Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста , без входа на вечерне и Великого славословия на утрене . История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) и постепенно развившейся в систему суточных служб ( Bradshaw. 1981). К IV-V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определенными группами клириков и аскетов, живших при храмах (А. М. Пентковский); в мон-рях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединенно - по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах (Sinait. gr. 863, IX в., и др.). Изложенный в них порядок очень близок к тому, к-рый лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам , 2-й из них с XIII-XIV вв. повсеместно используется в правосл. Церкви. Ежедневные молитвы и Евхаристия В III-IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения Евхаристии (при этом Причащение могло иметь место ежедневно, в III в. мн. христиане каждый день причащались по домам запасными Св. Дарами). Литургию в первую очередь служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства Крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. мн. дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К кон. IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась Евхаристия, было различным; свт. Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во мн. областях на Западе (кроме Рима и нек-рых др. городов, придерживавшихся древней практики) к кон. IV в. литургия могла совершаться ежедневно. В практике палестинских келлиотских мон-рей VI-IX вв.

http://pravenc.ru/text/153577.html

II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу 90 Богослужение в св. Четыредесятницу разделяется по своему чинопоследованию на четыре разряда: 1) Богослужение простодневное или будничное, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное. 1. Простодневное или будничное Богослужение § 42. Общие и частные особенности сего Богослужения Простодневное великопостное Богослужение главным образом направлено к тому, чтобы расположить нас к покаянию и сознанию своего недостоинства. Мысль эту Церковь выражает и во внешних обрядах Богослужения. Так, звон, созывающий христиан к Богослужениго, бывает редкий, унылый; священнослужители облачаются в черные или темные одежды; в храме не возжигается много светильников, и редко, и то на короткое время, отверзаются царские двери. Та же мысль о покаянии и нашей виновности пред Богом выражается и в службах церковных. Так Церковь не совершает полной литургии, как Богослужения торжественного (кроме суббот и воскресных дней); а вместо нея в среду и пяток совершается литургия преждеосвященная (без чтения евангелия), а в прочие будничные дни – только часы с вечернею. На всех службах употребляется молитва Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с великими поклонами. Неизменяемая часть Богослужения совершается по часослову, псалтири и служебнику; а изменяемые части Богослужения по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на Господи воззвах и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснцем триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерни – Богородице Дево, радуйся и пр., на повечерии в 1-й части «День пришед»; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи», в 3-й ч.: «Господи сил»; в конце утрени по «Благо есть»: В храме стояще. Октоих же совсем оставляется 91 . Полунощница Полунощница совершается будничная, вседневная, и после молитвы: «Иже на всякое время» произносится молитва «Господи и Владыко живота»... с поклонами; после молитвы: «Владыко Боже Отче Вседержителю», прилагаются еще две: «Господи Вседержителю», и «Тя благословим, Вышний Боже», в которых молим Господа просветить нас и восставит от тяжкого сна лености к бодрственности и трезвенности; прочее как в часослове до конца. Оканчивается полунощница ектеньею: Помолимся о Благочестивейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Содержание Богослужение будничное Богослужение воскресное Богослужение праздничное     Документы, относящиеся к истории древнего христианского богослужения, крайне скудны. Вследствие этого, наши сведения о его составе и особенностях за древний период довольно отрывочны и неполны. Между тем, иметь точное и ясное понятие об этом предмете весьма важно, как для понимания духа и значения всего вообще христианского богослужения на всех стадиях его истории, так и в частности для объяснения и оправдания его особенностей в настоящее время. Поэтому, открытие всякого нового памятника, обещающего пополнить и пояснить существующие сведения о древнем периоде христианского богослужения, не может быть встречено иначе, как с живейшим интересом и радостью. К сожалению, подобные открытия бывают весьма редко. – Впрочем, в последнее время литургической науке в этом отношении посчастливилось. В ее распоряжение поступает несколько новых весьма ценных документов, относящихся притом к самому древнему периоду. Таковы: Διδαχη των πο δ τλων и считавшиеся утраченными главы первого послания св. Климента римского к Коринфянам. Таково же вновь открытое „Путешествие к святым местам св. Сильвии Аквитанки“ – S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Этот последний памятник сделался известен ученому миру лишь с очень недавнего времени. Он опубликован, с введением и примечаниями, итальянским ученым Гамуррини в начале прошлого 1887 года в периодическом издании Римской историко-юридической академии (Bibliotheca dell Academia storico-giuridica, volume quarto) под следующим заглавием: S. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Accedit Petri diaconi liber de locis sanctis (Romae 1887). На западе этот памятник успел уже обратить на себя должное внимание и филологов и географов и литургистов и вызвал значительное количество статей 1 ; у нас же о нем еще мало кому известно. Вот общие о нем сведения. Рукопись, с которой сделано издание, принадлежит библиотеке братства св. Марии в Ареццо (Fraternitas s. Mariae vel laicorum). Она – пергаменная и происходит из Монте-Кассинского монастыря, где была изготовлена в XI в. по приказанию знаменитого аббата Дезидерия, бывшего потом, с 1086 г., папою под именем Виктора III. В Ареццо она перенесена была по всей вероятности Амвросием Растреллини, который был аббатом монастыря Монте-Кассино 1599 – 1602 г., но жизнь свою кончил в Ареццо. К сожалению, в течение времени рукопись весьма много пострадала и дошла до нас в весьма неполном виде. В ней-40 листов. Из них первые 15 содержат сочинение Илария „О таинствах“ без начала и с большим пропуском в конце и несколько его гимнов без конца. Следующие 25 листов содержат „Peregrinatio» тоже в весьма неполном виде-без начала и конца и с небольшим пропуском по средине. По мнению Гамуррини обе половины рукописи писаны разными руками; последняя – рукою более древнею, чем первая. Нам нужна только вторая половина или путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

