В богослужебном календаре нашего устава прямые заимствования из древнего святогробского типика указать трудно: наиболее выдающиеся иерусалимские памяти (например, 13–14 сентября, 5 декабря) весьма рано вошли в константинопольский богослужебный календарь и перешли в наш типик чрез посредство последнего. Из константинопольского устава в наш типик перешли, во-первых, богослужебный календарь, затем, расписание апостольских и евангельских зачал за небольшими исключениями, подбор праздничных паремий, некоторые песнопения, например, большая часть прокимнов, причастнов и тропарей и некоторые особенные гимны (херувимские песни), наконец, особенности в порядке большинства праздничных дней. Константинопольский богослужебный строй несколько изменил порядок иерусалимских чинов утрени и вечерни: в наиболее чистом виде этот иерусалимский порядок выступает в нашем будничном богослужении, в праздничном он искажается несколько внесением сугубой ектеньи непосредственно вслед за вечерним и утренним гимнами, как она стояла в константинопольских чинах названных служб. Двояким источником нашего чина утрени объясняется тот несколько загадочный факт, что наш часослов содержит две различные версии утреннего чина: первая из них, праздничная, – константинопольская, вторая же, так называемая будничная, – иерусалимская. Наиболее важные прибавки и осложнения, внесенные в наш строй богослужения монахами, суть следующие. В систему суточного круга ими вставлены были некоторые последования их келейного правила, каковы междочасия, полагающиеся нашим уставом в посты – Апостольский и Рождественский и в другие будничные дни года, когда поется Аллилуиа, затем полунощница и, наконец, так называемое последование изобразительных, являющееся чином причащения в келии или храме в том случае, когда не совершается литургия. Старинные списки так называемого иерусалимского устава или совсем не упоминают о междочасиях и полунощнице, или же говорят о них как о келейных последованиях, и лишь типики, предназначавшиеся для общежительных монастырей, вводят их в расписание служб суточного круга, но всегда почти отличают их по значению от основных и древнейших служб суточного круга (утрени, вечерни и литургии) местом их совершения: в то время как для последних таким местом является храм, для первых обычно указывается его притвор, или предел, или какой-либо второстепенный монастырский храм (например, монашеская усыпальница, или, наконец, просто трапеза).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В этих школах мало обращали внимания на отдельные стороны картины, а смотрели больше всего на целое, и в этом обстоятельстве отразилось общее направление Западной церкви. Далее по времени обращено было большое внимание на признание прав отдельной личности, подобно тому, как это выразилось в религиозной жизни в век реформации. В конце 14-го века Западная живопись стремится уже изобразить телесную красоту, 1220 выразить элемент реалистический. Воспроизводя живые облики со всеми принадлежностями их будничного вида, она обнаруживает глубокое и тонкое понимание органической жизни человека и всего окружающего её природу, знакомит с замечательно зрелой выработкой технических приемов. Облики, изображаемые ею, отличаются красивым и правильным очертанием формации головы и линии лица, пропорциональностью в членосоставах, верным и выразительным обозначением мускулов, соразмерностью и непринужденностью в движениях, полным соответствием складок одежды формам членов и телодвижениям, очаровательным сочетанием света и тени, тонкими переходами колорита. Такое направление развилось по преимуществу в школах Ломбардской и Падуанской. В 15-м веке начинается цветущая эпоха Западной живописи, обнаружившаяся в 3-х школах: Миланской, Умбрийской и Венецианской, как это доказывают замечательные живописцы той и другой школы. В Миланской школе прославились своими бессмертными произведениями, украшающими и доселе залы всех Европейских музеев, Леонардо да Винчи (1452–1519) и Корреджио (1480–1534). Чтобы судить об искусстве Леонардо да Винчи, можно указать на его тайную вечерю, которую он обрисовал применительно к духу времени и со знанием дела о священных лицах и событиях. О Корреджио можно судить по отзыву одного ученого немца, который говорит, что он умеет изображать картины как блаженства, так и бедствий. Воздух на его картине представляется прозрачным и самая тень как бы светом. В Умбрийской школе явился даровитый художник Рафаэль Санцио (1483–1520). Сюжеты его произведений окрылены самым высоким и чистым вдохновением, его произведения дышат ясным спокойствием, чистотою и нежностью, чувством целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Звоны будничные В настоящее время будничные звоны - явление не частое. Например, в московских монастырях практика звонов в будничные дни довольно скудна, если вообще существует. