Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова. Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель. Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая... Долгая...» Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице. В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

http://pravoslavie.ru/63743.html

После частичного утепления Большого собора Донского монастыря они пребывают там постоянно. «Раз в несколько лет ризничий монастыря переоблачает мощи в новые куколь, мантию и омофор, а также меняет подушечку в раке. Поэтому время от времени мне приходится быть свидетелем физического состояния мощей, — продолжает отец Григорий. — Они представляют собой полный костный скелет, прекрасно сохранившийся. Уцелели волосы и борода, на спине — объемная часть телесной плоти. Левую длань по просьбе Зарубежной Церкви мы передали американским православным». В отреставрированном несколько лет назад Малом соборе хранится исторический раритет — дубовый гроб, в котором мощи обрели три десятка лет назад. Сейчас усилия реставраторов направлены на Большой собор, где, несмотря на разгар восстановительных работ, по-прежнему пребывают святые мощи небесного заступника обители. До конца нынешнего года тут намечено завершить вычинку фасадов с воссозданием утраченных элементов, придать кровле и куполам первоначальные профиль и формы, а также выполнить окраску наружных стен первозданным колером — светло-песочным. Реставрируются и помещения кельи у Северных врат, где пребывал под домашним арестом святитель Тихон и где в настоящее время разместился его музей. Это здание находится в государственной собственности, поэтому заказчик рассчитанных еще на два года работ — городские власти. И пока что увидеть обнаруженные в патриаршем склепе куколь (домашний, который Святейший надевал в келье), митру, панагии (одна из них — работы Карла Фаберже — подарена архиепископу Тихону на прощальном богослужении в 1913 году в Ростове Великом, когда архиерей отбывал из Ярославской епархии в Виленскую) и нательный крест с мощевиками 3 невозможно. — В приведенном в порядок помещении откроется обновленный музей, концепция которого еще разрабатывается. Не назначен пока что и хранитель его фондов, — рассказывает игумен Григорий (Качалов). — Конечно, главной останется постоянная экспозиция на втором этаже: документы, прижизненные фотографии святителя Тихона. На первом этаже планируем размещать временные выставки.

http://e-vestnik.ru/history/moschi_patri...

Самое знаменитое правобережное село – Ромоданово с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, которая стоит на гребне холма и хорошо видна издалека, из центра города. Село это издавна было вотчиной князей Ромодановских (потомков удельных князей Стародубских). Здесь была «столица» большого имения, состоящего из 17 сёл. Церковь выстроил самый знаменитый представитель рода – Фёдор Юрьевич Ромодановский, правая рука Петра I, фактический правитель государства в отсутствие царя, во время его многочисленных поездок и походов... Церковь в Ромоданове, построенная в 1680-91 гг., является древнейшей из сохранившихся в черте современной Калуги после храма Покрова на Рву (1685 г.). Это выдающийся памятник архитектуры XVII века. В отличие от других калужских церквей, его пять куполов размещены не по диагонали, а в форме креста. Такое расположение встречалось на рубеже XVII – XVIII вв. (Большой собор Донского монастыря в Москве, Рождественская церковь в Н. Новгороде и другие «строгановские» постройки). Храм уникален и по своей внутренней конструкции. Его основной объём – не четырёх-, а двухстолпный, что встречается крайне редко. Трапезная – одностолпная, как Грановитая палата: это – совершенно обычно для палат Древней Руси, но вовсе не характерно для рубежа XVII – XVIII вв. Алтарь, исходя из особенностей рельефа, обращён не строго на восток, а на юго-восток. У церкви имеется боковой придел свв. апостолов Петра и Павла, построенный в 1734 г., уже после смерти и Петра I, и Ф.Ю. Ромодановского. Колокольня над западным входом (конечно же, со шпилем!) является высотной доминантой всей заокской стороны. Говорят, сам Пётр I звонил на ней, когда приезжал в гости к «князю-кесарю». С колокольни открывается незабываемый вид на Калугу: само Ромоданово стоит на высоком холме, и вся историческая часть города напротив, через реку, разворачивается амфитеатром... До 1935 г. ромодановский храм, как вспоминают старожилы, оставался действующим. После того как его закрыли, здесь располагались в разные годы мельница, пекарня, машинно-тракторная станция, автомастерские. В 1960-х годах случился пожар, погибли все росписи стен. В 1986 г. последовало ещё одно вразумление временным «хозяевам» храма: молния ударила в шпиль, с трудом удалось потушить пожар колокольни. В октябре 1990 г. храм был наконец возвращён верующим... На Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 1991 г., храм был наконец освящён. Но работы по восстановлению затянулись на много лет. В 2002-2003 гг. был установлен новый иконостас. Купола, ещё недавно зелёные, были отделаны «под золото» – и теперь как дрожащие, мерцающие искры видны в солнечный день за несколько километров. В 2007 г. были подняты на звонницу 7 колоколов. Церковь обрела новую святыню: в 2006 г. сюда привезли крест-мощевик, найденный при раскопках Перемышльского Лютикова монастыря. В кресте – мощи св. Игнатия Богоносца, св. царицы Феодоры, мучеников Косьмы и Дамиана, Арефы, Прокопия, Христины, Меркурия.

