возвели монастырскую трапезную с храмом Успения Пресв. Богородицы, в 1558-1566 гг. мастер Игнатий построил грандиозный Спасо-Преображенский собор, поставленный на подцерковье,- 2-столпный, 5-главый, со смещенным к востоку световым барабаном. К основному объему сооружения, вытянутому в поперечном направлении, примыкает пониженная алтарная часть, в углах храма на чердаке располагаются 4 придела, завершенные главками. Соответственно пятиглавие приобретает необычный вид - боковые главы далеко отнесены от центрального барабана. Центральная глава имеет форму вытянутой усеченной 8-гранной пирамиды; возможно, первоначально она завершалась деревянным шатром. Оригинальной является и 2-столпная структура интерьера - световой барабан через арки и ступенчатые тромпы опирается на столбы и вост. стену храма. Все основные пространственные ячейки храма перекрыты крестовыми сводами, до этого в новгородской архитектуре XVI в. они встречаются только в соборе Хутынского мон-ря. Наружные стены здания имеют уклон внутрь, в проработке фасадов использован минимум декоративных средств - все это придает храму суровый монументальный облик. Истоки необычной архитектуры храма, возможно, связаны с соединением конструктивных и декоративных приемов, характерных для московской и новгородской архитектуры XVI в. В сер. XVI в. появилась 1-я каменная церковь еще в одном городе Новгородской епархии - Каргополе. Христорождественский собор (видимо, 1562), масштабный, 6-столпный, 5-главый, 3-апсидный, поставлен на подцерковье. Скорее всего церковь построена новгородскими мастерами (А. Г. Мельник предполагает участие в строительстве и псковских зодчих), в качестве образца, возможно, был выбран Успенский собор в Тихвине. После опричного разгрома Новгорода в 1570 г. строительная деятельность в городе практически замерла. Наиболее значимое сооружение этого времени - Малый Земляной город, дерево-земляная крепость нового, бастионного типа, построенная на Софийской стороне в 80-х гг. XVI в. по приказу царя Иоанна Васильевича.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Она выложена из кирпича, с разнопролетными и разновысотными арками над столбами аркад. На западном фасаде окна сгруппированы в композицию и имеют гладкий раструб. Перед базиликой - портик с колоннадой ионического типа. Аналогична ей композиция ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина (1190), хотя аркады интерьера содержат ионические колонны, а внешний портик - аркатуру на ионических колоннах. Центральное пространство характеризуют высоко поставленные боковые окна и огромные окна в апсиде. Райский дворик собора в Амальфи. 1266–1268 гг. 12. Началом распространения романики в Кампании и Юж. Лацио стало строительство аббатом Дезидерием огромной базилики в аббатстве Монте-Кассино, к северу от Гаэты (1066-1071; не сохр.). Построенный при участии мастеров из Сев. Италии, храм реконструируется как 3-нефная 3-апсидная базилика с трансептом, более высоким, чем кровля центрального нефа. Композиция монастырского храма, включая обширный атриум, была вскоре повторена в грандиозном соборе Сан-Маттео в Салерно (после 1076-1085). Весьма широко распространился упрощенный вариант, без трансепта, напр. построенная тем же Дезидерием церковь в аббатстве Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуа (1072-1087) и ц. Сант-Эустакьо в Понтоне близ Амальфи (до 1187; руинирована). Грубый вариант, с каменными столбами вместо колонн-сполий,- ц. Санта-Мария-делла-Либера в Акуино (1125). Собор Сан-Микеле-Арканджело в Казертавеккья (1113-1153) первоначально также следовал упрощенному плану, но при перестройке (1207-1216) получил трансепт с крестовыми сводами над рукавами и купол на 8-гранном барабане. Трехнефная базиликальная композиция с 3-апсидным трансептом и куполом представлена также церквами Сан-Джованни-дель-Торо (1065-1069) и Санта-Мария-а-Градилло (кон. XII в.) в Равелло близ Амальфи. Ее вариант - ц. Сан-Джованни-а-Маре (известна также как Сан-Джузеппе) в Гаэте (основана ок. 1009-1012; перестроена после 1213?), где трансепт с куполом перемещен в центр базилики. Для Кампании характерны кампанилы, завершенные одним или неск. кубическими ярусами звона, прорезанными бифорием (напр., у ц. Сан-Джованни-дель-Торо). Иногда они имели дополнительный цилиндрический ярус (напр., кампанила собора в Салерно, 1-я пол. XII в.), который в XIII в. фланкировал 4 дополнительными цилиндрическими башенками, что в сочетании с изысканным арабизирующим декором из пересекающихся стрельчатых арок давало весьма причудливый эффект: колокольни при соборах в Казертавеккья (1234), Сант-Андреа в Амальфи (1180-1276) и Санти-Эразмо-э-Марчано в Гаэте (1148-1174; завершение - 1279). Этот характерный для мн. памятников региона арабизирующий декор заимствован, по всей видимости, у норманнских памятников Сицилии и распространился только к XIII в. Наиболее яркий декор такого типа украшает Райский дворик (1266-1268) при соборе в Амальфи, окруженный «частоколом» перекрещивающихся стрельчатых арок, напоминающих не только об араб. прошлом, но и о наступившей эпохе готики.