Душевно преданный вам Вениамин еп. Селенгинский. P. S. Об А. И. Кикине 70 ) писал я о. А. Серафиму еще до получения письма вашего, также и Алексею Ивановичу. P. S. Получил я в подарок для миссии «Духовную беседу» прежних годов; но без бумаги и теперь не знаю, кого благодарить, когда прежняя редакция уже не существует. 7 71 20 января 1864 года После долгого молчания снова принимаюсь писать вам о нашей миссии за Байкалом. Но теперь позвольте отступить от прежнего хронологического порядка. Повторение на каждом шагу одних и тех же явлений, о которых я уже писал прежде, и частые самая поездки по тем же местам, о которых вы уже имеете понятие, заставляют меня на этот раз ограничиться статистическим обзором инородческого населения Забайкальского края, различным отношением его, в разных местностях, к христианству, – тем, что сделано среди здешних язычников прежде христианскою проповедью, что делается теперь и что нужно было бы при помощи Божией на будущее время. Инородцы за Байкалом занимают более двух третей всего пространства края. Язычников между ними около ста двадцати тысяч. По народностям разделяются они на монголо-бурят и тунгусов. По вероисповеданию те и другие разделяются на ламайцев (буддистов) и шаманцев (черной веры), так впрочем, что бурят больше ламайцев, а тунгусов – шаманцев. По управлению, согласно племенному разделению, забайкальские буряты делятся на шесть ведомств, управляемых степными думами – Селенгинское, Хоринское, Агинское, Баргузинское, Кударинское и Закаменское. Большинство тунгусов принадлежит князю Гантимурову, ведомства Урульгинской степной думы. К отдельным инородным управам принадлежат тунгусы армацкие и тунгусы-мурчены (конные) баргузинские; наконец управляемые одними старшинами бродячие тунгусы – орочены (оленные). Селенгинские буряты живут по р.р. Селенге, Чикою, по левую (южную) сторону Хилка, по Джиде, Темнику и Убукуну. В длину кочевка их простирается от реки Армака (в 150 верстать от Кяхты на запад) до Яблонового хребта, – на расстоянии более 400 верст, а в ширину от границ Монголии до Верхнеудинска – на расстоянии 250 верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" аргумент) вида " а в америке негров личнуют, а во франции варфоломеевская ночь " работает безотказно и на его фоне меркнут все логические доводы и теряются все голоса разума. И все же, ради очистки совести... 1 - Разбив казаков в начале 1634 года недалеко от Якутского острога, они дви­нулись к нему и держали его в осаде почти шесть недель. За это покушение Якуты были жестоко нака­заны оправившимися казаками, но и после того, до самого конца XVII столетия, они не раз поднимали знамя бунта. 2 - Не так скоро покорились Буряты, жившие в Ангарской степи. В отместку за смелый и удачный поход казаков в Ангарскую степь в 1644 году, Буряты три раза на­падали на Верхоленский острог, хотя особенного вреда казакам при этом не сделали. 3 - Самым воинственным племенем оказались чукчи. Только один начальник Анадырского острога капитан Павлуцкий (Фамилия которого, говорят, памятна до сих пор Чукчам) разбил их на голову два раза, но в тре­тьей серьезной битве с ними в 1747 году он был убит и отряд его уничтожен. Набеги Чукчей на Анадырск повторяются еще до 1855 года. Разумеется, вы можете начать говорить о том, что эти аборигены-варвары нападали на миролюбивых русских просто от нечего делать, но... на самом деле... Россия не уничтожила ни одного народа в процессе своего имперского развития. (с) Ага. Сами повымирали, сами заассимилировались... 4. Ответ на 1., рудовский: Европейцы методично превращали в колонии страны Африки и Азии, Северной и Южной Америки. Но лишь Московское Царство... (С)А в Московском царстве казаки собирали ясак с покоренных народов Сибири и Крайнего Севера. Это очень духовно, нравственно и совершенно непохоже на деятельность условных португальцев в условной Индии. А что сделали испанские и португальские конкистадоры с американскими индейцами Вы знаете? Что-нибудь подобное казаки делали с сибирскими аборигенами? Одно дело ясак собирать и приводить туземцев под высокую руку Белого Царя, и совсем другое- устраивать геноцид под прикрытием распространения Христианства.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

