В интерьере четыре мощных, широко расставленных столба-пилона поддерживают с помощью подпружных арок купол на крупном световом барабане. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен через паруса. Рукава креста перекрыты лотковыми сводами, угловые ячейки, над которыми поставлены малые барабаны, - крестовыми. Стены оштукатурены и первоначально были окрашены в голубой цвет. В оконных проемах сохранились решетки с характерным для позднего классицизма рисунком, а также металлические двустворчатые двери порталов. Полы поздние, цементные. Под восточной частью собора находится подвал, освещенный окнами, пробитыми в 1960-е гг. в восточной стене. http://hram-tver.ru/tver/hristrojdsobortv.html По преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь основан в конце XV в. Существующие каменные постройки монастыря относятся к концу XVIII - началу XX в. Собор Рождества Христова является композиционным центром монастырского ансамбля. Его строительство было начато на 1810 г. на вклады царской семьи, но в 1813 г. почти готовое здание рухнуло, существующий ныне двухэтажный собор закончен строением лишь в 1820 г. Кирпичный оштукатуренный на белокаменном цоколе с белокаменными элементами декора храм выстроен в стиле ампир. Он представляет центрическое пятиглавное сооружение с массивным центральным световым барабаном. Боковые окна с ложными арочными окнами глухие. Памятник стоит в ряду лучших произведений архитектуры первой трети XIX в. Храм Рождества Христова Христорождественского женского монастыря в Твери, построенный в начале XIX в. по проекту знаменитого Карла Росси – одна из самых уникальных храмовых построек, сохранившихся в Твери. Изначально богато расписанный, он являл собой замечательное произведение русской культуры. В 2007-2017 г.г. были проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций, оснований и фундаментов, приспособление инженерных систем и оборудования, реставрация белокаменных элементов восточного фасада, кирпичной кладки восточного фасада, штукатурные и покрасочные работы по восточному фасаду, реставрация белокаменных цоколя, профилированных баз пилястр, колонн, окраска металлической кровли куполов, устройство крылец, электромонтажные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00008

Левково (Погост). Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1885. Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Адрес: Россия, Смоленская область, Монастырщинский район, урочище Погост (Левково) Координаты: 54.515737, 31.802474 Проезд:С а/д Смоленск-Русилово-Монастырщина в п. Санники свернуть направо, по грейдеру - до д.Хламово ок. 8 км. Далее - лучше пешком или на гужевом транспорте - вброд через речку и, минуя д.Городок, по единственно угадываемой тропинке - в сторону д.Левково. Через примерно 3 км церковь. Изменить описание объекта По идентичным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Построена на средства князя М.В.Друцкого-Соколинского вместо старой деревянной. Закрыта в 1933 г. и передана вначале под " культурные цели " , а затем использовалась для хранения зерна. Стоит между селами Погост и Левково среди поля на открытой равнине и хорошо видна издали. Кирпичные стены оштукатурены. Перекрытия утрачены. Основу композиции приходской крестовокупольной бесстолпной церкви в русском стиле образует квадратный в плане храм, увенчанный широким 8-гранным световым барабаном. К храму примыкают более узкие, чем храм, апсида и трапезная, одинаковые по ширине. Перед трапезной высится вертикаль стройной колокольни. Северный и южный фасады храма заканчиваются пологими щипцами. У арочных перспективных порталов килевидный верх, над порталами — профилированные 8-гранные ниши. Грани барабана, отделенные друг от друга колонками, прорезаны двойными арочными окнами, тоже с килевидными завершениями. Арочные окна трапезной, апсиды и колокольни украшены наличниками с разорванными фронтонами. Трехъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» завершена шатром. В интерьере господствовало высокое светлое пространство подкупольной части храма. Барабан опирается на паруса. Апсида перекрыта конхой, трапезная — полуциркульным сводом с распалубками, центральное помещение колокольни — крестовым, а боковые — коробовыми сводами. Двойные окна барабана изнутри вписаны в арочную нишу.

