История Донской иконы Божией Матери 31 августа 2005 г. 22:01 Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. Икона, принесенная в дар великому князю донским войском в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту святую икону. Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления монастыря в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля. Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV в.: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-х годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским. В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы. С начала 90–х каждый год в день празднования чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь, после чего всю ночь у нее служатся молебны. В этом году, когда отмечается 625-летие Куликовской битвы, русские православные люди с особым чувством вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нашего нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле человеческих душ. Диакон Михаил Асмус Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38087.html

Кременская. Кременской Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. /// Епархия неизвестна Автор: Сергей Грицай Снято: 15 августа 2015 Добавлено: 7 октября 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Кременской Вознесенский мужской монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братиею на берегу реки Дон, в живописнейшем месте, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. После того как один из станичных приходов жертвует сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону. В 1711 г. монах Капитон построил пустынь, а в 1712 г. по благословению вице-президента Синода рязанского митрополита Стефана (Яворского) игумен Никанор с братией начинает строить деревянный храм во имя Вознесения Господня. Церковь была окончена и освящена в 1716 г. В 1782 г. по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского, в монастыре вместо деревянной церкви возводится каменный Вознесенский собор, который имел два придела: северный — во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика архидиакона Стефана, и южный теплый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Позднее придел в честь преподобного Сергия Радонежского в трапезной части храма поставили за свой счёт игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13000 золотых руб. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов. Церковь и монастырь закрыли в 1918 г., вернули РПЦ в 1991 г. http://kremensk-monastir.ru/istoriya.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22226

