43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Узнав об исключительных способностях К. к наукам, генеральный магистр ордена доминиканцев Бартоломео Комацци 8 апр. 1485 г. распорядился направить его для продолжения образования в Болонью (MOFPH. 1947. Vol. 21. P. 47; ср.: Tavuzzi. 1994. P. 295), однако вместо этого К. был послан в Неаполь. Здесь К. жил в доминиканском монастыре Сан-Доменико-Маджоре и обучался в располагавшемся в то время в этом же мон-ре Неаполитанском ун-те ( Marega. 1934. P. XIV). В Неаполе К. приступил к изучению свободных искусств (см. ст. Artes liberales ), в частности занимался логикой, однако пробыл он здесь недолго. Из регистров Джоаккино Торриани (ок. 1417-1500), генерального магистра ордена доминиканцев в 1487-1500 гг., известно, что 18 июня 1488 г. К. поступил для завершения курса свободных искусств (философии) и последующего изучения теологии в Болонский ун-т ( Mortier. 1911. P. 142). Однако уже в дек. 1488 г. в связи с болезнью ему было разрешено прервать обучение и временно вернуться в Гаэту (Ibidem). После выздоровления К. был направлен для завершения изучения теологии в Падую. 24 мая 1491 г. он был официально принят в число студентов теологического фак-та Падуанского ун-та ( Gargan. 1971. P. 156-157) и включен в состав насельников доминиканского мон-ря Сант-Агостино ( Mortier. 1911. P. 142; ср.: Marega. 1934. P. XV). В этом же году (либо еще в Гаэте, либо уже в Падуе) состоялась пресвитерская хиротония К. В соответствии с уставом Падуанского ун-та в кон. XV в. в нем существовали 2 независимые профессорские кафедры теологии с подчиненными им 2 профессорскими кафедрами метафизики. Наибольшим влиянием во время пребывания К. в Падуе пользовалась кафедра, которую занимали последователи Фомы Аквинского (via Тнотае, томисты). Как и все доминиканцы, К. был приписан к ней. Его непосредственным научным руководителем стал томист Валентино да Камерино (1438-1515; подробнее о нем см.: Tavuzzi. 1994); в число преподавателей входили томисты Джироламо да Монополи, Винченцо Мерлино, Джакомо ди Сицилия и др. (см.: Ibid. P. 296-299; Gargan. 1971. P. 154-156). Наряду с доминиканской томистской кафедрой в ун-те существовала францисканская кафедра последователей Иоанна Дунса Скота (via Scoti, скотисты), которую возглавлял талантливый схоласт Антонио Тромбетта (1436-1517). Т. о., в Падуе было 2 профессора-томиста (теолог и метафизик) и 2 профессора-скотиста; это выделяло Падуанский ун-т из мн. др. итал. ун-тов и создавало ему репутацию крупного учебного и научного центра. Кроме того, среди падуанских преподавателей-философов было много тайных и явных сторонников аверроизма (см. в ст. Ибн Рушд ), из к-рых в кон. XV в. наибольшей известностью пользовались выдающиеся ученые-гуманисты Алессандро Акиллини (1463-1512), Агостино Нифо ( после 1538) и Пьетро Помпонацци (1462-1525).

