И. Б., как и другие евангелисты, представлен с раскрытой перед грудью правой рукой и с Евангелием на покровенной левой. Он юн, с короткими темными курчавыми волосами и небольшой бородкой. Необычный облик святого в данном случае может объясняться тем, что икона была создана в греч. мастерской, работавшей по заказу крестоносцев и использовавшей западные образцы. Еще одно исключение - выполненный в Македонии или в Далмации 3-частный Деисус, происходящий из Успенской ц. с. Кривого Холмогорского у. Архангельской губ. (2-я пол. XIV в., ГТГ). Изображения Богоматери и юного И. Б., предстоящих Христу на троне, восходят к иконографии «Распятия», а также к особому варианту «Оплакивания», в котором Богоматерь и И. Б. стоят по сторонам умершего Христа во гробе (подобные композиции в визант. и рус. искусстве известны с XIII-XIV вв., см., напр., итало-визант. икону 2-й пол. XIII в. (Музей Лагуны, Торчелло), рус. икону северных писем 1-й пол. XIV в. из Введенской ц. дер. Кузьмино на Княжострове на Сев. Двине (АМИИ), и др.). Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием. Икона. Кон. XV в. (ГТГ) Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием. Икона. Кон. XV в. (ГТГ) Традиционно, как старец, И. Б. изображен на иконах 2 близких по составу и иконографии поясных деисусных чинах 60-х гг. XIV в. из афонских мон-рей Хиландар и Ватопед, а также в ростовом апостольском Деисусе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Пароменья в Пскове (1-я пол. XV в., ПИАМ). На афонских иконах И. Б. правой рукой сверху придерживает закрытое Евангелие, стоящее на покровенной левой руке, на псковской - держит обеими руками полуоткрытый кодекс. Оба варианта иконографии, по-видимому, связаны с упоминавшимися ростовыми изображениями И. Б. в миниатюрах рукописей. Связь с такими изображениями видна и в дошедших до нас единоличных иконах святого, самой ранней из к-рых является мозаичный образ посл. четв. XIII в. из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне. На древней чтимой иконе из мон-ря во имя Иоанна Богослова на о-ве Патмос (сохранившаяся на иконе живопись XV в., вероятно, восходит к XII в.) за фигурой И.

http://pravenc.ru/text/469832.html

 Чтобы дать понятие о состоянии церквей того времени, выпишем здесь из рукописной писцовой книги, имеющейся у нас перед глазами, подробное сказание о церкви в селе Осьмино, составленное в 1675 году писцом Федором Васильевым Нащокиным, да подъячим Василием Берестовым. «Село Осьмино на реке на Сабе, а в нем – церковь страстотерпца христова Георгия, деревяна, клецка, а в церкви Божия милосердия: образ местный страстотерпца христова Георгия, в деянии на окладе, оклад басмен, венец серебряный, чеканный; дека длиной два аршина, а поперек полтора аршина; пред тем образом свеча поставная на свечнике белого железа. Образ местный Пречистой Богородицы «Одигитрия», с предвечным Младенцем, на окладе; оклад басмен, венцы серебряны, резные, белые. Образ местный Воскресения Христова, писан на краске, да местный образ страстотерпца христова Георгия в деянии, писан на краске. Пред теми образы три свечи поставные, деревянные, писаны на краске, насвечники белого железа. Двери царские, сень и столицы писаны на краске; двери северные: благоразумный разбойник расписан на краске; да в деисусе десять образов; паникадило медное о шестнадцати перах у деисуса же в тябле. Образ Воскресения Христова, дека штилистовая (т.е. шестилистовая, мера того времени), обложен серебром басменым; образ страстотерпца Христова Георгия, дека штилистовая, обложен серебром. Да в алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы «Одигитрия», писан на краске; да крест за престолом писан на краске. Да книга на престоле Евангелие письменное (т. е. рукописное) в десть, оболочено камкой зеленой; распятие Христово и евангелисты – серебряные, басменые; крест благословящий обложен серебром басменым. В церкви: апостол печатный в десть; устав в десть печати киевской; минея общая печатная в десть; октой печатный в десть; две триоди в десть печатные, одна постная, другая цветная; златоуст письменный в четверть; псалтырь в четверть печатная; часослов печатный в четверть. Ризы дорогинные двоеличные, оплечье атласное, травчатое; стихарь полотняный ветхий, оплечье выбойчатое; пояс нитяной; поручи дорогинные двоеличные; епатрахиль дорогинная зеленая двоеличная.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