http://sobory.ru/article/?object=21172

Юрьев–Польского района в 1935 году были сняты колокола и сданы в В Юрьевецком районе в селах Соболево, Завражье, Дорках, Столпино были разобраны ограды церквей, чтобы полученный материал использовать на строительство школ. Это притом, что внутри указанных оград имелись действующие кладбища! Учитывая это, райисполком обязали установить деревянные ограды Из письма (август 2006 года) ко мне в ответ на мои запросы в Интернете о судьбе кладбища и церкви в Соболеве: ... «старых захоронений на кладбище не сохранилось вообще вся картина удручающая, алтарь полностью разрушен, и на его месте тоже могилы, годов 1980-ых». С уважением, Дмитрий Карпинский (korab@mailcity.com) СОБОЛЕВО, ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, кон. 18 в. Поставлена на окраине приволжского села на высоком холме. Кирпичный храм возведен в 1794 г., его фасады выбелены по обмазке. В 20 в. разобраны полуциркульная апсида, притвор у западной стены трапезной и отдельно стоящая колокольня; утрачены луковичные завершения декоративного пятиглавия. Характерный для приволжских районов области несколько архаичный по формам приходский храм в традициях нарышкинского барокко. Высокий двусветный четверик завершен пологой четырехскатной кровлей, над которой возвышаются барабаны пяти маленьких главок. К нему примыкает широкая низкая трапезная, охватывающая с двух сторон четверик скругленными апсидами своих приделов. Углы четверика закреплены плоскими огибающими лопатками. Пояс ступенчатых кронштейнов-язычков отрезает от стены ряд крупных полуциркульных кокошников с профилированными обрамлениями. Асимметрично размещенные окна первого и второго света украшены наличниками с полуколонками, несущими треугольные перспективные фронтончики. Углы трапезной и места сопряжения с апсидами отмечены парными пилястрами. Оконные наличники здесь, также с полуколонками по сторонам, имеют полуциркульные завершения. Внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Два квадратных столба трапезной, несущих подпружные арки, разделяют ее пространство на ряд ячеек, перекрытых крестовыми (центральные) или коробовыми (боковые) сводами.

http://sobory.ru/article/?object=04971

Сумы. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная однобанная церковь с колокольней находится на северо-восточной околице Сум, которая имеет историческое наименование слобода Лука, на ул. Орджоникидзе, 87. Церковь является главной архитектурной доминантой Луки, хорошо проглядывается с железной дороги, с Липенского городища и с берегов р. Псел. Территория церкви окружена стеной с двумя коваными орнаментальными вратами конца XIX ст. В 1687 г. сумской полковник Герасим Кондратьев учредил на Луке девичий Иоано-Предтеченский монастырь, в котором в 1691 г. был построен одноименный деревянный храм. Монастырь был отменен в 1787 г. На его месте в 1837 г. средством семьи местных дворян Линтваревых была построена каменная тридольная церковь с колокольней как парафиальный (приходской) храм для Луки и соседнего села Барановки. В 1907 г. к церкви пристроено два боковых алтаря – Св. Троицы и Св. Иоанна. В результате пристроек церковь в настоящее время является прямоугольной в плане, девятидольной, четырехстолпной, с прямоугольным алтарем, который не выделен во внешних объемах, и с двухъярусной колокольней над западным притвором и четырехколонным портиком тосканского ордера на западном фасаде. С обеих сторон портика акцентированы треугольными фронтончиками дополнительные входы, каждый из которых ведет в соответствующий боковой алтарь. Колокольня является четверней, прорезанными большими арочными отверстиями звона. Четверня увенчана цилиндровым подбанником со сферической баней и высоким шпилем. Середохрестие увенчано сферической баней на цилиндровом подбаннике, который опирается на подпружные арки и широкие трапециевидные сферические пандативы. Все боковые участки перекрыты крестовыми сводами. Под церковью есть подвал. Здание решено в стилистике позднего провинциального классицизма. Внешний ордерный декор достаточно скромен – ниши, лопатки и пилястры, руст и карнизы на модульйонах. Арочные окна центрального подбанника размещены в неглубоких прямоугольных нишах. Венчает подбанник гладкий и блестящий фриз и карниз на модульйонах. Алтарь акцентирован на восточном фасаде пилястровым портиком и фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=29407