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШЕВ Иван [полное имя Иван Гошев Иванов] (8.09.1886, Пловдив — 26.10.1965, София), прот., церковный историк и археолог. В 1903–1909 гг. обучался в Софийской ДС, с 1911 по 1914 г.— на богословском фак-те ун-та в Черновицах (совр. Черновцы, Украина), в 1917 г. стажировался в Вене. В 1918–1919 гг. библиотекарь при Синоде Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Основатель и директор (1922–1958) Церковного историко-археологического музея при Синоде. Доцент (1926), экстраординарный профессор (1929), профессор (1933). В 1933–1958 гг. заведовал кафедрой литургики, церковной археологии и христ. искусства богословского фак-та Софийского ун-та (в 1950 фак-т был преобразован в Софийскую ДА). В 1927–1928 гг. и 1933–1934 гг. декан богословского фак-та. Действительный член Болгарского археологического ин-та (1933), член-корреспондент БАН (1941), академик (1945). Награжден орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963). В публикациях Г. по средневек. истории и культуре Болгарии центральное место занимала кирилло-мефодиевская проблематика и близкие к ней темы. Он издал Житие равноап. Константина (Кирилла) и Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию по списку Владислава Грамматика 1479 г., а также ряд посвященных им текстов по др. рукописям (Светите братя Кирил и Методий: Материал из ръкописите на Синодалния църковен музей в София//ГСУ, БФ. 1938. Т. 15. С. 1–160). Г. публиковал отдельные списки без разночтений (нередко весьма значимых) из др. рукописей и иных элементов критического издания. Ряд его работ по сути представляет развернутый комментарий к отдельным отрывкам из житий первоучителей. В ст. «С какво писмо са били написани...» Г. предложил вариант толкования места о «русских («рушких») письменах» в Пространном Житии св. Константина, опирающийся на конъектуру: «узкими писмены» («узкое» или «сжатое» письмо). По мнению исследователя, речь идет об арам. или (вероятнее) самаритянском варианте греч. брахиграфического письма, в к-ром передаются преимущественно или исключительно согласные звуки, а гласные отмечаются. Эта т. зр. не получила признания специалистов (КМЕ. Т. 3. С. 501).

http://pravenc.ru/text/546346.html

С 90-х гг. XX в. в К. действует приход прп. Ефрема Сирина Сурожской епархии РПЦ, имеются приходы К-польской и Румынской Православных Церквей. Университет Сохранились свидетельства, что в XII в. в К. и окрестностях действовали школы грамматики, однако город в это время не был сколько-нибудь значительным центром учености и образования. В XIX - нач. XX в. исследователи пытались связать возникновение ун-та в К. с приоратом августинцев в Барнуэлле или расположенными неподалеку крупным бенедиктинским аббатством Кроуленд и кафедральным приоратом Или. В наст. время появление ун-та в К. рассматривается историками в связи с событиями нач. XIII в. вокруг Оксфордского ун-та. В 1208-1209 гг. из-за интердикта , наложенного на Англию папой Римским Иннокентием III (1198-1216), и отлучения от Церкви англ. кор. Иоанна Безземельного мн. преподаватели и студенты стали покидать Оксфорд. Ситуацию усугубил острый конфликт с горожанами (дек. 1209): 2 студента были повешены по обвинению в убийстве. После этого все учебные заведения в Оксфорде были закрыты, большинство преподавателей отправилось в Париж, часть обосновалась в Рединге, а нек-рые (среди них был Джон Грим, магистр школ в Оксфорде в 1201 и, вероятно, уроженец К.) переехали в К. В 1214 г. конфликт в Оксфорде был урегулирован, учебная жизнь там начала восстанавливаться, но часть преподавателей, по-видимому, предпочла остаться в К. Возможно, возникновению ун-та в К. содействовал Эсташ (Юстас), еп. Или (1197-1215). К 1225 г. относится 1-е упоминание о канцлере ун-та, полномочия к-рому делегировал епископ Или. Это означало признание ун-та как самостоятельной корпорации, вне юрисдикции архидиакона или сельского декана. В 1231 г. англ. кор. Генрих III издал ряд документов о финансовых и судебных правах и привилегиях ун-тов в Оксфорде и К. В июне 1233 г. папа Римский Григорий IX индультом подтвердил статус и правовые привилегии (ius non trahi extra) Кембриджского ун-та. В сер. XIII в. был составлен 1-й сборник университетских статутов (вероятно, неофициальный).

