Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в Сибирский федеральный окр. Территория - 767,9 тыс. кв. км (в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский окр.- 22,1 тыс. кв. км). Центр - Иркутск. И. о. расположена в Вост. Сибири и граничит с Красноярским краем на западе, с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Забайкальским краем на северо-востоке, с Республикой Тыва на юго-западе и с Республикой Бурятией на востоке и юге. К И. о. относится зап. побережье оз. Байкал. В Прибайкалье сходятся почти все наземные и воздушные коммуникации между западом, востоком и отчасти севером России, уровень интеграции с остальной территорией России здесь существенно выше, чем в регионах к востоку от Байкала. Население И. о. составляет 2428,7 тыс. чел. (окт. 2010), в т. ч. в Усть-Ордынском Бурятском окр.- 125,2 тыс. Население проживает в бассейнах рек Ангары и Лены, а также по Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям. Национальный состав: русские - ок. 88%, среди других национальностей наиболее многочисленны буряты, украинцы, белорусы, татары. Начиная с XVIII в. на территорию И. о. осуществлялось добровольное и принудительное переселение из др. регионов страны. И. о. разделена на 33 района (в т. ч. 6 в Усть-Ордынском Бурятском окр.), включает 22 города, 54 поселения городского типа. Панорама Иркутска. Фотография. XIX в. (ГИМ) В 1682-1719 гг. территория И. о. была частью Иркутского воеводства, с 1719 г. (фактически с 1721) - Иркутской пров. Сибирской губ., площадь которой увеличилась по сравнению с Иркутским воеводством за счет сев. земель, ранее бывших частью Илимского воеводства. В 1736 г. Иркутская пров. стала самостоятельной, управлялась вице-губернатором, подчинявшимся Сибирскому приказу. В 1764 г. Иркутская пров. была преобразована в Иркутскую губ., территория к-рой простиралась от бассейна Енисея до Тихого океана. В состав Иркутской губ. вошли провинции: Иркутская (Иркутский, Киренский и Балаганский уезды), Верхнеудинская (Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды), Якутская (Якутский, Илимский, Алданский и Олёкминский уезды). В 1803 г. губерния стала частью Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске (с 1822 Восточно-Сибирское, с 1887 Иркутское генерал-губернаторство, упразднено в 1917). 30 мая 1923 г. из Иркутской губ. была выделена Бурят-Монгольская АССР с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). 28 июня 1926 г. губернию упразднили, ее территория вошла в новообразованный Сибирский край.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации. Территория: 19 тыс. кв. км. Центр: пос. городского типа Агинское (9,4 тыс. чел.- 1999). География: округ находится в центре юго-вост. части Читинской обл., в пределах юго-вост. Забайкалья. Он занимает лесостепную и степную зону левобережья р. Онон, к-рая является его естественной вост. и юж. границей. Округ расположен в глубине азиатской части материка, вдали от океанов и морей. Этим определяются природные и климатические особенности территории. Засушливая степь создает условия рискованного земледелия. Округ входит в юго-вост. часть Восточно-Сибирского экономического р-на, слабо освоенного и слабо развитого. Население: 79,1 тыс. чел. (1999). Средняя плотность - 5,4 чел. на кв. км; национальный состав: буряты - 54,9%, русские - 40,8%, остальные - украинцы, белорусы, армяне, башкиры, татары, чуваши, эвенки, казахи и др. Адм. устройство. В 1937 г. был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, после предоставления ему автономии и замены этнонима «бурят-монголы» на «буряты» в 1958 г. получил название Агинский Бурятский национальный округ. В 1977 г. переименован из национального в автономный. В состав округа входят 3 района: Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский; 31 село и 4 поселка городского типа. Религия Агинские буряты, как и вост. или забайкальские, исповедуют ламаизм; русские, украинцы, белорусы и чуваши - Православие. Представители др. национальностей придерживаются иных религий. Русская Православная Церковь имеет в округе 2 прихода, входящих в юрисдикцию Читинской и Забайкальской епархии : приход Воскресения Христова (с. Дульдурга, Дульдургинский р-н) и Никольский (пос. Агинское). Первая правосл. ц. в честь Воскресения Христова была сооружена на средства, выделенные царским правительством и пожертвованные народом. Достройка каменного здания церкви стала возможной при поддержке П. А. Бадмаева, известного петербургского лекаря, пользовавшегося в своей практике средствами тибетской медицины. С его активной помощью были установлены колокольня, сторожка и чугунная ограда. При церкви работала миссионерская приходская школа, в к-рой в 1897 г. обучались 27 учеников. Никольский храм в пос. Агинское, переделанный в годы советской власти в кинотеатр, реставрируется; в нем каждый день совершается литургия.

