Опытом дознано, что душа от жадности к пище и питью и сластям и от пресыщения ими может до того загрубеть, что сделается сама плотию. И слово Божие говорит об этом. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих (допотопных), зане суть плоть [ Быт. 6, 3 ]. Ах, как мне тяжело бывает всегда во время богослужения после того, как я накануне довольно и лакомо ел и пил! Какое душевное томление, какое мучение! Как враг торже­ствует во мне! Какое наводит уныние, злобу, раздраже­ние, бессилие, отчаяние! Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [ Мф. 7, 2 ]. Например, ты чтишь отца – тебе возмерится за это: сам отец почтит тебя или послужит тебе, возлю­бит тебя, пожелает тебе всякого блага, помолится за тебя, умилится о тебе. Да и Бог возмерит тебе – другие почтят тебя, дети почтят тебя. Для чего храмы и для чего хождение в храмы? Для того, чтобы ходящие в храм сами научились устроять из себя храм Богу, живой храм, чтоб освятились во храме и полу­чили все Божественные силы к животу и благочестию. Все сотворены Богом и живут Богом и прекрасны Богом; потому единому Богу слава и любовь. Плотская прелестная любовь – дьявольская любовь. Видя прекрас­ную девицу или женщину, вознесись мысленно к Богу – первой Красоте и Его прославь и возлюби всем сердцем, ибо дело Его рук – все красавицы и все люди, как обра­зы Его, и подумай, какова красота Бога, святых Ангелов! Во рту сладко, а в желудке и на сердце тяжко. Вот характер всех сладостей земных! Из-за чего же жад­ничаем, лакомимся, пресыщаемся? Всё из-за минутного наслаждения! О, какие мы жадные до наслаждения, до блаженства! Только не здесь оно, это блаженство, не здесь истинное блаженство, а там, на небе, в соединении с Богом. Если так приятны яства и напитки, доставляющие временную, телесную жизнь, то как сладостно общение с Источником живота – Богом! Сытые не знают этой сладости. Враже мой, диаволе! Что ты делаешь со мною пред каждою воскресною литургиею, и будничною, и преждеосвященною, и во время литургии? Сколько твоих козней, огней, тяготы, удушливости, подстрекания к отчаянию! Но Спаситель мой при мужественном сопротивлении моем тебе все твои ухищрения разоряет, ниспровергает, в ничто обращает. Впрочем, чем ты силен надо мною? Чревоугодием моим. Господи! Даждь мне попрать мое чрево.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В небольшой, намоленной и увешанной иконами часовне, где в прежние времена горели всегда лампадки, а теперь не осталось ни капли масла и чадили лучины, старец Вассиан не торопясь отбивал поклоны. Рядом отрок вычитывал молитву. Больше в часовне не было никого — был тот полуденный час, когда старец уединялся в моленной. Отрок устал, но продолжал читать привычные слова, скользя глазами по старым буквам. Несколько раз старец, не оборачиваясь, поправлял его. Все было обычно и буднично. Еще один вечер, общая молитва в часовне и сон. Ковчег Бухара плыл по житейскому морю, уже двадцатый год ведомый старцем Вассианом, и до тех пор, пока наставник направлял его через соблазны и прелести, в людях жила уверенность, что каждый из них достигнет спасительного брега. Они вверили себя старцу, как больные врачу, и беспрекословно делали все, что он им велел, но никто на борту не знал, что грозный, не ведавший снисхождения, жалости и сомнения кормчий в действительности невыносимо страдал и, помимо одной, благочестивой, безупречно строгой и не признававшей никаких послаблений, жизни жил иной, тщательно ото всех скрываемой. Эта другая жизнь начиналась для него вечерами, когда он выходил из просторной на высоком подклете избы, шел на берег озера и в лодке выплывал на маленький каменистый островок с одиноко торчащей сосной. На этом островке вскоре после своего возвышения старец велел поставить отдельную молельню и проводил там много времени, как полагали в скиту, в долгих молитвах и умервщлении плоти, но в действительности — в душевном отдохновении и покое. Это было единственное место, где он мог расслабиться и перестать чувствовать себя наставником. Старец разжигал костерок, кипятил чай и украдкой от всех включал радиоприемник. Он жадно слушал треск в эфире, мелодии, голоса дикторов, отзвуки спортивных состязаний и представлял далекие города и страны. Этот приемничек был единственной радостью в его небогатой на развлечения жизни, но, как ни экономил он батарейки, не позволяя себе прослушивать радио более получаса, а потом и вовсе сократив это время до пяти минут, приемника хватило ненадолго. Однако привычку ездить на остров он не утратил. Там он был предоставлен сам себе, но там же, как нигде в другом месте, он по-настоящему ощущал одиночество и заброшенность — то самое беспомощное одиночество, которое подметил когда-то в его глазах проницательный Илья Петрович. Старец смотрел на небо бесцельным взором и с ужасом думал о том, что завтра начнется новый, похожий на тысячи предыдущих день. И причина этого одиночества и тоски была в одном: старец Вассиан, продливший существование Бухары, человек, досконально знавший все тонкости ее богослужения, не верил в древнего византийского Бога с усеченным именем Исус, которому отдал свою уже близившуюся к завершению жизнь. Это болело в нем рваной раной и обессмысливало все им содеянное.

