4 каким именем. Ответ дан в ст. 10: «именем Иисуса Христа Назорея». 4 исполнившись Духа Святаго. См. 2,4; Еф. 5,18 . 4 камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. В Книге Деяний речи с апологией евангельской проповеди часто содержат ссылки на исполнение ветхозаветных пророчеств; здесь цитируется Пс. 117,22 (это же место приводится в Мф. 21,42 ; 1Пет. 2,7 ; ср. Рим. 9,33 ). 4 нет другого имени. В имени Иисуса заключалась единственная надежда физического исцеления хромого от рождения человека; точно так же в имени Иисуса единственная надежда духовного исцеления человечества. См. статью «Значение спасения». 4 некнижные. Т.е. неграмотные. Смелость и познания неученых галилейских рыбаков удивили синедрион. Отметив, что «они были с Иисусом», суд, несомненно, припомнил, как Сам Иисус, не учившийся при храме, поразил их Своим умом и познаниями ( Лк. 2,46.47 ; Ин. 7,15 ). 4 слушать вас более, нежели Бога. Право религиозного поклонения и проповеди выше государственных прав. В свою очередь, право совести христианина перед Богом проповедовать Евангелие выше прав синедриона. Государство слуга, утвержденный Богом для поддержания мира и порядка ( Рим. 13,1–7 ). 4 возвысили голос к Богу. Такое действие было естественным следствием общения апостолов с Иисусом: они привыкли поступать так в подражание Ему (2,42). Владыко Боже. Такое обращение выражает высшую творческую силу и власть Господа над всем Его видимым творением ( Иер. 10,12 ) и над делами человеческими (ст. 25,26). 4 устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым. Это утверждение богодухновенности Писания. Священнописатели говорили и писали под руководством Духа ( 2Пет. 1,21 ). 4 Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским. Верующие справедливо понимали, что ответственность за распятие Иисуса несут равно иудеи и язычники. То были Ирод Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх (правитель, подвластный римлянам) Галилеи и Переи ( Лк. 3,1; 23,6.7 ), и Понтий Пилат, римский прокуратор (правитель) Палестины в 26–36 гг. по Р.Х. ( Лк. 3,1; 23,1–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С. наша о Господе Е. Ф.! Что мне сказать о той особе, которой послания ты прислала ко мне, чтобы я со вниманием прочитал их? Вот сам Ап. Павел вместо меня отвечает тебе, говоря то, что внушил ему Дух Святой: Не судите прежде времени, пока не приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ). Но тут же дает он и правило, руководствующее к здравому рассуждению в делах духовных: Не умствовать больше того, что написано, и не превозноситься одному пред другим (ibid. 6). А что и в самом состоянии Богодухновенности рассудительность не только имеет место, но и необходима для спасения от заблуждений, которые бывают тем ужаснее и бедственнее, чем возвышеннее оное состояние, – это видно из следующего изречения сего же Апостола: Не дух боязни дал нам Бог, но дух силы, и любви, и здравомыслия. ( 2Тим. 1:7 ). Итак, где сила Божия и где любовь Божия, Духом Святым изливающаяся в сердце преданное Господу Богу Иисусу Христу ( Рим. 5:1–5 ), там видно и здравомыслие, утверждающееся во всяком благопотребном рассуждении на свидетельствах священного Писания. Ибо «Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» ( 2Тим. 3:16, 17 ). И что воинствующим против духа лжи и обольщения оттуда надлежит получить духовный меч, который есть слово Божие ( Еф. 2:17 ), – сие нам показал Сам Спаситель примером Своим, когда был искушаем сатаною в пустыне, и победил, поражая его словами Божиими из священных Писаний: «Писано есть ( Мф. 4:4 .) – паки писано есть» (ibid. 7), «отойди от Меня, сатана, писано бо есть»... (ibid. 10). Но здесь и то, между прочим, достойно внимания нашего, что когда диавол приметил, каким оружием действует Иисус Христос, тогда и сам начал было свидетельствоваться Библиею, но Господь показал ему, что он неправо толкует ее, и истину Божию старается обратить в ложь, и потому при третьем искушении диавол уже не обращается к Библии , но является в личном характере сатаны, то есть гордости, и гордость думает возбудить в Иисусе, называет себя царем всемирным, и говорит: если Ты поклонишься мне, то будет все Твое ( Лк. 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Изложив, сколько возможно, в кратких словах о неописанном Божестве Слова и спасительном Его вочеловечении, Символ говорит о третьем Лице Святой Троицы. Восьмой член И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Един есть только Дух Святый Утешитель, как един есть Бог Отец и Единородный Сын Его. И так спокланяется и славится Он по заповеди Христовой Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». ( Мф. 28:19 ) Но, будучи един Бог со Отцем и Сыном, по существу, Святый Дух, как Лицо Пресвятой Троицы, предвечно исходит от Отца, по изречению Самого Господа: «когда же приидет Утешитель, Которого Я вам пошлю от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, то Он засвидетельствует обо Мне» ( Ин. 15:26 ). И Церковь Православная, не дерзая прибавлять ни одной йоты к словам Божьим и сохраняя Символ веры , так, как утвержден он Вселенскими Соборами, исповедует Духа Святаго исходящим от Отца и не