Острог, или острожок, этот воеводы, очевидно, поставили затем, чтобы в случае взрыва Поляками в данном месте монастырской стены не дать им ворваться в монастырь (поражать их с острога, когда бы они врывались в брешь). В то же время, посоветовавшись с архимандритом и старцами, воеводы решили для скорой вылазки очистить в стене монастырской потайные ворота в ров, который шел вдоль стены с восточной стороны, чт( и сделали каменосечцы, нашедши старый вылаз подле Сушильной башни, в который по его расчищении вставлены были трои железные двери. 8-й день ноября, праздник собора архангела Михаила, был для осажденных днем скорби и плача. Прошло уже тридцать дней и тридцать ночей, как Поляки непрестанно бомбардировали монастырь со всех своих баттарей, и в этот день ядра неприятельские причинили в нем несколько несчастий. У одного монаха, по имени Корнилий, когда он шел за обедню в Троицкий собор, оторвало ядром правую ногу по колено, так что едва он успел причаститься на обедне, как скончался; потом была убита одна старица, которой оторвало правую руку и с плечом. Во время пения вечерни, когда все стоявшие в церкви с воплем и рыданиями били себя в перси, прося у Бога милости, вдруг ядро неприятельское ударило в большой колокол на колокольне (которая находилась у западной стены Духовской церкви), отразилось от колокола в алтарное окно Троицкого собора, пролетело в алтарную арку и пробило приходившийся против арки, стоявший в третьем ряду иконостаса (большом деисусе, см. выше, с. 193–194) образ архангела Михаила, пробив образ, ударилось в столп церковный, от столпа отразилось в стену, от стены – в подсвечник, который пред образом святыя Троицы, и, сделав выбоину в подсвечнике, отразилось от него в левый крылос, у которого и развалилось. Едва стоявшие в церкви перестали следить с трепетом за полетами этого ядра, как другое ядро прошибло южные железные двери церкви (нынешней паперти с южной стороны еще не было), ударилось в местный образ Николая чудотворца (стоявший у северной стены, насупротив мощей преподобного Сергия) и пробило его доску, за которою и скрылось, не быв потом найдено.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

Raine, Kathleen, 33, 63 Robinson, J.A.T., 19 Romanos the Melodist, St, 94, 192 Rozanov, Vasilii, 140, 192 Ruskin, John, 153 Sarapion the Sindonite, St, 7 Sayings of the Desert Fathers, 12, 35, 48, 68, 88, 112, 140, 142, 143, 146, 150, 151, 154, 171, 178, 192 Schmemann, Alexander, 112, 192 Seraphim of Sarov, St, 118, 129–31, 151, 192 Sergius of Radonezh, St, 49, 192 Shakespeare, William, 33 Shaw, George Bernard, 54 Sherrard, Philip, 67, 193 Sisois, Abba, 143 Staniloae, Dumitru, 69, 85, 87, 116, 193 Suso, Henry, 160, 195 Symeon the New Theologian, St, 12,21,30, 32,08, 119, 137, 170, 193 Synesius of Cyrene, 41, 193 Talmud, 62, 84 Theoklitos, Fr, 52, 174, 193 Theophan the Recluse, 151, 172,193 Theophilus of Antioch, 31, 193 Thompson, Francis, 29, 195 199 Tikhon of Zadonsk, St, 148, 193 Tolkien, J.R.R., 184 Tolstoy, Leo, 10 Traheme, Thomas, 24, 195 Tyrrell, George, 13, 195 Varsanuphius, St, 72, 193 Vaughan, Henry, 172 Vladimir Monomakh, 24, 193 Way of a Pilgrim, 166, 194 Wesley, John, 22 Williams, Charles, 35 Zachariah, Fr, 127–31, 194 Zosima, Starets, 81, 108 SUBJECTS Abraham, 15 Active life, 142 Age to come, 178–8 Angels, 62–63,74 Animals: compared with man, 60–61 in Age to come, 183 Antichrist, 179–80 Apatheia; 156 Apollinarianism, 99 Apophatic approach, 16–17, 162–3, 167 Arians, 96 Asceticism, 79–80, 156 Assumption of Virgin Mary, 103 Augustinian view of fall, 81, 102 Baptism: of Christ, 45, 123 of Christian, 132–3, 137–8, 145 Bible, 130, 146–9, 162 Body, the human, 60, 96, 79, 155–6, 176 see Resurrection Calvinism, 80 Cataphatic approach, 163 see Apophatic approach Chrismation, 133 Christ: see Jesus Christ Church: as ikon of Trinity, 49 and love, 51 and Holy Spirit, 138 membership of, 143–4 Communion, Holy: see Eucharist Confession, 128 Confirmation, 133 Contemplation, 141, 157–62 contemplative and active life, 142 Councils, the seven Ecumenical, 36, 94–95 Creation, 44, 55–58 ex nihilo, 55 continual, 57 Cross, 83,88,104–10,151,173–4 Darkness, the divine, 13–17, 31, 141, 169–70, 175–6

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