http://pravenc.ru/text/1684165.html

И. сыграла большую роль в становлении европ. ун-тов, особенно в Центр. Европе: значительную долю в материальной базе новых ун-тов составляли доходы с инкорпорированных в них приходов. Так, в нач. XV в. экономический фундамент Гейдельбергского ун-та (основан в 1386) образовывали 2 инкорпорированные приходские церкви, первоначально бывшие под патронатом основателя ун-та Рейнского курфюрста гр. Рупрехта I, а также 12 каноникатов; впосл. к ним прибавились и др. приходские храмы ( Ritter G. Die Heidelberger Universität. Hdlb., 1936. Bd. 1: Mittelalter, 1386-1508. S. 132). В Базельский университет (основан в 1460) была инкорпорирована ц. Санкт-Петер с 10 пребендами, затем к ним прибавились еще 3 канониката кафедрального собора ( Wackernagel R. Geschichte der Stadt Basel. Basel, 1916. Bd. 2. Tl. 2. S. 563). Фрайбургский ун-т получил на правах И. от Фрайбургских епископов (частично с согласия Папского престола) 17 приходских церквей в Рейнской обл. и Шварцвальде, капеллу и 7 алтарных пребенд ( Stutz U. Das Münster zu Freiburg im Breisgau im Lichte rechtsgeschichtlicher Betrachtung. Tüb.; Lpz., 1901. S. 16). Тюбингенский ун-т (основан в 1477) имел 8 монастырских приходов, переданных каноникатом Зиндельфингена тюбингенской ц. св. Георгия, основатель ун-та Вюртембергский гр. Эберхард Бородатый пожаловал ун-ту 5 своих патронатных приходов ( Haller J. Die Anfänge der Universität Tüb., 1477-1537: Zur Feier des 450-jährigen Bestehens der Universität. Stuttg., 1927. Bd. 1. S. 26). И. и патронат часто приводили к тому, что постоянно менявшиеся и, как правило, необразованные клирики пренебрегали пастырской деятельностью на приходах, что вызывало протесты на местах. В период Соборного движения И. стала одним из предметов жесткой критики, в связи с чем папа Римский Мартин V на Констанцском Соборе (сессия 43, 23 марта 1418) отменил все «uniones et incorporationes» (объединения и И.), проведенные без достаточных оснований со времени смерти папы Римского Григория XI (1378), однако эта мера была малоэффективной. Неудовлетворительное состояние дел в инкорпорированных и патронатных приходах описывалось в ряде анонимных сочинений XV в., напр. в трактате «Reformation Kaiser Sigismunds» (Reformatio Sigismundi, 1439), где говорилось о тяжелом положении Церкви и паствы Германии и содержались предложения по реформе Церкви и империи, или в памфлете «Epistola de miseria curatorum seu plebanorum» (кон. XV в.), где сообщалось о бедственном положении приходского духовенства. На рейхстаге в Нюрнберге (1523) И. была включена имперскими сословиями в число 100 бедствий и притеснений, к-рым подверглась Германия со стороны Папского престола (Centum gravamina nationis germanicae). Закрытие монастырей и секуляризация монастырского имущества, предпринятые в ряде стран в период Реформации (особенно в Англии и в нек-рых землях Священной Римской империи), хотя и упразднили монастырские И., но в большинстве случаев заменили их светским частновладельческим или княжеским патронатом.

