1990). Вопросы, связанные с устройством ун-та и привилегиями преподавателей и студентов, были урегулированы буллой папы Николая IV «De statu regni Portugalie» (9 авг. 1290), в которой сообщалось, что в ун-те действовали юридический, медицинский фак-ты и фак-т свободных искусств; канцлером ун-та был епископ Лиссабона. Конфликты университетской корпорации с горожанами могли послужить причиной его перевода в К. (утвержден буллами папы Климента V «Profectibus publicis» и «Porrecta nuper» от 26 февр. 1308). В грамотах кор. Диниша I о привилегиях ун-та его перенесение в К. рассматривалось как повторное основание (о нахождении ун-та в Лиссабоне не упом.; см.: Brand ã o, Almeida. 1937. P. 50-51; Варьяш, Русанов. 2012). Основные привилегии ун-та изложены в «Великой хартии привилегий» (Carta Magna Privilegiorum, 1309). В отличие от др. европ. ун-тов в К. раздельно существовали фак-ты канонического (Canones) и гражданского (Leges) права. В 1338 г. ун-т был вновь перенесен в Лиссабон; в грамоте кор. Афонсу IV причиной этого названы конфликты между студентами и придворными (королевский двор часто находился в К.). Ок. 1354 г. из-за противостояния с горожанами и, вероятно, из-за эпидемии чумы (черная смерть) ун-т вернулся в К. При королях Педру I (1357-1367) и Фернанду I (1367-1383) ун-ту были подтверждены старые привилегии и дарованы новые (в основном экономические и судебные), что вызвало недовольство горожан. С этим был связан повторный перенос ун-та в Лиссабон в 1377 г. (в королевской грамоте говорилось о желании иностранных профессоров жить в богатом столичном городе - Coelho M. H. Coimbra trecentista - a cidade e o Estudo//A Universidade de Coimbra no seu 7. Centenário. 1993. P. 89-100); в 1380 г. это было одобрено антипапой Климентом VII (ун-т оставался в Лиссабоне до 1537). В 1400 г. в ун-те был создан богословский фак-т (ранее богословие преподавалось в школах при мон-рях францисканцев и доминиканцев, однако в сер. XIV в. могли существовать инкорпорированные в ун-т богословские школы; см.: Antunes J.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

К 15 апр. 1918 г. на заседании историко-философского фак-та Казанского ун-та К. был принят приват-доцентом ун-та на кафедру церковной истории. Здесь преподавали К. В. Харлампович и Н. В. Никольский , Ф. А. Курганов. С 1918/19 уч. г. лекции, к-рые читал К., были рекомендованы для посещений не только студентам старших семестров исторического отделения Казанского ун-та, но и всем желающим. На основании Декрета СНК от 9 окт. 1918 г. К. получил звание профессора Казанского ун-та, с 1 янв. 1919 г., согласно тому же декрету, выбыл из состава профессоров. 15 февр. того же года по Всероссийскому конкурсу был избран профессором кафедры истории Церкви историко-филологического фак-та Казанского ун-та. К. ездил в Москву под предлогом научных исследований в б-ках Московского ун-та, Археологического ин-та и МДА в поисках более надежного и стабильного места работы, однако возвратился в Казань. В 1919/20 уч. г. К. читал курсы «История реформационных церквей Запада», «История сектантских движений на Западе», «История религий дохристианского мира», «История средневекового папства», вел практические занятия. В связи с упразднением во 2-й пол. 1919 г. кафедры истории Церкви он с 1920 г. был переведен на вновь созданную кафедру истории религий Казанского ун-та, где читал курс средневековой философии на историко-философском фак-те, а также 2 курса («Социалистические идеи западного сектантства», «Церковь и государство») на фак-те общественных наук (НАРТ. Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 4. Л. 24 об.; Оп. 27. Д. 13. Л. 77 об.). В том же году с участием К. предпринималась попытка создать в Казанском ун-те т. н. основной фак-т, срок обучения на к-ром должен был составлять 2 года (на 1-м курсе предполагалось преподавание общеобразовательных дисциплин, на 2-м - специальных предметов для студентов, собирающихся по окончании поступать на фак-т (в ин-т) гуманитарных наук). На самом фак-те планировалось организовать 4 отд-ния, в т. ч. историческое с кафедрой истории религий (Там же. Д. 2. Л. 1 об.). Однако проект так и остался нереализованным.