В числе древностей можно считать книгу – «Церковный круг», изд. в 1773 году. Попечительство существует с 1873 года, председатель его – священник. Накопившиеся в кассе 400 рублей пошли на обновление храма. Копия с приходорасходной книги: 1780 года августа 1 дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской духовной консистории в духовное правление, а из оного, Шелонской Пятины, Залесской половины, благочинному, села Ктин священнику, Кириллу Иоакимову, указа: Ляцкого погоста, выставки Боброва, церкви Живоначальной Троицы, образам, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего. Вышеозначенная церковь деревянная, во имя Живоначальной Троицы. В ней святых образов литых. Царские двери резные золоченые; на них (живописные) образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону образа: Господа Вседержителя (на нем прибито три креста серебряных) и Димитрия Ростовского ; по левую сторону – Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого; пред ним (ними?) четыре лампады медных на северных дверях (?) образ Тайной Вечери; над тем местным образом вверх, в первом деисусе – двунадесятых праздников, во втором деисусе, посреди, Воскресение Христово, по сторонам – дванадесять Апостолов; в третьем деисусе, посреди, коронование Пресв. Богородицы (по сторонам) – двенадцать пророков. Над тем образом, вверху, Распятие Господне, с предстоящими Богоматерию, Иоанном Богословом и страстьми. В алтаре престол, уготованный по правилам св. Отец. На нем одежд: срачица белого полотна, индития – камки жаркой (?); антиминс святой на атласе желтом; хитон тавтяной. Евангелие в десть, обложено; обе дщи медные. Крестов: серебряный; верхняя сторона с позолоченной, чеканной работы, весом в 75 золотников; медной чеканной же; медной – литой. Покров камки желтой... Оловянной... Над престолом... столярной работы; на ней образ Духа Святаго. На жертвеннике одежда камки желтой, хитон тавтяной, сосуды серебряные, копие железное, губа. Запрестольные выносные образа; два креста; две Божьих Матери, Знамение; против престола – образ Господа Саваофа, пред ним лампада медная; у царских дверей – завеса тавты красной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Работы по возобновлению храма как снаружи, так и внутри, начались в скором же времени, после пожара. Пока производились каменные работы, а также починка кровли и крестов, в марте 1738 г. были объявлены торги на устройство иконостаса, при чем эта работа осталась за подрядчиком Ширяевым, согласившимся за 450 р. сделать три иконостаса. В главном храме иконостас был сделан столярною работою, гладкий, с тумбами и гзымзами, с наведенными по нем цированными травами, по местам резной и весь золоченый по гольдфарбе. По нем снизу, под местными иконами, в тумбах, были писаны пророчества. На полотне, над тумбами, были написаны четыре местные иконы и были поставлены прежние царские двери и новая северная дверь с изображением архангела Михаила. Над царскими дверями было сделано сияние; над местными иконами, в деисусе, в 7 клеймах было 6 кругловатых икон двунадесятых праздников; над царскими дверями – Тайная вечеря, над праздниками, в деисусе – Господь Вседержитель с предстоящими Богоматерью и Предтечею, на средней иконе и на двух других – 6 ликов апостольских. Над сими образами – в средине было Распятие, а около него, по сторонам, в клеймах, два круглых образа Воскресения Христова и Благовещения. Над Распятием, на особой доске был изображен Дух Святый в облаках, а по сторонам его, на двух особых досках, – два ангела. В пределе св. Алексея, человека Божия, иконостас был такой же работы, с прежними царскими дверями. По правую сторону их – образ св. Алексея, человека Божия, также – прежний, а под ним, в тумбе, на полотне было изображено преставление его; на северной двери – архангела Михаила, по сторонам царских дверей, в клеймах, два образа двунадесятых праздников с двумя по сторонам их ангелами; наверху же царских врат в деисусе – образ Воскресения Христова, а над ним – Распятие и по сторонам на двух досках – образа Богоматери и Предтечи. В пределе же преп. Марии Египетской иконостас и деисусы были те же, что и в первом пределе, с тою лишь разницею, что над царскими дверями был один образ – Тайная Вечеря. 97

