Некоторые же по своему малодушию, испытав дым, не возжгли огня, поскольку не имели терпения, и особенно потому, что слаба была их любовь ко Господу. Об этом и апостол говорит: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею... то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (ср.: 1Кор. 13:3, 1 ). Любовь – это большое добро, а гнев – это большое зло, которое помрачает душу и делает ее звериной и безумной. Господь, заботясь о нашем спасении, не оставил ни одной части нашей души без защиты; так, если враг борет нас блудом, Господь нас вооружает целомудрием, если борет гордостью, то недалеко смиренномудрие, если восстает ненависть, любовь находится рядом, и хотя враг использует против нас много разных браней, Господь нас оградил большим числом орудий, как для нашего спасения, так и для победы над врагом. И опять я говорю, что гнев есть величайшее зло, «гнев... правды Божия не соделовает», как говорит апостол Иаков ( Иак. 1:20 ). И нам необходимо возобладать над ним, поскольку и он потребен, но в определенное время, ведь нам полезно гневаться на бесов и не полезно гневаться на людей, и хотя бы они нас обижали, нам нужно привести их к покаянию, когда угаснет гнев. Однако гнев есть меньшее зло, чем памятозлобие, а памятозлобие тяжелее всех остальных грехов, ведь гнев помрачает душу только на непродолжительное время, как дым, и затем исчезает, а памятозлобие вонзается в душу и делает ее хуже зверя; посмотри: и пес, лающий на человека, оставляет свою ярость, когда тот даст ему пищи, и другие звери укрощаются со временем; но тот, в ком господствует памятозлобие, ни уговорами, ни продолжительностью времени не может исцелить эту страсть. Потому памятозлобивые люди грешнее и беззаконнее других, ведь они не слушаются Христа Спасителя, повелевшего: «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:24 ); и апостол говорит: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Итак, хорошо вовсе не гневаться. Если же прогневался, то божественный Павел заповедует не оставаться в этой страсти и дня, чтобы не впасть в памятозлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Нет почти минуты покоя; только при всецелом обращении к Богу, при искреннем, слезном покаянии, при сердечном славословии и благодарении Бога водворяется в душе истинный покой и блаженство. А пристрастие сердца к земной красоте, к земному блеску, богатству, к земным сластям сильно бодет и мучит душу, между тем всё земное прельщает и привлекает к себе. Земные блага – подслащенные пилюли с ядом. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека [ Еккл. 12, 13 ]. Мысль и намерение и старание непрестанное сопротивника диавола заключаются в том, чтобы прельстить человеков разными земными благами и прилепить их к оным, дабы они не любили Бога и не пеклись о спасении душ своих, ибо невозможно работать Богу и миру, разделяя душу, по существу своему простую и нераздельную, между любовию к Богу и любовию к миру: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть [ Мф. 6, 24 ]. Вот с этим-то намерением и стремлением противника должно непрестанно и ежедневно нам бороться, всемерно усиливаясь горняя мудрствовать, а не земная, непрестанно воюя с чревом, которое обыкло пленять нас каждый день, с блудом, любостяжанием или корыстолюбием, красотолюбием, с честолюбием, гордостию, тщеславием, злобою, завистию и прочими страстями. 6 июля. 6 июля. Воскресение. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко даровал еси по молитве моей благодать совершить раннюю литургию с теплотою сердечною, возвышенной душою, со слезами, с миром, свободою духа, с дерзновением и громогласно; молебен – так же. Делающий зло другому делает оное прежде всего себе самому – тем паче надо жалеть его, как безумного и подвергающего душу свою гневу Божию и вечной погибели. С любовию и терпением надо исправлять его, а не горя¬чась и сердясь. Последнее не исправит, а повредит делу. На человека смотри чистыми очами, как на сосуд, Божиими руками и Божиею мудростию устроенный, и как на храм Божий. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? [ 1Кор. 6, 19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слова не легко понимаемые, слова, которые должен я изъяснить вам. Что значит «Если бы вы были слепы, греха не имели бы на себе» ? Если бы вы были действительно ничего не знающими, темными людьми, то грех неверия в Меня не вменился бы вам. Надо было бы вам сперва прозреть, сперва уверовать в Меня, и тогда греха не было бы на вас, вы были бы во свете. «Но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Но так как в гордости и самомнении считаете себя зрячими, считаете себя вождями просвещенными народа израильского, то грех остается. Грех состоит в том, что не поверили Мне, что были равнодушны, что сердца ваши были окаменелыми, когда видели бесчисленные чудеса, когда слушали проповедь Мою, учение Мое. Вот именно потому, что все это видели и слышали и тем не менее не веровали в Меня, считая себя зрячими, грех ваш остается на вас, и вы, конечно, останетесь навсегда слепы. Как видите, после того, как Господь Иисус Христос исцелил слепорожденному очи