Авва Зосима оставил после себя «Собеседования», изложив в них изречения древнейших старцев об аскетических подвигах. Преподобный Марк Подвижник Преподобный Марк еще в молодые годы удалился в Нитрийскую пустыню, где предался подвигам воздержания и непрестанной молитве и столь преуспел в духовной жизни, что еще при жизни прославился многими чудесами. Его любимым занятием было чтение Священного Писания, которое он знал наизусть. Строгая подвижническая жизнь даровала святому название «аскета» среди нитрийских монахов. Скончался в середине V века, прожив сто лет. Преподобный Марк написал поучения на аскетические и общехристианские темы. Из них известны: «О тех, которые думают оправдаться делами», «Ответы сомневающимся о крещении», «Глава о воздержании», «Состязание ума с душек», «О Мелхиседеке» и другие. Блаженный Диадох, епископ Фотики йский Святой Диадох был учителем Фотикийский церкви во второй половине V века. О происхождении и жизни святого Диадоха до епископства ничего неизвестно. Епископ Утийский Виктор в предисловии к «Истории вандалов», написанной им около 490 года, называет себя учеником Диадоха и прибавляет, что «сей блаженный Диадох достоин быть превознесенным всякими похвалами». Святой Диадох славился святой жизнью и премудрым учением. Из его писаний известны: «Слово на Вознесение Господне», «Слово против ариан» и «Слово подвижническое». Преподобный Иоанн Карпафский Сведений о нем почти нет. Известно, что он жил в V веке и был родом с острова Карпаф (между Родосом и Критом) или подвизался на нем. Написал «Увещательные главы» к индийским монахам, научая их претерпевать скорби и находящие искушения. Преподобные Варсануфий и Иоанн Преподобный Варсануфий, по происхождению египтянин, жил в vi веке. Придя в Палестину на поклонение святыням, он остался там у старца Маркелла, а впоследствии стал подвизаться в обители Газской иод руководством аввы Серида. Стремясь к уединению, он вместе с подвижником Иоанном вышел из Серидова монастыря и затворился в келье. Преподобные Варсануфий и Иоанн пребывали в глубоком безмолвии, так что считали келью своим гробом. Вопрошающим у них они давали ответы только через авву Серида. По кончине своего друга, прозорливого Иоанна, который прожил с ним в затворе 18 лет, и после преставления аввы Серида, преподобный Варсануфий, ради непрестанного общения с Господом, отказался от всякого общения с людьми и принял на себя совершенное молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Диадоха о том, что любовь «самую душу соединяет с совершенствами Божьими» (гл. 1, конец: σονπτει τν ψυχν τας ρετας το Θεο); здесь любовь к Богу представляется как πνευματικ συνφεια, как выражается Василий Великий о любви к ближним (Epist. clas. II, ср. 154. Μ. XXXII, 609 С.). Есть у бл. Диадоха замечания о любви к Богу, из которых может быть образовано определение духовной любви по её действию на душу (κατ νργειαν); в этом отношении она есть а) упоение (μϑη) души (гл. 8, сноска μεϑουσα ψυχ τς γπης. И. Лествичник Λγ. 30. Μ. LXXXVIII, 1156 В.) γπη... κατ δ νργειαν μϑη ψυχς); в) совершенное изменение ( τελεα λλοωσις, см. Определения . 10), происходящее во всем внутреннем человеке и простирающееся на внешнего (гл. 14). В определении любви, как полном изменении подвижника, положено бл. Диадохом основание для учения об экстатической любви к Богу ( Максим Исповедник Capit. quinq. centenor. centur. V, с. 85. Μ. ХС, 1384: κστατικς ϑεος ρως. Диадох, см. Определения . 