Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его, зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, которые сами проникнуты, в свою очередь, языческим, а не христианским духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты (7). При чтении известных истин не говори: это не новое, это я знаю, это я так же сказал. Все это гордость диавольская; такое настроение отзывается следующим мудрствованием: я все знаю, доброе и лукавое, это значит почти следующее: я – всеведущий. А многие не читают духовных книг и проповедей потому, что будто бы они все знают, что там все одно и то же, что они давно знают, между тем как светские книги, в которых именно одна и та же пустейшая житейская суета, читают охотно и перечитывают. О, нечистые мухи, питающиеся мертвечиною (7)! «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк. 11:23 ). Ты читаешь романы, газеты и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая пустое разглагольствование в книгах легкого чтения? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении Слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36 ) (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Впрочем, на Западе постепенно выработался средний, уравновешенный взгляд на вопрос о природе богодухновенности. Так, у католиков II Ватиканский Собор (1965 г.) утверждая безошибочность книг Писания в деле спасения, в то же время признавал человеческую ограниченность авторов библейских книг. Но еще задолго до того многие православные богословы настаивали именно на таком подходе: Библия писалась людьми, которые не были, в отличие от Бога, всеведущими. Они ничего не знали об Америке или об Австралии, о современной ядерной физике или о генетике; они описывали свой собственный мир. Сегодня у нас гораздо больше, чем у них, знаний в сфере естественных наук, но в деле богопознания мы по-прежнему остаемся их учениками. Да и сами библейские авторы явственно выделяют в своем тексте Божественное и человеческое начала. В 5-й главе Исайи или в 15-й главе Иеремии мы видим примеры диалога пророка и Бога, и таких примеров в Библии немало. Или возьмем вот эти слова апостола Павла: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» ( 1Кор.1:14–16 ). Совершенно очевидно, что это не глас с неба, а личный рассказ Павла; более того, он сначала думает, что крестил только Криспа и Гаия, потом вспоминает, что еще крестил Стефанов дом, и заканчивает признанием: он и сам точно не помнит, может быть, там был кто-то еще. Это слова человека, чья память несовершенна, а вовсе не всеведущего Бога. В другом месте того же послания он ясно разделяет Божию заповедь и собственное мнение: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» ( 1Кор.7:25 ). То есть прямо предупреждает читателя: это уже я говорю, а не Господь. Но все эти детали не имеют никакого вероучительного значения, и потому нет оснований говорить, что Павел мог что- то «напутать» в самом своем богословии – нет, он безусловно передавал людям Слово Божие, но делал это не механически, не теряя при этом индивидуальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Евангелие неопровержимо свидетельствует о богочеловечестве Христа. Будучи книгой богодухновенной, оно, однако, написано живыми людьми, каждый из которых описывает события так, как он их видел и воспринимал, или как он о них слышал от очевидцев. Под «богодухновенностью» священных книг понимается совместное творчество людей и Святого Духа – их сотрудничество, synergia. Между четырьмя евангелистами существуют известные разногласия в деталях, что свидетельствует не о противоречии между ними, но об их единстве: если бы повествования были абсолютно тождественны, это говорило бы о том, что их авторы друг с другом советовались и друг у друга списывали. Евангелия – это свидетельства очевидцев, в которых каждый факт достоверен, но излагается с точки зрения того или иного конкретного автора. Христос веры: две природы Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято и истолковано по-разному: все ереси были подкреплены ссылками на Писание и цитатами из Библии. Поэтому необходим некий критерий правильного понимания Библии: таким критерием в Церкви является Священное Предание, частью которого Писание является. Священное Предание включает в себя весь многовековой опыт жизни Церкви, отраженный помимо Писания