В 1760-е гг. обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 г. Сначала ими руководил " вольный бурмейстер " Андрей Кинель, после 1767 г. – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 г., сделали глухой деревянной. В 1772 г. собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа XVII-XVIII вв. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины XVIII века. Кирпичные стены оштукатурены. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница. Стены собора разделены пилястрами на 3 прясла. Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания. Круглые окна расположены на апсидах в двух уровнях. Трехступенчатым капителям пилястр отвечают импосты в порталах и наличниках окон. Боковые порталы увенчаны разорванными лучковыми фронтонами с раковиной в тимпане. Более прихотливое завершение западного портала ложится на обрамление круглого окна. Барабаны расчленены восемью пилястрами, над арочными окнами помещены лучковые фронтончики.  Внутри 4-столпного собора западные угловые части ограничены стенами, примыкающими к столбам. Средний неф перекрыт глухими парусными сводами, боковые - крестовыми. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем. Круглые окна освещают второй этаж апсид. В алтаре сохранились следы лотков от сводов 1730-х гг. В подклете столпы и перекрытия, относящиеся еще к XVII в., усилены подпружными лучковыми арками, которые в восточной части направлены по диагоналям ячеек.

http://sobory.ru/article/?object=00471

киренский епископ Евгений, боковые приделы во имя Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы освятил 3 и 4 февраля того же года Благочинный священник Алексей Логинов по благословлению Архиепископа Серафима. Приход этой крупной церкви ко дню освящения состоял из 4540 человек. Имелись две приписные часовни. Подвиг духовного служения отца Фортуната и Г.Н. Невидимова был завершен. В дальнейшем судьба храма была печальной. В годы богоборчества его несколько раз закрывали, вновь открывали. В 1936 г. храм был закрыт окончательно и с тех пор медленно разрушался. Священник о. Фортунат Румянцев служил в храме вместе со своим сыном священником о. Василием до революции. В тревожные и голодные годы гражданской войны к нему съехались с семьями многочисленные дети. Священник отец Фортунат Румянцев умер В 1922 г. и могила его затерялась. В 1950 г. в здание церкви решено было оборудовать кинотеатр с полной перестройкой и снятием венчающих частей. Соответствующие согласующие документы были уже оформлены, и лишь какая-то случайность спасла церковь от гибели. Церковь расположена в центре села, и ее объем, господствуя над окружающей низкой застройкой, просматривается с самых отдаленных точек. Композиция ее монументально-торжественна и выполнена в русско-византийском стиле, характерном для второй половины XIX века. Крестово-купольный храм имеет в завершении пять глав с центральной широкой ротондой под полусферой. Низкая и узкая квадратная трапезная соединяет храм с ярусной колокольней. Фасады симметричны и отвечают решению интерьеров. Основной мотив внешнего убранства - филенчатые ниши и полукружия архивольтов. Храм перекрыт в центральной части куполом ротонды на парусах, боковые нефы - крестовыми и одноцентровыми сводами. Голуметская Николаевская церковь - редкий в Иркутской епархии образец крупного сельского пятиглавого храма, выполненного на высоком профессиональном уровне. После перестройки, в образовавшемся в стране духовном вакууме народ вновь потянулся к православию. Голуметскому храму повезло.