5: τ κστναι Θε; гл. 14, сноска κστς... τ γπη το Θεο). Эта любовь, – по словам Максима Исповедника , – не позволяет любящему Бога любить самого себя (1. с.); такой любовью и свойственной ей экстатической силой ( κστατικ δναμις) обладал ап. Павел ( 2Кор. 5:13 ). Можно даже подумать, что Максим Исповедник , составляя главу об экстатической любви, имел перед глазами то, что гораздо яснее писал о ней бл. Диадох. «Любящий себя самого, – говорит он, – не может любить Бога», как ищущий своей славы, а не славы Божией; «не любящий же самого себя по причине чрезвычайного обилия любви к Богу, – этот любит Бога» (гл. 12), ищет только Его славы, а не своей (ibid.): «обитая в своём теле, он движением души непрестанно через любовь уходит к Богу, – как раз навсегда удалившегося (κστς) от любви к самому себе по любви к Богу» (гл. 14, сноска 2Кор. 5:13 ). Чрезвычайное обилие любви, самозабвение ради Бога, желание выйти из тела, оставить временную жизнь и отойти ко Господу (гл. 91), сила чувства, проникающая до костей (гл. 14, сноска даже нежелание пищи (гл. 90) – вот свойства экстатической любви, о которой говорит бл. Диадох. Любовь к ближнему (гл. 15, сноска το πλησου γπη) также разделяется бл. Диадохом, подобно другим церковным писателям на два вида:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Исследования К сноске Aσωματικα νωμαλαι  – телесные расстройства. В гл. 54 бл. Диадох с аскетической точки зрения выясняет качество отношения монаха к телесным расстройствам. Его речь об этом предмете служит продолжением его рассуждений (в гл. 53) о врачевании телесных болезней; здесь он означает норму, которой определяется нравственное качество как положительного, так и отрицательного отношения аскетов к телесному врачеванию. Такой нормой служит указанный автором в определении (см. Определения . 10) признак «совершенного изменения (в нравственном отношении из худшего состояния в лучшее), – в наслаждении Богом ужас смерти считать радостью. Надлежащее применение этой нормы уясняется учением бл. Диадоха о телесных расстройствах и душевных расположениях к ним подвижников. Под телесными расстройствами бл. Диадох разумеет разные страдания (τ διφορα πϑη, гл. 94), болезни (νσοι, гл. 54 и 94) и вообще немощи как телесные, так и душевные (σϑνειαι). «Ныне, – говорит он, – немощами мы называем лукавые помыслы и телесные расстройства» (τς σωματικς νμαλες, гл. 94). Расстройства, коим подвергаются тела подвижников, он признаёт неизбежными спутниками подвижничества, называя их беспрестанными (συνεχες νωμαλαι, τ συνεχς τν νσων, гл. 94). Виновниками телесных расстройств бл. Диадох считает Бога, попускающего немощи, и дьявола. В божественном попущении немощей проявляется воля Господня ( βουλ το Κυρου, гл. 94), испытывающая человека трудами и немощами (δι πνων κα σϑενειν δοκιμασϑ, ibid.). Цель этих немощей двоякая: ими, с одной стороны, воспитываются в подвижнике смирение ( ταπενωσις), твёрдость (σφλεια) и терпение (πομον), необходимые для сохранения «божественного дара» (τ ϑεον δρον); таковым даром у апостолов, подвергавшихся «смертоносным побоям и различным другим скорбям» (ibid.), были сила Божия, чрезвычайность откровений ( 2Кор. 12:7, 9 ), а у подвижников «печать добродетели Божией (т. е. совершенства Божии, печать красоты Божией (το κλλους το ϑεου σφραγς); с другой стороны – непрерывными немощами подвижники предохраняются от тщеславия и превозношения, научаясь познавать, что сила Божия в немощах совершается ( 2Кор. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

2. До вод иллирийских от востока пречудный Павел 33 стал известен благодаря учению о Жизни; твои же, Диадох , слова обрели славу, пройдя обратный путь от Иллирика до востока. 3. Имея в твоем уставе и законе духовном скрижаль, начертавающую на земле небесное житие ангелов, хоры назореев рукоплещут, Марк, славной памяти твоей. 4. Полки умов воспевают Тебя, Преславная Отроковица, возрастившую для вселенной Христа и исполнившую всех радостью вечной жизни, как Владычицу, Деву и Царицу мира. Песнь 3. Утверди мене, [Христе, на недвижимом камени…] 1. Неподражаемыми в добродетелях и законодателями жизни невещественной в веществе почитаем вас, преподобные Диадох и Марк, упряжь святая, богоносная. 2. Хотя ты и был обременен заботами иерарха, однако уразумел Давидово [слово]; «единым» 34 , Диадох, ты пожил, определив подобающее для несупружного жития. 