http://pravenc.ru/text/1684223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ ПАПСКИЕ высшие учебные и исследовательские заведения Римско-католической Церкви, находящиеся в непосредственном ведении Папского престола и от его имени присваивающие степени бакалавра, лиценциата, магистра и доктора по различным специальностям. Наряду с университетами папскими и университетами католическими , а также др. высшими католич. учебными заведениями И. и ф. п. руководствуются нормами, изложенными в конституции папы Римского Иоанна Павла II «Sapientia Christiana» (1979), и принимают на обучение клириков (монашествующих и секулярных) и мирян (мужчин и женщин). Большинство И. и ф. п. являются самостоятельными учреждениями, нек-рые из них как автономные структуры входят в состав папских ун-тов. Наиболее значимые И. и ф. п., представляющие собой крупные учебные и исследовательские заведения университетского уровня, располагаются в Риме (итал. Atenei Romani): Восточный папский институт и Папский библейский институт (входят в состав папского Григорианского университета ), Папский ин-т исследований брака и семьи «Иоанн Павел II» (входит в состав папского Латеранского ун-та), Папский ин-т св. Ансельма, Папский ин-т «Царица апостолов», Папский высший ин-т лат. языка (в качестве автономного фак-та входит в состав папского Салезианского ун-та), Папский ин-т церковной музыки, Папский ин-т христианской археологии, Папский теологический фак-т «Сан Бонавентура», Папский теологический фак-т и Папский ин-т духовности «Терезианум», Папский теологический фак-т «Марианум», Папский ин-т арабистики и исследований ислама, Папский фак-т педагогических наук «Ауксилиум». Папским статусом также наделены нек-рые высшие ин-ты церковных исследований (Instituzioni Superiori di Studi Ecclesiastici), в т. ч. папский Амвросианский ин-т церковной музыки в Милане, Папский ин-т средневековых исследований в Торонто (Канада), Папская теологическая академия в Кракове (Польша), Папский ин-т теологии и философии в Алуве (Алвае, шт. Керала, Индия), Папский атенеум философии и теологии «Дхармарам Видья Кшетрам» и Папский ин-т св. Петра в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия), Папский вост. ин-т религ. исследований «Паурастья Видьяпитхам» в Коттаяме (шт. Керала, Индия), Папский ин-т философии и религии «Джняна Дипа Видьяпитх» в Пуне (шт. Махараштра, Индия), Папский теологический фак-т Сардинии (Кальяри, Италия), Папский теологический фак-т Непорочного Зачатия в Вашингтоне (США), Папский теологический фак-т в Варшаве, Папский теологический фак-т во Вроцлаве (Польша) и Папский теологический фак-т «Ведабхакти» в Джокьякарте (Индонезия). Папский институт исследований брака и семьи «Иоанн Павел II»

