24 мая 1740 г. утвержден «Штат о содержании Новгородского Архиерейского дома и при нем определенной Семинарии» (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. 8118. С. 3-18). Штатное содержание ДС устанавливалось в размере 7895 р. в год. В ней полагалось иметь 12 учителей: по одному в каждой из 10 «школ», входивших в полную программу, а также учителей арифметики с геометрией и рисования с иконописанием. В 1-й класс входило 4 «школы» (аналогическая, инфимическая, грамматическая, синтаксическая), во 2-й - 2 (пиитическая и риторическая), в 3-й - 4 (еллино-греческая, философическая, евр. языка и богословская). Определив под ДС пригородный Антониев мон-рь, архиеп. Амвросий (Юшкевич) перевел его настоятеля и «неученую» братию, за исключением 3 чел., оставленных для священнослужения, в др. обители. ДС открылась 30 окт. 1740 г., к занятиям приступили 324 ученика, распределенные по 4 «школам». Большинство из них с окт. 1738 г. учились в старой архиерейской школе, а во 2-й пол. 1741 г. ок. 1/4 отсеялись: «за непонятием к учению» или по болезни, более 70 чел. отпустили домой, нек-рые из учеников умерли, другие бежали. Дисциплина в ДС была достаточно жесткой, архиепископ лично регламентировал, «что надлежит знать и делать ученикам по дням и часам» (Устав школной//Новгородские ЕВ. 1908. 36. С. 1142-1144). Для 1-го ректора ДС - настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Родышевского; с 10 янв. 1742 епископ Корельский и Ладожский) эта должность была скорее почетной. Учебный процесс организовал вызванный из Киева вместе с др. учителями иером. Иннокентий (Мигалевич; с 1743 архимандрит; † 2 апр. 1744) - префект ДС и наместник Антониева мон-ря (с 1 июля 1743 ректор и настоятель Антониева мон-ря). В дек. 1742 г. ДС посетила имп. Елизавета Петровна, к визиту к-рой семинаристы поставили драму в стихах «Стефанотокос» авторства иером. Иннокентия (текст изд.: Резанов В. И. Памятники русской драматической литературы: Школьные действа XVII-XVIII вв. Нежин, 1907. С. III-XIII). Ради «прославления вновь заведенной в том монастыре семинарии» архим. Иннокентию и его преемникам было разрешено священнослужение «на ковре, с рипидами и со осеняльными свещами». Число учащихся ДС в 1744 г. составило 216 чел. Усилиями архиеп. Амвросия была положена основа богатейшей б-ки ДС; по составленному им реестру книги закупали за границей, в Новгород было перевезено ценное книжное собрание архиеп. Феофана (Прокоповича), свою б-ку архиепископ также завещал ДС. Позднее в нее поступили б-ки архиеп. Стефана (Калиновского) и митр. Димитрия (Сеченова).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Переславская ДС была открыта в переславском Даниловом мон-ре по указу еп. Серапиона (Лятошевича) от 20 марта 1753 г. Ректором должны были назначить настоятеля обители, но при учреждении семинарии архим. Панкратий (Черныский) был переведен в Иосифо-Волоцкий мон-рь; до назначения в 1755 г. архим. Гермогена настоятелем Данилова мон-ря обителью управлял казначей иером. Арсений ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 228). В сент. 1753 г. переславских семинаристов (61 чел.) перевели из Троицкой ДС в Переславскую. Первым учителем стал выпускник Славяно-латинской академии Д. Ф. Дьячков (31 янв. 1754 уволен за «житие... недобропорядочное, пьянственное»). Очевидно, с целью подготовки буд. семинаристов еп. Серапион указом от 24 сент. 1753 г. обязал всех священно- и церковнослужителей обучать грамоте и письму малолетних сыновей и родственников муж. пола «со всяким к их обучению прилежанием под опасением за неисполнение истязания». С 28 нояб. 1753 по 1757 г. ректором Переславской ДС был настоятель Никитского мон-ря архим. Нифонт (Червинский). В апр. 1757 г. настоятелем Данилова мон-ря и ректором Переславской ДС назначен архим. Каллистрат. Сменивший его на посту ректора в 1761 г. архим. Сильвестр (Страгородский; в прошлом ректор Александро-Невской ДС в С.