Скачать epub pdf Содержание 1. О служении в Духе и истине и о месте, где подобает поклоняться Богу 2. О тайне нового в духе служения 3. Об истинных поклонниках. Кто суть истинные поклонники? 4. Что одни возрожденные водою и духом знают Бога, и они одни суть истинные поклонники 5. О поклонении Богу 6. Каково в духе и истине служение? 7. О Священстве Нового Завета и о превосходстве нового служения 8. Где жертвенник, там и священство 9. О горе Господней или о вознесенном Господом вечном жертвеннике 10. О святой Церкви Христовой, что она есть гора святая, вышний Иерусалим 11. О деле спасения 12. О том, что место, в котором подобает поклоняться и служить Богу, есть Церковь.     Последним трудом Святого Нектария является исследование «О Церкви», которое он завершил 1.07.1919 году. То есть, он написал его в самый трудный период своей жизни, и за 16 месяцев до кончины. С одной стороны, он переживал тогда искушение с дочерью «свечной», с Афинским Мелетием и следователем, и с другой, – ухудшение здоровья, не считая дел по Обители, и тем не менее, тогда он написал это столь глубокое исследование. «Назидательным» назвал его академик Брациотис и, безусловно, оно таково, но по нашему мнению это еще и глубокое богословское исследование. Из всего содержания видно, что Святой пишет, как корифеи отеческого богословия. Действительно, очень содержательное исследование. Для развития темы великой «О Церкви» Святой обращается к беседе Христа с Самарянкой, чтобы подчеркнуть «в духе и истине» поклонение и служение Троичному Богу, значение Крещения Христова и решающее значение крещения верующих в связи с преданием Тайной Вечери от Христа, и что все истекает от жертвы Его и требует спасительного соучастия верующих только в Церкви, поскольку «Она есть тело Христово, и все возрожденные водой и духом суть члены Христа». И что «Сама Церковь основана Спасителем, чтобы остаться во век, как вечное избавительное дело Спасителя». Исследование «О Церкви» требует многих богословских знаний и глубокого подхода для своего понимания. Поистине – «лебединая песня» в конце многострадальной жизни многоопытного Святого в безмолвной монастырской среде, как некий душевный отблеск, произошел от пера его столь сильный текст, непосредственно относящийся к каждому верующему, поскольку он касается тем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Скачать epub pdf Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, – обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай Емельянов , проректор Богословского института ПСТГУ. Содержание Количество, которое не переходит в качество Церковь как объект исследования Точные цифры относительны     На Богословском факультете ПСТГУ с 2009 года действует научный семинар «Социология религии» под руководством к. с. н. Ивана Владимировича Забаева. Основная цель семинара – проведение ежегодных исследований общественных и внутрицерковных явлений. В мировой науке накоплен богатый опыт осмысления церковных и религиозных проблем. В России эту работу приходится начинать практически с нуля. Семинаром проведен ряд исследований, в частности, в 2012 году вышла монография «Семья и деторождение. Категории родительского сознания». Страница семинара: socrel.pstgu.ru Количество, которое не переходит в качество – Почему на богословском факультете был открыт научный проект по социологии? – Дело в том, что по вопросам семьи, демографии, образования, социальной политики государства проводится очень мало комплексных исследований. Социологи, как правило, отвечают на очень конкретные запросы – общества, государства, бизнеса. Например, вопрос о том, как проголосуют люди на выборах, легко ложится в рамки простых социологических инструментов, и на этот нехитрый продукт социологической науки всегда будет спрос. Другая столь же востребованная и понятная область – маркетинговые исследования. Но как только мы касаемся более сложных вещей, ситуация меняется. Планомерных фундаментальных исследований, которые помогли бы оценить какие-то важные общественные процессы, провести не удается ни в России, ни в Европе. Есть некоторые результаты, но, как правило, они касаются попыток объяснить события прошлого, например, почему семья в Европе перестала воспроизводить себя. Как только социологи пытаются строить прогнозы или предлагать меры решения проблем социальной реальности, они вступают в область гипотез и предположений, в которых не достигают никакого согласия между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

Святой Фома Аквинский ЖМП 11 ноябрь 2022 /  23 ноября 2022 г. 17:00 Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви КАК ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСПЕШНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СВОЮ МИССИЮ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ На рубеже XIX–XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку.  PDF-bepcuя. Совокупность всех ересей Доказательством продолжающегося модернистского кризиса является, например, деятельность видных на нынешний день католических теологов Ханса Кюнга, Маркуса Кнаппа, Элизабет Шюсслер-Фьоренца и некоторых иных, в той или иной форме требующих продолжать осуществленную Вторым Ватиканом реформу с целью дальнейшего «осовременивания» христианства даже в ущерб некоторым традиционным для христианских богословия и нравственности положениям 1 . Что же такое модернизм? И почему его возникновение вызвало кризис внутри Римско-­Католической Церкви начала ХХ века? Модернизм, названный папской властью «совокупностью всех ересей» 2 , стал во многом болезненным следствием той политики в сфере богословских исследований, которая проводилась руководством Католической Церкви во второй половине XIX века. Так, в 1864 году Папа Римский Пий IX издал энциклику «Quanta cura», приложением к которой стал так называемый «Силлабус эррорум», или «Список заблуждений», — перечень из 80 осуждаемых Римом воззрений, которые касались как богословия, так и общественно-политических вопросов. В результате под анафему католицизма попали не только пантеизм, социализм, коммунизм, принцип свободы совести и идея отделения Церкви от государства. Осуждению подверглись также библейские исследования (в лице критики Библейских обществ, ассоциировавшихся исключительно с протестантизмом) и любые формы взаимодействия веры и науки (в лице осуждения рационализма и натурализма, которых Рим боялся еще со времен гонений на Галилея).