телесные, Он теперь говорит фарисеям о слепоте духовной, и надо понимать это. И надо понимать, что слепы духовно, как были слепы фарисеи, так же слепы все те, в чьи сердца не проник свет Христов, ведь говорил Он о себе: «Я свет миру». Вот о таком свете слышали ли вы когда-нибудь, который не могла бы объять тьма? Нет, не слышали, ибо всякий физический свет может быть объят тьмой, может стать невидим, а свет Христов, который принес Он миру, тьма не может объять, он во тьме светит, как бы густа ни была эта тьма. Несчастные, которые остаются в духовной тьме, это все те, кто знать не желает света истинного, единого истинного Божественного света, который принес людям Господь Иисус Христос. Не зная этого света, находятся в непрестанной тьме все злые люди, все ненавидящие братьев и сестер своих, все богохульники, лжецы, клеветники, нечистые, оскверняющиеся блудом и прелюбодеянием, а прежде всего, все гордые, совершенно лишенные смирения, ибо не могут быть близкими ко Христу, не могут веровать в Него все те, кто идет своим путем, а не путем указанным Им, — все делатели неправды, все немилосердные, и, конечно, все воры, все несчастные бандиты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Смотри, как печется Господь Бог о нашем спасении: Сына Своего единородного не пощадил для спасение нашего, предал Его, с Его милостивейшего соизволения, на такие страдание и смерть, – мало того; смотри: Сын Божий, по благоволению Отца Своего, предлагает нам ежедневно в пищу и питие животворящую плоть и кровь Свой для нашего очищения, освящения, обновления, оживотворения, утверждения, обожения, в залог жизни вечной; и с Собой подает нам все божественные силы к святой, благочестивой жизни ( 2Пет.1–3 ): – что же мы с вами, братия, – человеки ли с разумом и чувством или камни бесчувственные? Если такой безмерной ценой искуплены мы от греха, от диавольской ужасной власти и вечной погибели, – то неужели мы еще добровольно и намеренно будем предаваться гордости, гневу, зависти, недоброжелательству, ужели будем обманывать, обижать друг друга, похищать друг у друга; или пьянствовать, сквернословить или блудом осквернять души и тела, – или сребролюбствовать, немилосердствовать и прочее? Боже сохрани! Что же мы были бы тогда за христиане? Евреи, татары, Магометовы поклонники, были бы тогда лучше нас, да и в самом деле – многие из них живут лучше, честнее христиан. Лучше бы таковым христианам не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди, – говорит св. апостол Петр. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свой блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Пет.2:21–22 ), как говорит он же. Нет, братия мои, будем всегда день и ночь, на всякий час крепко держать в памяти любовь Божию к нам, крестную смерть Сына Божия за наши грехи, вечную казнь Божию грешникам нераскаянным: ибо если с зеленеющим деревом так поступили, т.е. с Праведником Иисусом Христом, то что будет с нами грешными, – и возлюбим добро и всякую правду: смирение, кротость, простоту, милосердие, воздержание, целомудрие, и возненавидим всякий грех . Если будем так себя вести, – то праздники наши и общественная молитва наша будут приятны Богу и нам принесут благоволение и милость от Бога; а если после церковной молитвы будете предаваться пьянству, сквернословию, ругательству, то лучше бы вам и не праздновать и не быть в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ст. 14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Ст. 15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Ст. 16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Старец Валаам, почитавшийся пророком, научил Валака, царя Моавитского и Мадиамского, послать в стан еврейский моавитянок и мадиамитянок для обольщения народа Божия и преклонения его к идолопоклонству. Валак последовал сему совету, и множество евреев впали в преступление, увлеченные блудом и сладострастием. Этим указывается здесь на сущность развратного учения николаитов, которое ненавидит Господь. Не тот еретик, кто обманывает себя, ибо может хулить Бога и несознательно, будучи обольщен другими. За таковую хулу он не будет осужден (см. Мф.12:31-32 ). Ересь начинается там, где происходит духовный рост собственного Я , именуемый гордостью. Тому, кто настаивает именно на своем понимании истины, и Вселенский Собор будет не указ. Таковые и Христа назовут веельзевулом (см. Мф.10:25 ). Именно сознательное противление Истине называется хулой на Святого Духа. Они, как преисполненные именами богохульными, будут убиты мечом уст Божиих (см. Откр.13:6;17:3; 19:21 ). Ст. 17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Догматы Церкви есть тот белый камень, на котором основывается вера человека, не поклоняющегося идолу лжеименного разума, готового любодействовать с любой мыслью и идеей. Как в медном быке, пребывая в разженном похотями мире, ищущие Царства Божиего и правды Его прежде всего в себе не остаются без помощи (см. Мф.6:33 ; Лк.17:21 ). Господь дает им все необходимое для победы над собой. Поэтому Пергамские победители получат в Царстве Божием новое имя, соответствующее их победам.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