Землянск. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Никольская церковь в Пушкарской слободе г. Землянска была построена в 1770 г. В 1794 году деревянная Никольская церковь заменяется на каменную. Сегодня эта церковь одна из немногих, сохранившихся без поздних перестроек в первоначальном виде, в архитектуре которой соединились формы позднего барокко и классицизма. Церковь Николая Чудотворца расположена в восточной части села, на небольшой площади. Западным фасадом обращена к ул.Пушкарская слобода. Повышенный двухсветный четверик храма завершен фигурным шестигранным массивным куполом с восьмигранным световым барабаном на нем, увенчанным луковичной главкой. К четверику примыкают равновысотные объемы вытянутой трапезной (равновеликой ему по ширине) и апсиды. Трехъярусная колокольня со сферическим куполом и высоким шпилем завершает композицию с запада. Высокий четверик ее первого яруса имеет два пониженных боковых объема. Западный вход оформлен эффектным четырехколонным римским портиком. Второй ярус звона - нарядная ротонда, установленная на восьмигранном полуярусе, над которой размещен резонаторный полуярус. Колокольню венчает сферический купол со шпилем. Если объемная композиция церкви соответствует канонам барочной архитектуры, то в декоре фасадов преобладают формы классицизма. Стены храма, апсиды и трапезной завершены раскрепованным профилированным карнизом с сухариками. На фасадах четверика храма имитированы пилястровые портики с треугольными фронтонами. Северный и южный фасады апсиды акцентированы слабыми выступами. Проемы второго света храма - овальные, в узких рамках. Окна нижнего света, а также проемы апсиды и трапезной - с лучковыми перемычками в прямоугольных накладных рамках. В окнах сохранились кованые решетки с волнисто-ромбическим раппортом. Формы колокольни более выразительны. Фасады первого яруса обработаны рельефным ленточным рустом. На стройные сдвоенные колонны портика западного фасада опирается высокий антаблемент с крупным центральным арочным проемом, обрамленным веерными накладками архивольта. Антаблемент увенчан невысоким треугольным фронтоном, карниз которого отделан сухариками. Боковые объемы завершены аттиками в “петровском” стиле. Проемы северного и южного фасадов колокольни - прямоугольные в глубоких высоких нишах, начинающихся от цоколя, замковые накладки которых доходят до уровня карниза. Западный входной проем имеет лучковую перемычку, оформленную крупной замковой накладкой с расходящимся от нее рустом. Выше над входом в арочной нише портика - люнет с веерной расстекловкой. Проемы звона чередуются с глухими участками, декорированными парными колонками с упрощенными волютами и иониками. Верхний полуярус украшают семь вертикально расположенных овальных проемов-резонаторов. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом, апсида - конхой, трапезная и четверик первого яруса колокольни - крестовыми сводами.

http://sobory.ru/article/?object=09149

Центральные части фасадов главного объема храма украшены портиками с пологим треугольным фронтоном, поддерживаемым четырьмя дорическими колоннами. Такого же вида портик – перед западным фасадом. Фасады имеют единообразное членение и декор. На средних осях главного объема и притвора расположены арочные окна и входные проемы. В уровне перемычек проемов и подоконников проходят полочки; стены завершены полным антаблементом с профилированным карнизом с мутулами и триглифно-метопным фризом. Над оконными проемами нижнего яруса располагаются круглые или прямоугольные нишки. Внутреннее пространство церкви напоминает храмовые здания крестовокупольного типа. Барабан купола опирается на крещатые столбы, имеющие срезанные в сторону центра углы, подпружные арки и паруса. Боковые компартименты перекрываются крестовыми сводами. У притвора трехчастная структуру и плоские перекрытия. В северной части храма находится лестница на ярус звона. До настоящего времени в интерьере сохранилась масляная живопись конца 19 века, а также иконостас, выполненный в стиле позднего классицизма. Спасо-Преображенская церковь – кирпичный храм в селе Куженкино, выстроенный в 1841 г. в стиле позднего классицизма. Дважды закрывавшаяся церковь Преображения Господня – в 1930-х и 1960-х г.г. – ныне является действующей. До 1705 г. крестьяне деревень Куженкино и Гришино были монастырскими и принадлежали Хутынскому монастырю. В 1705 г. эти деревни со всеми землями были переведены в ямское ведомство к Хотиловскому яму. Первоначально в составе прихода находились деревни Куженкино, Гришино, Заход и Славково, последняя сгорела во 2-й половине XVIII века, ее жители переселились в деревню Гришино. В 1830 г. жители деревни Куженкино со старого почтового тракта были переселены на вновь проведенный шоссейный тракт, где была построена новая деревня с таким же названием. Их часть, жители 25-ти дворов, отделились и на шоссе в 2-х верстах от Куженкина в сторону Петербурга основали деревню, которую назвали Лопатино. В 1841 г. в центре села на возвышенном месте была построена каменная церковь Преображения Господня с приделами Варлаама Хутынского и Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01587