М.С. Красовицкая Лекция 13. Богослужение будних св. четыредесятницы. Чтение покаянного канона прп. Андрея Критского в первые дни великого поста Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться «труда ради бденнаго», потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить «к свету коснее», т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста. Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. «метаний», т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело. Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной. Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе сБог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – «Хвалите Господа», «Слава Богу», «Хвала Всевышнему». Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Написать о Святой Земле что-то целостное и законченное решительно невозможно: увиденное и пережитое нельзя ни понять, ни осмыслить, ни вместить. К тому же, путешествие туда — это всегда начало. Начало, которому, хочется верить, — не будет конца. Как-то, ещё в то время, когда у меня и мыслей не было о возможности поехать на Святую Землю, я спросила свою подругу, недавно вернувшуюся из паломничества: «Изменилось ли что-то в тебе после этой поездки?» Она ответила коротко: «Изменилось. Что именно — этого не расскажешь. Но мне кажется, что каждый хотя бы раз в жизни должен там побывать». Понять в полной мере правдивость её слов мне пришлось позже, только испытав их на себе. И теперь на вопрос «ну как?» я зачастую отвечаю примерно так же. Иерусалим — это локус вне времени и пространства. И если на земле есть географическая точка, наиболее близкая к небу, то эта точка, без сомнения, здесь. «Чувство Иерусалима», единящее тех, кто хоть однажды вдыхал воздух этого города, немыслимо без опыта Встречи — той самой, о которой молчат слова. Именно она здесь — главная. А всё остальное — детали. Всё начиналось с Вифлеема. Прохладное палестинское утро, неуютные улицы, поспешные шаги в тишине ещё сонного восточного города... И вот мы уже на площади перед крохотными Вратами смирения. Базилика Рождества, какой её можно видеть сегодня, возведена в VI веке на месте церкви, построенной царицей Еленой. С тех пор богослужения здесь не прекращались практически никогда: это единственная христианская церковь в Палестине, сохранившаяся в целости с домусульманского периода. Даже во время персидского нашествия в 614 году храм чудом избежал печальной участи: на мозаике поклонения волхвов персы узнали своих соотечественников и сохранили святыню из уважения к предкам. Людей, привыкших к русскому благолепию, здесь удивляет всё. Вместо блистающего собора — хмурый неф базилики и почерневший от копоти потолок крипты Рождества. Вместо громыхающего праздничного хора — один или два монаха, заунывно тянущих речитативом греческие песнопения. Во всём — какая-то подчёркнутая будничность. До реставрации и благоустройства здесь, кажется, вообще никому нет никакого дела.

