8 Этот § составлен по труду И. Л. Янышева: «Православное христианское учение о нравственности». 13 По-русски: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит». 14 По-русски: «всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 15 По-русски: «посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу». 27 Известный английский романист, В. Скотт, в свои более поздние годы сказал о себе: «теперь я уже не хожу на охоту; хотя прежде я был хорошим стрелком, но в некотором отношении я чувствовал себя при этом удовольствии не совсем хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птичку, которая, когда я поднимал ее, устремляла на меня свой умирающий взгляд, как будто желая упрекнуть меня в убийстве ее. Не хочу изображать себя жалостливее, чем другие люди, но никакая привычка не могла изгладить во мне этого чувства совершенной жестокости. Теперь же я скажу совершенно свободно, что мне доставляет гораздо больше радости видеть, как птицы весело порхают надо мной на вольном воздухе». 28 Что в обществе пробуждается сознание необходимости более осторожного отношения к вивисекции, во имя высших гуманных начал, – это можно видеть из факта созыва всемирного конгресса против вивисекции, – бывшего в Цюрихе, в июле 1912 г. На нем между прочим, принят ряд резолюций о создании международного законодательства для охраны животных. Следующий подобный конгресс состоится в Париже в 1915 г. 35 По-русски: «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». 36 По-русски: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». 41 Настоящее «Заключение» составлено по богословско-апологетическому исследованию Прот. П. Я. Светлова: «Идея Царства Божия в ее значении для христианского мировоззрения». Читать далее Источник: Православно-христианское нравоучение : (Предлагаемое руководство сост. применительно к прогр., изд. Св. синодом от 15 июля - 18 авг. 1910 г.)/Сост. законоучитель Твер. кавалер. и Твер. гор. жен. коммерч. уч-щ свящ. М. Березин . - Тверь : типо-лит. Н.М. Родионова, 1912. - 155 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

94 Так как евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, из которых многие имели преувеличенное понятие об Иоанне Предтече, даже предпочитали его И. Христу, то он и употребил такую форму, которая совершенно исключала всякую возможность подобной мысли. Двойной член в словах подлинного текста: ο υιος με ο αγαπητος – Сын Мой возлюбленный – показывает, что И. Христос Сын Божий в собственном и исключительном смысле этого слова, то есть Единородный Сын Божий. – Выражение: о нем же благоволих в русском переводе передано гораздо яснее и гораздо ближе к подлиннику: в котором Мое благоволение – εν ω ευδоκησα. 95 Предлог ε с аористною формой означает именно: в или к. У семидесяти в 43 псал. 4 ст.: οτι ευδοκησας εν αυτοις по-русски совершенно правильно переведено: ибо Ты благоволил к ним (по-славянски: в них). Поэтому предлагаемая поправка русского перевода: „чрез которого Я явился благим» 96 представляется не вполне соответствующею подлинному тексту. Здесь не та мысль, что Бог чрез И. Христа явился благим, но что к И. Христу, как возлюбленному Сыну, все Его благоволнение. Здесь, в этом свидетельстве Бога Отца, почти буквально повторяется то, что Он еще за несколько веков возвестил чрез пророка Исаию (42:1): вот отрок Мой, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд и проч. О всесовершенной любви к Себе Бога Отца, о Его всесовершенном благоволении Сам Господь свидетельствовал своим ученикам, говоря: вся Мне предана быша от Отца Моего: и никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и ему же аще хощет Сын открыти ( Лк.10:22 ). В таком смысле понял голос Бога Отца и Предтеча, и отсюда он черпал свои объяснения, например: Отец бо любит Сына, и вся даде в руце его ( Ин.3:35 ). Таков внутренний смысл и таково значение чудесных знамений, сопровождавших крещение И. Христа. В заключение можем сказать, что крещение Господа нашего было важнейшим событием не только в Его жизни, но и в жизни всего человечества; в крещении Он торжественно принял на Себя грехи всего мира, в крещении торжественно совершилось посвящение Его в мессианское служение, а вместе с тем тут же открылось и величайшее таинство христианской религии – троичность Божества: Отец, говоривший с неба, Сын, крестившийся во Иордане, и Дух Святый, нисшедший на Него в виде голубине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Talbert Ch.H. Romans. Macon, 2002. Taubes J. The Political Theology of Paul. Stanford, CA, 2004. Taylor V. The Epistle to the Romans. 2 nd ed. London, 1962. Thiessen M. Paul and the Gentile Problem. Oxford, 2016. The Letters of St Paul in the Revised Standard Version and New Vulgate with a commentary by members of the Faculty of Theology of the University of Navarre. (The Navarre Bible). Dublin-New York, 2005. VanLandingham C. Judgment and Justification in Early Judaism and the Apostle Paul. Peabody, MA, 2006. Ware J.P. Synopsis of the Pauline Letters in Greek and English. Grand Rapids, 2010. Watson F. Paul and the Hermeneutics of Faith. London-New York, 2004. Watts R.E. “For I am Not Ashamed of the Gospel”: Romans 1:16–17 and Habakkuk 2:4. – Romans and the People of God: Essays in Honor of Gordon D.Fee on the Occasion of His 65 th Birthday. Ed. by S.K.Soderlund and N.T.Wright. Grand RapidsCambridge, 1999. P.3–25. Winger M. By What Law? The Meaning of Νμος in the Letters of Paul. Atlanta, Georgia, 1991. Witherington B. Grace in Galatia: A Commentary on Paul’s Letter to the Galatians. Grand Rapids, 1988. Witherington B. The Paul Quest. The Renewed Search for the Jew of Tarsus. Downers Grove-Leicester, 1998. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обрёченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35–39 ). О книге: Послание к Римлянам – один из самых трудных для понимания текстов, входящих в корпус Нового Завета. Центральная тема послания – соотношение между христианской верой («благодатью») и ветхозаветными установлениями («законом»). Предлагаемая книга, написанная ведущим российским богословом, автором фундаментальных исследований об Иисусе Христе, об апостолах Петре и Павле, об Отцах Церкви эпохи Вселенских Соборов, подробно раскрывает исторический контекст, в котором появилось Послание к Римлянам, и содержит полный богословский комментарий к нему. Написанная живым языком, книга будет полезна всем, кто интересуется историей возникновения и первоначального развития христианства, кто хочет глубже узнать христианское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

„Если бы, – говорит он, – Христос был только человек, то Он не спас бы мир, и если бы Он был только Бог, то Он не спас бы его путем страданий; Христос же совершил и то и другое; следовательно, Он – Бог и человек“. Доказывает это Аполлинарий и понятием посредничества Христа между Богом и человеком: „если бы Он был только человек или только Бог, то Он не мог бы быть посредником между Богом и людьми“ 780 . Итак несомненно, что Христос есть Бог и человек. Раскрывая свою мысль далее, Аполлинарий коснулся самого образа соединения во Христе божества и человечества. Сущность своего исследования по этому вопросу он выразил в положении, что Христос, сшедший с небес и воплотившийся, воспринял на Себя плоть человека с душою, а человеческий дух заменил Своим божеством, и потому стал воистину Богочеловеком, в одной ипостаси соединившим две различные природы 781 . Таким утверждением Аполлинарий впал в видимое противоречие с церковным учением о совершенном божестве и совершенном человечестве Спасителя, – и он вполне хорошо сознавал действительность этого противоречия, а потому с особенною силой старался оправдать свое мнение, загораживая его и богословской, и философской аргументацией. Но почему же именно ему было нужно настаивать на своем положении? На этот вопрос можно ответить прямо и с положительною достоверностью: этого требовала его антропология. В основе антропологических воззрений Аполлинария лежит известное уже нам учение о делении человеческой природы на три самостоятельные сущности: дух, душу и тело. Доказательство такого деления Аполлинарий старался найти в библии и ссылался, между прочим, на известные слова ап. Павла в его послании к Солунянам V, 28: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Отличая душу от духа, Аполлинарий определил первую, как неразумную, физическую или животную, очевидно, понимая под этими определениями внутреннюю жизненную силу, общую у человека и животного 782 , – между тем как в духе он видел мыслящую и водящую часть человеческой природы, которая этою именно частью отличается от природы животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

   В чем же заключаются обязанности человека, но указанию данного Богом нравственного закона, в отношении к нашим ближним?    Обязанности этого рода сокращенно изложены в остальных шести заповедях десятословия: почитать родителей, как орудие любви Божией, считать священным здоровье и жизнь всякого человека, уважать святость супружеского союза, установленного Богом, не посягать на собственность ближнего в какой бы то ни было форме – путем ли обмана, насилия, хитрости и других преступных средств, говорить всегда истину, не питать в сердце греховных пожеланий – властолюбивых, корыстолюбивых и прелюбодейных – вот сущность нравственного закона, объединенного также в одной заповеди: „возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе“. Не трудно однако заметить, что нравственные обязанности второго рода, т. е. обязанности в отношении к ближним, находят свое основание в обязанностях ваших первого рода, т. е. в отношении к Богу; от них они получают свою жизнь, силу и основание.    Беспримерная высота и чистота нравственного закона, сокращенно изложенного в десяти заповедях, во время низкого уровня умственной и нравственной жизни еврейского народа, среди густого мрака заблуждений и нечестия древнего языческого мира, доказывающаяся тем, что существенное выражение Моисеева законодательства – десятословие – легло в основание христианского закона и в своды законов (юридические кодексы) всех образованных христианских народов, устраняет все возражения рационалистов, желающих видеть в Моисеевом законодательстве продукт человеческого развития. (Священник Григорий Дьяченко). (См. наше сочинение: «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства.“ Богословское и историко-философское исследование, стр. 159 – 165). 14. Библейские изречения о нравственном откровенном законе     Главное содержание всех заповедей: Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Наряду со взглядами, связанными с древней церковной традицией, имеется в богословской науке и другое понимание характера Иерусалимского собрания апостолов: оно было частным совещанием апостолов или собранием Иерусалимской общины. В главном разногласие существует по вопросу: собор или церковное собрание? Ответ на этот вопрос может быть дан только по выяснении взаимоотношений между церковным собранием апостольского времени и собором.    