http://pravenc.ru/text/63294.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРЯТИЯ [Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере - с Иркутской, на востоке - с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское - 59,8%, сельское - 40,2%, плотность населения - 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 70%, буряты - 24%, украинцы - 2,2%, др. национальности - 3,8%. Административное устройство. Бурят-Монгольская АССР (БМАССР) образована в 1923 г. в результате объединения Бурят-Монгольской АО (образована в 1921) и Монголо-Бурятской АО (образована в 1922), в 1930-1936 гг. БМАССР входила в Восточно-Сибирский край, с 1958 г.- Бурятская АССР, в 1992 г. переименована в Республику Б. В наст. время Б. поделена на 21 район. Крупнейшие города - Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Кяхта. Религия Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм . На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ - 65, старообрядцев - 7, католиков - 1, протестантов - 36, иудеев - 1, мусульман - 3, буддистов - 41, прочих - 14. Русская Православная Церковь Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Территория Б. составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии , в к-рое входят 63 прихода и 2 мон-ря ( Сретения Господня жен. в с. Батурине Прибайкальского р-на и Посольский в честь Преображения Господня муж. в с. Посольском Кабанского р-на). На территории Бурятского благочиния служат 29 священников, в т. ч. 2 иеромонаха, кафедральный храм - Вознесенская ц. в Улан-Удэ.

http://pravenc.ru/text/153687.html

0б истории бурятского хлеборобства в долине реки Тугнуй в начале века можно судить даже по челобитной харашибирских крестьян, где пишется, что, начиная с 1808 года, буряты на левом берегу Тугнуя " ежегодно делают распашки земель " , что потомки тайши Бадмы Павлова и буряты, прикочевшие в Тугнуй с долин реки Уды, Кижинги, Ильки и " других разных мест " были " способными владеть сохой " . Павел Миловецкий, этнограф позапрошлого века, в очерке " Иргынское селение в Забайкальской области " описал крестьян поселья Беклемишево, где изрядно крещеных бурят чтут святого угодника и чудотворца Николу, где буряты занимаются хлеборобством, ибо выгодно: " открытием амурских дел потребовался большой запас хлеба для сплавов на эту реку " и буряты " сами собой " , без понукания занялись земледелием. Если в 1857 г. было ими посеяно хлеба 19344 четверти, то в 1858 - 33971 четверть». Летописец Хоринского аймака Вандан Юмсунов сообщает, что в веках буряты, " наставляемые русскими " , начали сеять ярицу, рожь, пшеницу, овес, ячмень. " Таким образом, научившись сеять разных родов хлеб, хоринский народ понял, что это весьма полезно " . Сибирский историк Валентина Синелькова писала: «Русский крестьянин сыграл главную роль и в земледельческом освоении Забайкалья. Это он с топором и с сохой поднял вековую целину его горно-таежных и степных мест и показал прекрасный образец стойкости, трудолюбия, мужества и бескорыстия. В освоении новых земель им затрачена колоссальная энергия, выработаны трудовые традиции, накоплен большой хозяйственный опыт. Здесь он быстро устанавливает прочные хозяйственные и бытовые связи с коренным населением. Крепнет их дружба, усиливается их взаимное культурное влияние...». Русские забайкальцы с великим почтением относились к бурятам, и, будучи православными христианами, снисходительно относились к их языческому шаманизму, ибо Господь непосвященных принимает по нраву , а нрава степняки были доброго и хлебосольного... Помянутый выше этнограф Павел Миловецкий вслед за декабристами похвально писал о моральном облике брацких людей: " Буряты справедливы и сострадательны; в каждом человеке, кто бы он ни был, они видят прежде всего человека, которому в случае надобности необходимо подать помощь. Уважая истинное достоинство в других, они требуют такого же уважения и к себе " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