в деяниях и вероопределениях Вселенских Соборов, в творениях Святых Отцов, в литургической практике. Священное Предание не является просто дополнением к Писанию: оно свидетельствует о постоянном и живом присутствии Христа в Церкви. Весь пафос Нового Завета в том, что его авторы были «свидетелями»: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши – о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:1–2 ). Но Христос продолжает жить в Церкви, и опыт соприкосновения с Ним, жизни в Нем рождает новое свидетельство, которое запечатлевается в Предании. Евангелие говорило о Христе как Боге и человеке, но церковному Преданию предстояло сформулировать догмат о соединении Божества и человечества во Христе. Разработкой этого догмата занимались в эпоху христологических споров (IV-VII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почему? Да потому, что всё наше Богослужение, вся церковная гимнография построены на Священном Писании. Это базис, краеугольный камень, на котором всё стоит и которого нельзя ниоткуда вынуть: ни из Писаний, ни из Церкви, ни из правил. Дальше ] И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. [Цебаот, буквально, это Бог воинств. Его Исаия и увидел в такой славе, сидящим на Престоле как Царь царствующих. И что человек ощущает, когда он сталкивается неожиданно с этим духовным міром, который ему открывается? Он приходит в трепет, в ужас. И первое, что он видит, это свою нечистоту. Мы своей нечистоты не замечаем, поскольку сжились с ней. Она вошла в наши кости, в наше сознание, в нашу плоть, растворилась в нас, и поэтому мы её не ощущаем. Но вот в свете Лица Божия всё это видно. Горе мне! погиб я, ибо я человек с нечистыми устами, то есть с нечистыми мыслями, и живу среди народа такого же – погиб я. Считалось, что явление из запредельного міра связано со скорой смертью человека – такое было понимание] Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника [два жертвенника было: жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы, и алтарь кадильный, на который в кадильнице возлагались ароматические вещества. Очевидно, с жертвенника всесожжения он взял клещами уголь], и коснулся уст моих [опалив их], и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен [Человеку нужно очиститься, и это делает благодать Духа, и символизируется она в данном случае раскалённым углём. Вообще, все Богоявления Ветхого, да и Нового Завета, как правило, сопровождались огненными явлениями. «И беззаконие твое удалено от тебя»]. И услышал я [после всего этого] голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? [Удивительное выражение. Это одно из редких выражений в Ветхом Завете, которое таинственно указывает не на политеизм, а на Троичность Лиц в Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ис. 6:1–10 В год смерти царя Озии, – потом мы узнаем, кто это был царь Озия. Чтобы понимать книги пророческие, надо их вписать в исторический контекст: когда они жили, при каких царях они служили. В первой главе, в первых стихах, говорится: видение Исаии, сына Амосова, который служил при таких-то и таких-то царях. Значит, Пророческая книга тянет за собой целый каталог исторических книг. Исторические книги – это 4 книги Царств, книги Паралипоменон – все исторические книги, потому что это было не вне истории, не где-то совершалось, а в определённой географической точке и времени. Поэтому неплохо знать то время, в какое жили пророки: они не в вакуум говорили. Когда они говорили эти речи, они учитывали тот уровень народа, всех слоёв населения, политическое положение, и вот это всё нам надо учитывать . «В год смерти Царя Озии видел я Господа [вот это ему вменяли, когда казнили: как это он мог сказать: видел он Господа? Да Господь невидим видел я Господа], сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! [вот эти слова из видения Исайи Церковь включила в Евхаристический канон Божественной Литургии] И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. [Курениями от ладана, от кадил. Дым кадильный символизирует молитвы. Когда кадит священник или дьякон приступает к каждению, он просит молитвы на кадило: “Благослови, владыко, кадило”. И вот архиерей говорит: “Кадило Тебе приносимъ, Христе Боже нашъ, въ воню благоуханія духовнаго, еже воспріемъ въ пренебесный Твой жертвенникъ, возниспосли намъ благодать