Ноябрь 3 ноября 1866 г. Господи! Благодарю Тебя за дивные силы Твои, явленные на мне грешном ныне чрез причащение Святых Тайн. После ужасной скорби и тесноты и раздражительности вдруг я ощутил в сердце мир пренебесный, легкость, сладость и обладаю ими доселе (четвертый час пополудни). Хотел бы быть всегда с Тобою, Господи, но грех льстит и борет душу мою, и иногда я не могу сносить ужасной борьбы. Сам руководи меня, Сам ополчай меня, борца Твоего. [Согрешаю] пищею и питьем, блудом и нечистотою в разных видах, блудными, скверными помыслами, любостяжанием, сребролюбием, сластолюбием, скупостью, жалостью сластей, жадностью, завистью, враждою, озлоблением, раздражением, нетерпением, лукавыми, злыми и хульными помыслами, многоядением, пиянством, ласкательством, лицезрением, лицемерием, небрежностью, леностью, человекоугодием, ложным стыдом, неуместным страхом, гордостью, презорством, непокорностью, рвением, сварливостью, кражею, ложью и обманом, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, грубостью, необщительностью с домашними и чужими, величанием, надмением, дерзновением рукою, неблагоговением к святыне, небрежным совершением всех Таинств (иногда), молитвословий (иногда), нерадением о пастве, нерадением о собственном христианском преспеянии, нерадением о проповедничестве самостоятельном, пристрастием к одежде, к жилищу, к обстановке, непочтением к старшим, даже к родителям, иногда озлоблением и презрением на отца и мать, неуважением и нерасположением к жене, несмотря на ее любовь и ласки, озлоблением на братьев и сестер и пр. Ночью во сне кто-то накормил меня (дал ложку полную) сладостью в знак будущей сладости, как бы в предобручение. Как я был этому рад, но сознавал и исповедывал, что я сам по себе недостоин будущего блаженства, а только по милости и щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. Как посытнее поешь-попьешь, так сделаешься гордее и презорливее, а как полегче, поголоднее, так бываешь смиреннее и уважительнее. Ничто так [не наказывается], как гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дьявол кусает нас злобою, гордостью, блудом, завистью, жадностью и чревоугодием (приятный плен), сребролюбием, пристрастием к блестящим одеждам и пр. Все мы больные, расслабленные, слепые (Вифезда, дом милосердия, – Церковь ). Овчая купель – купель крещения. В чем мы проводим время? – В ядении и питии; поев и попив, заботимся о лучшем сварении пищи, потом что-либо житейское (относящееся к здешней жизни) поделаем, потом опять едим-пьем, затем гуляем, заботясь о варении пищи, потом спим или играем – так жизнь в такой суете проходит. Благодарю Тя, Господи, яко помиловал еси мя и, близкого к злобе, удержал от злобы на ближнего, обратил злобу по справедливости на виновника ее – дьявола, на самое жало злобы, пускаемое в сердце, а не на человека, который есть образ Твой. О, поистине мечта дьявольская – злоба, и ее надо всемерно презирать. Непрестанная агония бесовская в людях и днем и ночью, вне богослужения и во время богослужения, в будень и праздник, в праздник сильнее: у нас праздник, у них – свой, то есть злоба их увеличивается и хочет тоже торжествовать по-адски. Потому со стороны христиан должны быть необходимые противодействия [...], в особенности пред праздниками, именно: пост и молитва . Так Церковь назначила посты пред праздниками Пасхи, Рождества Христова, пред Успением Божией Матери, пред памятью святых апостолов Петра и Павла, и нужно неотменно соблюдать эти посты, потому что агония бесовская сильнее в праздники, чем в обыкновенные дни. Так священнику надо усилить свою молитву, свой пост и духовное бодрствование пред праздником, потому что дьявол сильнее нападает на него в это время; предвидя большую духовную пользу от священнослужения и проповеди священника, он старается разрушить пользу (предварительно), могущую произойти, чрез искушение священника разными страстями: злобою, ненавистью, гордостью, любостяжанием, завистью и пр. Агония злобы, сребролюбия, любостяжания, чревоугодия, блудодеяния, гордыни (в образованных людях – отвержение Церкви, нигилизм, спиритизм и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все грехи – мечта врага диавола, как-то: блуд, нечистота, гордость, своеволие, упрямство, злоба, зависть, жадность, скупость, сребролюбие, сластолюбие... и всякий грех надо ненавидеть как