– Как относятся к Церкви буряты и другие местные народности? Ведь для них Православие – это традиционно русская религия. – Сегодня на территории епархии буряты проживают в основном в Бурятии. Конечно, большинство бурят традиционно исповедуют буддизм, хотя часто весьма формально. Отношение их к Православной Церкви довольно спокойное и мирное. Есть и крещеные буряты. В епархии сегодня четверо священников – буряты. – Существуют ли у вас в епархии какие-то особые местные церковные традиции? – В девятую пятницу после Пасхи ежегодно у нас совершается четырехдневный крестный ход в село Иргень. Это одно из самых почитаемых святых мест в Забайкалье. Иргень находится примерно в 150 километрах от Читы. Здесь в XVII веке пострадали мученики – православные христиане-казаки из числа первопроходцев. Они ревностно и истово исповедовали свою веру, а пострадали от рук своего же воеводы Афанасия Пашкова – беспощадного деспота. Казачий стан стоял на озере, кишевшем рыбой. Пашков часто злоупотреблял своей властью, напивался и однажды в таком состоянии потребовал от своих подчиненных, чтобы наутро у него было засолено 40 бочек язычков от карасей. Можете себе представить, сколько рыбы нужно было загубить, чтобы заготовить 40 бочек этого сибирского деликатеса. Конечно, этого поручения казаки не смогли выполнить, и наутро воевода велел их казнить. Известны имена четверых: Василий, Иосиф, Киприан и Симеон, но их было больше. Примечательно, что после казни воевода зашел в сени своей избы и увидел, что там у него стоит 40 бочек с карасиными язычками. Замученные воины Симеон, Иосиф, Киприан, Василий неоднократно являлись православным и бурятам-язычникам, призывая почитать их память и место близ озера Иргень, освященное их страданиями. Позднее на месте Иргенского острога построили храм в честь почитаемой в Забайкалье иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Связано это посвящение с тем, что сохранилась икона «Знамение», принадлежавшая воинам-мученикам, о чем свидетельствуют изображенные на полях иконы их небесные покровители. Уже в XIX веке на этом месте был образован миссионерский стан, в котором проживал назначаемый священноначалием монах-миссионер. До революции в период от недели всех святых до девятой пятницы по Пасхе на Иргень поклониться воинам-мученикам шли нескончаемым потоком православные, а также почитающие это святое место старообрядцы и буряты-язычники. Двухвековая традиция крестных ходов на Иргень оборвалась после 1917 года и возродилась только в 1999 году.

http://pravoslavie.ru/32354.html

Селенгинское ведомство составляют восемнадцать бурятских родов, в которых считается до 25 000 душ обоего пола. К этому же ведомству принадлежали буряты, вошедшие в состав первой и третьей конной бригады казачьего забайкальского войска, в числе 20 000 душ обоего пола. Все селенгинские буряты ламайского суеверия. Селенгинские буряты говорят чистым монгольским языком, употребляемым заграничными монголами-кхалкасами прежнего Ургинского ханства, и очевидно до присоединения к России составляли часть этого ханства. Некоторые роды (например, Цонгольский, Сортольский и др.) селенгинских бурят перешли в пределы России (1681 г.) после завоевания Забайкалья и поселились тут в ближайших к границе местностях. Вскоре после перехода их в Россию началось и распространение между ними христианства. В 1681 году прибыла из Москвы за Байкал первая христианская миссия, основавшая здесь монастыри – Селенгинский, Троицкий и Посольский Преображенский. В начале следующего (XVIII) столетия второй настоятель Забайкальской миссии игумен Мисаил доносил Тобольскому и Сибирскому митрополиту, что миссиею много окрещено мунгалов, как тогда назывались нынешние буряты. В двадцатых годах того же столетия проповедовал Евангелие Селенгинские мунгалам первый Иркутский святитель Иннокентий, проживавший в Селенгинске около двух лет 72 . Селенгинск в то время был пограничною русской крепостью. Вскоре затем чрезвычайный посланник Савва Владиславович Рагузинский 73 основал на р. Буре Троицкосавскую крепость с торговою слободою Кяхтою. Троицкосавская церковь приписана к миссионерскому Посольскому монастырю, из которого иеромонахи поочередно жили в новой крепости для священнослужения и, без сомнения, для Евангельской проповеди между иноверцами. Сам Владиславович, по-видимому, покровительствовал христианскому просвещению мунгалов: доселе за Байкалом существует фамилия Рагузинских (казаки), предок которых воспринят был графом от купели крещения. Вообще же торжество христианства над язычеством, мало известное исторически, очевидно изображается в облике многих русских за Байкалом, доселе сохранивших черты своего монгольского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внешним устройством своим он обязан лицу, имеющему также важное значение в истории русских миссий. Это был «купчина Пекинского коровану» Григорий Афанасьевич Осколков, известный ходатайством перед китайским правительством о дозволении России держать свою миссию в Пекине. На обратном пути из Пекина он умер в Монголии 12 , а тело его привезено в Посольский монастырь, где благодарная братия устроила над могилою его каменную часовню и доселе поминает его как создателя и благотворителя своей обители 13 . По прибытии в монастырь я горел желанием поскорее видеться и беседовать с своею непросвещенною верою паствою. Случай представился скоро. Через пять дней по прибытии я приглашен был в ближайшее к кочевке кударинских бурят 14 селение (Тварогово, в тридцати верстах от Посольского монастыря) для служения по случаю храмового праздника и ярмарки. Местный священник, знакомый со всеми инородческими властями, обещался в собственном доме познакомить меня с тайшею, зайсанами и шуленгами 15 , которые, по его словам, непременно должны были прибыть на ярмарку и даже быть в церкви. Я уже обдумывал, что буду говорить с ними об истине христианства и об их заблуждении.– Но расчет наш оказался неверен. Вероятно наперед узнавши о моем приезде, из властей никто не явился на ярмарку, и простые буряты держали себя слишком далеко, чтобы иметь случай беседовать с ними. Огорченный первою неудачею, я решился ехать на Селенгу совсем с другою целию, и здесь-то сверх ожидания, встретил две больших толпы бурят. Возвращавшиеся с ярмарки буряты сошлись со мною на перевозе и как ни старались уклониться от меня, я нашел случай зоговорить с ними о вере. Ответ на мои слова у всех был один: «Бог дал семьдесят семь языков и семьдесят семь вер. Вы – русские, вам Бог дал и веру русскую, а нам бурятам дал бурятскую». На это возражение, казалось, нельзя было отвечать иначе, как отвечают мнимым прогрессистам, проповедующим ту же самую мысль, только несколько общее и отвлеченнее. Но буряты понимали веру гораздо обширнее, относя к ней весь свой быт со всею обстановкою в отличие от быта и образа жизни русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

