Ноябрь 3 ноября 1866 г. Господи! Благодарю Тебя за дивные силы Твои, явленные на мне грешном ныне чрез причащение Святых Тайн. После ужасной скорби и тесноты и раздражительности вдруг я ощутил в сердце мир пренебесный, легкость, сладость и обладаю ими доселе (четвертый час пополудни). Хотел бы быть всегда с Тобою, Господи, но грех льстит и борет душу мою, и иногда я не могу сносить ужасной борьбы. Сам руководи меня, Сам ополчай меня, борца Твоего. [Согрешаю] пищею и питьем, блудом и нечистотою в разных видах, блудными, скверными помыслами, любостяжанием, сребролюбием, сластолюбием, скупостью, жалостью сластей, жадностью, завистью, враждою, озлоблением, раздражением, нетерпением, лукавыми, злыми и хульными помыслами, многоядением, пиянством, ласкательством, лицезрением, лицемерием, небрежностью, леностью, человекоугодием, ложным стыдом, неуместным страхом, гордостью, презорством, непокорностью, рвением, сварливостью, кражею, ложью и обманом, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, грубостью, необщительностью с домашними и чужими, величанием, надмением, дерзновением рукою, неблагоговением к святыне, небрежным совершением всех Таинств (иногда), молитвословий (иногда), нерадением о пастве, нерадением о собственном христианском преспеянии, нерадением о проповедничестве самостоятельном, пристрастием к одежде, к жилищу, к обстановке, непочтением к старшим, даже к родителям, иногда озлоблением и презрением на отца и мать, неуважением и нерасположением к жене, несмотря на ее любовь и ласки, озлоблением на братьев и сестер и пр. Ночью во сне кто-то накормил меня (дал ложку полную) сладостью в знак будущей сладости, как бы в предобручение. Как я был этому рад, но сознавал и исповедывал, что я сам по себе недостоин будущего блаженства, а только по милости и щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. Как посытнее поешь-попьешь, так сделаешься гордее и презорливее, а как полегче, поголоднее, так бываешь смиреннее и уважительнее. Ничто так [не наказывается], как гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смотри благими и простыми, а не злыми и лукавыми глазами на слова и действия людей, особенно близких к тебе по службе, родству, знакомству. А то иногда на одну точку, поставленную не по нашему желанию другими, мы озлобляемся на поставившего ее и говорим в себе: что он указывает нам, учит нас в такой безделице? Мы занимаемся истреблением своих страстей слегка, иногда, а не во всякое время, в другой раз тешим их, вместо того чтобы истреблять их непрестанно, нещадно. Мы занимаемся больше суетными делами телесными – что ямы и пиемы, чим одеждемся, в чем, каком доме, квартире жить будем, где гулять станем и пр. Оттого страсти нами оставляются без внимания, всё растут и растут и под раз славную баню нам зададут. Беснуясь страстями – скупостью, жадностью, завистью, гордостью, злобою, любостяжанием, непокорством, леностью, ропотом, блудом и прочими страстями, ты хочешь жить, окаянная плоть моя, дьявольская раба, но тебя надо умертвить: усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9, 27 ), – распять тебя надо: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [ Гал. 5, 24 ]. Мы – одно, вот что я должен мыслить непрестанно в сердце. Господи! Благодарю Тебя, яко сподобил еси мя непреткновенно совершите литургию и причаститися в мир и дерзновение, легкость и пространство. Благодарю Тебя, яко в классе даровал еси мне также свободу, дерзновение, слово и державно избавил меня от нечистоты помысла блудного и не допустил ему по вере в Тебя и усердию моему войти в сердце мое. Когда по приходе к тебе частых гостей будешь возмущаться духом и озлобляться на них, тогда эту злобу обрати от них на себя и скажи себе: это действует во мне, беснуется, мучит меня моя жадность; я должен возненавидеть мою жадность, а не ближних – их я должен неизменно