Изюм. Кафедральный собор Вознесения Господня. Свято-Вознесенский храм Карта и ближайшие объекты Изюм. Вознесения церковь, 1819—1826 гг. Построена в бывшей слободе Пески, которая слилась с г. Изюмом, на месте деревянной 1792 г. Первоначально крестовая в плане, в 1903 г. была расширена достройкой боковых приделов (надпись на западной грани третьего яруса колокольни), на один ярус была увеличена колокольня. В стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехнефная, с трансептом, однокупольная, с колокольней над западным притвором. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и подпружных арках, опирающихся на мощные пилоны. Центральный неф и трансепт перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, боковые нефы и первый ярус колокольни — крестовыми сводами. Стены фасадов памятника расчленены пилястрами и увенчаны антаблементом с развитым карнизом. Главный западный и боковые входы акцентированы четырехколонными портиками со спаренными колонками и треугольными щипцами. Барабан главы расчленен полуколонками коринфского ордера, над антаблементом аттик, увенчанный приподнятой полусферической главой с круглой декоративной главкой. Колокольня четырехъярусная. Декор прямоугольного в плане нижнего яруса аналогичен фасадам церкви, квадратного второго — ограничен карнизом и наличниками окон, восьмигранный третий по сторонам света украшен плоскими портиками с пилястрами коринфского ордера и треугольными фронтонами над антаблементом. http://www.dalizovut.narod.ru/ Свято-Вознесенский храм (Изюм) Каменное здание храма было освящено 12 июня 1826 года. Изначально в XVII веке эта церковь «была устроена на левой стороне Донца в местности под названием «Зверинец». В связи с частыми затоплениями весенней водой рек Донца и Изюмца церковь была перенесена в предместье Изюма «Замостье», но и здесь неоднократно была заливаема Донцом. В 1792 году прихожане, к числу которых принадлежали и жители Песок, возбудили перед Епархиальным Начальством ходатайство о перенесении Вознесенской церкви из Замостья в более высокую местность на Пески.

http://sobory.ru/article/?object=04257

Белосток. Церковь Михаила Архангела. Свято-Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Михайловская церковь (1636) - один из памятников украинской архитектуры, где впервые оригинально переосмыслена схема трёхнефного шестистолпного древнерусского храма в своеобразное сооружение, послужившее образцом для создания ряда шедевров Приднепровья и Черниговщины. В 1776 г. в монастыре были созданы школа и семинария. В 1796 г. из двух келий была устроена часовня. С 1843 по 1863 гг. здесь размещалось духовное училище. С Белостоцким монастырем связана жизнь одного из выдающихся художников конца XVII – начала XVIII в.в. И. Кондзелевича. Его живописные работы переданы Львовскому государственному музею украинского искусства. Кирпичная, оштукатуренная, трехнефная (базиликального типа – средний неф выше боковых), с трансептом, с одной трехгранной апсидой; шестистолпная, двухкупольная, с двумя башнями на западном фасаде. Куполами перекрыты восточная и центральная части. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Западный фасад увенчан двухъярусным треугольным фронтоном. Верхний ярус башни – восьмигранный, покрыт куполообразной крышей, повторяющей форму двух куполов. Особенностью интерьера является гармоничное объединение глубинного и высотного раскрытия внутреннего пространства. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г. Церковь расположена на окраине села, на невысоком холме. Ее двор в древности защищали ров и земляной вал. Она основана в 1636 г. помещиком С. Гулевичем-Воютинским, который впоследствии, став монахом, заложил при церкви монастырь, в котором был первым игуменом. С Белостокским монастырем связаны жизнь и творчество выдающегося украинского маляра конца XVII – начала XVIII в. иеромонаха Иова Кондзелевича. Известно, что для церкви св. архангела Михаила он разрисовал иконостас, фрагменты которого сейчас хранятся в Национальном музее во Львове. В течение 1736-1796 г.г. монастырь был униатским; в 1776 г. при нем создана школа. В это же время построен кирпичный Г-образный в плане двухэтажный корпус келий в западной части монастырского подворья (не сохранился). После третьего раздела Польши в 1795 г. церковь стала приходским православным храмом.

