в честь Воскресения Христова, после внезапной смерти Андриана строительство продолжилось под рук. Злобина. Нижне-Воскресенским мон-рем, как теперь стал называться скит, управлял старший из братии, по-видимому мон. Прохор (Калмыков), к-рый освятил Воскресенский храм в 1787 г. Вскоре он был избран настоятелем. Прохор последовательно проводил политику по возвышению И. м. при неуклонном сохранении старообрядческих традиций. Став настоятелем, он взял с насельников клятвенное обещание «жить по преданию святых отец и по иноческому обещанию» (Там же. С. 86) и продолжил монастырское строительство. Была возведена теплая 5-главая ц. Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова, близ нее - колокольня с 12 колоколами, для храмов было куплено и получено в дар множество древних икон, некоторые из них с частицами мощей. Храм освятили в 1795 г. 7 священников. В Нижне-Воскресенском мон-ре были построены более 46 деревянных келий и каменный корпус для ризницы и б-ки, отдельное здание больницы. Территория мон-ря была обнесена деревянной оградой с каменными воротами. В 1791 г. за Б. Иргизом, напротив мон-ря, устроили хутор с 40 ульями. В нач. 90-х гг. XVIII в. Сергия (Юршева) продолжал беспокоить вопрос о правильном поставлении старообрядческих священнослужителей. В 1786 г. Астраханский архиеп. Никифор (Феотоки) разослал по епархии окружное послание, в котором призывал вернуться в Церковь ранее отпавших от нее. Сергий составил 15 вопросов о вероучении правосл. Церкви и подал их архиеп. Никифору в 1790 г. с прошением, в котором от имени всего старообрядческого общества обещал присоединиться к Церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Архиеп. Никифор написал «Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о святом мире». Архиерей утверждал, что старообрядчество не может именоваться истинной Церковью, т. к. в нем нет единства, иерархии и таинств, истинной является только Греко-Российская Церковь. Сергий разослал списки «Ответов...» по И. м. и др. поповским общинам, за что в 1791 г.

http://pravenc.ru/text/673915.html

После учреждения Виленской и Литовской епархии в 1839 г. В. м. был возобновлен как православный, в 1842 г. возведен в 1-й класс, в 1845 г. причислен к 3-му классу с настоятелем-архимандритом, 5 иеромонахами, 2 иеродиаконами, 1 монахом и 4 послушниками по штату. Первым настоятелем возобновленной обители стал архим. Евсевий (Ильинский) , впосл. архиеп. Тверской. На содержание братии из казны отпускалось 1840 р. ежегодно, в качестве дохода от своих владений мон-рь получал еще 1,5-2 тыс. р. В. м. владел 25 десятинами земли в Вильне, собственностью упраздненной Трокской униатской архимандрии с озерами и фермами. В авг. 1845 г. на территории В. м. разместилась переведенная из Жировиц Литовская ДА, ее ректором являлся архимандрит мон-ря. В мон-рь также поступила часть б-ки жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В актовом зале семинарии проходили епархиальные собрания, общегородские торжественные заседания, приуроченные к памятным датам, собрания виленского Свято-Духовского братства. В 1851-1852 гг. в Троицком храме вместо старой (униатской) алтарной преграды акад. И. Т. Хруцкий выполнил новый иконостас. На средства (1500 р.), пожертвованные почетным гражданином Иркутска Е. Кузнецовым, в Троицкой ц. был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. по проекту епархиального архит. Н. М. Чагина на храме был воздвигнут деревянный купол, 2 каменные зап. боковые башни, в 1884 г. проведен внутренний ремонт. Настоятелями В. м. во 2-й пол. XIX в. были Филарет (Малышевский), впосл. еп. Нижегородский, Александр (Добрынин) , впосл. архиеп. Литовский, Иосиф (Дроздов), впосл. еп. Смоленский, и др. В 1915 г., во время первой мировой войны, насельники В. м. были эвакуированы и размещены в неск. мон-рях России. До нояб. 1919 г. богослужения в Троицкой ц. не совершались. 8 нояб. 1919 г. в больничном корпусе ДС разместились вернувшиеся из эвакуации сестры виленского ( вильнюсского во имя равноап. Марии Магдалины ) жен. мон-ря. Троицкий храм перешел к Мариинской жен. обители, богослужения в нем совершали насельники виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/158630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение к-рых по преданию или исторически было связано с о-вом Кипр. Почитание К. и. получило распространение с XVII в. в России, гл. обр. на центральных и южнорус. землях. В основу почитания К. и. легло визант. сказание об иконе Божией Матери на Кипре, простреленной арабом (BHG, N 1069). Оно содержится в рукописи Vat. gr. 1147 (XVI в.), где говорится, что в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей, в юж. части Кипра, находилась мозаика с изображением Богоматери с Младенцем на лоне, от к-рой происходили чудеса, из-за чего к ней приходило для поклонения множество верующих. Однажды проезжавший мимо араб пустил стрелу в чудотворный образ, и из раны потекла кровь, следы которой «видны до сегодняшнего дня»; нечестивца-араба вскоре постигла божественная кара ( Смирнов. 1897. С. 6-7). Видимо, это произошло в период совместного владения Кипром византийцами и арабами (649-965). Более кратко этот рассказ изложен в некоторых версиях «Послания трех восточных патриархов». Так, в списке IX в. из б-ки мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. 48) сообщается, что в одном из городков в юж. части Кипра из простреленного арабом мозаичного изображения Богоматери с Младенцем на коленях рекой хлынула кровь и ее следы видны до сих пор ( Смирнов. 1897. С. 3). О том, что мозаика почиталась до этого события как чудотворная, и о наказании араба не говорится. Я. И. Смирнов предположил, что упоминание городка относится к предыдущему рассказу о др. чудотворной иконе, а К. и. находилась вне города. Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

