Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен. 4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости. В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова. Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь. С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и... члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

http://sobory.ru/article/?object=02994

В кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Шахты Божественную литургию совершил глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. В богослужении приняли участие благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, благочинный приходов города Уральска (Казахстан) игумен Дионисий (Козулев), председатель церковного суда Шахтинской епархии протоиерей Александр Минин, духовенство Донской митрополии. За богослужением молились настоятельница Иверского монастыря города Ростов-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами, секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба, заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, заместитель главы администрации Шахт Игорь Медведев, многочисленные прихожане и паломники. Специально на праздничное богослужение в Покровский кафедральный собор была доставлена одна из главных святынь Донской митрополии — Большой соборный мощевик, в котором хранится и частица святых мощей равноапостольного князя Владимира. Многочисленные верующие поклонились святыне. По окончании Литургии был совершен крестный ход. Глава Казахстанского митрополичьего округа обратился ко всем участникам богослужения с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Донской земле мы совершаем праздник — чтим того, кто сделал великий выбор для всех нас. Историки называют его цивилизационным выбором: Русь была языческой, а стала Христовой. И мы всем сердцем благодарим князя Владимира… Всякий раз, когда мы бываем в храме, это является для нас духовным уроком. Какой же урок мы можем извлечь сегодня? Самым главным уроком может стать то, что в своей душе мы всегда будем сохранять спасительную веру. Приняв сокровище Крещения, мы должны пронести его по всей своей жизни как великий дар, дарованный нам Милосердным Господом. Поэтому в своей повседневной жизни будем настоящими, неложными последователями Распятого и Воскресшего Христа!».

http://patriarchia.ru/db/text/4122244.ht...

В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят: Малый или Старый собор (1591—93) – храм-памятник русскому воинству, возведенный в формах московской архитектуры XVI века, Большой Донской собор (1684—86) – архитектурная доминанта монастырского ансамбля; каменная ограда монастыря (конец XVII – начало XVIII веков); главный вход со Святыми вратами и надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери (1693–1714), западные врата с надвратной колокольней (1730—50); комплекс хозяйственных и жилых построек в юго-западной части монастыря; палаты настоятеля (XVII–XVIII века) с кухонным корпусом и садом; квасоварня и конюшенный сарай XVIII века, братские кельи (вторая половина XVIII века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII beka. В Малом соборе находятся чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение», Донская икона Божией Матери под сенью, у стен собора – могила келейника святителя Тихона, мученика Якова Полозова. В Большом соборе: чудотворная икона Божией Матери. В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) мозаичная икона святителя Николая. Официальной датой закрытия Донского монастыря считается 1918 год, но церковная жизнь в обители теплилась до конца 1920х годов. С 1922 года в монастыре содержится под домашним арестом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 9 декабря 1924 года здесь на него было совершено покушение и был убит его келейник Яков Полозов. После кончины Патриарха 25 марта 1925 года состоялось его погребение в Малом Донском соборе, потом его мощи были перезахоронены на Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940х годах возвращены обратно в собор. После этого следы захоронения надолго затерялись. В 1992 году во время ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Глубже монахи обнаружили склеп. Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. Рака с мощами патриарха Тихона (находится у южной стены трапезной Старого Донского собора). В небольшом 2этажном домике в настоящее время развернута экспозиция музея «Келья Патриарха Тихона».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Декоративные приёмы нарышкинского стиля, сочетающиеся в архитектуре церкви в Узком с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделали её памятником уникальным, имеющим своё особое место в истории русской архитектуры. Её архитектура представляется явлением локальным. Это принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине - самому раннему подобному сооружению, завершённому к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведён в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России... Ещё одним памятником, отразившим украинское влияние, является Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды, и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырёхстолпную компоновку. Судя по датам проведения работ, оба этих храма ориентировались не друг на друга, а сооружались параллельно. Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с " Великого посольства " 1698 г. и не прерывавшемуся всё петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецендентом применения архитектурной композиции, восходящей к Новому собору Донского монастыря, в Подмосковье является церковь Тихвинской иконы Божией Матери в усадьбе Бурцево, сооружённая в 1730-1733 гг. на средства М.С. Аничкова (её боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно - по углам основного четверика). А вот в Казанском храме мы видим повышенную центральную часть и четыре примыкающих к ней двухъярусных башнеобразных объёма, ориентированные по сторонам света, они то композиционно и составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трёхчетвертными " лепестками " . Скруглённые нижние части башнеобразных объёмов объединены спаренными полуколоннами большого ордера, контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других " вотчинных храмов " колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Её купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещён преимущественно верхним светом.