3. Христос, повелевая тебе наполнить 35 высший мир, о общий [для всех] отче, послал [тебя] приводить к Нему тех, кто хранит твои заповеди. 4. Ты, Чистая, ставшая душою и телом прекраснее, чем все, бывшие от века, Ты, Дева, родила, родила Того, Кто Прекрасен красотою Божественной. Песнь 4 Разумех, Всесильне… 1. Законом древле Моисей отделил соплеменников от язычников; вы же – от земли для небесных обителей. 2. Имея в твоей книге, Диадох, средство к покорению неба, иноческий чин воспевает тебя как лествицу. 3. Кто окрылен твоими, Марк, заветами, тот, воспарив, упокоится там, где цель и предел всех желаний. Приложение 2. Чтение на 5 марта из «Синаксаря» прп. Георгия Святогорца Рукописи: I – Athous, Iviron, georg. 30, 1071 г., ff. 182v–183r; S – Sinai, georg. 4, XI в., f. 120r–v. Текст издается по рукописи I с учетом чтений из S, которые в основном сводятся к орфографическим вариантам. Сокращения раскрыты и отмечены скобками – [ ]. Сохранена пунктуация подлинника (согласно I). Из языковых особенностей грузинского текста афонской рукописи I укажем следующие: 1) гласная [o] заменяет [u]: [pap’noti], «Пафнутий» (то же характерно для S), , «бессловесные» (в S классическая форма );

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

6) Отцы означенного времени передают не всю молитву не по особым соображениям, как думали Каллист и Игнатий Ксанфопулы, но потому, что она не существовала ещё в одной общепризнанной и неизменной форме. К числу отцов, передающих молитву Иисусову в краткой форме по указанной нами причине, относится и бл. Диадох. Из многих глав аскетического творения этого писателя видно, что он знает молитву Иисусову состоящей из двух слов: Κριε ησο и что она, по свидетельству его, представляла собой не что иное, как призывание имени Господа Иисуса (гл. 59 и 61: τ, Κριε ησο; гл. 31: τ νομα το Κυρου ησο; гл. 32: νος ...μεμνημνος προσεχς το Κυρου ησο; гл. 85: ν... νϑρωπος... παστως πικαλται τν Κριον ησον; гл. 88 и 97: μνμη το Κυρου ησο). На такой состав молитвы Иисусовой указывают: а) наименование её μα, ητν (гл. 59); в) многие, употребляемые автором, выражения, относящиеся к этой молитве и указывающие на состав её (гл. 31: τ γιον νομα, Ibid, τ γιον κα νδοξον κενο νομα; гл. 59: κενο τ νδοξον κα πολυπϑητον νομα). Сими выражениями ясно указывается на то, что в молитве Иисусовой обозначается только имя Спасителя. с) Экзегетические основания, показывающие необходимость непрестанного занятия именем Спасителя. Они заимствуются автором у ап. Павла. Сказав о том, что уму, имеющему влечение к памятованию о Боге, необходимо дать для непрестанного занятия только: Господи Иисусе, автор, в подтверждение сказанного, ссылается на выражение ап. Павла: никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ; Диадох, гл. 59). Из сих слов Апостола автор выводит заключение, что в то время, когда мы произносим оное святое имя, Святой Дух (или благодать, гл. 59, научающий нас молиться, как должно ( Рим. 8:26 ), совосклицает вместе с нами: «Господи Иисусе», подобно тому, как в нём же (Святом Духе), называя Бога Отцом, вопием: Авва Отче ( Рим. 8:5 : Диадох, гл. 59). Из этих рассуждений автора следует прямой вывод, что, по его мнению, молитвенное призывание Иисуса так же должно состоять из двух речений, как из двух же слов состоит и молитвенное вопияние к Богу Отцу (ββ Πατρ гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Следовательно, в названии богословия ранним рождением должно усматривать иной смысл. Всё подвижническое делание бл. Диадох разделяет (Исследования. К сноске на три части: начальную, среднюю и заключительную; они представляют собой разные ступени нравственного совершенства подвижника; к первой причисляются иноки, находящиеся в начале духовного подвига, уже начавшие очищаться от страстей, но ещё не достигшие середины подвигов. К этому-то начальному