любить, как себя. Священник, имея нетленное, небесное духовное брашно – Плоть и Кровь Христову презирает тленные брашна и напитки, за сор и помои их вменяет, подобно Алексию, человеку Божию; равно, имея нетленное одеяние – Христа, презирает тленные одежды: он надеется получить вечную, светлую одежду славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Протекло почти десять лет моей учебной службы при Министерстве народного просвещения при непрестанной защите и помощи Божией. Благодарю Господа за Его бесконечную милость. Поучай внутренно и еще, Господи, Духом Твоим Святым всех птенцов вертограда 67 сего, воображайся в них, просвещай, утверждай, возращай их. 2 октября Воздаю благодарение Господу недостойными устами моими и сердцем нечистым, яко сподобил меня Господь совершить и ныне пренебесное Таинство Тела и Крови Христа Бога и причаститься животворно пречистых сих Таин! Блажен и преблажен и пренебесен был я по причащении животворящих Таин. А что было до причащения! Какой огонь, какая теснота, какое насилие, уныние! Голос, впрочем, после вчерашнего обильного движения на свежем воздухе был чист и громок. Благодарю Господа, многократно милостиво спасшего меня от грехов моих по молитве покаяния моего и от разжжения геенского пламени. На обиды, несправедливости, притеснения, неисправности, погрешности не отвечай никогда смущением, злобою и мщением, но старайся быть покойным и своим спокойствием поддержи честь имени человека, христианина и пастыря. Злом на зло никогда не отвечай: злом зло не уничтожается, а увеличивается; огнь огнем не тушится, а водою. Эта вода – кротость, незлобие, терпение, доброжелательство врагам. Верую и уповаю, что спасуся благодатию Божией в силу тех молитв, молений, прошений, благодарений, песнопений, славословий Церкви, которые произносил я изо дня в день, из седмицы в седмицу, из месяца в месяц, из года в год. Отвергнись себя, своего ветхого, греховного человека, прекрати всякую солидарность с собою, со всеми помыслами и чувствами греховными; не имей ничего общего с тем, что называется гордостию, сердчанием, злобою, враждою, ненавистию, ссорою, завистью, вздорливостию, непослушанием, унынием, боязнию, блудом, невоздержанием, жестокосердием, леностию и пр. Ни на минуту не давай в себе воли и места греху. 3-го октября Милость и суд воспою Тебе, Господи [ Пс. 100, 1 ]! Адская злоба ураганом налетела на меня сегодня утром при встрече с надувшейся на меня сестрой жениной Анной, когда я уходил к обедне и говорил «прощайте», – встречен не от души, а принужденно и с огорчением. Она стояла, наклонившись ко мне спиной (что-то с Руфиной делала), и не думала попрощаться со мною, ни благодарить обычно за чай. Это меня крайне уязвило и смутило, потрясло. Как ни старался я держаться, но смущение не прекращалось, огонь адский попалял. В церкви пред обедней крепко каялся и умолял Господа о помиловании, и Господь сотворил чудо силы и благости и милосердия: огнь претворил в росу благодати, смятение в мир, тесноту в пространство, стыд в дерзновение. Обедню служил с дерзновением, причастился неосужденно, в мир, живот и радость, в простор и сладость. Благодарю Господа. Но нехорошо сделал то, что вина многовато влил в потир и запил больше меры: пьяноват был в классе, особенно первые часы во втором классе. 