Девушки пользуются большею свободою и почетом. Хотя Буряты могут иметь несколько жен, но обыкновенно ограничиваются одною. При женитьбе, всегда уплачивается калым (выкуп). Чем богаче невеста, тем значительнее калым, который, в случае развода, который совершается легко, возвращается родителям невесты. У бедных Бурят, во избежание калыма, иногда производится мена невестами, то есть жених одновременно выдает свою сестр замуж за брата своей будущей жены. 4 Похоронные обряды Бурят имеют некоторые характерные особенности. На месте, выбранном для погребения умершего, собираются ламы, расстилают войлоки на земле и начинают чтение молитв и поклонение богам, чтобы они позволили вырыть яму для могилы. Затем, роют землю и опускают в нее умершего. Со всех сторон могилы ставят баночки, наполненные серебром, – это выкуп за землю. Гроб засыпают землею и сверху над могилою ставят несколько шестов, обтягивают их веревками, навешивают цветные тряпочки и исписанные молитвами бумажки. Бумажки, колеблемые ветром, заменяют чтение молитв над умершим. 5 В административном отношении Забайкальская область разделена на восемь округов, а именно: Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Читинский, Акшинский, Нерчинский и Нерчинско-Заводский. Кроме того, территория Забайкальского казачьего войска разделена на четыре отдела. Общая численность Бурят в Забайкалье простирается, по последним сведениям, до 170,849 человек. В указанных восьми округах Буряты расселены весьма неравномерно. Больше всего их живет в Селенгинском округе, именно 59,008 душ, затем в Верхнеудинском 51,194, Читинском 31,952, Баргузинском 11,464, Троицко-Савском 8806, Акшинском 6521, Нерчинском 227 и Нерчинско-Заводском 123. 6 Мелкою, низшею административною единицею у Бурят служит улус, который есть не что иное, как союз нескольких родов кочевников, которые в одно время здесь, а в другое там располагаются для совместного житья. Каждый улус управляется своим старшиною, каждый род – своим шуленгою (родовым старостою); несколько улусов соединившись вместе, образуют ведомства, во главе которых стоят тайши, достоинство и власть которых сначала были наследственными, а потом эти должностные лица стали избираться обществами и получать от губернаторов утверждение в должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Растительность Забайкалья вообще не особенно разнообразна, но травы в степях весьма хороши, сочны и питательны и представляют одно из главных условий для процветания скотоводства. Более половины площади Забайкалья покрыто лесами, большею частью хвойными, в настоящее время уже значительно вырубленными близ населенных мест. Климат Забайкалья – континентальный со всеми его особенностями, то есть сухостью воздуха и резкими колебаниями температуры. Морозы иногда доходят до 50° по Ц. При всем том этот климат – вполне здоровый, по причине горного воздуха, обилия хвойных лесов и почти полного отсутствия болот в Забайкалье. На этой-то территории, очерченной лишь с самых общих сторон ее географического положения, мы и встречаем инородцев – Бурят и Тунгусов в начале 17 столетия, когда русские впервые познакомились с ними. С физической стороны, Буряты представляют чисто-монгольский тип. Они приземисты, но подвижны, имеют короткие и кривые ноги и длинное туловище. Лицо у них широкое, желтое, с выдающимися скулами, глаза черные, косо расположенные, с остающеюся на всю жизнь полулунной складкой, нос приплюснутый, рот большой, лоб низкий, покатый, большие отстоящие уши, волоса на голове густые, черные, жесткие и на бороде – редкие и поздно вырастающие. 1 Семья Бурят-ламаитов Живут Буряты в так называемых юртах. Юрты, имеющие обыкновенно в поперечнике не более 5 сажень, а в высоту от земляного пола не более сажени, состоят из решетчатых складных стенок, скрепленных между собою ремнями или тесьмами из верблюжьей или овечьей шерсти и конского волоса. Кровля юрты имеет вид конуса и делается из вогнутых палок и прутьев, к которым лучеобразно прикрепляются другие палки, упирающиеся в решетчатые стенки юрты. Как кровля, так и стенки юрты покрываются войлоками. Войлок, подбитый холстом, заменяет собою дверь, которая устрояется обыкновенно с южной стороны. Свет проникает в юрту сверху, из отверстия в центре крыши, которое служит для выхода дыма и на ночь закрывается войлоком. Посреди юрты для тепла и приготовления пищи помещается треножник над постоянно горящими или тлеющими в очаге дровами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Когда отводились земли дацанам, то они вырезывались из дач не одних язычников, а вообще из инородческих дач, хотя к инородцам за Байкалом принадлежат и до 10% православных христиан. Поэтому миссия считает справедливым надел землею приходских попечительств при миссионерских станах отвести вообще на счет инородческого ведомства, а не одних христиан, тем более что училища свои и лечебницы миссия с удовольствием готова открыть не для одних христиан, но и язычников, если только даны ей будут к тому средства. 