-Петербурге) был настоятелем Никитского мон-ря. Переславская и Угличская епархия Переславская и Угличская епархия Первоначально ученики были разделены на класс грамматики, класс риторики и класс, в к-ром обучались взрослые дети священно- и церковнослужителей, не прошедшие назначенного еп. Амвросием приказом от 23 нояб. 1754 г. испытания по чтению, церковному пению и др. дисциплинам (т. н. российский класс или русская школа). В июле 1758 г. в Переславской ДС (в т. ч. в «русской школе») обучались 92 чел. Согласно указу еп. Амвросия (Зертис-Каменского) от 18 сент. 1759 г., в Переславской ДС открыт класс богословия (высший), который, вероятно, прекратил существование после 1760 г. Еп. Амвросий заботился о пополнении семинарской б-ки. В частности, в 1760 г. он приобрел для нее «142 латинских книги разного наименования». По инициативе архиерея в том же году в особой школе при Переславской ДС введено преподавание рисования и живописи «для нужнопотребного церковного дела» (Там же. С. 264, 266). Живописная школа комплектовалась за счет перевода в нее наименее способных семинаристов. В 1760 г. еп. Амвросий поднял вопрос о постройке собственного семинарского здания (2 деревянных здания для семинаристов появились в 1763).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Среди печатных книг в келейном собрании старца Боголепа имелись: «Беседы Евангельские в трех книгах переплетены» свт. Иоанна Златоуста (1-я книга хранится в ОРК Петрозаводского гос. ун-та. НБ РК 8734), 2 Требника киевской и московской печати, Часослов, Уложение 1649 г., «Соборник от недели мытаря и фарисея», Номоканон, «Книга об Иверской Богородице», Лексикон, «Цветник духовный», Служебник, «Вертоград духовный», Грамматика, Скрижали, «Зерцало мирозрителное» киевской печати и др. В целом его собрание насчитывало не менее 80 томов. Другое книжное собрание (более 20 книг) перешло в казну К. м. из келейной б-ки игум. Павла. В 1650/51 г. он, еще будучи «во дияконех», передал обители рукописи «Поучение старческое», «Алфавитный патерик», «Повести и Жития святых отец» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 145 об.). Возможно, нек-рые сборники из этой коллекции составил сам ее владелец. Среди переданных им книг значились воскресное Толковое Евангелие, вседневное Толковое Евангелие, Апостол, «Деяния апостольские с толковым Апокалипсисом», Сборник «от мытаря и фарисея до недели Всех святых», «Пролог» в тетрадях, «Лествица», «Книга о священстве», «Цветник духовный», Канонник, «Цветословие» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 145 об.). Интересна по составу коллекция рукописей игуменской б-ки, включающая: «Патерик, первая повесть о Евлогии-Каменносечце», Жития преподобных Саввы Сербского, Онуфрия Великого, Иоанна Дамаскина, свт. Феодора Эдесского и иных святых, Мучение вмч. Артемия и др. В 1-й четв. XVIII в. в К. м. был создан агиографический цикл, посвященный основателям мон-ря и прп. Никодиму Кожеезерскому, который включал Житие, службу, стихиры на поклонение мощам, виршевое Житие, а также выписки из монастырской летописи. Одна из рукописей этого цикла, составленная игум. Матфеем (Спицыным), оказалась в собрании Антониева Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Д. 405). В нач. XVIII в. сложились более тесные отношения К. м. с Новгородом и Сийским мон-рем. С 1704 по 1709 г. Новгородский митр. Иов сделал большие денежные пожертвования на строительство на полуострове Кожозера ц. прор. Илии и в числе прочего передал в 1705-1706 гг. в восстановленную церковь Евангелие и Минею общую. Одновременно сийский эконом иеродиак. Афанасий подарил монастырю книги (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 168): «О знамениях пришествия Антихристова», Учительное и Толковое Евангелия, Четью Минею, рукопись Слова прп. Симеона Нового Богослова (возможно, указана Викторовым как взятая «из собрания Александро-Свирского мон-ря. 23(59)»).