http://pravenc.ru/text/468827.html

Школа языков и цивилизаций Др. Востока (École des langues et civilisations de l " Orient Ancien) была создана на теологическом фак-те в 1992 г. вместо существовавшей с 1914 г. Школы древних восточных языков. Школа имеет право присваивать степени бакалавра и лиценциата по специальности «философия и история Древнего Востока». В наст. время в школе ведется углубленное изучение древних и восточных языков и культур по секциям «Библейский мир» (евр., греч., лат. и арам. языки), «Христианский Восток» (араб., арм., копт. и сир. языки, а также греч. язык времени патристики) и «Древний Ближний Восток» (угаритский, аккад. и древнеегип. языки и культуры). В 2012 г. введено изучение древнеслав. языка. Среди получивших докторскую степень в Теологикуме - мн. католич. иерархи, богословы и историки, в т. ч. кард. Альфред Бодрийар, кард. Жан Мари Вийо , кард. Ж. Даниелу, Венский архиеп. кард. Кристоф фон Шёнборн , член Французской академии Клод Дажен, еп. Ангулема, и др. Докторантура Теологикума имеет договорные отношения на проведение совместных исследований с нек-рыми высшими учебными заведениями, в т. ч. с докторантурой «Древний и средневековый мир» при Сорбонне (ун-т Napuж-IV), с фак-тами богословских и религиозных знаний Ун-та Лаваля в Квебеке (Канада) и Монреальского ун-та (Канада), с теологическими фак-тами Лёвенского католического ун-та (Бельгия), ун-тов Тулузы и Яунде (Камерун), с Православным богословским ин-том прп. Сергия Радонежского в Париже. В Теологикуме выпускаются научные журналы, в т. ч. ежеквартально - «Recherches de science religieuse» (Религиеведческие исследования), «Revue des sciences philosophiques et theologiques» (Журнал богословских и философских исследований), «La Maison-Dieu» (Дом Божий), и серии книг; периодическая сер. «Theologia» (Теология) и др. В 1895 г. в связи с ликвидацией фак-та канонического права Сорбонны (Faculté de decret; лат. Consultissima decretorum) по распоряжению папы Льва XIII на базе юридического фак-та Парижского католического ун-та был создан фак-т канонического права. В знак преемства он сохранил лат. название «Consultissima iuris canonici». Дипломы фак-та канонического права признаются Папским престолом и Французским гос-вом. 1-й этап обучения рассчитан на 1 год. Диплом гос. образца, который выдается по окончании 2-го этапа обучения, рассчитанного на 3 года, позволяет поступить в докторантуру К. и. по специальности «каноническое право». Фак-т участвует в издании ежегодника «L " année canonique» (Канонический год).