http://sobory.ru/article/?object=00914

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

Его Святейшество и Блаженство при посещении московских храмов сопровождали руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, клирик московского Георгиевского храма в Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани) и сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям диакон Феодор Шульга. Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Грузинах Далее Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия посетил храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, построенный в конце XVIII века в центре грузинского поселения в Москве. Церковь была заполнена прихожанами, среди которых – проживающие в Москве грузинские верующие. Святейший и Блаженнейший Владыка совершил в Георгиевском храме молебен. Храм св. великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (построенн в к. XVIII в. в центре грузинского поселения) Предстоятель Грузинской Православной Церкви обратился к верующим на грузинском и на русском языках. Рассказав, что прибыл в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он с благодарностью упомянул о теплом гостеприимстве, которое здесь встретил. Католикос-Патриарх Илия также отметил, что в ходе его визита состоялась встреча с Президентом России В.В. Путиным, и выразил надежду, что существующие ныне проблемы в межгосударственных отношениях будут разрешены и «добрые отношения между нашими народами, государствами будут восстановлены». Святейший благословляет свою паству Предстоятель Грузинской Церкви призвал на всех Божие благословение. На память Святейшему и Блаженнейшему Патриарху Илии преподнесли икону небесного покровителя прихода — великомученика Георгия Победоносца. и кропит святой водой сначала прихожан У входа в Большой собор Донского ставропигиального монастыря Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию встречали братия и прихожане обители во главе с наместником игуменом Парамоном. Его Святейшество и Блаженство прошел в алтарь собора, затем поклонился честным мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

http://pravmir.ru/patriarx-gruzinskij-il...

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев». В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок. Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке. Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 октября, 2013 11 октября, 2023 10 декабря, 2021 20 ноября, 2021 9 декабря, 2019 9 августа, 2019 22 ноября, 2018 8 октября, 2018 6 августа, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bogorod...