приемлет произвольного, позднейшего, вопреки Соборов допущенного на Западе приложения: и от Сына. Она называет Духа и Господом Животворящим, ибо от Него проистекает духовная жизнь человеков: «если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:6 ). «Дух Святый, – богословствует Св. Григорий, – есть свет и жизнь, и живый источник: Дух Премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладающий, очищающий грехи Бог и боготворящий огнь, от огня исходящий, глаголющий, действующий, разделяющий дарования, которыми Пророки все и Божественные Апостолы с Мучениками венчались.» Глаголавшаго Пророки дополняет Символ, чтобы истребить всякое сомнение о богодухновенности Писания как Ветхого, так и Нового Завета: ибо Тот же Дух Святый в Пророках, тот же и в Апостолах: един Бог Отец, Владыка Ветхого и Нового Завета, Един Господь Иисус Христос, предсказанный в Ветхом и пришедший запечатлеть Своею Кровью Новый, и Един Дух Святый, чрез Пророков глаголавший о Христе и после Его воплощения сошедший на Апостолов и проповедавший о Нем их устами. И так никто да не отделяет Ветхого Завета от Нового, никто да не дерзнет говорить, что иной Дух там, а иной – здесь, ибо это будет хула на Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Нам будет трудно представить себе всю высоту нравственного значения Нового Завета, если мы не откроем страницы Ветхого Завета и не увидим, какой сложнейший путь прошел человек до того момента, когда на земле, в Назарете, прозвучали слова, сказанные Марией в момент Боговоплощения: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38).   Эти слова были произнесены, но сначала должны были пройти сотни и тысячи лет, чтобы человек созрел для того, чтобы отдать Себя на служение всему миру, как сделала это Дева Мария. Различие двух Заветов — Ветхого и Нового — несомненно. В нравственном отношении, бесспорно, Новый Завет выше Ветхого. Но не будем забывать, что как ветхозаветное учение, так и новозаветное несут на себе печать Богодухновенности. Читая Ветхий Завет, изучая его, мы не можем не ощущать действия Духа Божиего, «глаголавшаго пророки», как говорит нам Символ веры. Конечно, Новый Завет предъявляет христианам повышенные требования по сравнению с Ветхим Заветом, но это отнюдь не умаляет значения ветхозаветной нравственности. Все ветхозаветные нравственные нормы не отменяются, но углубляются и дополняются возвышенным учением Спасителя. Великий святой Иоанн Златоуст пишет так: «Различие двух Заветов в названиях показывает сродство того и другого Завета, а самое это различие состоит не в разности по их сущности, а в разности по времени. Только поэтому Новое отличается от Ветхого, и разность по времени не означает ни различия по принадлежности кому-либо, ни меньшинства одного перед другим. Заветы Новый и Ветхий не противоположны, а только различны. Новый Закон есть усиление первого, а не противоречие ему» («Беседы на различные места Священного писания», собр. соч., т. 3, с. 22). Нам важно уяснить, как относился к Ветхому Завету Господь наш Иисус Христос. Он высказал это в Нагорной проповеди в таких словах: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

О том, что чрез Пророков точно говорил Дух Святой или что то же, о богодухновенности ветхозаветных священных книг, ясно свидетельствуют, кроме высоты самого содержания этих книг, которой ни в каком случае не могла достигнуть не только древняя младенческая мысль человеков, но и какая угодно позднейшая философия людская, – свидетельствуют Святые Апостолы и Сам Иисус Христос. Св. Апостолы – а) приводили многие места из ветхозаветных книг для подтверждения или раскрытия новозаветных истин (например, Деян. 3:17–25 , а особенно много мест в послании к Евреям); б) называли эти книги писаниями святыми ( Рим. 1:2 ), писаниями священными ( 2Тим. 3:15 ), словом Божиим ( Рим. 3:2 ); в) иногда выражались, что устами того или другого ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святой ( Деян. 1:16; 28:25 ; Евр. 3:7 ), и наконец – г) ясно засвидетельствовали о богодухновенностп всего вообще Ветхого Завета: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, говорит Св. Апостол Петр (место это приведено и в Катехизисе). Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр. 1:20–21 ). Сам Господь и Спаситель наш, явившись на земле в такое время, когда вера в богодухновенность всего Ветхого Завета была в народе иудейском, как видно из свидетельства между прочим Иосифа Флавия – почти современника Иисуса Христа 227 , всеобщей и несомненной, – не только не обличал за нее сынов Израиля, не только ничем не выразил, что Он, по крайней мере, не разделяет ее с ними; напротив, показывал полное уважение к ветхозаветным книгам, как к книгам священным, Божественным. Он – а) ссылался на них, подобно всем иудеям, для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых (Мф. 22:31) и даже важнейшей истины Своего божественного посольства: исследуйте Писания, – говорит Он Израильтянам: – ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ); еще: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне ( Ин. 5:46 ); и ученикам Своим, шедшим в Еммаус, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк, 