http://pravoslavie.ru/69339.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 32. Лития и ее виды Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Будничные дни от недели апостола Фомы до отдания Пасхи обычно называются попразднством Пасхи. Хотя это не совсем точно. Попразднством Пасхи в собственном смысле этого слова с точки зрения строя и состава служб являются лишь четыре воскресных дня, следующих за Пасхой, в которые только и поется служба праздника Пасхи — стихиры и канон. Это и естественно, чтобы попразднство Светлого Христова Воскресения совершалось именно лишь в воскресные дни. При этом и седмичные послепасхальные дни, несмотря на присутствие в них будничного элемента, все еще овеяны пасхальной радостью. Поэтому на основных службах в этот период времени совсем исключается все заупокойное. А в дополнение к ним Устав узаконяет после вечерни и утрени совершать особую, хотя и краткую службу, называемую литией. Название ее происходит от греч. слова λιτ, означающего усиленное «моление». Литии известны в богослужении довольно давно. Они представляли собой шествия, сопровождаемые молебным пением. Самые ранние следы обычая литийных исхождений находим уже в IV веке в богослужебной практике Иерусалима. По всему видно, что здесь именно обычай этот и получил свое начало. По рассказам паломников IV века «ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, верующие с епископом во главе с пением гимна шли ко Кресту. Здесь совершалось краткое молитвословие. Отсюда шествие направлялось в храм за Крест. Здесь совершалось то же самое». Такая служба правится ежедневно в течении 6ти дней у Креста и в храме Воскресения. Целью таких выходов было посещение местных святынь, представлявших целый комплекс зданий, построенных на месте страданий и Воскресения Христа. То же самое стали делать и в монастырях. В первую очередь, следует остановить внимание на практике лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима, который сыграл наибольшую роль в истории образования нашего Типикона.

http://azbyka.ru/video/32-litija-i-ee-vi...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Предисловие Воскресный день – день особый, праздничный. Это не просто день отдыха от добывания «хлеба насущного», от повседневного, будничного труда. Это день, посвященный Богу. «Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – … Господу Богу твоему…» ( Исх.20:9-10 ). По Ветхому Завету, таким днем был день субботний. Мы, христиане Нового Завета, празднуем и почитаем воскресный день – день Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Как же достойно провести воскресный день? В первую очередь, конечно, молитва в храме, участие в церковном богослужении. На Божественной литургии приносится Бескровная Жертва за нас, за грехи наши, поэтому благоговейно присутствовать при этом Великом Таинстве и молитвенно участвовать в нем – долг верных чад Церкви, а по мере духовного возрастания для верующего человека становится потребностью участие если не во всех, то по крайней мере воскресных и праздничных церковных службах. Необходимо также помнить, что согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, христианин, пропустивший подряд три воскресных богослужения в храме, отлучается от единения с Церковью Христовой. Но что делать православному человеку, живущему вдали от храма? Как почтить воскресный день, находясь в болезни, в немощех лежащим, когда человек физически не в состоянии дойти до храма? Как молиться инвалиду, годами не выходящему из дома? Как быть в узах сущим – находящимся в заключении и пришедшим там к спасительной вере? Как помолиться в воскресный праздник общине верующих в восстанавливаемом храме, где еще нет священника? Что делать, если ты в длительном путешествии или заграничной командировке? Наша книга, ни в коем случае не заменяя церковного богослужения, поможет православному человеку, находящемуся в подобных затруднительных обстоятельствах, достойно почтить воскресный день. К сожалению, многие, не зная, как молиться дома, или читают полностью последование службы, включая и священнические возгласы и ектений, что делать не положено, или читают что-либо на свое усмотрение (например, акафисты), или вообще остаются без молитвы. Но верное чадо Церкви должно быть послушным во всем. Поэтому, по слову священноисповедника Афанасия (Сахарова) , православный человек должен и в храме, и дома «творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав Церковный». Наша книга поможет в этом.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