http://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kov...

По Студийским уставам нек. редакций, великое славословие и в праздники состояло из двух частей, как ныне в будни, и части эти разделялись сугубой ектенией, после которой пелась часть от «Сподоби Господи» (Вступ. гл., 368). След такой практики и в старопечатных Часословах, например Моск. 1602 (=старообр.), Львовском 1642, где славословие дается только в нынешнем нашем будничном виде (но, конечно, сплошь все), с замечанием (во втором Часослове) под «Благословен еси Господи»: «аще поется славословие, трижды тако; аще же чтется, глаголи сие: Благословен еси Владыко… Благословен еси Святый…» [ 821 ]. Тем не менее праздничный вид славословия, по-видимому, древнее, и утреннее «Сподоби Господи», выделенное из него, обязано, должно быть, подражанию вечерне. Праздничный вид мог выработаться в пределах Великой Константинопольской церкви и Святогробской и потому ранее Студийского устава, нек. редакции которого знают его, а Студийско-Алексиевский применял, должно быть, только в Великую субботу и Пасху; из Святогробской практики этот вид передался Иерусалимскому уставу. Вывезенный Арсением Сухановым из Греции текст великого славословия не имел «помилуй нас; вземляй грехи мира» [ 822 ]; нынешний греч. Орологий, как у нас, только знаки препинания: «… Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас вземляй грехи мира, приими молитву нашу седяй одесную Отца и помилуй нас» [ 823 ]. Слав. ркп. Иерус. уст.: «вземляй грехи всего мира — вземляй грехи миру» и нет аминь [ 824 ]. Трисвятое (великое) Начатое ангельскою песнью, великое славословие и оканчивается ангельскою (по преданию) песнью: «Святый Боже…». Кроме литургии, это единственное место в церковной службе, где Трисвятое поется, а не читается, само по себе и по особому чину: не только трижды, но с припевом Слава и ныне и с повторением 1 1/2 раза еще после этого припева. Отсутствие обычно сопровождающих его молитв, даже Отче наш, сосредоточивает на песни все внимание и отвечает хвалебно-песненному колориту всей этой части утрени (ср. название ее в западном богослужении — Laudes). История

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Да, Господь призывает злых и добрых, да, мы злые, но на пиру мы должны присутствовать, повторю, в брачной, то есть праздничной, одежде. Никто не приходит на праздничный пир в одежде обыкновенной, будничной или рабочей, потому что этим он оскорбляет того, кто его пригласил. Чем выше сан приглашающего, тем большим оскорблением для него является наш повседневный внешний вид. А мы почему-то думаем, что в этом состоит наше смирение! Но если мы не оденемся празднично, если мы не наденем соответствующую этому пиру, этому Божественному призванию брачную одежду, то нас изгонят. Наша одежда, скажу еще раз, должна соответствовать величию беспредельного торжества – торжества добра над злом, Бога над смертью, торжества любви, и мы должны измениться подобающим образом. Что может нас изменить, сделать достойными пребывания на этом пиру, как не благодать Святого Духа, как не Дух Святой, о Котором мы должны просить с дерзновением и непрестанно? В словах, которыми оканчивается Иисусова молитва, – «помилуй мя грешного», в этом прошении о милости как раз и заключается просьба о благодати. Можно провести аналогию между молитвой «Отче наш» и Иисусовой молитвой: как все прошения молитвы «Отче наш» являются по сути прошением о Духе Святом, так и молитва о милости сводится к просьбе о ниспослании нам Духа Святого. И прощение грехов, и победа над страстями, и все прочее приобретается только действием Духа Святого. О земных же человеческих потребностях Господь Иисус Христос в другом месте сказал так: Не будьте многословны, как язычники, потому что Отец ваш Небесный прежде вашего прошения знает, в чем вы нуждаетесь (см. Мф. 6, 7–8 ). Об этом мы не должны заботиться не только в своих обычных делах, когда мы по большей части полагаемся на самих себя, но даже и в молитве, когда мы стараемся возлагать свою надежду на Бога.  