В 1943-1945 гг. остров был оккупирован немцами, с 1945 г. им управляли англичане. Согласно Парижским соглашениям (10 февр. 1947), Патмос в числе др. о-вов Додеканес вошел в состав Греции, официально объединение произошло 7 марта 1948 г. В 1947 г. была вновь открыта Патмиада, действующая теперь как средняя церковная школа. В 1949 г. на средства И. Б. м. для Патмиады было построено новое здание. Кроме того, И. Б. м. заботился о начальных школах, занимался проблемами медицинского обслуживания. В 70-х гг. ХХ в. для б-ки было специально оборудовано помещение в подвале нового здания музея-ризницы. В 1981 г. Греческое гос-во провозгласило Патмос «священным островом». Открытие б-ки К-польским патриархом Димитрием I было приурочено к празднованию 900-летия основания мон-ря. Торжества состоялись 25-27 сент. 1988 г. Тогда же вышли в свет неск. научных изданий, посвященных И. Б. м. С 22 по 26 сент. 1995 г. отмечалась 1900-летняя годовщина ссылки ап. Иоанна Богослова на Патмос, в церковных мероприятиях участвовали правосл. патриархи и предстоятели Церквей христ. Востока. В 90-х гг. ХХ в. были созданы мастерские по реставрации рукописей и икон. Были отреставрированы иконостасы кафоликона и придела Пресв. Богородицы, с 1995 г. ведутся работы по расчистке фресок кафоликона. 4 дек. 1999 г. И. Б. м. был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (офиц. церемония провозглашения памятником ЮНЕСКО - авг. 2006). 24 янв. 2000 г. И. Б. м. был преобразован из особножительного в общежительный. Кафигуменом был избран постриженик обители архим. Антипа (Никитарас), защитивший в 1998 г. докт. дис. «Монастырь ап. Иоанна Богослова и Патриарший Экзархат Патмоса». Кафигум. Антипа является автором ряда книг, в т. ч. посвященных истории И. Б. м.: «Предотвращение преступления согласно практике Православной Церкви» (Патмос, 2001), «Деревянный резной иконостас кафоликона Патмосского монастыря» (Патмос, 2005), «Житие и служба святым, просиявшим на Патмосе» (Патмос, 2006), «Книга Апокалипсис» (Патмос, 2007), «Путеводитель по священному монастырю св. Иоанна Богослова на Патмосе» (Патмос, 2007), «Сила молитвы» (Патмос, 2008) и др. В 2006 г. в И. Б. м. был открыт Центр православной культуры и информации в Скале, действует «Центр поддержания семьи».