24:27). Он – б) нередко выражался об этих писаниях так, как можно говорить только о слове Божием, а отнюдь не человеческом, например: не может разориться (нарушиться) Писание ( Ин. 10:35 ); надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк. 24:44 ; Мф. 26:54); истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18) 228 . Он даже, приводя некоторый места из Ветхого Завета, – в) прибавлял: Бог заповедал (Мф. 15:4), реченного вам Богом (Мф. 22:31) и при этом обличал иудеев: вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15:6. Мк. 7:13 ), а о Давиде в одном месте заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную Мене ( Мк. 12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Гал. 1:8 . «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение: 2Кор. 2:7 . «Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.» 2Кор. 2:8 . «И потому прошу вас оказать ему любовь.» Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятыя Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям Приснодевства Божией Матери, неверующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа, отрицающим загробную жизнь, кончину мира, Страшный Суд, вечные награды праведникам и вечные муки грешникам, не принимающим спасительных Таинств Церкви, не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом, анафеме подвергаются собственно грехи неверия, богохульства и еретичества (см. Последование в неделю Православия). Св. Церковь , установив совершать ежегодно чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду указать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Вместе с этим Церковь имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения. Словом «анафема» в древней христианской Церкви обозначалось отлучение от Церкви или исключение еретиков и нераскаянных грешников из общества верующих. Провозглашая анафему. Церковь как бы говорит отпавшим: «Оставьте нас, вы, отвергающие то, во что мы веруем, и вносящие в Церковь свои разрушительные учения, вы для нас стали как язычники» ( Мф. 18:17 ; Тит. 3:10–11 ; Гал. 1:8 ). Не подумайте, однако же, что приговор анафемы незначителен: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф. 18:18 ). Как видно из слов Самого Господа, непрощенный, неразрешенный на земле грешник или еретик предстанет и в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. 53. О чудесах и знамениях 1) Кому из нас в настоящее время не приходится слышать от людей, кичащихся своим умом и знаниями, что-де чудес не было и не может быть, что все кажущееся чудесным есть действие природных сил и случайностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Очевидно, этот философский образ рассуждения в той форме, как он являлся ещё гораздо ранее, в классическое время, например, у Аммония 231 , удовлетворял своей цели, между тем как у иудейских учителей он заключает многие очевидные противоречия. Слабы также и другие иудейские учители: Р. Ниссим († 1040), Р. Хасдай, и другие, которые пытались разрешить эти противоречия, желая спасти талмудическое определение пророческого вдохновения. Нельзя считать серьёзными искусственные предположения этих учителей, будто выраженные в Талмуде требования относительно пророков указывают только на последствия пророческого вдохновения и призвания, на средства для большего успеха их посланничества к народу 232 . Только те учители могли спасти, хотя отчасти, библейское понимание вдохновения, которые совершенно отказывались от философской точки зрения Маймонида. Так Иосиф Альбо справедливо удивляется, почему не все философы могут быть пророками, если пророчество принадлежит к разряду естественных дарований ( ­ dvar tave). Он не сомневается, поэтому, что пророчество обусловливается милостивой волей Божьей 233 . Для того чтобы определить свойства всех вообще пророков и превосходство над ними Моисея, как жизненного корня всякого пророчества в Израиле, средневековые раввины ссылались на слова Иеговы к Моисею ( Чис. 12:6–8 ). „Если бывает у вас пророк Господень, то я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях; и образ Господа он видит”. Из этих выражений делают тот вывод, что, кроме указанных здесь двух форм пророческого вдохновения; видения и сновидения, – третьего нет 237 . В обеих этих формах пророчество имеет различные степени ясности, но никогда не возвышается до того совершенства, которое было уделом одного Моисея. Только он один говорил с Богом устами к устам ( Чис. 12:8 ), лицом к лицу ( Исх. 33:11 ), как человек беседует с друзьями 238 ; только он один видел подобие Господа ( Чис. 12:8 ); только о нём одном и говорится: „И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу” ( Втор. 34:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Что же составляет богодухновенность Писания? Священные писатели находились под руководством, которое в высшие моменты переходит в озарение и даже прямое откровение Божие. «Я имел откровение Господне» , – читаем у пророков, и у апп. Павла, и у Иоанна (в Апокалипсисе). Но при всем этом писатели пользуются обычными средствами познания. Для сведений о прошлом они обращаются к устному преданию. «Что слышали мы и узнали и что отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его...» – «Боже, мы слышали ушами своими и отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни древние...» ( Пс. 43:2; 77:3–4 ). Ап. Лука, не входивший в число 12 учеников Христовых, описывает евангельские события «по тщательном исследовании всего сначала» ( Лук. 1:3 ). Затем, священные писатели пользуются письменными документами, списками людей и семейных родов, государственными отчетами с различными указаниями. В исторических книгах Ветхого Завета есть ссылки на источники, как например , в книгах Царств и Паралипоменон: «прочее об Охозии ... написано в летописи царей Израильских» – «прочее об Иоафаме...