периоду подвига иноков, ещё младенчествующих в отношении к духовному совершенству, и относится проявление дара богословия, как ясно говорит об этом бл. Диадох в гл. 69. «В начале» подвигов благодать весьма ощутительно озаряет своим светом душу с той целью, чтобы поставить нас радующимися «на путь божественных созерцаний»: в этом действовании благодати обнаруживается призывание подвижника «из неведения к знанию» (ξ γνοας ες γνσιν); при продолжении же подвигов (προιντων δ τν γνων) благодать уже неведомо (γνστως) производит свои тайны в богословствующей душе (τ ϑεολγω ψυχ), чтобы в середине подвигов (ν δ τ μσ τν γνων) сохранить наше знание нетщеславным (гл. 69). Таким образом, время рождения дара богословия относится к начальному периоду подвижнической жизни инока; отречение от имущества «ради славы евангелия Христова» и желание «в боголюбезной бедности благовествовать богатство царства Божия» (гл. 66), очищение от страстей и от всякого житейского пристрастия есть приготовление к принятию дара ( Ефрем Сирин , Περ ρετς, с. 10; р. 157), потому что вразумляющая нас благодать Святого Духа, – говорит Ефрем Сирин , – тогда освещает наше сердце, когда находит его успокоенным освобождением от страстей (ibid). Из сказанного видно, что в названии богословия ранним порождением благодати бл. Диадох выражает ту мысль, что дар богословия проявляется в начале подвигов, а затем он постепенно раскрывается по продолжению подвигов. Эта мысль находится в согласии с рассуждениями автора о дарах богословия (гл. 67). Та последовательность, в какой перечисляются эти дары, показывает, что он ставит их в связь со ступенями развития богословия: чем шире ( πανϑωρος), глубже и возвышеннее становится богословие, тем выше и духовные дары его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). Жить для Бога всю жизнь: Схимонах Диадох (Дружинин). День памяти — 13 мая Источник: Мальчик пошел в свою комнату и, сев в углу, стал просить Господа, чтобы Он пришел к нему. Долго он так сидел. Вскоре, непонятно отчего, потекли у него слезы, и Дмитрий почувствовал в своем сердце что-то необычное, невероятно сладкое и совсем необъяснимое. Он упал на колени и еще сильнее заплакал. Это не было похоже ни на что из того, что он испытывал раньше, — слезы были приятными и успокаивающими. Дмитрий хотел что-то сказать, но у него вырвалось из уст лишь одно слово: «Господи!» Схимонах Диадох (в миру Дмитрий Митрофанович Дружинин) родился в 1866 году в семье мещанина из города Ростова Рязанской губернии. Благочестивые родители воспитывали мальчика в вере и согласии. Дмитрий с ранних лет полюбил ходить в церковь, он с нетерпением ждал субботнего вечера, когда вся семья шла в храм на повечерие и исповедь. Когда другие дети шумно бегали вокруг храма, он уходил в самые затаенные уголки внутри церкви и внимательно наблюдал оттуда за происходящим. Его удивляло, что здесь, внутри церкви, даже самые буйные его соседи вели себя очень тихо, спокойно и смиренно. «Наверное, они кого-то боятся или кого-то стесняются, — думал мальчик. — Но кого? Почему Его не видно?» Эти вопросы очень волновали будущего подвижника. Мама говорила, что есть Всемогущий Бог, который все знает и который все видит. Но почему Он не показывается здесь и почему люди Его боятся, если Его здесь нет? Он не знал, кому задать эти свои детские вопросы. Опять помогла ему мама, сказав, что Бог в его сердце! Но у Дмитрия теперь возникли новые недоумения: как может Всемогущий Бог вместиться в его сердце? И как Он может жить одновременно во всех сердцах? Ему было неудобно больше беспокоить маму, и он решил эти вопросы задать человеку, которого все считали главным знатоком Господа Бога, — приходскому священнику. Священник, выслушав мальчика, ответил: «Чадо, Бог есть Дух, невидимая сила и может быть везде одновременно, и, если ты позовешь Его, Он придет и в твое сердце, только ты сильно попроси и выброси из своего сердца все лишнее: мечты, сны, игры и прочее, и тогда Бог поселится в твоем сердце».