http://pravenc.ru/text/471591.html

согласно 23-й гл. устава Г. п., была непреложным законом для мон-ря. По инициативе игум. Филарета в 1823 г. была построена больница, в к-рой лечили и братию, и паломников. В 1877 г. было построено каменное 2-этажное, а в 1896 г.- каменное 3-этажное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так и амбулаторным лечением. Если в кон. XIX в. ежегодно за медицинской помощью в больницу обращалось 7-10 тыс. богомольцев, то в 1915 г.- 11 тыс. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось Г. п. ежегодно более чем в 2 тыс. р. В XIX-XX вв. Г. п. содержала неск. гостиниц, богаделен, странноприимниц, в т. ч. в самой обители, в дер. Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. Посетителей Г. п. обеспечивали бесплатным питанием, жильем, одеждой. Значительные средства Г. п. жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание правосл. миссионерского общества, в пользу Иерусалимской ц. Гроба Господня, на рус. паломников в Палестине, и устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на о-ве Закинф (Занте), жителям Греции, Балкан. Г. п. известна своей издательской и просветительской деятельностью, начало к-рой положил игум. Филарет. Помимо наставлений монашествующим и уставов он вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем; РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936), составлял нотные книги. В ж. «Странник» печатались духовно-назидательные книги глинского иером. Порфирия (Левашова, 1868): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игум. Иасон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархим. Илиодора, мон. Феодота, мон. Мартирия, схим. Евфимия, мон. Досифея и др., вошедших в многотомное изд. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». С кон. XIX в. обитель издавала духовно-просветительскую лит-ру, в 1901-1910 гг.- жития старцев Г. п., а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», к-рые поступали в школьные б-ки (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396). В 1908 г. при Г. п. был открыт миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова для борьбы с сектантством. Патриотическая деятельность

http://pravenc.ru/text/165143.html

В 1771-1774 гг. на Патмосе находилась база рус. флота под командованием адмирала гр. А. Г. Орлова (его кинжал хранится в музее-ризнице И. Б. м.). В 1771 г. в кладбищенской церкви И. Б. м. были похоронены рус. капитан и флотский иером. Иосиф, родом из Архангельска. Свт. Макарий Нотара , митр. Коринфский, подвизался на Патмосе в 1782-1793 гг., в т. ч. он занимался переписыванием рукописей из б-ки И. Б. м. Свт. Макарий основал исихастирий Панагии Куманы с храмом во имя Всех святых. Прп. Григорий Ниссиросский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) Прп. Григорий Ниссиросский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) На Патмосе нек-рое время проживали и др. участники движения колливадов : прп. Нифон с Хиоса (пам. греч. 14 июня), прп. Григорий Нисиросский, старец Афанасий из Армении, сщмч. Парфений (Парфениадис). Иером. Григорий Нисиросский († 1812) первоначально подвизался в построенной им келье рядом с исихастирием свт. Макария, а затем основал в местности Грава кафизму с ц. Успения Пресв. Богородицы, за что получил прозвище Граванос. На исповедь к прославленному подвижнику приходило много верующих. У него исповедовался и пребывавший в изгнании на Патмосе К-польский патриарх Неофит VI , В 1798 г. сщмч. Парфений (погиб в 1805 в Дидимотихоне) построил небольшой монастырь в местности Ливади-ту-Кутрули (впосл. Ливади-тон-Калойирон). В 1802 г. над нартексом кафоликона была устроена б-ка, названная монахами «лечебницей души». В 1818 г. на средства Сардского митр. Нектария была вымощена дорога, ведущая от патмосской гавани Скала к И. Б. м. В 1821 г. был убит турками сщмч. Иеремия , эконом мон-ря Стилос - подворья И. Б. м. на Крите. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Патмос был вторым из греч. островов, после Спеце, поднявших знамя восстания под рук. уроженца Патмоса Александрийского патриарха Феофила (Панкостаса). Он окропил св. водой греч. суда в гавани Скала, благословив начало военных действий. По свидетельству патриарха, во время крестного хода, совершенного им 14 мая 1822 г., иконы ап. Иоанна Богослова и прп. Христодула покрылись потом. «Святые встретили препятствие в молитве своей о нас пред Господом» - так истолковал это событие патриарх ( Дмитриевский. 1894. С. 185-186). Воспитанниками Патмиады были члены тайного об-ва «Филики этерия» (Дружеское об-во) Э. Ксанфос (1 из 3 основателей этой орг-ции) и Д. Фемелис. Однако по условиям К-польского мира (9 июля 1832) Патмос вместе с другими островами, входившими в архипелаг Додеканес, остался в составе Османской империи.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Отражением одного из наиболее ранних этапов развития иконографии Толкового Апокалипсиса в рус. искусстве стали 2 лицевых списка, датируемых 2-й четв. XVII в.: в сборнике из собрания Ф. И. Буслаева (РНБ. Q. I. 1154. Л. 82-244; 73 миниатюры); в конволюте из собрания Т. Ф. Большакова (РГБ. Ф. 37. 156. 1°. Л. 161-271; 81 миниатюра). Буслаев, указав на иконографическую близость мн. миниатюр этих списков, отчасти объяснимую особенностями сохранившегося в них перевода И. Б. О. на слав. язык, отнес тексты и совпадающие иллюстрации данной пары рукописей к «ранней» редакции лицевого Апокалипсиса ( Буслаев. 1884. С. 209-316). Главная текстологическая примета этой редакции - замена в гл. 25 Толкового Апокалипсиса (Откр 8. 13) ангела орлом, изображенным на соответствующей миниатюре. Особого внимания заслуживает Апокалипсис из РНБ (Q. I. 1154), в к-ром есть ряд композиций, до деталей схожих с изображениями на упоминавшейся иконе «Апокалипсис» из Успенского собора (ср., напр.: небо-свиток, свиваемое 2 ангелами; ангелы Господни 7 церквей; 4 всадника; 2 пророка и зверь; воскресшие пророки и падение части града; вознесение 2 пророков в облаке; ангел, срезающий виноград и бросающий его в великое точило). Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Ангел, возвещающий падение Вавилона. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Ярославль. Нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 98 1612. Л. 92) Еще одним памятником, в к-ром, подобно рассмотренным выше спискам 2-й четв. XVII в., отразилась ранняя иконография Апокалипсиса, является кодекс из б-ки Соловецкого мон-ря. Он включает Толковый Апокалипсис 70-80-х гг. XVI в. со вставными иллюстрациями кон. 1-й четв. XVII в. (РНБ. Солов. 1. 4°. Л. 1-216; 65 миниатюр) и нелицевой список Жития (Хождения) ап. Иоанна Богослова, изготовленный одновременно с миниатюрами. Замена ангела орлом в Соловецком сборнике произведена не в соответствии с основным текстом, а в связи с глоссой на полях книги. Языковые, палеографические, кодикологические и художественные особенности всех частей конволюта говорят о том, что местом его создания были вост. земли Речи Посполитой. 22 миниатюры этой рукописи западнорус. происхождения относятся к той же иконографической редакции, что и иллюстрации списка из РНБ (Q.I. 1154). Отдельные миниатюры являются репликами гравюр из Библии Лютера ( Буслаев. 1884. С. 317-380). Стилистически композиции Соловецкого сборника имеют мало общего с современной им художественной традицией Московского гос-ва, куда книга попала не позднее сер. XVII в., возможно в ходе военных столкновений России с Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/471605.html