самого диавола, противника Божия и нашего, и когда в сердце есть действие греха, тотчас надо возбуждать и принуждать сердце к противоположной этому греху добродетели, например если действует злоба, возбуждать в себе благость и любезность, если гордость – смирение, если раздражительность – терпение, если скупость – презрение к благам земным (ибо есть небесные), если своеволие – покорность воле начальствующих и прямой воле Божией, если блуд – возбуждать любовь к чистоте и целомудрию и воздержанию в пище и питье, особенно в сластях. Как же мы премного ошибаемся, заблуждаемся в жизни, следуя влечению своих страстей и не действуя тотчас же против них, считая мечту, злобу, гордыню, нечистоту диавольскую за что-то истинное, действительное! У нас обыкновенно бывает, что мечта мечту гонит: брат или сестра на меня сердится, а я, видя это, сам на него сержусь; брат гордится предо мною – я пред ним. О, как мы мечтаем! Аз же глаголю вам, говорит Господь, не противитися злу и: любите враги ваша (считая за ничто их злобу), благословите клянущыя (бранящия) вы [ Мф. 5: 39, 44 ], потому что брат бывает подвержен волею или неволею мечтанию бесовскому, когда страсть, грех в нем действует: пройдет мечтание, омрачение, буря – и он сам большей частью видит, что его злоба, гордость, нечистота, сребролюбие, сладострастие, скупость были мечта, пустяки, водные пузыри, дрянь. А чтобы нам не оскверняться нечистыми грезами, блудом или злобою, гордостью и пр. страстями ночью, надобно накануне усердно помолиться и не много есть-пить, не есть и не пить одно только сладкое, а есть вместе и пищу соленую или несладкую и не спать в теплой комнате или под теплым одеялом, иначе сделается блуд ночной. Блаженны алчущие и жаждущие правды [ Мф. 5, 6 ], то есть праведности, исправления, жизни по заповедям Христовым и самого оправдания Христова, оправдания кровью Его, вменение себе праведности Христовой. Слова правда и оправдание принимаются еще в смысле закона, устава, так в словах «Русская правда» Ярослава Великого 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

р.Б.Сергий 12 августа 2017, 22:55 Нужно избавляться от ненужных мечтаний,обычно под благовидым предлогом.Мне бы принца,да на белом коне,а мне бы благочестивую скромницу модельной внешности,вот я бы...Нужно служить Богу здесь и сейчас в том положении,каком находимся.Господь промышляет о нас ко спасению,посылая и радости и скорби,а нам скорби не нравятся,подавай сплошную нирвану.Наломал человек дров(блудом,гордостью и пр.)покаяния должного не принёс,а ему подавай счастье.Бог посылает " счастье " ,како именно ему пригодно,чтобы вразумился.Думаю главное-спасение души,с мужем(женой)или без -не столь важно перед лицом вечности. Сергий 12 августа 2017, 22:06 Мужчины слабы, потому что силы уходят на борьбу друг с другом, нас воспитывает двор с драками и пьянством (корнями это уходит в язычество). Женщины посильнее, потому что вначале лучше " кучкуются " -дружат, хотя потом тоже начинается вражда... Сила ведь только в любви. Интересно, первое поколение российских мужчин-тряпок так и называется: дети войны. И все мы в чем-то дети этой бесконечной войны всех против всех. И преодолевается это только любовью к людям, сосредоточенностью, воспитанностью. Замшелую агрессивную брутальность выбросьте, пожалуйста, подальше, - это старое, ржавое и никчёмное оружие. К женщинам это тоже относится, все эти избы да кони. Давайте будем христианами и людьми. Алена 12 августа 2017, 19:39 Мария 12 августа 2017, 11:24 Напишите мне на мою почту в Рамблере, перед " собачкой " только 7 цифр (такой странный адрес) - 2005723. Этот ящик я использую не часто, но в ближайшее время буду поглядывать. Анна 12 августа 2017, 18:36 Дорогой отец Андрей! То что Вы написали в статье и все приведенные " ужасы " материнства и семейной жизни - это взгляд чисто МУЖСКОЙ! ))) Да ни одна нормальная женщина, тем более состоявшаяся мать (хотя бы одного ребенка) не считает это чем-то страшным. Это и есть счастье материнства - не спать ночами, переживать токсикозы беременности и испорченную фигуру, домашнюю рутину (посуда, белье и пр.), тревоги за ребенка, проживание его (их) жизни, отказ от своих интересов, своей жизни. Это заложено природой. Женщина может жаловаться, плакать у аналоя (и не только), но она ни на что не променяет эту свою " тяжелую " семейную жизнь.