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика. Мы привыкли уже ориентироваться во времени по часам. Расписание служб нам известно. Службы совершаются, в основном, вовремя. Редкий прихожанин не имеет своих часов, но теперь и это не существенно. Колокольные звоны нашего времени - боллее украшение Богослужения, символы, нежели насущная потребность. Приводимые ниже рекомендации относительно совершения будничных звонов не носят обязательный характер. Звонарям следует обсудить все виды будничных звонов со своими настоятелями и весьма осторожно использовать трезвоны; особенно там, где наборы колоколов небольшие. Нежелательно трезвонить одинаково и в будни, и в праздники. В седмичные дни перед богослужениями благовестят в простодневный колокол. Трезвон в эти дни бывает без первых четырёх колоколов, то есть без простодневного, но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в 4-й колокол, простодевный. В седмичные дни к Вечерне примыкает 9-й час, поэтому благовестят перед началом 9-го часа, а перед Вечерней трезвонят. И по конце 9-го часа знаменует в 2 или 4 по уставу (Типикон, гл. 9) К Повечерию будничному в 9-й гл. Типикона указано звонить только в било. В реальной практике била уже не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол. К Повечерию после Великой Вечерни, если не положено по каким-либо причинам бдение, Клеплет в малый кампан или в ручное клепало по обычаю (Типикон, гл. 7.) В то время, когда составлялся Типикон, ещё было в обычае употребление клепал, которые использовались наряду с колоколами. В настоящее время это просто звон. К Полунощнице вседневной благовест совершается, как видим из указания Типикона, редкими ударами в малый колокол. " Во утрии же знаменует параекклесиарх в малый кампан, редким ударением, на мног час... " (Типикон, гл 9.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Колокола в Церковном Уставе и богослужебных книгах обозначаются словами: било, клепало, кампан, тяжкая, звоны. Некоторые из этих наименований сохранились в богослужебных книгах с того времени, когда колокола еще не были введены в употребление в Христианской Церкви (до 8-го века) и верные призывались к Богослужению посредством деревянной (σμαντροn) или металлической (σιδηρον) доски, в которую ударяли молотом или палкою; клепало бывало и каменное 77 . Эта доска или палка и разумеется в уставе под именами: била 78 , клепала 79 , древа 80 , или просто под именем «великое» 81 . Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в уставе о биле, клепале, древе должно применять к колоколам 82 . Собственно же колокола в Типиконе чаще всего обозначаются словами: 1) «кампан» (сатрапа) – от названия римской провинции Кампании, где из ее меди были отлиты первые колокола 83 ; 2) «тяжкая» (βαρα 84 – от тяжких, сильных звуков колоколов; 3) «звоны» – от звучности колоколов 85 ; 4) иногда колокола обозначаются словом «язычный», например, звон во вся язычные (Устав Рукописный 1645 г., см. Церковно-Исторический месяцеслов, изд. 2, М., 1854 г., стр. 64 и др.). При церквах обыкновенно бывают несколько колоколов, и они различаются между собою своей величиной, силой звука. Не во всех храмах, но в очень многих различаются следующие колокола: 1) праздничный: 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый или малый колокол. При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины 86 . Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. При одинаковой службе одного и того же дня звон бывает неодинаков. При ранних литургиях благовест бывает редкий, нечастый в колокол, и звона нет во многие колокола. К поздним литургиям благовест более частый в колокол, и затем – трезвон. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором» 87 . Собственно звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе 88 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется тризвоном или трезвоном 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1-я песнь в Библии 19 ст., в пост 19, в будни 12, празд. 10. 2-я песнь в Библии 43 ст., в пост 65. 3-я песнь в Библии 11 ст., в пост 16, в будни 12, празд. 10. 4-я песнь в Библии 19 ст., в пост 30, в будни 12, празд. 10. 5-я песнь в Библии 11 ст., в пост 15, в будни 12, празд. 10. 6-я песнь в Библии 8 ст., в пост 11, в будни 10, празд. 10. 