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН († 17.06.1720?), мон., книжник, справщик и книгохранитель. Биография А. до поступления на Московский Печатный двор не изучена, его происхождение и мирское имя неизвестны. На Печатном дворе с 1680 (или 1683) г. служил чтецом, с 19 сент. 1691 г.- справщиком, с 1698 г.- книгохранителем. Основными источниками сведений о его жизни и деятельности являются упоминания в документах Печатного двора и прошение А. 1718 г. Для своего времени А. был хорошо образован: знал греч. и лат. языки, правил книги, готовившиеся к изданию, по греч. подлинникам. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. А. был в числе справщиков Миней служебных (М., 1692-1693), после того как правка Евфимия Чудовского не была одобрена властями. В качестве книгохранителя А. занимался подбором оригиналов для изданий и книжной справы и выдачей книг школьным учителям. В 1698 г. по приказу Патриарха Московского и всея Руси Адриана А. составил новый рукописный каталог слав. и иностранных книг б-ки Печатного двора (не сохранился, известен по упоминаниям в лит-ре), сведения из к-рого, частично переработанные, вошли в позднейшие каталоги. В 1710 г. после смерти свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, А. принял в Книгохранительную палату б-ку святителя. Лит.: Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. М., 1883. С. 21-23, 28-29, 57-60; Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI в. М., 1898. С. 153-155, 163-165, 167; Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия. СПб., 1902. С. 33, 36-38, 42, 59, 124, 330; СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 14-15. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора

http://pravenc.ru/text/62372.html

Подвижнику принадлежат тексты слов и поучений. Основное собрание их находится в КБМЗ. В б-ке афонского Пантелеимонова мон-ря хранится рукопись «Слова на память преподобного Нила Сорского» (Каталог рукописей, печ. книг и арх. мат-лов Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Афон, 2013. Ч. 1: Славяно-рус. рукописи, хранящиеся в б-ке и архиве мон-ря. С. 434. 786. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 7). Кроме церковных служб и молитв, написанных Н., известны «Главизны, или Душеспасительные размышления подвижника иеросхимонаха Нила»», представляющие собой сборник выписок из творений св. отцов, а также «Духовные стихотворения иеросхимонаха Нила» (ныне в РНБ). В течение всей жизни Н. собирал келейную б-ку: в ее составе книги с упоминаниями Кривоезерского мон-ря, Надеевской пуст., Троицкой ц. в с. Васильевском, Успенского скита Ниловой пуст. Это рукописные, старопечатные книги и книги гражданской печати. «Полное собрание псалмов Давыда. Собранные по порядку Псалтыри А. Решетниковым. Т. 1» (М., 1811) было подарено Н. его братом Алексеем 6 дек. 1821 г., в день его именин, «в знак чувствительнаго сердца» (КБМЗ. ГК-66). «Книгу блаженного Августина о подвиге христианина, содержащую в себе правило веры и наставления жизни» (СПб., 1787) в 1840 г. иером. Никону подарил архим. Иннокентий (КБМЗ. ГК-209). Ее подвижник считал «преполезной и душе назидательной». Почти все книги подписаны: «Наследователь сея богодухновенныя книги… многогрешный и сугубомногонемощной недостойный - увы! - звания человеческого! … а не только христианского - паче же иноческого и иерейского! - Никон многобедный… молю помянуть мое окаянство в молитвах своих» (Там же. СК-493). Иногда Н. дарил книги обители, 17 окт. 1852 г. он вложил «в число казенных книг… в пользу братии» книгу «Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошение учеников» (Там же. 8740). Книги творений св. отцов Антония Великого, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Макария Великого, принадлежавшие Н., испещрены пометками: «зри», «зри, страшно зело». На чтение творений св. отцов Н. ежедневно отводил ок. 3 часов. Одной из пометок отмечена цитата из «Увещаний» прп. Антония Великого: «Хотящему бо спастися нет ни единаго препятствия, разве точию нерадение и уныние души» (Там же. СК-493. Л. 5). К 2018 г. книги из келейной б-ки Н. хранятся в КБМЗ и РНБ (Ф. 1271. 4, 9, 14, 31, 35, 36; см.: Шевченко. 2005. С. 755-758).