24 мая (6 июня н. с.) 1817 г. указом Александра I Мин-во народного просвещения вошло в состав Мин-ва духовных дел и народного просвещения, а преподаванию в ун-тах церковно-богословских дисциплин стали уделять значительно больше внимания. 22 февр. 1819 г. вышел циркуляр кн. А. Н. Голицына об обязательном открытии во всех ун-тах лекционных курсов для «приобретения достаточных сведений в богопознании и христианском учении, толико существенных и необходимо нужных для каждого человека вообще» ( Андреев, Цыганков. 2016. С. 49). Отмечалось, что кандидатура профессора, преподававшего данный предмет, не избиралась на университетском совете, как требовала процедура устава 1804 г., а представлялась духовным начальством на утверждение министра. Т. о. в сент. в Московском ун-те появилась кафедра догматического и нравоучительного богословия, к к-рой фактически присоединили кафедру церковной истории. Ее возглавил свящ. Григорий Левитский, выпускник СПбДА, прошедший подготовку у буд. Московского митр. Филарета (Дроздова). В круг преподаваемых им предметов входили Свящ. церковная история, к-рая читалась по руководству митр. Филарета, догматическое богословие (по руководству еп. Иринея (Фальковского) ) и нравственное богословие (по нем. учебнику Г. Г. Шуберта). С кафедры Левитский ушел из-за трудностей с одновременным исполнением обязанностей преподавателя и приходского священника. В 1824 г. обязанности профессора богословия и церковной истории возложили сначала на архимандрита московского в честь Богоявления мужского монастыря Иннокентия (Платонова), а в 1827 г.- на выпускника МДА свящ. Петра Терновского, поручив ему и настоятельство в храме при ун-те. Во время своего долгого служения в ун-те Терновский в течение года (1834/35 уч. г.) был деканом нравственно-политического фак-та - редчайшая в российских ун-тах ситуация, когда духовное лицо руководило светскими профессорами, решая текущие учебные дела (в т. ч. прием экзаменов), весьма далекие от богословия. Система чтения лекций по богословию, построенная Терновским, была своеобразной. Для юристов он читал 3-летний курс: догматическое богословие по собственным разработкам - на 1-м курсе, нравственное богословие по «Катехизису» митр. Филарета - на 2-м курсе, историю церковного права с элементами истории Вселенской и Русской Церкви - на 3-м. В один учебный год профессор читал церковное право и либо догматическое, либо нравственное богословие. Если во время обучения студенты-юристы могли ознакомиться со всеми курсами профессора, то студенты др. фак-тов попадали либо на догматическое, либо на нравственное богословие в зависимости от того, какой курс профессор читал в череде для юристов (студенты всех фак-тов, кроме юридического, слушали богословие один год). На переводных экзаменах студентов вместе с профессором присутствовал архиерей.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

5 нояб. 1804 г. имп. Александром I Павловичем был утвержден 1-й Общий устав ун-та, предоставивший ему автономию; управлял ун-том совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся ученым советом и высшей инстанцией университетского суда. Первым выборным ректором стал Х. А. Чеботарёв, проф. истории и словесности. Вместо 3 фак-тов было образовано 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук и словесных наук - и 28 кафедр вместо прежних 10. В 1803 г. П. Г. Демидов пожертвовал ун-ту 100 тыс. р., часть доходов с капитала была использована на организацию кафедры натуральной истории, получившей по уставу 1804 г. название Демидовской. В 1805 г. открыта глазная больница, в авг. того же года - Клинический ин-т, 7 янв. 1806 г.