кирпичным чаем, вечным напитком бурят. Вокруг огня, на таком ограниченном пространстве, помещается вся семья бурят, – почти всегда многочисленная; на разостланных войлоках лежат целыми группами, греются, коптятся и провяливаются, как лещи или селёдки, вокруг огня. От постоянного дыма, копоти и скверного их табаку, от нечистоты, неопрятности и тесноты атмосфера в юртах самая удушливая. Большие из бурят носят на себе, исключая летних жаров, и дома, и на улице, бараньи тулупы, которые надевают они прямо на тело. От постоянной испарины эти тулупы издают смрадный запах; а маленькие из них, мальчики и девочки, бегают совершенно нагие. Среди таких-то грязных картин и людей, по несносному радушию Тайши, я должен быль провести две недели. Признаюсь, мне это так надоело, что я считал тот день большим праздником для себя, когда вырвался из этого общества бурят. Впрочем, у Тайши есть и русский дом, который мне показался раем после дымных и душных юрт. Но у моего хозяина, несмотря на то, что он очень хорошо знаком со всеми удобствами, живёт в юрте и вместе со своими родовичами кочует по здешним пустыням и охотно переносит все неприятности такой бродяжнической жизни. Дом у него только для приличия и для русских гостей. Но если, с одной стороны, так грязны и несносны буряты, то, с другой стороны, у них много и хорошего. Буряты вообще добры, хотя и любят денежки, очень радушны: чрезвычайно довольны русским правительством и жалеют о монголах, что они не под властью Вечного Царя, а изнемогают под игом Богдыхана. Наш Государь для них – существо какое-то божественное; по его слову они, кажется, готовы сделать всё; сверх того, они расположены к христианству; многие из них крестятся, – ходят в церковь поют молебны и кланяются иконам. Множество лам ещё их удерживает в язычестве, – но они сами не слишком к тому расположены, потому что этих лам чрезвычайное множество, и все они, как пиявицы, высасывают последнюю кровь у них. Можно надеяться, что буряты, при благоразумном, действии и поощрении со стороны светской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дело за малым – захотеть и хотя бы мысленно, но искренне желать этого спасения. Ведь одна только наша мысль, идущая из самого сердца и обращенная к Богу, есть уже молитва Ему… Без молитвы – не возродить былого величия России… Когда таких верующих и молящихся о спасении родного Отечества соберётся «малое стадо», Господь наш Иисус Христос скажет: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство (Лк. 12:32). Но собрать сегодня это «малое стадо» – поистине величайшая задача! Сотрудники «Славянки», наши кроткие жены, уподобившись древнегреческому Диогену, который среди бела дня проходил с зажжённым фонарём сквозь толпы людей и повторял свою знаменитую фразу: «Ищу человека!», уже не один месяц ходят по первопрестольной с просьбой о помощи: «Отзовись, русский человек!» и не находят таковых… Но это не означает, что их нет вовсе. Господь выявит и пошлёт их нам. Он сотворит из камней Себе русских. Не для этого ли попустил Он и Украине стать новым Куликовым полем? Ибо как при благоверном Великом князе Димитрии Донском на Куликово поле, по слову Льва Гумилёва, пошли суздальцы, владимирцы, ростовцы, а вернулись русские, так и сегодня идут воевать за правое дело на землю украинскую россияне: дагестанцы, чеченцы, буряты, татары… а возвратятся – русские. Русские дагестанцы, русские татары и русские буряты. Не случайно и один из первых героев России – дагестанец, старший лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов, положивший душу свою за други своя. Разве возразит кто против того, что этот герой – русский дагестанец? Или воин-герой бурят, сражающийся за утверждение на Украине русской правды – разве он не русский бурят? Или многие наши единоплеменники, «Иваны, не помнящие родства» – не вернутся ли с воинских полей русскими? Или кровью своей принявшие Крещение, не обретут ли в селениях праведных обители русские? Не хотели или не могли вольно, приходится нам невольно обретать свою утерянную русскость, без которой не быть Русской земле. Но и сама очевидная ассоциация битвы на Украине с Куликовым полем и именем святого Димитрия Донского – не случайность. Мощи благоверного князя пребывают под спудом в кремлёвском Архангельском соборе. Так или иначе, их собираются обретать, и уже известны имена тех людей, которые сегодня занимаются этим добрым делом. Но мало кто обращает внимание на ту очень важную деталь, что и мощи святой супруги Московского князя Димитрия преподобной Евфросинии Московской, также пребывают на территории Кремля в приделе мученика Уара Архангельского собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/16/ka...