http://pravenc.ru/text/1683913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Владимир Мошин. Фотография. 1942 г. Владимир Алексеевич (26.09.1894, С.-Петербург - 3.02. 1987, Скопье), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф. М. род. в семье писателя и проф. А. Н. Мошина. По окончании С.-Петербургской гимназии в 1913 г. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. После начала первой мировой войны со 2-го курса ушел 18 окт. 1914 г. добровольцем на фронт, за участие в боях был награжден орденом равноап. кн. Владимира 4-й степени, Георгиевской медалью и представлен к награждению орденом вмч. Георгия Победоносца. С 1917 г. продолжил обучение на историко-филологическом фак-те в Тифлисе (Тбилиси), в 1918-1919 гг.- на историко-филологическом фак-те Киевского ун-та и параллельно в Киевском археологическом ин-те. В разных ун-тах слушал лекции по византологии (у профессоров А. А. Васильева, Ю. А. Кулаковского, Д. В. Айналова), истории Церкви (И. Д. Андреева, С. Т. Голубева), истории России (С. Ф. Платонова, М. В. Довнар-Запольского), истории славян (Т. Д. Флоринского), славянской филологии (И. А. Бодуэн де Куртенэ), философии (А. И. Введенского, Н. О. Лосского), по классической филологии, общей истории и истории искусств, палеографии, археографии, нумизматике и археологии. Осенью 1919 г. М. сдал дипломную работу по теме «О первой русской епископии», но из-за начала военных действий ее защита не состоялась. В авг. 1920 г. вошел в состав Добровольческой армии на Юге России. В 1920 г., после взятия Перекопа, эвакуировался с семьей из Крыма. В 1921-1932 гг. жил в г. Копривница (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия, ныне в Республике Хорватия), где преподавал историю в гимназии, в местной правосл. общине организовал церковный хор, которым руководил долгое время. Как окончивший полный курс студент Киевского ун-та 15 июля 1922 г. сдал выпускной экзамен перед комиссией, составленной из рус. профессоров ун-тов, оказавшихся на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев. 30 июня 1928 г. защитил докт. дис. «О Тмутараканской Руси» на философском фак-те Загребского ун-та. В 1930 г. избран доцентом византологии философского фак-та в ун-те г. Скопье. В 1932 г. был переведен в гимназию г. Панчево и одновременно избран приват-доцентом по византологии в Белградском ун-те (работал до 1939). В Панчеве был председателем рус. церковной общины. С 1939 г. по решению Мин-ва просвещения переведен доцентом кафедры византологии на философский фак-т ун-та в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2564256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИСИС [греч. Ζσης] Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист. Род. в сел. Панайия на о-ве Тасос, где служил священником его отец. В 1945 г., после окончания второй мировой войны, семья поселилась в с. Меси близ Комотини (Фракия), где З. окончил начальную школу, после чего был зачислен в церковную школу в г. Ксанти (Фракия); в период обучения (1953-1961) был лучшим учеником школы. В 1961 г. З. поступил на богословский фак-т Фессалоникского ун-та, по окончании к-рого в 1965 г. получил диплом с высшим аттестационным баллом в греч. вузах - 10. Как лучший выпускник он был зачислен на юридический фак-т Фессалоникского ун-та, но прервал свое обучение там в связи с началом деятельности на богословском фак-те. З. окончил аспирантуру на кафедре истории богословского фак-та под рук. известного патролога П. Христу (1917-1996). В 1971 г. за дис. «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докт. степень, а в 1973 г. за исследование «Искусство девства: доводы святых отцов Церкви в пользу безбрачия» - звание доцента богословского фак-та. В 1980 г. З. представил вместе с др. публикациями большую монографию «Геннадий II Схоларий: Житие - писания - учение» и был избран штатным преподавателем патрологии богословского фак-та. В 1982 г., после разделения фак-та на 2 отделения, он перешел на отд-ние пастырского и социального богословия, где преподавал до сент. 2008 г. Дважды З. избирался на пост декана отд-ния. Сразу после основания Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат) в мон-ре Влатадон З. стал его научным сотрудником, в 1968-1970 гг. исполнял обязанности редактора и ученого секретаря ж. «Наследие» (Κληρονομα), издаваемого Патриаршим ин-том, а в 1977-1986 гг. являлся зам. директора (эфором) Патриаршего ин-та. В 1970 г. З. был назначен научным сотрудником Центра визант. исследований Фессалоникского ун-та, затем зав. отделом богословия центра (1988-1998), а впосл. директором центра (1991-1995). З.- член редакционной коллегии ж. «Визандина» (Βυζαντιν) и др. изданий центра. В 1982-1988 гг. был председателем Союза богословов Сев. Греции; во время его председательства начал издаваться ж. «Богослов» (Θεολγος). Вместе с сотрудниками З. был организатором и активным участником различных научных конференций, как греческих, так и международных.

http://pravenc.ru/text/199887.html

В англикан. Церкви в настоящее время Д.- настоятель собора, глава капитула каноников. Если собор выполняет функции приходской церкви, Д. является ректором прихода. В Шотландской Епископальной Церкви диоцезальный Д. занимает место архидиакона и является помощником епископа по управлению диоцезом. В Англии Д. возглавляют т. н. королевские церкви, изъятые из подчинения епископу (напр., Вестминстерское аббатство). Подобное положение имеют Д. собора св. Патрика в Дублине и Национального собора в Вашингтоне. Д. дипломатического корпуса (дуайен от франц. doyen) возглавляет иностранных дипломатов, находящихся в стране. Как правило, Д. является старейший по времени пребывания в стране посол, к-рый первым вручил верительные грамоты. Д. выступает от имени дипкорпуса на протокольных мероприятиях и представляет всех аккредитованных дипломатов. По традиции во мн. странах папский нунций часто является дуайеном дипкорпуса независимо от даты вручения верительных грамот (что подтверждается ст. 4 протокола Венского конгресса 1815 г. и ст. 16 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» от 18 апр. 1961) (Венская конвенция о дипломатических сношениях (от 18 апр. 1961)//Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. 18. С. 221). Для обозначения должностного лица в ун-тах термин «Д.» стал употребляться с XIII в. Самое раннее свидетельство о Д. связано с ун-том г. Монпелье (Юж. Франция). Статут фак-та медицины от 1220 г. предусматривал создание рядом с ректором должности «старейшего магистра» (magister antiquior). Статут фак-та «свободных искусств» 1242 г. устанавливал должность Д., к-рому в деле управления фак-том помогал ректор, при этом обоим полагалось быть докторами. В Парижском ун-те должность Д., вероятно, появилась в сер. XIII в. на фак-тах теологии, канонического права и медицины. Должность Д. предусматривалась гл. обр. в тех ун-тах, к-рые были основаны по образцу Парижского, в т. ч. на территории Свящ. Римской империи. Должность Д. являлась нижестоящей по отношению к должностям канцлера или ректора, к-рые были наделены полномочиями по управлению всем ун-том, а также имели право вмешиваться во внутренние дела фак-та, иногда без участия и ведома Д. Эта должность замещалась в результате выборов либо предоставлялась на определенный срок старейшему доктору фак-та. В наст. время во мн. странах, в т. ч. и в России, Д. возглавляет фак-т; должность выборная.