http://pravenc.ru/text/389609.html

В 1944 г. был уволен из-за религ. убеждений (обнаружилось, что К. носил нательный крест), исключен из комсомола. В авг. 1944 г. К. поступил в аспирантуру на кафедру классической филологии филологического фак-та МГУ. После возвращения в Москву вновь стал прихожанином ц. прор. Илии (Обыденной) (настоятель свящ. Александр Толгский). В 1945 г. из-за религ. взглядов и связей в РПЦ К. неск. раз вызывали на допросы органы гос. безопасности, предлагали предоставлять информацию о деятельности свящ. Александра, но К. отказался, несмотря на угрозы дальнейших преследований. В 1954 г. К. защитил канд. дис. по теме ««Киропедия» Ксенофонта Афинского как историко-литературный памятник IV в. до н. э.» (научный руководитель Радциг). С 1946 г. К. преподавал античную лит-ру и древние языки в Московском городском педагогическом ин-те, с 1953 г. старший преподаватель кафедры древних языков исторического фак-та МГУ (с 1957 зам. заведующего кафедрой ), в 1967 г. возглавил кафедру после смерти В. С. Соколова. На историческом фак-те МГУ вел семинары по лат. и древнегреч. языкам, читал общефакультетские курсы: «Мастерство устной речи», «Ораторское искусство», античная лит-ра, был инициатором введения в учебный план курса «Памятники мировой истории и культуры». На филологическом фак-те вел по теме своих научных занятий спецкурсы по источниковедению раннехрист. лит-ры и греч. койне. Научные интересы К. в период учебы в аспирантуре были связаны с проблемами классической филологии, в частности он исследовал сочинения Ксенофонта. Тогда же он написал ряд статей по античной лит-ре в Большую Советскую Энциклопедию и Советскую Историческую Энциклопедию. Занимался переводами с древнегреч. языка, в т. ч. сочинений Николая Дамасского, Аппиана, Флавия Арриана, Квинта Курция Руфа. В связи с активной преподавательской деятельностью К. большое внимание уделял созданию учебников древних языков для нефилологических фак-тов и разработке особой методики обучения древним языкам, античной палеографии и эпиграфике студентов-нефилологов.

http://pravenc.ru/text/Козаржевского.htm...

Католич. клирики в Р. могут получать высшее богословское образование на греко-католич. и римско-католич. фак-тах теологии ун-та Бабеша-Бойяи в Клуж-Напоке, на римско-католич. фак-те теологии ун-та «А. Й. Куза» в Яссах и на фак-те католич. богословия и социальной работы Бухарестского ун-та, а также за рубежом. Лит.: Bunea A. Statistica românilor din Transilvania în anul 1750//Transilvania. Sibiu, 1901. An. 30. N 9. P. 237-244; Recensmântul general al populaiei României din 29 dec. 1930. Bucur., 1938. Vol. 2: Neam, limb matern, religie; Biserica româna unit: Dou sute cincizeci de ani de istorie. Madrid, 1952. Cluj-Napoca, 1998; St niloae D. Lupta i drama lui Inoceniu Micu Clain//BOR. 1968. An. 86. N 9/10. P. 1137-1185; idem. Uniatismul în Transilvania: Încercare de dezmembrare a poporului român. Bucur., 1973; Dragomir S. Românii din Transilvania i unirea cu Biserica Romei: Documente apocrife privitoare la începuturile unirii cu catolicismul român, 1697-1701. Cluj-Napoca, 1990; Bernath M. Habsburgii i începuturile formrii naiunii române. Cluj-Napoca, 1994; Dam a T. V. Biserica greco-catolic din România în perspectiva istoric. Timioara, 1994; Silvestru Augustin (Prundu ), ierom., Pl ianu C., preot. Catolicism i Ortodoxie româneasc: Scurt istoric al Bisericii române Unite. Cluj-Napoca, 1994; 300 de ani de la Unirea Bisericii Române din Transilvania cu Biserica Romei. Cluj-Napoca, 2000; S s ujan M., preot. Politica bisericeasc a curii din Viena în Transilvania, 1740-1761. Cluj-Napoca, 2002; Alzati C. Biserica româna unit cu Roma greco-catolic: Istorie i spiritualitate. Blaj, 2003; Lupa I. Biserica Ortodox Român din Transilvania i unirea religioas in cursul veacului al XVIII-lea: Tez de doctorat. Târgu Mure, 2004; Soica S. Biserica greco-catolic din Banat în primele dou decenii ale regimului comunist. Cluj-Napoca, 2014. Э. П. К. Протестантские церкви и деноминации. Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания Румынии (румын. Biserica evanghelic de confesiune Augustan din România; нем.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Коллегия Сан-Паулу После революции 1910 г. и провозглашения республики проводились коренные реформы системы образования, закрепленные в т. н. Университетской конституции 1911 г. и в Статуте 1918 г. Были основаны ун-ты в Лиссабоне и Порту, высшие учебные заведения стали автономными. Изменилась и структура образования: в 1911 г. в К. упразднили богословский фак-т, на основе фак-тов философии и математики организовали фак-ты историко-филологический (Faculdade de Letras; ему предшествовали созданные в сер. XIX в. Высшие историко-филологические курсы) и естественнонаучный (Faculdade de Ciência; с 1972 Faculdade de Ciência е Tecnologia). Официально было закреплено отделение ун-та от Церкви. В 1912 г. в ун-те К. создана 1-я в стране лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г.- фармацевтический фак-т. Ун-т играл важную роль в разработке гос. идеологии после прихода к власти А. ди Оливейры Салазара, бывш. профессора экономики в К., и установления режима «Нового государства» (1933-1974); Оливейра Салазар нередко формировал кадровый состав правительства из числа профессорско-преподавательского состава ун-та. Памятники эпохи «Нового государства» - построенные в 1941-1966 гг. в университетском квартале (Alta Universitária) здания архива и б-ки, историко-филологического и медицинского факультетов и др. (архитекторы Ж. А. Коттинелли Телму (до 1948), К. да Силва). В 50-х гг. XX в. в студенческой среде усилилась борьба с авторитарным режимом. В 1969 г. студенческие волнения после церемонии открытия нового учебного корпуса привели к отставке ректора и министра образования. В наст. время ун-т и структурно, и топографически состоит из 3 частей. В основную часть (Alta Universitária) входят ректорат и адм. структуры, находящиеся в историческом здании ун-та вместе с юридическим, историко-филологическим и психологическим (создан в 1980) фак-тами. В эту часть также включены отделения архитектуры, биохимии, естественных наук, химии, физики, географии, геологии и математики, фак-т естественных наук и технологий (FCTUC), главная б-ка (всего в ун-те 23 б-ки) и университетский архив. Вторую часть составляют инженерные факультеты и отделения: факультеты электротехники и вычислительной техники, химической технологии, инженерно-механический, отд-ния вычислительной техники и строительства. Третья часть - это медицинский и фармацевтический факультеты, связанные с ним научно-исследовательские лаборатории (центр неврологии и клеточной биологии, центр фармацевтических исследований и др.). В 1972 г. был создан экономический факультет, расположенный несколько обособленно. В 1985 г. в честь ун-та названа Коимбрская группа, объединяющая старейшие ун-ты Европы. В 1990 г. торжественно отмечалось 700-летие ун-та. По данным на 2013 г., при общей численности населения города в 143 тыс., студентов насчитывалось ок. 23,5 тыс., преподавателей ок. 1,5 тыс. чел. С 2013 г. здания ун-та включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

