Ахтырка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Оригинальный по архитектуре храм с главами-шариками на тонкий " шеях " построен на окраине города в 1884 г. в качестве войсковой церкви. Архитектор неизвестен. Храм действующий. Рельефная кладка из красного кирпича с декоративными элементами византийской и русской архитектуры XVII в. отдалённо напоминает облик военных церквей начала XX в., встречающихся в Правобережной Украине. Базиликального типа с элементами декора русской архитектуры XVII в. Кирпичная, внутри оштукатуренная, прямоугольная в плане, со срезанными с внешней стороны углами, с выступающей по продольной оси граненой снаружи и полукруглой внутри апсидой. Разделена арками на три нефа. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках, укрепленных металлическими стяжками, увенчан в средней части приземистым шатром с двумя рядами кокошников и главкой на тонкой вытянутой шейке. Боковые нефы перекрыть полуциркульными сводами, апсида — конхой. С восточной стороны торцы боковых нефов завершают главки. Интерьер отличается широким простором свет поступает из оконных проемов боковых нефов и особенно из люнетов центрального нефа, размещенных как в продольных, так и в поперечных стенах. Особенностью декора интерьера является протянутый под люнетами пояс глубоких полуциркульных ниш с произведениями станковой живописи. Масляной тематической росписью покрыта конха. Убранство интерьера позднее. Основной объем коротким переходом соединен с трехъярусной колокольней. Первый ярус колокольни квадратный в плане, с прямоугольными пристройками по сторонам, верхние — восьмиугольные с арочными проемами в четырех гранях. Сооружение облицовано специальным кирпичом, в архитектурных деталях применен лекальный кирпич широкой номенклатуры. Сооружение отличается оригинальностью объемно-пространственного решения, четкостью силуэта. Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его церковью, что на Гусинце, - так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его. По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров свидетель акта 1700 г. «Ахтырского полка села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г. Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г.

http://sobory.ru/article/?object=13721

Теблеши. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичная оштукатуренная церковь с белокаменными деталями принадлежит к интересным памятникам культовой архитектуры позднего классицизма. Расположена на возвышенном левом берегу реки Теблешка. Северный ее фасад обращен к главной улице села. Построена в 1845 г., подрядчиком был калязинский купец Германов. В 1866 г., после пожара, заново отстроена трапезная, колокольня окончена в 1877 г. Храм центрического типа - невысокий квадратный в плане четверик, завершенный пятью мощными световыми барабанами. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, с запада - обширная трапезная и трехъярусная колокольня. Архитектурное убранство здания отличается строгостью форм. Центральные части боковых фасадов выделены четырехколонными портиками дорического ордера с треугольным фронтоном. Антаблемент украшен триглифо-метопным фризом. В тимпане фронтона и метопах помещены живописные композиции. Карниз фронтона усложнен мутулами. Центральные окна четверика и окна барабанов арочные с профилированными архивольтами и импостами. Боковые окна прямоугольные с рамочными наличниками, завершены сандриками на консолях. Прямоугольные окна трапезной заглублены в арочные ниши. Фасад разделен двумя тягами - на уровне подоконников и пят арок. Два нижних яруса колокольни кубические, верхний - цилиндрический, завершен шпилем. Основным элементом декора здесь являются пилястры, которые закрепляют углы и фланкируют проемы. В интерьере между четырьмя столбами сложной кофигурации перекинуты подпружные арки, на которые опираются световые барабаны. Конструктивный переход к ним осуществлен при помощи парусов. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Западные угловые компартименты приспособлены под алтари приделов и отделены от основного пространства кирпичными стенами. Они перекрыты коробовыми сводами, отделяющими их помещения от барабанов. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой крестовых сводов. В интерьере фрагментарно сохранилась первоначальная клеевая живопись. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2060; ИИМК. P-III. Д. 628З; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 105. Цит. по: http://hram-tver.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32089