- Повивальный ин-т и родильный госпиталь. В 1807 г. кнг. Е. Р. Дашкова передала в дар ун-ту кабинет натуральной истории и др. редкостей, экспонаты к-рого она собирала более 30 лет при участии августейших персон иностранных гос-в. В 1804 г. при ун-те было открыто Об-во истории и древностей российских, а также Об-во соревнования медицинских и физических наук (с 1845 Физико-медицинское об-во) и созданное Г. И. Фишером фон Вальдгеймом Московское об-во испытателей природы (МОИП). В 1811 г. учреждены Об-во математиков и Об-во любителей российской словесности, их почетными членами были И. В. Гёте , А. фон Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Б. Ламарк. К 1812 г. в ун-те было 215 студентов. Перед занятием Москвы франц. войсками ректор И. А. Гейм с профессорами выехал в Н. Новгород, куда перевезли наиболее ценные предметы из б-ки и музеев, а также сосуды, крест и Евангелие из университетской церкви. Удалось спасти лишь небольшую часть экспонатов из коллекций ун-та. Сгорели архив, б-ки профессоров, погибла коллекция рус. древностей, состоявшая из рукописей, старопечатных книг и монет. Ун-т остался без здания для занятий и без домовой церкви. Восстановление пострадавшего в огне корпуса началось в 1817 г. В том же году попечитель ун-та кн. А. П. Оболенский обратился к викарию Московской епархии архиеп. Августину (Виноградскому) с просьбой отдать под домовый храм вмч. Георгия на Красной Горке. В сент. 1817 г. под университетскую церковь был отдан только верхний придел во имя арх. Михаила, к-рый переосвятили во имя мц. Татианы и перенесли в него спасенную утварь из прежней Татианинской ц. Университетский храм располагался здесь до 1837 г.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Неизвестна и точная дата его отъезда из Вернёя в Париж. Условная датировка 1301 г. дается на основании нормативной в то время продолжительности обучения в Париже от поступления на фак-т искусств (см. Artes liberales ) до завершения занятий на теологическом фак-те и получения степени бакалавра теологии. Однако, поскольку в списке насельников парижского монастыря францисканцев, датируемом 1303 г., имя Н. де Л. отсутствует, некоторые исследователи предположили, что он прибыл в Париж только после 1303 г. и прошел курс теологического обучения быстрее, чем это требовалось уставом ун-та (см.: Angotti. 2011. P. 221-223). Годы обучения Н. де Л. в Париже совпадают с непродолжительным периодом преподавания на теологическом фак-те Парижского ун-та выдающегося представителя поздней схоластики Иоанна Дунса Скота ( 1308), который читал лекции в 1302-1303 и 1304-1307 гг. Однако Н. де Л., судя по всему, принадлежал не к числу последователей Иоанна Дунса Скота, но, напротив, к лагерю его противников, которые сохраняли верность традиц. францисканской теологии 2-й пол. XIII в., развивавшейся под сильным влиянием августинизма. Степень бакалавра теологии Н. де Л. получил не позднее окт. 1307 г. (см.: Delmas. 2011. P. 19). Вероятно, в 1308 или 1309 г. Н. де Л. стал д-ром теологии и начал преподавать на теологическом фак-те Парижского ун-та (см.: Glorieux. 1933. P. 215). Об этом свидетельствует упоминание его с соответствующим титулом в документе, датируемом 1309 г., а также присутствие даты 1309 г. в соч. «Доказательство пришествия Христа», которое по происхождению и форме является т. н. вопросом на разные темы (quodlibet). В виде таких вопросов доктор (магистр) теологии представлял свою позицию на занятиях со студентами в качестве «преподающего учителя» (magister regens). Н. де Л. продолжал читать лекции в Парижском ун-те до конца жизни, однако его мало интересовала спекулятивная схоластическая теология; к нач. 20-х гг. XIV в. его интересы полностью сместились в область библейской экзегезы.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