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

6. Романика в Венето неоднородна. На начальном этапе она развивалась под непосредственным влиянием Ломбардии и отчасти Эмилии. Это видно по церквам Санта-София в Падуе (до 1106 - после 1123), Санти-Феличе-э-Фортунато в Виченце (перестройка между 1150 и 1183), а также Сан-Дзено-Маджоре (1138 - ок. 1220) и др. храмам Вероны. Тем не менее внутренняя структура базилик с предпочтением низких аркад на круглых колоннах отражает связи с местным ранневизант. наследием (памятники Равенны, Венеции, Градо), так же как и пристрастие мастеров к особым, изящно прорисованным византинизирующим формам. В этой группе церквей разрабатывалась своеобразная пластика фасадов с частой расстановкой пилястр, с узкими арочными нишами или аркатурами, с украшением рельефами и орнаментами. Пространство ц. Санта-София в Падуе организовано по типично романской структуре: чередование столбов и колонн в центральном нефе, деление нефов на травеи, перекрываемые крестовыми сводами. Боковые нефы продолжены за апсиду, но не связываются между собой амбулаторием. В нижней зоне внешняя полукруглая вост. стена храма изнутри и снаружи оформлена округлыми нишами. Над внешними нишами в 2 ряда устроены галереи, ограниченные снаружи внушительными аркадами. Церковь Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, несмотря на подобную структуру аркад в интерьере, содержит стропильное перекрытие над центральным нефом. Стены над аркадами и 3 фасада храма выложены полосатой кладкой с чередованием ряда белого камня с 3 рядами кирпича. Контрастирует с ними зап. фасад, решенный в сдержанном колористическом ключе, но с активной пластикой: пара треугольных в плане лопаток и частые пилястры, поддерживающие фризы из арочек, как и резкие наклоны карнизов, придают фасаду вертикальную устремленность, которую отчасти компенсируют горизонтальная аркада и тяги из арочек. Одна из этих тяг служит основанием фронтона - элемента, встречающегося и на западных фасадах ц. Санта-София в Падуе и Санти-Феличе-э-Фортунато в Виченце. Пластически активно выглядят порталы церквей Вероны, аналогичные порталам храмов Эмилии. Резьба и рельефные композиции покрывают не только портал Сан-Дзено, но и участки стены между ним и лопатками.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Арочные окна (большая часть их растесана) заключены в рамочные наличники с уступами и валиком, имеющим перехваты, некоторые из них сохранили килевидные завершения. В средних закомарах помещены круглые проемы в белокаменных рамках, ведущие свое происхождение от построек итальянских мастеров в Москве. Интересны щелевидные отверстия (ныне заложенные) с городчатыми завершениями на восточной лопатке северной стены, на восточном прясле южной стены и в центральной апсиде. В основании барабана сохранились полукруглые кокошники, над которыми некогда размещались кокошники меньших размеров, выполненные из дерева. Барабан прорезан восемью щелевидными арочными окнами, перемычки их включены в аркатурный пояс, проходящий под профилированным карнизом. Над карнизом помещен пояс ступенчатых зубцов. Декор трапезной и колокольни довольно скуп. Объемы на углах закреплены лопатками. В трапезной арочные окна оформлены рамочными наличниками, под карнизом проходит аркатурный пояс. Фасады колокольни, также с арочными проемами, украшены прямоугольными филенками. В основании шатра - килевидные кокошники. Внутри собора четыре мощных широко расставленных крещатых столба несут коробовые своды рукавов креста, слитые с подпружными арками. Переход к центральному световому барабану осуществлен при помощи парусов. Угловые ячейки сохранили световые кольца малых барабанов, поставленных над ними с помощью парусов, а в западной паре - также с дополнительными арками. Западные световые главы возвышались над хорами, где находился придел Рождества Иоанна Предтечи. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. У столбов имеются высокие постаменты и карнизы из полочек, которыми отмечены также пяты подпружных арок, основание барабана и его подоконная часть. Своеобразна высокая алтарная преграда между восточными столбами и боковыми стенами с арочными проемами в центральный и боковые алтари. В трапезной два крещатых столба, сдвинутых к востоку, поддерживают при помощи подпружных арок коробовые своды с распалубками в основном пространстве центрального нефа и в боковых нефах. Восточная часть центрального нефа завершена крестовым сводом. Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Лестница на ярус звона расположена в северном помещении, сообщающимся с первым ярусом колокольни.

http://drevo-info.ru/articles/23560.html

В 1613 г. по разрешению кор. Сигизмунда III была возведена православным братством Петропавловская (Екатерининская) ц. в Минске. Трехнефная 6-столпная базилика с 5-гранной апсидой содержит в композиции и пластике черты западноевроп. 2-башенных церквей. За время своего существования храм был неск. раз перестроен. В 1795 г., после реконструкции, проведенной на средства, пожертвованные имп. Екатериной II, храм был переосвящен во имя вмц. Екатерины и в 1795-1799 гг. был кафедральным собором М. е. В 1870-1872 гг. его башни были увенчаны шатрами с маковками, а над основным объемом был возведен барабан с массивной главой; установлен новый иконостас, стены храма расписаны в 1871 г. (в наст. время в процессе реставрации). Собор Св. Духа в Минске был построен в 1633-1642 гг. как храм католич. мон-ря бернардинок, основанного на месте находившегося здесь до нач. XVII в. правосл. монастыря во имя св. бессребреников Космы и Дамиана. Здание было реконструировано после пожара в 1741 г., передано правосл. Церкви в 1860 г. По инициативе архиеп. Александра (Добрынина) храм был отремонтирован и освящен в 1870 г., при нем был основан Свято-Духов мужской мон-рь (закрыт в 1918). Богослужения в соборе возобновились с 1942 г., с 1961 г. храм стал кафедральным собором М. е. Возведен в стиле виленского барокко и представляет собой 3-нефную 6-столпную базилику. Главный фасад фланкирован двумя 6-ярусными башнями-колокольнями с барочными завершениями. В центре главного фасада в 90-х гг. XX в. установлено мозаичное панно с образом Божией Матери «Оранта». Барочная Воскресенская ц. в г. Клецке (первоначально церковь доминиканского мон-ря, основанного в 1683) построена на средства кн. С. К. Радзивилла и представляет собой однонефный 2-башенный прямоугольный в плане объем с полуциркульной апсидой. После реконструкции в 1854 г. храм стал православным. Церковь св. Иоанна Предтечи в дер. Вишневец Столбцовского р-на (первоначально униатская) построена в стиле барокко в 1742 г. Базиликального типа прямоугольный в плане храм с полуциркульной апсидой фланкирован 2 башнями на главном фасаде. Пространство интерьера разделено на 3 нефа, центральный перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками, а боковые нефы и ризницы - крестовыми сводами. В 1839 г. церковь переосвятили по правосл. чину, в 1852 г. перестроена (маковки над башнями, килеподобное завершение главного фасада).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Берёзовский Рядок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичная оштукатуренная церковь построена в русском стиле с элементами классицистического декора в убранстве фасадов. Стоит в центре села - одного из древнейших в районе, находящемся на границе Новгородской и Тверской областей. У подножия холма протекает река Мста. В 1865 г. освятили холодный храм, а в 1892 г. к нему пристроили обширную трапезную с высокой колокольней. Перерыв в строительстве продолжительностью почти в сорок лет - одна из интересных особенностей этого памятника, позволяющая наглядно проследить изменение архитектурных вкусов при том, что церковь, возможно, строилась по единому проекту. Храм оштукатурен и побелен, а трапезная и колокольня оставлены с открытой кирпичной кладкой, благодаря чему создаётся впечатление, что это два совершенно самостоятельных строения. Крестовокупольный пятиглавый храм завершен высокими цилиндрическими барабанами, увенчанными главами, отдаленно напоминающими шлемовидные. Центральный барабан световой, боковые - глухие, обшитые железом. Столбы, несущие центральный барабан, в плане крестчатые. Ветви