462 5/18 ноября на Епископском Совещании «Слушали: Сообщение Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Новгородского, и других членов Совещания по вопросу о местах, где наиболее удобно было бы проживать Архипастырям, выходящим на покой. Постановили: Поручить Преосвященному Никандру, Епископу Вятскому, составить по настоящему делу доклад, обосновав с указанной точки зрения московские монастыри Донской и Данилов, а также Бизюков (Херсонской епархии) и церковно-школьную санаторию в Алупке и некоторые другие пункты, и внести его чрез соответствующий Отдел на обсуждение Собора» (Документы Совещания Епископов... С. 58–59). Донской монастырь – ставропигиальный (с 1745 г.) мужской монастырь во имя Донской иконы Божией Матери. В 1918 г. монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х гг. С мая 1922 г. в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) Патриарх Тихон; проживал там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной – летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребен здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 г., в Вербное воскресенье; в подклете Малого собора. В 1926 г. к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 г. келейника Патриарха – Якова Полозова. В 1991 г. монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящен Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 г. было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретенные мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. – Примечание. 463 О пребывании Нареченного Патриарха в Лавре см.: Кронид (Любимов), архим. Краткое пребывание Святейшего Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 г./Публ. О. Ефремовой и Н. Кривошеевой//Богословский сборник. 2000. Вып. 6. С. 84–87; О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона/Публ., вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой)//Вестник ПСТГУ. Серия II, 2011. Вып. 5 (42), С. 99–110. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Большой собор Донского монастыря В 1668–1698 годах по обету дочери царя Алексея Михайловича царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Средства на строительство Большого собора были даны «из царских сокровищ». Согласно исследованиям И. Е. Забелина, строительство храма велось в два этапа. Первоначально, в 1684–1686 годах, храм был возведен до сводов. В подклете храма была устроена крипта, которая впоследствии была превращена в храм-усыпальницу. Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса. Резной иконостас и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. 21 августа 1698 года новый собор был освящен Преосвященным Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским. Новый храм был поставлен на высоком подклете и окружен галереями-гульбищами. В середине XVIII века заложили и пристроили к ним паперти. В начале XVIII века собор был великолепно украшен. Вот как в описи 1729 года характеризуется внутреннее убранство храма: « Церковь соборна Пресвятыя Богородицы Донския. А в церкви двери царские резные, столбы и сени рези доброй вызолочены красным золотом. Сверх царских дверей сени на образ Нерукотворного Спаса семилистовой, венец и оклад серебряной чеканки вызолочен. Образ Пресвятыя Богородицы Донския чудотворная икона, оклад серебряный гладкий вызолочен, в венце же Богородицына образа изумруд в золотом гнезде». В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня. По-видимому средства для ее основания дал царь Имеретии Арчил, который позже и был здесь похоронен вместе с сыновьями. Позднее Сретенская церковь становится усыпальницей многих грузинских политических и культурных деятелей. В течение всего XVIII века наместники монастыря благоукрашали собор. В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина были устроены чугунные полы, которые сохранились до настоящего времени. Также сохранилось малое паникадило, изготовленное на средства атамана Войска Донского Даниила Ефремовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После пожара были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, восстановлены иконы, киоты и все остальное. Реконструированы и обновлены мироваренная печь и чаша. Большой собор Донского монастыря В 1668–1698 годах по обету дочери царя Алексея Михайловича царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Средства на строительство Большого собора были даны «из царских сокровищ». Согласно исследованиям И. Е. Забелина, строительство храма велось в два этапа. Первоначально, в 1684–1686 годах, храм был возведен до сводов. В подклете храма была устроена крипта, которая впоследствии была превращена в храм-усыпальницу. Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса. Резной иконостас и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. 21 августа 1698 года новый собор был освящен Преосвященным Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским. Новый храм был поставлен на высоком подклете и окружен галереями-гульбищами. В середине XVIII beka заложили и пристроили к ним паперти. В начале XVIII beka собор был великолепно украшен. Вот как в описи 1729 года характеризуется внутреннее убранство храма: «Церковь соборна Пресвятыя Богородицы Донския. А в церкви двери царские резные, столбы и сени рези доброй вызолочены красным золотом. Сверх царских дверей сени на образ Нерукотворного Спаса семилистовой, венец и оклад серебряной чеканки вызолочен. Образ Пресвятыя Богородицы Донския чудотворная икона, оклад серебряный гладкий вызолочен, в венце же Богородицына образа изумруд в золотом гнезде». В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня. По-видимому средства для ее основания дал царь Имеретии Арчил, который позже и был здесь похоронен вместе с сыновьями. Позднее Сретенская церковь становится усыпальницей многих грузинских политических и культурных деятелей. В течение всего XVIII beka наместники монастыря благоукрашали собор. В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина были устроены чугунные полы, которые сохранились до настоящего времени. Также сохранилось малое паникадило, изготовленное на средства атамана Войска Донского Даниила Ефремовича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Во время чумного бунта 1771 года в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы " скрыл " икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили его у монастырских ворот. Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря. Здесь же, в Малом соборе, покоятся мощи деятеля Русской православной церкви - святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время - в 1918 году. Святитель Тихон всенародно предал анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви. По всей Руси и за её пределами прогремели его пророческие слова, обращённые к СНК: " Недостанет мне времени, чтобы изобразить все те беды, какие постигли нашу Родину... Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя " . В стенах Донского монастыря долгое время размещался Музей архитектуры. В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече. Ограда и башни монастыря Монастырская ограда Донского монастыря построена по всем канонам оборонного зодчества XVII века. Стены и 12 башен представляют в плане квадрат, в центре которого расположен большой собор. Четыре круглые угловые башни выступают на ¾ из плоскости стены. Исторически такое расположение было продиктовано необходимостью защиты стен. Восемь квадратных башен также наполовину выступают из плоскости стен. Все башни имели бойницы: в квадратных башнях они были квадратные, а в круглых - круглые. Круглые бойницы появляются в русском оборонном зодчестве вместе с появлением огнестрельного оружия и артиллерии. Почти все башни были двухъярусными, и во втором ярусе имелись небольшие окошки, так как зачастую второй ярус использовали для жилья.

http://sobory.ru/article/?object=02994

4 сентября 1997 года, накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. 17 марта 1998 года на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. На территории Свято-Данилова монастыря располагается Отдел внеш них церковных сношений. При монастыре действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в Русской Православной Церкви. Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»). Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591–1593 годах был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684–1698 годах в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 год. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713–1714 годы). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 год колокольню строил Д. Трезини, в 1749м – Д.В. Ухтомский, а достраивал архитектор А.П. Евлашев в 1750–1753 годах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