В нем говорится о новых адм. должностях (прокторы, педелы), описаны их обязанности. Отдельные статьи посвящены жилищным условиям преподавателей и студентов, их юридическому статусу, одежде, порядку проведения лекций, диспутов и присвоению магистерской степени; упоминаются фак-ты «свободных искусств» (см. Artes liberales ), канонического права и теологии ( Hackett. 1970). Канцлер ун-та избирался действующими преподавателями (regent masters), а не назначался епископом. В 60-х гг. XIII в. у ун-та появилась собственная печать. Первая офиц. версия университетских статутов утверждена 17 марта 1276 г. О К. как об ун-те (studium generale) впервые упоминается в 1290 г. в адресованном гильбертинцам письме папы Римского Николая IV . В 1318 г. этот статус был подтвержден буллой папы Римского Иоанна XXII . В 1401 г. папа Бонифаций IX отменил обязательное папское утверждение кандидатуры избранного канцлера. Окончательно независимость ун-та от епископской власти признал в 1433 г. папа Евгений IV . В ранний период значительное влияние на развитие ун-та оказали монахи нищенствующих орденов (мон-рь францисканцев в К. был основан ок. 1228, доминиканцев - не позднее 1238, кармелитов - в 1247; во 2-й пол. XIII в. в К. появились общины др. нищенствующих орденов). Влияние доминиканцев и францисканцев, особенно заметное на теологическом фак-те, вызывало недовольство секулярных клириков и привело к конфликту между ними (так же как неск. ранее в Париже и Оксфорде). В 1303 г. был издан ряд статутов с целью уменьшить привилегии монахов нищенствующих орденов и поставить их под более строгий контроль руководства ун-та. Представители доминиканцев и францисканцев обратились с протестом в Рим. Через 3 года конфликт удалось уладить путем компромисса, однако трения между монашествующими и секулярными клириками остались ( Moorman. 1952). В XIII в. в К. продолжались конфликты ун-та с горожанами. Неоднократные вооруженные столкновения (1249, 1259-1261) привели к отъезду части преподавателей и студентов в Оксфорд и Нортгемптон (в 1261-1265 там существовал 3-й англ.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

XIII в. Помимо Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана , Институций Гая изучалось также ленное право (Liber feudorum). Ведущими специалистами в области рим. права в Б. в XIII в. были Аццо, автор «Суммы» к Кодексу Юстиниана и Институциям Гая, Аккурсий, Уголино, Одофред. В классический период развития болонской канонистики (2-я пол. XIII - сер. XIV в.) прославились Синибальдо деи Фьески (буд. папа Иннокентий IV ), Энрико Сузанский, кард. Остийский, Иоанн Андреа , Бернард из Пармы, составитель глоссы к «Liber Extra», Эгидий из Фускарарий, первый мирянин, занимавшийся каноническим правом, Гвидо Баизио (иначе Архидиакон). Крупнейший канонист XV в. Никколо деи Тудески преподавал в Б. только краткое время. С нач. XVII в. папский кардинал-легат стал единственным постоянным ректором ун-тов студентов, каждый из к-рых управлялся отныне своими приорами, избирающимися на месяц. Все расходы по содержанию преподавателей Папское гос-во брало на себя. В XVII-XVIII вв. из среды болонских студентов-теологов вышло большинство архиепископов Б., а также неск. пап Римских, в частности Урбан VIII и Бенедикт XIV. В 1641 г. была основана кафедра преподавания араб. и сир. языков, кафедра преподавания древнеевр. языка появилась в Б. еще в 1473 г. В 1796 г. Болонский ун-т был распущен и вновь восстановлен в 1802 г., но преподавание теологии и канонического права отменили. В 1815 г. была проведена реформа ун-та, во главе к-рого по-прежнему стоял ректор, но главным секретарем становился архиепископ Б. Весь ун-т был разделен на 4 коллегии: теологии, юриспруденции, медицины и хирургии, философии и математики. В 1824 г. буллой папы Льва XII «Quod divina sapientia» Болонскому ун-ту был присвоен статус Папского. В 1860 г. ун-т был подчинен Управлению высшего образования Итальянского гос-ва, богословский фак-т упразднен. В 1909 г. были введены правила организации, к-рые до наст. времени действуют во всех итал. ун-тах: появились фак-ты юриспруденции, лит-ры, медицины, фармацевтики и естественных наук. С 1952 г.