3 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дьявол кусает нас злобою, гордостью, блудом, завистью, жадностью и чревоугодием (приятный плен), сребролюбием, пристрастием к блестящим одеждам и пр. Все мы больные, расслабленные, слепые (Вифезда, дом милосердия, – Церковь ). Овчая купель – купель крещения. В чем мы проводим время? – В ядении и питии; поев и попив, заботимся о лучшем сварении пищи, потом что-либо житейское (относящееся к здешней жизни) поделаем, потом опять едим-пьем, затем гуляем, заботясь о варении пищи, потом спим или играем – так жизнь в такой суете проходит. Благодарю Тя, Господи, яко помиловал еси мя и, близкого к злобе, удержал от злобы на ближнего, обратил злобу по справедливости на виновника ее – дьявола, на самое жало злобы, пускаемое в сердце, а не на человека, который есть образ Твой. О, поистине мечта дьявольская – злоба, и ее надо всемерно презирать. Непрестанная агония бесовская в людях и днем и ночью, вне богослужения и во время богослужения, в будень и праздник, в праздник сильнее: у нас праздник, у них – свой, то есть злоба их увеличивается и хочет тоже торжествовать по-адски. Потому со стороны христиан должны быть необходимые противодействия [...], в особенности пред праздниками, именно: пост и молитва . Так Церковь назначила посты пред праздниками Пасхи, Рождества Христова, пред Успением Божией Матери, пред памятью святых апостолов Петра и Павла, и нужно неотменно соблюдать эти посты, потому что агония бесовская сильнее в праздники, чем в обыкновенные дни. Так священнику надо усилить свою молитву, свой пост и духовное бодрствование пред праздником, потому что дьявол сильнее нападает на него в это время; предвидя большую духовную пользу от священнослужения и проповеди священника, он старается разрушить пользу (предварительно), могущую произойти, чрез искушение священника разными страстями: злобою, ненавистью, гордостью, любостяжанием, завистью и пр. Агония злобы, сребролюбия, любостяжания, чревоугодия, блудодеяния, гордыни (в образованных людях – отвержение Церкви, нигилизм, спиритизм и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все грехи – мечта врага диавола, как-то: блуд, нечистота, гордость, своеволие, упрямство, злоба, зависть, жадность, скупость, сребролюбие, сластолюбие... и всякий грех надо ненавидеть как самого диавола, противника Божия и нашего, и когда в сердце есть действие греха, тотчас надо возбуждать и принуждать сердце к противоположной этому греху добродетели, например если действует злоба, возбуждать в себе благость и любезность, если гордость – смирение, если раздражительность – терпение, если скупость – презрение к благам земным (ибо есть небесные), если своеволие – покорность воле начальствующих и прямой воле Божией, если блуд – возбуждать любовь к чистоте и целомудрию и воздержанию в пище и питье, особенно в сластях. Как же мы премного ошибаемся, заблуждаемся в жизни, следуя влечению своих страстей и не действуя тотчас же против них, считая мечту, злобу, гордыню, нечистоту диавольскую за что-то истинное, действительное! У нас обыкновенно бывает, что мечта мечту гонит: брат или сестра на меня сердится, а я, видя это, сам на него сержусь; брат гордится предо мною – я пред ним. О, как мы мечтаем! Аз же глаголю вам, говорит Господь, не противитися злу и: любите враги ваша (считая за ничто их злобу), благословите клянущыя (бранящия) вы [ Мф. 5: 39, 44 ], потому что брат бывает подвержен волею или неволею мечтанию бесовскому, когда страсть, грех в нем действует: пройдет мечтание, омрачение, буря – и он сам большей частью видит, что его злоба, гордость, нечистота, сребролюбие, сладострастие, скупость были мечта, пустяки, водные пузыри, дрянь. А чтобы нам не оскверняться нечистыми грезами, блудом или злобою, гордостью и пр. страстями ночью, надобно накануне усердно помолиться и не много есть-пить, не есть и не пить одно только сладкое, а есть вместе и пищу соленую или несладкую и не спать в теплой комнате или под теплым одеялом, иначе сделается блуд ночной. Блаженны алчущие и жаждущие правды [ Мф. 5, 6 ], то есть праведности, исправления, жизни по заповедям Христовым и самого оправдания Христова, оправдания кровью Его, вменение себе праведности Христовой. Слова правда и оправдание принимаются еще в смысле закона, устава, так в словах «Русская правда» Ярослава Великого 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

