Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича (1382-1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389). В конце XV века на месте прежнего деревянного был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расписанный в 1500-1501 гг. знаменитым русским иконописцем Дионисием с сыновьями, Владимиром и Феодосием. Росписи посвящены Похвале Пресвятой Богородицы. Уникальные фрески Ферапонтова монастыря сохранились до настоящего времени и являются выдающимся памятником русского церковного искусства и мировой монументальной живописи. В 1408 году князь Андрей Димитриевич, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, обратился к преподобному старцу Ферапонту с просьбой основать обитель в городе Можайске. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более десяти лет. Однако по совету братии он отправился в дальний путь. В Можайске преподобный Ферапонт был встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки преподобный основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в память о Белозерской обители. Князь Андрей Димитриевич, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. По благословению святителя Фотия , митрополита Московского († 1431, память 2 июля и 27 мая), в обители была установлена архимандрия и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был пристроен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. После московского Собора 1547 года состоялась канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543-1564) житие и свидетельства святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним и духовного просвещения Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/912304.htm...

В один из летних дней я несла послушание за свечным ящиком. В храм в сопровождении одного иподиакона вошел Святейший Патриарх Пимен. Я растерялась. Не поверила своим глазам. Святейший приложился к образу Спасителя, прошел вперед, приложился к образу Божией Матери. В храме началось движение. Священник распахнул Царские врата, а Патриарх Пимен скромно вошел в алтарь через северные врата. Святейший особо чтил память Патриарха Тихона. Ежегодно в праздник Благовещения после поздней Литургии в Елоховском соборе он приезжал в малый собор Донского монастыря (большой в то время был закрыт) и служил панихиду перед гробницей будущего святителя. Так было до последних лет жизни Патриарха Пимена. Прощались со Святейшим в Елоховском соборе. Как бы принимая его последнее благословение, мы прикасались к его руке. В первую годовщину смерти мне, к глубокому сожалению, не удалось посетить место его захоронения. Каждый день на утренней молитве я обращаюсь к светлому пастырю, прося его молитв и заступления. Записала Антонина Фроленкова Читайте также: Жизнь, вместившая шесть патриархов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 мая, 2022 15 апреля, 2022 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 26 апреля, 2023 18 октября, 2022 10 июля, 2022 5 июня, 2022 26 мая, 2022 12 мая, 2022 15 апреля, 2022 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-pimen-svetlyj...

На Всеправославное совещание 1948 года должны были съехаться представители Поместных Церквей. Родной лаврский иконостас из Трапезной церкви не сохранился. Иконостас Лавра просила у музея. А как в то время просили? Несли конверты, да отнюдь не тонкие, чтобы музейные работники ходатайствовали перед властями. В конце концов для Трапезного храма передали иконостас из снесенного в 1934 году на Ильинке московского храма Никола Большой Крест. Но его иконостас был высоким, и, сопрягая с Трапезным храмом, его нужно было сделать ниже и шире. Сумели все-таки хорошо поработать и вписали его в требуемые габариты. В трапезной части храма алтарей тогда еще не было (они появятся только в 1970-е годы), по большим праздникам там проходила братская трапеза. На Троицу, когда совершались молебны на улице, сотрудники Дома культуры специально включали громко музыку, чтобы заглушить богослужение. В надвратном Предтеченском храме размещалась пуговичная фабрика. На Святых вратах купола не было: когда он сгорел, вместо него соорудили четырехскатную кровлю. Церковь в то время использовала разного рода международные мероприятия, проходившие на территории Лавры, чтобы что-то сделать и отремонтировать. Так, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, когда я учился в Московской духовной академии, поставили на вратах шарообразный купол со словом «МИР». Но потом музей начал требовать немедленно убрать этот купол. Лавра и поставила старый дореволюционный купол — восстановили, так сказать, историческую справедливость. О восстановлении архитектурного ансамбля Московской духовной академии В 1954 году Патриарх Алексий I вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) отправился к председателю Совета министров СССР Маленкову и министру обороны Булганину просить о выселении находившегося в здании Академии бывшего Дома культуры в новопостроенное. Правительственным решением сотрудникам отвели двое суток на переезд. Выехать-то они выехали, но постарались сломать в старом здании все что было можно. После этого сразу начался ремонт академического храма, и уже к осеннему празднику Иоанна Богослова все ремонтные работы успели закончить. Мрамора цельного не было, поэтому взяли мраморную крошку и сделали пол, который лежит до сих пор. Сверху соорудили хоры. Кинобудку за алтарем снесли. Иконостас использовали из снесенного до войны в Мос­кве храма Харитона Исповедника (нам отдали три храмовых иконостаса, из них сделали один, и часть икон из тех иконостасов пошла в Малый собор Донского монастыря). Мария Николаевна Соколова (впоследствии монахиня Иулиания, руководитель знаменитого Иконописного кружка при Московской духовной семинарии. — Ред.) принимала участие в храмовой росписи, и когда я уже поступил в семинарию, мы все молились в восстановленном академическом храме.