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Проходы в приделы почти никогда не имели щитов. Пядничный ярус служа восполнением к местному, в русских церквах XVI века очень часто складывался из образов, поставлявшихся (как бы на полку, что над местными иконами) из усердия богомольцами и потому носил печать случайного выбора и подвижности. В Успенском соборе, как исключение, иконостасные пядницы большего частью изображали Богоматерь 942 . Но в других церквах общее содержание их было лишено какой либо внутренней связи и устойчивости 943 . В некоторых кирилловских церквах этот ярус еще только возникал к 1621 году 944 . Число изображений в деисусе варьировалось от 21 до 1 945 , а в приделе св. Дионисия к 1601 году не было вовсе деисуса. Непременною иконою этого яруса считался образ Спасителя на престоле (см. иконостас в приделе св. Феодора Стратилата), обыкновенно с иконами Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам 946 . Состав остальных полиморфных деисусов выдерживал однообразный распорядок относительно семи средних икон, именно: Спасителя на престоле, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и апостолов Петра и Павла 947 . Если в церкви дозволяло место, то к этим иконам по сторонам присоединялись добавочные: в девяти иконном деисусе – изображение преподобных (русских) 948 или святителей (русских) 949 , в 11-иконном – святителей и столпников 950 или святителей и страстотерпцев 951 , в 13 иконном – святителей по 2 образа и преподобных по 1 образу с каждой стороны 952 , или – по 2 образа святителей с каждой стороны и по 1 образу страстотерпцев 953 , в 15 иконном – апостолов, святителей, страстотерпцев и преподобных 954 . – Какие иконы находились в деисусе из 20 образов, описи 1601 и 1621 годов не говорят 955 . Отсутствуя в трапезных церквах и во всех приделах, праздничный ярус не был неизбежною принадлежностью иконостаса 956 , и о составе его описи начала XVII века сохранили лишь общее указание, что он слагался из образов владычных праздников и страстей Господних, причем иногда сюда присоединялись иконы столпников 957 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

на с. 100, 193 и др.). В описи 1641 года о ризе, епитрахили и поручах: «Ризы чюдотворца Сергия – крашенина вишнева, оплечье и круживо и потрахель и поручи изуфрь (если то же, что зуфь, то – шерстяная материя) синя». На северной стороне церкви, против раки преподобного Сергия, для симметрии с сению над последней устроена сень над иконою Тихвинской Божией Матери. Над южными дверями в алтарь стоит небольшой складной образ видения Божией Матери преподобным Сергием, написанный в 1588 году на доске от прежней деревянной раки преподобного Сергия, которая после переложения мощей преподобного в нынешнюю раку разнята была на иконы. Царь Алексей Михайлович брал с собой этот образ в Польский поход 1654 и после того он был посылаем в армию: в Шведскую войну Петра Великого, в 1812 году, в Крымскую войну 1855 года, в Турецкую войну 1877 года [и в Японскую войну в 1904–1906 гг.; снимок см. на с. В соборе есть две иконы, получившие раны во время осады монастыря Поляками. Это иконы архангела Михаила и Николая чудотворца. Икона архангела Михаила, стоящая теперь в первом верхнем ярусе иконостаса, находилась во время осады монастыря Поляками в том же ряду икон, что и ныне, но только в ярусе не первом, а втором верхнем (в деисусе над тяблом, см. с. О ее прошибении польским ядром читается у Палицына: «в Михайлов день святаго архистратига (1608 года) поющим (осажденным) вечерню... во время псалмопения внезапу удари ядро в большой колокол (колокольня находилась у западной стены Духовской церкви) и сплыв в олтарное окно пресвятыя Троицы и пробив в деисусе у образа архистратига Михаила дску подле праваго крыла (разумеется крыло архистратига) и ударися по столпу скользь и сплы в стену и отшибеся в насвещник пред образом святыя живоначальныя Троицы и наязви свещник и отразися в левой крилос и развалися». Пробоина на иконе закрыта (если не ошибаемся) новой ризой. Икона Николая чудотворца, стоящая теперь на южной стене западной паперти, во время осады монастыря Поляками стояла в самой церкви, на северной стене, близ иконостаса, где стоит теперь икона Тихвинской Божией Матери с сению.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Западная: граница 150; Европа 194. 226. Западно-русские: униатские митродолцты 216; униаты 196. » . Западно-русский край 205. Западно-русские области 195. Западные пограничные военные округа 5. Западный; край 151; фронт 282. Западные епархии 149.186.194.202.204–205.245. Зеландский епископ 187. Зимний дворец в Петрограде 7. 8. 9. 12. 13. 51. 57. 