И мы должны успеть достичь этого единения до момента перехода в Вечность. Ибо, как говорит Господь, «в чем застану (в момент кончины), в том и сужу» . Господь, уповаем, даровал Своему доброму и верному рабу Александру блаженную Вечность, ибо он приумножил данные ему таланты, не зарыв их в землю, но употребив для уверения людей в истинности нашей веры. Чудеса с иконами Мы отпевали Александра Викторовича в храме преподобного Серафима Саровского, принадлежащем Донскому монастырю, 4 мая. А через неделю, 12 мая, в Большой собор Донского монастыря была для поклонения доставлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение». Иеросхимонах Валентин (Гуревич) на отпевании р.Б.Александра Московского      Сочетание этих событий нам представляется знаменательным. Комиссия по чудесным явлениям в Православной Церкви при Московской Патриархии, в которой работал ученым секретарём Александр Викторович, как раз уделяла сугубое внимание чуду, связанному с этой иконой. В исследовательских материалах Комиссии оно квалифицируется следующим образом: «Чудо удвоения или отображения Образа – это отпечаток, перенос точного изображения иконы на закрывающее её стекло киота». Александр Викторович несколько лет тому назад выступил с лекцией на заседании Донского молодёжного клуба. При этом был показан фильм, снятый с участием Комиссии по чудесным явлениям, и Александр Викторович комментировал содержание этого фильма и сделал дополнительные сообщения по теме фильма, дополнив это своими размышлениями. Это совпадение: 1) пасхальных торжеств, сопровождавшихся, как обычно, схождением Благодатного Огня, 2) кончины и отпевания А.В. Московского в Донском монастыре и 3) принесения в нашу обитель чудотворного образа «Призри на смирение» – наталкивает на определенные размышления. В фильме, о котором шла речь, голос за кадром говорит: «Ученые говорят об особых периодах чудес в истории Русской Православной Церкви. Например, в 1920-е годы повсеместно наблюдались чудесные явления. Тогда, в годы богоборческой вакханалии, массово мироточили и кровоточили иконы, обновлялись образа, на почерневших иконах проступали в одночасье лики святых».

http://pravoslavie.ru/121299.html

Мы побывали в верхнем и нижнем храмах Храма Семи Отцев Семи Вселенских Соборов. Затем с экскурсоводом посетили большой Троицкий собор. Экскурсия длилась около часа. Наш гид подробно рассказала деткам об устройстве храма, о том, кто такие монахи, и как их постригают, подвела к иконе одной и стала рассказывать о ней. Даже взрослым было интересно, и они для себя тоже нового почерпнули. Затем мы пошли в монастырскую трапезную. Нам приготовили постный обед, который состоял из постного супа, и макарон с морковной приправой, а также компота. Порции были огромные. По выходе из обители зашли в храм Прп.Серафима Саровского. Там мы предложили деткам выбрать себе по книжке. Кто-то с интересом выбирал, но один мальчик сказал, что ему это не нужно, читать все равно не будет… Некоторые детки покупали молитвословы и Евангелие! Но почему-то, книжек все равно получилось немного… Некоторые дети у стен монастыря кормили голубей семечками. Затем поехали в Донской. Часть детишек отвезли на машинах. Остальные вместе с воспитателями поехали на трамвайчике. В Донском мы посетили Большой Собор. Кажется, всем там очень понравилось. Воспитатель Людмила Павловна была в восторге от величественного храма, красивейшего паникадила и огромного хороса вокруг этого паникадила. Все приложились к чудотворной иконе Донской Божией Матери и к мощам Святейшего Патриарха Тихона, и к другим иконам. Потом отправились смотреть некрополь. Увидели статую Христа Воскресшего, погуляли по тропинкам между старинными надгробиями. Были у усыпальницы Левченко с мозаичной иконой Свт.Николая, видели барельефы с Храма Христа Спасителя. Затем все уже уставшие стали собираться домой. На прощанье мы подарили деткам еще небольшие православные книжечки, и пакетики с фруктами. С последней нашей встречи я сделала фотографии, им очень обрадовались! Буду звонить в Интернат. Уточню, не заболел ли кто. А также размеры колготок, одежды. Надеюсь, это не последний такой поход по святым местам! Есть мысль отвести деток в Новодевичий монастырь. А также к Храму Христа Спасителя…

http://pravmir.ru/detskij-dom-novaya-vst...