http://sobory.ru/article/?object=32056

Есеновичи. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Незаурядный памятник культовой архитектуры в стиле барокко со своеобразной объёмной композицией и нарядным декором. Построена на месте сгоревшей деревянной церкви в 1780-1785 гг., стоит на площади в центре села. Во второй половине XIX в. пристроены апсиды приделов, возможно, тогда же по углам четверика поставлены боковые главки. В конце XIX в. стены храма расписаны масляной живописью, устроены хоры, заложены западные угловые окна, построена ограда. В советское время были разобраны главы, верхний ярус колокольни, ограда, растесан южный портал. Объемная композиция кирпичной оштукатуренной церкви благодаря отсутствию трапезной компактна, несмотря на значительные габариты. Двусветный четверик со скругленными углами завершен световым восьмериком. С востока примыкают вытянутая пятигранная апсида и трёхгранные алтари приделов, с запада - столпообразная колокольня, от которой сохранились два нижних четверика. В убранстве фасадов широко использован ленточный руст, сплошь покрывающий стены четверика и колокольни. Стены расчленены широкими рустованными лопатками, крепующими междуэтажный карниз. Окна с лучковыми перемычками обрамлены нарядными наличниками с ушками, капельками, фигурными фартуками, клинчатыми замками, завершены лучковыми или треугольными сандриками. На втором ярусе храма световые проёмы чередуются с ложными. Четыре крещатых столба несут при помощи тромпов световой барабан с сомкнутым сводом. Боковые компартименты перекрыты крестовыми сводами, в апсидах - коробовые своды с лотками. В интерьере на оконных откосах сохранилась первоначальная темперная орнаментальная роспись и масляная живопись на сводах. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2298, 2358; Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния. Т. 43. СПб. 1862. С. 127; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 212-213. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли 

http://sobory.ru/article/?object=10578

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Церковь Андрониковой иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. Собор Андрониковой Божьей Матери в духе " тоновской " архитектуры - типичный образец пятиглавого крестовокупольного храма с центральной световой главой. Кирпичное на высоком гранитном цоколе здание побелено с покраской деталей охрой. Шестистолпный храм завершен барабанами-восьмериками, несущими массивные золоченые маковицы. С востока примыкает низкая апсида, с запада - объем с гранитными лестницами на хоры. Боковые фасады с центральными ризалитами завершены крупными ложными закомарами. В нижней части ризалиты обработаны разнообразными филенками с крестами, а в верхней - аркатурно-колончатыми поясами, в которых окна чередуются с нишами. Опирающийся на четыре столба и подпружные арки центральный барабан имеет внутри круглое сечение. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Глухие барабаны стоят на крестовых сводах угловых компартиментов. Под притвором расположена усыпальница. На стенах и сводах сохранились фрагменты сюжетных и орнаментальных композиций. Хоры ограждены ажурными чугунными балясинами.  По материалам книги: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Информация с сайта Церковь Андрониковой иконы Божией Матери находится на территории Казанского монастыря по улице Сиверсова города Вышний Волочек Вышневолоцкого района Тверской области. Кирпичный теплый церковь Андрониковой иконы Божией Матери возведена по проекту известного архитектора Москвы Н.П. Маркова в стиле эклектики и псевдорусском стиле в 1897-1901 годах. Пятиглавый крестово-купольный храм в духе " тоновской " архитектуры с центральной световой главкой сооружен на высоком гранитном цоколе и примыкает к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса. Массивные золоченные маковки шестистолопного храма возвышаются над восьмигранными барабанами. С восточной стороны к храму примыкает апсида, а с западной - объем с гранитными лестницами на хоры, огражденные ажурными чугунными балясинами. Крупные ложные закомары завершают боковые фасады. Архитектурное сооружение украшено филенками, аркатурно-колончатыми поясами, где окна чередуются с нишами. В настоящее время церковь является историко-культурным наследием Тверской области.