http://pravoslavie.ru/139397.html

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене. Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты. Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко! Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры — их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья. Троица Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски. Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах. Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата. Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок. Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 апреля, 2022 19 августа, 2019 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018

http://pravmir.ru/donskoy-monastyir-deta...

Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма. Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам. В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве». Большой Донской собор Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский. Сретенский храм. Вид с солеи Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи. Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей. Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый. Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

http://pravmir.ru/donskoy-monastyir-deta...

Адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (ближайшее метро: «Спортивная») Телефоны: 8 (499) 246 0881 (епархиальное управление); 8 (499) 245 3168 (храм); 8 (499) 246 8526 (экскурсионное бюро); 8 (499) 245 3363 (церковная лавка) Подробнее... Богоявленский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города. Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом. Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Адрес: 109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва.. Подробнее... Высоко-Петровский мужской монастырь [ править править код ] Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Иван Ильин Могила Ильиных находится в местечке Цоликон под Цюрихом. 29 сентября все четыре гроба будут привезены в Париж и установлены в церкви Александра Невского на Рю Дарю. На следующий день панихиду по Деникиным и Ильиным совершат священники Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата в присутствии клириков Зарубежной Церкви. Из Франции останки доставят в Москву специальным чартерным рейсом, который предоставляет Правительство Москвы. Оно внесло очень большой вклад в реализацию программы. Гробы установят в Малом соборе московского Донского монастыря. 3 октября останки из Малого собора перенесут в Большой собор, где пройдет панихида. Ее совершит Святейший Патриарх Алексий. Перед этим состоится освящение закладного камня в основание покаянной часовни в память о «жертвах братоубийственной распри в Отечестве и в рассеянии скончавшихся». Эта часовня-символ станет местом, где можно будет помянуть тех, кто в результате трагедии Гражданской войны вынужден был покинуть Родину и скончался вдалеке от нее или пал здесь и лежит в безымянных могилах. Прах Антона Ивановича Деникина и Ивана Александровича Ильина опустят в могилы недалеко от захоронения писателя Ивана Шмелева. Это удивительное стечение обстоятельств. Ольга Владимировна Лисица — автор статьи о Шмелеве и Ильине, нашла письмо писателя, адресованное философу, со словами: «Дай Бог, свидимся еще» и, через запятую, «может быть в Москве». Слова эти оказались пророческими. Иван Шмелев является личностью, объединяющей Деникина и Ильина, которые, как и многие деятели русской эмиграции, не всегда оказывались на одних идейных позициях. Но Шмелев задушевнейше дружил с Деникиным, считавшим его величайшим русским писателем XX века, и вместе с тем был другом Ивана Ильина. Промыслительно, что Иван Сергеевич первым протоптал тропинку на Родину, по которой за ним ныне следуют две значительнейшие фигуры белой эмиграции — военный вождь и гений философской мысли. Ильин был вдохновенным певцом белой идеи, а Деникин написал книгу «Очерки русской Смуты», которая во многом помогает понять, как происходило растление армии и крушение русской государственности в начале XX века.