Стены собора были кладены из кирпича, но внутри насыпан мелкий камень. Паруса под барабаном сферические; кроме них,купола и алтарных закруглений, все остальные своды цилиндрические, за исключением западного отделения в подцерковье, где своды крестовые. Окна маленькие, древней архитектуры. Храм был ранее пятиглавый, но 4 главы потом (для облегчения тяжести давления) были сняты; с трех сторон были наружные каменные галереи, которые в 1824/25 гг. были сняты, и боковые входы заложены. В нижнем этаже были глубокие подвалы, отсюда, по преданию, были проведены к Оке подземные ходы для добывания воды в случае осады. Из древностей собора особого внимания заслуживали: 1) врезное изображение Николая чудотворца в 2 арш. высоты; в руках его были меч и церковь, которые были отбиты; икона чтится чудотворной, находится в особом киоте в серебряной ризе с венцом и поставлена в главном иконостасе по левую сторону царских врат; 2) икона Господа Вседержителя(2 арш. 6 в. 1 1/4 арш.) — до XVIII в.; 3) икона Успения (2 арш. 6 в. 1 7/8 арш.) древняя до XVIII в.; 4) рукописное евангелие 1/4 д. л. большого формата, писано церковнославянскими буквами с киноварью, XV в., расположено по чтениям во время года (апракос?); вместо о часто употребляется ъ; ы вместо и; встречаются юсы; 5) евангелие старопечатное в 1/4 д. л. в переплете из ветхой материи, по-видимому, бархата XVI в.; 6) небольшое напрестольное евангелие в 1/4 д. л. 1677 г.; 7) рукописный церковный устав первой половины XVII в. и несколько печатных книг XVII в.; 8) синодик 1698 г. с родом кн. Воротынских и др.; 9) синодик Борисоглебского собора не ранее 1685 г.; 10) Несколько воздухов XVII b.;II) на колокольне колокол 1619 года в 8 пудов, на котором надпись вестовой колокол. Закрыт в 1931 г. В 1961 г. колбасный цех. В 1973 г. обрушился. http://korolev.msk.ru/ Перемышль - один из древнейших городков на благословенной Калужской земле. В XIV-XV веках его оспаривали друг у друга Москва и Литва. В XVI столетии здесь был достаточно мощный деревянный острог с восемью башнями, дополнительно защищённый рельефом местности: каждый, кто приезжает в Перемышль, не может не отдать должное эффектным сельским пейзажам с мощными холмами и обрывистыми приокскими кручами. На одном из таких холмов буквально парит над городком четырёхгранная колокольня да рядом стены с провалившимися сводами. Это всё, что осталось от Успенского собора, центральная глава со сводами которого обрушилась в 1972 году.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Польцо. Церковь Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Интересный пример сельской культовой постройки в запоздалых традициях позднего классицизма. Расположена к северо-востоку от села на возвышенном месте. Кирпичная церковь построена в 1864 - 1876 г. В 1898 г. вокруг церковного участка и примыкающего к нему кладбища сооружена ажурная металлическая ограда с воротами и калитками (сохранилась частично). Односветный четверик храма, вытянутый с юга на север, увенчан световой ротондой. С востока к нему примыкает трехапсидный алтарь, несколько архаичный для своего времени, с запада - трапезная и трехъярусная колокольня. Архитектурная декорация здания скупа и лаконична. Боковые фасады храма украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами (северный портик утрачен). Центральная часть фасадов трапезной выделена ризалитом в три световые оси. Высокие арочные окна без наличников объединены подоконной тягой. Дополняет архитектурное убранство ленточный руст во втором и третьем ярусах колокольни. Высокому, залитому светом, подкупольному пространству храма противопоставлены низкие и темные помещения приделов. Перекрытый куполом световой барабан опирается на подпружные арки, перекинутые между пилонами. Конструктивный переход от квадратного основания к ротонде осуществлен при помощи парусов. Главный и придельные алтари перекрыты конхами, боковые приделы - коробовыми сводами с распалубками от подпружных арок. Четырехстолпная трапезная перекрыта системой крестовых и коробовых сводов. В храме сохранилась настенная живопись академического направления. ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 3069, 3086; Добровольский И.: Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 81. Цит. по: http://hram-tver.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32088