Монастырские церкви были богато украшены живописью, иконами, драгоценными сосудами и церковной утварью, а также ризами для богослужения. Монастырь имел множество вкладов на поминовение, был обеспечен землями и другими угодьями. К концу XVII столетия возник вопрос о целесообразности существования всех возникших в Московском государстве монастырей. В период царствования Федора Алексеевича царскими указами, а иногда и просто указами местных архиереев, небольшие пустыни и пустыньки приписывали к большим монастырям. То же происходило в царствование Ивана и Петра Алексеевичей под опекой царевны Софьи. Позднее в Духовном Регламенте Петра Великого было прямо дано указание (пункт 45): " Меньшие монастыри сводить в большие ради лучшего благоговения " . Какие-либо основания или общие правила для объединения монастырей Регламент не указывал, ограничиваясь полемикой против злоупотребления церковным имуществом в личных интересах руководителей монастырей. Шаровкин монастырь в 1764 г. переведен в заштатные, а в 1766 г. он сгорел. Но остались его каменные церкви: существующая сегодня Успенская и уже почти разрушенная Сергиевская. Даты постройки этих сооружений весьма противоречивы: от XVI до XVIII вв. Успенская церковь с 1974 г. имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения. Основан как пустынь в начале XVI века иноком Феогностом Шаровкой. В середине XVI в. получил богатые вклады от владельцев окрестных земель князей Воротынских. На их средства произведено обширное каменное строительство: в середине 50-х годов возвели Успенский собор с приделом Иоанна Богослова, заменивший прежний деревянный храм, в конце 50-х была построена теплая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой. Во второй половине XVI и в XVII вв. в обитель давали богатые пожертвования ряд видных боярских и дворянских родов: Одоевские, Хворостины, Мосальские, Юшковы, Бутурлины и др., покровительствовали и сами цари, особенно Иоанн Грозный и Алексей Михайлович. Однако к концу XVII в. обитель оскудела и в 1684 г. была приписана к Московскому Донскому монастырю. В начале XVIII в. перестроены каменные здания монастыря. В 1766 г. большой пожар истребил все деревянные постройки, и вскоре после этого монастырь был закрыт, храмы обращены в приходские. На рубеже XVIII-XIX вв. возведена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=04475

подробнее... ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА " КНЯЗЬ ВЛАДИМИР " СОСТОЯЛАСЬ В РОССИЙСКОМ ФОНДЕ КУЛЬТУРЫ Фильм рассчитан на юных зрителей: повествование о временах св. Владимира подается в нем глазами ребенка-современника этих событий. Выступавшие на презентации с сожалением отмечали, что в отличие от стран Западной Европы, где есть популярные мультфильмы про национальных героев -- короля Артура, Карла Великого и т. д., в России подобная кинопродукция до сих пор не выпускалась. подробнее... ОСТАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ БОГОСЛУЖЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА В АПРЕЛЕ 2000 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриарх совершит Божественную Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 13.00 он совершит молебен и примет участие в перенесении мощей свт. Тихона из Малого в Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. подробнее... ВЛАДИМИР ПУТИН ПОДПИСАЛ ЗАКОН О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 1 ГОД Закон " О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " опубликован 30 марта 2000 года в " Российской газете " и вступает в силу со дня опубликования. подробнее... США: ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РАВВИНЫ ДАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ОДНОПОЛЫЕ СОЮЗЫ Группа американских раввинов, представляющих либерально-реформистское течение в иудаизме, официально разрешила своим членам благословлять гомосексуальные союзы. подробнее... УЧЕНЫЙ УВЕРЕН, ЧТО ОН НАШЕЛ РУИНЫ СОДОМА И ГОМОРРЫ Майкл Сандерс возглавил международную научную экспедицию, в ходе которой в конце прошлого года с помощью миниатюрной подводной лодки был обследован участок дна Мертвого моря, на котором находятся покрытые солью объекты, похожие на руины древнего поселения. подробнее... ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ РАССКАЗАЛ О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИДА И РПЦ Сотрудничество с РПЦ Александр Авдеев рассматривает в контексте деятельности российского МИДа по " последовательной защите прав наших соотечественников за рубежом " . В этой деятельности, по мнению первого заместителя министра иностранных дел, необходимо опираться " на духовное богатство православия, поддерживать миротворческие усилия РПЦ " .