7-я песнь в Библии 31 ст., в пост 34, в будни 12, празд. 10. 8-я песнь в Библии 22 ст., в пост 20, в будни 12, празд. 10. 9-я песнь Богородицы в Библии 10 ст., в богослужении 8. Песнь Захарии в Библии 12 ст., в пост 12, в будни 10, празд. 10.   Сокращение делается так, что из песни выпускаются стихи, менее поэтические и отсутствие коих не нарушает хода речи и не трогает главной мысли; например, из 1 песни выпущены стихи — для будничного употребления: «Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори», — мысль, заключающаяся и в предыдущем стихе: «Силу его вверже в море»; или ст.: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» — мысль общая; для праздничного употребления выпущены стихи: «Огустеша яко стена воды… рече враг, гнав постигну…» — за подробное описание события. Из 5 песни опущено только 1 1/2 ст., из 6-й — 1. Первый стих никогда не опускается, равно как последний, почему песнь сохраняет и внешний свой вид. Будничное исполнение библейских песней носит название «Господеви поим», а праздничное «Поим Господеви» (см. гл. 18 Тип.). Песни в указанном трояком объеме помещены в Ирмологии; в Псалтири же следованной только в великопостном. К Ирмологию отсылает и разбираемая глава Тип.: «и по амине (на возглас: Милостию и щедротами) начинаем ирмос канона воскресна — К 1-му же тропарю припев: Слава, Господи, св. воскресению Твоему. Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологии)». Способ исполнения в древности И в древней Западной Церкви библейские песни пелись более торжественным напевом, чем псалмы [ 682 ]. Можно думать, что первоначально библейские песни пелись с кратким припевом к каждому стиху, и такой способ пения их не оставлен был и тогда, когда появились каноны: до ирмоса или тропарей выпевалась вся песнь с этим припевом, а тропари пелись или без припевов, или с особыми припевами не из песни, или, наконец, с повторением последних стихов песни в качестве припевов. След такого исполнения ныне — 2-я песнь и песнь Богородицы, равно как способ пения канона в Страстную и Пасхальную седмицы (службы которых сохранили наиболее следов древней практики) [ 683 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Правда, последование это представляется у Симеона частью вечерни, а не утрени; но это, по нашему мнению, не значит, что оно не было присоединяемо также и к утрени. У Симеона встречается не малое количество недомолвок и пропусков. Так, говоря о пении упомянутых трех антифонов на вечерни, он ничего не говорить о чтении молитв за оглашенных, между тем чтение это, несомненно, имело здесь место, как это видно из памятников, помещаемых нами ниже. Мы сказали уже, что последование пения трех малых антифонов в общем последовании плененной вечерни составляло самостоятельную часть. Но этого мало: это была часть механически приставленная 126 и именно по поводу чтения молитв за оглашенных. Из состава этой части видно, что это есть не что иное, как древнейший тип общей суточной службы, и именно тот тип, куда молитвы за оглашенных входили как нечто почти неизбежное. Это весьма прочно подтверждается описанием иерусалимского богослужения конца IV в. западной путешественницы Сильвии 127 . В этом описании, как утреннее, так и вечернее богослужение, как будничное, так и воскресное представляется неизбежно состоящим из нескольких антифонов, (в воскресенье на утрени трех) с гимном и молитвою при каждом, молитвы общей, молитв благословения оглашенных и верных, главопреклонения и отпуста. Благословение оглашенных представляется у Сильвии как постоянная составная часть каждодневного богослужения. Очень вероятно, что с течением времени образовался навык преподавать благословение оглашенным не иначе, как в обстановке древнейшего богослужебного чина, так что в эпоху господства песенного последования, когда нужно было за утреней или вечерней преподать посредством молитвы церковное освящение оглашенным, то к обычным последованиям утрени и вечерни прилагали все древнее последование, содержащее в себе эту молитву. Сообразно с этим в тексте разбираемого устава слово: allote можно бы переводить как allwj и вообще все указание относительно 12 прокимнов понимать так, что когда нужно бывает по уставу на утрени «творити оглашенныя» или произносить молитвы за оглашенных, то к обычному последованию утрени прибавляется последование 12-ти прокимнов или, что тоже, трех малых антифонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