в летописи царей иудейских» ( 4Цар.1:18, 15:36 ; 2Пар.27:7 ). Приводятся и подлинные документы: первая книга Ездры содержит целый ряд дословных распоряжений и донесений, связанных с восстановлением иерусалимского храма. Священные писатели не обладали всеведением, которое принадлежит одному Богу. Но эти писатели были святы. «Сыны израилевы не могли смотреть на лицо Моисея по причине славы лица его» ( 2Кор.3:7 ). Эта святость писателей, чистота ума, непорочность сердца, сознание высоты и ответственности в исполнении своего призвания выражалась непосредственно в их писаниях: в правде их мыслей, в истинности их слов, в ясном различении истинного от ложного. Под внушением свыше начинали они свои записи и исполняли их. В отдельные моменты их дух озарялся высшими благодатными откровениями и таинственным прозрением в прошлое, как у пророка Моисея в книге Бытия, или в будущее, как у позднейших пророков и апостолов Христовых. Это было как бы видение в тумане или через завесу. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Убеждение в твердости указанием на кончину 1:10—15    Предложив лествицу христианского совершенства, Апостол Петр убеждает в необходимости непрерывно подниматься по ней: «старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (ст.10).    Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится «в сей телесной храмине», «зная, что скоро должен оставить храмину свою». Преображение Христово 1:16—18    Апостол увещевает и после его отшествия вспоминать его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10—18).    А если и этого недостаточно, то «мы имеем вернейшее слово пророков», которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководствоваться этим пророческим словом, которое сияет, как яркий светильник в непросвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце, до тех пор, «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Сказанное выше — прекрасный образ просвещения человеческой души, разбуженной от греховного сна светом Христова учения. Ветхозаветное пророчество 1:19—21     «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» — свидетельство Богодухновенности пророческих писаний. Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваВторая глава Лжепророки и лжеучители 2:1—3    Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь и всегда.    Характерная черта их, что они «введут пагубные ереси» «отвергаясь искупившего их Господа», то есть будут отвергать догматы воплощения Сына Божьего и совершенного Им искупления. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом (ст. 3—4,9). Примеры божественного наказания 2:4—9

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

«И взял я пять мужей, как Он заповедал мне, и пошли мы в поле и остались там. И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя. Я открыл уста мои, и вот, полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню. И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью; уста мои были открыты и больше не закрывались. Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Вот отметьте: 14-я глава, с 37го по 48-й стихи. Все эти свидетельства говорят о том, что человек, встречаясь с Богом и определяясь Им на такое служение, переживает вот такие состояния. Апостол Павел также скажет, что знаю человека во Христе, который вознесен был на третье небо, только в теле это было или вне тела, я не знаю, Бог знает. И слышал неизреченные слова, которые невозможно передать на человеческом языке. Вот таким человеком могу похвалиться. И вот за то, что Господь даёт мне такие откровения, мне дался ангел сатаны, да мне пакости деет, чтобы я смирялся. Трижды просил я Господа избавить меня от него, но услышал в ответ: “не проси о сем, довольно с тебя благодати Моей и поэтому я терплю и когда я немощен, тогда я силен” (см. 2Кор. 12:2–10 ). Вот отношение и к здоровью физическому, и к состоянию: когда я немощен, тогда я силен. И если бы мы всё это с вами понимали, если бы над этим размышляли, мы совершенно бы изменили и своё к себе отношение, и к окружающим, и стиль своей жизни, и все свои взгляды, и всё бы лишнее отпало, как ненужная шелуха. Потому что вот таким человеком могу похвалиться, а собой – нет, только разве немощами. Но это всё Ветхий Завет, а, может быть, в Новом-то Завете всё выглядит по-другому? Ничего подобного. Христос всегда и днесь Тойжде, и во веки (см. Евр. 13:8 ). Так же и Дух Святый: если Он говорил в Ветхом Завете, Он же Самый говорит и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010