Разделы портала «Азбука веры» Константин и Мария " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 7  голосов:  5.0 из  5) – На протяжении года перед встречей с будущим супругом я активно работала над собой, делала все, что от меня зависит, чтобы выйти замуж, так как понимала, что это мой путь спасения, иначе я не развиваюсь духовно. Ведь Господь сказал нам: «Нехорошо быть человеку одному». Я общалась на тему своих заблуждений с семейными людьми, которые меня очень любили и были духовно опытными. С Божьей помощью и поддержкой близких я справилась со страхами, проблемами, неверным понятием о создании семьи. А сейчас мы помогаем другим людям обрести семейное счастье, зная на своем опыте, как это бывает непросто в наше время. Для помощи молодому поколению в вопросах супружества семейная пара Константин и Мария Карагодины создали проект «Давай повенчаемся». Пройдя сами тернистый путь к семейному счастью, они решили, что есть необходимость помогать в этом другим. – Мы хотели организовать такое пространство для общения, которое было бы современным, интересным, полезным, а главное, помогало молодежи сделать реальные шаги на пути к созданию семьи. Одна из задач проекта состояла в том, чтобы привлечь к данной теме внимание священнослужителей и молодежных лидеров Москвы. Нужно было поднять этот вопрос на повестке дня, чтобы для молодых людей чаще устраивались встречи на эту тему, объясняли, насколько она важна. Ведь многие «покалечены» прошлой жизнью до воцерковления, и у них нет представления о том, как начать свой путь к традиционной семейной жизни по церковным канонам. Воплощение идеи началось с молодежных паломнических поездок, потому что благодать святых мест помогает воцерковлению молодых людей, помогает отвлечься от рутинной будничной жизни. В святых местах на них действует сила молитвы, богослужения. Молодые люди раскрываются, становятся естественными, человеколюбивыми и добродушными. И такая обстановка помогает людям увидеть друг друга, завести новых друзей.

http://azbyka.ru/semya/davaj-povenchaems...

Когда не надо идти на принцип Мне показалось, что у женщины ушиб почки. Тут я для начала проявил принципиальность и сказал, что даже разговаривать с ней не буду — загружу в машину с помощью дюжих фельдшеров, а потом уже она может поднимать шум, сколько ей будет угодно. Оставалось уладить отношения с милицией. В Нижегородской области автобус с паломниками попал в ДТП Утром 20 июля 2013 года микроавтобус с паломниками, следовавший из Республики Марий Эл в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, столкнулся с грузовой машиной в Лысковском районе Нижегородской области. В результате столкновения погибли 5 человек, еще 9 доставлены в больницу. Епископ Воскресенский Савва совершил панихиду по погибшим в автокатастрофе в Ознобишино Владыке сослужило 28 священников: клирики храмов Никольского благочиния викариаства Новых территорий, где произошла трагедия, священники Подольского благочиния, благочинные округов. За богослужением молились местные жители, которые стали свидетелями трагедии, а потом разбирали завалы и спасали людей. Водителю КамАЗа, врезавшемуся в автобус под Подольском, предъявлено обвинение Следствие предъявило обвинение водителю КамАЗа, врезавшемуся в новой Москве в автобус с пассажирами, в связи с гибелью 18 человек. По российскому законодательству, ему грозит не более семи лет заключения. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон навестил пострадавших в аварии под Подольском Епископ Пантелеимон посетил в Москве городские клинические больницы 12, и 7, а также НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, где проходят лечение пострадавшие в ДТП 13 июля. Всем пострадавшим епископ Пантелеимон сказал слова пастырского утешения, передал цветы, фрукты, молитвословы и иконы, расспросил о нуждах. Протоиерей Сергий Марук о ДТП в новой Москве: «Горе объединяет» Больше всего меня поразило не ужасное зрелище, которое стояло перед глазами, а готовность людей стать единым целым. Очень редко в современной, будничной жизни увидишь такую сплоченность, когда все друг друга понимают с полуслова.

http://pravmir.ru/tag/dtp/page/39/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010