http://sobory.ru/article/?object=03294

АН. В 1872 г. оба тома «Домашнего быта...» были переизданы с дополнениями и награждены серебряной и золотой медалями имп. Русского Археологического об-ва. Начиная с 50-х гг. З. публиковал работы по истории рус. искусства и архитектуры. Он издал «Материалы для истории русской иконописи» (ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 1-128), монографию «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» (М., 1865, 18932), ст. «Благовещенский собор и его древняя стенопись» (Моск. вед. 1884. 119. С. 5). В 1871 г. З. выступил в Московском об-ве любителей художеств с концептуальным докладом «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», к-рый впосл. трижды издавался. Анализируя такие памятники, как деревянные церкви в Кижах, Димитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский храм в Вел. Новгороде, церкви в Коломенском и в Дьякове, З. доказывал, что в XVI в. на основе традиций деревянного зодчества сложился самобытный рус. стиль в архитектуре, образцом к-рого является Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. В 1873 г. З. был включен в комиссию по наблюдению за реставрацией Правильной и Книгохранительной палат в Кремле. С этого времени он входил почти во все подобные комиссии по реставрации важнейших памятников архитектуры. Ему принадлежит ведущая роль в восстановлении облика соборов XII в. во Владимире. За труды по реставрации Благовещенского собора в Кремле ученый был награжден в 1896 г. орденом св. Владимира 2-й степени. В 1872-1873 гг. З. издал 2-томник «Опыты изучения русских древностей и истории», в к-ром объединил свои лучшие статьи и очерки, написанные на основе архивных документов. В сборник вошли такие работы З., как «Детские годы Петра Великого», «Три неизвестных гробницы в московском Архангельском соборе», «Московские сады в XVII столетии», «Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия» и др. В 70-х гг. вышли в свет сочинения З. «Большой боярин в его вотчинном хозяйстве» (М., 1871. 2 ч.), «Кунцово и древний Сетунский стан» (М., 1873) и др.

http://pravenc.ru/text/182399.html

Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона святого Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда - в Третьяковскую галерею. http://drevo-info.ru/ Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль. В XVI веке монастырь уже стал городским и входил вместе Ивановским, Варсанофьевским, Георгиевским, Никитским, Воздвиженским и другими в ближнее полукольцо монастырей-сторожей, прикрывавших московский посад с востока, севера и запада. В 1571 г. при нашествии крымского хана Девлет-Гирея Златоустовская обитель, стоявшая в то время на посаде, была сожжена, а в 1611 г. она была осквернена и разорена поляками. В XVII веке монастырь становится богатым, в нем строится много каменных зданий, из которых до XX века дошел только пятиглавый Златоустовский собор.

http://sobory.ru/article/?object=34967

Кстати, примечательно, что в авангарде критиков оказалась, например ... Наталья Самовер, " координатор выставочной деятельности Сахаровского центра " . Какую такую выставочную деятельность организует живущий на западные гранты Сахаровский центр, нам всем хорошо известно – после одной " православной " выставки прихожане приходили поделиться впечатлениями и от полноты чувств разнесли вдребезги бесценные шедевры, а руководство центра ответило по суду. Поэтому не Сахаровскому центру обсуждать проекты храмов в Москве – репутация не позволяет. С другой стороны, и сами аргументы " против " очень надуманны и продиктованы именно " бессмысленным и беспощадным " болотным чувством протеста, а не историческим реалиями. " Сретенский монастырь посвящен спасению от нашествия Тамерлана, – говорит Самовер, – а если строится такой огромный храм с другим посвящением то сакральный фокус всей территории переходит на другое событие... Для того чтобы сохранить память о новомучениках, мы принижаем память о событиях XIV в " . Интересно вот это " мы принижаем " . Кто это " мы " ? Но важнее другое – все эти аргументы о " сакральных фокусах " легко опровергаются фактами. Троице-Сергиева лавра посвящена преподобному Сергию, мощи которого лежат в небольшом храме 1422 года, однако в центре обители стоит огромный Успенский собор, построенный столетием позже, и никакой фокус никуда не переместился. То же самое можно видеть и в Николо-Угрешском монастыре под Москвой – храм посвящен святителю Николаю, а шире – событиям 1380 года, когда Дмитрий Донской двигался на Куликовскую битву, однако в центре монастыря стоит большой собор 1880-х годов во имя Преображения Господня, но фокус сохраняется, память не принижается, все прекрасно сосуществует. А, кроме того, довольно наивно считать, что одни события в церковной истории, особенно связанные с подвигами, конкретными людьми, важнее и значимее других, что одно событие можно " вытеснить " другим. Наоборот, такого рода сплетения исторических судеб часто придают памятникам дополнительную смысловую глубину – достаточно посмотреть на Покровский собор на Красной площади, который иностранцы триста – четыреста лет назад называли " Иерусалимской церковью " , сегодня его все знают, как храм Василия Блаженного, а специалисты помнят, что изначально он вообще Троицкий на Рву. И все это уживается в одном храме и раскрывает для нас самые разные стороны и храма и истории страны и истории Церкви.