Пресвятаго Твоего Духа”, – мы приносим Тебе благоуханные молитвы, как кадильный дым, а Ты возниспосли нам вместо этого благодать Святаго Духа. Если не будете вписаны в литургическую жизнь Церкви, в богослужение Её, не будете знать литургических текстов – я имею в виду тропари, кондаки, ирмосы, экзапостиларии, Троичны и антифоны всякие, – то вы на 70 % не будете знать Священное Писание и Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот, призвание. Оказывается, исходя из этих слов, для Бога несуществующее – как существующее. Это для нас нет человека до его рождения, а вот у Бога он есть. Вот, прежде нежели Я образовал тебя во чреве, прежде нежели ты вышел из утробы, ты уже был у Меня пророком назначен. Вот – всеведение Божие. Здесь нет никакого предопределения, при котором нет места для свободной воли. Потому что многие говорят: если всё это предопределено, всё заранее обусловлено, то о какой же свободе воли может быть речь? Но ведь пророк-то мог и отказаться, и были попытки отказаться! Поэтому, вот ещё что нужно отметить: тех людей, которых Господь избирает для служения в Церкви, Он в первую очередь и наказывает, если они исполняют порученное им плохо. Вообще: проклят всяк, делающий дело Господне с небрежением (см. Иер. 48:10 ). Вот, не собирайте на свою голову угли огненные. Если пришли учиться, значит, надо учиться. Если нужно учить священные тексты, значит, нужно их учить старательно. И не собирайте на свою голову угли огненные. Вот эти угли огненные, 17-й стих : «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их». И Иеремия нёс это пророческое служение и был 25 лет объектом одних только насмешек, хулы, преследований. В конце концов его бросили в яму, в тюрьму. В такую яму, где бы он и умер, если бы не один царедворец, который тайно его вытащил из этой ямы. И вот у пророка зародилась мысль: 25 лет говорю, и никто не слушает. Не буду говорить больше во Имя Божие. И вот что получилось из этого: Откройте 20-ю главу Иеремии, и в 7-м стихе мы читаем: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии [которое предстоит], вопию о разорении [города и страны], потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: “не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Кого Мне послать?» – Единство божества у всех трёх Лиц. «Кто пойдёт для Нас?» – таинственное указание на Лица. Мы не смешиваем Лица. Природа у Них одна. Эта природа божественна, равносущна, и Лица разные. И кто пойдет для Нас] И я сказа л [спонтанно, помимо его воли ]: вот я, пошли меня [это не самозванец-пророк, а пророк призванный]. И сказал Он: пойди и скажи этому народу [а вот дальше идёт текст, который приводил и Сам Спаситель, на него в книге Деяний ссылается Апостол Павел. По существу этот текст заключает в себе Новый Завет . И это как бы программа всего будущего существования Церкви. Что же в этом стихе ?]: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего [вот причина и немоты, и слепоты, и полного неведения – огрубело сердце народа сего], и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:1–10 ). Это полное ожесточение, непонимание, что организм смертельно болен и на краю гибели. Апостол Павел, находясь в узах и Риме и ожидая суда Нерона, беседует с местными иудеями, которые впервые его здесь увидели, и говорит им о Христе. Одни убеждались его словами, другие, покачивая головами, сомневались. И вот так, на этом сомнении всё и осталось. Вот он и привёл им этот текст: И не хотите обратиться, чтобы Я исцелил их (см. Деян. 28:24–27 ). Следующий после Исаии пророк Иеремия также объяснил своё призвание. Он жил в самый, можно сказать, Апокалипсис: разрушение Храма, Иерусалима, и Вавилонский плен. Он всё это и описывает, и предрекает, что их ждёт. По существу, вся книга его есть свидетельство этой катастрофы. Но народ не верил: и князья, и цари. Надеялись на союз с Египтом, составляли какие-то политические союзы против Вавилонского царя. И он им говорил, что если бы даже вы стреляли в Навуходоносора и в его войско с крепостной стены, то ваши стрелы полетят назад, а не в него, и ранят, и будут поражать вас самих. Вам лучше сдаться, выйти с повинной – сохраните себя (см. Иер. 21:1–10 ). Ну, будете платить какую-то дань, но зато сохраните себя. Пророка сочли предателем, не верили, а когда всё произошло, как он сказал, то уже было поздно