28 февраля 1991 г. в Казанском соборе Петербурга, где располагался музей атеизма, были обретены мощи еще одного святого, прославленного, как и преподобный Серафим, в начале 20 столетия, – святителя Иоасафа Белгородского . Из Петербурга через Москву и Курск нетленные мощи святителя Иоасафа были перенесены в Белгород. 4 (17) сентября, в день его памяти, патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в белгородском Преображенском соборе, где упокоились перенесенные туда нетленные мощи. В 1992 г. в жизни Русской Церкви совершилось знаменательное событие. После пожара в Малом соборе Донского монастыря, подожженного злоумышленниками, во время ремонта были проведены раскопки под полом церкви, и там, в склепе, обнаружен гроб с нетленными мощами святого патриарха Тихона. 22 февраля Алексий II совершил молебен у гроба святителя, который еще находился в склепе, а 5 апреля святые мощи были торжественно перенесены патриархом Алексием II в сослужении 93 архиереев из Малого в Большой собор Донского монастыря. Благодатным событием в жизни Русской Церкви явилось пребывание в Москве с 25 апреля по 12 июня 1996 г. святых мощей великомученика и целителя Пантелеймона из Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в Богоявленском кафедральном соборе, на Афонском подворье, в Донском, Даниловском и Новоспасском монастырях. Поклониться этим мощам и помолиться у них приходили и приезжали не только православные москвичи, но и жители отдаленных мест России. Храмы были переполнены, приходилось простаивать в очереди по 10–11 часов, чтобы приложиться к святым и цельбоносным мощам угодника Божия. При этом совершались благодатные исцеления. Одно из самых значимых явлений церковной жизни 1990-х гг. – многочисленные канонизации святых. В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в месяцеслов Русской Православной Церкви было внесено имя прославленного Константинопольской Церковью в год 1000-летия Крещения Руси великого русского подвижника 20 столетия и учителя христианской жизни преподобного Силуана Афонского , преставившегося на Святой Горе в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева. В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря. 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. http://drevo-info.ru/articles/517.html Донской монастырь основан в 1592 году царём Фёдором Ивановичем (1557-1598) в память отражения нападения на Москву крымских татар Казы-Гирея. Монастырь построен на том месте где стояли русские полки и где в особо устроенной палатке - походной церкви во имя св. Сергия Радонежского (Варфоломей) (1314 или 1322 - 1392) находилась сопровождавшая царя Донская икона Божией Матери, та самая, что была с Дмитрием Ивановичем Донским (1350-1389) на Куликовом поле. На этом месте впоследствии был сооружён Малый собор Донского монастыря. 5 июля состоялась битва с крымцами. Хан Казы-Гирей был разгромлен и бежал. В память о заступничестве Донской Богоматери, царь Фёдор Иванович и " государев шурин и слуга, боярин и конюший и наместник Казанский и Астраханский " Борис Фёдорович Годунов (1551-1605) основали на месте сражения монастырь, названный Донским. В новопостроенный монастырь была перенесена икона Донской Богоматери. В 1593 году в монастыре был возведён скромный одноглавый собор во имя иконы Донской Богоматери, обычно называемый " Старым " , или " Малым " , собором. Его отличает изящество и лёгкость, особенно красиво выглядит венчающая храм пирамида кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=02994

После закрытия монастыря в 1928 году, Крест Шумаева был перевезен в Антирелигиозный музей в Страстной монастырь, а затем – в филиал Антирелигиозного музея в Новый Большой собор Донского монастыря. Скорые, неподготовленные перемещения привели к значительным утратам на памятнике, подробная опись и фотофиксация частей которого не произведена и по сей день. Произведение Шумаева с конца шестидесятых годов по 1991 год было закрыто щитами, затянуто холстом и было недоступно для осмотра. После возобновления Донского монастыря, современный владелец памятника – Музей архитектуры им. Щусева – разобрал Крест и киот. Сохранившиеся фрагменты произведения хранятся в разных коробках и даже в разных местах. В 1910-х годах памятник обследовал Η. Н. Соболев. Он опубликовал краткое описание памятника и историю его создания в программной статье «Резные изображения в московских церквах». Вывод о важности и большом значении Креста Шумаева в русской церковной скульптуре Η. Н. Соболев поместил в книге «Русская народная резьба по дереву». В 1990 году, автором данной статьи была подготовлена, изданная в 1992 году, книга «Крест резной. Московский Сретенский монастырь», где были напечатаны фотографии, сделанные Η. Н. Соболевым. Особенностью творчества Шумаева является изображение нимбов у статуй среднего размера, отдельно от фигуры. Над головами фигур Архангелов Михаила и Гавриила, и четырех Евангелистов подвешены толстые, сияющие колючими лучами круги. Удивительно красивы нимбы распятого Христа, Богоматери и Апостола Иоанна Богослова. Они расположены полосой вокруг глав и изнутри украшены хрусталиками «драгоценных камней» (стразами), а снаружи обведены маленькими Херувимскими ликами, в кружках сияющих лучей. Характерным признаком почерка Шумаева является изображение им сияния, все равно выполненного им или деревянной резьбой, или оловянным литьем, или из жести. Прямые колючие лучи, передающие свет, чередуются с волнистыми, что создает впечатление колеблющегося огня. Такой прием был заимствован Шумаевым у византийской мелкой пластики XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010