4) То же, Богоматерь на высоком троне сидит, спиной к архангелу, к которому обернула своё лицо. 5) Пред Богоматерью (стоящей) – благовествующий архангел. Вверху Господь Саваоф, от Него исходит Дух Святой в виде голубя на Пресвятую Деву, представленную с Богомладенцем в недрах, в овальном круге. 6) Пресвятая Дева и праведная Елисавета в объятиях приветствуют друг друга. Это изображение служит иллюстрацией к 3-му икосу акафиста Богоматери: « Имущи Д ва утробу, востече ко Елисавете». На боковых полях: 7) В палатах на табурете на красной подушке сидит Пресвятая Дева, ноги Её покоятся на подножии. Пред Нею Иосиф. Эта сцена иллюстрирует, очевидно, 4-й кондак акафиста: « Бурю внутрь им я сумнительныхъ ц ломудренный 8) Богоматерь на высоком троне, с Богомладенцем; с одной стороны трона два ангела, с другой – старец и девица (?). Вверху звезда, по сторонам её два ангела на облаках. Внизу, в горах, в пещере женщина сидит на круглом предисте (камень?), над головой держит ветвь с листьями. Напротив неё в зелени ветвей сидит другая женская фигура. 9) В горах на конях едут волхвы; (надпись « волсви», как и другие надписи на полях иконы, сделана чернилами). 10) Бегство в Египет. Богоматерь с Богомладенцем едет верхом на белом коне; сзади идёт Иосиф; впереди у ворот башни юноша; вверху башни два падающие маленькие человечка (идолы). Это изображение служит иллюстрацией к 6 икосу акафиста: « во Египт просв истины, отгналъ еси лжи тьму, идоли бо, Спасе, не терпяще падоша». 11) Вверху, на облаках, Знамение Божьей Матери. Внизу, на горах, шесть преподобных с молитвенно простёртыми руками. Это изображение служит, вероятно, иллюстрацией 8 кондака акафиста Богоматери: « Странное рожество вид вши, устранимся умъ на небеса преложьше». 12) Вверху, на облаках (с солнцем и луной в виде человеческих лиц), – Бог Отец, двуперстно благословляющий обеими руками: от Него исходит Дух Святой. Надпись киноварью: « Оцъ Снъ и Сты Дхъ». Внизу на троне, окружённом херувимами, восседает Спаситель (буквы в Его крещатом нимбе: « Н», красные), – десницей благословляет, шуйцей держит Евангелие, раскрытое на словах: « Не на лица судите сынове члвче». По сторонам престола стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, как в деисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Икона Архангела Михаила (Русский музей). Архангел изображен по грудь в большом Деисусе с тонким мерилом в руке. Икона отличается замечательным рисунком самого овала лица Архангела. Овал этот итальянского происхождения, не греческий, и большие глаза его представляются уже слегка суженными; лицо чисто женское, и густые красновато-каштановые волосы падают пышными локонами по тонкой шее Архангела. В иконе осталось от византийского образца только облачение Архангела в темно-зеленую нижнюю одежду с коричнево-пурпурным оплечьем и красную мантию. Черные крылья Архангела покрыты золотыми оживками, а золоченый нимб сделан выпуклым, что также указывает на греческий или югославянский, балканский оригинал. Архангел Михаил. Икона. После 1216 г. 154х90 см. ГТГ Выдающимся произведением древнейшей русско-византийской иконописи является икона Николая Чудотворца, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, на левом заднем столпе собора, бывшая ранее местной. Видимый под глухой металлической ризой лик Святителя темного охренья и, помимо того, крайне потемнел