креста храма перекрыты крестовыми сводами, угловые компартименты - двумя долями коробового свода " с усом " . С востока примыкает небольшая прямоугольная апсида с тонкими стенами и плоским деревянным потолком. Трапезная квадратная в плане, как и храм, но несколько меньше его, четырехстолпная с крещатыми столбами, несущими в центре крестовый свод, а остальные компартименты перекрыты коробовыми с распалубками. Колокольня трехъярусная, с кубическими, убывающими кверху объемами. Фасады храма и трапезной расчленены филенчатыми лопатками на три прясла, которые внутри соответствуют конструктивному членению этих объемов. Оконные проемы вытянутых пропорций обрамлены тонкими наличниками с килевидными завершениями. В алтаре над окнами - трёхчастные килевидные кокошники. Восточный фасад апсиды оформлен треугольным фронтоном. Карниз основных объёмов раскрепован над лопатками, а под карнизом по периметру стен, исключая апсиду, проходит широкий фриз из ширинок. Наиболее нарядно оформлены ярусы колокольни. Нижний ярус с трех сторон украшен порталами. Во втором и третьем ярусах в основном повторяется декоративное убранство нижнего, но при этом они имеют открытые проемы звона и различную декорацию по углам: во втором ярусе спаренные пилястры, а в третьем углы скруглены полуколоннами и отсутствуют фронтоны. Над колокольней высокий шпиль, увенчанный подкрестным яблоком с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=09581

Новогрудок. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Новогрудский р-н, г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 4 Координаты: 53.598665, 25.823552 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Новогрудок, кафедральный собор имени Николая Чудотворца Построен в 1870 в году в стиле позднего барокко как костел при монастыре францисканцев. В 1842 году переосвящён в православную церковь. Капитально перестроен на средства прихожан в 1852 году, после чего получил черты русско-византийского зодчества. Имеет 2 престола: имени Святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы царицы Александры. Храм представляет собой 3-нефовую базилику с 5-гранной апсидой. Главный фасад поделен на 3 яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на 8-гранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на 2 уровнях. В толще стен главного фасада находятся 2 витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Литература: А.А. " " " храмы " Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в г. Новогрудке. Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля. В конце XVIII - начале XIX столетий храм принадлежал римо-католическому францисканскому монастырю. После упразднения монастыря в 1846 году храм был передан Православной Церкви и преобразован в соборную церковь. После пожара 1852 года храм сильно пострадал и был капитально перестроен на средства прихожан. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Свято-Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. После возрождения Новогрудской епархии в 1992 году храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Боковой – в честь святой мученицы царицы Александры. В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВОГРУДСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новогрудский Никольской собор, 24 апреля 2008. Фотография Василия Шелёмина с сайта sobory.ru Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля, как костел монастыря ордена францисканцев на пожертвования Елены Радзивилл. В 1839 году костел был закрыт, а в 1846 году храм был передан Православной Церкви и переоборудован под православную церковь, освященную в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В 1852 году храм сильно пострадал во время пожара и был капитально перестроен на средства прихожан. При этом барочный фронтон на главным фасаде заменен на колокольню. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. В 1992 году, с возрождением Новогрудской епархии , храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца . Боковой - в честь святой мученицы царицы Александры . В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских . Среди образов храма Серафим Саровский, Александр Невский, Сергий Радонежский, Матрона Московская, Благовещение Пресвятой Богородицы, Споручница грешных, св. вмч. Целителя Пантелеймона. Архитектура Памятник архитектуры барокко с элементами псевдовизантийского стиля . Он представляет собой трехнефовую базилику с пятигранной апсидой . Главный фасад поделен на три яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на восьмигранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на двух уровнях. В толще стен главного фасада находятся две витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Святыни Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 29.09.2015 14:25:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18009.html

