В этой связи стоит, прежде всего, его удивительная литургичность, которой дышит все его творчество, которой пронизана вся его жизнь. Антон Владимирович с детства полюбил церковное богослужение; мальчиком он прислуживал в храме и в десятилетнем возрасте он был посвящен в стихарь своим епархиальным архиереем, епископом Иринеем Екатеринбургским (Орда) и принял звание чтеца. Красота церковная, конечно, питала его эстетически одаренную натуру, но основным для него в богослужении было созерцание раскрывавшихся в нем церковных догматов и домостроительственных тайн. В этом отношении Страстная Седмица и Пасха были для него верхом молитвенного переживания. Но он тоже любил и будничное богослужение и также питался им. Его часто можно было видеть в храме Сергиевского Подворья, стоящего на клиросе вместе со студентами, принимающего деятельное участие в церковном пении и чтении. Он, по собственному выражению, постоянно «пропагандировал» некоторые службы, как, напр., утреню Акафиста, совершаемую в субботу 5-ой седмицы Вел. Поста, службы замечательные по красоте и содержанию, но мало известные широкому церковному обществу. А своим слушателям в академии он и примером и словом неутомимо пытался внушить сколько то, что он красочно по-бурсацки называл иногда «дьячковской наукой», может открыть верующему сердцу и богословствующему уму. В этой связи стоит тоже и библеизм Антона Владимировича. Будучи, в основном, церковным историком, он, однако, был специалистом и по Свящ. Писанию, в частности по Свящ.Писанию Ветхого Завета. Его он любил как Слово Божие и старался в нем постичь и выявить Божественное откровение, содержащееся в нем для всех времен и эпох. Для этого он прибегал ко всей научной технике его исследования, связанной с филологией и историческим методом его изучения. К сожалению, очень мало известно широким кругам об Антоне Владимировиче, как экзегете Ветхого Завета. Сам он только смог напечатать только свою, в свое время нашумевшую, актовую речь о библейской критике, сказанную им 17-го февраля 1944 года. Но этим критицизмом далеко не исчерпывался библеизм Антона Владимировича. Он вникал в Писание и через богослужение и молитву, на основании буквы и общего духа текстов оправдывал правильность их истолкования в церковном предании. И потому, несмотря на всю свою ученую аппаратуру, это был истинный церковный, христианский, подлинно богословский библеизм, которым Антон Владимирович воспламенял сердца своих слушателей, попутно свидетельствуя о своем внутреннем горении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица – попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха – специальные, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Иларион: Во-первых, я не замечаю никакого народного негодования. Во-вторых, я не совсем согласен с такой формулировкой, что храмы открыты для избранных. Храмы сейчас открыты для тех, чье участие является необходимым для совершения богослужений, в том числе для того, чтобы богослужения транслировались онлайн. По своему храму могу сказать, что если речь идет об обычной будничной службе, то для ее совершения достаточно одного священника, одного диакона и одного алтарника, одного чтеца и максимум четырех певчих; присутствуют также один человек с видеокамерой плюс сторож, который открывает и закрывает двери. Пожалуй, десять человек способны обеспечить совершение службы по будням. Если говорить о богослужении в субботу вечером или в воскресенье утром, то потребуется немного больше людей — может быть, пятнадцать-шестнадцать. Они должны находиться в храме для того, чтобы богослужения не остановились и чтобы эти богослужения можно было показывать онлайн. Я не думаю, что речь идет о какой-то привилегии. Эта «привилегия» сейчас, собственно, заключается в том, что каждый из участников таких богослужений рискует заразиться или стать переносчиком вируса. Тот факт, что уже заразились некоторые московские священники, как раз и говорит о том, что это очень рискованно — совершать богослужения, но мы продолжаем служить для того, чтобы не оставить людей без возможности участия в богослужении хотя бы в режиме удаленного доступа. Е. Грачева: В Москве были случаи, когда прихожан штрафовали на подходах к храму. Вы считаете эту меру — штрафы — оправданной? Митрополит Иларион: Думаю, что каждый должен заниматься своим делом: священники пускай совершают богослужения, певчие пускай поют в храме, свещницы пускай расставляют свечи, сторожа пускай открывают и закрывают храм, когда это необходимо. А полиция пускай занимается своим делом — отслеживает нарушителей режима самоизоляции. Я думаю, что мы не должны здесь препятствовать полиции исполнять свое дело. Еще раз хочу повторить, что сейчас наша общая задача — это сохранить как можно больше человеческих жизней, а для этого мы все должны мобилизоваться, забыть о каких-то своих предпочтениях, симпатиях и антипатиях, о своих привычках. Мы должны научиться жить в тех условиях, в которые мы сейчас поставлены, дабы защитить свои жизни и жизни своих близких.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5629862...