II 1. По возвращении ап. Павла и Варнавы из первого миссионерского путешествия в среде антиохийских христиан возникли споры по поводу обрезания как предварительной ступени к принятию христианства. «Некоторые пришедшие из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян 15:1). Конечно, эта проповедь пришедших из Иудеи должна была быть перенесена на церковное собрание Антиохийской общины, которое должно было решить, какое учение истинно - ап. Павла или сторонников обрезания Моисеева. Автор Деяний ясно дает понять, что спор между ними произошел на церковном собрании: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15:2). Распря и исследование (στασις и ζτησις) могли иметь место только на церковном собрании, которое постановило (ταξαν) отправить посольство к апостолам в Иерусалим. Постановление церковного собрания, как мы знаем, могло состояться только лишь по откровению воли Божией и по свидетельствовании и принятии церковной общины. Церковное собрание само по себе и от своего имени ничего не могло постановить. Отсутствие прямых указаний по этому поводу у дееписателя дополняется категорическим свидетельством ап. Павла: «Ходил же я (в Иерусалим) по откровению (κατα αποκαλυψιν)» (Гал 2:2). Остается неясным, дано ли было откровение самому ап. Павлу, или кому-нибудь другому из антиохийских пророков. Церковное собрание, таким образом, решило спор между ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   При настоящих обстоятельствах особенно полезно держаться простых элементов свидетельства Христова, выделив их из окружающих их второстепенных элементов. В этом отношении усилия отрицательной критики могут быть рассматриваемы как относительное благо. Развитие современных наук у очень многих людей колеблет доверие к религиозному преданию, взятому в его целом. Много сомнений возникает относительно богословско-догматических определений и относительно значения и смысла всех отделов Св. Писания. Печальна участь тех людей, которые не умеют отличать оснований веры от построений, сделанных на этих основаниях. Сомнение, касающееся окружности веры, легко может поколебать ее центр и даже иногда (можно привести по этому случаю замечательные и печальные примеры) ниспровергнуть основы всего нравственного порядка. Вот почему весьма важно отметить, что, в своих существенных элементах, христианская вера существовала ранее не только богословских исследований, но и редакции Св. Писания Нового Завета. Новый Завет не был еще редактирован, когда св. Стефан, умирая, предавал душу свою Спасителю и возносил за своих палачей молитву души, возрожденной силой Евангелия. До соборов, до образования канона Церковь поклонялась Отцу Небесному, почитала Христа Искупителя и взывала о содействии Духа Святого. Когда чувствуются приступы сомнения касательно некоторых второстепенных вопросов, благодетельно прибегать к той простой и крепкой вере, которая с самого начала была источником надежд верующих. (Извлечено в сокращ. из кн.: Навиль Э. Свидетельство Христа и единство христианского мира. М., 1898.) Г. Доказательства божественности учения Христова    Спаситель однажды представил все доказательства истинности Своего учения в их взаимной связи. Это было после исцеления расслабленного при купели Овчей, когда иудеи восстали против Него и искали даже убить Его за то, что Он нарушал субботу и Отцом Своим называл Бога. Поражая их неверие, Он указал им на Свои дела: «дела, которые Отец дал Мне совершить, самыя дела сии, Мною творимыя, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36); — указал им на Писания: «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39); — указал им на внутреннее свидетельство совести каждого: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:44)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

      Особенно яркий в этом отношении пример — Апостол Павел, который, конечно, никогда не отступал от своего единого боговедения и боговидения, и который, однако, «для всех был всем, чтобы спасти...» (1 Кор. 9, 19—22). Иными словами, Павел со всеми говорил по-разному; и если подойти к его посланиям только с научным анализом, то сущность его «богословской системы» неизбежно останется невыясненной.       Старец весьма почитал богословскую науку и представителей ее, но положительную роль и заслуги научного богословия он относил исключительно к историческим условиям жизни Церкви, и никак не к подлинной вечной жизни Духа.       В человеческом слове есть некоторая неизбежная текучесть, неопределимость. И это свойство его остается даже в Священном Писании, и потому лишь в ограниченных пределах возможно выражение божественной истины человеческим словом. Этим не низводится на степень простой человеческой относительности Слово Божие. Нет. Мысль Старца в том, что постижение Слова Божия лежит на путях исполнения заповедей Христа, а не на путях научного исследования. Так учил и Сам Господь:       «И дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7, 15—17). Господь все Священное Писание свел к короткому слову: — любите Бога и ближнего (Мф. 22, 40). Но Христово слово — любовь — во все века останется тайною для всех филологов. Слово это есть имя Самого Бога, и его подлинный смысл открывается не иначе, как только действием Самого же Бога  .   Об Имени Божием       СТАРЕЦ чаще всего именовал Бога именем — Господь. Иногда под этим именем он разумел Святую Троицу, иногда Бога-Отца, иногда Бога-Сына, и очень редко Духа Святого, Имя Которого он призывал весьма часто, и там, где, казалось бы, возможно было употребить местоимение, он снова и снова повторял полностью имя Духа Святого. Несомненно, он делал это потому, что имя Духа Святого, как и имя — Господь и другие имена Божии, неизменно вызывали в его душе живой отклик, чувство радости и любви.