Вильнюс. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Пречистенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью  Вильнюс. Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Церковь Пречистой Божьей Матери стоит на месте церкви, которую в 14 веке основала Ульяна Тверская - жена Великого князя Ольгерта и мать Великого князя Ягайлы, здесь и похоронена. В 1865-1868 гг. архитекторы А.И. Резанов и Н.М. Чагин придали храму облик, стилизованный под архитектуру средневековой Грузии. Основание Виленского собора в честь Успения Божией Матери (в простонародье Пречистенского) было положено в 1346 году. В 1348 году чин освящения собора совершил святитель Алексий Московский. Позднее храм пришел в упадок. В 1511 – 1522 годах заботами князя Константина Ивановича Острожского Пречистенский собор был основательно отстроен. После заключения Брестской Унии собор с 1609 года стал принадлежать униатам. В 1748 году в результате общегородского пожара в Вильне Пречистенский собор вновь сильно пострадал и был заброшен, а в 1808 году передан Виленскому Университету. В здании храма были оборудованы анатомикум, учебные аудитории, библиотека. Позднее в нем располагались казармы, архив, торговые и хозяйственные помещения, кузница. Но в 1865 – 1868 годах Кафедральный Пречистенский собор был восстановлен и возвращен Русской Православной Церкви. В 1946 году постоянных прихожан Пречистенского собора насчитывалось 424 человека. В советские времена приход был официально зарегистрирован в 1948 году. В 1949 и 1957 годах храм капитально ремонтировался, а в 1980 и 1998 годах был отреставрирован. Информация с сайта Литовской епархии РПЦ «В 1865-1868гг. архитекторы А.И. Резанов и Н. Чагин придали храму облик, стилизованный под архитектуру средневековой Грузии.» С этим утверждением, приведенным выше, трудно согласиться В облике храма угадываются мотивы позднероманских архитектурных форм, напоминающие о средневековых соборах Западной Европы. Конструктивное решение храма очень своеобразное. Прямоугольный в плане основной объем собора разделен на три нефа. Боковые нефы с галереями перекрыты стрельчатыми арками и крестовыми сводами, над средокрестием возвышается восьмигранный купол со световым отверстием, через тромпы опирающийся на четыре столпа, над ним – круглый световой барабан с окнами. Барабан покрыт большим коническим шатром. Углы основного объема акцентированы стилизованными в романском стиле характерными круглыми башнями с коническими шатрами, одновременно как бы напоминающими нам о каноническом православном пятиглавии. Три апсиды алтарной части не круглые, а многогранные. Слепые аркады, лизены и детали скромного декора тоже выполнены по мотивам романской церковной архитектуры. Первоначально в 14 веке храм имел пять престолов – в честь богородичных праздников. После реконструкции 19 века – три престола, главный Свято-Успенский, боковые - во имя сщмч. Макария Киевского (1871) и свт. Алексия Московского (1868).

http://sobory.ru/article/?object=00990

Рославль. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Расположена среди низкой деревянной застройки в северной части города. Возведена в 1816-25 гг., в кон. 19 - нач. 20 в. расширена трапезная. Кирпичные стены побелены по кладке. Бесстолпный храм в запоздалых формах провинциального классицизма. В нач. 1990-х гг. обрушилась основная часть здания.Несколько вытянутый по оси север - юг двусветный четверик завершен лучковой кровлей и главкой. Полукруглая апсида дополнена прямоугольными выступами по краям. Поперечную ориентацию сильно вытянутой в ширину трапезной подчеркивает двускатная кровля по щипцам. Над западной, более узкой, частью трапезной возвышается четверик звона (завершение колокольни утрачено). Скупой наружный декор четверика включает в себя портики из четырех пилястр. Нижние окна его северной и южной стен прямоугольные, а верхние - арочные. Внутри основное помещение перекрыто восьмилотковым сводом со ступенчатыми тромпами в углах, алтарь - конхой, трапезная - тремя крестовыми сводами, разделенными арками, боковые части нижнего яруса под колокольней - коробовыми сводами с распалубками, а средняя - двумя пересекающимися полуциркульными.  Над низкими деревянными постройками в северной части Рославля в 80-х годах возвышалась полуразрушенная каменная Воскресенская церковь, приход которой до революции составляли жители ближайшей части города и нескольких окрестных деревень. Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречьем. Первоначально храм был деревянным, с двумя приделами: один, главный, — освящен во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а второй — во имя Смоленской иконы Божьей Матери. О том, в каком году и при каком епископе был возведен этот храм, сведений не сохранилось. В 1813 г. по неосторожности причта и старосты он сгорел. По благословению епископа Смоленского Иосифа, в 1816 г. состоялась закладка нового, каменного храма. Строительство затянулось, и освящен он в 1837 г. Новый храм был, как и прежний, двухпрестольный. Иконостас для главного алтаря был сделан новый, а к придельному взят из церкви села Хорошово. Основным попечителем стройки Воскресенской церкви был священник Дмитрий Кузьмич Руковский. Он лично странствовал с книгой для сбора подаяний на строительство, под его руководством храм был закончен и подготовлен к освящению.