http://pravoslavie.ru/105673.html

Особенно яркие картины из его обличительных проповедей мы и приводим. «Теперь, – говорит он в Поучении на 14-ю Неделю по Пятидесятнице, – от Бога отступили едва не все: одни гордостью и взяточничеством, другие прелюбодейством, а иные завистью и злым пьянством. Эти все являются служителями диавола». Или на Введение трехлетней Отроковицы во храм Святитель с горечью говорит: «А мы грешные, нечистые, не только от трех лет рождения, но и до тридцати лет живем и в церковь не ходим, а всегда грешим и не раскаиваемся. О, греходелатель! Убойся, если ешь, пьешь и без болезни грешишь, или ты без смерти будешь? Не прельщайся этим, так как от смерти не убежишь, а если уж смерти не миновать, то лучше ради Бога смерть принять и служить Богу и пр.» (с. 28). Обличая, вообще, все пороки своей паствы, Святитель с особенной горечью обличает блуд во всех его видах и пьянство. «О, любители блуда и нечистоты! Когда кто полюбит жену или девицу, тогда вы вечера прогуливаете, ночи не спите и думаете только о той девице, как ею овладеть: сводницами, или обещанием подарков, а иные хитрой лестью, красотой своей, а другие веселыми беседами и другими способами прельщают, и, наконец, злыми делами своими. О, ненасытная мерзость! Всякая нечистота не только сердце помрачает, но и внешний вид лица губит. Что же потом следует за блудом? Болезнь, скорбь, за скорбью смерть, мучения вечные за ним следуют» (с. 72). В Поучении на 13-ю Неделю по Пятидесятнице Святитель, рисуя картину Страшного суда, говорит о полном развращении людей перед концом мира и о том, что матери и отцы будут предавать разврату дочерей своих. «Такое беззаконие будет, когда мать дочь свою отдаст на блуд, а, я думаю, это и теперь делается». Так обличает Святитель и тех отцов и матерей в Сибири, которые продавали на разврат своих дочерей. Великий постник и Апостол Сибири обличает и пьянство. Вот, например, в Неделю Сыропустную, говоря о спасительности доброго поста, Святитель говорит: «Не войдет пост и молитва в оскверненную душу пьянством. Пьяниц не принимает Господь, как неприятных Ему» (с. 104–105). Или в Неделю Цветную так поучал Святитель своих духовных детей: «Деревья испускают масло, вино и миро, а ты, человек, ничего доброго не даешь. Травы испускают из себя благоуханные запахи, а деревья дают благовонные сладости. А ты, человек, даешь от себя смрад и мерзость, и другие нечистоты. О, человек! Если не хочешь быть нечистым и мерзостным, а хочешь быть чистым, то очисти тело свое постом, укрась чистотой, омой тело свое слезами, испускай благоухание молитвой и тогда ко Святым причтешься и Царство Небесное получишь» (с. 114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Другие грешат блудом, неверием, гордостью и преступлениями. Это грехи смертные. Но ни те, ни другие не должны унывать, а должны надеяться на спасение. Пусть первые, грешащие словом, мыслью и делами по неведению, ежедневно оплакивают грехи и раскаиваются в них, и Господь простит. Нужно только не падать духом, а вставать: согрешил – не продолжай грешить дальше, не продолжай падать вниз, а вставай скорее. И премудрый Соломон говорит: «Семь раз упадет праведник, и встанет» 200 . Святитель Димитрий Ростовский замечает, что такой человек омоет грех свой. А Иоанн Златоуст говорит, что «человек еще не погиб, если грех в его душе является гостем, а не постоянным жителем». Люди, грешащие блудом, неверием, гордостью и преступлениями, должны помнить, что у них есть ум. Они должны перед своими очами всегда иметь свой грех , укорять себя, воздерживаться от новых грехов и молиться Господу и Пречистой Деве перед иконой, именуемой «Взыскание погибших». Молиться нужно непременно, ибо только тогда Господь поможет нам. И пророк Давид молился, говоря: «Господи, путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя» 201 . Итак, кто отягчен жизнью, кто не уверен в своем спасении, пусть отбросит уныние, имея твердую надежду на помощь Божию, имея перед собою дивный пример жен-мироносиц, и с незыблемым упованием и надеждой достигнет он своего спасения, ибо жив Господь Бог наш, Им же будет жива душа наша во веки веков. Аминь. О выражении молитвою любви к Богу Свою искреннюю любовь к Богу мы выражаем своей молитвой к Богу от всего сердца, от всей души, от всего помышления и всею крепостью 202 своей. Другими словами, чтобы излить полную любовь к Богу, надобно уметь молиться Ему немногословно, но сильно, горячо и собранным умом. Так коротка, но весьма сильна была молитва к отцу евангельского блудного сына, когда он, павши ниц перед отцом, воскликнул: «Отче! Я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» 203 . Кратко взывал евангельский мытарь, но от полноты чувств бил себя в грудь со словами: «Боже! Милостив буди мне грешнику!» 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