р.Б.Сергий 12 августа 2017, 22:55 Нужно избавляться от ненужных мечтаний,обычно под благовидым предлогом.Мне бы принца,да на белом коне,а мне бы благочестивую скромницу модельной внешности,вот я бы...Нужно служить Богу здесь и сейчас в том положении,каком находимся.Господь промышляет о нас ко спасению,посылая и радости и скорби,а нам скорби не нравятся,подавай сплошную нирвану.Наломал человек дров(блудом,гордостью и пр.)покаяния должного не принёс,а ему подавай счастье.Бог посылает " счастье " ,како именно ему пригодно,чтобы вразумился.Думаю главное-спасение души,с мужем(женой)или без -не столь важно перед лицом вечности. Сергий 12 августа 2017, 22:06 Мужчины слабы, потому что силы уходят на борьбу друг с другом, нас воспитывает двор с драками и пьянством (корнями это уходит в язычество). Женщины посильнее, потому что вначале лучше " кучкуются " -дружат, хотя потом тоже начинается вражда... Сила ведь только в любви. Интересно, первое поколение российских мужчин-тряпок так и называется: дети войны. И все мы в чем-то дети этой бесконечной войны всех против всех. И преодолевается это только любовью к людям, сосредоточенностью, воспитанностью. Замшелую агрессивную брутальность выбросьте, пожалуйста, подальше, - это старое, ржавое и никчёмное оружие. К женщинам это тоже относится, все эти избы да кони. Давайте будем христианами и людьми. Алена 12 августа 2017, 19:39 Мария 12 августа 2017, 11:24 Напишите мне на мою почту в Рамблере, перед " собачкой " только 7 цифр (такой странный адрес) - 2005723. Этот ящик я использую не часто, но в ближайшее время буду поглядывать. Анна 12 августа 2017, 18:36 Дорогой отец Андрей! То что Вы написали в статье и все приведенные " ужасы " материнства и семейной жизни - это взгляд чисто МУЖСКОЙ! ))) Да ни одна нормальная женщина, тем более состоявшаяся мать (хотя бы одного ребенка) не считает это чем-то страшным. Это и есть счастье материнства - не спать ночами, переживать токсикозы беременности и испорченную фигуру, домашнюю рутину (посуда, белье и пр.), тревоги за ребенка, проживание его (их) жизни, отказ от своих интересов, своей жизни. Это заложено природой. Женщина может жаловаться, плакать у аналоя (и не только), но она ни на что не променяет эту свою " тяжелую " семейную жизнь.

http://pravoslavie.ru/105673.html

Особенно яркие картины из его обличительных проповедей мы и приводим. «Теперь, – говорит он в Поучении на 14-ю Неделю по Пятидесятнице, – от Бога отступили едва не все: одни гордостью и взяточничеством, другие прелюбодейством, а иные завистью и злым пьянством. Эти все являются служителями диавола». Или на Введение трехлетней Отроковицы во храм Святитель с горечью говорит: «А мы грешные, нечистые, не только от трех лет рождения, но и до тридцати лет живем и в церковь не ходим, а всегда грешим и не раскаиваемся. О, греходелатель! Убойся, если ешь, пьешь и без болезни грешишь, или ты без смерти будешь? Не прельщайся этим, так как от смерти не убежишь, а если уж смерти не миновать, то лучше ради Бога смерть принять и служить Богу и пр.» (с. 28). Обличая, вообще, все пороки своей паствы, Святитель с особенной горечью обличает блуд во всех его видах и пьянство. «О, любители блуда и нечистоты! Когда кто полюбит жену или девицу, тогда вы вечера прогуливаете, ночи не спите и думаете только о той девице, как ею овладеть: сводницами, или обещанием подарков, а иные хитрой лестью, красотой своей, а другие веселыми беседами и другими способами прельщают, и, наконец, злыми делами своими. О, ненасытная мерзость! Всякая нечистота не только сердце помрачает, но и внешний вид лица губит. Что же потом следует за блудом? Болезнь, скорбь, за скорбью смерть, мучения вечные за ним следуют» (с. 72). В Поучении на 13-ю Неделю по Пятидесятнице Святитель, рисуя картину Страшного суда, говорит о полном развращении людей перед концом мира и о