- Что, по-Вашему, может дать человеку знакомство с такой музыкой? - А что может дать рассматривание иконы Андрея Рублёва? Человек хотя бы должен знать, что это было. Я, когда веду концерты, всегда говорю, что при желании вы можете поехать посмотреть Софию Новгородскую или Киевскую, можете посетить музей и посмотреть древние иконы, а с древней музыкой так познакомиться нельзя, потому что она существует только во время звучания. И если человек приходит на наш концерт, можно считать, что он приходит в музей. - Как Ваша семья воспринимает то, чем Вы занимаетесь: наука, ансамбль, пение в храме? - Мой муж - художник, человек творческий, и он все воспринимает с точки зрения искусства. Он хорошо знает иконопись, иногда спрашивает что-то о храме, о службе. Он бывает на наших концертах, и из того, что замечаний он делает немного, хотя и довольно строгий критик, я делаю вывод, что ему нравится. Сын на концерт тоже приходил, в храме бывал маленьким, слезы проливал, так его это трогало. Когда он был совсем младенцем, я пела ему псалмы, на них он как-то особенно реагировал, как будто в глазах что-то появлялось, и было полное ощущение, что у него еще есть связь с тем миром, из которого его ко мне прислали. А сейчас он подросток, поэтому редко-редко приходит. И вообще, сейчас у него особый период, когда родители уже не восхищают. - Вы руководите ансамблем, но сами на сцене не поете. Почему так? - На репетиции пою, девочкам что-то показываю, но с ними на сцену не пойду. Они ведь в хоре вместе поют, в ансамблях, у них уже есть энергетика совместная в пении, манера исполнения единая, а у меня другая. Не думаю, что это нужно. С прежним составом ансамбля мы пели вместе несколько раз на богослужении в Свято-Троицком соборе, нас регент будничного клироса Светлана Пьянкова приглашала. - А сами хотели бы быть регентом и использовать эти произведения в репертуаре почаще или девочек из ансамбля приглашать в качестве певчих? - Да, такое желание у меня было, но жизнь немножко по-другому сложилась, сейчас я кафедрой заведую, и это все время отнимает.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/16/strem...

На эту тему мы и поговорили тогда немало. Но недолго мне пришлось пребывать в этом приятном мнении. Начатые однажды наши праздничные богослужения мы стали совершать каждый праздничный день. Ободренный успехом начатого дела, я выписал из дома кое-какие богослужебные книжки со славянским текстом всенощных чтений и Новый 3авет на славянском языке. После трех-четырех богослужений с русским чтением я провел богослужение на славянском языке с совершением его теми же чтецами и певцами. И смотрю: мои богомольцы в полном восторге и недоумевающе любопытствуют, отчего это нынешняя служба еще лучше и торжественнее прошла: все было по-прежнему понятно, но как-то иначе читалось – складнее, величественнее, – те же как будто слова, но иначе прочитанные. Произошло же только следующее: незнакомство со славянским языком делает непонятным и неинтересным наше богослужение; когда же я был вынужден совершить его в Дерябинке на русском языке, оно было ясно и правильно воспринято, стало знакомо содержание богослужения; а поэтому, когда снова по-славянски читали, то содержание было уже знакомо, а выражение в славянском языке делало чтение более гармоничным, звучным, величественным, и показалось, естественно, более торжественным. Славянский язык своею особой стройностью, звучностью и выпуклостью передает не только мысль ярче и определеннее, но музыкальнее звучит и придает богослужению особую прелесть, праздничность. Русский язык грубоват, жесток для слуха, дает много слов для выражения одной мысли; к тому же он своей обыденной постоянностью не способен дать отвлечение от будничного настроения и сообщить, увеличить праздник. Праздник, чтобы ему быть действительно праздником, требует не только праздничной одежды для тела, но праздничного облачения и для мыслей, и для настроения. Тут тяжелые будни с их заботами, тяготами, горестями и бедами забываются, и человек уносится в сферу инобытия – прекрасного, радостного, мирного и спокойного. Особый стиль требовался для поэтических произведений; особый язык требуется и для богослужебной поэзии – этой лирики души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