http://pravenc.ru/text/171607.html

Teologia//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 237-242). В это же время был решен вопрос о доходах ун-та: в 1411 г. антипапа Иоанн XXIII одобрил прошение кор. Жуана I о предоставлении ун-ту бенефициев (по 1 приходу в каждом диоцезе); впосл. нек-рым преподавателям назначались специальные выплаты. В 1431 г. были составлены университетские статуты о порядке присуждения степеней, тогда же покровитель (protector) ун-та инфант Энрике Мореплаватель подарил ему здания в Лиссабоне. В 1443 г. регент инфант Педру выдвинул идею создания 2-го ун-та в К. (не реализована). В 1447 г. по завещанию д-ра Дьогу Афонсу ди Манганши была основана коллегия для проживания бедных студентов. В XIII-XV вв. ун-т не пользовался авторитетом даже в Португалии: жители королевства предпочитали получать образование в ун-тах Саламанки, Болоньи, Парижа, Падуи, Монпелье. По-видимому, выпускники ун-та становились гл. обр. сотрудниками королевской канцелярии, но не занимали высоких должностей ( Norte A. Lentes, escolares e letrados: Das origens do Estudo Geral ao final do século XIV//Universidade Medieval em Lisboa. 2013. P. 120-122). В XV в. произошло сближение ун-та и королевского двора, увеличилось значение протектора ун-та (как правило, им был король, член правящей династии или высокопоставленный вельможа); университетская корпорация лишилась права самостоятельно разрабатывать статуты ( Oliveira A. R., de. A mobilidade dos Universitários//História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 349). Высказывалось мнение, что ун-т фактически утратил автономию ( Brand ã o, Almeida. 1937. P. 118-121). «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. В 1503 г. кор. Мануэл I даровал ун-ту новые статуты, в к-рых впервые упоминается об отдельных кафедрах естественной и моральной философии в составе фак-та свободных искусств. В связи с географическими открытиями и развитием мореплавания была учреждена кафедра астрологии. Оформилась структура богословского фак-та, состоявшего из 3 кафедр (Первой (Prima), Вечерней (Vespera) и Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Университетская иезуитская церковь. Фотография. 1973 г. Лютеране и кальвинисты предпочитали посылать своих детей учиться в Германию и Швейцарию. Еп. Фабри, стремясь привлечь в Венский ун-т молодежь, воспитанную в «истинной вере», организовал в В. неск. школ. Но до появления в В. иезуитов особых успехов в области образования властям добиться не удалось. В 1552 г. иезуиты открыли колледж и начали проповедовать в университетской церкви. В 1554 г. П. Канизий инспирировал подписание Фердинандом I Декрета о Венском ун-те, по к-рому каждый новый преподаватель должен был держать экзамен по «силе вере» перед епископом. Студентам предписывалось участие во всех церковных городских и университетских праздниках, прослушивание месс и литургий «для усиления веры». Ректор и декан теологического фак-та контролировали чтение студентами лит-ры. На теологическом фак-те сократилось число лекторов. Наиболее успешных студентов ун-та иезуиты направляли на продолжение обучения в Рим, в Collegium Germanicum. Постепенно иезуитам удалось установить полный контроль над Венским ун-том. В 1564 г. новый имп. Максимилиан II, симпатизировавший протестантам, издал декрет, согласно к-рому обучаться в Венском ун-те и получить любую степень могли как католики, так и протестанты. Религ. толерантность в Венском ун-те просуществовала недолго. При имп. Рудольфе II из ун-та были вытеснены все протестанты и введен запрет принимать профессоров-некатоликов, обострился конфликт между иезуитами и студентами. В 1623 г. удалось неск. сгладить противоречия между иезуитами и студентами: кард. М. Клесль издал документ под названием «Sanctio Pragmatica», согласно к-рому в подчинение иезуитам передавали только 2 фак-та - теологический и философский, на остальных иезуиты не имели никакой власти. Однако на практике избежать их вмешательства в университетские дела и жизнь студентов оказалось трудно. Благодаря иезуитам в Венском ун-те появились новый учебный корпус и церковь, где они проповедовали. Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Упадок Венского ун-та связывают с засильем контрреформации и тур. завоеваниями.