145 Такая справедливая, благонамеренная и целесообразная просьба неудовлетворена и до сего времени. 146 Также и желание в Бозе почившей Государыни Марии Александровны об отводе при каждом миссионерском стане по 3000 десятин для водворения новокрещенных, с запасом на прибылые душа, для сельского хозяйства осталось не осуществленным в угоду бурятской орды. Намечены были десятки новых поселений в местах удобных для сельского хозяйства, но дело так и осталось в проектах и канцеляриях вследствие несогласия и открытого противодействия языческого большинства, незнающего пределов своеволию, при подстрекательстве лам. Генерал Жуковский в 1862 г. составил проект, или положение о наделении кочующих бурят участками из общих бурятских земель, в видах облегчения перехода их от кочевой жизни к оседлой. Но буряты не видели нужды переходить в оседлое состояние и остались до сего времени при общинном владении. Предполагалось дать: в Баргузинском ведомстве 10 дес., Кударинском, Селенгинском и Агинском по 15 дес., в Хоринском 20 дес. на душу, с 18– летнего возраста, 100 руб. пособия и право высиживать араку (т. е. молочную водку) беспошлинно. Составлены были планы поселений с правильными улицами. Но так все и осталось канцелярской работой. Араку буряты гонят и так беспрепятственно и беспошлинно. Участки не приманчивы, потому что в общинном владении придется непременно больше; следовательно определенные участки составили бы для них лишение. Только и воспользовались этим положением крещеные инородцы, с благодарностью принявшие от 15 до 21 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Ранее упомянутый забайкальский этнограф Фирс Болонев в книге «Семейские» писал: «Одной из тесных форм общения русских и бурят являлась отдача русскими крестьянами части своего скота на летнюю пастьбу бурятам, имеющим земельный достаток. Сближало и заимочное землевладение, а так же аренда земли у бурятского общества. Редкий русский хозяин не угонял свой скот на летние бурятские пастбища. (...) Многие семейские крестьяне имели заимки на землях принадлежащих бурятам. Там заводили себе нукеров . Малоземелье в русских семейских селах заставляло арендовать свободные земли у бурят». В конце шестидесятых, отработав два года в аймачной газете «Улан-Туя», чудом угодил я в республиканскую газету «Молодежь Бурятии», и, помню, в те лета гремел по республике, по Красной империи, по миру Лхасаран Линховоин, оперный певец, исполнитель русских и бурятских народных песен; так вот Лхасаран Лодонович, к сим дарованиям еще и литератор, писал, что буряты «в процессе вынужденного общения... убеждались, что эти русские, такие же простые люди труда... Стали появляться у многих бурят „тала " , каковое слово в бурятском языке означает „любимый друг " . У них устанавливались с ними самые искренние и дружеские отношения, они ездили друг к другу в гости, одаривали гостинцами, оказывали трудовую помощь.» В любви и дружбе нам хама угэ , бурят ты или русский... В детстве и отрочестве водились у меня приятели-буряты и друзья-буряты; и среди них самым задушевным другом был Баясхалан Санжимытыпов, одноклассник и сосед, которого я, похвалюсь, подчалил к лодке, когда тот, нырнув с кормы, начал тонуть в озере. В старших классах, а потом в университетские годы и после дружил и с одноклассником Ярославом Николаевым; и если Баясхалан был, очевидно, восточный хори-бурят, то Ярослав - из западных бурят, среди коих и русским ведомы племена хондогоров, эхиритов, булагатов со множеством родов, что кочевали в иркутских землях, и многие крестились, по крещению обретя русские фамилии: Николаев, Иванов, Петров, Сидоров... После крушения Красной Империи Ярослав, будучи в Улан-Удэ, подвизался в телестудии, потом укочевал в столицу, где, образованный и деловитый, пришелся ко двору. А когда я робко входил в литературу, опять же, среди близких моих друзей был и талантливый бурятский драматург Геннадий Башкуев, и бурятский поэт Баяр Жигмытов, кстати тоже изрядно проживший в Москве, служивший в Московском отделении Союза писателей России. Но годы и города далеко нас развели, и ныне встречаемся годом да родом да изредка обмениваемся записками в интернет-паутине.