После пожара 1693 г. ун-т временно переехал во Франкфурт и в Вайнхайм (1694-1699), но в 1700 г. вновь был возвращен в Г. При курфюрсте Иоганне Вильгельме (1690-1716) началось строительство новых университетских зданий, завершенное в 1735 г. Будучи католиком, курфюрст вновь пригласил в ун-т иезуитов (1703). Наряду с протестант. был открыт католич. богословский фак-т. Первый ректор-иезуит был избран в 1709 г. В результате деятельности иезуитов был основан подготовительный семинарий, посещение к-рого приравнивалось к обучению в ун-те. После запрещения ордена иезуитов большинство школ, находившихся в их ведении, было передано франц. ордену лазаристов (1773). В 1752 г. в ун-те впервые появилась кафедра математики и экспериментальной физики. В Г. из Кайзерслаутерна была переведена школа политической экономии, преобразованная в фак-т политической экономии. В 1784 г. частью ун-та стала Коллегия национальной экономики. В результате наполеоновских войн и после заключения мира в Люневиле (1801) ун-т потерял все владения на землях курфюршества на левом берегу Рейна. В этих условиях новый курфюрст (после 1806 вел. герцог) Карл Фридрих Баденский, к-рому отошла оставшаяся часть курфюршества на правом берегу Рейна, присоединенная к Бадену, издал эдикт (13 мая 1803), согласно к-рому был основан гос. ун-т, статус к-рого получил древний ун-т в Г. Согласно эдикту, ун-т состоял из 5 фак-тов; пост ректора становился наследственным и принадлежал представителям правящего дома. Первым ректором преобразованного ун-та стал вел. герц. Карл Фридрих. В 1805 г. ун-т получил совр. название в честь 2 основателей - Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg. В 1807 г. во Фрайбург был переведен католич. богословский фак-т и основан 1-й в структуре ун-та ин-т, к-рый сформировали участники филолого-педагогического семинара. На протяжении следующего 10-летия ун-т стал одним из центров нем. романтизма, представленного в Г. писателями К. Брентано, Л. Тиком, Й. фон Эйхендорфом, Й. Гёрресом и поэтом Л. А. фон Арнимом, к-рые в своем творчестве идеализировали нем. средневековье. С 1838 г. в ун-те начал действовать семинар практической теологии.