http://sobory.ru/article/?object=07545

На гравюре 1699 г., выполненной худож. Д. Синкевичем, изображен монастырский комплекс, состоящий из четырех церквей (Преображенской, Николаевской, Троицкой, Покровской), двух колоколен, здания келий и хозяйственных построек, огражденных с четырех сторон высокой каменной стеной с воротами и угловыми башнями. Главной была Преображенская трехсрубная, трехглавая церковь — характерный образец народной деревянной архитектуры галицкой школы, построенная в 1658 г. львовскими мастерами Андреем и Адамом. Стенопись для нее выполнил художник Н. Петрахнович. В 1775 г. перенесена в с. Добросин Нестеровского района, где простояла до 1876 г. Николаевская церковь, 1721-1737 гг. Расположена у восточной оборонной стены. Построена на месте разобранной деревянной Троицкой церкви. Отделочные работы продолжались до начала 1750-х годов. В 1779 г. реставрирована, для улучшения пропорций главы была понижена крыша, перестроены фронтоны на фасадах. В 1854 г. реставрирована. Каменная, двуглавая, крестовая в плане с укороченным трансептом. Притвор и трансепт — прямоугольные в плане, апснда — пятигранная, к ней с двух сторон примыкают помещения. Центральный объем завершен шлемовидной главой на восьмигранном барабане, глава — световым фонарем с маковкой. Аналогичным по форме куполом без барабана перекрыта апсидная часть. Боковые ветви и бабинец накрыты двускатными кровлями. Кровлю бабинца завершает ложный купол с ажурным фонарем. Северный и южный фронтоны декорированы тремя нишами. Углы здания оформлены спаренными пилястрами, главный вход акцентирован скромным порталом со скульптурным рельефом. Бабинец перекрыт коробовым сводом с распалубками, центральный и восточный объемы — сферическими куполами, приделы — цилиндрическими сводами. На стенах — фресковая роспись 1776 г. В оформлении интерьера принимали участие художники Е. Белявский, П. Витаницкий, В. Петранович, скульпторы М. Полеевский, И. Щуровский. Колокольня, XVII-XVIII вв. Замыкает северовосточный угол оборонной стены монастыря. Здание коридорной системы с крестовыми и цилиндрическими сводами на первом этаже. В результате перестроек и реставраций памятник утратил первоначальный вид. Стены с воротами и башнями XVII—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=20927

Котлованово. Церковь Параскевы Пятницы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Необычно крупная для небогатого села церковь построена в стиле позднего классицизма. Село входило в состав Кемецкой волости Валдайского уезда Новгородской губернии и принадлежало двум новгородским помещикам - Зимину и Костевичу. Строительство церкви в селе, как следует из поминальной надписи на южной стене храма, было начато в 1839 г., главный же престол освящен только в 1897 г. Другая надпись на северной стене храма сообщает, что расписан он был лишь в 1911 г. Страховые документы датой построения церкви называют 1887 г. Церковь стоит на невысоком пологом холме в центре небольшой площади села и доминирует в окрестном ландшафте. Территория церкви по пери метру была обсажена березами. В нескольких метрах к востоку от храма проходит центральная улица села. Объемная композиция кирпичной неоштукатуренной церкви состоит из высокого храма с полуциркульной апсидой, обширной двухпридельной трапезной, четырехъярусной колокольни и небольшого позднего притвора. Крестообразный в плане храм завершен массивным световым барабаном с двенадцатью световыми проемами, перекрытым куполом. Барабан опирается на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами. Переход к основанию барабана от пилонов осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, апсида - конхой. Трапезная бесстолпная, прямоугольная в плане и равна по ширине храму. Алтарные полукружия снаружи не выявлены. Центральная часть трапезной перекрыта крестовым сводом, приделы - коробовыми сводами с распалубками над широкими продольными арками. Четыре яруса колокольни - кубические по объему, уменьшающиеся к верху, по сторонам света прорезаны стройными арочными проемами. Декоративное убранство фасадов решено в лучших традициях позднеклассицистической архитектуры. Боковые фасады храма оформлены четырехколонными портиками в антах. Колонны тосканского ордера с энтазисом имеют белокаменные абаки, несут антаблемент и треугольный фронтон. Развитый антаблемент проходит по всему периметру церкви и повторен в завершении светового барабана. В декоре использованы простые прямоугольные филенки и полуциркульные ниши. Окна в нижнем ярусе церкви прямоугольные, на барабане храма - арочные. Центральные окна приделов выделены раскреповками и полочками, простенки окон барабана обработаны пилястрами. Фасады колокольни по ярусам оформлены полуколоннами, пилястрами и фронтонами. Купольное покрытие барабана с гуртами завершено стройной вазообразной главой.