http://sobory.ru/article/?object=51924

Новогрудок. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Новогрудский р-н, г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 4 Координаты: 53.598665, 25.823552 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новогрудок, кафедральный собор имени Николая Чудотворца Построен в 1870 в году в стиле позднего барокко как костел при монастыре францисканцев. В 1842 году переосвящён в православную церковь. Капитально перестроен на средства прихожан в 1852 году, после чего получил черты русско-византийского зодчества. Имеет 2 престола: имени Святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы царицы Александры. Храм представляет собой 3-нефовую базилику с 5-гранной апсидой. Главный фасад поделен на 3 яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на 8-гранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на 2 уровнях. В толще стен главного фасада находятся 2 витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Литература: А.А. " " " храмы " Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в г. Новогрудке. Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля. В конце XVIII - начале XIX столетий храм принадлежал римо-католическому францисканскому монастырю. После упразднения монастыря в 1846 году храм был передан Православной Церкви и преобразован в соборную церковь. После пожара 1852 года храм сильно пострадал и был капитально перестроен на средства прихожан. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Свято-Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. После возрождения Новогрудской епархии в 1992 году храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Боковой – в честь святой мученицы царицы Александры. В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Пружаны. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Сооружение храма началось в 1864 г. и благодаря энергичным действиям церковно-строительного комитета и участию крестьян всего уезда превратилось во всенародную стройку. Каждый двор уезда должен был пожертвовать по 50 копеек и отправить одного мужчину на день работы. В октябре 1866 г. епископ Брестский Игнатий (Железовский), викарий Литовской епархии, совершил освящение соборного храма. За всю историю своего существования Александро-Невский собор никогда не закрывался, в нем всегда совершались богослужения. Собор - памятник архитектуры позднего классицизма с элементами ретроспективно-русского стиля. Все элементы и детали собора отличаются высоким мастерством исполнения. Храм представляет собой трехнефную композицию с развитой апсидой, которая завершается световым барабаном с куполом. Средний неф значительно больше боковых и перекрыт цилиндрическим сводом (боковые - крестовыми сводами). Важной частью собора является колокольня, возвышающаяся в ее головной части, над входом. Сейчас она - высотная доминанта, своеобразный ориентир старой части Пружан. http://azbyka.ru/palomnik/ К моменту строительства собора в Пружанах было два храма: Христо-Рождественский (сейчас на его месте универсам) и Спасо-Преображенский (на кладбище). На встрече представителей сельских собраний Пружанского повета 24 апреля 1864 г. было заявлено о готовности помогать в строительство церкви как работой, так и деньгами. Место для строительства было выбрано около торговой площади. Инициативу в строительстве храма взяли на себя городские чиновники. Проект будущей церкви был подготовлен губернским архитектором Михайловским, который пользовался проектом из альбома, предложенного Святейшим Синодом. Архитектура Собора вобрала в себя приемы и формы ушедшего к этому времени классицизма. Краеугольный камень в основание храма положен был в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 1864 г. Преосвященным Игнатием (Железовским), епископом Брестским, викарием Литовской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=27650