58. Зубчанинов Сергей Иванович, главно-уполномоченный по устройству беженцев 154. 155. 157. Игнатьева Софья Сергеевна, графиня 148. «Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов» 89–90. 96. 119. Иларион(Троицкий), архимандрит 198. Илия, епископ супурганский 194 225. Илия, пророк 1. Иркутск 124. Исаакиевская площадь в Петрограде 33. Исаакиевский собор в Петрограде 33. Испанский представитель в Берне 185. Итальянская, улица в Петрограде 179. Итальянское происхождение 258. Иезуиты 203. Иерусалимская: Миссия 194. 195. 218. 219. торненская обитель 218. 219. Иерусалим 194. 217. 218. 219. Иоанн Богослов, евангелист 282. Иоанн Воин, св. 284. Иоанн Креститель 149. Кавказская: граница 222; минеральная группа 124. Кавказский фронт 73. Казанская икона Божией Матери 46. Казанский: собор в Петрограде 9. 11. 14. 31; Университет 294. Калишский православный собор 180. Карталинский архиепископ 15. Кахетинский архиепископ – см. Карталинский. Кильбурн Дж., пастор 277. Киржач, г. 281. Кисловодск, г. 227. Кишанев 175. Киевопечерская лавра 182. Киевская епархия 150. Киевский: митрополит 182; округ 309. Киевское Славянское благотворительное Общество 210. Киев 37. 38. 39. 210. Ковенский госпиталь 279. Ковкин Василий, церковник 282. «Колокол», газета 45. Комаров Л. В., священник 283. Кондратьев Георгий Андреевич, чиновник особых поручений при министре Внутренних Дел 193. Кони Анатолий Федорович, член Государственного Совета 166. Константиновский уезд 154. Константинопольский патриарх 197. 306. Константин Константинович, Великий Князь 32. Копенгаген 187. Коссоры 73. Костромской Богоявленский монастырь 282,

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Между столбами и стенами тогда выложили стенки, прорезанные арочными проемами. Еще позднее, при возведении западной пристройки, среднюю часть западной стены выломали до самого свода, объединив внутренние объемы пристройки и собора. В результате образовалось подобие вытянутого высокого прохода со световым барабаном, как бы случайно поставленным над его восточным концом. Сейчас трудно представить былую красоту интерьера Успенского собора. По роскоши убранства он выделялся не только среди остальных храмов монастыря, но и принадлежал к числу наиболее богатых на Руси. Сама удаленность монастыря обладала как бы дополнительной притягательной силой. К нему стекались богатые вклады не только деньгами, но и драгоценной утварью, иконами, шитьем, книгами, облачениями. Об убранстве собора можно судить по самой ранней из сохранившихся описей монастыря 1601 года, в которой о каждой вещи рассказано емким, образным языком того времени. Особое внимание в ней уделено четырехъярусному иконостасу, оклады икон которого украшали жемчуг, драгоценные камни, гривны, цаты, венцы; открытыми оставались только лики и руки изображений. Под местными иконами помещался целый ряд шитых икон-пелен. Каждая икона имела пелену «праздничную» и «повседневную» на тот же сюжет. Над местным рядом на брусе, расписанном по красному фону разными травами, вплотную стояла 21 икона деисусного ряда. Сохранилось описание уборов для икон: «В деисусе же у семи образов гривны серебряные, золоченые, басмяные, а в них 18 камней розными цветы, да раковина жемчужная, да у 14 образов гривны серебряные, золочены, басмяны, да 84 гривны витые, серебряные, золочены, да 6 понагей... да 11 икон резаны на костех... В деисусе же 19 свечников деревянных, золоченых». Над деисусными иконами стояли 25 праздничных икон. Завершался иконостас пророческим рядом: поясные изображения пророков были сгруппированы по 2–3 на каждой доске. Тябла верхних ярусов были резные, золоченые. Стены и столбы церкви опоясывали ряды икон в киотах резных, расписных, золоченых, обложенных просечным оловом на цветной слюде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь возвратимся к тому, что начали говорить об иконах страданий апостольских. Можно думать, что в связи с переменой в составе деисусного яруса стоит появление нового ряда в иконостасе, состоящего из икон страданий апостолов. По крайней мере эту связь мы наблюдали в любопытном и редком факте, который встретили в иконостасе церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Здесь нет еще отдельного ряда страданий апостолов, но они изображены внизу на самых иконах апостолов, которые составляют деисусный ряд. Например, на иконе Иоанна Богослова изображено и страдание