от многих переписок и олифленья, но даже по рисунку выдает свою древность, продолговатый овал, три легкие пряди волос над челом, завивающиеся космочки малой бороды, – словом, все особенности типа Святителя в древнейших мозаиках Византии. По кладу иконы идут погрудные изображения: свв. Космы и Дамиана, Бориса и Глеба, Флора и Лавра, Анастасии и Параскевы и двух преподобных. Икона не позже конца XIII или начала XIV в.; она явно еще русско-византийской работы и не имеет никаких признаков новгородского письма, а, напротив того, написана в чисто греческой манере и, очевидно, является ранним списком греческой иконы на Руси. Однако, в отличие от собственно византийских икон раннего времени, например, Петра и Павла в Софии Новгородской и др., она писана в начальной манере греческих икон XIV–XV вв.: таковы ее красный бакан и темно-зеленый тон одежд с черными контурами складок, тогда как опись глаз, носа (широкого внизу) и губ еще чисто византийская, и лица святых на окладе напоминают еще по овалам и трактовке лица, волос и теней античные приемы византийской живописи X–XII столетий (см. также цветн. илл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Церковь прославляет великое множество святых – апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных и других. Почти всем этим святым в Церкви написаны святые образы. О всех этих образах мы, к сожалению, не можем здесь рассказать из-за недостатка места. Иконописные изображения святых имеют достаточно постоянные, устоявшиеся веками формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. Для некоторых святых не только форма образа, называемая в иконах прорисью, но и место образа в иконостасе (или на общей иконе) определяет его сан и почитаемость. Вот некоторые характерные образы святых. КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДА ИОАНН ПРЕДТЕЧА. Его иконные образы имеют несколько форм. Во-первых, образ в деисусе. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя – здесь и далее) от Спасителя, в полоборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой, стороны изображается Богородица. Во-вторых, образ Иоанна Предтечи на иконе “ Крещение Господне ”, где он крестит Иисуса Христа, возливая воду из Иордана на голову Спасителя. В-третьих, образ Иоанна Предтечи в виде ангела. Чаще всего на такой иконе он изображен с крыльями за спиной и чашей в руке. Другой рукой он указывает в чашу, где изображен Младенец – это символическое изображение Агнца – Богомладенца Христа ( Мф.11:10–11 ; Лк.7:27–28 ). В-четвертых, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи, где он сам стоит с наклоненной головой, над которой занесен меч, и сам держит свою отсеченную голову как символ своих страданий. Во всех этих образах и в некоторых других есть общие черты. Иоанн Предтеча изображается, по словам евангелистов, босым, в верблюжей шерсти, с лохматой головой – это образ пустынножителя ( Мф.3:4 ; Мк.1:6 ). ПРОРОКИ изображаются, обычно в 4-м и 5-м рядах иконостаса. Их одежды, как правило, свободные, как принято было в античном мире. В руках их свитки – символ тех книг, что они оставили нам. Это пророческие книги Ветхого Завета. Головы их непокрыты. Если же пророчество их соединялось с другим званием, например царским (Давид, Соломон) или священническим (Самуил), то могут быть и царская шапка, и мантия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воеводы же советовались с архимандритом Иоасафом, со старцами и со всеми воинскими людьми, как очистить для неожиданной вылазки потайные ворота, ведущие из-под крепостной стены в ров. Каменотесы же, разыскав подле Сушильной башни старый лаз, очистили его и приделали к нему три железные двери. О СТРЕЛЬБЕ ПО КРЕПОСТИ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ НОЯБРЯ Того же месяца в восьмой день на праздник собора святого архистратига Михаила. День тот был днем плача и сетования, потому