рассуждать. И вот как он, священник, был призван к пророческому служению. Иер. 1:4–10, 17; 20:7–9 «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сестра наша о Господе Екатерина Федоровна! Что мне сказать о той особе, которой послания ты прислала ко мне, чтобы я со вниманием прочитал их? Вот сам Апостол Павел вместо меня отвечает тебе, говоря то, что внушил ему Дух Святый: не судите прежде времени, пока не приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Но тут же дает он и правило, руководствующее к здравому рассуждению в делах духовных: не умствовать больше того, что написано, и не превозноситься одному пред другим (Ibid. 6). А что и в самом состоянии Богодухновенности рассудительность не только имеет место, но и необходима для спасения от заблуждений, которые бывают тем ужаснее, чем возвышеннее оное состояние, это видео из следующего изречения сего же Апостола: не дух боязни дал вам Бог, но дух силы, и любви, и здравомыслия ( 2Тим.1:7 ). Итак, где сила Божия, и где любовь Божия Духом Святым изливающаяся в сердце, преданное Господу Богу Иисусу Христу ( Рим.5:1 −5), там видно и здравомыслие, утверждающееся во всяком благопотребном рассуждении на свидетельствах Священного Писания. Ибо «все Писание Богодухновенно, и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16 −17). И что воинствующим против духа лжи и обольщения оттуда надлежит получить духовный меч, который есть Слово Божье ( Еф.2:17 ). Сие нам показал Сам Спаситель примером Своим, когда был искушаем сатаной в пустыне, и победил его, поражая его словами Божьими из священных Писаний: «писано есть» ( Мф.4:4 ), «паки писано есть» ( Ibid. ст. 7), «отойди от Меня, сатана, писано бо есть» ( Ibid. ст. 10). Но здесь, между прочим, и то достойно нашего внимания, что когда дьявол приметил, каким оружием действует Иисус Христос, тогда и сам начал свидетельствоваться Библией, но Господь показал ему, что он неправо толкует ее, и истину Божью старается обратить в ложь. И потому при третьем искушении дьявол уже не обращается к Библии, но является в личном характере сатаны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу... 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус... 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними... , 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам... 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... Уж кого-кого, а св. Луку – великолепного писателя, скрупулезно соблюдающего точность описаний, – заподозрить в такой оплошности (ведь о сорока днях в Деян. пишет он же) просто немыслимо! Значит, он намеренно вводит это «противоречие» – чтобы показать надвременность пребывания воскресшего Господа в Церкви. Да и в нашей литургической жизни 40 дней от Пасхи до Вознесения – довольно условный срок: ведь мы празднуем Воскресение Христово все время, круглый год. Кроме того, 40 дней – сам по себе срок, имеющий символический смысл полноты. «Мы истолковали это впечатление в том смысле, что Воскресение есть явление иного бытия, не знающего границ земного пространства и времени. Мы можем выразить наши наблюдения в краткой формуле: история Лк. есть временное преломление вечного» 787 . Иисус – пророк В библейской традиции действие Святого Духа ассоциируется прежде всего с пророческим служением. То сравнительно большее внимание, которое уделяется в Лк. Святому Духу (см. выше), усиливает впечатление об Иисусе как о пророке – преемнике ветхозаветных пророков. Ведь, строго говоря, именно пророки были той главной определяющей силой, посредством которой Бог говорил к Своему народу. Богодухновенность сначала Предания, а потом Писания – это вдохновение пророков Святым Духом. Упомянутая укорененность св. Луки в библейской (ветхозаветной) традиции уже не раз проявляется и в том, что Иисус представлен как пророк, на котором почивает Дух Святой. Так, уже начало общественного служения Иисуса выглядит как начало служения и помазание пророка. Если вновь обратиться к программной речи Иисуса в назаретской синагоге, то можно увидеть здесь многое из того, что непосредственно связано с пророческой тематикой. Ветхозаветная цитата, которую Он толкует и в которой говорится о Духе, есть не что иное, как описание пророческого призвания, помазания Духом ( Ис. 61, 1–2 ; Лк. 4, 18–19 ; см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010