http://sobory.ru/article/?object=05478

Продольно-осевая композиция церкви Успения складывается из одноглавого храма с полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной с двумя приделами (Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) и трехъярусной колокольни, к которой с запада примыкает деревянный притвор каркасной конструкции. Четверик храма, вытянутый по поперечной оси, несет широкий приземистый восьмерик-барабан с более узкими диагональными гранями, некогда завершенный массивной маковичной главой. С востока к нему примыкает крупная полукруглая апсида, а с запада - равная по ширине трапезная под двускатной кровлеи и трехъярусная колокольня с маковичной главой. Стройную композицию колокольни составляют нижний ярус-четверик с боковыми пристройками и два верхних восьмигранных яруса с узкими диагональными сторонами. Средние оси фасадов четверика храма акцентированы высокими арочными проемами с порталами, увенчанными треугольными фронтонами и круглыми нишами над ними. На всю ширину фасады завершаются декоративными щипцами. Боковые арочные окна заключены в рамочные наличники. Такие же окна имеют апсида и трапезная. Архивольты арочных окон опираются на пилястры, фланкирующие проемы. Необычно расположение пилястр на восьмерике только на углах широких граней. Углы трапезной закреплены пилястрами, а три средних окна сближены и выделены легкой раскреповкой. Венчающие антаблементы храма, апсиды и трапезной отличаются упрощенным характером. В нижнем ярусе колокольни по сторонам круглого окна расположены прямоугольные нишки, второй с арочными проемами звона декорирован пилястрами и вертикальными нишами, третий украшен крупными килевидными кокошниками. Внутри храм имеет трехчастную пространственную структуру. Более высокое и просторное основное помещение перекрыто сомкнутым восьмидольным сводом. Восьмерик опирается на пристенные пилоны с подпружными аркамии на паруса упрощенной конструкции. Более низкие и узкие боковые компартименты храма завершены коробовыми сводами, а на торцах они усложнены арочными нишами-конхами. Широко открытая в храм апсида перекрыта конхой. В трапезной четыре крещатых столба с подпружными арками между ними и стенами поддерживают крестовые своды над девятью ячейками. В интерьере храма сохранились незначительные фрагменты масляной настенной живописи кон. 19 в. в духе академизма. На гранях восьмерика изображены фигуры апостолов, на южной стене четверика - " Богоявление " и " Нагорная проповедь " , подпружные арки занимает орнамент " плетенка " . В апсиде между окнами уцелела композиция " Поцелуй Иуды " .

http://sobory.ru/article/?object=21254

Боковые фасады храма получили трехосевые композиции с дверными проемами в центрах. Прямоугольные окна первого света и с лучковыми перемычками второго, дополненные круглыми филенками между ярусами, заглублены в общие арочные ниши. Арочные окна ротонды храма обрамлены широкими плоскими нишами. Стилистическое сходство храма и колокольни определяет оформление её ярусов, прорезанных высокими арками звона, с тосканскими портиками, четырехколонными на нижних ярусах и двухколонными на верхнем. Подобно храму, портики имеют сильно раскрепованные над колоннами антаблементы с широкими карнизами. В интерьере ротонда храма перекрыта куполом. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен при помощи парусов. С абсидой, трапезной и притворами храм объединяется высокими арочными проходами. Узкие боковые притворы перекрыты коробовыми сводами с распалубками, апсида – конхой. В трапезной система крестовых и коробовых с распалубками сводов опирается на подпружные арки, перекинутые между стенами и двумя сдвинутыми к востоку крещатыми столбами. При этом в северо-восточной и юго-восточной ячейках перекрытия, соответствующих алтарям приделов (Покрова Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи), своды значительно пониже. В нижнем ярусе колокольни, перекрытым коробовым с одной распалубкой сводом, конструктивную жесткость обеспечивают два мощных пилона и глухая южная стена, в толще кладки которой проложена лестница, ведущая на верхние яруса. В храме фрагментарно уцелела клеевая масляная живопись нач. 20 века, выполненная в академической манере. Купол ротонды храма занимает большое изображение Саваофа, в основании купола – гризайльный карниз с розетками, сохранившийся от более раннего времени. В простенках между окнами ротонды написаны апостолы, а с востока, по сторонам утраченного ныне распятия, венчавшего иконостас, — предстоящие. В парусах помещены традиционные фигуры евангелистов. Западную стену четверика храма украшает большая композиция «Сретение». В люнете северного притвора сохранилось изображение иконы Казанской Божией Матери. В конхе апсиды написано небо с херувимами. На дверных проемах сохранились металлические решетки середины 19 века.