что прошло уже тридцать дней и тридцать ночей, как беспрестанно со всех сторон били по крепости из-за всех туров из шестидесяти трех пищалей и из верховых орудий. В тот же день шел в церковь Святой Троицы клирик Корнилий, и внезапно прилетело ядро пушечное и оторвало ему правую ногу по колено, и внесли его в притвор. И после Божественной литургии он причастился Животворящих Тайн Христовых и сказал архимандриту: «Вот, отец, Господь Бог рукою своего архистратига Михаила отомстит кровь православных христиан». И, это сказав, старец Корнилий преставился. Да в тот же день убило из пушки старицу, оторвало ей руку правую с плечом. Воеводы же и все осажденные в крепости люди, избрав добрых старцев и людей воинского чина, которым идти на вылазку и на подкопные рвы, разделили войско и расставили по порядку. В день же архистратига Михаила пели вечерню, и все бывшие в обители люди с воплем и рыданьем, бия себя в грудь, просили милости у Всещедрого Бога, и воздевали вверх руки, и на небо взирали, и взывали: «Господи, спаси нас, погибающих, скорей поспеши и избавь нас от этой погибели ради твоего святого имени. И не предай достояния твоего в руки этим скверным кровопийцам». Враги же Святой Троицы деятельно и коварно добивались захвата крепости и беспрестанно стреляли из многих пушек и пищалей. Во время псалмопения внезапно ядро ударило в большой колокол, отскочив от него, влетело в алтарное окно Святой Троицы, пробило в деисусе доску подле правого крыла образа архистратига Михаила и, ударившись вскользь по столпу, а затем в стену, отскочило то ядро в насвечник пред образом Святой Живоначальной Троицы, ранило священника и, отлетев в левый клирос, развалилось. В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого чудотворца Николы выше левого плеча подле венца; за иконой же ядра не оказалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п.) 480 . Класс иконописцев был очень многочислен; государь 481 , патриарх и многие монастыри имели своих иконописцев, еще больше было вольных по разным городам и селам 482 . Из иконописцев в XVII в. особенно замечателен Симон Ушаков (в Москве). Для руководства в иконописании существовали, как и прежде, «подлинники»; впрочем они часто страдали неточностью, неопределенностью и даже взаимною противоречивостью 483 . Отсюда различие в способе изображения тех или других лиц. К этому присоединялись спешность и недостаточная умелость многих иконописцев, суемудрие (самоизмышление) некоторых из них и наконец большее или меньшее влияние западноевропейской живописи, которая находила представителей в России в лице иноземных художников (Дан. Вухтер из Австрии, Иван Детерс из Швеции, Станисл. Лопуцкий из Польши, Петр Диглес и др.). Русские иконописцы по приемам (пошибам) и характеру письма распадались на школы новгородскую, строгановскую и московскую: первая была ближе к византийскому письму, вторая любила яркие краски, третья сглаживала их особенности; иноземное влияние наиболее сказывалось на строгановской и отчасти на московской школах. Существовавшие в писании и продаже свящ. изображений недостатки не раз обращали на себя внимание церковной и светской власти, лучших иконописцев и других лиц. Так например Маркелл, еписк. вологодский († 1656 г.) запрещал неискусным мастерам браться за иконописание 484 ; патр. Никон употреблял строгие меры к уничтожению икон франкского письма 485 ; собор 1667 г. запретив иконописцам «всякое суемудрие неправедное», в частности запретил писать ложное сложение перстов (в духе раскольническом), Бога Саваофа в разных видах, Троицу в виде старца (Саваофа) с единородным Сыном во чреве и голубем между ними, Благовещение в виде Саваофа, из уст которого идет дыхание во чрево Б. Матери; дал совет изображать на деисусе вместо Саваофа крест или распятие Господа Иис. Христа, указал ошибку в изображении московских святителей Петра, Алексия и Ионы (в белых клобуках) и предписал ставить над иконописцами искусного «дозорщика» из духовных лиц, который бы смотрел за правильностью иконописания 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 203 об.