Мы должны заботиться о том, чтобы всегда пребывать в Духе Святом, всегда иметь благодать, иначе говоря, всегда пребывать в единении с Богом. Что бы человек ни делал: работает ли он, ложится отдыхать, участвует в богослужении, беседует с кем-то, – он всегда должен помнить о том, чтобы не потерять благодать Духа Святого, а приобрести ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Попевочная техника лежит в основе всех видов знаменного пения, включая малый знаменный и столповой распевы. Эти два вида сформировались к XV веку, хотя и ранее знаменный распев не был однородным, а включал в себя несколько разновидностей. В основе малого знаменного распева и родственного ему пения «на подобен» старого знаменного распева, сохранявшегося почти неизменным с XI века, лежит силлабический принцип: одному слогу соответствует один звук. Таким способом распевались тексты, исполняемые на вседневном (будничном) богослужении 192 . Этот вид пения восходит к просодии – чтению священных текстов на одном или нескольких звуках. Мелодическая линия здесь полностью подчинена тексту. Столповой распев использовался для песнопений воскресного и праздничного богослужения. Своим наименованием этот распев обязан осмогласию: столпом называли полный круг восьми гласов Октоиха, повторяющийся каждые восемь недель 193 . В основе столпового распева лежит невматический принцип: одному слогу соответствует один знак (крюк), который может включать один, два, три или четыре звука. В столповом распеве с наибольшей полнотой раскрывается характерная для всей культуры знаменного пения попевочная (центонная) техника. В XVI-XVII веках в песнопениях знаменного распева появляются так называемые «аненайки» и «хабувы» – бессмысленные слоги, вставлявшиеся в текст песнопения для того, чтобы увеличить длину мелодии (как мы помним, аналогичное явление имело место в византийском калофоническом пении). Эти слоги («на», «не», «ни», «ха», «бу», «ва» и т.д.) иногда искажали весь текст песнопения до неузнаваемости и лишали его смысла 194 . Появление аненаек и хабув связано с общей тенденцией к развитию мелизматического пения в этот период. Мелизматический тип пения играет важную роль в творчестве выдающихся русских распевщиков второй половины XVI-XVII столетий. К их числу относится Варлаам Рогов, ставший в 1589 году митрополитом Ростовским и создавший целую школу распевщиков. Источники говорят о нем, что он был «муж благоговеин и мудр, зело пети был горазд, знаменному и троестрочному и демественному пению был роспевщик и творец» 195 . Среди других известных распевщиков – Маркелл Безбородый, Иван Шайдуров, Феодор Христианин (Крестьянин), Иван Нос, Стефан Голыш, Иван Лукошко, Фаддей Никитин 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

- Вы поете с левым хором все будничные службы. Как удается сохранять благоговение при таком количестве богослужений? - Для меня все службы одинаково важны, что будничные, что праздничные. В какой бы день ни совершалась Литургия, она - всегда величайшее событие в жизни человека, соединение со Христом. По-моему, для прихожан тоже нет большого различия между праздничными и будничными богослужениями. Некоторым именно будничное спокойное пение помогает сосредоточиться на молитве. И я сама люблю будничные службы именно поэтому. Благоговение, наверное, не зависит от количества служб, оно ведь не исчезает в любой ситуации. Просто бывает сложно сосредоточиться, настроиться на молитву, тем более что по ходу богослужения регенту приходится решать множество чисто технических задач, и это очень отвлекает. - А Вы как-то пытаетесь настроить певчих на молитвенный лад? Может быть, беседуете с ними перед службой... - Понимаете, для молитвы нужна какая-то внутренняя потребность в ней. И если такой потребности нет, то и говорить что-то о молитвенном настрое бесполезно. Я и сама, бывает, отвлекаюсь. Сложно ведь, как и любому человеку, постоянно быть сосредоточенным и вдумчиво вслушиваться в богослужебные тексты. Иногда, конечно, делаю замечание, если кто-то из певчих разговаривает. А в другой раз начинаю сама усиленно молиться. По-моему, это более действенно. - Вы читаете на службе? - Я очень люблю читать, тем более в Великий пост, когда петь приходится мало, а тексты Постной триоди особые, глубокие. Вообще, чтение помогает полнее погрузиться в происходящее, тебя меньше отвлекают какие-то посторонние вещи. - Как у вас формируется репертуар для будничных служб? - Репертуар левого хора у нас очень обширный и уже устоявшийся. Иногда на выбор песнопения влияет то, кому в этот день совершается служба. Я чувствую, что для этого святого нужно спеть что-то более праздничное, а для этого - что-то более спокойное. Люблю обиход, потому что в нем все просто и ничего лишнего. Я имею в виду музыкальный язык. Однообразие обиходных песнопений, на мой взгляд, не делает богослужение скучным, скорее - придает ему ровность и целостность.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/slu...