http://sobory.ru/article/?object=34783

Корец. Троицкий Корецкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Успения Пресвятой Богородицы , Иова Почаевского Год постройки:не позже 1880. Адрес: Украина, Ровенская обл., Корецкий р-н, г. Корец, ул. Киевская д. 56. Координаты: 50.619754, 27.165388 Проезд: Город Корец находится на трассе М-06, связывающей Киев с Чопом, — между Новоградом-Волынским и Ровно. Расстояние от Киева — около 260-ти километров. До Корца можно добраться на автобусах и маршрутных такси, следующих из Киева в Ровно, Луцк, Дубно, Тернополь, Львов, Владимир-Волынский. С автостанций ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Город Корец находится на трассе М-06, связывающей Киев с Чопом, — между Новоградом-Волынским и Ровно. Расстояние от Киева — около 260-ти километров. До Корца можно добраться на автобусах и маршрутных такси, следующих из Киева в Ровно, Луцк, Дубно, Тернополь, Львов, Владимир-Волынский. С автостанций городов Ровно и Новоград-Волынский маршрутки в Корец ходят с интервалом от десяти минут до получаса. Монастырь находится буквально в двух шагах от автостанции Корца. Если вы едете из Киева на своем автомобиле, имейте в виду, что на участке между Житомиром и Ровно ведутся обширные дорожные работы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь, 1620 г. В 1863—1880 гг. западный фасад увенчан деревянной башней типа восьмерик на четверике, декорированной щипцами, покрытой высокой шатровой кровлей; над восточным членением среднего нефа возведен деревянный декоративный четверик, увенчанный пятью небольшими главами, окна декорированы сандриками в форме кокошников. Сооружение сложено из кирпича, представляет собой трехнефную четырехстолпную базилику с полукруглой апсидой, равноширокой со средним нефом и равновысокой с боковыми. Восточные членения боковых нефов имеют второй ярус, образующий во внешнем объеме подобие трансепта. Средний неф перекрыт полуциркульными с распалубками сводами на подпружных арках, боковыекрестовыми сводами. В интерьере глубинно раскрытое внутреннее пространство усиливается развитым карнизом, завершающим стены среднего нефа. Нефы соединяются между собой высокими двойными полуциркульными арками. На стенах — масляная живопись конца XIX в. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.313, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18018

Упрощенную композицию кафоликона мон-ря Неа-Мони напоминает небольшая ц. Преображения Господня в Хортиатисе близ Фессалоники (вероятно, XII в.). Стены в промежутках между внутренними пилястрами, включая тимпан под подкупольной аркой, прорезаны крупными проемами, но наос перекрыт глухим купольным сводом. Снаружи кубовидный объем завершен низким восьмигранником, покрытым шатром. Еще более оригинально пространство ц. вмч. Димитрия в Айосе на о-ве Эвбея (рубеж XII и XIII вв.). В основе композиции - упрощенный вариант крестово-октагонального типа, при к-ром углы купольного квадрата заменены нишами, а прямоугольные в основе короткие поперечные рукава в нижней зоне содержат по 3 округлые ниши и в верхней заменены плоскими экседрами. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Вариация подобных купольных композиций строгих форм с чередованием прямоугольных рукавов с угловыми нишами послужила в XII в. основой нового типа нартексов, не имевших, однако, широкого распространения (мон-ри Живоносного Источника в Пили (Дервеносалеси) (с 12-оконным барабаном) и Порта Панагия близ Трикалы). В XII в. почти повсеместно строятся 4-колонные крестово-купольные церкви, но вариант с глубокой алтарной зоной, примыкающей к 4-колонному залу, в к-ром угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами, встречается крайне редко: ц. Успения Богородицы в Хоникасе в Арголиде (XII в.). Редко подобная структура сочетается и с глухими угловыми куполами, как в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос, ц. Пантанассы в Панданасе (Ерумане) близ Монемвасии (провинциальное воспроизведение с квадратными колоннами). Более распространенными были композиции с цилиндрическими сводами над угловыми компартиментами, как правило слитыми только с малыми поперечными арками, отходящими от центральных колонн. С развитой алтарной зоной эта композиция представлена в церкви мон-ря Агия-Мони в с. Ария близ Нафплио (1149), но в большинстве построек главная апсида непосредственно примыкает к вост. рукаву зала, а боковые - к его вост. угловым зонам (кафоликон мон-ря Кесариани на Имитосе в пригороде Афин (XII в.), церкви Преображения Господня в афинском квартале Плака (ок. 1100), св. Георгия в Ките на п-ове Мани, Епископи на о-ве Тира (Санторин)).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Основной строительный материал церкви — красный кирпич (25x12x6 см). Из дерева сделаны полы, перекрытия колокольни, двери, оконные переплёты, стропильная система. Из белого камня выложена нижняя часть цоколя. Из железа сделаны кованые кресты и оконные решётки, покрытие кровли и внутристенные связи. Основные габариты церкви 40,5 х 31 м. Живописность, многообъёмность и цельность объемно-пространственного решения церкви подчеркивается декором фасадов, выполненных с применением фигурной кирпичной кладки. Основная часть храма и притвора обработана ленточным рустом. Нижняя часть цоколя выложена из белого камня. Объединяющим мотивом основных объёмов церкви служат горизонтальная тяга и пояс ширинок по низу стен, а также широкий карниз с поребриком по верху стен храма, притвора и первого яруса колокольни. Центральный барабан декорирован широким фризом. Оконные проемы арочной формы, отмечены архивольтами, опирающимися на колонки с базами и капителями. Прием закрепления углов колонками используется в декоре второго яруса колокольни и папертей. Характерное для русской архитектуры рубежа XIX–XX веков применение крупных элементов декора нашло отражение в мотиве крестов, украшающих основания боковых барабанов и грани третьего яруса колокольни, а также в мотивах кругов над окнами южного и северного фасадов. Вертикализм центрической композиции в интерьере выражен сильнее, чем в облике фасадов. Внутреннее пространство храма имеет ярусное построение: от низких угловых частей к центральному пространству. На четыре крещатых столба и на пристенные пилоны опираются подпружные арки и паруса, несущие своды. Центральная часть храма перекрыта купольным сводом по восьмигранному световому барабану. Остальное пространство храма перекрыто 8-ю крестовыми сводами. Апсида и аналогичные ей гранёные выступы перекрыты сомкнутыми сводами. Замечательный эффект залитого светом, льющимся из больших окон, восьмигранного барабана (боковые главы глухие) и мягкого полумрака крестообразных частей, освещенных узкими и высокими окнами, создает торжественную атмосферу парения центральной части храма. Внутри церковь оштукатурена. Столбы и пилоны поставлены на ступенчатые цоколи. По верху стен проходит несложный карниз. Мотив наружных тяг по верху цоколя повторяется на том же уровне в интерьере храма, прослеживаясь на стенах, столбах и пилонах.