http://e-vestnik.ru/church/krizis_rimsko...

На пути к Богу: богословско-методологический опыт построения системы христианского вероучения и этики Источник Автореферат диссертации на соискание степени доктора богословия Содержание Связь работы с крупными научными программами и темами Цель и задачи исследования Объект и предмет исследования Методология и методы проведенного исследования Научная новизна и значимость полученных результатов Практическая значимость полученных результатов Основные положения диссертации, выносимые на защиту Личный вклад соискателя Апробация результатов диссертации Опубликованность результатов диссертации Структура и объем диссертации Основное содержание работы Заключение Основные научные результаты диссертации Резюме Монографии: Статьи:     Просвещение и обучение основам веры во все времена были предметом первейшей заботы Церкви. Самые первые свидетельства христианского благовестия мы находим уже в Евангелиях и посланиях апостолов. Достигалась эта цель в разное время по-разному – через проповедь , беседы, поучения к народу, но всегда это было живое слово. Не случайно в истории христианской педагогики обращают на себя внимание вдохновенные писания мужей апостольских, например, свв. Климента Римского (+ок. 101), Игнатия Богоносца (ок. +107), Поликарпа Смирнского (ок.+155), которые сумели запечатлеть в простой и ясной форме содержание христианской веры и свои религиозные переживания. Эту линию продолжают затем Климент Александрийский (+ок. 215) и великий Ориген (+254). Но особой высоты и совершенства проповедь на христианском Востоке достигает в 4-м – 5-м веках, и её расцвет связан с такими именами как свтт. Афанасий Великий (+373), Василий Великий (+379), Григорий Богослов (+ 389), Григорий Нисский (+395) и Иоанн Златоуст (+407). Особо следует отметить свт. Кирилла Иерусалимского (+386). Его знаменитые огласительные слова являются, по сути дела, первым образцом собственно обучающей беседы. Беседа как форма поучения оставалась популярной многие столетия. Ей пользовались, к примеру, свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, (+638), прп. авва Дорофей (7-й век), прп. Феодор Студит (+826), прп. Симеон Новый Богослов (+1020), В виде бесед предлагал свои поучения и талантливейший византийский проповедник 14-го века свт. Григорий Палама (1359).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ ПРОФЕССОРА С. И. СМИРНОВА (1892–1916) I. CTATЬU, ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗДАНИЯ, РЕЧИ И ДОКЛАДЫ 1 . К семейному положению русской крестьянки//Русская жизнь. 1892. 198. 2 . Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества//Богословский вестник 1896. Т. IV. Октябрь. С. 1–23. 2а. То же. Отдельный оттиск. (Пробная лекция по кафедре Истории Русской Церкви, читанная в Московской духовной академии 19 апреля 1896 года.) Сергиев Посад, 1896. С. 23. 3 . Отчет о занятиях в течение 189596 учебного года в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви//Журналы Совета Московской духовной академии за 1896 год. Сергиев Посад. 1897. С. 367–380. Отзыв об Отчете проф. В. О. Ключевского //Там же. С. 380. 4 . Древнерусский духовник: (Очерк)//Богословский вестник. 1898. Т. 1. Февр. С. 163–194; Т. IV. Οκτ. С. 18–47; Нояб. С. 117–148; Приложения к статье «Древнерусский духовник»//Там же. Т. IV. Οκτ. С. 1–21, с особой пагинацией. 4а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1899. С. 115. Рец. П. П. Богословский//Библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей. 1899. Вып. 6–7. С. 107–108 Щ. Исторический вестник. 1899. Т. LXXVII. 9, 1007–1008. (Труд, представляющий полный свод данных по вопросу о духовниках, будет надежным пособием при специальных изысканиях.) 5 . Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая Лавра его времени (к 5 июля). Публичная лекция, читанная 21 ноября 1897 года в Московской Духовной академии для членов Рогожского отделения пер вого Московского Общества трезвости в приезд их на богомолье в Троицкую Лавру//Душеполезное чтение. 1898. Ч. II, 7. С. 438–452. 5а. То же. Отдельный оттиск. Москва, 1898. С. 15. 6 . Водокрещи: (Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси//Богословский вестник. 1900. Т. I. Янв. С. 1–17. 6а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1900. С. 17. 7 . Праздник Пасхи в Древней Руси//Церковные ведомости. Прибавления. 1900. 