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Русские мужики, взросшие без спасительной веры Христовой, но суеверные, ведом не ведали про нашепты-заклинания, что бормотали старожильные буряты, смиренно сцепив иссохшие бурые ладони, а не ведая, все же почитали березу священной и старались хотя бы подпоить, задобрить сребролюбого пьяницу-бурхана: мол, русский Бог нам завсегда поможет, а ежели еще и бурятский подсобит, дак, паря, не жись пойдет... малина охальная. Молодым русским бурхан на таёжном хребте и степном увале - повод «взбрызнуть», выпить, хотя, бывало, и потехи ради пошепчут, ернически закатывая глаза: «Шани-мани на бурхане...» Но пожилые русские не признавали шаманских болванов, и, сроду не забывающие святоотеческую веру, сотворив Христову молитву перед дорогой, молча проезжали мимо березы; иные, чураясь суеверий ради Христовой веры, еще и ворчали: де, и что за духи, ежли водку жрут, табак курят, серебро и тряпьё любят?! может, им ишо и голу блудню под берёзу посадить?!» Всё же большинство русских останавливались перед табисунами лишь из почтения к народным обрядам и обычаям земляков, из любви к земле, что и для русских, и для бурят стала родной. Позже русская образованщина увлекалась буддизмом, как философской этикой и мистическим учением, а среди бурят, предки которых не ведали крещения, вдруг появлялись истинно воцерковленные православные люди. Неисповедимы пути Господни... Русские и буряты в царские века Имперское сращивание русского народа с бурятским было долгим, сложным, и не завершилось и поныне... Образ забайкальца, русского и бурята, вызрел в нынешнем обличии путем трехвекового этнического, этического, языкового и хозяйственного взаимодействия двух народов. В начальной главе я уже толковал о старшем и младшем брате в имперских межнациональных отношениях, когда старшего (русский народ), уже заматеревшего, не балуют благами, но загружают тяжким трудом, а младшего (малые российские народы) нежат и балуют. А посему царская власть до заселения русскими Прибайкалья и Забайкалья щедрой имперской дланью раздала земли здешним народам, в основном бурятам, коим по имперским опять же замашкам благоволила более, чем русским поселенцам. Словом, русские, что осели за Байкалом, вынуждены были арендовать у бурят земли под пастбища, сенокосы и пашни, в чем и выразилось хозяйственное взаимодействие двух народов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Св. Писание переводилось на языки многочисленных инородцев, язычников и магометан, с целью этим путем обратить их в христианство. И это дело, по видимому, возбуждало между ними живой интерес. Так, сибирские буряты, познакомившись с близким для них по языку калмыцкими переводом Евангелия от Матфея, стали сначала переписывать его своими буквами, а затем, сделав складчину в 11.480р., послали двух своих зайсанов в Петербург, чтобы там, под руководством члена Библейского общества Шмита, переводившего другие Евангелия на калмыцкий язык, перевести все Четвероевангелие на их монголо-бурятский язык. «Они производят сие», говорит отчет (1818 г.), – «с таким понятием и смыслом, что возбуждают удивление... Сии буряты признали, что «речи Иисусовы чрезвычайно хороши»... Притом известно, что князи и ламы их поручили им достать наивозможно подробнейшее сведение о духе и разуме Евангелия». В том же году касимовские татары, собрав подпискою 110 р., просили местное отделение доставить им на эту сумму книг Ветхого и Нового Завета на татарском языке. Вообще же расходилось Св. Писания на татарском языке до 3.000 экземпляров в год. Шотландский миссионер Фразер писал (в 1817 г.) из Оренбурга: «Калмыки весьма охотно читают полученные Евангелия (на калмыцком языке) и с большим усердием спрашивают, когда можно надеяться получить им и полный Новый Завет». В 1819 году Курмышское сотоварищество (в Симбирской губернии) сообщало, что «добрые чуваши, в языческом суеверии утопавшие и не слыхавшие доселе слова Закона Божия, наминают внимать оправданию и судьбам Божиим на собственном своем языке 216 , и многие из них пожелали обучать детей своих грамоте». Сотоварищество положило выстроить на собственный счет школу в одном из чувашских селений. Вместе с распространением Св. Писания, по примеру и при содействии Британского библейского общества заводились также школы для бедных воскресные и так называемые «ланкастерские 217 », в евангельском духе, и евангелические миссии среди инородцев, в разных частях империи: близ Сарепты, на Кавказе, в Оренбурге 218 , в Восточной Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Во втором примере ко второй части можно задать вопрос: и что из этого следует? Между частями можно вставить поэтому, а значит. Во второй части передаются отношения следствия, следовательно, надо поставить тире. Но