его в котле с кипящим маслом. В иконостасах конца XVII века не видим особые отдельные ярусы с изображениями апостольских страданий. Так, в конце XVII в., был устроен, по словам И. Е. Забелина, такой иконостас в московском Донском монастыре, где отдельный ярус страданий апостолов следовал непосредственно за самим апостольским рядом, что указывает на связь этих двух ярусов, т. е. в страстном поясе изображались страдания только тех апостолов, которые были помещены в деисусе. Другой факт существования этого яруса мы наблюдали лично в иконостасе Спасо-Мошенской церкви. Но здесь страстной апостольский ярус уже не имеет тесной связи с деисусным, во-первых потому, что он стоит не рядом с последним, а отделен от него пророческим и праотеческим ярусами, а во-вторых потому, что заключает в себе страдания таких апостолов, которых нет в деисусе и, наоборот, не заключает в себе страданий тех апостолов, которые есть в деисусном поясе. Скудость дошедших до нас сведений об этом предмете дает повод думать, что изображения апостольских страданий составляют редкое явление в наших старинных иконостасах. Это была роскошь, доступная только для больших и богатых церквей. В XVII веке перемены в русских иконостасах происходили не в одних только верхних частях их, но и в нижних. Так, почти одновременно с образованием наверху иконостасов ярусов с иконами страстей Христовых и апостольских появилось еще одно новое прибавление; это изображения сивилл и философов на тумбах внизу под местными иконами. Изображения философов на иконостасных тумбах сохранились в соборной церкви ярославского архиерейского дома 41 , в псковском Троицком соборе 42 , в соборном храме Хутынского монастыря 43 , в Николаевской церкви новгородского Вяжицкого монастыря 44 и др. Изображения сивилл сохранились на иконостасах новгородского Знаменского собора, Николаевской церкви, что в новгородском Отенском монастыре 45 , церкви села Иванова, московской губернии, волоколамского уезда и др. 46 Что добавления эти явились в иконостасах не ранее XVII в., об этом мы заключаем, во 1-х, из того, что изображения философов и сивилл на иконостасах не упоминаются в старинных описях церквей и монастырей, во 2-х, из того, что эти изображения, по-видимому, были совсем неизвестны в русской иконографии ранее XVI века 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих 15 сел: Архангельского (пог.), Афанасьевского, Богородского-Чечкина, Волокобина, Воскресенского-Сергиева, Всехсвятского (пог.), Георгиевского на Тезе, Дроздова, Ильинского-Телешева (пог.), Китова, Красного, Кузнецова, Семенова-Высокова, Студенцов и Якиманского (пог.). Архангельский погост Описываемый погост расположен на реке Тезе и находится от уездного города в 11 верстах, а от губернского города – в 110 верстах. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста; время основания ее неизвестно; но можно с достоверностию предполагать, что она существовала здесь уже в XVI столетии. Ясно же Архангельская церковь упоминается в писцовых книгах 1629 года, составленных Афанасием Вековым 12 . В этих книгах церковь описана так: «в Шуйском уезде в Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная. Вверху в церкви Архангела Михаила образов в Деисусе двенадцать образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на золоте, крест большой выносной, двери царския и сень и столбец на золоте, да местных образов – образ Архангела Михаила, да образ Собор Архангела Михаила на золоте, образ Пресвятыя Богородицы Казанския на прозелени, образ Пресвятыя Богородицы на золоте, образ Страстотерпца Георгия на золоте, сосуды церковные белые, Евангелие напрестольное письменное тетр, да в приделе у Николы Чудотворца образ в Деисусе, семь образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, и крест большой выносной на золоте, да местных образов образ Николы Чудотворца Можайского на золоте, да пред образы девять свечь местных, да книги Евангелие напрестольное тетрадь письменное, шестодневец, две триоди цветная да постная письменные, Апостол печатной тетрадь, минея общая печатная, пролог письменный, псалтырь и кануны письменные, святцы с тропари и кондаки письменные, часовник письменной, паникадило медное, да кадило медное ж, сосуды церковные белые, да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и в ней все церковное строение мирское».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010