Рига. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище. Rgas Pravieša, Priekštea un Kristtja Svt Ja galvas nociršanas pareizticgo Карта и ближайшие объекты Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви , стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. Эта крупная по рижским масштабам православная церковь впечатляет грандиозностью архитектурного замысла. Крестово-купольная система пространства, каноническое пятиглавие – композиция архитектурных объемов Ивановской церкви разворачивается просторно и величаво. Церковь построена в формах эклектики с элементами русского стиля. Три фасада решены одинаково, отличается только алтарная часть. Полукруглым фронтонам фасадов в интерьере соответствуют крестовые своды. Четыре крестообразные опоры несут барабан купола. Центральная глава высоко вознесена в небо благодаря двойному барабану, но второй, более узкий барабан в интерьер не раскрыт, так как стоит на своде купола. Малые главы также являются ложными, интерьер не освещают. Подпружные арки расположены на одном уровне с высокими крестовыми сводами, которыми перекрыты рукава креста, угловые компартименты, вима, боковые алтари. Интерьер церкви освещен благодаря большим окнам, освещение ровное. С фасадной стороны все окна имеют накладные рамы с круглыми каноническими окулями.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Церковь Вознесения построена в 1878 г. в слободе Казацкой. Слобода возникла в XVII в. на северо-востоке острога, на холмистом рельефе, т. н. Казацких буграх, расположенных вдоль почтового тракта в г. Курск. Церковь построена в эпоху эклектики с преобладанием в декоре элементов классицизма. От застройки XIX в. кроме церкви сохранились два здания: школа церковно-приходская и дом священника, а также кладбище. В 60-е годы церковь была полуразрушена. Восстановлена в конце 80-х годов. Однопрестольная. Расположена на холмистом рельефе, в глубине участка, продольная ось направлена под тупым углом к ул. Мира. Крестовокупольная, четырехстолпная, с 3-ярусной колокольней и полуциркульными апсидами. Над средокрестием поставлен световой барабан с большим куполом, увенчанным яблоком и крестом. Над боковыми апсидами и скругленными западными углами приделов возвышаются небольшие глухие барабаны с главками, яблоками и крестами. Рукава креста и фасады притвора с треугольными фронтонами. Трапезная одной ширины с притвором, под двухскатной крышей. Убывающий кверху объем колокольни составлен из восьмерика и цилиндра. Восьмерик с арочными звонами и глухими диагональными гранями с филенчатыми нишками. Завершены грани яруса звона нишками, рельефными карнизами и килевидными кокошниками. Цилиндр, поставленный на восьмерик, имеет арочные окна по сторонам света. Простенки его декорированы нишками. Венчает колокольню луковичный купол с яблоком и крестом. Цоколь здания отделен полочкой, по нижней отметке окон проходит горизонтальная тяга. Все фасады завершены гладким фризом и профилированным карнизом с обломами из лекального кирпича. Границы притвора обозначены неглубокими прямоугольными нишами. Их центральные оси закреплены круглыми окошками на фронтонах (глухими на торцах). Фасады приделов декорированы тремя архивольтами с импостами на двойных лопатках. На центральных осях расположены входы с полуциркульными окнами, над ними круглые окна и рельефные окружности на тимпанах. Все окна арочной формы, с ленточными наличниками и килевид-ным завершением. Боковые окна в притворах и средние в апсидах заложены. Апсиды перекрыты конхами, приделы - цилиндрическими сводами, храмовая часть перекрыта полусферой. Трапезная -сомкнутым сводом, притвор - крестовым сводом. Трехъярусный, резного дерева иконостас и роспись стен выполнены в конце 80-х годов XX века. Все помещения сообщаются через арочные проемы.