http://sobory.ru/article/?object=09940

здания постепенно. В Саморе центральный неф перекрыт крестовыми сводами на нервюрах, боковые - без нервюр. В Саламанке, строившейся дольше, уже все нефы перекрыты нервюрными сводами, причем значительно более акцентированными, чем в Саморе. В Торо, упрощенном варианте собора в Саморе, в боковых нефах использованы 4- и даже 8-частные нервюрные своды, а в главном - полуциркульный свод с повышенной стрелой подъема. (По конструктивным особенностям к указанным храмам примыкает собор Санта-Мария в Сьюдад-Родриго (пров. Саламанка; 1158 - ок. 1230).) Уникальная черта 3 упомянутых выше храмов - сложной формы башни над средокрестием: одноярусная в Саморе, 2-ярусные в Саламанке и Торо. В интерьере скуфьи куполов оформлены ребрами, опирающимися на колонны между простенками окон барабана. Эти формы - ребра и колонны - выражены и снаружи, притом что в Саморе оболочка повторяет зонтичную форму скуфьи, а в Саламанке получает почти конические очертания. К многогранной основе башни по диагонали приставлены узкие башенки, завершенные шлемовидными (Самора) либо коническими (Саламанка и Торо) куполами. В Саморе и Саламанке между ними добавлены вимперги (3-арочные с треугольными фронтонами): в Саморе они стоят на карнизе барабана, в Саламанке опираются на арки, соответствующие 2-ярусному барабану. Подобная башня (нач. XIII в.) возведена также над залом капитула (ныне капелла Сан-Педро) т. н. Старого собора (Санта-Мария) в Пласенсии (пров. Касерес). Если пространственное решение этих уникальных башен не находит аналогов и пока не объяснено, то отдельные элементы их наружного оформления (аркатуры на колонках, черепица, формы боковых башенок) восходят к романской архитектуре франц. Пуату. Оттуда же происходит встречающееся в романской архитектуре И. оформление фасадов с помощью аркатур - как, напр., в ц. Санто-Доминго в Сории (ок. 1170). Интерьер «Старого собора» в Саламанке Интерьер «Старого собора» в Саламанке Др. особая группа - центрические храмы, символически совмещающие формы храма Соломона и храма Гроба Господня в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Кременец. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1636. В 1832 переосвящена в православную. Адрес: г. Кременец, ул. Т. Шевченко, 57 Координаты: 50.096327, 25.726333 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР С КЕЛЬЯМИ, 1636 г.     Был построен для францисканского монастыря. В 1832 г. костел превращен в Николаевский собор.     Костел возведен в готико-ренессансном стиле, представлял собой однонефное сооружение с полигональным пресбитерием и квадратной в плане купольной часовней на южном фасаде. В середине XVIII в. приобрел барочный декор, а также расширен боковыми нефами и притвором. Надвратная башня перестроена в стиле барокко (архит. П. Гижицкий). В современном виде сооружение трехнефное, с полигональным алтарным объемом, прямоугольным в плане притвором и купольной часовней. Центральный неф перекрыт крестовыми ненарушенными сводами, боков.ые — полуциркульными с распалубками, алтарь — полуциркульным и сомкнутым с распалубками сводами.     В интерьере средний неф представляет собой самостоятельный объем, имеет в каждой продольной стене по одному выходу в боковые нефы, оформленные позднебарочными порталами.     Алтарь и хоры — второй ярус притвора — выходят в неф полуциркульными проемами. Купол часовни посажен при помощи ступенчатых тромпов оригинальной конструкции, расчленен кольцом профилированного карниза и увенчан фонарем в ренессансном стиле. Кельи примыкают к северному фасаду собора. Здание каменное, Г-образное в плане, двухэтажное. Перекрытия первого этажа — крестовые своды, второго — плоские. Вое точный, западный и северный фасады укреплены контрфорсами. Архитектурный декор отсутствует. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 75, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07701

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010