http://religare.ru/2_102906.html

Между тем история рода Нарышкиных вводит нас в напряженнейший момент русской истории, когда, по словам Пушкина, Начало славных дней Петра/Мрачили мятежи и казни (На­рыш­­киной была мать будущего императора Наталья Кирилловна). После утверждения власти Петра Лев Кириллович Нарышкин, дядя царя, недолгое время был фактически первым лицом в государстве, но после смерти сестры-царицы был отставлен от дел и удалился в филевскую вотчину. Приступая к описанию собственно храма Покрова в Филях, автор в немногих словах характеризует литургичность архитектуры традиционного православного храма, сказывающуюся, в частности, в горизонтальной пространственной доминанте — с запада на восток, от земного к небесному. Храм в Филях, как и некоторые другие храмовые здания близких к тому времен, нарушает эту традицию; он столпообразен и принадлежит к тому же типу зодчества, что и храм в Коломенском, Большой собор Донского монастыря и храм Покрова на рву. Духовные и исторические причины такой перемены доминанты описываются автором и скрупулезно, и увлекательно, что само по себе непросто. К тому же эти страницы содержат точное описание архитектуры храма и ее духовное обоснование. Примечательно, что настоятель храма Покрова в Филях не апологетизирует романтические (языческие в своей основе) черты его архитектоники, но утверждает, что литургическая жизнь в этих роскошных стенах была и остается по-настоящему православной. Дух господствует над формой, — говорили западные схоласты, отправной точкой для которых очевидно служили слова Писания Дух дышит, где хочет (Ин 3:8). Описание иконостаса храма Покрова строится по уже знакомому читателю принципу: икона в Православии — литургическая значимость иконостаса и его традиционное устроение — отклонения от традиции и их духовно-исторические причины. Особое внимание уделяется работе иконописца Карпа Золотарева и его духовно-творческому содружеству со строителями храма. И только после столь обширного введения, занимающего 80 страниц печатного текста, мы переходим к собственно истории храма, в свою очередь снабженной, так сказать, контекстом двух уровней: с одной стороны, подробные сведения о жизни филевской вотчины, о ее владельцах и о населявших ее людях, с другой — столь же тщательно собранные данные о церковных уложениях и обычаях соответствующего времени, о быте приходского духовенства вообще и о филевских клириках в частности. Тем самым мы можем удостовериться в том, что охарактеризованные нами особенности исследования и изложения проводятся автором вполне последовательно и чувство сопричастности у читателя только возрастает. Естественно, чем ближе к нашему времени, тем богаче описание живыми свидетельствами.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyashhenni...

«Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», – твердо и авторитетно говорил Патриарх. Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал и духовенство: «Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!» Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние церковные потрясения, «обновленческий раскол», непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать. В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе…» – в третий раз перекреститься он не успел. Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха. На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих. Тропарь, глас 1: Апостольских преданий ревнителя, и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим, к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, рсточенная чада ея во едино стадо собери, оступившия от правыя веры к покаяния обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохраниа, и мир Божий людем испроси.

http://pravoslavie.ru/39863.html

Старо-Голутвинская братия, более умиротворенная при отце Сергии, по его переводе действовала уже единодушно, и когда я приехал для присутствия при избрании в 1871 году, единогласно был избран Варлаам. Он пришелся братии по духу и настоятельствует, как примечается, не в ущерб для обители, ибо все восстановленное и учрежденное его предместником отцом Сергием, старается поддержать, и по своей рачительности и заботливости, должно думать, при помощи Божией, сумеет соблюсти вверенную ему обитель в надлежащем положении. По представлению преосвященного Игнатия, епископа Можайского, он награжден в 1875 году наперсным крестом. II. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь Основан, как гласит предание, воеводой великого князя Дмитрия Донского Волынцем, по прозванию Боброк, около 1380 годов. Этот монастырь имел в прежнее время достаточные средства, так как в его владении было более 1100 душ крестьян. Он находился в ведении Коломенской епархии. Ныне в нем два храма: 1) Собор холодный старинного построения во имя Рождества Пресвятой Богородицы и 2) теплый и новейшего построения, сооруженный усердием и иждивением Московского почетного гражданина, Давыда Ивановича Хлудова. Им же выстроен и большой каменный корпус, в котором настоятельские и братские келии, трапеза и прочее. До 1850 годов эта обитель была приписная к Старо-Голутвину монастырю и имела весьма малое число братии, но в 1850 годах восстановлена и с тех пор стала благоустраиваться. В моем благочинии это самая скудная средствами своими обитель, но к чести настоятеля должно сказать, что сравнительно с прочими монастырями и по своим ограниченным средствам монастырь стал нисколько не ниже некоторых других обителей. Достойно сожаления только, что есть одно мирское селение, которое примыкает к обители, и это для нее причина неискоренимого зла. При монастыре есть народное училище для детей ближних селений, так как монастырь за рекой, которая отделяет его и от города и от Старо-Голутвина монастыря. III. Белопесоцкий Троицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010