http://sobory.ru/article/?object=16230

Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Српски православни Католикон Пресвете Богородице Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1183 и 1230. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Брезова Село Брезова, општина Рашки управни округ, и западна Координаты: 43.486612, 20.531339 Проезд:см. проезд до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главную церковь монастыря Студеница Стефан Неманя построил в 1183–1196 гг. по случаю важных для своей державы побед: в это время он вместе с венгерским королем Белой III он отвоевал у Византии крупный город Ниш и все города вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге до Стоби (в Македонии) и на юго-западе до Котора. Храм устроен как семейная усыпальница. К первоначальной однонефной церкви с боковыми притворами при наосе, трехчастным алтарем и нартексом в 1230-х гг. был пристроен обширный экзонартекс с боковыми капеллами и захоронением под аркосолием. Три части алтаря разделены продольными арками и перекрыты полуциркульными сводами. Восточная стена представляет собой трибелон с очень большой и немного преломленной средней аркой, а боковые проемы узкие и прямоугольные. Наос разделен пилястрами на две травеи. Оболочка купола на парусах снаружи 12-гранная, а изнутри волнистая с двенадцатью окнами. Купол сильно акцентирован с помощью широкого и высокого основания. Нартекс решен так же, как и западная травея: с прислоненными боковыми арками и перекрыт немного преломленным сводом. На западной стене размещен монументальный резной портал с высоким рельефом в тимпане – Богоматерь с Младенцем на троне с поклоняющимися архангелами. Экзонартекс достроен таким образом, что своими боковыми стенами он охватывает стены древней части церкви. Однонефное прямоугольное помещение разделено пилястрами на две травеи, к восточной пристроены боковые глубокие конхи, каждая с полукруглой нишей в восточной стене. Южная капелла посвящена св. Симеону, северная – св. Николаю. Экзонартекс перекрыт ломбардскими крестовыми сводами с мощными ребрами прямоугольного сечения и с поперечной аркой между травеями. Большой распор экзонартекса сдерживает конструкция из тройных арок разной кривизны и формы (преломленных и полуциркульных), прислоненных к боковым стенам. Ребра опираются на мощные консоли в углах помещения и по бокам от от центральных пилястр.

http://sobory.ru/article/?object=35657

Ступино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Ступино – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Рождества Богородицы. Датировка объекта – 1857-1867 гг. Документ о принятии на госохрану 286. http://www.gttp.ru/map_NN/gorodec.htm Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ступино была построена в 1857-1867 гг. В 1913 г. были пристроены боковые объемы к колокольне и надстроены стены трапезной.  Памятник доминирует в окружающем равнинном пейзаже, его силуэт хорошо просматривается с трассы Нижний Новгород - Городец. Церковь имеет традиционную объемно-пространственную композицию типа «корабль». Габаритные размеры в плане 51,0x15,8 м. Цоколь, стены, своды и шатры выложены из красного кирпича; фасады не оштукатурены. Архитектура церкви, выдержанная в русском сти¬ле, восходит к проектам пятишатровых храмов архитектора К.А. Тона, опубликованным в альбоме образцовых церквей 1844 г. С запада к массивному кубическому четверику храма примыкает прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь - квадратная в плане четырехъярусная шатровая колокольня, фланкированная двумя низкими боковыми объемами. С востока к четверику примыкает широкий прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой. Декоративное убранство церкви, богатое и пышное, характерно для периода эклектики. Лопатки решены в виде двухъярусных пилястр. В обрамлении окон первого яруса присутствуют барочные мотивы, тогда как сдвоенные окна второго яруса храма и колокольни декорированы в духе русского зодчества. В убранстве венчающих частей широко применены килевидные кокошники. Горизонтальные пояса и карнизы, образованные выступающими рядами кирпича, украшены поребриком, сухариками и квадратными нишами. Центральная часть пространства храма выделена четырьмя мощными столбами. Полуциркульные подпружные арки, переброшенные между столбами, и от них к стенам, делят пространство на ячейки. Центральный барабан на парусах перекрыт полусферическим сводом. Боковые ячейки перекрыты цилиндрическими сводами, угловые - крестовыми сводами. Церковь дополнена оградой с воротами и калиткой из красного кирпича с ажурными коваными створами. Объект представляет интерес как образец сельской приходской церкви середины XIX в. в русском стиле, обладающей развитым силуэтом и богатым эклектичным декором.