http://pravenc.ru/text/149693.html

В наст. время «О. D.» ведет деятельность на всех континентах в 67 гос-вах. К 2016 г. в орг-ции состояли ок. 100 тыс. чел., из них более 90% - миряне. Территориально прелатура делится на 13 регионов, имеющих представительства-делегации, 21 полурегион (квазирегион) и 15 представительств-делегаций, находящихся в непосредственном подчинении прелата. На территории бывшего СССР «О. D.» c 1994 г. ведет свою деятельность в Литве, позже начало работу в Эстонии, Казахстане, Латвии. В апр. 2006 г. прелат «О. D.» еп. Х. Эчеваррия Родригес посетил Россию, побывал в Москве и С.-Петербурге. С 2007 г. в РФ открыто представительство-делегация «О. D.», напрямую подчиняющееся прелату. «О. D.» ведет активную работу в сфере высшего католич. образования. В 1948 г. в Риме была открыта коллегия Св. Креста, где проходят подготовку буд. священники для «O. D.». С 1953 г. в Риме действует коллегия Пресв. Девы Марии для мирян - членов «O. D.». В 1952 г. в Памплоне (ныне столица испан. автономной обл. Наварра) было открыто высшее учебное заведение, получившее 6 авг. 1960 г. от Папского престола статус ун-та (An. Pont. 1961. P. 1080), с 1962 г. Наваррский ун-т имеет гос. аккредитацию. Созданный в 1964 г. по инициативе Эскривы де Балагера учебный центр «О. D.» в г. Пьюра (Перу) в 1969 г. также получил статус ун-та. 15 окт. 1984 г. в Риме прелатурой «О. D.» был открыт ун-т Св. Креста; 9 янв. 1985 г. Конгрегация католич. образования дала ему статус филиала Наваррского ун-та. С 1990 г. ун-т Св. Креста имел статус рим. атенеума, независимого от Памплоны. В 1995 г. папа Иоанн Павел II пожаловал атенеуму титул папского учебного заведения, а 15 июля 1998 г. официально преобразовал его в папский ун-т (Pontificia Universitas Sanctae Crucis - An. Pont. 2012. P. 1902). В 1989 г. в Сантьяго-де-Чили прелатура «О. D.» учредила Андский ун-т (Universidad de los Andes). Должности канцлеров во всех ун-тах занимает прелат «О. D.» (за исключением Андского ун-та, где он именуется почетным ректором). Идейные основы, принципы организации и деятельность «О.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

29 нояб. 1939 г. митрополитом Молдавским стал Ириней (Михэлческу) , выпускник Богословского факультета Бухарестского ун-та, получивший докторскую степень по философии в Лейпцигском ун-те. С 1904 по 1939 г. он был профессором кафедры догматического богословия при Богословском факультете Бухарестского ун-та. Автор десятка богословских работ в области догматики, апологетики, истории религий, мн. переводов сочинений святоотеческой лит-ры, сотен статей, учебников для богословских фак-тов. Став митрополитом, он много сделал для журнала митрополии. В авг. 1947 г. удалился в женский монастырь Агапия, где скончался 5 апр. 1948 г. Предстоятельство митр. Юстиниана (Марины) было недолгим (избран 19 нояб., интронизирован 28 дек. 1947): 27 февр. 1948 г. он стал местоблюстителем Патриаршего престола, 24 мая избран 3-м патриархом РумПЦ (интронизирован 6 июня 1948). Новый митрополит был избран спустя 2 года: 26 февр. 1950 г. им стал архиеп. Марамурешский Севастиан (Русан). В условиях коммунистического режима в Румынии он проявлял заботу о монашеских