Брестская область (храмы) Материал из Азбука паломники Александро-Невский собор (Кобрин) [ править править код ] Александро-Невский собор (Кобрин) Александро-Невский собор — кафедральный собор Русской православной церкви в Кобрине. Относится к Кобринскому благочинию Брестской и Кобринской епархии. Воздвигнут в 1864—1868 годах — в знак отмены крепостного права на месте братской могилы русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года. На соборе установлена мемориальная доска: «...в честь победы русских войск 1812 года». Входит в список историко-культурных ценностей Белоруссии. В советские годы храм был закрыт. Возвращён православной общине в 1989 году, заново освящён 12 сентября 1990 года. Александро-Невский собор располагается на улице Ленина, рядом с рекой Мухавец. Рядом с собором расположен монумент в честь победы русский войск в битве под Кобрином в 1812 году. Адрес: Республика Беларусь, Брестская область, г. Кобрин, ул. Ленина, 18 Телефон: +375 (1642) 2-34-17 Александро-Невский собор (Пружаны) [ править править код ] Александро-Невский собор (Пружаны) Сооружение храма началось в 1864 г. и благодаря энергичным действиям церковно-строительного комитета и участию крестьян всего уезда превратилось во всенародную стройку. Каждый двор уезда должен был пожертвовать по 50 копеек и отправить одного мужчину на день работы. В октябре 1866 г. епископ Брестский Игнатий (Железовский), викарий Литовской епархии, совершил освящение соборного храма. За всю историю своего существования Александро-Невский собор никогда не закрывался, в нем всегда совершались богослужения. Собор - памятник архитектуры позднего классицизма с элементами ретроспективно-русского стиля. Все элементы и детали собора отличаются высоким мастерством исполнения. Храм представляет собой трехнефную композицию с развитой апсидой, которая завершается световым барабаном с куполом. Средний неф значительно больше боковых и перекрыт цилиндрическим сводом (боковые - крестовыми сводами). Важной частью собора является колокольня, возвышающаяся в ее головной части, над входом. Сейчас она - высотная доминанта, своеобразный ориентир старой части Пружан.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

При довольно значительных размерах самой базилики фасад нартекса значительно выступает за границы основного объёма. По горизонтали фасад разделён мощным балочным перекрытием на уровне карнизов боковых нефов на распластанную нижнюю часть и массивный аттиковый фронтон с простым треугольным завершением. Барочную динамику этой массивной пирамидальной композиции придаёт членение фасада по вертикали на пять частей, расположение в два яруса волнообразных волют по краям фронтона, что сглаживает переходы, ступенчатость построения, пластическая обработка стены. Центральную часть фасада по бокам выделяют двойные полуколонны: дорического ордера в нижнем ярусе и ионического - на фронтоне. Входной портал и окно органных хоров углублены в арочной нише, которая поддерживает балочное перекрытие, в толще стены размещена икона в окладе 1891 года " Святая Параскева Пятница " . В интерьере центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками, боковые - крестовым. Большепролётные нефы перекрыты крестообразными сводами, укреплёнными двойными поддерживающими арками. В тоже время интерьер храма выделяется определённым аскетизмом, скромной чёткостью конструкционных линий и строгостью архитектурного ордера. Софийский костёл и монастырь действовали до 1830-х годов. После польского восстания деятельность кляштора была сведена к нулю, а большинство построек упразднено. Монастырские келии, которые располагались в одноэтажном каменном П-образном здании с южной стороны костёла, упразднены в 1832 году, позже разрушены. Костёл был переосвящён в православную церковь в честь Воздвижения Креста Господня в 1866 году, после чего в нём были проведены капитальные ремонтные работы внутри здания, а также была установлена главка с православным крестом на крыше храма. Перед православной церковью в 1860-х гг. была поставлена двухъярусная деревянная четвериковая колокольня под пологим четырёхскатным шатром с маковкой (не сохр.). Храм был действующим до начала Великой Отечественной войны. Во время боевых действий здание церкви сильно пострадало и долгое время стояло бесхозным, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь Крестовоздвиженской церкви началась в 2011 году, когда храм был передан православной общине и сюда назначен настоятель о. Анатолий Пашкевич. В настоящее время храм действующий, находится в стадии реконструкции проводимой за счёт приходских пожертвований. Всевозможная помощь в строительном деле оказывается директором ОАО " АГРО-САД Рассвет " В. П. Желенговским. При храме действует Воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=18181