15–16. С. 618–624. Подписано буквой С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Библиография. К характеристике американской епископальной церкви: по поводу статей проф. В. А. Соколова в Богословском вестнике Источник В Богословском Вестнике за минувший год 7–8) напечатан проф. В. А. Соколовым отзыв о моем исследовании «Американская епископальная церковь . Её происхождение и состояние преимущественно в вероисповедном отношении. Казань. 1908 г.» Так как, не взирая на сделанные проф. В. А. Соколовым возражения против моей книги, его отзыв является настолько благоприятным для неё, что она удостоена Святейшим Синодом полной Макарьевской премии, я бы обошел полным умолчанием эти возражения, если бы не одно обстоятельство: серьезность вопроса, затронутого мною в исследовании и в силу того серьезность сделанных моим почтенным критиком возражений. Серьезность вопроса, затронутого в моей книге, очевидна из одного того, что в ней подвергнута обследованию вероисповедная система американской епископальной церкви, в лице еп. Графтона выразившей желание поставить вопрос о соединении её с церковью православно-восточною. Серьезность возражений проф. В. А. Соколова против моей книги обусловливается тем обстоятельством, что он существенно расходится со мною в методе обследования разработанной в моей книге темы. Проф. В. А. Соколов после изучения моей книги именно пришел к тому заключению, что г. Керенский, «признав за собою право излагать учение американской епископальной церкви преимущественно на основании богословских систем, представленных Митрополиту Антонию епископом Графтоном, это «преимущественно» в своем исследовании превратил на самом деле в «исключительно», так как во всех шести главах, где идет речь о вероучении американской церкви, оно излагается автором исключительно, 1 по сочинениям Холля, Стона и Персиваля, т. е. тех именно богословов, которые были указаны Графтоном...» и «взгляды которых автор выдает читателю за несомненное выражение подлинного учения, принятого и установленного в американской епископальной церкви». Мой оппонент решительно не соглашается с такого рода постановкой в обследовании вероучения американской церкви, так как, не говоря уже о том, что представленные еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В. В. Симонов Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие Источник Часть 1 → Содержание Введение Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследований, посвященных богословским вопросам, в настоящем номере четыре, и первое из них раскрывает концептуальные положения христианского богословия красоты. Стимулом для написания данной статьи послужило то, что современные эстетические теории требуют переосмысления в духовно-религиозном аспекте. Автор, Сергей Александрович Колесников — доктор филологических наук, проректор по научной работе Белгородской православной духовной семинарии, а также профессор Белгородского юридического института МВД России. В следующей научной статье предложена целостная интерпретация одного из самых авторитетных текстов о священстве в церковной традиции — Апологии свт. Григория Богослова. Автор работы, Николай Константинович Антонов — приглашенный сотрудник Лаборатории церковных институций ПСТГУ. Необходимо отметить, что данная работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Третья статья в блоке «Богословие» посвящена исследованию малоизученного богословского наследия мч. Иоанна Попова (профессора Московской академии, патролога), а именно его интерпретации учения свт. Афанасия Александрийского о первозданном человеке. Автор статьи — протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета ПСТГУ. Завершает первый тематический блок выпуска статья кандидата теологии и научного сотрудника Санкт-Петербургского государственного университета Александра Андреевича Андреева. В статье рассматривается состав изданий Служебника, Требника и особых архиерейских чинов, напечатанных на Московском печатном дворе до 1654 г. Шесть научных работ составляют блок исследований, посвященных истории Церкви и археографии. Кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра методологии и историографии Института истории и археологии УрО РАН Ирина Леонидовна Манькова представила работу, направленную на реконструкцию процесса формирования православного ландшафта села Абалакского в XVII в. Под православным ландшафтом автор понимает систему культовых объектов, размещенных на определенной территории, маркирующих ее как находящуюся под защитой высших христианских сил и обеспечивающих духовные потребности населения.