VII:10), и «воздающий коемуждо» по делу «его» (Римл. II:6).    Но это слово мое относится не только к живущим в мире, но и к тем, которые, по любви к уединенной жизни, построили себе кельи в горах, потому что они должны блюсти не только тела свои от осквернения блудом, но и душу от всякого сатанинского любостяжания. Ап. Павел рассуждает не о женах только, но и о мужах, и всей церкви, когда говорит, что девствующая душа должна быть «свята и телом и духом» (1 Кор. VII:34), и опять: представьте тела ваши «деву чисту» (2 Кор. XI:2). А как чистую? «Не имущу скверны, или порока» (Еф. V:27). И те девы, у коих угасли светильники, были девы телом, но не чисты сердцем; и хотя муж не растлил их, но растлила их любовь к деньгам. Тело у них было чисто, а душа была преисполнена блуда, потому что ими овладели злые помыслы, — сребролюбие, и жестокосердие, и гнев, и зависть, и леность и забывчивость, и гордость, и все это погубило достоинство их девства. Потому и Павел говорит: «да будет» дева «свята и телом и духом» (1 Кор. VII:34), и опять: «деву чисту представити Христови» (2 Кор. XI:2). Как тело растлевается блудом, так и душа оскверняется сатанинскими помыслами, превратными правилами, нечистыми мыслями. Кто говорит: я девственник по телу, а в душе завидует брату, тот не девственник: его девство растлила связь с завистью. Тщеславный также не девственник: его девство растлила любовь к злословию; вошла (в него) эта страсть — и нарушила его девство. А кто ненавидит своего брата, тот более человекоубийца, чем девственник; и вообще, какою кто одержим бывает злою страстью, ею и растлевает свое девство. Поэтому Павел устраняет (нас) от всех этих злых связей и повелевает нам быть девами, так чтобы добровольно не принимали мы в душу никакого противного помысла.    Итак, зная это, возлюбленные, будем всегда прибегать к Богу, Который и хочет, и может избавить нас от несчастия. Когда надобно умолять людей, то нам необходимо наперед и поговорить с привратниками, и упросить прихлебников и льстецов, и пройти длинный путь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь, создавшей человека по образу и подобно Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верности в малом укрепился в добром произволении, и достиг совер­шенства и твердости непоколебимой, и стал непреклонным ко греху. Но диавол, возгордившейся против Бога и возмечтавшей против Творца своего, сделал участником своей гордости и злобы человеческий род, и старается озлобить его и сделать его скверным в помыслах, чувствах, словах и делах, отторгнуть от Бога на веки. 1) Диавол как главная причина падения. Отношения диавола и человеку: соблазны врага и осквернение им всей человеческой природы Диавол преследует нас с настойчивостью, постоянством, с насилием, – всяким видом грехов и помыслами скверными, лукавыми и хульными, – и гор­достью, и надмением, и озлоблением, и ненавистью к ближнему, или презорством и гнушением, лукавством, злорадством, завистью, жестокосердием, скупостью и сребролюбием, невоздержанием, пьянством и воровством, подобострастием, потворством и по­блажкой грехам, леностью, унынием, неверием, маловерием, ропотом, отчаянием, неверностью, вероломством, изменою, клеветою и лжесвидетельством, поношением и ругательством, сквернословием, ко­щунством, издевательством. Сколько христианину должно бороться со всеми грехами, возненавидеть их и стараться возлюбить Бога, Которому стал чуждым через повторение грехов, – и возлюбить добродетель, которую прежде пренебрегал, презирал и делающих добро осмеивал. – Уклонись от зла и сотвори благо. Все намерения супостата врага клонятся к тому, чтобы растлить естество человеческое различными похотями и страстями, осквернить, удалить от Бога – Источника жизни, умертвить и сделать вечной добы­чей ада, как и сам сделался его первым всельником. Так, заметьте, враг растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, вся­кими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большего разлияния блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущественно блудом всяческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Большинство современных людей пытаются всячески оправдать этот грех. Они воспринимают его как одну из моделей поведения современного человека. Современная обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. У современного человека нет понимания, что: «Храм Божий свят: а этот храм – вы» . ( 1Кор.3:17 ) 5. Блуд как следствие гордости Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа. Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога. Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую. Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность диаволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей. И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд . Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас действовать именно для того, чтобы смирить гордыню , потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает. Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся. Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание .

http://azbyka.ru/sovremennye-aspekty-blu...

Слова дьявола: «если Ты Сын Божий, то бросься вниз» (Ме. 4, 3–9), он толкует в одном случае как искушение в тщеславии, а в другом – как искушение в гордости. Равно и обещание царства мира он сначала понимает как искушение в гордости, а потом – как искушение в сребролюбии 593 . И он видимо склоняется ко второму способу понимания искушений. «Евангелист Лука, говорит он, последним искушением поставляет следующее: «Если Ты Сын Божий, то бросься вниз» ( Лук. 4, 9 ). Здесь можно бы разуметь страсть гордости. А в том, что дьявол , показывая все царства вселенной во мгновение времени, обещал Ему их, ( Лук. 5, 5–7 ), можно понимать страсть сребролюбия, ибо после победы над чревоугодием, будучи не в силах искусить Его блудом (forhicatione), перешел к сребролюбию, которое, как он знал, есть корень всех зол. Будучи побежден и в этом искушении и, не смея больше внушать Ему никакого порока из тех, которые следуют за сребролюбием (ибо он знал, что они происходят от его корня и подстрекательства), перешел к последней страсти – гордости, которой и после победы над всеми пороками можно искушать. Итак, с этим высказанным порядком, который описывается у ев. Луки, и само подстрекательство и образ искушений с которыми враг приступил и к первому и ко второму Адаму, представляются сообразными. Ибо первому Адаму говорил: «откроются очи ваши; второму – И. Христу – показывает все царства мира; там говорит: будете как Боги; здесь: если Ты Сын Божий 594 ». В интересах выделения некоторых наиболее важных страстей преп. Кассиан очевидно пожертвовал последовательностью в толковании указанных мест Евангелия и от этого его теория страстей, конечно, получила некоторое пополнение 595 . Впрочем, выделением преп. Кассианом трех указанных страстей не имеет большого значения в его общем учении о страстях и он, говоря о причинном соотношении страстей, группирует их не около этих трех страстей и разделяет их не на три группы, а на две. В одну группу он вносит первые шесть по порядку страстей, как находящиеся между собой во внутреннем сродстве и причинном соотношении, и указывает на страсть чревоугодия, как на исходное начало для развития следующих пяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   Человек постоянно меняется, он совершенствуется в добре или подчиняется злу. Мы знаем, что нет ничего постоянного до Страшного суда, поэтому потрудимся не гневаться, ожидая, что Господь сам все устроит. И это будет лучше, чем мы себе можем представить. В этом убеждаешься на каждом шагу. До тех пор пока не научимся смиряться, будем терпеть болезни сердечные, потому что Господь попускает падшим духам постоянно бороть нас под левое ребро, чтобы мы видели, сколько мерзости у нас там. А мы показываем и говорим: оскорбил меня так, что не могу простить. Как ты не можешь ему простить, когда ты сам такой же и многих прогневал. Научись быть спокойным. До тех пор пока не переживем болезней сердца, не научимся смирению. О гордости    Человек сам себя не прощает, а не Бог, и это — из-за гордости.    Гордость — величайший человеческий порок. Как он распознается в человеке? По нашим обидам и по нашему отношению к ним. Как только почувствуем себя обиженными , оскорбленными, когда нам скажут или сделают что-нибудь, что нам не нравится, неважно прав этот человек или нет, мы во власти гордости. Возбуждение и смущение после исповеди или ответа духовника, говорит о том, что послушник возгордился, мысленно настроен против духовника, или надеялся на него, как на человека. А Господь это приметил и попустил искушение. О грехе    Нет на свете греха, искреннее раскаяние в котором не было бы услышано Богом    На земле гнездятся всевозможные грехи — основные свойства падших духов. Всякий грех — это мысль, мысленная сила. Падшие духи тешатся.    Одни — гневом, другие — отчаяньем, третьи — блудом. Между ними различаются степени зла. Если человек был под их властью и исполнял их приказания, пока был в теле, и после исхода души из тела, вынужден будет им подчиниться. Нужно быть естественным и немечтательным. А если кто-то что-то возомнит о себе, ясно, что это от падших духов, которые витают среди людей. Св. Иаков Постник говорит: «Цель злых духов бросить всякого человека в телесный грех, чтобы он потерял дар исцеления и чудотворения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010