http://isihazm.ru/1/?id=1445

Аз убо крестих вы водою: той же крестит вы Духом Свя тым 16. Отвещаваше Иоанн всем, глаголя: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий меие, емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестит Духом Святым и огнем. 12. Ему же лопата в руце его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. 17. Ему же лопата в руку его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу в житницу свою: плевы же сожжет огнем негасающим.18. Многа же убо и ина, утешая, благовествоваше людем. Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе согласно приводят все три евангелиста. Но тогда как первые два приводят его без всяких мотивов, 56 св. Лука говорит, что Иоанн высказал его с целью предупредить и устранить ложное мнение народа, будто он и есть Мессия. „Когда народ был в недоумении, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне: не Христос ли он? Иоанн отвечал всем, говоря: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лк.3:15–16 ). Здесь Иоанн прямо открывает народу, что он не Христос; что он несравненно ниже Христа. Аз убо водою крещаю вы ( Лк.3:16 ), или, как у евангелиста Матфея сказано, крещаю вы водою в покаяние. Мое крещение, как бы так он говорит, земное крещение; оно служит только внешним знаком, которым вы должны свидетельствовать о своем раскаянии в прежних грехах и о своей готовности исправить свою жизнь, чтобы сделаться способными к принятию Идущего за мною. Грядет же креплий 57 мене, Ему же несмь достоин отрешити ременъ сапогу Его. Чтобы яснее представить огромную разность между собою и Спасителем, Иоанн берет пример из жизни. Иудеи обыкновенно снимали обувь с ног, когда входили в дом или храм. Слуги в это время наклонялись к ногам своих господ, развязывали ремни у обуви – υποδηματων 58 – и носили ее за ними. 59 Эту же услугу оказывали из благоговения ученики своим учителям. Иоанн, указывая на этот пример, внушает, что он недостоин быть самым последним слугою, или учеником Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Апостол Павел все свои послания начинает с Богословия, а заканчивает конкретными указаниями исполнения заповедей Божиих, придавая им особое значение. Ибо если нет удерживающего фактора против греха, то он на своем пути поражает клетку за клеткой и может привести все человеческое общество к гибели. Из истории рода человеческого известны три таких периода, когда беззакония приводили его к суровому наказанию. Первый период – допотопный, когда грех поразил весь род человеческий. В своем неестественном состоянии человек достиг крайнего предела духовного несовершенства. «И увидел Бог , что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» [ Быт. 6, 5 ]. По закону жизни на земле духовное состояние человека определяет не только жизнь самого человека, но и состояние окружающей его природы, и если человек извращает образ своей жизни, то извращается и образ самой природы. Великое развращение человеческого рода привело в ненормальное состояние и природу. «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» [ Быт. 6 . И]; при этом бытописатель акцентирует внимание на том, что причиной растления является грех , извращение правильного пути. «Она (земля) растлена, ибо (потому что) всякая плоть извратила путь свой на земле» [ Быт. 6. 12 ]. Та же картина представлена и при описании злодеяний жителей Содома и Гоморры. «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» [ Быт. 18. 20 ]. Перед уничтожением этих городов Бог приоткрывает одну из тайн Своего домостроительства. Суть ее состоит в том, что жизнь на земле существует ради праведников, и ради праведников она сохраняется даже при наличии множества грешников, а жизнь грешников продолжается ради праведников. Праведник при этом, как живая клетка в больном организме, сохраняет жизнь, и от их количества и силы зависит продолжительность всей жизни. Так Бог открыл Аврааму эту тайну: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город, и все место сие» [ Быт. 18. 26 ], и даже если в городе сохранится и десять праведников, то, как сказал Господь: «Не истреблю ради десяти» [ Быт. 18. 33 ].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010