4. Идея о Промысле Божием в мировой истории ярко выражена в пророчествах Исаии о нашествии на Иудею иноплеменных народов (Ис 5. 26-30; 7. 18-20; 8. 7-8; 9. 11-15; 10. 5-6). Однако сами эти народы лишь инструмент в руке Божией для наказания иудеев: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» - говорит Господь (10. 5). Никто не может противиться Божественной воле - одни народы возвысятся, другие падут. «Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?» (14. 26-27). Предупреждая Израиль и иноплеменные народы о грядущих бедствиях, Исаия ясно называет цель Божественного наказания - «смирить гордость». Так, в пророчестве о Тире говорится: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (23. 9; ср. пророчество о Вавилоне - 13. 11). В размышлениях о политическом положении соседних царств (13-23) прор. Исаия близок к пророкам Иезекиилю (Иез 25-32) и Даниилу с их откровением о Божественном плане суда и спасения народов (ср.: Рижский. 1987. С. 131; Брюггеман. 2009. С. 205). 5. Истинное богопознание - одна из важных тем И. п. к. Уже в начале книги Господь обличает народ: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1. 3). Призыв к богопознанию у Исаии имеет общие черты с пророчествами Осии и Амоса, ибо основан на обличении иудеев во внешнем богопочитании. «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (1. 11; ср.: Ос 5. 4; 6. 6). Или: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня…» (Ис 29. 13; ср.: Ам 5. 21-24). Истинное богопознание невозможно без обращения к Богу, без нравственного изменения личности и стремления творить добро, жить по правде (Ис 1. 16-18). Если забвение Бога Исаия, как и др. пророки, сравнивает с блудом (1. 21; ср.: Ос 5. 4 «дух блуда внутри них»), то истинное боговедение - с «хождением во свете» (Ис 2. 5). Представлению о «духе блуда» как о забвении Господа Исаия противопоставляет образ Мессии, Который будет иметь «дух премудрости и разума… дух ведения...» (11. 2).

http://pravenc.ru/text/674802.html

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18:6), - вот какое тяжкое наказание ждет соблазнителя. Соблазнить же человека можно не только каким-нибудь грехом, скажем пьянством или блудом, но и своим безразличием, равнодушием, гордостью, презрением, а можно и гораздо более страшным образом - отвратив его своим поведением от Церкви, от спасительного пути, так что он, будучи прежде ревностным, впадет в нерадение и его спасение окажется под сомнением. не должно малых сих соблазнять своим презрением, ибо тем самым мы губим не столько их, сколько самих себя, навлекая на себя жестокую казнь. Я думаю, что если в будущей жизни за соблазн мы окажемся столь жестоко наказаны, что лучше было бы повесить нам на шею мельничный жернов и потопить в море, то уже и сейчас, в земной жизни, мы, конечно же, начнем чувствовать в душе такое опустошение, какое испытывает ведомый на казнь человек. Заметьте, обещание этого страшного наказания напоминает собой слова Спасителя об Иуде Искариотском: лучше было бы тому человеку (который предаст Сына Человеческого. - о.А.) не родиться (см. Мф.26:24). Далее Спаситель говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Здесь совершенно ясно, откровенно говорится, что почитаемый нами малым, ничтожным и, может быть, действительно падший и достойный всевозможного презрения человек тем не менее имеет своим заступником ангела, который находится пред лицом Небесного Бога Отца и умоляет о спасении падшего. И мы не знаем, умолит ли ангел Бога или нет и что потом произойдет с этим человеком. Если о нем так беспокоится ангел, не презирая, но моля о его спасении, то как же мы можем пренебрегать ближним и считать его ничтожным и недостойным нашего уважения и внимания. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Братия! Прилично теперь сказать с Апостолом: «Я дошел до неразумия... вы меня к сему принудили» ( 2Кор. 12, 11 ). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает мои силы, и говорить то, что вовсе не пользует душе, хотя и не вредит ей. Мы забыли апостола Павла, который говорит: «гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4, 3 ), а я прибавлю: с чревообъедением и блудом, и сребролюбием, и прочими страстями, о которых мы должны рыдать день и ночь и плакать непрестанно, чтобы множеством слёз совершенно омыть скверну их и сделаться из нечистых – чистыми, из грешных – праведными, из мертвых – живыми. Мы же, напротив, занимаемся только словами, за которые также должны будем дать ответ. Ибо сказано: «Ты воздашь каждому по делам его» ( Пс. 61, 13 ), и еще: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). Нам должно стараться о том, о чём старались Отцы наши авва Пимен и проч. Сие старание научает вменять себя ни во что, ни с кем себя не сравнивать, считать себя землею и пеплом. А то научает считать себя мудрым, приходить в гордость, придавать себе значение, при всяком случае сравнивать себя с другими и чуждаться смиренномудрия. Простите меня, не оттого ли вы сим занимаетесь, что находитесь в праздности? Если так, то подите на «торжище» и оставайтесь там, пока не придет Господин дома и не возьмет вас в виноградник Свой (см. Мф. 20, 3–4 ). Когда бы в сердце вашем было попечение о страшном оном сретении, то вы не вспоминали бы о сем учении. Пророк забывал «есть хлеб» свой ( Пс. 101, 5 ), а мы питаемся изобильно и предаемся нерадению, потому и впадаем в сии умствования. Не того требует от нас Бог , но освящения, очищения, молчания и смирения. Впрочем, мне не хотелось оставить вас в недоумении, также и просить Бога подать мне извещение о сем; я скорбел будучи утесняем тем и другим, и избрал лучше самому подвергнуться скорби, только бы вас избавить от нее, вспоминая сказавшего: «Носúте бремена друг друга» ( Гал. 6, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

И враги человеку – домашние его 202 . Спаситель опять говорит: Не мир пришел Я принести, но меч. Мы ожидаем мира и спокойствия. Мы молимся Богу о том, чтобы все было благополучно в нашей стране, чтобы все было хорошо в нашей семье, чтобы у нас были добрые отношения с родственниками, сотрудниками, соседями. Мы хотим, чтобы обстоятельства общественной жизни тоже благоприятствовали нашему безмятежию. Нам не хочется ни внешней, ни внутренней борьбы – нет, мы мечтаем о том, чтобы и внутри нас также было полное спокойствие и чтобы нам не приходилось бороться с какими бы то ни было страстями: ни с блудом, ни с гневом, ни с гордостью, ни с унынием. Но об этом спокойствии можно сказать словами апостола Павла: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба 203 . Когда мы будет совершенно безмятежны, думая, что все вокруг спокойно, тогда в этом спокойствии и будет таиться самая страшная опасность. Святые отцы говорят: кто не в борении, тот в прелести. Истинный христианин всегда должен испытывать скорби. Конечно, можно понять естественное стремление человека к покою, однако ему следует помнить Евангелие. Мы живем не так, как хотим, а так, как приходится жить. Мы следуем либо законам окружающего нас падшего мира страстей, либо закону Евангелия. Если мы хотим приобрести мир, при котором можно безмятежно жить на земле, то должны идти на бесконечные компромиссы со своей совестью. Если же мы хотим приобрести душевный мир, то, наоборот, должны следовать своей совести и помнить, что утешительный, благодатный, хотя и неполный мир – ибо полного мира на земле не может быть – достигается терпением внешних скорбей и борьбой со своими страстями. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня 204 . Посмотрите, Господь говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня, то есть тот, кто отказывается от страдания, тот, кто не хочет идти, образно говоря, на свою Голгофу, недостоин Спасителя и не может быть Его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010