—508— преп. Феодосию и свв. мучч. Борису и Глебу, из которых (кондаков) первого в Уставе совсем нет, а второй – с одним текстом, без знаков певческих. Поэтому Типографский Устав есть, очевидно, древнейшая певческая рукопись и, именно, Киевская и Киево-Печерская. В главе десятой содержится обозрение богослужебных певческих книг XII-ro и XIII-ro веков, как материал для суждения о состоянии русского церковного пения в домонгольский период. Здесь довольно кратко обозреваются рукописи: Стихирарь Синодальной библиотеки 279, Стихирарь Типографской б-ки 96, Стихирарь месячный Синодальной б-ки 572, Стихирарь Типографской б-ки 152, Стихирарь Типографской б-ки 145 и 151, Стихирарь Синодальной б-ки 589, Стихирарь Императорской Публичной б-ки (Толстовск.) 15, Стихирарь (Софийской) библиотеки Петербургской Духовной Академии 384, Триодь Постная Типографской б-ки 148, Триоди Синодальной б-ки 423 и 278, два Ирмолога Типографской б-ки 149 и 150, десять Миней Синодальной б-ки 159–168, Ирмолог Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря 28, Триодь того же монастыря 27, Праздничная Минея Императорской Публичной б-ки 12. Стихирарь Императорской Академии Наук 74, Стихирарь б-ки Московского Успенского собора 8, Кондакарь Сергиево-Лаврской б-ки 23, Кондакарь Синодальной б-ки 777. Результатом этого обозрения является предлагаемая в следующей одиннадцатой главе классификация певческих рукописей по месту и времени их происхождения, в целях уяснения путей распространения и моментов развития русского церковного пения в связи с пением кондакарным. Из двух видов симиографии этих рукописей, знаменной и кондакарной, удержалась доселе еще первая, вторая же исчезла уже в XIII веке, что объясняется ее сложностью и трудностью, искусственностью ее напевов и мелодий. Все рукописи, кроме кондакарных, содержат в себе симиографию, отличную от старой и более поздней византийской, и в то же время весьма сходствуют с симиографией, которой наиболее прилично наименование греко-сирийской с соответствующими ей напевами греко-восточными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010