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Рус. библиография, как почти вся рус. лит-ра до XVIII в., была ориентирована на религ. проблематику. Ее первыми памятниками являются списки рекомендуемых для чтения и «отреченных» книг. Древнейший памятник - ст. «Богословьца от словес» (списки «истинных» и «ложных» книг, насчитывающие ок. 30 названий в переводе с греч.), включенная в «Изборник Святослава» (1073) (Изборник Святослава 1073 года. Факс. изд.: М., 1983. Л. 241об.- 263об.). Др. пример библиографии, выполнявшей цензурные функции,- «Кириллова книга» (М., 1664. Гродно, 1786). Считается, что на Руси имели хождение более 160 списков «истинных» и «ложных» книг. Основным источником сведений о древнерус. книгах являются инвентарные и охранные описи б-к, поскольку мн. мон-ри владели значительными книжными собраниями. В целях хозяйственного учета при смене настоятелей производились их описи; таковы, напр., опись б-ки Слуцкого Троицкого мон-ря (1494), составленная при передаче мон-ря настоятелем архим. Иосифом (Солтаном), получившим Смоленскую кафедру, и «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» кон. XV в. (изд. Н. К. Никольским. СПб., 1897), содержащее сведения о 212 книгах и (впервые среди рус. библиографических опытов) постатейную роспись 24 сборников (957 статей). По постановлению Стоглавого Собора (1551) инвентаризация монастырских и церковных б-к стала обязательной. «Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (1573, доп. 1593; опубл.: ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4) включает 1150 названий рукописных и печатных книг. С XVI в. появляется неск. собственно библиографических трудов: «Указец», составленный книгохранителем вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсением Высоцким (1584; опубл. И. А. Шляпкиным. СПб., 1914. (ПДПИ)). Он первый применил способ аналитической росписи содержания книг и сборников, а также систематизации материала, в данном случае - по церковным праздникам. «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся» (1653; опубл. В. М. Ундольским//ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Смесь. С. 1-44), включавшая описание 2672 книг, принадлежавших 39 мон-рям,- сводный каталог, выполненный по благословению Патриарха Никона в помощь справщикам московского Печатного двора.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Во В. была богатая б-ка и скрипторий. Согласно описи б-к Фрушкогорских мон-рей 1753 г., известно, что в обители были такие книги, как «Ключ разумения» и «Мессия истинный» Иоанникия (Галятовского), «Камень веры» Стефана (Яворского), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония в польск. обработке Петра Скарги ( М. Барок: Ucmopuja српске Београд, 1991. С. 26). в 1898 г., при игум. Сергии (Попиче), во В. хранилось 40 рукописей, к концу второй мировой войны не осталось ни одной ( С. 55-56). в 1941 г. нек-рые из них вместе с др. ценностями и реликвиями были переданы на хранение в Патриархию СПЦ и находятся в фондах МСПЦ, напр. грамоты (повельи) св. кн. Лазаря 1381 г. и кн. Иоанна Шербана 1687 г. До наст. времени в б-ке сохранилось значительное количество старопечатных книг, среди к-рых много западно- и южнорус. (Библия (Острог, 1581), Исповедание православныя веры (1696), «Трубы словес проповедных» Лазаря (Барановича) (К., 1696), «Ключ разумения» Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1654?)). Из ценных предметов ризницы в МСПЦ находятся кубок кн. Лазаря, сделанный перед Косовской битвой, печати кн. Лазаря и мон-ря Раваница, шитый золотом покров на раку с мощами кн. Лазаря, меч деспота Стефана Лазаревича (1414) и др. Во время второй мировой войны Фрушка-Гора вошла в состав фашистского «Независимого государства Хорватия». Усташи преследовали насельников мон-ря, корпуса были превращены в казармы, церковь - в склад оружия, имущество разграблено. Был утрачен богатый архив документов 1690-1941 гг. в списке экспонатов, принятых на хранение 10 сент. 1941 г. комиссией Загребского музея искусства, значатся 83 предмета церковной утвари, 7 портретов, ценности из ризницы и б-ки. 14 апр. 1942 г. мощи св. кн. Лазаря проф. Богословского фак-та прот. Радослав Груич перенес в кафедральный собор в Белграде. После войны мон-рь был возобновлен. В 1946 г. после секуляризации церковных земель из 1420 га, принадлежавших мон-рю в 1941 г., было оставлено 15 га пашни и 25 га лесных угодий. В 70-80-х гг. мон-рь реставрировали, в 1978 г. в братском корпусе для богослужений в зимнее время устроена часовня в память о сожжении турками мощей свт. Саввы (в 1987-1994 проведена ее консервация). В 90-х гг. мон-рь был обращен в жен., его игуменией стала мон. Анастасия.