Indications of Segmented Sleep in the Bible//CBQ. 2007. Vol. 69. P. 215-221). По «Уставу общины», во время ночных бдений происходили чтение Закона и общие благословения (1QS 6. 6-7). Возможно, читались молитвы (или пелись гимны), защищающие от нечистых духов, которые, как полагали, особенно сильно нападали на спящих (4Q510-511; 4Q560 1 i 5; 11Q11 5. 4-5). Одной из ключевых богословских идей, оказавших влияние на суточное богослужение К. о., было учение об уподоблении ангелам и о присоединении молящихся (собрания ангелоподобных священников) к их хору, непрестанно славящему Бога ( Dimant. 1996; Frennesson. 1999; Fletcher-Louis. 2002; Schuller. 2003). В «Песнях субботнего жертвоприношения» об ангелах говорится, что они служат как священники (4Q400 2-7), но в отличие от священников Иерусалимского храма приносят в жертву не животных, кровь или тук, а только хвалу. При этом кумраниты разделяли представление о том, что небесные светила - это ангелы (1 Енох 18. 15; 21. 6; 41. 7; 82. 9-20; 86. 1-4; 88. 1; 90. 24; 1QHa 9. 2-15). Их появление на небе ночью воспринималось как сигнал к началу совместного восхваления Бога ангелами и людьми ( Penner. 2012). Наиболее важными источниками, отражающими суточный, субботний (недельный) и годовой богослужебные циклы в К. о., являются: «Ежедневные молитвы» (4Q503), «Слова светильные» (4Q504; 4Q506), «Песни субботнего жертвоприношения» (4Q400-407, 11Q17, Mas1k), «Праздничные молитвы» (1Q34, 34bis, 4Q505, 507-509). Из них «Слова светильные» и «Праздничные молитвы», несомненно, имеют несектантское происхождение. Возможно, к докумранским относятся и «Песни субботнего жертвоприношения». В «Ежедневных молитвах», наоборот, очень много лексических и богословских пересечений с сектантскими сочинениями. В свитке 4Q503 сохранились фрагменты молитв на каждый день месяца (судя по тексту, речь идет о Нисане или Тишри). Обычно приводятся по 2 кратких благословения, при этом молитвы для субботы различаются. Благословения Израиля в 4Q503 имеют параллели в апокрифических «Псалмах Соломона». Переход в молитвах от обращения к Богу к обращениям к общине может указывать на переход от общего хваления к благословению народа священниками ( Chazon. 2000). «Слова светильные» содержат одну молитву на каждый день недели и песнь на субботу. В 1-й день недели в молитве вспоминается сотворение Адама, грехопадение и потоп, в середине недели - синайское откровение, в 5-й день - пребывание народа в пустыне и строительство первого Иерусалимского храма, в 6-й день - вавилонский плен и возвращение из плена, совершение грехов после возвращения и покаяние. Ответом общины на прошение является возглас «Аминь, аминь». Структура субботней молитвы отличается от будничной акцентом на восхваление и прославление Бога как Творца.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

И в каждой дневной службе (например, в вечерне) есть неизменяемые молитвословия двоякие, во-первых, такие неизменяемые, которые бывают в разных видах известной службы, которые молитвословия назначены в службе известного часа дня без отношения, без приноровления к службам кругов седмичного и годового. Например: «Господи воззвах» поется на вечерне: малой, вседневной и великой. И есть неизменяемые молитвословия такие, которые бывают неизменяемы только в известном виде божественной службы, которые молитвословия, будучи назначены в службе известного часа суток, с тем вместе относятся, имеют приноровление к службам кругов седмичного и годового. Например, не на всякой вечерне, а только на великой бывает после прокимна (и паремии) полная ектения: «Рцем вси». На вседневной же вечерне эта ектения начинается прошением: «Помилуй нас, Боже», и она бывает не после прокимна, а в конце вечерни. На малой вечерне ектения: «Помилуй нас, Боже» бывает в конце вечерни, но она имеет прошений менее, нежели на вседневной вечерне. Таким образом, каждый вид службы круга дневного, приноровительно к службам кругов седмичного и годового, совершается только в известные дни седмицы и дни года. Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Вечерня, как видели, бывает малая, вседневная и великая. Малая вечерня отправляется накануне праздников пред всенощным бдением и притом только тем бдением, которое начинается великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни. Вечерня вседневная (т. е. на которой не произносится ектения с прошением: «Рцем вси») совершается на те дни, в которые нет празднования (на утрени) с полиелеем, тем более – с бдением. Вседневная вечерня совершается иногда и на праздники с полиелеем и с бдением, но только тогда, когда они случатся в седмичные дни поста, когда празднество умаляется постом, и служба сходна бывает с будничной. Так, вседневная вечерня бывает на праздник с полиелеем (например, 24-го февраля), если он случится на сырной седмице – в понедельник, вторник, четверток и субботу или – в седмичные дни Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток (Тип., 24-го февраля и 9-го марта) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010