http://pravenc.ru/text/161906.html

В 1849 г. к еп-ству Зеккау были присоединены еп-ство Леобен и часть еп-ства Лафант, что стало последним этапом в оформлении совр. еп-ства Грац-Зеккау. Границы еп-ства в основном совпадают с границами земли Штирия. Свое новое название еп-ство получило в 1963 г. В наст. время в еп-стве проживают более 1,151 млн чел., ок. 900 тыс. из них - католики (Ibid. P. 281). Инсбрук и Фельдкирх Совр. территория еп-ств Инсбрук и Фельдкирх - это австр. часть средневек. Бриксенского княжества-еп-ства. После первой мировой войны еп-ство было подчинено непосредственно папе, на австр. части еп-ства создана апостольская администратура Инсбрук-Фельдкирх, глава к-рой получил функции епископа. Администратура просуществовала до 1964 г., когда в ходе реорганизации диоцезов Альпийского региона была объявлена еп-ством Инсбрук-Фельдкирх. В 1968 г. Фельдкирх выделился в отдельное епископство. 1-м епископом Инсбрука стал бывш. глава администратуры Паулюс Руш (епископ в 1964-1980). В наст. время в еп-стве Инсбрук проживают ок. 530 тыс. чел., из них ок. 406 тыс.- католики; в Фельдкирхе - ок. 385 тыс., из которых католичество исповедуют ок. 264 тыс. (Ibid. P. 249, 321). Университет в З. В соответствии с решением Тридентского Собора (1545-1563) об организации новых учебных центров в 1617 г. в З. была создана гимназия, ориентированная на преподавание теологии. Базой для нее послужила устроенная еще архиеп. Арноном школа при соборе. В 1622 г. по решению архиеп. Париса Лондрона гимназии были дарованы привилегии и выдано финансирование, необходимые для получения ей статуса ун-та. Зальцбургский ун-т славился теологическим и юридическим фак-тами, сохранявшими традиц. преподавание, и профессорами-бенедиктинцами, во многом влиявшими на интеллектуальную жизнь ун-та. Утрата архиеп-ством З. независимости и присоединение его к Баварии сказались на судьбе ун-та. В 1810 г. он был распущен, вместо него создан теологический и философский лицей. В 1850 г. лицей вновь получил статус ун-та, но единственным действующим фак-том оставался теологический. После первой мировой войны ун-т в З. получил необходимую поддержку. В 1936-1937 гг. к открытию были готовы юридический и биологический фак-ты, однако аннексия Австрии Германией помешала реализации этих проектов. В воссоздании католич. ун-та после второй мировой войны главную роль сыграли Зальцбургский архиеп. Андреас Рорахер (1943-1969) и глава земли З. Й. Клаус. 5 июля 1962 г. последовало решение об организации в З. ун-та. Предполагалось, что сначала это будет лишь фак-т католич. теологии и философии (занятия начались в 1964), затем добавятся фак-т права и политических наук и медицинский фак-т (1965, до 2002). Совр. разделение ун-та на 4 фак-та (католич. теологии, права, культуры и общественных наук, естествознания) - результат проведенной в 2002 г. реформы. Православие в З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010