Названия изменяющихся молитвословий    В зависимости от того или другого праздника, или дня памяти святого, за богослужением читаются те или другие отрывки из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Эти чтения носят название по той книге, из которой заимствованы. Кроме того каждому данному празднику и прославляемому святому поются особые песнопения, которые носят нижеследующие названия:     Тропарь τροπαριον (от греч. τροπος — нрав, образец или τροπαια — трофей, знак победы, или τρεπω — обращаю) песнь в кратких, но выразительных чертах изображающая событие праздника или жизнь святого, напр., «Рождество Твое, Христе Боже наш…» или «Правило веры и образ кротости…»     Кондак (от греческого слова κονδακιον — нрав, или от κονδαξ — как его уменьшительное — «копье», но вероятнее производить его от κονδος — палочка, на которую наматывался свиток пергамента, или от «κονδακια» — свертки пергамента, исписанные с двух сторон) — краткое песнопение, которое, подобно тропарю изображает сущность празднуемого события или черты характера прославляемого святого. Разница между тропарем и кондаком, главным образом в месте, которое они занимают в богослужении. Тропари поются в конце вечерни, в начале и в конце утрени, а кондак всегда в середине утрени, сразу после 6-ой песни канона. Кроме того, тропарь изображает событие праздника по преимуществу с его внешней стороны, а кондак отмечает его внутреннюю сущность и значение. Наиболее известные кондаки «Дева днесь Пресущественнаго раждает…», «Взбранной Воеводе победительная…»     Величание — песнь, содержащая прославление праздника или святого, которая поется за всенощным бдением или праздничной утреней перед иконой праздника или святого сначала священнослужителями среди храма, а потом несколько раз повторяется певцами на клиросах.     Стихира (от греч. «στιχηρα» — многостишие) песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (по-гречески, ибо в славянском переводе стихотворный размер, конечно, утратился), имеющих перед собой большей частью стихи из Священного Писания, главным образом, из псалмов. В каждой из стихир содержится одна и та же главная мысль, которая разнообразно и весьма поэтично и художественно в живых образах и сравнениях раскрывается во всех стихирах. Стихир за каждым богослужением поется много, но они носят различные названия. Если стихиры поются после стихов псалма «Господи воззвах», то они называются «стихирами на Господи воззвах»; если стихиры поются после стихов псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа», они называются «стихирами на хвалитех». В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются «стихирами на стиховне». Кроме того имеются еще и литийныя стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на литию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Колокола в церковном Уставе и богослужебных книгах обозначаются словами: било, клепало, кампань, тяжкая, звоны. Некоторые из этих наименований сохранились в богослужебных книгах с того времени, когда колокола еще не были введены в употребление в христианской Церкви (до VIII века) и верные призывались к богослужению посредством деревянной или металлической доски, в которую ударяли (клепали) молотом или палкою. Эта доска и разумеется в Уставе под именами била, клепала, древа или просто под именем «великое». Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в Уставе о биле, клепале, древе должно применять к колоколам. Собственно же колокола в Типиконе чаще всего обозначаются словами: 1) «кампан» (campana) – от названия римской провинции Кампании, где из ее меди были отлиты первые колокола; 2) «тяжкая» – от тяжких, сильных звуков колоколов; 3) «звоны» – от звучности колоколов. При церквах обыкновенно бывают несколько колоколов, и они различаются между собою своею величиною, силою звука. Не во всех храмах, но в очень многих различаются следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или малый, колокол. При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины. Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной службе. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон . Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол, в последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором» . Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется тризвоном , или трезвоном . Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3 и 6 часы, литургия, 9 час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В другие моменты службы почти всегда – должны петься Богородичны отдаваемого гласа. Так это и формулируется в Типиконе: «И поем Богородичен настоящего гласа», или, иначе говоря, текущего гласа, ведь он еще течет, его еще не отдали. В субботнем богослужении может участвовать Богородичный канон из службы воскресного дня. Вспомните: в воскресенье в Октоихе есть каноны Воскресный, Крестовоскресный и Богородичный. Последний и может при определенных праздниках быть взят для субботнего богослужения, что говорит об усиленном, подчеркнутом, нарочитом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Отдание гласа в субботу – это не просто перелистывание музыкальной страницы, а своеобразное отдание предыдущего воскресного дня. Воскресенье – это праздник седмицы, с него все начинается, а суббота – последний день седмицы, а значит, последний день этого праздника, отдание воскресного дня. Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей. Это следует особо выделить, потому что внешне субботнее богослужение напоминает будничное. Славословие ради субботы не поется, Евангелие не читается, что это за праздник – суббота? Да, на поверхностный, беглый взгляд это так, но этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни. Самая главная особенность субботы, основное, что отличает ее и навсегда отделяет от будних дней, – это наличие обязательной полной Литургии. В субботу никогда нельзя отменить Литургию. Почему? Суббота никогда не была постным днем. Речь не о том, что нет таких суббот в году, когда нельзя было бы есть мясо. Мы говорим о посте не в смысле телесного воздержания, а в смысле влияния поста на богослужение, на ход служб. Ведь пост – это когда нет ежедневной полной Литургии. И в Великом посту мы это особенно чувствуем, хотя, по мысли Устава, так должно быть и в прочие посты: отмена ежедневной Литургии – вот основное воздержание и основная трудность поста. А если Литургия и бывает, то только Преждеосвященных Даров, т.е. Литургия без Евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы присутствуем при странном явлении: многих сегодня религия, и именно ее обряды, богослужение, притягивают своей таинственной и непонятной красотой. Но многих та же непонятность как раз и отталкивает. А антирелигиозная пропаганда умело пользуется этой непонятностью для собственных целей – для «развенчания» религии, для обвинения ее в «отсталости», в полном несоответствии пресловутой «современности». Верующие зачастую ревниво оберегают свое святая святых от праздного любопытства, но еще чаще и сами не могут объяснить смысл этих сложных и продолжительных «церемоний». Для них они привычны, с детства составляют драгоценнейшее украшение жизни, утешение в печалях, регулярный прорыв из постылых будней в нечто иное, праздничное, радостное. Но как объяснить все это современному человеку – рационалисту, материалисту, атеисту, воспитанному в твердой уверенности, что религия – сплошной обман, «поповские сказки», опиум для усталых или истерических людей и что она обречена исчезнуть при внедрении «подлинно научного» мировоззрения? Между тем такое объяснение необходимо. Нельзя защищать свою веру, не зная и не понимая ее. Ибо вера, религия, храм, богослужение, без сомнения, перестали быть само собой разумеющейся формой бытия, тем, что навеки входит в сознание вместе с самой жизнью. Вокруг нас тысячи и тысячи ищущих людей, разочарованных в плоской, казенной, будничной идеологии, навязываемой им как последняя истина, и каким-то инстинктом чувствующих, что здесь, в храме, в этих древних, таинственных и возвышенных «церемониях» заключено что-то бесконечно важное для человека, то, что имеет прямое отношение к его жизни. Но что? Этого он не знает, и никто ему не может объяснить. Попробуем поэтому такое объяснение дать – хотя бы самое приблизительное, самое начальное; попробуем ввести человека в тот особый мир символов, отсветов и знаков, в котором веками живет вера и которым, подчеркнем это, вера питается. Ведь не может же быть, чтобы мир этот существовал только, так сказать, по инерции, чтобы обман – если это обман – длился веками, несмотря на все коренные изменения в человеческом мышлении и знании. И быть может, поймет этот современный человек, если сделает усилие над собой, что все представлявшееся ему «древними, непонятными церемониями», которые словно упали с другой планеты, на деле прямо относится к нему, ко мне, ко всему человечеству, ко всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

194 Ср. попразднства 24 июня и 29 августа, когда также не оставляются песнопения октоиха, с той только разницей, что тогда поется и канон октоиха, а после Пасхи лишь стихиры и седальны. 196 Соответственно этому и в других подобных случаях (например, 15 сент., 7 авг.), когда вечерня имеет праздничный строй и окончание, после нее не должно быть заупокойной литии. 197 Праздничного в строе службы только на утрени всегда две кафизмы с ектениями после каждой, стихословие на каноне песней по праздничному чину Поим Господеви, а не по будничному Господеви поим, и изобразительным на литургии. Но так всегда бывает и в субботы. 199 Пение субботнего заупокойного канона в предпразднства и попразднства и в некоторые праздничные дни до полиелея включительно, когда по общему правилу из общественного богослужения удаляется по возможности все заупокойное, сохраняется на повечерии потому, что хотя обычно повечерие входит в состав суточного круга общественного богослужения, но все же оно рассматривается уставом лишь в качестве как бы наполовину общественной службы. По уставу после вечерни должен быть расход. Братия идут на трапезу, после которой собираются уже не в самом храме, а в притворе, где и поется повечерие. В некоторых же случаях повечерие даже совсем исключается из круга служб, совершаемых в храме, и переносится в келии (например, в среду и пяток 5-й седмицы Великого поста). Такое же значение имеет и полунощница, совершаемая по уставу в притворе, а иногда переносимая и в келии (например, в четверток и субботу 5-й седмицы Великого поста и в последние три дня Страстной седмицы). Поэтому и на полунощнице сохраняются заупокойные моления даже в те дни, когда они совсем исключаются со всех других служб. 200 Где и в великие праздники могут быть не только панихиды, но и заупокойные вечерня и утреня, например, при совпадении Сретения или храмового праздника с субботой мясопустной. 203 См., например, заметку Типикона о заупокойном каноне в субботу сыропустную, когда преподобным отцам правится служба со славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