Храм имеет простой кубический объём с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом. Здание покрыто четырёхскатной крышей без купола и шпиля. Западный фасад храма увенчан двумя квадратными башнями, в одной из которых располагалась колокольня. В здании три входа: центральный, северный и южный. Притвор был пристроен в 1823 году на средства петербургского купца Василия Семьянова и при воссоздании храма не был восстановлен. В нише алтарной апсиды расположена Смоленская икона Божией Матери, выполненная в темперной технике. Угол здания для сдерживания распора сводов был усилен изнутри пилонами, что делает внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши внутри также перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образуется крестовый свод. Храм освещается через большие полуциркульные окна в верхней части ниш. Внутри стены храма золотистые, с белыми тягами, карнизами и филёнчатыми рамами. Под карнизом проходит орнаментальная полоса. Центральный свод (как и алтарный с западным) окрашены голубым цветом, по его сторонам — образы четырёх Евангелистов. Церковь однопрестольная. На Горнем месте расположен образ Воскресения Христова. Четырёхъярусный иконостас белый с позолотой, восстановлен как копия первоначального, написанного по рисункам и указаниям Кваренги академиком живописи Императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым. Вырезал первый иконостас в 1784—1785 годах мастер Франц Брюлло. Среди святынь в храме до разрушения почитался напрестольный крест с мощами святых святителя Афанасия Цареградского, великомученицы Варвары, мученика Василия, святителя Григория Чудотворца, преподобного Никона Сухого, преподобного Тита Печёрского. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия " Смоленская - 10 августа Контакты [ править править код ] Адрес: Петербургское ш., 68, Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Россия, 196140 Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Смоленско...

Белосток. Церковь Михаила Архангела. Свято-Михайловская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Михайловская церковь (1636) - один из памятников украинской архитектуры, где впервые оригинально переосмыслена схема трёхнефного шестистолпного древнерусского храма в своеобразное сооружение, послужившее образцом для создания ряда шедевров Приднепровья и Черниговщины. В 1776 г. в монастыре были созданы школа и семинария. В 1796 г. из двух келий была устроена часовня. С 1843 по 1863 гг. здесь размещалось духовное училище. С Белостоцким монастырем связана жизнь одного из выдающихся художников конца XVII – начала XVIII в.в. И. Кондзелевича. Его живописные работы переданы Львовскому государственному музею украинского искусства. Кирпичная, оштукатуренная, трехнефная (базиликального типа – средний неф выше боковых), с трансептом, с одной трехгранной апсидой; шестистолпная, двухкупольная, с двумя башнями на западном фасаде. Куполами перекрыты восточная и центральная части. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Западный фасад увенчан двухъярусным треугольным фронтоном. Верхний ярус башни – восьмигранный, покрыт куполообразной крышей, повторяющей форму двух куполов. Особенностью интерьера является гармоничное объединение глубинного и высотного раскрытия внутреннего пространства. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г. Церковь расположена на окраине села, на невысоком холме. Ее двор в древности защищали ров и земляной вал. Она основана в 1636 г. помещиком С. Гулевичем-Воютинским, который впоследствии, став монахом, заложил при церкви монастырь, в котором был первым игуменом. С Белостокским монастырем связаны жизнь и творчество выдающегося украинского маляра конца XVII – начала XVIII в. иеромонаха Иова Кондзелевича. Известно, что для церкви св. архангела Михаила он разрисовал иконостас, фрагменты которого сейчас хранятся в Национальном музее во Львове.

http://sobory.ru/article/?object=51924

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010