–204. – К 1621 году распределение икон в трапезе подверглось крупным переменам и дополнениям. «В трапезе в деисусе образ Спасов на престоле по сторонам два архангила на той же цке, а по сторонам три образа на красках, образ местной Успение Пречистые Богородицы на золоте, около ево по обе стороны образы местные седмица на золоте. С правую сторону месного образа Успения: образ Воскресение Христово, образ Благовещенья Пречистые Богородицы, образ Кирила чюдотворца в деянии, писаны все на золоте. По левую сторону месного образа Успения: образ пядница болшая, на ней писано причта о Воплощении Господни и заклание агнцу и соборы святых отец на красках, образ месной Живовачалные Троицы да Сергие чюдотворец на одной цке на золоте, образ всех святых на золоте Над дверми, что ходит из трапезы в церковь Введения Пречистые Богородицы: образ Пречистые Богородицы со апостолы, Сергиево виденья, на золоте болшая пядница, ветх, да образы на одной цке трие святителие вселенские Василей Великий, Григорей Богослов, Иван Златауст да три святители московские Петр и Алексей, Иона да архиепискупы Александрейский Афонасей великий и Кирил на золоте. По левую сторону дверей, что ходят из трапезы в церковь Введении Пречистые Богородицы; образ местной Распятие Господне, образ Спасов Умовение ногам святых апостол, образ Усекновения честния главы Иванна Предтечи, образ Собор архистратига Михаила и Гаврила и прочих безплотных сил..... По той же стене в углу: образ Спасов нерукотворенный в деянии, болшая пядница на золоте. В трапезе з около столпа пядницы на золоте и на красках: образ Живоначалная Троица на золоте, образ Пречистые Богородицы Одегитрие на поле Кирил чюдотворец на золоте, два образа Пречистые Богородицы Одегитрие на поле Кирил чюдотворец на красках, два з образа Пречистые Богородицы Сергиево виденья на золоте, три образа Кирила чюдотворца, один на золоте, а два на красках, два образа Дмитрея прилуцкого на золоте, два образа ярославских чюдотворцов на золоте, два образа соловецких чюдотворцов на золоте, три образа Леонтия ростовского чюдотворца, два на золоте, а трете(й) на красках, образ Иванна Богослова да ученика его Прохора на краске, образ Никиты великомученика на краске, образ Варлама хутынского на краске. И всех образов около столпа на трех сторонах двитцетъ одна пядница, да на том же столпе позади на четвертой стороне образ Пречистые Богородицы Одегитрие в затворы на золоте, по полям и на затворех писаны многие святые» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, д. 300 об,–305).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Где и сколько было монастырских соляных варниц и заводов? Монастырь сей имел во многих местах за собою соляные варницы, в коих на монастырское иждивение варили соль, и иную продавали в Архангельске, в Холмогорах, в Тотьме, на Вологде и в Великом Устюге. Варницы же были: 1) В Солзе, 2) на Ижме, 3) в Неноксе: а) на Наволоке Глубокая, б) на Великих местах Григорьевская, в) на Смердьих местах Ершихина. 4) В Уне: а) Приставочная, б) на Долгих Желобах. А в Сюзме были соляные заводы. Показание о числе братии Николаевского Корельского монастыря В Николаевском Корельском монастыре в 7055 году, при Игумене Ефреме было братии 25 В 7150 году при игумене Памве братии было 60 В 7182 году при игумене Косме братии было 40 В 7199 году при игумен! 1оасаф! братш было 39 В 1700 году при игумене Варсонофии братии было 49 человек: из них иеромонахов было только 3, а прочие все простые монахи, в числи коих 5-ть схимонахов 49 В 1718 году при архимандрите Порфирии братии было 50 человк,в том числе три иеромонаха и два иеродиакона ………50 В 1732 году при архимандрите Павле в Николаевском Корельском монастыре братии было 40 человек, в том числе чернец Игнатий, бывший Коломенский архиерей 40 В 1739 году, при том же архимандрите Павле, в монастыре братии было …. 