семинариях при мон-рях Нямецком, Агапия и Вэратек. Стремясь оградить мон-ри от вмешательства в их жизнь светских властей, он распространил практику создания при мон-рях ремесленных мастерских. С 1952 г. провел реставрацию ряда церквей митрополии, пострадавших во время второй мировой войны. В проповедях неоднократно говорил о влиянии представителей власти на жизнь Церкви, стремился оградить иереев и паству от политики, что сделало его неблагонадежным в глазах нового режима, установившего за ним надзор органов безопасности. Он скончался 15 сент. 1956 г. при загадочных обстоятельствах, что породило слухи о его отравлении. 10 янв. 1957 г. митрополитом Молдовы и Сучавы был избран митр. Трансильванский Иустин (Мойсеску) . Он получил богословское образование на богословском фак-те Афинского ун-та, продолжил образование на фак-те римско-католич. богословия Страсбургского ун-та, в Афинах защитил докт. дис. «Евагрий Понтийский: Жизнь, произведения и учение», премированную Афинской АН в 1937 г.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

Лит.: Chupungco A. The Pontifical Liturgical Institute: A Benedictine Service to the Church//Ecclesia Orans. 1987. N 4. P. 23-56; Engelbert P. Geschichte des Benediktinerkollegs St. Anselm in Rom: Von den Anfängen (1888) bis zur Gegenwart. R., 1988; Sant " Anselmo: Saggi storici e di attualità/Ed. G. J. Békés. R., 1988; Nocent A. Institut Pontifical de Liturgie//DHGE. T. 25. Col. 1326-1327; An. Pont. 2008. P. 1788, 1959-1960. Папский институт «Царица апостолов» (Pontificio Ateneo «Regina Apostolorum») основан Конгрегацией католич. образования 15 сент. 1993 г. как ин-т монашеской конгрегации Легионеров Христа в Риме (Виа дельи Альдобрандески, 190) с фак-тами теологии и философии. 11 июля 1998 г. папа Иоанн Павел II присвоил институту статус папского. 3 сент. 2004 г. новые статуты ин-та утверждены Конгрегацией католич. образования. 23 апр. 1999 г. Конгрегация католич. образования открыла на теологическом фак-те Высший ин-т изучения религии (Istituto Superiore di Scienze Religiose) с правом присуждать степени бакалавра и лиценциата религиеведения (scientiis religiosis). 21 мая 2001 г. в «Regina Apostolorum» учрежден фак-т биоэтики, готовящий специалистов по вопросам, связанным с теологической и этической оценкой совр. проблем медицины и биологии. В февр. 1999 г. филиал философского фак-та ин-та открыт при академическом центре легионеров Христа в Нью-Йорке, с нояб. 2002 г. филиал теологического фак-та действует в ДС святых Карла и Маркелла архиеп-ства Трухильо (Перу). В структуру ин-та входят центры информации по гуманитарным наукам, дистанционного обучения, повышения квалификации ректоров и преподавателей ДС и ин-т «Sacerdos», где клирики могут получать дополнительную пастырскую и богословскую подготовку. Теологический и философский факультеты института издают ж. «Alpha Omega» (с 1998), фак-т биоэтики - ж. «Studia Bioethica» (с 2008); ин-т участвует в издании ж. «Ecclesia». Канцлером ин-та является генеральный настоятель конгрегации Легионеров Христа (в 2009 пресв. А. М. дель Р. Коркуэра), управляет ин-том ректор из числа профессоров - членов конгрегации (в 2009 пресв. П. Баррахон).

