, вышел в отставку. Являлся действительным членом РГО, почетным членом С.-Петербургского Археологического ин-та, Киевского церковно-археологического об-ва, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/77608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БАНДУРИЕВА ЛЕГЕНДА» Легендарный рассказ о Крещении Руси при св. равноап. кн. Владимире, встречающийся в греч. рукописях XV в. Название памятник получил по имени А. Бандури , открывшего и опубликовавшего (не вполне удовлетворительно) текст из собрания Кольбера (Cod. Colberinus. 4432) под заглавием «Narratio de Russorum conversione» (позднее этот список считался утерянным, лишь в 70-х гг. XX в. нем. византинист П. Шрайнер отождествил его с кодексом сер. XV в. из Национальной б-ки Франции - Paris gr. 3025. F. 20-24). 2-й список «Б. л.» был открыт в 1886 г. В. Регелем в собрании мон-ря Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Cod. Patm. N 634. F. 71-75). «Б. л.» представляет собой компиляцию неск. (не менее 3) рус. и греч. источников, составленную греч. автором не ранее XII в. и не позднее 1-й пол. XV в., в к-рой произошло смешение версий о Крещениях Руси при кн. Владимире в кон. X в. и при Патриархе Фотии в 60-х гг. IX в. и о миссии равноапостольных Константина-Кирилла и Мефодия . Первую и большую половину «Б. л.» составляет повествование, сюжетно близкое к рассказу ПВЛ об испытании вер кн. Владимиром, однако существенно отличающееся от него в деталях. После пролога в «Б. л.» следует рассказ о том, как кн. Владимир, задумавшись о неустроенности религ. жизни своей страны, часть населения к-рой обратилась в иудаизм, др.- к верованиям персов, третьи - сирийцев, а четвертые - агарян, решил отправить посольство в Рим, а затем в том же составе в К-поль. Уже поездка в Рим убедила послов в превосходстве христианства над др. религиями, и они предлагали князю незамедлительно креститься по рим. обряду. Однако, побывав на праздничном Патриаршем богослужении в к-польском храме Св. Софии, когда послы воочию узрели ангелов, сослуживших священникам, русские убедились в превосходстве визант. Православия. Особенности изложения и детали событий позволяют думать, что в основу этой части «Б. л.» был положен устный пересказ летописного сюжета о выборе веры, записанный автором со слов рус. паломника или же грека, слышавшего его на Руси.

http://pravenc.ru/text/77484.html

Изображение святителя (как правило, ростовое) устойчиво присутствует в лицевых рукописях минологиев, начиная с самых ранних сохранившихся средневизант. периода: 2 минологиев из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613. Fol. 203, 976-1025 гг., и Vat. gr. 1156. Fol. 268v, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.) - листовая миниатюра с образами святых на 2-ю пол. нояб.; из собрания мон-ря св. Афанасия в Генуе (Genua . S. Athan. Fol. 44r, XI в.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 41r, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5, XII в. Fol. 67v), а также и на гексаптихе (икона-минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из минейных циклов в настенной росписи храмов известны: 2 поздневизант. времени в церквах вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1317) и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376; предположительная атрибуция, изображен погрудно) и XVIII в. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Ту же закономерность можно отметить в рус. минейных иконах начиная с XVI в., напр. в Минее на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), в Минее годовой (нач. XIX в. УКМ). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 429; Менолог. С. 195, 198, 200-201. Э. В. Ш. . Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/166517.html

Б-ка, книжные фонды: Систематический кат. книг б-ки МДА/Сост.: И. Корсунский. М., 1881. Т. 1: Богословие. Вып. 1; 1884. Вып. 2: Патрология; 1885. Т. 2: Богословие. Вып. 3: Основное, Догматическое, Сравнительное и Обличительное, Нравственное богословие; 1887. Вып. 4: Литургика; 1889. Вып. 5; 1890. Т. 3: Богословие и философия. Вып. 6: Философия/Сост.: Е. Троицкий. Серг. П., 1895. Т. 4: Словесность и история/Сост.: Н. Колосов. Вып. 7: Словесность, 1-я пол.; 1897. 2-я пол.: Доп.; 1910. Т. 5. Вып. 8. 1-е продолжение: Свящ. Писание и Патрология/Сост.: К. М. Попов; Кат. ученической б-ки МДС. М., 1899-1905. 2 вып.; Книги, пожертвованные в б-ку МДА высокопреосв. Арсением (Брянцевым), архиеп. Казанским и Свияжским/Сост.: К. М. Попов. Серг. П., 1902; Каталог свящ. изображений и картин религ.-нравственного содержания, а также портретов духовных лиц, разрешенных для печати Моск. духовным цензурным комитетом (при МДА): 1834-1884 гг./Сост.: К. М. Попов. М., 1902. Рукописные фонды: РГБ ОР. Ф. 4. Папки 1-16; Ф. 26. Карт. 1-20; Ф. 76/1-2. Карт. 1-59. Ед. хр. 1837; Ф. 76/3. Т. 2. Карт. 1-21; Ф. 78. Карт. 1-37. Ед. хр. 1183; Т. 2. Карт. 38-41; Ф. 79. Рук. книги. Ед. хр. 56; Ф. 115. Карт. 3. Ед. хр. 83; Ф. 172. Карт. 164. Ед. хр. 2; Карт. 522. Ед. хр. 6; Ф. 193. Карт. 1-14. Ед. хр. 217; Ф. 194. Карт. 1-63. Ед. хр. 64; Ф. 248. Карт. 1-3. Ед. хр. 70; Ф. 257. Карт. 1-13. Ед. хр. 231; Ф. 262. Карт. 59. Ед. хр. 2969; Ф. 280. Карт. 1-20. Ед. хр. 579; Ф. 294. Карт. 1-35. Ед. хр. 376; Ф. 304; Ф. 524. Карт. 1-5. Ед. хр. 117; Ф. 541. Карт. 15. Ед. хр. 599; Ф. 556; Ф. 559. Карт. 1-9. Ед. хр. 245; Ф. 596. Папка 1. Ед. хр. 47; Ф. 649. Карт. 1. Ед. хр. 28; Ф. 759. Карт. 1-3. Ед. хр. 156; Ф. 767. Карт. 2. Ед. хр. 73; Ф. 769. Карт. 4. Ед. хр. 81; Ф. 770. Карт. 3. Ед. хр. 40; Ф. 823. Карт. 5. Ед. хр. 97; Ф. 868. Карт. 4. Ед. хр. 76; ЦГИАМ. Ф. 229; Иларий, иером., Арсений, иером. Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878-1879. 3 т.; Леонид (Кавелин), архим. Слав. рукописи, хранящиеся в ризнице Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1881; он же. Сведения о слав. пергаменных рукописях, поступивших из книгохранилища Св.-Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой ДС в 1747 г. М., 1884-1887. 2 т.; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882; Муретов С. Д. Описание рукописей б-ки Вифанской ДС. М., 1897; Тиганова Л. В., Незолин Ю. А., Маматова Е. П. Собр. (доп.) рукоп. книг Троице-Сергиевой лавры: Описание Ф. 304. II. XVII в./ГБЛ. М., 1975. Маш.; Травников С. Н., Тиганова Л. В. Дополнительное описание к печатному описанию иером. Илария и Арсения (Ф. 304/I (доп.))/ГБЛ. М., 1975. Маш.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010