том, что матери и отцы будут предавать разврату дочерей своих. «Такое беззаконие будет, когда мать дочь свою отдаст на блуд, а, я думаю, это и теперь делается». Так обличает Святитель и тех отцов и матерей в Сибири, которые продавали на разврат своих дочерей. Великий постник и Апостол Сибири обличает и пьянство. Вот, например, в Неделю Сыропустную, говоря о спасительности доброго поста, Святитель говорит: «Не войдет пост и молитва в оскверненную душу пьянством. Пьяниц не принимает Господь, как неприятных Ему» (с. 104–105). Или в Неделю Цветную так поучал Святитель своих духовных детей: «Деревья испускают масло, вино и миро, а ты, человек, ничего доброго не даешь. Травы испускают из себя благоуханные запахи, а деревья дают благовонные сладости. А ты, человек, даешь от себя смрад и мерзость, и другие нечистоты. О, человек! Если не хочешь быть нечистым и мерзостным, а хочешь быть чистым, то очисти тело свое постом, укрась чистотой, омой тело свое слезами, испускай благоухание молитвой и тогда ко Святым причтешься и Царство Небесное получишь» (с. 114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Гнушение человеком есть гнушение делами рук Создателя, между тем как Господь вся премудростию сотворил [ Пс. 103, 24 ] и вся добра зело [ Быт. 1, 31 ]; это есть гнушение дьявола над Создателем чрез нас. Как мы безумны и ветрены! Красотою прельщаемся, белизною, нежностью, румяностью кожи, обнаженною несколько грудью (у женщины), а смуглою, грубою кожею гнушаемся, особенно если у простой женщины обнажена грудь несколько – обоюдный грех ! О, гордость сласти! О, сластолюбие! Это всё от сластей, воюющих во удех наших, от пристрастия к телесной красоте. Это всё похоть плоти, похоть очей и гордость житейская ( 1Ин. 2, 16 )! Прости, Господи согрешения наша, просвети тьму нашу! Не одна ли и та же земля – тело нежное и красивое и тело грубое и некрасивое, не тот же ли гной и прах будет: где во гробе различие? Гнушаться грехом: гордостью, злобою, завистью, блудом – вот чем! Надо гнушаться дьяволом, озлобляться на дьявола, а не на человека, на коего дьявол дышит злобою, надо жалеть врагов, милосердствовать об них, снисходить к ним, молиться за них: не ведят бо, что творят. Надо считать себя достойными обид, поношения, укорения, ругательств от ближних по грехам нашим: достойная бо восприемлем за злобы наши – гордость, зависть нашу и пр. Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? [ Иов. 2, 10 ]. Итак, забудь и думать кем-нибудь и чем-либо гнушаться, кроме греха и виновника его, ибо все – дело рук Божиих; равно ни на кого не озлобляйся, кроме дьявола, ибо он виновник всякого зла: человек – жалкое орудие его злобы, сам не ведающий, что творит. Как можно в особенности гнушаться плотью матери, от которой ты сам получил плоть? Помнить надо, что Сам Господь воплотился и освятил и возвеличил плоть человеческую. Как плоть наша прославлена в мощах святых! Они даже на престоле, в Теле и Крови Агнца Божия! Всяческая и во всех Христос [ Кол. 3, 11 ] – как я осмелюсь кого-либо гнушаться, презирать, да как и из-за чего? Сый! Во всех и во всем я буду лобызать Тебя, чтить Тебя, ибо все от Тебя! Прочь ветхая прелестьгордость и гнушение!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы все ежедневно и тяжко согрешаем нерадением и невниманием к своему нерукотворенному храму, то есть телу своему, оскверняя его чревоугодием, пьянством, блудными помыслами, желаниями, делами, злобою, завистью, любостяжанием, страстями. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? [ 1Кор. 6, 19 ]. Или: Разве не знаете, что вы храм Божий? [ 1Кор. 3, 16 ]. И точно, мы как бы не знаем этого, забываем это. А надо помнить всегда эту великую истину. Отчего между нами так много пьянствующих, угождающих чреву, сребролюбцев, вообще любостяжательных, блудников? – От непамятования того, что мы – храм Святого Духа. Но если кто разорит храм Божий, того покарает Бог [ 1Кор. 3, 17 ]. Видите обновленный храм Божий рукотворенный – обновите свои нерукотворенные храмы покаянием и живите свято. Дела любви – единение и разделение: единение сердец, разделение имения, пищи, питья, одежды, денег, жилища. Все, что имеешь, продай и раздай нищим [ Мк. 10, 21 ]. От жены и твоих родственников по жене, сестер и братьев, зависит мое гражданство и священство (после Бога, разумеется), мое имя и счастье. Да уважаю их, да люблю их, да отвергаюсь себя для них, да терплю им. Не заграждай рта у вола молотящего [ Втор. 25, 4 ; 1Кор. 9, 9 ]. Кто заграждает мои уста, когда я работаю для Господа, когда служу в церкви Его или в домах верующих? Только каждое слово да произносится пред Господом от всего сердца, с памятью о Ипостасном Слове, спокойно, неторопливо, истинно. Всё старание дьявола направлено к уничижению Господа Бога посредством гордыни человеческой, маловерия, неверия, или поколику он ничего не может причинить Господу Богу, то всячески старается ругаться над образом Его, ввергая его в различные страсти: злобу, гордость, зависть, скупость, любостяжание, чревоугодие, пьянство, блуд, татьбу, вообще в пристрастие к земным вещам, обман, ложь, злое своенравие, упрямство, непокорность, леность и пр., – или чрез человека ругаясь человеку – образу Божию жестокостью, скупостью, блудом и пр., или внушает пренебрежение к святым Божиим, или к освященным и преосвященным Церкви земной, или к особам высоким и высочайшим с одной стороны и к нищим, незнатным, с другой. Потому нужно всем нам прежде всего великое смирение, да низложим гордыню врага, в нас действующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждый да возделывает непрестанно ниву сердца своего, да не ленится исторгать тщательно плевелы страстей и недобрых помыслов и чувств; каждый да возбуждает себя непрестанно к добру, да не спит, но да бодрствует и трезвится, ибо враг наш не дремлет, а худое семя быстро вырастает в негодную траву, заглушающую пшеницу добродетели. Жизнь наша должна быть непрерывной деятельностию, непрерывным трудом духовным, непрестанным сечением. Покой впереди – в будущем веке. Сердце наше враг непрестанно силится умертвить нечувствием, холодностию, самолюбием, злобою, завистию, гордостию, злорадством, лукавством, тщеславием, сребролюбием, любостяжанием, сластолюбием, блудом, суетностию, унынием, суровостию, угрюмостию, пустыми развлечениями, чтением пустых книг, смехотворством и пр. Надо непрестанно воевать с грехами, чтобы они совсем нас не умертвили. Надо ежедневно воскресать из мертвых, каждый день возрождаться молитвою, постом, покаянием, слезами, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового. Маринованной рыбы не есть: я золотушен, и для меня вредна она. Есть все свежее и некоторое разрешающее. В постные дни по вечерам вместо чаю употреблять баварский свежий квас с черным хлебом, стакан или два. Постные пироги есть меньше: крепят живот, то есть засоривают. Враг бесплотный крепко борет нас во время Богослужения потому, что в это время совершается чрез наше посредство благодатию Божией возрождение душ христианских и наше собственное, потому да не унываем от наветов вражиих, но да мужаемся и крепимся, взирая сердечными очами на Подвигоположника Христа, невидимо пред нами стоящего и тайно совершающего возрождение в душах. (Во время шестопсалмия тяжело было по действию вражию оттого, что отец Матфей вслух читал молитвы светильничные, когда я, служащий священник, тайно молился. Думалось, что возносится гордостию. А он усердно молился, и враг завидовал ему.) Марья Арсеньевна и многие лица свидетельствовали мне об особенной благодати Божией в их сердцах, когда я, непотребный, служу благодатию Божиею. Буди слава Тебе, Господи, а не мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010