http://pravoslavie.ru/4632.html

В отличие от многих столичных объектов, к Донскому монастырю у специалистов серьезных претензий нет. Трудности, конечно, есть, но здесь смогли сделать главное — не отошли от принципов научной реставрации. Возможно, потому, что монастырь не поскупился пригласить к себе специалистов. Старая гвардия Татьяна Дмитриевна Божутина работала в Донском монастыре с 1968 года, сначала сотрудником располагавшегося здесь же музея архитектуры имени Щусева, затем, после закрытия филиала музея в начале 90-х, она перешла в органы охраны памятников, но в начале 2010-х снова вернулась в монастырь, на этот раз научным консультантом наместника. По ее словам, работа фактически не изменилась, задача осталась прежней — сохранить уникальный архитектурный ансамбль в его подлинном виде. Проблемы тоже остались, но хотя бы не разрослись, как снежный ком. Разве что сказалась специ­фика времени. Так, по словам Татьяны Дмитриевны, у музея были несколько иные трудности, в первую очередь, волокита с выполнением работ — в свое время Большой собор монастыря простоял в лесах несколько десятков лет. — Научная реставрация — процесс долгий и очень расходный, — объясняет Татьяна Дмитриевна. — Донскому монастырю еще очень повезло: в свое время Алексей Михайлович Щусев, внук известного архитектора и директор музея его имени, настоял на том, чтобы по всему комплексу монастыря была выполнена проектная документация. В результате целый год архитекторы-реставраторы почти что не занимались ничем другим, зато в итоге была сделана работа, серьезно облегчившая жизнь современным реставраторам. Теперь у нас есть база, от которой можно оттолкнуться, а ведь ее создание — это и есть то, на чем сегодня многие вынужденно экономят. Мы беседуем с Татьяной Дмитриевной в одном из служебных помещений бывшего семинарского корпуса, у самого входа в монастырь. — Татьяна Дмитриевна, но ведь денег может просто не быть, что тогда? — Консервация. Опять же, разумеется, научная. Сохранить все так, как есть, не дать разрушаться дальше, но в то же время и не изуродовать все новоделом. Он же просто похоронит под собой исторический памятник…

http://foma.ru/monastyir-epoxi-vozrozhde...

Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Сад Донского монастыря Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Большой собор Донского монастыря Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фрагмент входа в Донской монастырь Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Рейтинг: 9.5 Голосов: 831 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел К. 1 сентября 2022, 12:51 Спасибо !Вспоминаю Донской монастырь начала 90-ых и потрясающие проповеди архимандрита Даниила Сарычева ! владимир 8 февраля 2021, 10:54 Царствие Небесное,Рабу Божиему П.Н Свистунову.Мир праху его. Наталья 31 августа 2020, 19:42 Царствие Небесное всем усопшим! Вечная память! Благодарю автора за прогулку по некрополю! Любовь Старостина 31 августа 2020, 18:41 Какие трогательные стихи дьякона Георгия Малкова,спасибо! Благодать на Донском кладбище чувствуется даже через фотографии, какая то тишина и покой и даже уверенность в том , что Ангелы Хранители невидимо для нас покоят их души .Радость и грусть охватили мою грешную душу, это вечность на земле,,прости нас Господи ..Завтра празднуется Донская икона Божией Матери и это как подарок от нее для меня вновь побыть в Святом месте . Спаси и Сохрани Господи всех насельников монастыря, даруй им здравия и долглденствия! С праздником! М 1 сентября 2019, 13:36 Спасибо!!!!! Никита 5 августа 2018, 14:11 Отвечаю Ольге, задавшей вопрос о Яковлевых в феврале 2014 г. Могилы Павла Павловича (ск.1870) его жены Елизаветы Васильевны, сыновей Дмитрия и Михаила и его жены Ольги Николаевны Склифосовской, четверых внучек Елизаветы, Татьяны, Анны и Наталии Михайловных сохранились. Ищу их родственников для участия в работе над историей рода. Владимир Рыбников 1 сентября 2017, 10:27 Божественная благодать. Видишь каким должно быть отношение к переходу человека в иной мир. Вечная память и упокоение этим славным сынам и дочерям России. Ольга 1 сентября 2017, 04:28 В это лето посчастливилось побывать в Донском монастыре, я живу на Алтае! Необыкновенная благодать сопровождала меня начиная от входа на территорию монастыря. Все достопримечательности монастыря помогают душе ощутить присутствие Бога! Слава Богу за все! Упокой, Господи, души усопших раб твоих! Спасибо создателям фотогалереи! Она помогает вновь вернуться в святое место монастыря, получить Божью благодать от созерцания фотографий! Храни Вас Бог! Мира и покоя всем служителям Донского монастыря.

http://pravoslavie.ru/49205.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010