За стихом «Бог Господь», пропетым четырежды, следует тропарь празднуемому в тот день святому (дважды), с богородичным и две кафизмы. После каждой кафизмы седальны. Это краткие стихиры умилительные или покаянные, а по середам и пятницам – крестные. Седальными они называются потому, что во время чтения их сидят. Для примера приведу здесь два седальна. «Во вторник утра, глас 2-й, по втором стихословии, седальны умилительны». «Помилуй меня, сказал Давид, и я взываю к тебе: Спаситель! я согрешил; грехи мои очистив покаянием, помилуй меня. Так плакался Давид о двух грехах: помилуй меня, Боже, помилуй меня; а у меня тьма согрешений; он каждую ночь слезами постелю обмывали, а я и капли одной никогда не пролил, поэтому я, обуреваемый страхом, и молю: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». За кафизмами и седальными – пятидесятый псалом и каноны. О значении и составе канонов было говорено. Здесь нужно сказать о том порядке, в каком они, обыкновенно, идут на утрени. Каноны Канонов всякий день положено три. Первый, приспособленный к общему строю будничной службы, т. е. покаянный или умилительный; второй в понедельник – бесплотным, во вторник Иоанну Предтече и т. п., третий –празднуемому в тот день святому. Впрочем, этот порядок изменяется. Именно: в среду и пяток – каноны кресту, пр. Богородице и празднуемому святому; в четверг – апостолам, св. Николаю и празднуемому святому. Смысл и содержание канонов умилительных и покаянных те же, что и стихир на Господи воззвах, стиховных и всех других. Везде одно: возбуждение в грешниках раскаяния и сознания необходимости обратиться ко Господу Богу. Вот, для примера, несколько песен из канона: «во вторник утра, глас вторый». Песнь первая. Ирмос «Душа! вспомнивши моисейскую песнь, воскликни: сей мой Бог был мне помощником и покровителем ко спасению, и прославлю Его. Братие! прежде кончины будем оплакивать себя горько, чтобы нам, у которых нет ничего годного и полезного, за слезы раскаяния избегнуть тогда слез мучения. Христе! неисчетное число раз обещал я раскаяться, но имея душу бесчувственную, всегда впадаю в грехи. Спаситель! Помоги моей немощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Немолчно прославляют Господа только св. ангелы. Мы же грешные чувствуем, что нечисто наше сердце, нечисты и уста наши. Посему к славословию присоединяем мы и усердные моления к Господу, которые приспособляем ко времени суток – к ночи: Господи! – взываем мы – Ты прибежище наше на все времена... Помилуй меня и исцели душу мою грешную. К Тебе я прибегаю: научи меня творить волю Твою; Ты – Бог мой и у Тебя источник жизни. В Твоем свете мы узрим свет; продолжи Свои милости людям, Тебя знающим. На праздничных утренях, когда славословие поется, здесь оно и кончается трисвятою песнью. Но на утрени постовой, как и вообще на будничной, славословие не поётся г а читается и продолжено бывает еще следующими молениями: „Сподоби, Господи, в ночь эту сохраниться нам без греха... Научи меня, вразуми и просвети Своими Божественными заповедями, ведущими к оправданию пред судом Божьим. Господи! милость Твоя во век, не презри дела рук Твоих; Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает”... По прочтении славословия поется особое песнопение, называемое каноном. 1 В каноне прославляются Матерь Господа и Святые угодники Божии, которые в жизни земной искали Бога, и теперь возрадовались и возвеселились о Господе, которых оживил Господь и правдою Своею извел от печали. За каноном поется ,,велегласно и косно” (медленно) тропарь: Господи сил с нами буди… и псалом 150-ый: Хвалите Бога во святых Его.., тот самый псалом, который поется и на утрени перед великим славословием. Тропарь: „Господи сил с нами буди” поется на великом повечерии пред стихами этого псалма и служит к ним припевом. ,,Господи сил! – молимся мы в тропаре, – будь с нами; иного, кроме Тебя, помощника в скорбях своих мы не имеем; Господи сил помилуй нас”. Это моление продолжаем мы затем в ряде других тропарей, обращаясь к Господу и Его Пречистой Матери: „Господи! если бы мы не имели святых Твоих молитвенников и Твою, милующую нас благость, как мы осмелились бы, Спасе, воспевать Тебя, Которого непрестанно славословят ангелы? Сердцеведец, пощади наши души!” „Многое множество у меня, Богородице, прегрешений; к Тебе, чистая, я прибегаю, ища спасения; посети мою душу немощствующую и моли Сына Своего и Бога нашего дать мне оставление лютых моих беззаконий, Едина Благословенная!”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010