http://pravenc.ru/text/150177.html

После Ватиканского II Собора , на к-ром большинство преподавателей Г. у. являлись участниками или теологами-консультантами (в т. ч. кардиналы Августин Беа , Пабло Мунос-Вега, пресвитеры Р. Бидагор, С. Тромп и др.), в ун-те проводилась разработка реформы теологических исследований и новых методик преподавания теологии. При участии канонистов Г. у. (пресвитеры Р. Бидагор, Ж. Бейер, У. Наваррете, Дж. Гирланда) подготовлено издание нового Кодекса канонического права (1983). В наст. время в Г. у. действуют 6 фак-тов: теологический, философский, канонического права, церковной истории, миссиологии, социальных наук (с 1951), а также 4 ин-та: богословия духовной жизни, психологии (с 1971), религ. наук (с 1971), изучения религий и культур (с 2002). С кон. 70-х гг. ХХ в. при Г. у. организован междисциплинарный Центр изучения социальных коммуникаций. В 1991 г. при фак-те церковной истории открыты Высшие курсы по изучению культурного наследия Церкви (в 2005 объединены в фак-т церковной истории и культурного наследия Церкви). С 2002 г. при Ин-те изучения религий и культур организован Центр им. кард. А. Беа, занимающийся исследованиями иудаизма. Г. у. возглавляется Великим канцлером, к-рым по должности является префект Конгрегации по делам католич. образования (с 15 нояб. 1999 кард. Зенон Грохолевский). Зам. канцлера - генеральный настоятель ордена иезуитов (с 13 сент. 1983 пресв. П.-Х. Колвенбах). Непосредственное управление ун-том осуществляет ректор (с 2005 пресв. Дж. Гирланда). Учебные программы Г. у. составлены в соответствии с папской конституцией «Sapientia Cristiana» (1979) и декретом Конгрегации по делам католич. образования «Nova Codice» (2002). После вступления Ватикана в Болонский процесс (2003) осуществляется работа по упорядочению учебных планов ун-та в соответствии со стандартами европ. ун-тов. В 2005 г. утвержден новый устав (статуты) ун-та. Общее число студентов всех фак-тов и ин-тов Г. у.- более 3,5 тыс. чел. (2006). Большинство студентов по окончании ун-та принимают священство, вступают в монашеские ордены и конгрегации или поступают на работу в различные католич. орг-ции. Из числа выпускников Г. у. 21 канонизирован Римско-католической Церковью, 46 беатифицировано. Воспитанниками ун-та были 16 пап (от Григория XV до Иоанна Павла I ); ок. 1/3 совр. коллегии кардиналов и ок. 1/4 всего католич. епископата окончили Г. у. или обучались в нем.

http://pravenc.ru/text/166505.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010