13 Приложение 14 При сем прилагается опись Николаевскаго Корельского монастыря, составленная в 1601 году при царе Борисе Годунове. Она показывает, в каком состоянии находился монастырь за 277 лет тому назад. Лета 7109 (1601) июля в 6-й день по государеву Цареве и великого князя Бориса Федоровича всея Руси грамоте и приказу Родиона Власьевича Всеволоцкого да подьячего Рахманина Воронова, сотник стрелецкой Богдан Неелов, да с ним данной целовальнике Василий Лентиев приехав в Корельской монастырь с строителем Боголепом и взяв у бывшего игумена Варлаама прежней отписной список Корельскаго монастыря, что отписывал тот монастырь Алексей Омосов с товарищи за игумена Александра, а не за строителя Кирьяка в лете 7068 (1560) г. блаженные памяти по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси указу. В Богданове переписи пишет: на усть Двины реки на Корелском устьи монастырь, а на монастыре церковь Николы чудотворца древяна вверх, а в нем милосердия Божия образов деисус над царскими дверьми большой, тябла на красках, в высоту девяти пядей, посреди Спас вседержитель, а на стороне в деисусе по семи образов на золоте. Образ Николин местный на золоте с деянми, девяти пядей, венец серебряный, позолочен с каменьем, смазни деланы сканью; да во облацех на том же образу Спас да Пречистая, венцы сканью, да две цаты, выбойка одна позолочена, да гривна витая позолочена, да три золотые на проволоке серебряной; пелена червчатая тафтяная, опушена бархатом червчатым, по белой земле на пелене вышит Николин образ, ризы и венец золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Можно подумать, что католические художники, невзирая на жесткость 66-го правила, стали изображать апостола Павла с мечом, благодаря вышеприведенным словам из Послания к римлянам. Нет, меч трактовался живописцами, разумеется, в символическом значении. И, тем не менее, противоречие, пусть внешнее, но все-таки сохраняется. Не случайно же иконография апостола Павла с мечом фактически не прижилась на православной почве. Без затруднений понимается причина изображения воинских доспехов у святых воинов-мучеников и благоверных князей, коим оружие полагается по чину. Оно писалось с особым вниманием и тщанием, наравне с царскими регалиями. Однако Георгий Победоносец и Димитрий Солунский предстоят Христу в деисусе не в воинских облачениях, а в одеяниях придворных византийских аристократов. Лишь определение Святейшего Правительствующего Синода от 15 июня 1724 года запретило писать на иконах Александра Невского в иноческом облачении, в каком издревле принято было изображать князя . Табл. 4. Великомученик Димитрий Солунский побивает болгарского царя Калояна. Фреска из храма Христа Пантократора. Дечаны. XIV в. Обращает на себя внимание неожиданный факт присвоения оружия тем лицам, которым оно канонически противопоказано: в частности, известна русская икона пророка Илии с клинком в руке, датируемая 1668 годом. Кто-то, возможно, посчитает этот пример очередным художественным перехлестом позднего средневековья. Тем не менее, с XIV века у нас существует образ святителя Николы Можайского, на котором он представлен в рост и тоже с мечом в руке (табл. 2). Причем символика в данном случае не играет принципиальной роли. Все дело в чуде от можайской иконы, в чуде, которое спасло город при нападении монголо-татарского войска. Означает ли это, что святитель, обороняя Можайск, опять презрел дисциплинарные каноны и теперь уже ослушался даже слов Спасителя: «все, взявшие мечь, мечом погибнут»? (Мф. 26: 52) Ничуть. На фреске из храма Пантократора в Дечанах Сам Спаситель предстоит молящимся с обнаженным мечом (табл. 3).

http://pravoslavie.ru/35081.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010