http://pravoslavie.ru/news/index18.htm

Учитель Закона Божия Бывшева Юлия Александровна Отзывы детей о поездке Васильева Вера:«20 марта мы с классом ездили в Донской монастырь на экскурсию. Нам рассказали, что монастырь был основан в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея.»   Хуторова София: «Зайдя на территорию монастыря мы начали рассматривать фрески нарисованные на стенах арки.»  Васильева Вера: «Мы прошли по всей территории монастыря. Мне очень понравился величественный Большой собор. Он красивый и снаружи и внутри.»  Ульяненко Полина: «В Большом соборе экскурсовод рассказал нам,что зайдя в храм, по сюжетным картинам изображенным на стенах можно прочитать всю библейскую историю. От сотворения мира до страшного суда.»    Подтягина Александра: «Нам показали список иконы Божией Матери и семиярусный иконостас.» Хуторова София: « Для того,чтобы увидеть  конец иконостаса надо было поднять голову очень высоко - так он был высок и красив.»                 Васильева Вера: «В большом монастыре покоятся мощи патриарха Тихона и список иконы Донской Божией Матери.Мы приложились к этим святыням.»  Подтягина Александра: «При входе в Малый собор лежат две плиты. Там захоронены архимандрит Симеон и архимандрит Афанасий.»       Захарченко Иван: «Мне запомнилось приспособление для варки миро. Оно похоже на золотой домик с вытяжкой и ступеньками.»         Ульяненко Полина: «Кладбище, которое находится на территории монастыря называется некрополь.»  Захарченко Иван: «Особенно мне запомнился некрополь. Там было много старых,каменных могил.»  Хуторова София: «По дороге к Малому собору мы проходили Донской некрополь.В нем захоронены родственники А.С.Пушкина.»   Подтягина Саша: «Когда мы вышли из Малого собора,то пошли рассматривать горельефы на которых изображены фрагменты из Библии.»              Ульяненко Полина: «После окончания экскурсии мы пошли в монастырскую трапезную,где нас угостили чаем и постными пирожками.»  Васильева Вера: «Мне было интресно съездить в Святую обитель. Я почувствовала себя паломником и с нетерпением жду следующей поездки.» 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/114...

Большинство Московских святителей были не только епископами Первопрестольного града, но и Предстоятелями всей Русской Церкви. Для каждого из них судьба Отечества, судьба нашего православного народа, судьба Церкви стала их личной судьбой. В настоящее время Собор Московских святителей включает 17 святых — от святителя Петра, рукоположенного на кафедру Русской митрополии в 1308 году, до священномученика Петра (Полянского) принявшего мученическую смерть за Христа осенью 1937 года. После Высоко-Петровского монастыря паломники посетили Богоявленский собор в Елохове , где смогли приложиться к мощам святителя Алексия Московского, наставника святого великого князя Димитрия Донского, друга преподобного Сергия Радонежского. Следующим местом стал Донской монастырь , где покоятся мощи святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России , избранного на Патриарший престол Поместным Собором в 1917 году. Здесь паломников благословил архиепископ Егорьевский Матфей, при поддержке которого данная поездка стала возможной. Все участники маршрута выражают владыке сердечную благодарность. В Донской обители паломники посетили большой Донской собор, где покоятся мощи святителя Тихона, и малый Донской собор, где состоялось их обретение, подошли к кельям, где святитель жил в заключении в течение почти трех лет. Следующим событием на маршруте стало посещение Московского Кремля, где участники Чтений посетили Успенский и Архангельский соборы. Успенский собор — это сердце Москвы, главная святыня, место, где совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где ныне почивают мощи девяти из 17 Московских святителей. О каждом из них прозвучал краткий рассказ. Завершился маршрут в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где покоятся мощи великого богослова и проповедника XIX века святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, совершавшего служение в непростой синодальный период. В монастырях и храмах паломники пели величания у мощей святителей и чудотворных икон Божией Матери — Казанской в Богоявленском соборе и Донской в Донском монастыре, а также пропели молитву «Царю Небесный» перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева, которая в настоящее время находится в Храме Христа Спасителя рядом с мощами святителя Филарета.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010