http://pravenc.ru/text/155422.html

По штатам 1764 г. (см. Секуляризация церковных имуществ в России ) А. Р. м. был отнесен ко 2-му классу. К мон-рю был приписан скит «Забудущие родители» (забытые родители) в Боровичском у., в 1917 г. преобразованный в самостоятельную Пятницкую пуст. В сер. 1900-х гг. в мон-ре было 14 монахов и 10 послушников. Среди настоятелей А. Р. м.- сщмч. архим. Владимир (Богоявленский) , впосл. митр. Киевский; буд. Патриарх Московский и всея Руси архим. Алексий (Симанский) , составивший житие прп. Антония, к-рое зачитывалось на праздничных службах в обители; архим. Арсений (Стадницкий) ; архим. Димитрий (Сперовский) . В А. Р. м. принял монашеский постриг буд. еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев) , в 1909-1916 гг. служивший миссионером-проповедником в Новгородской епархии. Алтарная преграда собора Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря (реконструкция В. Д. Сарабьянова) Алтарная преграда собора Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря (реконструкция В. Д. Сарабьянова) Новгородская ДС. 30 окт. 1740 г. по инициативе архиеп. Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при А. Р. м. была учреждена семинария по образцу Киевской. На ее содержание было ассигновано 7859 р. 37 к. в год, что превосходило финансирование др. семинарий, из этих денег 300 р. полагалось на комплектование б-ки. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел. Настоятель мон-ря обычно являлся одновременно ректором семинарии, многие насельники А. Р. м. были преподавателями. Первоначально в семинарии было 4 класса, в 1741-1742 гг. добавились классы пиитики, риторики, рисования и иконописи, после 1745 г.- философии и богословия. Свидетельством высокого уровня преподавания в семинарии стал перевод из нее высших классов в С.-Петербург с целью поднять уровень Александро-Невской семинарии (1788). Первый выпуск окончивших полный семинарский курс состоялся в 1754 г., одним из 28 первых выпускников был постриженик А. Р. м. буд. еп. Воронежский свт. Тихон (Соколов) . В нач. XIX в. благодаря усилиям еп.

http://pravenc.ru/text/114056.html

К тексту «Лествицы» были составлены многочисленные схолии, стихи, эпиграммы и комментарии. Первым схолии к «Лествице» написал прп. Иоанн Раифский, ее непосредственный адресат. Хотя его схолии, обрывающиеся на 28-й ступени, были опубликованы только в лат. переводе ( Sancti Joannis abbatis Raythu Scholia (10 capita)//PG. 88. Col. 1211-1248), сохранился их греч. оригинал, который остается неизданным (напр., в рукописи 3251.178 (XIII в.) из б-ки мон-ря Кутлумуш). В древнейших рукописях схолии приписывались на полях - против толкуемого места, однако со временем появился и др. способ размещения схолий - после каждой ступени «Лествицы» или после всего текста (напр., рукопись 1332.64 (XIV в.) из б-ки мон-ря Симонопетра) - в таком случае грань между жанром схолий и толкований становилась более размытой. После прп. Иоанна Раифского памятник комментировали многие другие, а именно: неизвестный схолиаст IX в., свт. Фотий, Михаил Пселл (XI в.), Илия , митр. Критский (XII в.), Никифор Каллист Ксанфопул († ок. 1330) и своеобразно Фил Мануил († ок. 1350) - в четверостишиях, по всем главам отдельно ( Manuil Phil. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. (Amst., 1967r). Vol. 1-2). Идентификацией некоторых анонимных схолий занимался Э. Петерсон ( Peterson. 1932). Каждое Слово «Лествицы» завершается, как правило, эпиграммами-двустишиями, автор которых, значительно более древний, чем Мануил, неизвестен. Еп. Максим (Маргуний), первый переводчик «Лествицы» на просторечный греч. язык, предварил свое издание стихом, написанным гомеровским размером. Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) От толкования свт. Фотия сохранилось 8 схолий среди толкований Илии Критского, ни одна из к-рых не содержится в известном корпусе сочинений святителя. Толкования Михаила Пселла, который неоднократно использовал образ лестницы в своих сочинениях, отражены в его богословских произведениях ( Mich. Psell. Theol. 30, 42). По Пселлу, лествица, соединяющая небо и землю, состоит из «тысячей ступеней» (Ibid. 64).

http://pravenc.ru/text/471351.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010