коварная (и, на мой взгляд, совершенно не оправданная в этом случае) демократичность правил состоит в том, что постановка двоеточия вместо тире для выражения следствия считается ошибкой, а постановка тире вместо двоеточия для выражения отношений причины вполне приемлема. Многие участники акции возражали, что наличие запятой в предложении На палубах бегали дети • и сушилось на солнце белье является ошибкой. Некоторые даже утверждают, что такое правило не изучается в школе. Есть много работ отличников, в которых это единственная пунктуационная ошибка, даже не все отличники помнят это правило. Однако правило это в школьной программе есть, оно изучается в 9-м классе, обычно в начале первой четверти: это правило для сложносочиненного предложения с общим членом. Несмотря на то, что в каждой части имеются собственные подлежащее и сказуемое, запятая все-таки не ставится, так как есть общий второстепенный член – обстоятельство места на палубах. Сфера его действия распространяется на оба факта: и дети бегали на палубах, и белье тоже сушилось на палубах. Это строгое правило, основанное на структурном принципе русской пунктуации. Владимир Пахомов: На это же правило было много ошибок и в третьей части диктанта: На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Здесь общий второстепенный член – на рынке. Некоторые участники возражали, что эти слова относятся к обеим частям предложения, говорили, что женщины могли просто прохаживаться по улицам. Но в следующем предложении речь опять идет о торговле: женщины продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. А значит, это тоже происходило на рынке: буряты торговали там бараниной, а женщины в музейных сарафанах – мороженым молоком.

http://pravmir.ru/dosadnaya-chetverka-iz...

Прочитавши примечания Аскоченского 254 , я тогда же подумал и другим высказал, что за них его потянут в суд. Предчувствие мое оправдалось; я прочитал уже в «Домашней Беседе» заявление его о примирении. Но предчувствую, что и тут еще не конец. В. И–ч 255 действительно поступил неосторожно, хотя бы и по суду обнаружилось пройдошество Малькова. Бурачек мне перестал писать и я теперь не знаю ничего ни... (пропуск). Летом он писал мне, что против него восстали некоторые члены совета, чтобы выжить его из совета, но, дескать, недостояли против него(?)... Теперь вероятно оппозиции против него усилятся, когда protege его Мальков, которого он величал святым мужем... (опять пропуск)... Удастся ли вам поездка в Петербург? Будете ли из Петербурга ждать разрешения на выезд, или поедете с разрешения своего Владыки? Также, как влияет на это Петербургский митрополит? Бурачек обер-прокурора считает покровителем Совета, только св. синод не по нем. Из монгольской библиотеки готов вам выслать все возможное, переводы прежних алтайских миссионеров за Байкалом и преосвященного Нила 256 . Но о последних я должен сказать: увы! никуда не годны. Казем-Бека 257 не понимают татары, потому что Алтайск улаи(?), а преосвященного Нила не могут понять буряты, потому что сделал перевод неумело. Переводы сделаны на древний книжный язык, который понимают только ученые буряты, и при том со множеством ошибок не только против чтения, но и против грамматики бурятского языка. А между тем преосвященный Нил жалуется на нас святейшему синоду, что не вводим его монгольского богослужения. Он удивляет нас своим самолюбием. Так он чрез Доржеева ходатайствовал пред святейшим синодом, чтобы ему, Доржееву, предоставлено было управление Иркутскою и Забайкальскою миссиею, так что преосвященный Парфений и я как бы совсем устранялись от этого дела. Святейший синод, разумеется, на это не согласился, но на введение перевода в богослужение настаивает. Но я держусь такого правила, что если новокрещенные понимают по-русски, то не навязывать им монгольского. Пусть скорее обрусеют: это лучше утвердит их в вере, а дети их не будут знать ничего бурятского, ни веры, ни языка. А если оставить их бурятами, то для каждого нового поколения нужны будут новые миссионерские действия. Примерь – казанские крещеные татары. И здесь есть язычники – потомки некогда ревностных христиан-бурят, только не обрусевших. Вводить монгольское богослужение для бурят, понимающих по-русски, значит искусственно поддерживать в них привязанность к всему бурятскому со всеми предрассудками и суевериями. По-бурятски у нас стал служить только Доржеев и это служит только курьезом для русских и обрусевших инородцев – богохульным, а для настоящих бурят непонятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010