В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников ит.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о.ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: «кому много дано, с того много и взыщется». Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей. Труды : «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». Магистерская диссертация, издана отдельной книгой. СПБ и в «Страннике», 1868. «Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев» . Изд.Лавры, 1870. Много статей и проповедей за 1874–1882 гг. напечатано в Таврическ.Епарх.Ведом., когда он состоял редактором этих ведомостей. Слова и Речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894. О миссионерстве вообще и в Рижской епархии – особенно. «Приб. к «ЦВ» 1867, 3, стр.77–90. «Путешествие на богомолье в Киев 6–21 сентября 1898 года». Казань, 1898. Путевые заметки. Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года. «Изв.Каз.еп.» 1902, 20, стр.911–927· Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Харьков, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Совершается она довольно часто, и в положенные дни она неотменно должна быть, хотя бы в храме при богослужении кроме священнослужителей и не было других богомольцев.    При совершении обычной литии не бывает приношения колива или кутии. Кутия, известного символического значения, является как бы малой трапезой в память усопших, причем трапезой своеобразной праздничной. Поэтому при повседневной будничной службе кутии и не должно быть, да и практически не беззатруднительно приготовлять ее почти ежедневно и по дважды в день. (См. выше о чине благословения колива). При общем поминовении кутия приносится только на пятничную панихиду, которая и по строю своему значительно торжественнее литии, и как реже совершаемая, выделяется из ряда повседневных служб. На панихиду раз в седмицу, предполагается, соберется и богомольцев больше, чем в другие — будничные, работные дни. ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ    Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день «памяти» того или иного усопшего для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. Предполагается, что вместе с совершающими поминовение и их живые сродники и друзья примут участие в молитве об усопших и потом помянут последних кутиею, а, может быть, и более полной трапезой. Поэтому для частного поминовения Служебник дает особый чин над кутиею в память усопших,излагая его в двух редакциях: 1) на литургии и 2) на вечерне.На литургии этот чин совершается по заамвонной молитве. На нем, как и на литии, поется Трисвятое, Отче наш, Со духи праведныхи произносится сугубая заупокойная ектения. Особого отпуста не может быть, так же как и начального возгласа, так как в данном случае чин над кутиею включается в состав другой службы — «литургии».    Вечерний чин над кутиею, хотя и совершается самостоятельно и потому имеет и свое начало и свой отпуст, но и он не имеет той торжественности, с которой совершается обычная лития.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Совершается она довольно часто, и в положенные дни она неотменно должна быть, хотя бы в храме при богослужении кроме священнослужителей и не было других богомольцев. При совершении обычной литии не бывает приношения колива или кутии. Кутия, известного символического значения, является как бы малой трапезой в память усопших 652 , причем трапезой своеобразной праздничной. Поэтому при повседневной будничной службе кутии и не должно быть, да и практически не беззатруднительно приготовлять ее почти ежедневно и по дважды в день. (См. выше о чине благословения колива). При общем поминовении кутия приносится только на пятничную панихиду, которая и по строю своему значительно торжественнее литии, и как реже совершаемая, выделяется из ряда повседневных служб. На панихиду раз в седмицу, предполагается, соберется и богомольцев больше, чем в другие – будничные, работные дни. ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день «памяти» того или иного усопшего для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. Предполагается, что вместе с совершающими поминовение и их живые сродники и друзья примут участие в молитве об усопших и потом помянут последних кутиею, а, может быть, и более полной трапезой. Поэтому для частного поминовения Служебник дает особый чин над кутиею в память усопших, излагая его в двух редакциях: 1) на литургии и 2) на вечерне. На литургии этот чин совершается по заамвонной молитве. На нем, как и на литии, поется Трисвятое, Отче наш, Со духи праведных и произносится сугубая заупокойная ектения. Особого отпуста не может быть, так же как и начального возгласа, так как в данном случае чин над кутиею включается в состав другой службы – «литургии». Вечерний чин над кутиею, хотя и совершается самостоятельно и потому имеет и свое начало и свой отпуст, но и он не имеет той торжественности, с которой совершается обычная лития.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Св ятый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради – Святый Боже, окажи внимание, милость (ц.слав. посещати, посетити) нащим немощам и исцели их. Продолжение следует… Примечения: По Уставу лития положена на всенощном бдении под любой праздник, в том числе и под воскресный день, но в приходской практике на субботней вечерне (всенощное бдение состоит из вечерни и утрени) лития обычно опускается А мы разбираем типичное всенощное бдение под воскресенье; на будничной службе «Ныне отпущаеши» читается «Богоприимец» и значит «принявший на руки Бога» Использованы словари: О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.), прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.), И.И. Срезневского « Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (в 3-х тт. Спб., 1893г-1912 г.). Читайте также: Предыдущие статьи:   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 28 октября, 2023 28 мая, 2023 7 мая, 2023 13 апреля, 2023 10 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-bogosluz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010