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для постройки дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил зодчий Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем её проект был изменён, возводилась она уже в русском стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему виду и местоположению  колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Её высота состовляла более 90 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы. Ещё в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце 15 века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле. В конце 17 века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен золочёный резной иконостас, в котором находилась главная святыня монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, усыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны. В монастырском соборе погребён сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич Углицкий, князья Мстиславские, Тёмкины-Ростовские, Сулешовы, бояре Головины и Бутурлины. Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Фёдора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В её состав вошли части предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров использовал детали раннемосковского зодчества, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Дмитриевич Старцев, много строивший в Москве и Киеве. Наряду с Яковом Григорьевичем Бухвостовым он является замым выдающимся зодчим 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода " друзья-соперники " , творившие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной своеобразностью. Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца 17 века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено " в шахмат " - стиль росписи, подобный каменной огранённой кладке. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I Алексеевича. В 19 веке к ней были пристроены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03108

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам. И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи. По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен. Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц. Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью. 7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю. Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский U 1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.

http://pravicon.com/info-2283

Еще брат у меня есть, прошел Финскую, Отечественную, Японскую войны, старший сержант. Сын у него отслужил в Кремле, носил знамя почетное. Все верующие тоже. Старшая сестра 50 лет простояла в церкви псаломщицей. Первый альт у нее был – гремел. Митрополит Николай хорошо ее знал, он даже у нас ночевал, на моей койке спал. Митрополит Николай и умер у нас в Нижегородской епархии – А как семья пережила голод в войну? – А так: с полночи вставали за хлебом. Давали на семью: если семья большая – каравай, а если поменьше, то полкаравая. В магазине давали. Холодно и голодно было, но, откровенно говоря, свой участочек был, сажали картошку. Все равно не так, как на фронте, где смерть в глаза смотрела. – Что бы вы могли посоветовать нашей нынешней молодежи, как нужно строить свою жизнь? – Что им можно сказать?.. Ну и молодежь пошла! Но таких все же мало, большинство, можно сказать, умные ребятишки. Я вот в школу воскресную хожу, с ребятами говорю, рассказываю им. И в воинской части выступал. Ребята есть умные, верующие, так что осуждать и говорить, что теперешнее поколение никуда не годится, нельзя. На них можно положиться. Не на всех, но много надежной молодежи. Что им можно посоветовать? Учиться надо. Но учиться надо так, чтобы переучкой не быть. Ведь можно как набить голову за десять лет!.. Попробуй стукни десять раз по голове – шишка вскочит. А еще вот что я бы сделал: поехал учиться за границу – ангела-спутника, но обратно – паспорт в Россию недействителен, уматывай назад, там работай. Потому как там ты против России настроился. Надо чтобы учился дома, и работал, и служил Отечеству, стал тем, на кого выучился. У нас дураков нет, наши преподаватели хорошие, умные. – Мы знаем, что вы пишете стихи. Прочтите ваше любимое, пожалуйста. – Давайте я прочту то, которое давал отцу Тихону (Шевкунову). – А вы давно с ним познакомились? – Давно, еще в Донском монастыре. Но он в монастыре недолго был, а пришел в начале 1990-х, точно не помню когда. Принял монашество, трудился, молился. Помню случай: прислали в монастырь бумажную икону из Америки, Донскую икону Божией Матери. Она была очень большого размера и поэтому состояла из четырех частей. Необходимо было приготовить фанеру и рамку для иконы, склеить и поставить на Большой собор. И это послушание мы выполняли вместе с отцом Тихоном, был он тогда уже экономом монастыря. А другой раз, бывало, идешь зимой в столярку, а он, худенький такой, снег раскидывает у трапезной… Трудолюбивый и талантливый был и для монастыря немало сделал.

http://pravoslavie.ru/43551.html

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также  церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209144...

Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта " Древности Российского государства " . В ХХ веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. Его закрыли уже в 1920 году, в стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, к тому же в монастырских кельях проживали люди в коммуналках. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший). Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще " отбил охоту " у рестараторов заниматься Николо-Угрешским монастырём. Возрождение началось только после 1991 года, когда обитель вернули Церкви. И сейчас это - большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Николо-Угрешский монастырь, по преданию, основал князь Дмитрий Иванович (Донской). В августе 1380 года он с войском шёл на битву с монголо-татарскими захватчиками во главе с ханом Мамаем и остановился тут на отдых. Ночью ему явилась икона Николая Чудотворца - она висела сама собой в воздухе над одиноко стоящей сосной. Князь помолился и икона сошла к нему в руки. Дмитрий Иванович, который, конечно, переживал за исход битвы с Мамаем, увидел в этом доброе знамение, оно как бы " согрело " его душу. " Сия вся угреша сердце мое! " - воскликнул он на старорусском наречии и на обратном пути, возвращаясь с победой, основал на сем месте монастырь. Вот такое предание. Верить в него не обязательно, но знать надо. В городе всё отталкивается от этой легенды, и даже памятник поставили Дмитрию Донскому - вроде как основателю города. Хотя князь, помнится, шёл на Куликово поле по другой дороге, не через то место, где вскоре вознесётся святая обитель.

http://sobory.ru/article/?object=00627

С 1949 по 1963 год в Малом соборе служил известный всей православной Москве протоиерей Николай Голубцов, составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. Собор Большой, или Новый, Донской иконы Божией Матери [ править править код ] Заложенный в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры Петра I), Большой собор Донского монастыря возводился первоначально на средства казны и довольно споро. К 1686 году он уже был сложен до глав, но затем строительство, как пишет И.Е. Забелин, «по случаю Крымского похода и за умалением казны монастырской было остановлено». Освящение собора состоялось лишь в 1698 году. Большой Собор Донской иконы Божией Матери Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор в своем роде уникален для русского зодчества. Подобных храмов — когда к центральному объему, квадратному в плане, примыкают овальные башни, — в России очень мало. Особое внимание во внутреннем убранстве собора привлекает резной иконостас, создававшийся в 1690-е годы. До 1922 года, когда большевики с «революционной беспощадностью» произвели реквизицию монастырских ценностей, многие иконы, находящиеся как в иконостасе, так и в приделах, имели серебряные оклады. Оклады эти имели особую историю: они были изготовлены из серебра, похищенного в 1812 году французами и отбитого у них донскими казаками. В 1752 году на средства купца К. Замятина в соборе настлали пол из чугунных плит, сохранившийся до настоящего времени. В крипте Большого собора устроен храм в честь Сретения Господня. Освященный 24 сентября 1712 года, он стал усыпальницей для многих представителей грузинской царской фамилии Багратиони. В частности, в нем была погребена царевна Дареджан, на средства которой и совершилось устроение храма. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери [ править править код ] Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери возводилась над северными воротами в 1713—14 годах, что само по себе заслуживает внимания, ведь в это время в Москве почти не строили каменных зданий, все шло в Петербург. Кроме того, Тихвинская церковь весьма интересна и стилистически: в ее облике можно найти черты как нарышкинского, так и петровского барокко. Церковь Архангела Михаила [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Москва. Донской монастырь. Донской монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1686 и 1800. Ссылки:   Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3. Координаты: 55.714245, 37.599871 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь.Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем. В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоанович каменную церковь - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте. С основанием этого монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости. Малый Собор Донской Божией матери предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02994

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010