http://pravenc.ru/text/468827.html

В епархии активно развивается система духовного образования. 4 нояб. 1991 г. начало работу Волгоградское епархиальное ДУ. В нояб. 1992 г. по благословению Патриарха открылся Царицынский православный университет им. прп. Сергия Радонежского , ректором к-рого является митр. Герман. Первоначально в ун-те функционировали 3 фак-та: богословский, пастырско-педагогический (впосл. преобразован в Волгоградское епархиальное уч-ще правосл. катехизации и церковной педагогики) и экологический, в 1999 г. открылся фак-т церковного пения и педагогики. В 1996 г. при богословском фак-те начало работу миссионерское отд-ние ДУ. С 1997 г. богословский фак-т издает сб. «Мир Православия». В 1991-1992 гг. в епархии начали создаваться воскресные школы для детей и взрослых, духовнопевч. школы. В 1993 г. общеобразовательная школа в г. Волжском была преобразована в Кирилло-Мефодиевский лицей, 1 сент. 2002 г. при приходе равноап. кн. Владимира в Волгограде открылась негос. общеобразовательная правосл. «Владимирская» школа. К 1 янв. 2005 г. в епархии насчитывалось 84 воскресных, 5 церковнопевч. школ, правосл. театральная студия. 13 мая 2001 г. прошел фестиваль церковных и воскресных школ В. и К. е. 8-11 нояб. 1999 г. в Волгограде прошла Российская соборная конференция по вопросам правосл. воспитания учащихся, на к-рой много внимания было уделено преподаванию основ православной культуры. Администрация Волгограда поддержала предложение участников конференции о введении курса «Основы православной культуры» в учебных заведениях. В 2001/02 уч. г. этот предмет преподавали в 15 колледжах и школах Волгограда, в 2002/03 уч. г.- в 50 учебных заведениях. В марте 2002 г. при Царицынском правосл. ун-те учрежден Попечительский совет по делам правосл. образования и просвещения населения Волгоградской обл., председателем к-рого стал митр. Герман. 6 мая 2001 г. в правосл. ун-те состоялся молодежный форум, посвященный духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества в Волгоградской обл. С авг. 1991 г. В. и К. е. издает ежемесячную газ. «Православное слово» , серию брошюр «Духовно-нравственное просвещение и оздоровление человека». С 1993 г. на Волгоградском областном телевидении еженедельно транслируются проповеди Волгоградского архиерея, на муниципальном телевидении выходят телепередача «Свеча» и телепрограмма «Благовест». При поддержке фонда «Александр Невский» епархия ежегодно проводит в Волгограде фестивали правосл. средств массовой информации, в к-рых участвуют журналисты из России, СНГ и стран Балтии.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛКОВ Евгений Христофорович (13.09.1882, г. Петрозаводск Олонецкой губ.- 1.12.1930, Ленинград), свящ. Из семьи священника. Окончив Ярославскую ДС, в 1904 г. поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. С 1905 г. в печати начали появляться статьи Б., в к-рых он, доказывая необходимость преобразований церковной жизни, высказывал идеи, близкие к программе «группы 32-х петербургских священников» (см. Союз церковного обновления ). В 1906 г. Б. переехал в С.-Петербург и перевелся на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906-1907 гг. вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 г. был отчислен из ун-та за то, что не внес плату за обучение, впосл. предпринимал неоднократные попытки закончить курс: учился на юридическом фак-те с осени 1909 по дек. 1911 г., в 1915/16 учебном году - на историко-филологическом фак-те, затем был призван в армию, осенью 1918 г. восстановлен как студент ун-та, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 г. подавал прошение о зачислении на фак-т общественных наук. В 1912-1918 гг. в журналах «Русский паломник» и «Соборный разум» Б. публиковал рассказы о жизни духовенства, стихи (подписывался «Х. Толшемский», «Б-в» и «Евг. Б.»). В 1911 г. в С.-Петербурге вышел его 1-й сб. рассказов «В мире рясы», содержавший резкую критику высшего духовенства и монашества, затем увидели свет еще 3 книги. В кон. 1917 г. Б. женился на М. Пирамидовой и был рукоположен во иерея к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул., где служил 3-м священником. Б. горячо приветствовал Февральскую революцию. Являлся членом об-ва «Соборный разум», учеником и другом руководителя об-ва прот. Иоанна Егорова , одним из организаторов одноименного изд-ва. В июне 1918 г. при посещении свт. Патриархом Тихоном Петрограда Б. в составе делегации об-ва вручил ему приветственный адрес. 29 марта 1922 г. Б. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства» и вскоре стал одним из руководителей обновленчества .

http://pravenc.ru/text/77906.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010