http://sedmitza.ru/text/10064407.html

Скачать epub pdf Протоиерей Феодор Зисис. Краткая биографическая справка Протопресвитер Феодор Зисис – профессор пастырского отделения факультета богословия Фессалоникийского Аристотелевского Университета (ФАУ). Родился в 1941 году в местечке Панагия на острове Тасос (остров в северной части Эгейского моря). Детские годы провёл в селе Меси близ города Комотини (город в западной Фракии, на северо- востоке Греции). Окончил богословский факультет ФАУ с учёной степенью магистра, затем продолжил учёбу в Западной Германии. Некоторые жизненные вехи: 1973 год – доцент; с 1980 года – штатный преподаватель патрологии на богословском факультете ФАУ, заведующий отделением византийского богословия Центра византийских исследований ФАУ; в 1991–1995 годах – директор того же Центра. На различных межправославных и межхристианских конференциях представляет Вселенскую Патриархию и Элладскую Православную Церковь . В недавнем прошлом – научный сотрудник и смотритель Патриаршего института патристических исследований, научный сотрудник Центра византийских исследований ФАУ, председатель Союза богословов Северной Греции. Издатель и редактор альманаха " Θεοδρμα« («Жизнь по заповедям»). Автор книг: «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста » – 1971 год, «Искусство девства. О браке и безбрачии по творениям святых отцов» – 1973 год, «Геннадий II Схоларий» – 1980 год, «Научная технография. Как пишутся научные работы» – 1985 год, «Богословы Салоник» – 1989 год, «Оевропеизировались. Наше европейское рабство» – 1994 год, «Уния: осуждение и оправдание. Фрейсинг-Баламанд» – 2002 год и многих других (всего около 100 различных печатных изданий). Владеет немецким и французским языками. ПРЕДИСЛОВИЕ Утром 26 декабря 2004 года, на второй день Рождества Христова 1 всё человечество содрогнулось от небывалой катастрофы, происшедшей в приморских районах Юго-Восточной Азии и вызванной приливной волной вследствие сильнейшего землетрясения. Цунами повлекло за собой сотни тысяч жертв, материальный же ущерб вообще не поддаётся исчислению. За несколько минут неповторимые по своей природной красоте места, этот подлинный рай, превратились в пустынные болота с грудами развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Темой для исследования на симпозиуме Православное Богословское Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века В Принстонском Университете (США) прошел первый симпозиум по патристике, организованный Православным Христианским Богословским Обществом имени о. Георгия Флоровского, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке . Темой для исследования на симпозиуме Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века. По богословской терминологии, «искупление» относится к тому, что совершил Христос для примирения Бога и человечества. Этот вопрос вызывает разногласия в западном системном богословии, и в нем существуют разные противоречащие друг другу теории, которые пытаются дать объяснение тому, как Х ристос спасает человечество от правого суда Божия. Особое значение придается Его страданиям и крестной смерти. Подобные теории не встречаются в творениях отцов Церкви. Но, как писал Флоровский, «искупительная смерть – высший смысл Воплощения». Итак, что Православная Церковь понимает под искуплением, если судить по тому, что мы находим у отцов Древней Церкви? Для исследования этого вопроса и собрались около 170 студентов, ученых, священнослужителей и интересующихся людей. Прозвучали выступления восьми известных православных богословов. В ходе дискуссий участники вынесли следующие суждения: Во-первых, у отцов Церкви нет одной отдельной теории искупления: они, скорее, рассматривают спасительное деяние Христа в составе органического целого вместе с Воплощением, Распятием, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Духа апостолам, которым было дано начало Церкви. Наше искупление не обусловлено чем-то одним из них. Во-вторых, при том, что вышесказанное истинно, смерть Христа на кресте до сих пор остается сердцевиной православного богословия. Как говорит Григорий Богослов, «Мы нуждались в Боге воплощенном, в Боге, преданном смерти, чтобы иметь возможность жить» (Слово 45-е, 28). Это дает нам понимание того, сколь большое место занимает тема крестной смерти в рамках более широкого «божественного домостроительства» спасения. В своей работе «Агнец Божий» Флоровский говорит об этом так: «Смерть преодолевается не просто явлением Жизни в смертном теле, но, скорее, добровольной смертью Жизни Воплощенной. Слово воплотилось ради телесной смерти, и св. Афанасий подчеркивает: «Тело Он принял ради принятия смерти», и спасение стало возможным только через Его смерть».

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-bogoslovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010