http://sobory.ru/article/?object=12737

Верхний Ландех. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца. Характерная для сер. 19 в. культовая постройка в русско-византийском стиле, близком кругу работ К. Тона. Крупный пятиглавый храм соборного типа, шестистолпный и трехапсидный, отличается массивностью форм. Основной двусветный объем с позакомарным покрытием и возвышающимися на четырехгранном основании барабанами (боковые деревянные - глухие восьмигранные; крупный центральный - световой, цилиндрический) с луковичными гранеными главами. Мощные полукруглые апсиды и позакомарно крытая паперть с небольшим притвором западного входа придают зданию продольную ориентацию. Большие пилястры с филенками членят боковые и западный фасады основного объема на три прясла с широкими закомарами, имеющими килевидное подвышение на внешнем контуре. Более крупные средние прясла, выступающие в виде слабых ризалитов, выделены лепными розетками в кругах над порталами и тройными окнами второго света (боковые проемы - ложные). Большие арочные окна (в нижнем ярусе парные) " заключены в наличники с многоступенчатыми пилястрами и клинчатыми архивольтами. Аналогичные по форме и декору окна (также частью ложные) - на боковых стенах паперти, апсидах и центральном барабане. Оригинальны лепные фигурные картуши в верхней части апсид и меандр во фризе антаблемента притвора, апсид и пилястр. Центральный барабан украшен аркатурой. Внутри шесть столбов с подпружными арками делят интерьер на три нефа. Над средокрестием на парусах возвышается барабан с куполом. Рукава креста и паперть перекрыты коробовыми сводами, угловые ячейки - крестовыми, апсиды — конхами. Углы столбов, края откосов окон и основание барабана отмечены лепными профилями. На стенах сохранились небольшие фрагменты масляных росписей.  Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 67-68 Никольский собор, построенный в Верхнем Ландехе в 1863 году, через два года после отмены крепостного права в России, принадлежит к интереснейшим с архитектурной точки зрения сооружениям района. И не только района: в соседних районах построек подобного типа тоже нет. Сооружен собор на средства прихожан, автор проекта и строители его неизвестны. Интересен же он тем, что в нем в общих чертах, пусть часто только внешне, имитированы, повторены некоторые черты древнерусского строительного искусства 12—13 веков.

http://sobory.ru/article/?object=06080

Ахтырка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Оригинальный по архитектуре храм с главами-шариками на тонкий " шеях " построен на окраине города в 1884 г. в качестве войсковой церкви. Архитектор неизвестен. Храм действующий. Рельефная кладка из красного кирпича с декоративными элементами византийской и русской архитектуры XVII в. отдалённо напоминает облик военных церквей начала XX в., встречающихся в Правобережной Украине. Базиликального типа с элементами декора русской архитектуры XVII в. Кирпичная, внутри оштукатуренная, прямоугольная в плане, со срезанными с внешней стороны углами, с выступающей по продольной оси граненой снаружи и полукруглой внутри апсидой. Разделена арками на три нефа. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках, укрепленных металлическими стяжками, увенчан в средней части приземистым шатром с двумя рядами кокошников и главкой на тонкой вытянутой шейке. Боковые нефы перекрыть полуциркульными сводами, апсида — конхой. С восточной стороны торцы боковых нефов завершают главки. Интерьер отличается широким простором свет поступает из оконных проемов боковых нефов и особенно из люнетов центрального нефа, размещенных как в продольных, так и в поперечных стенах. Особенностью декора интерьера является протянутый под люнетами пояс глубоких полуциркульных ниш с произведениями станковой живописи. Масляной тематической росписью покрыта конха. Убранство интерьера позднее. Основной объем коротким переходом соединен с трехъярусной колокольней. Первый ярус колокольни квадратный в плане, с прямоугольными пристройками по сторонам, верхние — восьмиугольные с арочными проемами в четырех гранях. Сооружение облицовано специальным кирпичом, в архитектурных деталях применен лекальный кирпич широкой номенклатуры. Сооружение отличается оригинальностью объемно-пространственного решения, четкостью силуэта. Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его церковью, что на Гусинце, - так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его. По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров свидетель акта 1700 г. «Ахтырского полка села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г. Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г.

http://sobory.ru/article/?object=13721

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010