Андрея в Патрах (1834-1835, Л. Кавтадзоглу), ц. Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Скиатос (1838, Ф. Мосху). К этой группе примыкает и здание патриаршего собора в К-поле (завершено в 1836). Главной особенностью по-новому интерпретированной 3-нефной базилики стала предваряющая ее стоя (портик, галерея) с аркадой и расположенным над ней гинеконитисом - балконом для женщин. Опорами аркады обычно служат колонны, а перекрытие нижнего яруса структуры осуществлено цилиндрическим или крестовыми сводами на подпружных арках. Наряду с плоским или «кораблевидным» потолком (реже цилиндрическим сводом) центральный неф этих базилик мог иметь более сложные решения с оригинальными формами в углах. Так же и на одном уровне с центральным нефом часто перекрывались и боковые, но в ряде крупных базилик они имеют крестовые своды. Элементы барокко и неоклассицизма сочетаются в интерьере, где используются колонны с коринфскими капителями. В оформлении базилик особое внимание уделено зап. фасаду, где стену над легкой аркадой прорезает ряд редких квадратных или арочных окон, выше к-рых под щипцом карниза или на выделенном фронтоне помещены круглые, овальные или крестообразного рисунка окулосы. Все отмеченные черты обнаруживают зап. влияние с опосредованными отголосками архитектуры итал. Возрождения. Наибольшее распространение к сер. XIX в. получили эклектичные базилики, в к-рых синтезированы традиц. и неоклассические черты (напр., ц. вмч. Мины в Фессалонике, сооруженная в 1852 Р. Плиуфосом). Вытесненные к кон. XIX в. постройками неовизант. стиля, они спорадически появлялись и позднее (ц. вмч. Германа в дер. Айос-Ерманос (1882), ц. прп. Антония Нового в Веррии (Верии) (К. Пеонидис, 1904)). Эклектика проникает и в архитектуру афонских храмов, но в целом она остается отдельным островком традиционализма в церковном строительстве Г., способствует развитию неовизант. стиля, органично воспроизводившего иконографически устоявшиеся типы и формы: кафоликоны мон-рей Зограф (1801), Эсфигмен (1806-1810), Ксенофонт (1809-1819), вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Накануне освящения - 8 октября 1866 г. - народ с раннего утра стал собираться около старой и новой церквей, а в особенности на заставе, через которую должен был проезжать архиерей. Храм был построен в центре города, на самом видном и возвышенном месте. Храм каменный, теплый, построен в виде корабля, рассчитан на 700 человек. Здание состоит из трех частей. Прямоугольный в плане основной трехнефный объем накрыт двускатной крышей. Над притвором возвышается колокольня, завершенная куполом с главкой. Особенностью здания является полукруглая в плане трехъярусная алтарная часть, верхний ярус которой - световой барабан, накрытый большим куполом. Стены раскрепованы пилястрами и завершены упрощенным анаблиментом. Оконные и дверные проемы с арочными завершениями имеют килевидные обрамления. Входы в собор с трех сторон подчеркнуты фронтонами. Внутреннее пространство основного объема собора разделено шестью квадратными в плане столбами на три нефа. Центральный неф перекрыт цилиндрическими сводами, боковые - крестовыми. Средний неф значительно больше боковых. Важной частью храма является колокольня, возвышающаяся в его головной части. Сейчас она - высотная доминанта города, своеобразный ориентир старой части Пружан. Точную дату, когда храм стал собором, в процессе исследования установить не удалось, но уже в статье, описывавшей освящение храма в Пружанах, опубликованной в Литовских епархиальных ведомостях 20 за 1866 г.) неоднократно употребляется выражение «Пружанский соборный храм». В труде профессора В.Н. Черепицы «Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине», где описываются события 1914 г., имеется упоминание о Пружанском Свято-Александро-Невском соборе. В делах Полесской Духовной Консистории, хранящихся в Государственном архиве Брестской области, во всех официальных документах Свято-Александро-Невский храм именуется собором. Комментарии и обсуждение На первый взгляд, собор в Пружанах имеет рядовую композицию одноглавого храма, построенного " кораблем " , но это не так. В храмах подобного типа купол принято размещать над основной прямоугольной частью здания, к которой с востока примыкает полуциркульная абида. Здесь же восточная часть здания представляет собой высокую купольную ротонду, встроенную в основную прямоугольную часть храма. Указанный художественный прием весьма редок. В качестве аналогов можно привести киевский Крестовоздвиженский храм на Подоле (до его расширения), который был спроектирован архитектором А. И. Меленским в 1811 г. (см. фото:

http://sobory.ru/article/?object=27650

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010