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=256...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита , жившего в I в. В трактате «О божественных именах» автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, «О таинственном богословии» он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате « О небесной иерархии», после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы. В трактате «О церковной иерархии» описывается жизнь церкви: таинства крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства. В VII в. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. Цит. по Patr. Migne. PG, t. 3–4 и отдельных изданий. Диадох Фотики йский (ок. 400 -сер. 80-х 5 в.) – святой. Родился блаженный Диадох около 400 года. Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г). В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген. Кончину блаженного Диадоха относят к середине восьмидесятых годов V века. Святой Диадох славился святой жизнью и премудрым учением. Два вопроса особенно подробно рассматриваются св. Диадохом в его главнейшем труде «Сто гностических глав о духовном совершенстве»: первый – о различии между действием благодати и сатанинским действием; второй – богословское описание образа, каким оба они действуют в христианине в отличие от их действия в некрещеном человеке. Является его богословской заслугой, что он сделал более ясным значение крещения в духовной жизни. Цит. по книги «Capita de perfectione spirituali» и Добротолюбию (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Писания и собственного опыта. Из первого они заимствовали три доказательства: а) из Евангелия Иоанна: Говорящие, – пишет бл. Диадох, – что «в сердцах верующих вместе пребывают два лица – благодати и греха», желают основывать своё предположение на том, что сказал Евангелист: и свет во тьме светит и тьма не объяла его ( Ин. 1:5 ), утверждая, что «божественная светлость никоим образом не оскверняется сопребыванием лукавого, хотя бы и каким бы то ни было образом божественный свет приблизился в душе ко тьме демона» (гл. 80). Ни приведённые слова евангелиста Иоанна, ни мысль о возможности сопребывания божественного света вместе с демонской тьмой не приводятся во всех, перечисленных выше, источниках, трактующих о мессалианстве; следовательно, в этом отношении аскетическое творение бл. Диадоха служит дополнением к ним. в) Из евангелия Матфея. Предположение, что в уме вместе с благодатью существует и грех, подкреплялось словами Господа: а исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния... ( Мф. 15:18–19 ; Диадох, гл. 83). И это доказательство приводится только в аскетическом сочинении бл. Диадоха. с) Из послания an. Павла к Римлянам. Преп. Марк свидетельствует, что недоумевавшие о святом крещении в подтверждение своего мнения о пребывании благодати и греха (наследственного в крещённых, ссылались на ап. Павла, сказавшего о себе: вижду ин закон, противувоюющ закону ума моего ( Рим. 7:23 ). Бл. Диадох подтверждает ясно свидетельство пр. Марка своим изъяснением приведённых слов ап. Павла (гл. 82). Состязатели в священных подвигах ссылались и на опыт внутренней жизни в доказательство своего предположения, что и после крещения (μετ τ βπτισμα) грех остаётся в душе. То обстоятельство, что мы в одно и то же время помышляем о добром и худом, давало основание предполагать, что в уме крещаемого существуют два начала – Святой Дух и сатана (гл. 83, 85 и 88). И преп. Марк указывает на этот аргумент недоумевающих о святом крещении. Из полемики бл. Диадоха видно также, что последователи опровергаемых им мнений учили, что очищение от греха (δι τ ξ γνων ττηϑναι τν μαρταν, гл. 85) производится подвигами; при посредстве же их приобретается бесстрастие (гл. 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010