Паисию; после долгих колебаний Паисий соглашается, и они начинают жить вместе, но не как старец с послушником, а как единомысленные братья-сотаинники. Вскоре и другие братья начинают просить Паисия принять их в ученичество, но он отказывается и не принимает их. Первый ученик поселяется с Паисием и Виссарионом лишь после усиленных просьб и спустя четыре года. Последующих учеников о. Паисий принимает, испытывая их кого четыре, кого три, кого два года, а кого и дольше. Для поселения учени­ков была приобретена вторая калива, выше первой, в гору на расстоянии одного брошенного камня. Живя с братией, о. Па­исий начинает с немалым трудом и затратами собирать свя­тоотеческие книги на славянском языке. Некоторые из них он собственноручно переписывает, а некоторые покупает и пред­принимает попытки исправления этих книг по другим славян­ским рукописям. Поиск же древнегреческих первоисточников отеческих писаний на славянском языке во всех Афонских монастырях и скитах оказался безуспешным. Переход братии, состоящей из о. Паисия и семи иноков-молдаван, в келию Святого Константина, принадлежавшую монастырю Пантократор, произошел незадолго до 1757 г-> и с этого времени со старцем Паисием начали селиться и братия из славян. К концу 1757 г· собралось хг братии: 7 молдаван и сла­вян, и богослужение ведется уже на двух языках: молдавском и славянском (до этого только на молдавском), а для вновь при­бывших строится еще пять келий. Живущая в великой нужде и безмерных трудах братия и духовники Святой Горы уговари­вают Паисия принять иерейский сан; в конце концов, по пос­лушанию, он соглашается, и в 1758 г. старца рукополагают во священники. Братство постепенно умножается и переходит в скит пророка Илии того же монастыря Пантократор. Скит уда­ется обустроить: проводится вода, строится церковь, ограды, пекарни, кухни, архондарик и ι6 келий — все каменное. Узнав о выдающихся качествах старца как духовного руководителя, его начинают почитать на Святой Горе иноки всех национальнос-(15) тей, и он становится духовником Константинопольского пат­риарха Серафима И, проживавшего на покое в Пантократоре, в великой церкви которого иногда служит старец.

http://bogoslov.ru/book/376899

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010