http://sobory.ru/article/?object=23253

По местному преданию, Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, происшедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г. Памятниками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: евангелие Л. п. 1644 г., служебные минеи в 12 кн. М. п. 1741 г., цветная триодь М. п. 1747 г. По ведомости 1785 года, священник Михайловской Ахтырской церкви Михаил Зинковский владел 52 десятин земли, а Покровский протоиерей Иоанн Щербинский 74 десятин земли. Обращаясь к прихожанам Ахтырских храмов, при скудости памятников древности, не надеемся сказать многое о казаках ахтырских; но немногие дошедшие до нас сведения не лишены занимательности. Колонтаевский воевода Григорий Тарбеев в отписке к чугуевскому воеводе от 4 декабря 1660 г. между прочим писал: «А которые ахтырские черкасы были в Голтве, и черкасы де вестят: ахтырского сотника со сторожею в Лубнах посажали 50 человек; а в листах де то и пишут, чтоб собирались идти войною на Государевы Украинные города». Он же к нему же в январе 1661 г.: «Писал ко мне Андрей Арсеньев с Ахтырки, что окольничий однолично будет в Ахтырке вскоре с Государевыми ратными людьми». Он же: «По отписке окольничего кн. Григория Гр. Ромодановского велено полковнику Ивану Донцу с военными людьми идти в Ахтырский». 1857 год. Город Ахтырка. " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " Базиликального типа с элементами декора русской архитектуры XVII в. Кирпичная, внутри оштукатуренная, прямоугольная в плане, со срезанными с внешней стороны углами, с выступающей по продольной оси граненой снаружи и полукруглой внутри апсидой. Разделена арками на три нефа. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках, укрепленных металлическими стяжками, увенчан в средней части приземистым шатром с двумя рядами кокошников и главкой на тонкой вытянутой шейке. Боковые нефы перекрыты полуциркульными сводами, апсида-конхой. С восточной стороны торцы боковых нефов завершают главки.

http://sobory.ru/article/?object=13721

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010